Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе 4 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: урок изучения декларативной информации (изучение и первичное закрепление знаний).

Цели и задачи: создать условия для формирования умения изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; совершенствовать умения подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные, выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания имен прилагательных, определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; способствовать развитию навыка образовывать однокоренные прилагательные от существительных; способствовать повышению учебной мотивации посредством применения приемов когнитивной образовательной технологии; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке, воспитывать любовь к предмету.

Планируемые предметные результаты: познакомятся с родовыми окончаниями имен прилагательных; научатся изменять прилагательные по родам и числам в зависимости от формы имени существительного; подбирать к существительным подходящие по смыслу прилагательные; выписывать из текста словосочетания с именами прилагательными; составлять словосочетания с данными прилагательными; выделять окончания имен прилагательных; определять род и число имен прилагательных по окончаниям и вопросам; образовывать однокоренные прилагательные от существительных.

Метапредметные УУД: познавательные: проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом; регулятивные: проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий; коммуникативные: читать вслух и про себя тексты учебников, понимать прочитанное; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, карточки для самостоятельной и для домашней работы, опорные карточки.

Структура урока:

Организационный момент. Мотивация учащихся;

Самоопределение к деятельности. Декларативная информация;

Первичное закрепление декларативной информации;

Первичная диагностика; Коррекция;

Вторичное закрепление декларативной информации;

I . Организационный момент. Мотивация учащихся

Добрый день, добрый час

Очень рада видеть вас.

- Ребята, меня зовут _____________, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Всем желаем мы успеха,

Всем желаем доброты.

- Садитесь и постарайтесь сохранить отличное настроение до конца урока.

- Урок наш сегодня необычный, поэтому и работать мы будем не в тетрадях, а в рабочих листах.

- Запишите, пожалуйста, число, классная работа. Не забываем о правилах каллиграфии.

а) Минутка чистописания

- Для того чтобы качественно выполнить чистописание, нам потребуется разминка.

По моему сигналу одновременно двумя руками в воздухе нарисуйте зеркальные фигуры:

- На какие буквы похожи фигуры, которые мы прописывали в воздухе? О, с, л, е, э.

Хозяйкой чистописания будет та, с которой начинается слово-отгадка. Слушайте загадку:

Это кто по проводам

В каждый дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно. (Электричество)

- О чём говорится в загадке? (Об электричестве )

- Дайте ему характеристику. Какой буквой он обозначен на письме.

- Пропишите буквосочетания: Ээ Эл эм эле эк эх

б) Словарная работа.

Электричество, конечно, очень помогает –

Без него компьютер в игры не играет,

Телевизор не покажет детям передачу,

Электричка не поедет вечером на дачу. А Валевский

- Объясните значение слова. (Работа с википедией в презентации.)

- Назовите орфограммы в этом слове, с.8 в учебнике .

- Посмотрите на написание слова. Какие буквы имеют нижнее соединение? (эл) Только буква е имеет среднее соединение. Остальные – верхнее.

-Напишите это слово, подчеркните орфограммы.

Заполнение граф- схемы.

- Без электричества и электроприборов в современном мире, конечно, никак не обойтись.

Но и о правилах безопасности при обращении с ними забывать не стоит:

Никогда не пользуйтесь неисправными электроприборами (НЕИСПРАВНЫЕ).

Вилку в розетку вставляем только сухими руками (СУХИЕ).

На доску: ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

- Что обозначают имена прилагательные?

- От каких слов были образованы слова электровоз и электростанция? Какой способ словообразования? (Сложение корней). Чем будет являться О в этих словах? (Соединительная гласная).

- Запишите четыре слова со с.8, запомните их написание.

- Разберите слова электростанция и электровоз по составу.

- Какое слово лишнее? Почему? (Электрический, прилагательное)

-Что общего у оставшихся слов? (это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном?

t1620254483aa.jpg

- Определите род и число имен существительных, надпишите над словами.

Электровоз – м.р., ед.ч.

Электричество – с.р.; ед.ч.

-Как изменяются имена существительные? (по родам и числам)

На доску слова: РОД, ЧИСЛО.

- Назовите цель урока. (Узнать об изменении прилагательных по родам и числам)

- Что для этого нужно будет сделать? (Найти необходимую информацию, понаблюдать, потренироваться и сделать вывод)

Кулак-ребро-ладонь.

- Расскажите об имени прилагательном от его имени .

- Что вы можете рассказать о себе, имя прилагательное?

(По ромашке с пропущенными словами)

Я – часть речи. Я отвечаю на вопросы: какой? какая? какое? какие? чьи?

Я обозначаю признаки предметов.

Я делаю речь более яркой, более красивой.

С моей помощью можно выразить свои чувства.

Метод отрицания-согласия.

Учащиеся выполняют задания входной диагностики.

- А теперь поставьте знак плюс, если согласны. Минус – если нет:

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.

2. Имя прилагательное в предложении чаще всего является главным членом.

3. Прилагательные ж.р. отвечают на вопрос: какая?

4. Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какое?

5. Прилагательные с.р. отвечают на вопрос: какой?

6. Прилагательные мн.ч. отвечают на вопрос: какие?

Учащиеся проверяют свои работы.

III . Самоопределение к деятельности. Декларативная информация.

- В начале урока вы говорили, что нужно провести наблюдение. Предлагаю этим и заняться. Работать будем в парах. А наблюдать мы будем над изменением прилагательных.

Упражнение 12 со с.8. Прочитайте задание (составить словосочетания, определить род, выделить окончания).

Первый ряд выполняет первую строчку, второй – вторую, третий – третью.

Три человека работают у доски.

- Почему одно и то же прилагательное имеет разные окончания?

- Можно ли определить род имен прилагательных во множественном числе?

- Сделайте предположение, от чего зависит окончание имен прилагательных.

На доску: ОКОНЧАНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ – ИМ.СУЩ. ? (Слайд)

В). Объяснение нового материала.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всем с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

– А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, – мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

– В чем же согласуются имена прилагательные с именами существительными? Какие признаки берут они у имени существительного? (Род, число, падеж)

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные , так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч.

- Как определяется род имени прилагательного? (по существительному)

- Давайте составим алгоритм определения рода и числа прилагательных.

АЛГОРИТМ НА ЭКРАН

- В упражнении 10 на с.8 есть блок-схемы. Поработаем с ними.

- На какие вопрос будут отвечать имена прилагательные в женском роде? Какие окончания?

- В форме мужского рода единственного числа?

- В форме среднего рода единственного числа?

(Работа с блок - схемой)

IV . Первичное закрепление декларативной информации.

Ну что, настало время отработать материал. Но, сначала отдохнем. Выходите из-за парт.

- Если я называю словосочетание, в котором имена прилагательные стоят в мужском роде – приседают учащиеся первого ряда, в женском роде – приседают учащиеся второго ряда, в среднем роде –учащиеся третьего ряда, во множественном числе – все хлопают:

белая берёза, яркое солнце, холодный ветер, просторные классы, хитрая лиса, солнечный зайчик, хорошее здоровье, жёлтенькие цыплята, морозное утро, высокий дом, сильная буря.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

2-3 уровень: Молодцы. А теперь работать будем в группах.

Вставьте в текст подходящие имена прилагательные. Выделите окончания прилагательных, определите род.

Найдите и отметьте ☑ признаки, которые характеризуют имена прилагательные множественного числа.

⬜ А Имеют окончания –ая, -яя;

⬜ Б Имеют окончания –ие, -ые;

⬜ В Имеют окончания –ое, -ее;

⬜ Г Отвечают на вопросы какой? каков? ;

⬜ Д Отвечают на вопрос какие? каковы?

От данных имен существительных образуйте имена прилагательные в форме множественного числа, выделите окончания. Подберите к прилагательным подходящие существительные.

V . Диагностика первичного закрепления.

- А теперь самостоятельно заполните таблицу недостающими именами прилагательными.

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Задачи.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

ВложениеРазмер
Открытый урок по русскому языку 137.35 КБ

Предварительный просмотр:

Цель. Формировать представления учащихся об основных грамматических признаках имен прилагательных (роде ичисле); о том, что родприлагательного совпадает с родом существительного, к которому данное прилагательное относится.

Обучающие: учить исследовать слово, в частности имя прилагательное, как самостоятельную часть речи, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические особенности, показать его речевую функцию, организовать разные виды проверки для формирования рефлексивных компетенций.

Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач.

Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний.

По форме организации – комбинированный ( парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная).

Оборудование : учебники, cигнальные карточки м. р., с.р.,ж.р., экран, проектор.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

3. Введение в тему урока.

4. Постановка проблемной ситуации.

1) -Что мы уже знаем о прилагательном?

Гимнастика для глаз

2) Связь имён прилагательных с существительными.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

6. Первичное закрепление.

7. Рефлексия. Итог урока.

8. Домашнее задание.

2. Минутка чистописания. Словарная работа.

А)Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

- О каком времени года говорится в этом четверостишие?( о весне)

- Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания .(Вв).

Б) Словарная работа.

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки с обратной стороны доски.)

1. Я румяную матрешку,
От подруг не оторву,
Подожду, пока Матрешка,
Упадет сама в траву.
(Ябл о ко)

2. Неживая, а идет,
Неподвижна, а ведет .
(Д о рога)

3.. Как на нашей грядке,
Выросли загадки –
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(П о мидоры)

4. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит?
( О сина)

5. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.
(Ул и ца)

6. Что за дорога?
Кто по ней идет, -
Тот хромает?
(Лес т ница)

7. Я в любое время года,
И в любую непогоду.
Очень часто, в час любой,
Провезу вас под землей.
(М е тро)

8. Днем спит на ней подушка,
А по ночам –
Андрюшка.
(Кр о вать)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

-Назовите слова в которых букв больше ,чем звуков.(кровать, лестница)

3. Введение в тему урока.

- Прочитайте эти слоги. (на доске)
-Какие слова можно составить?
На вес лан дыш тёпсоллоенце (весна, ландыш,, солнце, тёплое)
-Составьте слова, запишите .Обратите внимание на получившийся ряд слов .

- Что общего у оставшихся слов?(это имена существительные)

Что вы знаете об имени существительном? (Слайд 1)

Записано на доске.

Определите род и число имен существительных.

  1. Ландыш – м.р., ед.ч.
  2. Трава –,ж.р.,ед.ч.
  3. Солнце – с.р.; ед.ч.
  4. Ветерок – м.р.; ед.ч.
  5. Птицы – мн.ч.

-Как изменяются имена существительные?(по родам и числам)

4. Постановка проблемной ситуации.

- Скажите, а сможем ли мы определить род и число этого слова?

Почему возникло затруднение? ( Другая часть речи).

А могут ли изменяться по родам и числам прилагательные?

Назовите цель нашего урока ?(Научиться определять род и число прилагательных).

Сегодня мы и попытаемся ответить на эти вопросы.

Какой частью речи является наше слово ТЁПЛЫЙ ?(прилагательное)

1) -Что мы уже знаем о прилагательном? (самостоятельная часть речи, обозначают признак предмета, отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?, украшают нашу речь)

Гимнастика для глаз .

1.Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть в даль (считать до пяти). Повторить 4-5 раз.

3.Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и право, вверх и вниз. Повторить4-5 раз.

2) Связь имён прилагательных с существительными.

-Предлагаю понаблюдать, как использует прилагательные А.Толстой в своём стихотворении.(у каждого ученика на парте)

Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт;

а) выразительное чтение

б) разбор стихотворения по вопросам

-Какое время года описывает поэт? Какие слова и выражения вам помогли понять это? Почему лес назван юным, а молодая листва – зелёным дымом?

в) находим прилагательные, признаки каких предметов они обозначают, запись на доске и в тетради.

снег (какой?) последний

пар (какой?) тёплый

кувшинчик (какой?) синий

дым (какой?) зелёный

гроз (каких?) летних

-Мы видим, что прилагательное тесно связано с существительным.

Родились Прилагательные с очень покладистым характером. Они с удовольствием согласовывались бы во всём с существительными, да вот незадача: не было у прилагательных собственных рода, числа.

-А что если нам попросить их у Существительных, ну хотя бы на время, - мечтали Прилагательные и решили поговорить об этом с Существительными. Тем пришлись по душе скромные просители, и они одолжили Прилагательным свои формы. Существительные были очень рады иметь новых друзей. Так и живут до сих пор Прилагательные. Чтобы согласовываться с Существительными, берут у них напрокат формы рода и числа. Вместе – служба, вместе – дружба.

-Такая связь в русском языке называется согласованием. Говорят, что прилагательное согласуется с существительным.

3) В чём же согласуются прилагательные с существительными? Какие признаки берут они у имени существительного?

-Подберите к нашему слову тёплый существительные женского рода, мужского рода, среднего рода и множественного числа.(у доски).

тёплый… день (м.р., ед.ч.)

тёплая …погода (ж.р., ед.ч.)

тёплое… солнце(ср.р., ед.ч.)

тёплые …лучи (мн.ч.) - У прилагательных множественного числа род не определяем.

-У прилагательных выделить окончание и основу. Что заметили?

- Признаки рода и числа у прилагательного непостоянные, так как одно слово может быть в форме м.р., ж.р., ср.р., и мн.ч .

- Как определяется род имени прилагательного?(по существительному)

Работа по учебнику( с. 56 правило)

Прочитайте группы слов:

белая, белизна, белеет;

смех, смешное, рассмешил.

- Как называются слова каждой группы? Почему?

- Назовите имена прилагательные . (летний, белая, смешное)

- Запишите эти прилагательные в три столбика по родам. (у доски)

- Измените прилагательное летний по родам, затем белая, смешное.

- Сформулируйте вывод по следующему плану: (Слайд 2)

  1. Как изменяются имена прилагательные?
  2. Как определяется род имени прилагательного?
  3. На какойвопрос отвечают и какие окончания имеют прилагательные мужского рода, женского рода, среднего рода?

- Попытайтесь составить схему по теме урока “Изменение имён прилагательных по родам”, заполнив пустые “окошечки”.

В ходе работы на доске появляется схема:(слайд3)

(Имя прилагательное изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. Какого рода имя существительного, такого рода имя прилагательное. Имена прилагат. м.р. отвечают на вопрос какой? Они имеют окончания -ой, -ый, -ий. Имена прилагательные ж.р. отвечают на вопрос какая? Они имеют окончания -ая, -яя. Имена прилагательные с.р. отвечают на вопрос какое? Они имеют окончания -ое,-ее).

Спал цветок и вдруг проснулся (наклоны вправо, влево)

Больше спать не захотел(наклоны вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.(руки вверх, встать на носочки)

Солнце утром лишь проснётся (руки вверх.в стороны, вниз)

Бабочка кружит и вьётся. (покружится)

6. Первичное закрепление.

Определите род и число имён прилагательных?

Проверка. (показать карточки)

Так как же определить род и число имени прилагательного?

7. Рефлексия. Итог урока.

-Наш урок заканчивается. Мы получили новые знания. Но у меня остались к вам вопросы.

-Понравился вам урок?

-Научились ли вы чему- то новому?

- Почему прилагательные назвали именно так? (прилагаются к существительному)

-Что нового вы узнали об имени прилагательном? (изменяются по родам и числам).

Имя прилагательное – часть речи, отвечает на вопросы какой? каков? какая? какова? какое? каково? какие? каковы? В начальной форме обозначает признак предмета. Бывают по форме полные – красивый, и краткие – красив. Имена прилагательные делают нашу речь более выразительной, яркой и точной. Изменяются по родам, числам и падежам.

Имена прилагательные мужского рода – отвечают на вопрос какой? Имеют окончания: -ой, -ый, -ий. Например: городской, мудрый, свежий.

Имена прилагательные женского рода – отвечают на вопрос какая? Имеют окончания: -ая, -яя. Например: городская, синяя.

Имена прилагательные среднего рода – отвечают на вопрос какое? Имеют окончания: -ое, -ее. Например: городское, синее.

Имя прилагательное изменяется по родам. Например: морской, морская, морское; лёгкий, лёгкая, лёгкое; синий, синяя, синее.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На этом уроке Вы примените на практике свои знания о роде имени прилагательного.

Так же, как и имя существительное, прилагательное может быть мужского, женского и среднего рода. Но для имени существительного род – постоянный морфологический признак, существительное не изменяется по родам. А для имени прилагательного род – непостоянный морфологический признак, имя прилагательное изменяется по родам.

Например: солнечный, солнечная, солнечное.

Трудные случаи определения рода

В русском языке есть слова, употребление которых в речи вызывает трудность.

крепкий кофе или крепкое кофе?

красивый тюль или красивая тюль?

белая лебедь или белый лебедь?

Чтобы не ошибаться с употреблением рода, Вы можете определить род имени существительного и употреблять прилагательное в том же роде. Лебедь – м.р., значит правильно так: белый лебедь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

Задачи:

1.сформировать умение определять род имён прилагательных;

2.совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи ;

3. воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Гномик, корабль, карточки, тесты,

Ход урока.

1.Организационный момент. Встали ровно. Садитесь. Здравствуйте, ребята давайте с вами психологически настроимся, к уроку:

Девиз ур

-А вы ребята обещаете хорошо работать на уроке?

Учащиеся: ( обещания учащихся 2-го класса)

Обещаем не молчать,

Обещаем не кричать

Обещаем отвечать

И задания, любые

Все без лени выполнять.

Ребята, сегодня наш урок будет необычным, мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. сегодня мы с вами отправимся в замок к великому гномику Всезнайки, за новыми знаниями который находится очень далеко, чтобы добраться до этого замка, нам нужно переплыть очень большое солнечное море. Но чтобы успешно его переплыть, вам нужно выполнить тестовую работу. Повторить то, что вы уже изучили.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

2.Работа с тестом

- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу. Ну что ж поплыли?

Ученики меняются и проверяют тест соседа.

А давайте сделаем вывод:

Мы с тобой дружны.

В невидимую даль.

3.Жужжащее чтение.

А теперь нам нужно ознакомится с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.

1.Не стоять близко у борта.

2.Не смотреть с корабля за борт

3. Знать где находятся на палубе спасательные жилеты

4.Палубу корабля нужно содержать в чистоте.

5.Убирать каюты корабля

6.Не бросать мусор и остатки пищи на палубе.

7. Не бросать мусор в море с корабля

Вот вы и ознакомились с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.

4.Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите на море? Какое оно?

(Красивое, глубокое, прозрачное)

Вот сейчас запишем по одному словосочетанию. Глубокое море, ( Дима),большое море,( Тимур), красивое море ( Настя)

5.Объяснение нового материала.

Вот мы и прибыли на остров, где проживает великий гномик

А как же зовут гномика? Мы не знаем

Чтобы имя вам его узнать,

Нужно ребус отгадать. ( ВСЕЗНАЙКА).

– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он не только вам объяснит новый материал, но и проверит ваши знания. Лучших знатоков русского языка наградит медалями.,

Ты тему нам всем объясни.

Должны мы род уметь определять.

Всезнайка предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях:

синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.

- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).

- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).

Гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)

Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).

- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.

Погода (какая?) тёплая.

Ветер (какой?) резкий.

- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?

Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).

- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть? От существительных.

Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).

Хоровое чтение правила учащимися

чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

6.Работа у доски.

Ну, сейчас ребята проверим, как вы усвоили новый материал, Всезнайка подготовил такое задание, где нужно выделить окончания у прилагательных и указать род.

Трудная дорога ж.р.

холодная ночь ж.р.

Молодцы с этим заданием вы справились.

Нужно соединить существительные с именами прилагательными по значению. Соединить вишенки.

8.Работа в тетради. Упр.418.

Вам нужно ответить на вопросы и определить род у имён прилагательных.

Какая сегодня погода? Тёплая ж.р.

Какое небо? Облачное ср. р.

Какое солнце? Яркое ср. р.

Какой ветер? Сильный м.р.

Какое у тебя настроение? Хорошее ср. р.

10.Работа с текстом В этом задании нужно выписать, словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. ( Один ученик выполняет задание за доской, остальные на оценку в тетради).

На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.

Большая картина ( ед. ч. ж.р.),яркое солнце ( ед.ч. ср.р.), длинная дорога ( ед.ч. ж.р.),. могучий дуб ( ед.ч. м.р.), белогрудые ласточки ( мн.ч. ж.р.) красивый пейзаж( ед.ч. м.р.).

Молодцы! Вы очень хорошо справились и с этим заданием.

11.Физкультминутка. Давайте немного отдохнем.

Вот мы и отдохнули. А теперь приступаем к работе.

12. Работа с учебником.

Найдите упр.420. стр.158.Развивай фантазию и догадку. Вам нужно назвать предмет по его признакам.Указать род

Красная, шелковая, длинная - лента ж.р.

Резиновый, круглый, звонкий- мяч м.р.

Чистое, белое, мягкое- полотенце ср. р.

Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.

13.Музыкальная разминка

-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)

- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)

Вам нужно распределить прилагательные по корзинам ( родам)
Добрый, холодная, весёлая, глубокое, белый, тёмное. красивая, умная, шустрый. Сладкое, вкусное.

15.Работа на местах.

- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное.

Распределите слова в 3 столбика. В первый прилагательные м.р, во второй столбик прилагательные ж.р. и в третий столбик прилагательные ср. рода. Если я назову прилагательное м.р. вы хлопаете в ладоши один раз. Если я назову прилагательное ж.р. вы хлопаете в ладоши два раза, если я назову прилагательное ср. р. Вы хлопаете в ладоши три раза. Ну что, начнём?

( Весёлый, робкий, свежая, умные, красивая, радостный, светлое, аккуратный, прекрасный, вежливые)

16.Итог урока.

Молодцы ребята, вы такие способные, вы выполнили все задания, которые вам подготовил гномик Всезнайка. И гномик Всезнайка вручает вам вот такие медали.

Медали вам вручаю,

За хорошую работу,

Вас ребята награждаю.

Я надеюсь, что вы ещё приплывёте ко мне за новыми знаниями по русскому языку

Учащиеся:

Нам домой уже пора,

Ждет корабль у двора

Море мы переплывём

И в наш класс все попадём.

17.Рефлексия.

Запишите на лепестках ромашки свои впечатления о плавании на корабле к гномику. Всезнайки.

Выберите за работу жетоны – рожицы, которые соответствуют вашему настроению. ( Вручаются жетоны)

18.Домашнее задание.

Упр. 421 стр. 158. выучить правило.

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.

Цель: ознакомить с изменением имён прилагательных по родам

развивать умение определять род и число имён прилагательных;

развивать познавательную активность, наблюдательность; развитие умения различать прилагательные в единственном и множественном числе, правильно писать окончания прилагательных.

1.сформировать умение определять род имён прилагательных;

2.совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи ;

3. воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование: Гномик, корабль, карточки, тесты,

1.Организационный момент. Встали ровно. Садитесь. Здравствуйте, ребята давайте с вами психологически настроимся, к уроку:

Девиз урока:

«Будем дружно отвечать,

-А вы ребята обещаете хорошо работать на уроке?

Учащиеся: ( обещания учащихся 2-го класса)

Обещаем не молчать,

Обещаем не кричать

Обещаем отвечать

И задания, любые

Все без лени выполнять.

Ребята, сегодня наш урок будет необычным , мы продолжим изучать тему “Имена прилагательные”, посмотрим, как вы подружились с этой частью речи. сегодня мы с вами отправимся в замок к великому гномику Всезнайки, за новыми знаниями который находится очень далеко, чтобы добраться до этого замка, нам нужно переплыть очень большое солнечное море. Но чтобы успешно его переплыть, вам нужно выполнить тестовую работу. Повторить то, что вы уже изучили.

Как и всякая сказка, урок наш начинается с волшебства. Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза –

Ветер по морю гуляет,

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

2.Работа с тестом

- Чтобы очутиться в этом волшебном замке, надо правильно выполнить тестовую работу. Ну что ж поплыли?

1. Имя прилагательное обозначает:

2. Имя прилагательное связано по смыслу:

а). с прилагательным;

в). с существительным;

3. имя прилагательное отвечает на вопросы:

а). что делает? что сделает?;

б). какой?, какая?, какое?, какие?

4. Имена прилагательные подчёркиваем:

а). волнистой линией;

в), двумя чертами.

5. Имена прилагательные:

а). не изменяются по числам;

б). изменяются по числам;

в) никак не изменяются.)

Ученики меняются и проверяют тест соседа.

А давайте сделаем вывод:

Мы с тобой дружны.

В невидимую даль.

3.Жужжащее чтение.

А теперь нам нужно ознакомится с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.

1.Не стоять близко у борта.

2.Не смотреть с корабля за борт

3. Знать где находятся на палубе спасательные жилеты

4.Палубу корабля нужно содержать в чистоте.

5.Убирать каюты корабля

6.Не бросать мусор и остатки пищи на палубе.

7. Не бросать мусор в море с корабля

Вот вы и ознакомились с правилами, которые вы должны соблюдать на корабле.

4.Минутка чистописания.

Ребята, посмотрите на море? Какое оно?

(Красивое, глубокое, прозрачное)

Вот сейчас запишем по одному словосочетанию. Глубокое море, ( Дима) ,большое море,( Тимур), красивое море ( Настя)

5.Объяснение нового материала.

Вот мы и прибыли на остров, где проживает великий гномик

А как же зовут гномика? Мы не знаем

Чтобы имя вам его узнать ,

Нужно ребус отгадать. ( ВСЕЗНАЙКА).

– Вот нас встречает гномик Всезнайка, который поможет нам сегодня на уроке. Он не только вам объяснит новый материал, но и проверит ваши знания. Лучших знатоков русского языка наградит медалями.,

Ты тему нам всем объясни.

Должны мы род уметь определять.

Всезнайка предлагает вам найти прилагательные в словосочетаниях:

синее море, синяя лента, синий карандаш, синие облака.

- Что происходит с прилагательным? (изменяется по родам и числам).

- От чего зависит род и число прилагательного? (от имени существительного).

Гномик выделил имена существительные. Докажите, что это имена существительные. Что их объединяет? (Неодушевленные, нарицательные.)

Подберите к каждому имени существительному подходящее имя прилагательное.

Прочитайте слова, которые он подобрал. (Погода, ветер, море, паруса).

- Давайте составим и запишем словосочетания с вопросами.

Погода (какая?) тёплая.

Ветер (какой?) резкий.

Море (какое?) тихое.

Паруса (какие?) раздутые.

- Почему мы каждый раз задавали разные вопросы? От чего это зависело?

Найдите прилагательное во множественном числе. От чего зависит число имени прилагательного? (от имён существительных).

- Можно ли определить род имён прилагательных? От чего он будет зависеть? От существительных.

Окончания прилагательных тоже разные. (М.р. – ый, -ий, -ой; Ж.р. – ая,-яя; Ср.р.- ое,-ее; мн.ч.- ые, - ие).

Хоровое чтение правила учащимися

чтобы определить род имени прилагательного, достаточно определить род имени существительного, с которым оно связано.

6.Работа у доски.

Ну, сейчас ребята проверим, как вы усвоили новый материал, Всезнайка подготовил такое задание, где нужно выделить окончания у прилагательных и указать род.

Трудная дорога ж.р.

холодная ночь ж.р.

летняя гроза ж.р.

грустная песня ж.р.

красная роза ж.р.

яркое солнце ср.р.

красивый пейзаж м.р.

ласковое слово ср.р.

Молодцы с этим заданием вы справились.

Нужно соединить существительные с именами прилагательными по значению. Соединить вишенки.

8.Работа в тетради. Упр.418.

Вам нужно ответить на вопросы и определить род у имён прилагательных.

Какая сегодня погода? Тёплая ж.р.

Какое небо? Облачное ср. р.

Какое солнце? Яркое ср. р.

Какой ветер? Сильный м.р.

Какое у тебя настроение? Хорошее ср. р.

Представить себе круг. Вам нужно обводить его глазами по часовой стрелке при этом назвать 7 прилагательных, которые описывают этот круг, затем против часовой стрелки, , называя те же самые прилагательные. ( красивый, круглый, большой, цветной, золотой, белый)

10.Работа с текстом В этом задании нужно выписать, словосочетание имён прилагательных с существительными, в скобочках указать род и число. ( Один ученик выполняет задание за доской, остальные на оценку в тетради).

На стене висит большая картина. На ней светит яркое солнце. Длинная дорога ведёт к старинному замку. Рядом с замком растёт могучий дуб. Над замком летают белогрудые ласточки. Талантливый художник изобразил красивый пейзаж.

Большая картина ( ед. ч. ж.р.),яркое солнце ( ед.ч. ср.р.), длинная дорога ( ед.ч. ж.р.),. могучий дуб ( ед.ч. м.р.), белогрудые ласточки ( мн.ч. ж.р.) красивый пейзаж( ед.ч. м.р.).

Молодцы! Вы очень хорошо справились и с этим заданием.

11.Физкультминутка. Давайте немного отдохнем.

Звери вовсе не ленятся,

Спортом любят заниматься

Волк зубастый не ленится

На конках с лисою мчится ( движения катания на коньках)

Зайке дома не сидится

Он в спортсмены так стремиться

Лыжи серенький берёт

И с горы на них вперёд ( Движения катания на лыжах)

Пушистая белка санки взяла,

И катится белка с большого бугра. ( движение я катание на санках)

А ёжик колючий скакалку берёт,

И прыгает ёжик то назад, то вперёд ( Прыжки на скакалке)

Медведь косолапый ,играет в хоккей, ( движения ведения клюшки )

И на лёд созывает своих всех друзей.

Мы знаем, что спорт это сила, что это борьба.

И каждый мечтает быть спортсменом друзья!

Вот мы и отдохнули. А теперь приступаем к работе.

12. Работа с учебником.

Найдите упр..420. стр.158.Развивай фантазию и догадку. Вам нужно назвать предмет по его признакам .Указать род

Красная, шелковая, длинная - лента ж.р.

Резиновый, круглый, звонкий- мяч м.р.

Чистое, белое, мягкое- полотенце ср. р.

Молодцы, вы очень хорошо справились с этим заданием.

13.Музыкальная разминка

-Что происходит с прилагательным оранжевый? (Изменяется окончание)

- С чем это связано? (существительные зависят от прилагательных)

Вам нужно распределить прилагательные по корзинам ( родам)
Добрый, холодная, весёлая, глубокое, белый, тёмное . красивая, умная, шустрый. Сладкое, вкусное.

15.Работа на местах.

- Последнее задание в нашем сказочном путешествии устное.

Распределите слова в 3 столбика. В первый прилагательные м.р, во второй столбик прилагательные ж.р. и в третий столбик прилагательные ср. рода. Если я назову прилагательное м.р. вы хлопаете в ладоши один раз. Если я назову прилагательное ж.р. вы хлопаете в ладоши два раза, если я назову прилагательное ср. р. Вы хлопаете в ладоши три раза. Ну что, начнём?

( Весёлый, робкий, свежая, умные, красивая, радостный, светлое, аккуратный, прекрасный, вежливые)

16.Итог урока.

Молодцы ребята, вы такие способные, вы выполнили все задания , которые вам подготовил гномик Всезнайка. И гномик Всезнайка вручает вам вот такие медали .

Медали вам вручаю,

За хорошую работу,

Вас ребята награждаю.

Я надеюсь , что вы ещё приплывёте ко мне за новыми знаниями по русскому языку

Нам домой уже пора,

Ждет корабль у двора

Море мы переплывём

И в наш класс все попадём.

17.Рефлексия.

Запишите на лепестках ромашки свои впечатления о плавании на корабле к гномику. Всезнайки.

Выберите за работу жетоны – рожицы, которые соответствуют вашему настроению. ( Вручаются жетоны)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: развивать умение изменять имена прилагательные по числам, а в единственном числе по родам; упражнять в определении числа и рода имени прилагательного; содействовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса, умению работать самостоятельно; создать условия для формирования интереса к урокам русского языка

1. Организационный этап.

Я очень хочу, чтобы вы улыбались,

Работаю нашей довольны остались.

Пусть наш урок порадует всех

И каждый из вас ощутит свой успех.

- Ребята, покажите, с каким настроением вы начинаете наш урок.

Учащиеся показывают с помощью смайликов.

2. Этап проверки выполнения домашнего задания.

Упражнение 8, с.6.

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Минутка чистописания. Словарно-орфографическая работа.

- Запишите данные слияния в тетради.

жа жо жу жи же жв жм жн

- Поставьте буквы согласно цифрам, прочитайте полученное слово (карточки)

- Какое слово получилось? (Жёлтый.)

- Что оно обозначает? (Цвет яичного желтка.)

- Произнесите слово. Поделите его на слоги. Поставьте ударение. Произнесите все звуки по порядку. Назовите буквы. Найдите слово в учебнике с.8, прочитайте его орфографически. Какое несоответствие в произношении и написании? (Слышим [о], а пишем ё).

- Можно ли проверить написание слова? (Нет) Значит это … (словарное слово). Запишите слово в тетрадь, подчеркните орфограммы.

- Подберите однокоренные слова и запишите их. (Желтизна, желтеть.)

- Объясните значение этих слов.

- Составьте с ними словосочетания. Составьте предложения. (Лучшие предложения записываются в тетради.)

- Какой частью речи является слово жёлтый? (Прилагательным.)

- О роли имен прилагательных, об их дружбе с именами существительными, об изменении имен прилагательных по числам, а в единственном числе - по родам пойдет речь на уроке.

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий.

Упражнение 9, с.7 (устно.)

- Прочитайте, как изменяются имена прилагательные в единственном числе.

- Какого рода бывают прилагательные? (Мужского, женского, среднего.)

- Какие окончания имеют прилагательные мужского рода? (-ый, -ий, -ой)

- Женского рода? (-ая, -яя)

- Среднего рода? (-ое, -ее)

- Рассмотрите таблицу (таблица на доске).

- С какой частью речи связано прилагательное? (С существительным.) - От чего зависит род имени прилагательного? (От рода имени существительного, с которым оно связано.)

- Можно ли определить род имени прилагательного во множественном числе? (Нет.)

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке

(подскоки на правой ноге).

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(подскоки на левой ноге).

По тропинке побежим (бег на месте),

До лужайки добежим (бег продолжается).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки

(прыжки на месте на обеих ногах).

Стоп! (присели). Немного отдохнем.

И с лужайки в класс пойдем (ходьба на месте, руки в стороны, вверх, вниз, вдох-выдох).

Все, закончилась игра —

Заниматься нам пора.

5. Этап закреплений новых знаний и способов действий.

Упражнение 11, с.8. Прочитайте словосочетания, сравните окончания имен прилагательных в белорусском и русском языках. Спишите русский вариант словосочетаний. Над именами прилагательными укажите род. (Взаимопроверка)

6. Этап применения знаний и способов действий.

Учитель раздает учащимся карточки с заданиями

Вставьте пропущенные буквы и подберите к существительным имена прилагательные. Обозначьте род прилагательных.

За..ц ______________, кла…. _____________, обл..ко ______________, р..бина________________, п..льто ______________, п..года _____________,

с..хар _____________, к..никулы ____________.

Упражнение 12, с.8 (письмо по памяти). Самопроверка, оценивание.

7. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

При помощи буквенного веера укажите правильный ответ буквами А, Б, В.

Что обозначает имя прилагательное?

А) название предмета;

Б) действие предмета;

В) признак предмета.

С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

А) с существительным;

3. Как изменяется имя прилагательное?

Б) по числам; по родам – в единственном числе;

4. На какой вопрос отвечают прилагательные мужского рода?

5. Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

8. Этап информации о домашнем задании.

9. Этап подведения итогов.

- Продолжите предложение (таблица-схема на доске):

Сегодня на занятии я:

- могу рассказать о …

10. Этап рефлексии.

- С помощью смайликов покажите, с каким настроением вы заканчиваете наш урок.


-75%

Читайте также: