Опорный конспект по физике 7 класс сила

Обновлено: 22.06.2024

Во всех приведенных вами примерах тело под действием другого тела приходит в движение, останавливается или изменяет направление своего движения.

Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Следовательно, силу можно рассматривать как причину изменения скорости движения.

Сила - физическая величина, характеризующая действие тел друг на друга, то есть являющаяся мерой этого действия.

Известны четыре признака действия на тело силы: изменение скорости, изменение направления движения тела, изменение формы тела, изменение размеров тела. Если есть хотя бы один из этих признаков, то говорят: “На тело действует некоторая сила”.

Сила, действующая на тело, может не только изменить скорость всего тела, но и отдельных его частей.

Например, если надавить пальцами на ластик, то он сожмется, изменит свою форму. В таких случаях говорят, что тело деформируется.

Деформацией называется любое изменение формы и размера тела.

Сила – физическая величина, значит, ее можно измерить.

Обозначается сила буквой F. Единица измерения силы – Ньютон, обозначается [H]

В физике единицы величин выбирают не случайным образом, а так, чтобы они были согласованы с уже выбранными ранее единицами. Как же выбрали единицу силы – 1 ньютон? Оказывается, что если на покоящееся тело начнет действовать сила, то это тело будет двигаться ускоренно, а точнее, равномерно ускоренно. Это значит, что за равные промежутки времени скорость тела будет возрастать на равные величины. Зная эту особенность движения тел, силой в 1 ньютон назвали такую силу, которая, будучи приложенной к покоящемуся телу массой 1 кг, будет ежесекундно увеличивать его скорость на 1 м/с.

Сила, как и скорость, является векторной величиной. Она характеризуется не только числовым значением, но и направлением.

На чертежах силу изображают в виде прямой стрелки, называемой вектором этой силы. Длина стрелки символизирует числовое значение силы, а направление стрелки указывает направление действия силы.

Начало отрезка – точка А есть точка приложения силы. Длина отрезка условно обозначает в определенном масштабе модуль силы.

Итак, можно сказать, что результат действия силы на тело зависит от ее модуля, направления и точки приложения.

2. Измерение силы.

На практике часто приходится измерять силу, с которой одно тело действует на другое. Для этого используют прибор, который называется динамометром.

Демонстрация применения различных динамометров.

Динамометры бывают различного устройства. Главная часть динамометра – специально изготовленная стальная пружина, к которой прикреплена стрелка. Она перемещается по шкале, размеченной в единицах силы.

Для измерения силы различных мышечных групп человека используют медицинские динамометры.

Для измерения мускульной силы руки при сжатии кисти в кулак применяют ручной динамометрсиломер.

Применяют также ртутные, гидравлические, электрические и другие динамометры.

В последнее время широко применяются электрические динамометры. Они состоят из датчика, который преобразует деформацию в электрический сигнал.

Для измерения больших сил, таких, например, как тяговые усилия тракторов, тягачей, локомотивов, морских и речных буксиров, используют специальные тяговые динамометры. Ими можно измерить силы до нескольких десятков тысяч ньютонов.

3. Равнодействующая сила.

На практике часто, на одно и тоже тело действуют несколько сил. Иногда бывает необходимость заменить действие нескольких сил, приложенных к телу, одной силой.

Силу, заменяющую действие нескольких других сил, называют равнодействующей силой. Она производит над телом такое же действие, как и заменяемые ею силы.

Равнодействующая двух сил, приложенных к телу, равна сумме этих сил, если их векторы сонаправлены, и разности этих сил, если их векторы противонаправлены. Равнодействующая сонаправленных сил направлена в ту же сторону, что и исходные силы, а равнодействующая противонаправленных сил направлена в сторону большей из исходных сил.

Если две силы, приложенные к одному и тому же телу, направлены противоположно и имеют одинаковую величину, то их называют уравновешенными силами. Равнодействующая таких сил равна нулю.

Направление или скорость движения тела меняются только тогда, когда на него действуют неуравновешенные силы. Если же на тело действуют только уравновешенные силы, то оно, либо покоится, либо движется прямолинейно и равномерно. Приведенные утверждения выражают закон покоя или равномерного прямолинейного движения тел.

IV. Решение типовых задач.

Упражнение № 11 (1,2) – учебник: автор Перышкин А.В. “Физика 7 класс”.

V. Домашнее задание. §§23, 28, 29.упр.№11 (3).

VI. Итоги урока.

Урок №2. Тема урока “Виды сил”.

  • обучающая: Познакомить с основными видами сил: сила тяготения, сила тяжести, вес тела, сила упругости, сила трения.
  • развивающая: Формировать целостное восприятие научной картины мира. Формировать умения объяснять физические явления в природе, технике и быту. Продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, систематизация.
  • воспитывающая: Создать условия для раскрытия учащимися своих творческих способностей. Воспитывать аккуратность ведения своих записей.

Оборудование: проектор.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

Решение индивидуальных заданий. Сборник задач по физике для 7-9 классов /В.И.Лукашик, Е.В. Иванова. №№358, 360, 362, 365, 366, 370, 371,377, 378,382, 383 * , 392 * .

II. Изучение нового материала. Презентация

Совместное заполнение таблицы, сопровождаемое показом презентации.

Таблица “Виды сил”. (Приложение)

III. Самостоятельное заполнение полей таблицы по аналогии с заполненными.

IV. Домашнее задание: выучить таблицу.

V. Итоги урока.

Урок № 3. Решение задач по теме “Сила. Виды сил”

  • обучающая: Формирование умения применять полученные знания при решении задач.
  • развивающая: Развивать умение наблюдать и анализировать явления, кратко и логично отвечать на вопросы.
  • воспитывающая: Создать условия для раскрытия учащимися своих творческих способностей. Воспитывать аккуратность ведения своих записей.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания. Физический диктант.

Сила – это физическая величина, которая характеризует … . Под действием сил могут изменяться … . Сила, с которой Земля притягивает к себе любое тело называется … и равна … . Сила, с которой тело вследствие притяжения к Земле действует на опору или подвес называется … . Сила, возникающая в результате деформации тела и стремящаяся вернуть тело в исходное положение называется … . Сила, характеризующая взаимодействие одного тела с другим при соприкосновении, и препятствующая их относительному движению называется … .

1 .Имеют ли вес жидкости и газы?

Ответ: жидкости и газы так же, как и твердые тела, действуют на опору или подвес вследствие притяжения к Земле. Отличие от твердых тел состоит в том, что жидкость или газ должны находиться в сосуде.

2. Как следует понимать выражение “вес тела”, “тело весом” столько-то единиц, например 300 Н? Разве сила, называемая весом тела, действует на тело?

Ответ: нет, на тело действует сила тяжести, а не вес.

Выражение типа “тело весом 300 Н” или “тело весит 300 Н” означает, что если это тело свободно подвесить или поместить на горизонтальную опору, то оно будет действовать на подвес или опору силой, равной 300 Н. При этом предполагается, что опора или подвес вместе с телом неподвижны (или движутся равномерно и прямолинейно) и находятся на поверхности Земли.

3. Известно, что при помощи весов рычажного типа определяют массу тела. Объясните, почему же определение массы в этом случае принято называть взвешиванием, да и сам прибор называется “весы”?

Ответ: при определении массы тела на одну чашку весов действует вес этого тела, а на другую - вес гирь. Но на гирях указан не вес, а масса в килограммах или его долях. Если весы равны (весы находятся в равновесии), то и массы тоже равны, т.е. масса тел равна массе гирь. То обстоятельство, что сравнение массы тела с массой гирь производится путем сравнения величин веса, послужило основанием для привычки называть определение массы на рычажных весах взвешиванием.

III. Решение задач.

Сборник задач по физике для 7-9 классов / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. №№286, 291, 298 * , 309, 336, 337,350, 427.

Жизнь — постоянное движение. Движение — это изменение скорости. Скорость движения тела меняется только при воздействии на тело сил.

Сила_тележка.jpg

Толкая тележку руками в супермаркете, мы приводим её в движение (рис. 1 ). При этом скорость тележки меняется в зависимости от нашего воздействия.

Взаимодействие — действие тел или частиц тела друг на друга, которое приводит к изменению скорости их движения.

Действие для изменения скорости тела принято описывать словесными конструкциями: к телу приложена сила тяжести, на тело действует сила упругости (рис. 2 ).

Сила — векторная физическая величина \(\vec\), которая является мерой взаимодействия тел и приводит к изменению скорости движения тел или их частей.

В честь английского физика Исаака Ньютона, проделавшего огромные исследования в природе существования и использования различных видов силы, за единицу измерения силы в физике принят \(1\) ньютон — (\(1\) Н).

Сила в \(1~ньютон\) будет приложена к телу, если тело массой \(1~килограмм\) под воздействием этой силы меняет свою скорость на \(1~метр~в~секунду\) за \(1~секунду\):
\([F]=1~Н=\frac\).

Для приведения в движение грузовой машины необходима большая сила, чем для приведения в движение легковой автомашины: числовое значение силы может быть различным.

Также важно указать, к какой точке тела приложена сила (рис. 3 ).
Начало отрезка — точка \(A\) — есть точка приложения силы F 2 → , в конце отрезка — стрелка.

Сила_вектор3.jpg

Сила упругости — сила, действующая со стороны деформированного тела для компенсации силы, вызвавшей деформацию.



СИЛА - мера взаимодействия тел


ВНЕ: 1 кН = 1000 Н (10 3 Н)

1 мН = 0,001 Н (10 -3 Н)

1 Н - величина силы, которая за 1 с изменяет и тела массой 1 кг на 1 м/с

ДИНАМОМЕТР - измерительный прибор

динамис - сила (греч.)


Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.


- развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: проектор, ноутбук, динамометры лабораторные, штатив, пружина, брусок, магнит, небольшое железное тело, кусочек пенопласта, стакан с водой, тележка, скрепки.

I . Организация класса


III .Актуализация знаний

Демонстрация слайда №3

Учитель: -Что объединяет эти картинки?

Ученики: - Одно тело действует на другое.

Учитель: - С помощью чего одно тело действует на другое?

Ученики: - С помощью силы.

IV . Изучение темы

Итак, как показано на слайде, во всех случаях идет речь о воздействии одного тела на другое.

Обратим внимание на одну из картинок 1 слайда. Почему движение тел происходит в противоположные стороны? (Слайд 4)

Учитель: -Попробуйте сформулировать определение силы как физической величины.

Давайте сравним наше определение с определением из учебника.

Силой называется векторная величина, характеризующая меру взаимодействие тел между собой. Сила обозначается буквой F .

( записать в тетради)

Мы записали формулировку. Теперь что бы вы хотели узнать про силу? (ответы детей)

Какие бывают силы

Что является результатом действия силы

Т.к. сила – физическая величина, то в каких единицах измеряется и какой буквой обозначается

Я предлагаю вам рассмотреть несколько опытов. Постарайтесь определить, какая сила действует на тело.

Кладем скрепку на поверхность воды. Скрепка не тонет. С помощью какой силы вода удерживает скрепку? (сила поверхностного натяжения) слайд 10

Посмотрите, какое многообразие сил мы с вами определили. Вот какая схема у нас получилась (слайд 12)









Это еще не все силы, которые существуют в природе. Более подробно останавливаться на каждой из них мы будем на других уроках физики.

Что является результатом действия силы

Известны четыре признака действия на тело силы. Давайте вместе попробуем их определить. (слайд 13)

Опыт с тележкой. Вначале приводим в движение, потом меняем направление движения. Выводим признаки

-изменение направления движения тела

(записать в тетрадь)

2) Рис.58 и 59 учебника. Опыт с губкой. Сжимаем-разжимаем. Выводим признаки:

-изменение формы тела,

-изменение размеров тела.

(записать в тетрадь)

Ребята а слышали ли вы когда-нибудь как по-другому называются 2 последних изменения?

Запишите в тетрадь.

Сила как физическая величина

Ученики отвечают на вопросы:

Учитель: -Что является причиной изменения скорости тела? (сила)

Учитель: -Что не указывают, когда говорят, что на тело действует сила? (направление)

Учитель: -Чем характеризуется сила?

Сила, как и скорость, векторная величина. То есть кроме числового значения она еще имеет направление.

Опыт. Попробуйте взять тетрадку за уголок и потянуть на себя. Как она будет двигаться? Она изогнется. А теперь возьмите ее посредине. Как она будет двигаться? ровно… То есть действие силы зависит еще и от точки приложения…




Единица измерения силы: Н. Обозначение F . Сила – векторная величина. (записать в тетради) слайд 15

Закрепление изученного материала

Работа в группах

У вас на столе лежат карточки с заданием.

Определите точку приложения и проведите векторы направления сил. Какая существует зависимость действия силы от направления?


На два разных тела действовала одна и та же сила. Скорость первого тела изменилась меньше, чем второго, Сравните массы тел.


Коллективная фронтальная работа

Отвечаем на вопросы теста (слайд 24)

Результаты теста ученики проверяют вместе с учителем.

Подведение итогов урока. Объявление домашнего задания.

Ученикам предлагается вспомнить тему нашего урока, все ли задачи выполнены на уроке.

Учитель показывает учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению.

Учитель: Ну вот и все, наш урок подошел к концу. Я очень довольна вашей работой на уроке. Физики – это не просто ученые, это человек любознательный и пытливый. Они не только радуются красоте и величию мира, но еще и открывают закономерности в безграничном разнообразии физических явлений. Физики – одни из немногих, кто понимает природу, говорит с ней на одном языке. Я желаю вам тоже научиться понимать природу, пусть знание физики помогает вам сделать свою жизнь интересней и насыщенней! (слайд 25)


Список литературы:

Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений – М.:Дрофа, 2015. – 192 с.: ил.

Физика. 7 класс.: поурочные плаы по учебнику А.В.Перышкина/авт.-сост.В.А.Шевцов. – Волгоград:Учитель, 2005. -303с.

Читайте также: