В берестов мастер птица конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель занятия: познакомить учащихся с творчеством В.Д. Берестова, учить воспринимать содержание произведений и давать правильную оценку поступков героев; Задачи: знакомство учащихся с творчеством В.Д. Берестова; формирование умения правильно воспринимать содержание произведения; формирование у детей устойчивого интереса к чтению, выработка навыков грамотного читателя; развитие творческих способностей учеников; воспитание уважения к окружающим, бережного отношения к своим друзьям; привитие любви к чтению книг; привитие у детей интереса к творчеству В.Д. Берестова.

Формирование умения слушать и слышать окружающих, вести диалог, работать в парах и группах.

Оборудование:

портрет писателя; выставка книг В.Д. Берестова; рисунки, выполненные детьми; кроссворд; письмо Знайки, портрет Знайки

Ход занятия. I . Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,

Каждый день, всегда везде:

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим! II. Актуализация знаний.

Давайте откроем письмо и узнаем, кто нам его написал (распечатывает конверт, на титульном листе - загадка про Знайку). Маленький он, но серьезный и честный,

Знает он много и с ним интересно.

В цветочном городе этот мальчик живет,

И весь его там уважает народ.

Читает письмо: "Здравствуйте, ребята, если вы догадались, пишет вам Знайка из Солнечного города. Я слышал от своих друзей, что вы любознательные, много читаете, знакомы с творчеством разных писателей и поэтов, сами пишете рассказы, иллюстрируете книги. И я решил нарисовать кроссворд к сказкам известного писателя. Я зашифровал фамилию этого известного человека. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то узнаете имя этого писателя. Удачи вам!

Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник

Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством детского писателя , а какого, вы узнаете, отгадав кроссворд. Он писал стихи - загадки, попробуйте отгадать их в кроссворде и назвать его фамилию в выделенных клеточках.

1. - Учитель, у меня в портфеле!
- Кто? Быть не может! Неужели!
- Взгляни, пожалуйста! Он тут.
Его : ….зовут. Учебником

2 .- Карандаш в нем мается,
Но зато он не ломается.
Ручка в тесноте находится,
Но зато легко находится.

Пенал 3. … : циркач лихой
Чертит круг одной ногой,
А другой проткнул бумагу,
Уцепился, и ни шагу. Циркуль

4. Прямота - моя главная черта.
Что это? Линейка

5. Над бумажным над листом
Машет : …хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет,
Красит в разные цвета.
Ух, какая красота. Кисточка

6. Почему из-под : Точилки
Вьются стружки и опилки?
Карандаш писать не хочет,
Вот она его и точит.
7. Зимой на улице бежит,
А летом в комнате лежит.
Но только осень настает
Меня он за руку берет.
И снова в дождик и метель
Со мной шагает мой : Портфель

8. В нем заданья на дом
И стоят отметки рядом -
До чего же хороши!
Ну-ка, мама, подпиши! Дневник

1. Учебник. 2. Пенал. 3. Циркуль. 4. Линейка. 5. Кисточка. 6. Точилка. 7. Портфель. 8. Дневник.

В выделенных клеточках - Берестов.

Какая тема занятия? - Сегодня мы познакомимся с творчеством писателя Валентина Дмитриевича Берестова. Чему будем учиться на занятии?

III. Работа по теме занятия.

1. Рассказ о жизни и творчестве поэта. Работа в группах. I группа

Когда появились писательские способности Берестова?

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещёвске, Калужской области, в семье учителя родился Валентин Берестов. Его отец преподавал историю в школе, а в юности писал стихи и сумел привить сыну страстную любовь к чтению. Когда маленькому Вале было 4 года, в его жизни произошло чрезвычайно важное событие: он научился читать. Поэтические способности у мальчика обнаружились очень рано. Первые стихи он написал в 1 классе. Это были дразнилки. За дразнилки на одноклассников их автор - восьмилетний Берестов был бит. Но это не повлияло на его сочинительство. Просто новые стихи теперь записывались в тетрадь и хранились в тайнике. Берестов вспоминал: "Больше всего, в детстве, мне хотелось написать о моих друзьях, о школе, о наших мечтах и играх".
II группа Кто научил читать маленького Валю? А Обучение чтению Вали произошло необыкновенным способом. Дело в том, что первым буквам мальчика научила слепая прабабушка. Она выписывала газету "Известия" и, не имея возможности читать, просила правнука пересказывать словами рисунки, фотографии, карикатуры, которые в газете помещались. "Однажды, я ей рассказывал, - вспоминал Валентин Дмитриевич, - средь бурного моря высился гордый утёс с четырьмя буквами по крутому обрыву. "Три одинаковых буквы рядом? - спросила прабабушка. - Не иначе СССР!"" Это и было первое слово, прочитанное будущим поэтом. III группа

Кто помог развиться поэтическому таланту Валентина Берестова? Валентину Берестову было 13 лет, когда началась Великая Отечественная война. В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте. В годы Великой Отечественной войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам. Здесь юный поэт познакомился с Корнеем Ивановичем Чуковским и Самуилом Яковлевичем Маршаком. Особую роль в литературной биографии Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским, которому четырнадцатилетний поэт показал свою заветную тетрадь. Корней Иванович не только помог развиться поэтическому таланту Берестова, но и поддержал его чисто по-человечески. А проще говоря, спас Берестову жизнь, когда тот серьёзно заболел. В то время К.И. Чуковский писал: "Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны, он наделён тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причём эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью"

Какую профессию выбрал Берестов? Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. После войны Валентин Берестов поступает на исторический факультет МГУ и становится ученым-археологом. Что же такое археология? Это наука о древности. Она изучает историю общества по следам жизнедеятельности людей. В древности, когда человек умирал, в его могилу клали оружие, пищу, различные украшения, посуду. Над могилой насыпали высокий холм - курган. Некоторые сохранились до наших дней и ученые археологи, раскопав их, находят разные предметы подчас изумительной красоты.

В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ, затем в аспирантуру Института этнографии. Выбор этот не был случайным: отец в своё время преподавал в школе историю.

Ещё в студенческие годы (1946) Берестов впервые поехал на археологические раскопки, древние города - Хорезм, Новгород. "Раскопки - это своего рода общение с древними людьми, с человечеством", - писал Берестов.

Кто вдохновил В.Д.Берестова на писательское творчество? В 1946 году произведения В.Берестова начинают публиковаться в периодике. А 1957 г. Выходит его первый поэтический сборник "Отплытие" (для взрослых) и тоненькая книжка для дошкольников "Про машину" (Показ книжки - малышки)

Любовь к поэзии победила, поэтому Берестова больше знают как детского поэта, чем как археолога. Интерес к детской поэзии пришёл к Берестову "случайно", когда он стал отцом. Он писал: "Моя дочь Марина вдохновила меня на стихи и сказки для малышей".

Его стихи для малышей полны озорной выдумки. Здесь баюкают больную машину, а в столовую заходит, кто бы вы думали - Дракон!

Стихи Валентина Дмитриевича знакомы каждому с детства, стоит только вспомнить несколько строчек: Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"

2. Берестов -сказочник. Берестов писал: Не бойся сказки. Бойся лжи.
А сказка - сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи -
На свете правды больше станет Сегодня будем говорить о Валентине Дмитриевиче как сказочнике. Менее известен Берестов как сказочник. - Вспомнимте, какие сказки написал В.Берестов? - "Как найти дорожку"
- "Змей - хвастунишка"
- "Честное гусеничное"
- "Мастер птица"

3. Определи по началу ,какая это сказка.

Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке! ( Аист и соловей)

Был у него рот - стало пустое место. Теперь он мог только шмыгать носом и всхлипывать. Из глаз у него выкатились две огромные слезы. Витя, Фитюлька и Ластик

Б г е ж

Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник
Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник
Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник
Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник

Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник
Внеклассное занятие по литературному чтению В.Д.Берестов -сказочник

Как аист полетел к мудрецу?

( Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.)

Как аист обратился к мудрецу?

( Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо:
- Эй, старикан! Ну-ка, научи меня музыке!)

Чему решил научить мудрец сначала аиста? ( Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. )

Как он это хотел сделать? ( Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал:
- Надо делать вот так.)

Что решил аист? ( - Всё ясно! - обрадовался аист. - Это и есть музыка? - и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.)

Как соловей пришел к Мудрецу? ( Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.)

Как мудрец отнесся к соловью? ( Мудрецу понравилась приветливая птица. )

Почему он обучил соловья всему, что знал сам? ( И он обучил соловья всему, что знал сам. )

Как автор называет соловья? (скромный) Почему скромный соловей стал лучшим в мире певцом?

Почему аист вместо пения стучит клювом?

Витя, Фитюлька и Ластик

Кого звали Фитюлькой?( нарисованного Витей человечка: голова кружком, глаза точками, нос запятой, рот закорючкой, живот огурцом, руки и ноги как спички.)
Чему был удивлен Витя? ( Человечек с ним заговорил)

Что попросил он нарисовать ему Витю?( Нарисуйте мне, пожалуйста, уши.)

Почему Витя нарисовал Фитюльке тёплую шапку-ушанку, шубу, валенки, бороду. ( чтобы не мёрзли щёки.

За что ластик был отправлен в пенал? ( - Это всё твои штучки, Ластик! - догадался Витя. - Сколько раз я просил тебя не трогать рисунок? Полезай в пенал.)

Что нарисовал Витя на змее в пасмурный день?( Мальчик нарисовал на Змее солнце.) Как обозвал Змей птиц? (короткохвостые)Почему? Во что превратил мальчик Змея? ( превратил нарисованное солнце в смешную рожицу) Почему теперь никто не обижался на Змея? ( Он и дразнился, и врал, и хвастался. Но теперь все видели его смешную рожицу и думали, что он шутит. А он и не думал шутить. ) Какие качества характера присущи Змею? Подружатся ли с ним птицы?

Куда отправились ребята?( Ребята пошли в гости к деду-леснику. Что произошло? ( Пошли и заблудились. У кого они спросили дорогу первым? У белки . Почему не воспользовались её дорогой? Только мы не умеем по деревьям прыгать.

Кто указал им дорогу вторым? Заяц . Почему не смогли его дорогой идти?( Носы у нас не такие чуткие, как у тебя.

Кто был за зайцем? Улитка . Почему не смогли её дорогой идти?( некогда ползать

У кого ещё спрашивали дорожку? У пчелы.

Как же нашли дорогу дети? Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Чьим советом воспользовались?

Мастер птица

Что предложил царю мастер? ( Один мастер предложил хорезмскому царю построить высокую башню.)

Почему мудрецы не согласились с мастером? («Если с башни будет видно во всех концы, значит, и сама башня тоже будет видна отовсюду. И врагам станет легче до нас добраться. Башня укажет им путь.) Почему прекратились вражеские набеги? (Враги, увидев башню, думали, что до Хорезма совсем близко. Они бросали в песках медлительных верблюдов, которые везли воду и пищу, на быстрых конях мчались к манящей башне и все до одного погибали в пустыне от жажды и голода.) Как мастер обманул хана? ( Старый мастер склеил из бумаги и тростника большие крылья и улетел.) Почему каждому мальчишке в Куня-Ургенче известно, кто был мастер и что он совершил, словно это случилось совсем недавно?
Как звали мастера? ( Звали его Уста Куш, что в переводе значит Мастер Птица.)

Чего не любил Зайчик? ( Зайчик не любил ложиться спать) Что произошло однажды? (Зайчик спрятался и решил посмотреть, что будет дальше.

Куда прибежал зайчик? (В город) Что ему понравилось больше всего? ( Больше всего ему понравились три весёлых огонька: зелёный, жёлтый и красный.

Почему они прогнали его? (Мы работаем! Мы - Светофор)

Почему Зайчик загрустил? (Никому не нужен в ночном городе)

Куда полетел он дальше? (В лес) Почему прогнали машины его с дороги? (Машины сначала шарахались от него, думая, что на них мчится другой автомобиль, а потом рассердились и загудели:
- Уходи с дороги! Ты не знаешь наших правил!

Кого испугал Зайчик в лесу? (Волка, грача, сову)

Куда отправился он дальше? (Море, горы)

Почему не нашел себе места Зайчик ни в городе, ни в лесу, море, горах?

3. "Писатели нашего детства", ч.1., биографический словарь, Изд "Либерия", 1999 г.

4. Д.Шеваров "Весёлый барабанщик Берестов"

5. Книги В.Берестова (разных лет) "Богатыри", "Как найти дорожку" "Весёлое лето" и др.

Знакомство с биографией В.Д.Берестова и его творчеством.

ВложениеРазмер
urok_vneklassnogo_chteniya_nash_berestov.doc 94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Цель: 1. Познакомить учащихся с творчеством писателя.

2. Привить интерес к книге, любовь к стихам.

3. Работать над выразительностью чтения.

Оборудование: 1. Портрет писателя.

2. Книги писателя.

3. Детские рисунки к произведениям Берестова.

Учитель: Ребята, вы все знаете, что мы уже давно готовились к

этому празднику- дню рождения очень хорошего писателя

и поэта Валентина Дмитриевича Берестова. Я думаю, что

некоторые ребята с ним знакомы, читали написанные им

стихи. А если кто-то с ним не знаком, то у него есть

прекрасная возможность сегодня познакомиться. Садитесь

поудобнее – мы начинаем!

Кто весь век качается

Тот не огорчается

Учитель: Кому знакомо это стихотворение?

Где вы с ним познакомились?

Конечно же, ещё в детском саду.

А может, и родители некоторым читали.

Дети: А мы в детском саду вот эти стихи учили.

Бьют его, а он не злится.

Он поёт и веселится,

Потому что без битья

Нет для мячика житья!

Курица с цыплятами.

Ну-ка, ну-ка все сюда!

Ну-ка к маме под крыло!

Куд-куда вас понесло?

За лягушкой хворою

Послали помощь скорую.

А лягушка увидала врача,

Испугалась и дала стрекача.

Я девчонка ничего!

Не боюсь я ничего.

Если я и пропаду,

Всё равно не пропаду!

Отправляет в рот,

В кружечку кладёт.

Учитель: Конечно же, стихи Берестова знакомы вам с самого раннего

Дети: Они коротенькие, легко запоминаются, весёлые, связаны с нашей жизнью.

Учитель: А в 1-ом классе вы встречались со стихами В.Д.Берестова?

Дети : Да! Когда ещё учили буквы!

Куклы вальс танцуют старый,

Пара кружится за парой,

Пары так и не нашла.

Кто с юлой подружится,

Тот совсем закру

Но подраться не решились.

Если очень петушиться,

Можно пёрышек лишиться.

Если пёрышек лишиться,

Нечем будет петушиться.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать!

Не надо бабушку трясти:

- Прочти, пожалуйста! Прочти!

Не надо умолять сестрицу:

- Ну прочитай ещё страницу!

Родился Валентин Берестов в маленьком, тихом городке, в семье учителя. Отец будущего поэта сам писал в юности стихи и сыну сумел привить страстную любовь к чтению. По признанию Берестова, одним из величайших событий его жизни было то, что в четыре года он научился читать.

Книги были с ним с самого раннего детства.

сочинительства. Повзрослевший поэт записывал новые стихи в тетрадь, которая хранилась в тайнике. Было это во время Великой Отечественной войны в 1942 году в г. Ташкенте, где в эвакуации жила семья Берестовых. В годы войны в этом городе оказались и многие знаменитые литераторы. Вообще в жизни Валентину Берестову удивительно везло на счастливые встречи. Здесь, в Ташкенте, он разговаривал с Анной Ахматовой. Но особую роль в литературной биографии Берестова сыграл Чуковский Корней Иванович, которому 14- летний поэт решился показать свою заветную тетрадь. Корней Иванович помог развиться поэтическому таланту Берестова.

Вот девочка Марина,

А вот её машина.

- На, машина, чашку,

Ешь, машина, кашку.

Вот тебе кроватка.

Спи, машина, сладко.

Я тебя не завожу,

Чтобы ты не утомилась,

Чтобы ты не простудилась,

Чтоб не бегала в пыли.

Спи, машина, не шали!

Вдруг машина заболела:

Не пила она, не ела,

На скамейке не сидела,

Не играла, не спала,

Навестил больную Мишка,

Приходила кукла Катя

В белом чистеньком халате.

Над больною целый час

Не смыкала Катя глаз.

Доктор знает всё на свете.

Первоклассный доктор- Петя

( Петя кончил первый класс),

И машину доктор спас

Доктор выслушал больную,

- Почему болеет кузов?

Он не может жить без грузов.

Потому мотор простужен,

Что мотору воздух нужен.

И машина заболела.

Ей не нужно тишины,

Ей движения нужны.

Как больную нам спасти?

А мы идём в горячей мгле

По выжженным местам,

Чтоб реку возвратить земле

И запахи цветам.

Творчество поэта пронизано весельем и простотой Особенно ярко эти черты поэтической натуры писателя проявились в его книгах для детей. Детские стихи Валентина Берестова сказочны и необычны.


Данная презентация познакомит первоклассников с творчеством В.Берестова.

Содержимое разработки

Урок обучения грамоте

Урок обучения грамоте

1 апреля 1928 г. – 15 апреля 1998 г.

1 апреля 1928 г. –

15 апреля 1998 г.

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов.

1 апреля 1928 года в маленьком, тихом городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя родился Валя Берестов.

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Самуилом Маршаком. Н. Мандельштам С. Я. Маршак А. Ахматова

В 1942 году семья Берестовых жила в эвакуации в Ташкенте

Здесь Валя Берестов познакомился с Анной Ахматовой, Надеждой Мандельштам, Самуилом Маршаком.

Н. Мандельштам

 Особую роль в литературной биографии В. Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским.

Особую роль в литературной биографии В. Берестова сыграла встреча с Корнеем Ивановичем Чуковским.

Через два года, в 1944 году, семья Берестовых перебралась в Подмосковье. В Москве Валентин Дмитриевич поступил на исторический факультет МГУ.

Т. И. Александрова

Работа по произведению

Работа по произведению

Я не верю в опустевший двор, Я играю с вами до сих пор… В.Берестов


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению. Разработано для учителей начальных классов.

Тип урока: Урок изучения нового материала

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством ВД. Берестова

Планируемые результаты:

на основе художественных произведений определять основ- ные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);

с гордостью относиться к произведениям русских писате- лей-классиков, известных во всем мире;

рассказывать о своей Родине, об авторах и их произведениях о Родине, о памятных местах своей малой родины.

- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока в соответствии с целями темы; понимать учебную задачу урока;

- читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целы-ми словами, без искажений и пр.);

-определять границы собственного знания и назначения по теме самостоятельно.

- отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

-строить речевое высказывание в устной форме;

-определять мотив поведения героя с помощью вопросов учителя или учебника и рабочей тетради.

- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;

- создавать связное высказывание из 5—6 простых предложений по предложенной теме;

-не конфликтовать, использовать вежливые слова.

понимать цели изучения темы, представленной на шмуцтитулах, пользоваться (под руководством учителя) в читательской практике приёмами чтения (комментированное чтение, чтение диалога, выборочное чтение);

читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); определять характер литературных героев, приводить примеры их поступков.

Учебно-методическое обеспечение (средства, оборудование):

Для учителя: учебник; презентация.

Для ученика: учебник.

Информационные источники:

Литературное чтение. 2 класс. Учеб. Для общеобразоват. Учреждений с аудтоприл. на электрон. В 2 ч. Ч. 2 / Л.Ф. Климова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224 с.

Содержание урока

Этап урока, время

Методы, приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД по каждому заданию

оборудование

Организационный

-Здравствуйте, меня зовут …, и сегодня я проведу у вас урок по литературному чтению.

-Проверьте свою готовность к уроку, у вас на партах должны лежать учебники, пеналы.

Проверяют свою готовность к уроку.

Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала

М: устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный);

наглядные –демонстрация слайдов (презентации),.

П: организационный – ответ с места.

Вводит на слайде считалку.

-Прочитайте считалку, которую сочинили дети.

-Ребята, а что такое скороговорка?

-Кто может прочитать эту считалку скороговоркой? (спросить 2-3 учеников)

-А кто теперь может прочитать выразительно эту считалку? (спросить 2-3 учеников)

Вводит на слайде портрет В. Берестова.

-Обратите внимание на слайд, кто это?

-А как зовут этого писателя? Как вы думаете?

-Это портрет Валентина Дмитриевича Берестова.

-Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить?

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством В. Берестова, будим учиться анализировать, сравнивать героев произведения, характеризовать их поступки.

-Раз- картошка, два- картошка Под моим растёт окошком.

Я водички вскипячу

И картошечку сварю.

Я и сам поем немножко, Остальное кину кошке,

А потом пойду гулять -

Раз, два, три, четыре, пять.

-Это веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

- Валентин Дмитриевич Берестов (предположения).

Р: читать в соответствии с целью чтения (выразительно, целы-ми словами, без искажений и пр.);

П: отвечать на вопросы учителя и учебника, придумывать свои собственные вопросы;

П: строить речевое высказывание в устной форме;

Усвоение новых знаний

М: словесные; устного контроля и СК – опрос (групповой, фронтальный);

П: организационный – ответ с места.

-Вспомните и скажите какие стихотворения В. Д. Берестова вы проходили?

-Сегодня мы поговорим подробнее о жизни этого замечательного поэта.

Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный В. Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А.Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и юноша поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.

Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка – и появились стихи для детей. Как и Чуковский, детским писателем В. Берестов стал случайно, когда решил пересказать историю из дочкиной жизни знакомому детскому писателю. Валентин Дмитриевич Берестов написал для детей замечательные стихи и сказки.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

И работать продолжаем.

Учебник пока не открывайте. Как вы думаете, о каком знакомом может идти речь?

-Давайте проверим наше предположения. Откройте в учебнике стр. 150.

Читает первое четверостишие.

-«Сегодня вышел я из дома.

Пушистый снег лежит кругом.

Смотрю на встречу мой знакомый

-Хотите ли вы о чем- нибудь спросить автора?

Читает второе четверостишие.

-«… И вот мы радости не прячем.

Мы – неразлучные друзья.

Визжим, и прыгаем, и скачем,

-Узнали вы уже что- то о друзьях? Открылся ли вам секрет?

Читает третье четверостишие.

-«…Объятья, шутки, разговоры.

– Ну, как живёшь? Ну, как дела? –

Вдруг видим, кошка вдоль забора,

-Какие вопросы возникли сейчас?

Читает четвертое четверостишие.

-«… – Побудь со мной ещё немного!

–Но я его не удержал.

– Гав! Гав! – сказал знакомый строго,

-Кем оказался знакомый мальчишка?

-Ожидаемым ли был такой конец стихотворения?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

-Сейчас, мы с вами прочитаем стихотворение на стр. 151.

- Прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, о чём или о ком будет это стихотворение?

- Давайте проверим наши предположения и прочитаем его.

«Возьмём с собой сушёных груш

И двинемся в лесную глушь,

Одни в далёкий путь.

Я у Старкова за спиной,

Спешит Красильников за мной.

Взлетают палки наши в лад,

И наши лыжи в лад скользят.

Всё дальше, дальше дом.

Но мы — мужчины. И к тому ж

У нас запас сушёных груш.

-Можем ли мы назвать его юмористическим? Почему?

-Автор сочувствует героям или посмеивается над ними?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

-Откройте стр. 152 прочитайте, пожалуйста, название стихотворения и предположите, о чём будет идти речь?

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

- О чем говорится в стихотворении?

- Чем машет кисточка?

- Что рисует девочка?

- Ребята, а вы любите рисовать?

-А теперь, кто может выразительно прочитать это стихотворение?

- Ребята, давайте проверим как хорошо вы знаете учебные предметы. Я предлагаю вам отгадать загадки.

-Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует,

А сегодня вечерком

Он раскрасит мне альбом.

-Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.

-Хоть я и не прачка, друзья,

Стираю старательно я. -Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,

-Посмотрите на меня — Сбоку у меня поля, Для задачек будут, детки, На моих страницах клетки, А для разных упражнений, Я — в линейку, без сомнений. Это — лёгкая загадка: Каждый знает, я — . .

Читайте также: