Итоговое собеседование конспект урока 9 класс

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания монологического высказывания: пересказа прочитанного текста, описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
  • Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.

Задачи:

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую.
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты образования.

  • Предметные умения: выразительно читать и пересказывать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

Оборудование: проектор, презентация о космонавте А.А.Леонове, раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове, с карточкой участника собеседования по фотографии, фотография читающих людей.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Запись даты, темы урока в тетрадь.

Эмоциональный настрой.

Ответ учителя: мир существует, пока я говорю, пока люди общаются.

2. Актуализация знаний

– Что объединяет данные слова в кластере? Какое слово или словосочетание необходимо написать в центре кластера?

  • выразительное чтение текста,
  • пересказ,
  • цитата,
  • монолог,
  • диалог

– Чтобы успешно пройти итоговое собеседование, что необходимо делать? (Необходимо готовиться).

Исключи лишние даты: 12 февраля, 11 марта, 4 мая.

Да, правильно, давайте исключим даты пересдачи и оставим только 12 февраля.

3. Формулировка темы урока

– Объединим эти высказывания в тему урока и запишем в тетради. Основой задания №2 и №3 итогового собеседования является составление монологического высказывания: пересказ, описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу.

4. Целеполагание

– Что мы знаем об итоговом собеседовании?

– Какие задания, на ваш взгляд, наиболее трудные? Над чем вам нужно еще работать, чтобы получить зачет?

– Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия.

5. Работа над темой урока

Задание №1. Выразительное чтение текста.

– Сегодня я предлагаю вам поработать с необычным текстом для выполнения задания №1 в формате итогового собеседования. Этот текст я не брала ни из открытого банка заданий, ни из материалов апробации, ни из прошлогоднего итогового собеседования. Вы спросите почему? Я отвечу. Потому что человек, о котором сегодня пойдет речь, – это целая эпоха, легенда, личность с большой буквы. И я очень хочу, чтобы мы сегодня его вспомнили самыми добрыми словами.

– Вам знакома эта фотография? (Слайд с фотографией космонавта А.А.Леонова).

– Что вы знаете о нем?

– 10 октября А.А.Леонова не стало, сегодня, 15 октября 2019 года, с ним прощается вся наша страна, весь мир. Мне захотелось, чтобы мы тоже отдали дань такому человеку. Вспомним о нем самое хорошее.

На слайдах демонстрируются фотографии А.А.Леонова и фрагмент видео из космоса.

Учитель коротко рассказывает о нем, комментируя слайды:

Меня поразили некоторые факты его биографии: В 1936 году главу семейства Леоновых репрессировали по доносу. И семья осталась без кормильца, но на помощь пришли родственники.

Из воспоминаний Алексея Леонова: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева – он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…

С десяти лет Алёша начал самостоятельно зарабатывать деньги – расписывал ковры. Отец приносил хозяйственные краски, натягивал простынь, а он готовил грунтовку: ржаная мука, столярный клей, мел и олифа. За один ковер получал две буханки хлеба.

А еще он все-таки исполнит свою детскую мечту и станет художником.

– Как вы думаете, что он рисовал? (Конечно же, космос).

Он является автором свыше двухсот картин и пяти альбомов с репродукциями. В числе его работ космические и земные пейзажи, портреты друзей, фантастические сюжеты.

Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.

На одной из фотографий вы видите А.А.Леонова в окружении ребят и учителя физики из нашей школы.

О нем мы сегодня узнаем много интересного. И не только о нем.

– Выполните задания №1 и №2 по предложенному тексту. (Раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове).

Учащиеся работают с представленным материалом. Учитель напоминает признаки выразительного чтения.

Признаки выразительного чтения:

1) Умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора.

2) Умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

3) Чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

Напоминаю – у вас есть 2 минуты на подготовку.

– На итоговом собеседовании у вас будет всего 2 минуты на подготовку пересказа, поэтому уже при подготовке к выразительному чтению обращайте внимание на микротемы и ключевые слова каждой части.

После подготовки учащиеся читают вслух текст.

Задание №2. Пересказ текста.

Два ученика-эксперта помогают учителю оценить ответы учащихся.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.

– Хорошо, когда в семье любят читать и прививают эту любовь к чтению детям. Поднимите руку, у кого дома есть большая библиотека. Я тоже очень люблю читать.

  • На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
  • В объектив фотографа попали …
  • В центре снимка мы видим …
  • На заднем плане находится …
  • Вдалеке мы можем разглядеть …
  • Можно предположить, что …
  • Кажется, что …
  • Смотришь на фотографию и представляешь…
  • Фотография передаёт ощущение …
  • Фотографу удалось показать …
  • У вас есть одна минута на подготовку.

Раздаточный материал (или на доске). Не забудьте описать:

  • людей, изображенных на фотографии;
  • их занятие;
  • общую атмосферу происходящего;
  • качества, которые развивает в людях любовь к чтению книг.

После подготовки 2 учащихся рассказывают получившийся монолог.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Повествование на основе жизненного опыта.

Карточка участника собеседования к заданию 3. Монологическое высказывание.

Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.

Не забудьте рассказать:

  • на каком уроке Вы получили эту отметку;
  • за что Вы ее получили;
  • как отреагировал учитель и одноклассники;
  • почему эта отметка запомнилась надолго.

2 учащихся рассказывают получившийся монолог. (Это задание было домашней подготовкой).

6. Подведение итогов урока

– Какую оценку Вы поставили бы за урок мне, вашему учителю?

7. Домашнее задание по вариантам

1 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Расскажи о своей любимой книге.

2 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Можно ли обойтись в речи без заимствованных слов?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка в 9 классе

Тема урока: Устное собеседование. Работа с текстом при подготовке к устному собеседованию

Пояснительная записка

Данная методическая разработка урока развития связной устной речи предназначена для применения в 9 общеобразовательном классе при подготовке к устному собеседованию.

Уроки развития речи являются достаточно сложными для восприятия учащихся, так как Итоговое собеседование по русскому языку направлено на проверку навыков спонтанной речи – на подготовку участнику будет даваться около минуты.
Все тексты для чтения, которые будут предложены участникам собеседования, - это тексты о выдающихся людях России, Данная работа помогает подготовить коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации. О степени сформированности языковой компетенции говорят умения и навыки обучающихся, связанные с соблюдением языковых норм (орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических).

Большое внимание на данном уроке уделено устной речи учащихся. Практика показывает, что подобная работа не только развивает творческие способности детей, но и успешно готовит к ОГЭ в 9 классе. Каждый учитель знает, что совершенствование речи учащихся - кропотливая, каждодневная работа. С введением устного собеседования первостепенной задачей учителей русского языка стало обучение детей правильной устной речи.

Данный урок разработан на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, развивает содержание базового курса “Русский язык”, позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и совершенствует их учебно-языковые и коммуникативные умения, а также создает условия для дополнительной подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку.

Урок построен с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Цель урока: Подготовиться к устному собеседованию (допуску к ОГЭ)

Задачи урока:

Образовательные:

формировать структурированное восприятие и содержание текста,

формировать умение видеть логику рассуждения,

формировать умение пользоваться устной речью

Развивающие:

продолжить отрабатывать навыки говорения в рамках подготовки к ОГЭ,

уметь выделять микротемы текста,

расширять словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать интерес к предмету,

воспитывать патриотизм, желание гордиться русским языком.

воспитывать ответственность за свою работу

личностные результаты : желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; уважительное отношение к родному языку, истории своей страны;

метапредметные результаты : владение различными видами речевой деятельности; овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной форме; применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения

предметные результаты : знать определение текста, приемов компрессии текста, приемов цитирования, особенности монологической и диалогической речи; уме ть анализировать текст, использовать приемы сжатия текста, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте

Тип урока: урок развития связной устной речи

Форма проведения урока: урок с использованием ИКТ.

Используемые технологии: информационно-коммуникационная технология.

Оборудование: персональный компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point.

Форма организации познавательной деятельности: коллективная, самостоятельная.

Методы соответствуют задачам занятия и его цели, а также характеру и содержанию учебного материала, уровню знаний, умений и навыков учащихся: проблемный, эвристический, аналитический, сравнительный, обобщающий.

Возраст обучающихся: 15 лет.

Эпиграф: Речевая культура – это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. С.И. Ожегов (слайд 5)

Выпускникам 9 класса предстоит сдавать устное собеседование по русскому языку. Какие умения помогут сделать это успешно? Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

А сформировать все эти умения помогает работа с текстом.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_9_klass.doc 84 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка открытого урока по русскому языку в 9классе

Обучение работе с текстом: грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему.

Способствовать нравственному развитию личности учащихся, определению ими истинных жизненных ценностей.

Развивать умение логически излагать свои мысли, умения аргументировать, доказывать, выделять главное, сравнивать, обобщать.

  1. Отработать навыки выразительного чтения публицистического текста и рассмотреть особенности его языковой организации;
  2. Развивать речь, творческое воображение учащихся;
  3. Воспитывать любовь к театру, кинематографу, истории.

Вид урока: урок развития речи.

-желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом учебном процессе;

- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена коллектива; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;

- уважительное отношение к языку;

- владение различными видами речевой деятельности;

-овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

- умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;

- развивать способность свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

-знать определение текста, признаки выразительного чтения;

- уметь анализировать текст, перерабатывать информацию, содержащуюся в тексте, определять роль знаков препинания в тексте, строить монологическое и диалогическое высказывания;

-уметь работать с цитатой, использовать различные способы цитирования;

-уметь слышать вопрос диалога, выделять ключевые слова, давать полные ответы.

Оборудование: раздаточный материал, проектор, экран, ноутбук

Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, ведь скоро вам предстоит сдавать устную часть экзамена. Какие умения, на ваш взгляд, помогут это сделать? (Ответы уч-ся). Конечно, это умение грамотно, правильно и выразительно читать и пересказывать текст; умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; выстраивать монолог и диалог на заданную тему в соответствии с определённым типом речи.

А сформировать все эти умения помогает работа с текстом, что вам и предстоит сегодня сделать.

I. Работа с текстом

Работаем в парах.

Как мы уже знаем, 1 часть экзамена – это выразительное чтение текста.

Признаки выразительного чтения:

1) умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора;

2) умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3) чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп. Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

-На ваших столах лежат тексты о выдающейся самарской актрисе Вере Александровне Ершовой и о знаменитом кинорежиссёре Эльдаре Александровиче Рязанове.

-Прочитайте текст про себя, отмечая карандашом слова и выражения, смысл которых вам не понятен. Работа по вариантам.

Вера Александровна прожила большую и счастливую жизнь. Театр она любила самозабвенно. Это был её Храм, которому она служила беззаветно на самарской сцене на протяжении 63 сезонов, потрясая правдой человеческой боли, радости и надежды. Когда зал замирал, наступала тишина, в которой, казалось, можно было услышать стук сердец зрителей.

По решению творческого коллектива Самарского театра драмы именем Веры Ершовой будет названа камерная сцена. (198 слов)

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Камерная (сцена) - сцена, предназначенная для небольшого, узкого круга слушателей, зрителей.

Эльдар Александрович Рязанов-советский и российский кинорежиссёр, сценарист, телеведущий и педагог. Народный артист, лауреат Государственной премии родился на самарской земле 18 ноября 1927 года в семье работников советского торгпредства в Тегеране Александра Семёновича и Софьи Михайловны Рязановых. Здесь, на улице Фрунзе, он провёл первый месяц своей жизни, и сюда вернулась его семья в 1941 году, проведя год в эвакуации.
В 1950 году началась долгая творческая биография Эльдара Рязанова. Эльдар Александрович создал свой кинематограф, написал сценарии более чем

В 2017 году, в год 90-летия Эльдара Рязанова, рядом с домом, в сквере, который носит его имя, установлен первый в России памятник кинорежиссера. А в мае 2018 года на первом этаже дома № 20 по улице Фрунзе торжественно открылся Музей Эльдара Рязанова.

Определите стиль и тип речи текста.

Ответ: (стиль речи - публицистический, тип речи - повествование)

Торгпредство – торговое представительство.

II. Пересказ текста с введением цитаты.

Задание 2. На подготовку 2 минуты. Можете использовать поле для заметок.

1.Ознакомьтесь с цитатой, обрати внимание, кто это сказал, о ком или о чём, о каких качествах человека или предмета говорится. Это важно, так как цитату нужно ввести уместно.

2. Определите место в тексте, где удобнее будет употребить эту фразу. Попробуйте подставить её в разные абзацы.

3. Выбери способ введения цитаты и образец цитирования.

2.Вводя цитату в середине или после него, можно употребить вводные слова (например, не зря, не случайно, поэтому, таким образом) ФИО считает: зачитываем фразу без изменений.

III. Работа по подготовке монолога.

Задание 3. Монологическое высказывание. На подготовку 1 минута.

(Выберите одну из предложенных тем беседы: на основе описания фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу)

Речевые клише к описанию фотографии:

(Фотография – запечатлённый на бумаге яркий момент жизни).

Начните с замысла: зачем он сделал этот снимок?

! Не говорите того, чего нет на фотографии.

Фотограф воплотил свою главную задачу - привлёк внимание зрителя (к чему?), построив композицию снимка так, что смысловой и зрительный центры совпали.

передний и задний план,

яркое впечатление, сохранённое на снимке.

Как изображены предметы:

Где и когда сделан снимок (внутри помещения или на свежем воздухе)

Расскажите, что происходит на фотографии:

-если человек, то расскажите его действия, опишите направление взгляда (в камеру, вверх, вниз, в сторону);

- если на снимке заснято несколько человек, то назовите того, кто, на Ваш взгляд, выделяется (чем?); расскажите, чем заняты остальные

Фотограф сумел сохранить на своём снимке прекрасное мгновение (какое?), передав настроение (Какое? Чьё?) и наполнив им нас, зрителей.

Завершите своё монологическое высказывание описанием настроения, которое вызвала фотография

Слайд №12 Слайд №13

Не забудьте описать:

-где и когда происходит игра; - место, изображённое на фотографии;

-участников игры; - сквер с фотографическими стендами;

-в чём заключаются правила игры; - театральную тумбу;

-настроение участников. - афиши любимых фильмов;

IV. Работа по подготовке к диалогу

  1. Прослушай вопрос, выделив в нём ключевые слова (диалог по той же теме, что и монологическое высказывание)
  2. Ответ должен быть полным, нельзя давать односложные ответы.
  3. Употребляй в ответе вводные слова и не будь категоричен.
  4. Ответ на последний вопрос должен быть больше по объёму, так как именно здесь ты можешь привлечь свой жизненный опыт: дать советы, рекомендации.
  1. Любите ли Вы подвижные игры? Почему?
  2. Какие качества характера проявляются в подвижных играх?
  3. Почему считается, что участвовать в подвижных играх полезно для здоровья?
  1. Какой город Вы с удовольствием посещаете?
  2. Есть ли в этом городе достопримечательности, которые Вы могли бы порекомендовать ребятам, которые соберутся посетить этот город?
  3. Какие выставки, музеи Вам интересны?

V. Итог урока. Рефлексия.

-Нам нужно подвести итоги. Урок подходит к концу. Вернемся к цели нашего урока и задачам.

-Достигли вы всех задач, поставленных в начале урока?

- Укажите на листе самооценки высказывание, которое точно передаёт ваше состояние в конце урока:

-А) Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

-Б) Ах, как я устал от этой суеты.

-В) Готовиться к экзамену не так-то просто.

-Г) Я знаю, что ничего не знаю.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке показаны разнообразные формы работы по подготовке учащихся 9 класса к устному собеседованию. Урок интересен и актуален.

Открытый урок в 9 классе

Подготовка к устному собеседованию

Цели и задачи:

1) формировать умение работать с предлагаемым текстом;

формировать умение находить верные ответы на вопросы ОГЭ 2018, связанные с работой над предложенным текстом:

повторение, обобщение и систематизация полученных знаний, умение применять их на практике, подготовка к сдаче экзамена по русскому языку;

3) развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ

4) воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважение к слову, воспитывать любовь к родному краю.

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся, как ответственность, осознанное отношение к учению, бережное отношение к природе.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, групповая работа, индивидуальная работа, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятки.

Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня у нас очень важный урок, актуальный, так как на нем вы будете готовиться к экзамену, который называется Устное собеседование. И самая главная задача на данном этапе обучения -подготовиться к устному собеседованию.

Работа с тетрадями Что написано на доске? Незаконченное предложение

2 Задание: продолжите фразу ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ

И прокомментировать каждое понятие

Чтобы хорошо сдать экзамен, нужно не лениться, нужно повторять программу; нужно работать качественно; много читать пересказывать ,быть коммуникабельным, грамотно строить речь, избавляться от комплексов.(объяснение значения слов)

«Чтобы добиться успеха в жизни, нужно стремиться к самосовершенствованию, быть целеустремленным. быть оптимистичным.( объяснение значения слов)

Разбор СПП и схема.

3 Сегодня мы будем работать над 1 и 2 заданием экзамена

Что они из себя представляют?

4 Вспомним все этапы экзамена:

1. Выразительное чтение текста

2. Пересказ текста и вставка цитаты

3. Составление монолога

4. Диалог с экспертом

Какие умения, на ваш взгляд, помогут пройти данную процедуру?

1 это и умение выразительно читать.

2 умение включать цитату,

3 умение выделять главное и передавать содержание

4 это умение находить микротемы

5 СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВАРЯ часто употребляемых слов на уроке

ЗАПИСЬ В ТЕТРАДЬ СЛОВ С РАССУЖДЕНИЕМ О ТЕРМИНЕ

Текст - Предложения , связанные общей темой, мыслью

Тема текста Тема — это то, о чём (или о ком) говорится в тексте: круг событий. Если тема текста - это ядро высказывания, его основа,то микротема

Основная мысль текста

Идея текста Идея текста - это то, о чем хотел сказать автор, то, что он хотел донести до читателя

Микротема Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац

Ключевое слово Ключевые слова – это особо важные слова для понимания текста.

6 Начинаем работать с текстом.

Перед этим прочитайте Памятка к чтению текста на парте

Запомните критерии оценки чтения текста ЗАЧИТАТЬ

1 умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

2 умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;

3 хорошая дикция, ясное, чёткое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

4 Правильность чтения (соблюдение норм) выражается в том, чтобы ученик не допускал замены, пропусков, перестановки, добавления, искажения, повторов букв (звуков), слогов и слов, ошибок при постановке ударения в словах

Обратите внимание на

7 Интонационная функция знаков препинания

Показывает завершение мысли и законченность предложения. Спокойное понижение тона к концу предложения и сравнительно длительная пауза.

Передаёт соответствующую интонацию. Указывает на целевое назначение предложения. Требует энергичного выделения ударного слова с помощью повышения голоса.

Передаётся с помощью повышения голоса на ударном вопросительном слове вопросительного предложения. К концу вопросительного предложения голос понижается.

Показывает, что мысль не закончена; характерна интонация незавершённости высказывания. Требует длительной паузы.

Показывает, что мысль не закончена. Соединительная пауза, которой предшествует повышение голоса на ударном слове.

Точка с запятой

Разделяет и в то же время соединяет в одно целое части сложного предложения.Означает соединительную паузу. Голос понижается, но паузы короче, чем перед точкой.

Показывает, что следующие за ним слова или даже предложения раскрывают то или иное понятие. В словах, стоящих до тире, голос повышается, а после тире — понижается. Требует значительной паузы.

Означает, что определённый отрезок мысли завершён, ноДолжна быть соединительная логическая пауза перед поясняемой частью и

Служат для дополнительного пояснения, уточнения авторской мысли, второстепенного замечания.Взятое в скобки произносится тоном ниже, а после скобок голос опять возвращается к прежнему звучанию.

Кавычки Выделяют иное значение слова, начало прямой речи или цитаты. Цитата произносится выше или ниже основного текста и с некоторым замедлением темпа речи на цитате, чтобы выделить цитируемые слова.

Абзац расчленяет текст с целью выделения его компонентов. Выделяется удлинённой разделительной паузой.


7 Посмотрите на фото. о ком текст?

8 А что вы знаете из биографии Ю.Гагарина? Я задавала домой задание…узнать о космонавте.

А что связывает Гагарина с Саратовым?

А какие памятные места есть в нашем городе, связанные с его именем?

Чтение текста про себя

Кандидаты в первый отряд космонавтов набирались среди военных лётчиков-истребителей по решению С.П. Королёва, считавшего, что именно эти лётчики уже имеют опыт перегрузок, стрессовых ситуаций и перепадов давления. Их было 20 молодых лётчиков, которых готовили к первому полёту в космос. Юрий Гагарин был одним из них.

Когда началась подготовка, никто не мог даже предположить, кому из них предстоит открыть дорогу к звёздам. Надёжный, сильный и доброжелательный, Юрий никому не завидовал, никого не считал лучше или хуже себя. Он легко брал на себя инициативу, работал упорно и с удовольствием.

Смелость и бесстрашие простого русского парня с широкой улыбкой покорили всё человечество. Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам. Всего 108 минут. Но не количество минут определяет вклад в историю освоения космоса. Юрий Гагарин был первым и останется им навсегда!

УЧИТЕЛЬ: ЗАМЕЧАНИЯ ПО ЧТЕНИЮ ТЕКСТА

12 Чтение скороговорок с логическим ударением

Карл у Клары украл кораллы.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Чайничек с крышечкой

Крышечка с шишечкой

Шишечка с дырочкой

Из дырочки пар идёТ!

ДЕТИ читают свои скороговорки

9. УЧИТЕЛЬ: Я заметила. Что есть трудности в чтении числительных 40,90.100, от 500 до 900 Петренко А. Сорокина И.

Повторяем склонение числительных. Записываем

У числительных 40, 90, 100 две формы. На доске

Сорок сорока, девяноста. ста

3) При склонении сложных количественных числительных от 50 до 80, от 500 до 900 и от 200 до 300 изменяются обе их части.

Труднее всего склоняются числительные с сотнями: триста, шестьсот, восемьсот.

РАБОТА НАД ПЕРЕСКАЗОМ. Теперь, когда все учли, можно пересказать текст.

Не забудьте вставить цитату в текст.

В каком абзаце по смыслу нужно употребить ее?

Прочитаем, что получится?

Запишем в виде тезисов себе ключевые слова.

Трудно расставлять ударение в некоторых словах..для этого нужно чаще смотреть в словарь ..как произносить слова

10 Расставить ударения в словах, не забывая о грамматических нормах русского языка

НА карточке 1 ученик с листочка

аэропОрты бАнты шАрфы тОрты свЕкла дозвонИтся клАла рвалА красИвее оптОвый договОр танцОвщица сирОты каталОг бАрмен

13 УПРАЖНЕНИЯ НА УДАРЕНИЕ

•За труд не нужно забывать учителей премировАть.

•Из Парижа привези нам на окна жалюзИ,
И оттуда ж тОрты отправь в аэропОрты!

•А у нашей тёти Веры на уме одни афЕры.

•Долго я ждалА гостей и приятных новостЕй.

•Исинбаевой взятА была и эта высота.

Меня мама балов Ала, словно куклу одевала.

Нам сегодня три ключа от дома нового вручАт!

Починю-ка я утюг, чтобы скрасить свой досУг,
И поглажу ш Арфы для дочурки Марфы.

Про порядок говорит, а как придёт — так насорИт!

Знаете ли, что Луна для влюблённых созданА?

Всем известны с детства от капризов срЕдства.

Как червяк лежит удав, крокодилу жизнь отдАв!

Положи-ка в свой портфЕль свежесрезанный щавЕль.

Выросла у Фёклы розовая свЁкла.

Меня дочка теребит, спрашивает, кто звонИт.

.(Надо Ваню полечить, чтоб страданья облегчИть.

Чтоб в футбол играть начАть, нужно мячик накачать.

Тот свои знания углубИт, кто уроки повторИт.

Ванюшка, перестань хитрить! Работу нужно убыстрить!

Мне работать неохота: что-то в косточках ломОта,
Да и от жары зевОта даже до седьмого пота.

МонолОг и диалОг мы включили в каталОг.

Как все дружно замолчат — сразу музыку включАт!

Красит наш забор малЯр, двери делает стол Яр.

Предъявите на цемЕнт настоящий докумЕнт!

Всем раздали фанты — розовые бАнты.

ДоговОр и приговОр утащил бесстыжий вор.

На суде соборном сник всем известный еретИк.

Пора показ дозИровать, довольно вам позировать.


Как же надо относиться к родному языку?

Читайте также: