Как отличить диалог от монолога 2 класс конспект урока школа россии

Обновлено: 04.07.2024

2) отличительные особенности диалога и монолога.

3) правила построения диалога и монолога.

Диалог – это речь двоих или нескольких лиц.

Монолог – это речь одного лица, обращенная к слушателям или к самому себе.

Реплика – это высказывание говорящего в диалоге.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 61–64.

Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С.10-14.

Канакина В.П., Щеголёва Г.С. Русский язык. 2 класс. Контрольные работы. – М.: Просвещение, 2018. — С. 12-19.

Канакина В. П. Русский язык. 2 класс. Тетрадь учебных достижений. – М.: Просвещение, 2017. – С. 6—7.

Канакина В. П. Русский язык. Раздаточный материал. Пособие для учащихся. 2 класс. – М.: Просвещение, 2018. — С. 3.

Открытые электронные ресурсы по теме урока

Теоретический материал для самостоятельного изучения.

Радость от общения друг с другом испытывают многие люди! Замечательно обсуждать с друзьями идеи, высказывать своё мнение. Разговаривать можно вдвоём, втроём и, даже, целой компанией. В таком общении мы используем особый вид речи – диалог.

Диалог — это разговор двух или нескольких лиц.

Настоящий диалог получается только тогда, когда у каждого говорящего есть возможность высказаться. Каждое такое высказывание участника диалога называется репликой. На письме каждую реплику записывают с новой строки, и перед каждой ставится особый знак – тире.

«Вдруг у самого крыльца кто-то сказал:

рыть под крыльцом всеми четырьмя лапами.

Когда он вырыл большую яму, оттуда выскочил маленький серый Мышонок.

— Пи-пи-пи,— запищал Мышонок. — А кто так сказал?

— Близко?— заволновался Мышонок.

— Вот здесь, совсем рядом,— сказал Щенок.

Герои сказки – Щенок и Мышонок разговаривают друг с другом

Сейчас они прозвучали отдельно. Конечно, в этом случае об общем направлении разговора можно догадаться. Но смысл диалога становится неясным. Поэтому очень важно, в какой последовательности реплики следуют в диалоге.

Когда при общении говорят несколько человек одновременно, не стараясь понять смысл высказываний собеседника – это диалогом уже назвать трудно. Вспомни, как кричат торговцы на рынке: каждый свое. Они не обращаются друг к другу. Это не диалог.

Люди общаются в диалоге для того, чтобы обменяться мнением и найти взаимопонимание. Так при каких же условиях диалог будет успешным?

  • Первое условие: в разговоре должны участвовать два или несколько человек.
  • Второе условие: каждый разговаривающий должен иметь возможность высказаться – произнести реплику.
  • Третье условие: реплики участников диалога должны чередоваться в определенной последовательности.
  • Четвертое условие: каждая последующая реплика должна быть ответом на предыдущую реплику собеседника.
  • Пятое условие и самое главное: каждый участник диалога должен строить свои высказывания, прислушиваясь к своим собеседникам, стараясь понять, о чем говорят они.

Мы постоянно используем диалог в повседневной, обычной жизни. Диалог звучит и тогда, когда нужно спросить о чем-либо и получить ответ. И когда нужно убедить другого совершить какой-либо поступок. И когда необходимо уточнить мнение окружающих по какому-либо вопросу.

А разве в общении мы используем речь одного? Конечно! Вспомни ситуации на уроке, когда учитель рассказывает о чем-либо всему классу. Или выступления государственных деятелей, например, президента страны. Можно вспомнить и артистов на сцене. Оказывается, в жизни много ситуаций, когда необходим монолог.

В монологе тоже есть участники: выступающий и слушатели. Только вот высказываться может один из всех - выступающий. У него очень сложная задача – говорить нужно так, чтобы слушатели всё поняли сразу. И всё потому, что у слушателей нет возможности уточнить что-либо: они только слушают.

Если говорит один – это всегда монолог. Но качество монолога зависит от выполнения нескольких условий:

  • Первое условие: использовать в речи литературный стиль.
  • Второе условие: свои мысли выражать четко и внятно, тщательно подбирая слова.
  • Третье условие, очень важное: говорить так, чтобы произвести впечатление на слушателей, чтобы поняли и приняли твои мысли.

В школе ты часто бываешь участником и диалога, и монолога. Особенно ответственно, когда ты в монологе принимаешь роль выступающего: за это ты получаешь оценку. Но теперь ты владеешь некоторыми секретами и диалога, и монолога и значит, половина успеха у тебя уже есть! Осталось полшага до успешного ученика! Удачи!

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание. Отметьте вид речи.

Отметьте название вида речи, представленного в тексте:

  • Бабушка-бабушка, я чья дочка?
  • Ты Федина дочь, моего сыночка.
  • Мой папа большой, совсем не сыночек!
  • Сыночек. Брат четырёх моих дочек.

Подсказка: Вспомните признаки диалога:

- Каждый участник высказывается.

- Реплики следуют по порядку, друг за другом.

- Участвуют несколько человек.

- Каждая последующая реплика является ответом на предыдущее высказывание.

Правильный ответ: ДИАЛОГ

Задание. Поставьте номер в таблицу.

Поставьте номер текста в соответствующий столбец таблицы.

̶ Как тебя зовут?

̶ Малыш. Хотя по-настоящему меня зовут Сванте Свантесон.

- ̶ А меня, как это ни странно, зовут Карлсон.

— Всех важней, —сказала Ната, — Мама — вагоновожатый, Потому что до Зацепы водит мама два прицепа.

̶ Я лучше всех! — сказала иголка.— Посмотрите, какая я острая.

̶ Я лучше всех — сказал карандаш — Я рисовать умею.

—Нет, я лучше всех! Я писать умею, — сказала ручка.

Но тут выплывает кит:

«Садись на меня, Айболит,

И, как большой пароход,

— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько!

- Не это ли квартира Мойдодыра?

Я рассердился да как заору:

- Нет! Это чужая квартира.

- Не могу вам сказать.

- Позвоните по номеру сто двадцать пять.

Подсказка: Прочитайте текст. Определите вид речи, который представлен в тексте. Вспомните признаки диалога и монолога

Цель урока (для учителя): способствовать развитию умения отличать диалог от монолога.

  • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
    высказываний и письменных текстов.
  • планировать , контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • использовать речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • проявлять навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).
  • проявлять готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
  • проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.
  • Учатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
  • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических
    высказываний и письменных текстов.
  • планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной
    задачей и условиями ее реализации;
  • определяют наиболее эффективные способы достижения результата.
  • активно используют речевые средства и средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами (осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме).
  • проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность
    существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения и оценку событий.
  • Проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Тип урока: изучение нового.

Методы и приемы: фронтальный опрос, беседа, диалог, упражнение, рефлексия.

Понятия, формируемые на уроке: диалог, монолог, реплика. Речь диалогическая и монологическая. Слово с непроверяемым написанием
прощай.

Оборудование урока для учителя: учебник, доска, карточки для рефлексии.

Оборудование урока для учащихся: учебник, тетрадь.

Оформление классной доски

I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)

– Добрую сказку помню
я с детства,

Хочу, чтобы сказку послушал
и ты,

Пусть подкрадется к самому
сердцу,

И зародится в нем зерно
доброты.

– Проверим готовность к уроку

Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивиду-альных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Вырабатывают калли-графический почерк

III. Актуализация знаний.

Требования
к речи

– Что можно узнать о человеке
по его речи?

– Какой должна быть речь?

– Речь должна быть вежливой, уважительной

Воспроизводят полученную информацию

Беседа по вопросам

IV. Постановка учебной задачи (учебник, с. 10)

– Прочитайте вопрос, который вызвал затруднение у Поче-
мучки.

– Как отличить диалог от монолога?

Принимают учебную
задачу, сформули-
рованную вместе

– Цель нашего урока состоит
в том, чтобы найти ответ
на этот вопрос

V. Усвоение
новых знаний
и способов
действий.

1. Диалог, монолог (учебник,
с. 10)

Предлагает прочитать опреде-
ления и ответить на вопрос:
что такое монолог, диалог?

Читают определения, отвечают на вопрос

Извлекают из опреде-
ления необходимую
информацию

Беседа по вопросам

2. Диалог
в сказке (упр. 6). Реплика (учебник, с. 11)

Фронтальная, парная, инди-
видуальная.

Словесный,
наглядный,
практический.

Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте. Назовите сказку
и ее героев.

– Докажите, что вы прочитали
диалог. Какие сказочные герои участвуют в нем? Кто спрашивает, кто отвечает?

– Прочитайте диалог по ролям.

– Спишите. Проверьте напи-
санное.

– Речь двух лиц.
Муха-горюха, блоха-
попрыгуха.

Читают диалог
по ролям. Списывают.

Выразительно читают
диалог по ролям, распознают его героев. Приводят доказательства, что прочитанный отрывок – диалог.

Списывают правильно диалог, соблюдая знаки препинания,
осуществляют само-
проверку

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

Парная.
Словесный,
творческий. Инсценировка

Инсценируют диалог, вживаясь в роль

– Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой,
потом другой.

– При помощи карандаша трем
ладони с внутренней стороны,
затем с тыльной.

– Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

– Дотрагиваемся ладонями
до щек, ощущаем тепло своих рук

Выполняют движения под руководством
учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются правильного режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Правильное выполнение дви-
жений

4. Страничка
для любозна-
тельных. О про-исхождении слов (учебник, с. 11)

Предлагает прочитать текст
и рассказать, что нового
узнали для себя

Осмысленно читают текст, извлекают
из него новую
информацию

Чтение,
беседа по вопросам

5. Монолог
в сказке (упр. 12)

Словесный,
наглядный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте строки из сказки.

– Отрывок из сказки – это диалог или монолог? Кто произносит речь, к кому она обращена?

– Это диалог, речь
одного человека –
Дюймовочки, обращенная к птичке.

Выразительно читают строки из сказки, соблюдая интонацию
и знаки препинания. Подбирают к заданному слову близкое
по значению.

Чтение,
беседа по вопросам, письмо

– Спишите 1-е предложение.

– Найдите слово прощание ,
подберите слово, близкое
по значению

– Прощай, до свидания

Распознают монолог,
приводят доказательство. Грамотно списывают предложение

6. Словарно-орфографическая работа. Прощай (прощайте)

Словесный,
практический. Чтение, беседа, письмо

– Прочитайте словарные слова. Что означает слово прощай ?
Когда мы употребляем слово
прощай , а когда – прощайте ? Спишите, запомните написание

на вопросы, записывают словарные слова.
Запоминают право-
писание

Усваивают написание непроверяемых слов. Объясняют значение слов

Беседа по вопросам, письмо

VI. Закрепление знаний и способов действий.

Диалог. Монолог (упр. 9, 10).

Работа в рабочей тетради (№ 6, 7)

Словесный,
практический, наглядный.

Чтение, беседа, письмо, рассказ
по рисунку

Организует работу с упражнениями, контролирует их выполнение, оказывает помощь
при необходимости

на вопросы. Составляют текст по рисунку, инсценируют.

Пишут реплику,
вписывают слова

Различают диалог
и монолог. Выразительно читают. Объясняют смысл прочитанного. Составляют рассказ,
диалог по рисунку. Высказывают свое
мнение

Беседа по вопросам, инсценировка, письмо

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Фронтальная. Словесный.
Беседа

– На какой вопрос нужно было ответить Почемучке? Какой вид работы понравился больше?
О чем хотели бы узнать
подробнее?

Отвечают на вопросы учителя

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция

VIII. Домашнее задание.

Диалог-беседа, рассказ-монолог (упр. 11)

Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе.


Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться.


Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному мнению, к .


Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност.


Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока.


Коспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правила орфографии". Урок закрепления.

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Как отличить диалог от монолога?

Цели: познакомить с терминами диалог и монолог; формировать умение оформлять диалог.

(запись на доске)

ВОЛКИ РЫЩУТ, ПИЩУ ИЩУТ.

- Прочитайте. Скажите, перед вами предложение или группа слов?. (предложение, так как есть смысл. Мы понимаем, что в нем говорится о волках. Предложение написано с большой буквы, в конце стоит точка).

- Спишите предложение. Подчеркните орфограммы в предложении.

- Какое правило нужно помнить, чтобы правильно написать слова с орфограммами? (ЩУ пишу с буквой У)

- Какое похожее правило вы знаете? (ЧУ пишу с буквой У)

- Назовите еще слова, в которых есть эта орфограмма. Запишите три слова. Подчеркните орфограмму.

Самоопределние к деятельности.

-Сравните два вида речи.

1) – Ты чего такой хмурый?

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

2) Я прожег кафтан так, что один ворот остался.

- Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает).

Работа по теме урока.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с. 10 и прочитайте, как называется разговор двух лиц и как называется речь одного человека.

- На какой вопрос мы должны ответить в конце урока? (Как отличить диалог от монолога).

- Как называется сказка? (Терем-теремок)

-Докажи, что это диалог (говорят два действующих лица)

-Кто спрашивает? (блоха-попрыгуха)

- Кто отвечает? (муха-горюха) (чтение в парах)

- Кто догодался, для чего используется знак «-« (отделяет слова каждого разговаривающегося)

- Прочитайте, на что нужно обратить внимание.

- В каких словах подчеркнули орфограмму? (живет, жить)

-Из каких частей они состоят и что они обозначают?

-Прочитайте отрывок из сказки.

-Это диалог или монолог? (монолог, так как говорит один человек)

- К кому обращен монолог? (к птичке)

=- Спишите первое предложение с проговариванием.

- Почему выделена буква О? (слышим звук А, пишем букву О)

-Ккое близкое по значению слово мы говорим при прощании? (До свидания)

- Запишите это слово.

_ Запишите слова, родственные слову прощай. Подчеркните букву О.(Прощание, попрощался, прощальный)

Физкультминутка.

Ветер дует нам в лицо,

(помахать руками на себя.)

(покачаться вправо и влево)

Ветер тише, тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

(встать на носочки, потянуться вверх)

Закрепление изученного материала

- Прочитайте задание и скажите, что нужно сделать в упражнении.

(текст читает ученик с хоорошим авыком чтения)

- Что это – диалог или монолог? (это диалог, говорят трое действующих лиц)

- Как понимаете последнюю реплику? (нельзя укорять, не надо жадничать и обижать человека)

- По какому рисунку можно составить монолог? (по второму рисунку: один заяц хвастается, другие слушают)

- По какому рисунку можно составить диалог? (по первому рисунку, так как разговаривают двое: Колобок и Волк)

(первый ряд составляет диалог к первому рисунку, второй ряд готовит ответ на вопрос: в каких случаях мы используем в речи диалог, а в каких- монолог? Дети зачитывают по 2-3 ответа от каждого ряда. Учитель оценивает ответы).

Подведение итогов урока.

-как отличить диалог от монолога? (в устной речи: если говорят два или больше действующих лиц – это диалог. В письменной речи диалог можно отличить по тире, которое отделает слова каждого говорящего.).

Выполнить упр. 11 (с.14)

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 075 материалов в базе

Материал подходит для УМК

Диалог и монолог

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 08.09.2019 3030
  • DOCX 17.9 кбайт
  • 342 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бродская Татьяна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цели: учить понимать и сохранять в памяти познавательную учебную задачу урока, осуществлять её решение под руководством учителя; познакомиться с этимологией слов диалог и монолог ; формировать умения отличать диалогическую речь от монологической, использовать в речи диалог и монолог, составлять по рисункам диалог и монолог; развивать умение оценивать результаты своей деятельности.

Планируемые результаты:

Метапредметные:
Регулятивные : планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные: владеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строят речевое высказывание и составляют тексты в устной форме.
Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения.

Организационный момент .

Учитель проговаривает слова, чередуя их с ребятами.

Звенит звонок весёлый

Зовёт нас на урок.

На уроке не кричу,

Руку тихо поднимаю,

Если спросят, отвечаю .

-Устная речь та, которую…

-Внутренняя речь- это….

-Письменная речь-это речь…

-Речь человека должна быть…

Актуализация знаний.

Картинный словарь. На доске несколько изображений предметов, дети записывают слова, подчёркивают орфограммы, ставят ударение.

Ручка, пенал, ученик, учитель, класс.

Фронтальная работа. Ответы учащихся.

-Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков.

Постановка проблемы, формулировка темы и цели урока.

юмяонеоюлогя и ждишалцогш

-У первого слова уберите все йотированные буквы, а у второго слова уберите буквы, которые обозначают всегда твердые звуки.

-Какова тема урока? (ответы учащихся)

-Кто-то может объяснить значение этих слов?

-Кто может сформулировать цель урока?

Самоопределение к деятельности.

— Сравните два вида речи.

- Как ты провел лето? —

- Я отдыхал на море и гостил у бабушки.

— А чем занимался у бабушки?

— Помогал ей ухаживать за кроликами.

2) - Летом я отдыхал на море, гостил у бабушки и помогал ей ухаживать за кроликами.

— Чем они похожи? Чем отличаются? (Они похожи тем, что говорится об одном и том же. Отличаются тем, что в первом варианте один человек спрашивает, а другой

отвечает. Во втором варианте один человек рассказывает.)

VI. Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Откройте учебник на с. 10 и найдите ответ на вопросы: как называется речь

одного человека, как называют речь нескольких человек.

- Как отличить диалог от монолога?

2. Упр. 6 (с. 10­11).

( Диалог, говорят два действующих лица.)

(Отделяет слова каждого разговаривающего.)

3. Упр. 8 (с. 12).

— Прочитайте отрывок из сказки. Это диалог или монолог? (Монолог, так как говорит один человек.) — К кому обращен монолог? Спишите первое предложение и подчеркните известные орфограммы.

-Подчеркните эту букву. — Какое близкие по значению слова мы говорим при прощании?

Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала .

— Прочитайте текст и докажите, что это монолог.

(Дети не соглашаются. Это диалог, говорят трое действующих лиц.) — Как понимаете последнюю реплику? (Нельзя укорять, не надо жадничать и

обижать человека.) — Спишите ее.

Упр. 10 (с. 13). Работа в парах.

- Вспомним правила работы в парах. Подумайте и определите по какому рисунку можно составить монолог, а по какому диалог. Составьте эти монологи и диалоги.

Сценарий урока
1. Этапы урока
2 Формы организации Совзаимодействия
3 Деятельность учителя
Деятельность учащихся
4- осуществляемые действия
5- формируемые умения[/b]
I. Организационный момент.
(Мотивирование к учебной
деятельности) Фронтальная. Приветствие учащихся.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все с улыбочкой вздохнем
И наш урок начнем.

– Проверим готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
II. Чистописание Фронтальная, индивидуальная. жи ши
лужи
шишка
Выполняют письмо

Читайте также: