Исторический процесс конспект урока 10 класс профильный уровень

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Исторический процесс 10 класс, профиль. План Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса." — Транскрипт:

1 Исторический процесс 10 класс, профиль

2 План Типы социальной динамики. Факторы изменения социума. Факторы изменения социума. Участники исторического процесса. Участники исторического процесса.

4 Словарь урока Исторический процесс - последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. События - те или иные прошедшие или проходящие явления, факты общественной жизни. Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Социальные изменения Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переходу всей социальной системы в новое состояние.

5 Словарь урока Циклический тип - тип развития, объединяющий процессы возникновения, расцвета и распада социальных систем. Спиралевидный тип - тип развития, связанный с признанием того, что ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но характерному не для непосредственно предшествующего этапа, а для более раннего. Эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов. план

6 Словарь урока Социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества. Социальная реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя. Общественные объединения -- формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов.

7 Типы социальной динамики линейное циклический тип спиралевидный тип спиралевидный тип

8 Формы социальных изменений

10 народ социальные группы и общественные организации социальные группы и общественные организации исторические личности исторические личности

11 Народ – участник исторического процесса Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.

17 Все смены режимов приходят к созданию новых элит Элита, стоящая у власти, склоняется к традиционализму и консерватизму В современном обществе на первом плане политическая элита

18 Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Обществознание 10 класс

объяснить понятия и термины:

Ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выявить типы социальной динамики.

Развивать у учащихся умения систематизировать, сравнивать, делать выводы, рационально решать проблемные задания, участвовать в дискуссиях.

Воспитательная : способствовать выработки гражданской позиции учащихся.

Метапредментная : развивать умения сопоставлять законы развития общества и исторический процесс.

- продолжить формирование мировоззренческих ориентиров жизни, являющихся основой социализации, воспитания в духе гражданственности.

Тип урока : урок изучения нового материала.

Вид урока : лекция с элементами аналитической беседы, дискуссии.

Оборудование: презентация, фрагмент фильма

Изучение нового материала

Закрепление нового материала.

Вступительное слово учителя .

Исторический процесс- свидетель бесконечной череды этих событий.

В его основе лежат события, их изучает наука история, н6о есть еще одна ветвь обществознания, которая изучает которая изучает общественный процесс- философия истории .

Я приглашаю вас познакомится с этой наукой.

Типы социальной динамики.

Факторы изменения социума.

Участники исторического процесса.

Изучение нового материала.

- типы социальной динамики.

Социальные изменения – это переход тех или иных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений.

Социальные изменения проходят в разных формах:

Эволюция – это постепенные, непрерывные изменения, переходящее одно в другое без скачков и перерывов

Социальная революция – это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества

Реформа – переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя

Социальное развитие – изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразования социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние.

Различают разные типы социальной динамики:

Линейное движение – восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса.

Циклический тип – объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем

Спиралевидный - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне

Факторы изменения социума:

Природные факторы:

Ш.Монтескье считал их определяющим, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности

Духовные факторы:

Материальные факторы:

философией, люди должны были есть, пить, иметь жилище, а значит, производить К.Маркс указывал на тот факт, что прежде чем заниматься все это

Техногенный фактор: Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества.

Комбинированный подход:

Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества.

Участники исторического процесса

Класс получает проблемное задание: определите свою аргументированную позицию в вопросе: «Кто же творит историю?

Первый вариант утверждает, что история творит народ

Второй вариант утверждает, что историю творят социальные группы

Третий вариант утверждает, что историю творят исторические личности

Для того, чтобы разобраться в проблеме, определится в выборе позиции нужно познакомится с теоретическим материалом.

Кого относят к категории народных масс ученые? Как они трактуют понятие народ?

Народ – исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований

Народ – трудящиеся, которые всегда составляют основную массу

Отделяет прогрессивный силы общества от реакционных

Охватывает и те слои населения, которые на данный момент выражают интересы поступательного движения

Имеет неодинаковое содержание и различные исторические эпохи

Роль народа в истории России. Примеры из истории государства.

Герцен : народ – консерватор по инстинкту, «он держится за удручающий его быт, за тесные рамы, в которые он включен…Чем народ дальше от движения истории, тем упорнее он держится за усвоенное, за знакомое. Он даже новое понимает только в старых одеждах

Н.А. Бердяев : народ не может не иметь демократических убеждений: «Народ может держаться совсем не демократического образа мыслей, может быть совсем не демократически настроен

Задания и вопросы к материалу историческая личность

Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторический событий.

(Схема на слайде)

Особое внимание на характеристику личности: как положительной, так и отрицательной.

Рассматриваем М.И.Кутузова как пример положительной исторической личности. Он смог принять на себя политическое

Отображение выдающихся исторических личностей различными художественными способами: портреты, поэзия.

По опережающему заданию ученица зачитывает стихи, после чего ученики должны узнать историческую личность.

Вопросы и задания к материалу социальные группы:

Какое определение группам дал Гоббс?

Приведите примеры социальных групп. Что мы подразумеваем под общественными объединениями?

Под общественными объединениями понимаются формирования граждан, основанные на добровольном участии, общности взглядов и интересов, самоуправлении, преследующие цели совместной реализации своих прав и интересов

А теперь выскажите свою относительно того, кто же является творцом истории?

Чем отличаются представления о типах социальной динамики?

Кто же творит историю?

Домашнее задание П. 14, конспект.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 680 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 4. Социальная сущность человека

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 10.11.2017 3291
  • DOCX 55 кбайт
  • 56 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Левченко Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

операциональные: - развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме используя различные источники информации, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания, способствовать выработке гражданской позиции;

аксиологические: - помочь кадетам осознавать ценность взаимодействия человека и общества, необходимость реализации человеком естественных потребностей, формирование мировоззрения воспитанников на основе гуманизма, свободы выбора и демократических ценностей, воспитание правовой культуры.

Тип и форма учебного занятия

Комбинированной урок

Формы работы

П-парная, С- самостоятельная, Ф - фронтальная

Планируемые образовательные результаты

Метапредметные

- готовность к разрешению проблем, то есть умение анализировать ситуации, ставить цели, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения. Выработка умений адекватно оценивать результаты деятельности друг друга;

- информационная компетенция - способность использовать предложенные информационные ресурсы для планирования и осуществления своей деятельности; подбирать необходимый материал, строить устные и письменные высказывания, анализировать, сравнивать, делать выводы; принятие решений на основе критически осмысленной информации.

- коммуникативная компетенция - готовность работать в команде; вступать в диалог, публично представлять результаты групповой деятельности; представлять результаты своей работы; проектировать продукт своей деятельности.

- формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере регулирования и работы на военной и государственной службе;

Технологии обучения или элементы технологий

проблемного и развивающего обучения; сотрудничества и проведения учебных дискуссий;

Средства обучения, дидактическое обеспечение урока

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность воспитанников

I. Организационный момент (2минуты)

Организация доклада командира класса о готовности к уроку

Доклад командира класса о численности воспитанников, готовности к уроку, оформление расхода ЛС(личного состава)

II. актуализация (3минуты)

Что такое история?

История – путь человечества на протяжении тысячелетий. Иначе этот путь называют историческим процессом.

Что же такое исторический процесс?

Кадеты дают ответы на поставленные вопросы.

III.Постановка проблемы урока (мотивация и целеполагание)

Как вы понимаете, высказывание известного историка 19 века?

- Какой будет тема нашего урока?

- Определите цель нашего урока?

Каковы хронологические рамки этого процесса?

Кто является активными участниками исторического процесса? Кто влияет на исторический процесс? (Человеческие личности, объединения).

Философы давно стали задумываться над этим вопросом

Сегодня на уроке мы будем рассуждать над вопросом

Исторический процесс состоит из событий (т.е. явлений, фактов общественной жизни). В них воплощается деятельность людей, их экономические, социальные, политические, культурные связи и отношения.

Каждое событие уникально, но выяснение сущности каждого события обогащает наши знания об историческом процессе.

Кадеты включаются в обсуждение высказывания

Кадеты определяют тему и цель урока, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы.

IV. Первичное изучение нового материала. (25 минут)

2.Участники исторического процесса: объект, субъекты.
3.Народ – двигатель истории или консерватор?
а)Народ, масса, толпа. Их роль в историческом процессе.
4.Элита, ее роль в историческом процессе.
5.Социальные группы, что их объединяет.
а) Исторические личности. Каковы их основные качества?

6.Универсальность исторического процесса.

Исторический процесс – это последовательная череда сменяющих друг

друга событий, в которых проявилась

деятельность многих поколений людей.

Что такое деятельность? (форма человеческой активности, которая преобразует окружающую среду)

Назовите основные составляющие структуры деятельности (субъект, объект и т.п.)

Назовите субъекты исторического процесса. (индивиды, различные социальные общности, их организации, великие личности)

Но ряд ученых считает, что до уровня субъекта исторического процесса поднимаются только те и тогда, кто и когда осознает свое место в обществе, подчиняет свою деятельность общественно значимым целям. При этом отмечается, что в историческое творчество привлекаются все более широкие массы людей.

1. Народ – субъект исторического процесса.

2.Народные массы (трудящиеся) являются наиболее значительным субъектом исторического процесса творцом истории, ее решающей силой К.Маркс

. В чем заключается роль народных масс в историческом процессе?

Роль народных масс:

деятельность по созданию материальных благ;

деятельность по созданию культурных ценностей;

деятельность в различных сферах общественно-политической жизни;

деятельность по защите своей Отчизны;

деятельность по укреплению всеобщего мира на планете

Народ – понятие этническое и этическое.

Особенно значимы исторические эпохи, когда весь народ принимал участие и чувствовал себя чем-то целым. В.О. Ключевский

В чем заключается роль народа в историческом процессе?

Некоторые ученые считают, что народ – это прогрессивные силы, которые заинтересованы в поступательном развитии общества. (В основном, это трудящиеся, но могут быть и другие слои, например, буржуазия в период буржуазных революций).

Взгляды мыслителей на роль народа существенно различаются.

. Какая из приведенных точек зрения точнее отражает роль н/м в истории?

??Есть ли у вас своя точка зрения по этому вопросу?

Многие философы отмечают, что для нормальной жизнедеятельности народа важно и наличие особых слоев, которые называются элитами.

Элита – это сравнительно небольшое число лиц, занимающих ведущее положение в политической, экономической, культурной жизни общества, наиболее квалифицированные специалисты.

. Какими качествами должны обладать люди, управляющие различными сферами жизни общества: экономической, политической, военной и другими?

(слайд) Портреты исторических личностей.

. Что объединяет изображённых людей на слайде?

Историческая личность отражает связь деятельности политического руководителя с крупными историческими событиями, на ход которых он накладывает свой индивидуальный отпечаток.

(слайд) Как вы понимаете эти слова?

«Великий человек велик тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени…Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. Он указывает новые общественные нужды…Он берет на себя почин удовлетворения этих нужд. Г.В. Плеханов

Выдающаяся личность – олицетворение коренных прогрессивных преобразований.

Можно ли сказать, что выдающиеся личности появляются в определенные исторические эпохи? Что может повлиять на такие примеры?

В ходе мировой истории мы замечаем немало общего:

первобытное общество - общество, управляемое государством

феодальная раздробленность - централизованные монархии

во многих странах – буржуазные революции

колониальные империи - независимые государства

В этом сходстве проявляется единство исторического процесса.

Однако! Исторические события являются уникальными и неповторимыми. Нет народов, стран, государств с одинаковой историей.

своеобразие духовной культуры и т.п.

Исторический опыт свидетельствует о том, что в определенных условиях возможны различные варианты решения назревших проблем, возможен выбор путей дальнейшего развития, т.е. историческая альтернатива.

Альтернативные варианты предлагают те или иные группы общества.

Приведите примеры. (на слайде годы: 1825 г., 1861 г., 1905 г., 1917 г., )

1861 г. – революция

1917 г. – демократическая республика

– республика Советов во главе с большевиками.

Кадеты работают с термином делают запись в тетрадях.

Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.

Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.

Кадеты делают запись в тетрадях.

Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.

Смотрят видеофрагмент, анализируют связывая с темой урока.

Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.

Кадеты работают с информацией на слайде и отвечают на вопросы.

Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы обсуждают новую информацию.

Кадеты дают аргументированные ответы, подводят итоги и делают выводы.

Закрепление изученного материала (7 минут)

Работа с приложением №1 (в парах)

Но вариативность путей и форм общественного развития небеспредельная.

Она включена в рамки определенных тенденций исторического развития.

Т.о. исторический процесс, в котором проявляются общие тенденции – единство многообразного общественного развития, создает возможность выбора, от которого зависит своеобразие путей и форм дальнейшего движения данной страны.

Это говорит об исторической ответственности тех, кто делает этот выбор.

Анализ ситуаций. Аргументированные ответы кадет.

V. Рефлексия (3 минуты)

Что вы сегодня узнали нового?

Что хотели бы узнать ещё?

Кадеты анализируют свою работу, определяют сложности в выполнении заданий

VII. Итоги урока (3 минуты)

Дидактический материал к уроку.

Приложение №1.

Задание к тексту.
Запишите 4 главных вывода по тексту.
Какие мысли текста кажется вам спорными и почему?
Какие взгляды автора текста вы разделяете? Приведите свои доказательства в их защиту.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля:

1. Когда и в какой стране жил и действовал исторический деятель, к какой общественной группе он принадлежал по своему происхождению? Каковы были его цели, планы, какими средствами он стремился реализовать их?

2. Опишите внешность и характер исторического деятеля. Какие личные качества помогали ему идти к цели, а какие мешали? Что Вы цените в его характере, что не одобряете?

3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).

4. Установите, в интересах каких общественных сил действовал герой Вашего описания.5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому была полезна, выгодна; способствовала ли прогрессу общества) Выскажите своё отношение к нему.


П риложение №2. (Задания с проблемными вопросами)

Тип урока: урок с элементами дискуссии.

I. Организационный момент

Исторический процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Это явление характеризуется непрерывностью, неизбежностью своего течения. Проходят эпохи, поколения сменяют друг друга, меняется мода, вкусы, человечество преодолевает кризисы и добивается успехов. Исторический процесс - свидетель бесконечной череды этих событий. Его своеобразие состоит в том, что историю общества делают люди.

В его основе лежат события. Их изучает наука история.

Но есть еще одна ветвь обществознания, которая изучает общественный процесс - философия истории.

Чем же они отличаются друг от друга?

Философия истории ставит цель:

• выявить наиболее общие законы истории;

• определять существенные взаимосвязи в истории.

Я приглашаю вас познакомиться с этой замечательной наукой.

1. Типы социальной динамики.

2. Факторы изменения социума.

3. Участники исторического процесса.

II. Новый материал

На уроке пойдет речь о социальной динамике, о факторах, которые определяют наш путь, об участниках исторического процесса.

1. Типы социальной динамики

Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в развитии, в движении, изменении.

Как же функционирует общество?

Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Социальные изменения могут происходить в разных формах:

• эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов;

• социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества;

• реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя.

Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние.

Социальное движение - рассматриваются разные типы социальной динамики:

• линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса;

• циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем;

• спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне.

2. Факторы изменения социума

Слово фактор означает причину, движущую силу исторического процесса.

Что же движет историческим процессом?

Работая с п. 2 § 14, заполните таблицу:

Факторы изменения социума

Ш. Монтескье считал их определяющими, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности

К. Маркс указывал на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, люди должны были есть; пить, иметь жилище, а значит, производить все это

Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества

Некоторые ученые полагают, что следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития

3. Участники исторического процесса

- Кто же творит историю?

В соответствии со своими воззрениями участники разбились на три группы:

Первая группа утверждает, что историю творит народ.

Вторая группа утверждает, что историю творят социальные группы и общественные объединения.

Третья группа утверждает, что историю творят исторические личности.

Для того чтобы разобраться в проблеме, определиться в выборе позиции, принять участие в дискуссии, необходимо познакомиться с теоретическим материалом по данному вопросу.

- Кого относят к категории народных масс ученые?

- Что утверждал по этому поводу А. И. Герцен?

- Какова точка зрения Н. А. Бердяева? К. Ясперса?

- Что вам известно о теории элит, которую разрабатывал X. Ортега-и-Гассет?

Народ - исторически изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему объективному положению способны сообща участвовать в решении задач прогрессивного развития данной страны в данный период; творец истории, ведущая сила коренных общественных преобразований.



image45

- Какое определение социальным группам давал Т. Гоббс?

- Приведите примеры социальных групп.

- Как можно определить общие интересы групп?

- С какой целью социальные группы создавали общественные объединения?

- Что мы понимаем под общественными объединениями?

- Приведите примеры общественных объединений.

- Какую роль играют политические партии в историческом процессе?

- В чем состоит универсальность исторического процесса?

- Прокомментируйте мнение Г. В. Плеханова.

- Как можно оценивать историческую личность?

- Какие черты должны быть у великой личности с точки зрения В. О. Ключевского?

- Согласны ли вы с ним?

Историческая личность - личность, деятельность которой оказывает существенное воздействие на ход и исход крупных исторических событий.


- А теперь выскажите свою позицию относительно того, кто же является творцом истории.

(Происходит дискуссия, подводятся ее итоги.)

- Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?

- Как вы относитесь к утверждению К. Маркса, что революции - локомотивы истории?

- Какие факторы, на ваш взгляд, воздействуют на исторический процесс?

- Кто творит историю?

- Выполните задания к § 14.

Выучите § 14, выполните задания.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Читайте также: