Конспект по лирики лермонтова

Обновлено: 07.07.2024

В материалах представленного урока рассказывается о творческой судьбе Михаила Юрьевича Лермонтова, его пейзажно-философской лирике.

План урока:

Краткий рассказ о жизни поэта

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова была короткой, а судьба трагической. Мальчик появился на свет в Москве 3 октября 1814 г. в семье Юрия Петровича Лермонтова, офицера в отставке, и его жены Марии Михайловны, единственной наследницы состоятельного дворянского рода. После рождения сына семья переехала в поместье Тарханы Пензенской губернии. Детство Лермонтова было не совсем счастливым, хотя он и рос в роскоши родового имения бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевной. Мальчику было три года, когда не стало его матери, которая скончалась от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка настояла на опеке над внуком, принудив его отца отказаться от своих родительских прав. Смерть матери, разлука с отцом развили в мальчике задумчивость, мечтательность, стали причиной глубоких размышлений о семейной драме. С детства он привык чувствовать себя одиноким, жил в мире фантазий и грез. Детские переживания нашли отражение в лирике Лермонтова.

Лермонтов в детстве

Бабушка, хотя любила и баловала внука, старалась дать ему достойное образование и аристократическое воспитание. Елизавета Алексеевна Арсеньева не жалела средств на различные занятия ребенка. Множество талантов Лермонтов обнаружил уже в очень раннем возрасте: прекрасно рисовал, неплохо играл на музыкальных инструментах: скрипке, флейте, фортепиано. С легкостью давались Михаилу иностранные языки: к 12 годам он превосходно говорил и читал на французском, немецком, английском языках, неплохо знал латынь. В юности Лермонтов пользовался обширной домашней библиотекой в имении, самостоятельно изучал западноевропейскую и античную литературу, читая произведения на языке авторов.

После домашнего образования Лермонтов продолжил учебу в пансионе [1] Московского университета в 1828 г. Спустя два года его зачислили в студенты университета, сначала он учился на нравственно-политическом отделении, после на словесном. В 1832 г. юноша перешел в Школу гвардейских подпрапорщиков в Петербурге, которую закончил, получив чин корнета [2] .

За крамольное [3] стихотворение, которое в списках стремительно распространялось в обществе, Лермонтов был сослан на Кавказ.

Спустя несколько месяцев Лермонтову разрешили вернуться в Петербург благодаря связям влиятельной Елизаветы Алексеевны. Теперь никому ранее не известный молодой гусарский офицер был уже знаменитым поэтом, его стихи стали печатать. Спустя два года он повторно был сослан на Кавказ за дуэль с сыном французского посланника, хотя поединок был бескровным: Лермонтов выстрелил в воздух, а его противник промахнулся. Но дуэль стала поводом для удаления неугодного властям поэта из столицы. Ему снова предстояла служба в действующих войсках. Лермонтов участвовал в боевых сражениях, но продолжал заниматься литературным творчеством.В 1840 г. вышел его первый поэтический сборник. Лермонтов был очень требователен к своему творчеству. Для сборника он выбрал только 2 поэмы из 36 написанных и 26 стихотворений из 400.

Погиб Лермонтов на дуэли в 1941 г. возле Пятигорска. Он снова благородно выстрелил в сторону, но его соперник Николай Мартынов, обиженный на шутки друга, от своего выстрела не отказался и смертельно ранил поэта в грудь. Погребен Лермонтов в родовом имении Тарханы.

Ведущие темы в лирике Лермонтова

Лирика Лермонтова весьма многогранна. У него есть стихотворения любовной, пейзажной, философской, гражданской тематики. Большинство его лирических произведений, даже посвященных Родине, природе, любви пронизаны мотивами одиночества, печали и разочарования.

Художественные образы-символы в лирике Лермонтова. Отражение судьбы поэта в его поэтических образах. Основные художественно-выразительные средства

В обращении к тучам используются риторические вопросы, автор задает эти вопросы и самому себе. Риторические вопросы не предполагают ответа, либо ответ содержится в самом вопросе. Такие вопросы употребляются для обострения темы.

Особенности лирики Лермонтова

Михаил Юрьевич Лермонтов оставил бесценное наследие в литературе как создатель лирических, прозаических и драматических произведений. Основной особенностью лирики Лермонтова в ранний период творчества стал ее бунтарский дух. Поэту довелось творить в эпоху жесточайшей политической реакции правления Николая I после подавления восстания декабристов, когда жестко пресекались любые попытки свободомыслия. Не принимая существующие порядки, Лермонтов-лирик напророчил себе судьбу одинокого странника, изгнанника, скитальца.Лирический герой его произведений наделен в большей или меньшей степени чертами самого поэта. Это одинокая личность, неудовлетворенная действительностью, не признающая низменных ценностей и мелочных страстей, бездуховности и пошлости общества, которое живет в полном противоречии с законами природы.

Словарь

Пансион – закрытое учебное заведение с проживанием.

Корнет – младший офицерский чин.

Крамольный – призывающий к бунту, мятежу.

Элегия – лирическое произведение с философскими размышлениями.

Баллада – лирическое произведение с историческим или легендарным сюжетом.

Роптать – жаловаться, высказывать недовольство.

Оазис – небольшая часть пустыни с водоемом и растительностью.

Мираж – оптический обман, заставляющий видеть изображение там, где его нет.

Эпитет – художественное выразительное определение.

Метафора – скрытое сравнение, основанное на переносе свойств или действий одного предмета на другой.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по литературе

Эпиграф к уроку :

". он мыслью с нашим веком слился -
Былых времён великий пленник,
И в наш творящий век явился
Как самый яркий современник. "

И. Молчанов

Образовательные: повторение основных фактов биографии, тем и мотивов лирики в творчестве М.Ю. Лермонтова

Развивающие: развитие навыков мышления, сравнения, анализа, сопоставления

Воспитательные: воспитание уважения к личности М.Ю.Лермонтова, осознание ценности творчества русского поэта

Тип: урок-исследование

1.Организационный момент

2.Проверка домашней работы

- Даты жизни и смерти М.Ю. Лермонтова;

- Родные и близкие;

- Друзья М.Ю. Лермонтова;

- Основные даты и события в жизни М.Ю. Лермонтова;

- Основные произведения в творчестве М.Ю. Лермонтова.

3. Изучение нового материала

Интересные факты из жизни М.Ю. Лермонтова

Работа с презентацией

4.Актуализация знаний

Вступительное слово учителя.

Лермонтоведы выделяют основные темы и мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

Основные тематики в лирике Лермонтова:

Основные мотивы в лирике Лермонтова:

1. Мотив свободы, борьбы, вольности в самых разных проявлениях;

2. Мотив судьбы поколения;

3. Мотив одиночества, разочарования, поиск гармонии;

4. Мотив любви к родине;

5. Мотив самопознания;

6. Мотив любви к природе, кавказские мотивы;

7. Мотив невзаимной, безответной любви, любовь-страдание;

8. Критика самодержавия и светского общества;

9. Тема поэта и поэзии

Как вы считаете, в чем заключается наша задача, как потомков М.Ю. Лермонтова?

Умеете ли вы определять тематику и мотивы стихотворений М.Ю. Лермонтова?

Хотите ли вы научиться это делать?

6.Создание проблемной ситуации

Для того чтобы научиться определять к какой тематике принадлежит стихотворение и какие мотивы в нем прослеживаются, нам нужно раскрыть каждую из тем лирики в творчестве писателя. Работа с презентацией

7.Постановка проблемы исследования

В чем вы видите разницу между темой и мотивом лирического произведения?

8. Определение темы исследования

Какие тематики лирики вы знаете?

Какие мотивы присущи каждой тематике?

9. Формулирование целей исследования

Научиться определять принадлежность стихотворений к той или иной тематике творчества писателя, уметь выявлять мотивы лирики.

10. Исследовательская работа. Выдвижение гипотез .

Работа в группах, работа с учебниками, наглядными материалами.

В группах выдвигаются гипотезы. Приводятся доказательства.

У каждой тематики лирики М.Ю. Лермонтова были свои мотивы.

Необходимо определить эти мотивы на примере стихотворений, доказать свою точку зрения.

а). Любовная лирика. Мотив безответной любви, страданий. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.

В чем особенность любви лирического героя

Кому посвящены стихотворения

Гипотеза: я не унижусь пред тобою…

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

б). Гражданская лирика. Мотив патриотизма и любви к родине. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.

Почему любовь поэта странная?

Гипотеза: Люблю Отчизну я, но странною любовью.

Итог (учащиеся заполняют рабочие листки).

в). Пейзажная лирика. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.

Какие строки в стихотворении главные?

Гипотеза: Тогда смиряется души моей тревога… И в небесах я вижу бога.

г) ФилосоФская лирика. Тема поэта и поэзии. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.

С кем сравнивается поэт?

Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк!

Тема одиночества. Чтение стихотворений учащимися. Аудиозаписи.

Опорный конспект по теме "Основные темы и мотивы в лирике М.Ю.Лермонтова" предназначен для обучающихся 9 класса и при повторении материала в 10 классе. Данный опорный конспект позволяет быстро вспомнить изученный материал.

ВложениеРазмер
lirika_lermontova_opornyy_konspekt.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Опорный конспект по теме:

2. Тема поэта и поэзии.

5. Тема Наполеона.

1. Свобода в самых разных её проявлениях, мятежные страсти.

2. Борьба и протест. Символ борьбы - парус.

3. Неволя и узничество.

5. Одиночество, странничество, изгнанничество.

7. Скрытое лицо (маска).

Тема - круг жизненных явлений, отображённых писателем и освещённых им с определённой идейно-художественной позиции.

Основная тема - человеческая личность в её отношении к обществу.

Страстная, полная горьких обид и разочарований любовная лирика Лермонтова не похожа на пушкинские стихи о любви. Чувство одиночества, неверие в возможность взаимопонимания между людьми придаёт драматизм лирическим стихотворениям. По мысли Лермонтова, любовь приносит страдание, а не радость.

Следуя Пушкину и декабристам, Лермонтов с самого начала и до конца своего творческого пути воссоздаёт облик народного поэта-пророка, бескорыстного, смелого, активно вмешивающегося в жизнь, независимого гражданина-патриота, вдохновенного борца, воспламеняющего людей на битвы за свои человеческие права, за свободу.

Поэт использует яркие эпитеты (неведомый избранник, гонимый странник и т.д.), риторические вопросы и восклицания.

Жанр – элегия. Сливаются 2 темы: свободы и одиночества. Изображены страдания лирического героя, который вынужден стать изгнанником.

Использованы эпитеты, синтаксические повторы, инверсии. Основной приём – аллегория. Автор ведёт диалог с тучами, соотносит свою судьбу с движением туч. Возникает образ одинокого странника.

Жанр – элегия. В основе - тема одиночества. Символическое изображение тревожной неуспокоенности, вечных поисков, противостояния высокой души ничтожному миру. Построение, образы, лексика подчёркнуто романтичны.

Написано после гибели А.С.Пушкина. Тема – конфликт поэта и толпы; божественный дар поэта и его обречённость на гибель. Судьба Пушкина осмысляется как судьба поэта вообще. В стихотворении 3 относительно самостоятельных части.

Использованы восклицания, повторы, переносы, паузы, повторы-подхваты, эпитеты, метафоры.

Тема одиночества

Основным мотивом творчества Лермонтова остается одиночество. Эта тема проскальзывает в большинстве его лирических произведений, даже тех, которые посвящены природе, Родине, любви.

Гражданская лирика


После поражения декабрьского восстания по стране поползли слухи о казненных вождях, о том, что царь после восстания декабристов дал волю крестьянам, а родные помещики скрывают их, чтобы заставлять крестьян работать на себя. Крестьяне возвели казненных в ранг мучеников, боготворили их. В ряде губерний то здесь, то там, вспыхивали волнения, которые подавлялись силами полиции и армии.

Любовная лирика

Любовная лирика в творчестве Лермонтова занимает немного места. В основном, стихотворения о любви приходятся на период взросления. Но в любви он был разочарован. Сначала ветреная Сушкова, потом – таинственная Н.Ф.И – Наталья Федоровна Иванова заставили юного поэта разочароваться в любви. Этим барышням Лермонтов посвятил циклы стихотворений.

Варвара Лопухина была, наверное, самой большой привязанностью поэта. Правда, она вышла замуж за Бахметьева, но это не мешало им сохранять теплые, дружеские отношения до самой смерти Лермонтова. Варваре Лопухиной Лермонтов посвятил следующие стихотворения:

Смешанные мотивы

Читайте также: