Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Конспект внеурочного занятия кружка "Я- исследователь." На данном занятии дети на основе знакомства сл свойствами воды познакомились с терминами тезис, доказательство, вывод. Разбились на три группы. Каждой был предложен текст, в котором нужно было выделить красным цветом тезис, синим цветом -доказательство, зелёным -вывод.Затем, дети выполняли практическую работу, наблюдали за свойствами воды, переливая её из стаканчика в тарелочку. Добавляли пищевой краситель. Определяли тезис в своих рассуждениях. доказывали его, делали вывод. Было интересно. Дети научились рассуждать и делать выводы.

Посмотрите также:

Наверх Бесплатные презентации по различным предметам, 2016—2019
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия внеурочной деятельности "Я-исследователь" на тему "Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент".

Тема: Наблюдение и наблюдательность. Что такое эксперимент?

проведение простейших экспериментов;

формирование мотивации к занятию учебно-исследовательской деятельностью

Оборудование:

плакаты с условными обозначениями методов исследований

предметы, рисунки для проведения эксперимента

Ход занятия

I. Организационный момент

Ребята, сядьте в круг. Улыбнитесь друг другу. Поделитесь своей улыбкой друг с другом. Теперь мы – команда. Нам предстоит сегодня узнать что-то новое.

II. Вступительная беседа

Давайте с вами вспомним кто такой исследователь?

(Человек, занимающийся научными исследованиями)

Какие методы исследования вы знаете? Давайте вспомним их и развесим условные знаки этих методов на доску. Одни называют, другая группа вывешивает на доску.

Методы исследований:


Спросить у другого человека (родители, учитель, одноклассники)



Посмотреть в книгах, энциклопедиях


Посмотреть по телевизору (по теме исследования)


Получить информацию у компьютера



Спросить, позвонить специалисту.


- Молодцы. Сегодня мы знакомимся с новыми понятиями : наблюдение, наблюдательность, эксперимент. Разделимся на 4 группы. Используем известные методы исследований.



Остальные думают и высказывают свое мнение.

Наблюдение - целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности; выделяют научное наблюдение, восприятие информации на приборах, наблюдение как часть процесса художественного творчества и т. п. Основное условие научного наблюдения - объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).

Наблюдательность — восприятие и запоминание личностью окружающего мира. Способность подмечать ускользающие от других частности, подробности явлений, фактов.

III. Знакомство с методами


Сегодня мы сможем наблюдать, быть наблюдательными и экспериментировать. Мы - экспериментаторы.

Какие эксперименты бывают?



Да, это эксперимент, проводимый в уме. Смотрим – глазами, слушаем – ушами, думаем – головой.

На нём изображено солнце и геометрические тела. Правильно ли художник нарисовал их тени? Какая тень соответствует каждому из изображённых геометрических тел?

(Фигуре 1 соответствует тень b, фигуре 2 соответствует тень a, фигуре 3 соответствует тень c.)

Посмотрите, мы в уме, не работая с реальными предметами, сделали умозаключения, то есть провели мысленный эксперимент.


Краткое описание: Конспект внеурочного занятия кружка "Я- исследователь." На данном занятии дети на основе знакомства сл свойствами воды познакомились с терминами тезис, доказательство, вывод. Разбились на три группы. Каждой был предложен текст, в котором нужно было выделить красным цвет

МБОУ ООШ №2 р. п.Хор Хабаровский край

Павлова Зоя Николаевна

Тема занятия: Наблюдение и экспериментирование

Формировать умение правильно строить рассуждение - учить детей находить правильное решение и доказывать правильность своего выбора с помощью опытов.

Развивать умение работать в группах. Развивать память, внимание, мышление, логику.

Воспитывать чувство коллективизма. Прививать интерес к самостоятельным исследованиям. Показать необходимость воды в нашей жизни.

I. Организационный момент.

Класс разбит на 3 команды.

Ну - ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

II. Актуализация знаний. Выведение темы занятия.

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо,

Чтобы дождик лился с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды -

Жить нельзя нам без ….

(Учитель выставляет на доску Капельку)

И вот эта Капелька воды будет присутствовать у нас на уроке.

- Давид, переверни Капельку и прочитай, чему она поможет научиться сегодня.

- Сегодня мы будем учиться правильно рассуждать, доказывать свою мысль.

Одно дело - думать иначе, чем остальные, другое - убедить в своей правоте, отстоять свое мнение. И этому мы сегодня будем учиться. А поможет нам в этом самая обыкновенная вода.

На самом деле вода необыкновенная, вот об этом мы и будем сегодня рассуждать.

III. Отработка структуры расссуждения.

Наша капелька в школе, к сожалению, не учится. Об учёбе знает не много. Выскажите ей, пожалуйста, любую мысль, любой тезис об учёбе.

- Учиться - всегда пригодиться.

- В школе нужно хорошо учиться.

- Достаточно ли только тезиса, чтобы все поверили?

- Оказывается, нет, нужно свое утверждение, свой тезис еще и доказать.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - это любые объяснения или действия, которые устанавливают, что наш тезис верный.

Докажите Капельке, что ваша мысль об учёбе правильная.

- А из любого доказательства обязательно следует ВЫВОД. Итог, который мы получили после нашего доказательства.

- Сделайте вывод об учёбе.

Таким образом, в рассуждении обязательны части: тезис (утверждение, которое нужно доказать), доказательство (объяснения), вывод (обобщение).

IV. Самостоятельная работа.

Выработка умения находить в тексте тезис, доказательство, вывод.

1. - А теперь вернёмся к нашей гостье к Капельке воды.

Она предлагает прочитать короткие рассуждения о ней и выделить в них тезис красным карандашом, доказательство - синим, а вывод - зелёным.

Членам каждой команды даются одинаковые тексты. Ребята могут помогать и советоваться друг с другом.

Вода нужна всему живому на Земле.

Без питья не может обойтись ни человек, ни зверь, ни птица, ни рыба. Даже самому маленькому насекомому вода необходима. А растения без воды просто засохнут.

Я понял, что без воды всё живое погибнет.

Воду не надо загрязнять.

Потому, что от загрязнения воды страдает всё живое: и животные, и растения. Грязная вода вредна для жизни и здоровья человека.

Поэтому воду нельзя загрязнять.

Вода нас не только поит.

(Днем и ночью по рекам, морям, океанам плывут рыболовные суда, теплоходы, военные корабли. Вода добывает электрический ток, работая на электростанциях. Без воды дома нельзя приготовить обед, постирать, помыть посуду. Вода нужна на стройке, на заводе, фабрике, в аптеке.

Таким образом, вода нужна не только для питья.

Воду нужно беречь.

Её много в морях и океанах. Но морская солёная вода непригодна для питья, а также для многих заводов и сельского хозяйства. Пресной воды на Земле не так уж много. Кому-то её уже сейчас не хватает.

Значит, воду нужно экономить.

2. Проверка самостоятельной работы.

Дети сами выбирают, кто будет читать текст. При этом встают все члены команды.

V. Лексическая работа

Есть в языке специальные слова, которые помогают правильно сформулировать вывод. Давайте зачитаем только первые слова вывода.

Дети читают, а учитель записывает на доске:

- Используйте их в своём рассуждении.

VI. Составление рассуждений на основе опытов.

- Ну, что ж, мы теперь знаем, как составлять правильное рассуждение. Наша гостья - Капелька хочет послушать ваши самостоятельные рассуждения.

Представьте, что наша комната научно-исследовательская лаборатория. Нам нужно исследовать свойства воды и на основе опытов составить рассуждения.

Дать детям 2 стакана: 1 - с водой, 2 - пустой.

- Как вы думаете, вода жидкая или твёрдая? Докажите.

- Перелейте воду из одного стакана в другой. Льется вода? Почему?

Вывод: вода жидкая, льется.

Рассуждение: Вода жидкая. Если мы возьмём воду и перельём её из одного стакана в другой, то она перельётся. Значит вода - жидкая.

- Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Какого же тогда цвета вода? (Бесцветная)

Рассуждение: Вода бесцветная. Возьмём полоски цветной бумаги и сравним их с водой. Ни одна полоска не похожа по цвету с водой. Таким образом, вода - бесцветна.

- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? (Посмотрите через стакан с водой или опустите в воду ложку).

Рассуждение: Вода прозрачная. Опустим в стакан ложку. Мы её видим и сквозь воду. Значит вода - прозрачна.

Знаете ли вы вкус соли, сахара, лимона, лука? Вам хорошо знаком вкус яблок, картошки, помидора, хлеба, торта. Попробуйте воду в стакане на вкус. Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой? Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к воде. Вывод: вода не имеет вкуса.

Рассуждение. У воды нет вкуса. Вода по вкусу не похожа на вкус яблока, картошки, хлеба, торта. Её нельзя назвать ни солённой, ни сладкой, ни горькой, ни кислой. Вот почему я понял, что у воды нет вкуса.

Когда мама печет пирожки и булочки, аппетитный запах вы почувствуете за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи. А понюхайте воду, чем она пахнет? Вывод: вода не имеет запаха.

Рассуждение. У воды нет запаха. Она не пахнет как пирожки и булочки. Не пахнет цветами или духами. Значит, вода совсем не имеет запаха.

Если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды.

- Что можно сказать о форме воды?

Рассуждение. Вода не имеет формы. Мы перелили воду в стакан, она приняла форму стакана. Перелили в тарелку, она стала по форме, как тарелка. Поэтому я решил, что вода не имеет формы.

VII. Итоги занятия.

Наша научная лаборатория закрывает свою работу.

Вы сегодня хорошо поработали.

Чему мы сегодня научились?

Из каких частей состоит рассуждение?

Кто нам помог научиться рассуждать? Давайте скажем за это капельке большое спасибо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

спасибо за ваш сайт, он очень полезен для студентов, учащихся и учитлей.!

Тема занятия: НаБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Класс: 2 б

ДАТА: 04.05.2018.

Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, делать выводы.

Направленные на достижение личностных результатов:

Формировать широкую мотивационную основу деятельности.

формировать понимание причин успеха/ неуспеха в своей деятельности.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности.

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, устанавливать аналогии.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение различать способ и результат действия.

Материалы для учащихся: Ножницы, стакан с водой.

Материалы для учителя (оборудование): Презентация, технологическая карта, перья, лист бумаги.

Тема занятия: НаБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Класс: 2 б

ДАТА: 04.05.2018.

Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, делать выводы.

Направленные на достижение личностных результатов:

Формировать широкую мотивационную основу деятельности.

формировать понимание причин успеха/ неуспеха в своей деятельности.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности.

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, устанавливать аналогии.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение различать способ и результат действия.

Материалы для учащихся: Ножницы, стакан с водой.

Материалы для учителя (оборудование): Презентация, технологическая карта, перья, лист бумаги.

Тема занятия: НаБЛЮДЕНИЕ И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТЬ. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕХНИКИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

Класс: 2 б

ДАТА: 04.05.2018.

Цель: Развивать у детей наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, делать выводы.

Направленные на достижение личностных результатов:

Формировать широкую мотивационную основу деятельности.

формировать понимание причин успеха/ неуспеха в своей деятельности.

Направленные на достижение метапредметных результатов:

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения запланированной деятельности.

Умение осуществлять синтез как составление целого из частей. Проводить сравнение, устанавливать аналогии.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение различать способ и результат действия.

Материалы для учащихся: Ножницы, стакан с водой.

Материалы для учителя (оборудование): Презентация, технологическая карта, перья, лист бумаги.

Читайте также: