Конспект урока буква б звуки б бь

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: красные, синие и зеленые кружки, предметные картинки, раздаточный материал: слоги, буквы, пособие “Развивайте ум детей”.

Ход урока

1. Организационный момент

- Вы у меня какие?

(- Умные, старательные, любознательные)

(- Не только смотреть, но и видеть
Не только слушать, но и слышать.
Не только говорить, но и думать.
Дружно и плодотворно работать).

- Замечательно. Начинаем плодотворно работать.

Сегодня будем знакомиться с новыми звуками и буквами, но сначала.

2. Развитие мелкой моторики пальцев .

Поиграем мы немножко.
Да похлопаем в ладошки.
Пальчики мы согреваем.
Их сжимаем, разжимаем.

Ребята, давайте вспомним, какому правилу нас научил наш друг Звукознайкин.

(Звуки мы слышим, и говорим, а буквы видим и пишем).

3. Артикуляционная гимнастика

Очень любит наш роток улыбаться. (“Улыбка”)
А подвижный язычок работой заниматься.
Наш язык лопатку сделал раз, два, (“Лопатка”)
А потом забор построил. Красота! (“Заборчик”)
Рядом с новеньким забором – желобок (“Желобок”)
По нему несется воздуха поток (упражнение на выработку воздушной струи)
Мясорубку надо делать не спеша (“Мясорубка”)

Физкультура получилась хороша.

Сегодня у нас в гостях веселые клоуны Бим и Бом. Какой первый звук в имени Бом? (Звук Б). А какой первый звук вы услышали в имени Бим? (Бь).

Сегодня мы познакомимся со звуками [Б] и [Бь] и буквамиБб.

Назови слова с этим звуком.

5. Фонетическая зарядка.

Работа перед зеркалом.

- Что работает, когда говорим -б-?Губы смыкаются и мешают воздуху свободно выходить изо рта.

- Какой он, гласный или согласный, почему?

- Поиграем в игру слоники - лягушки.

Подражаю я слону, губы хоботком тяну.

Подражаем мы лягушкам, губы тянем прямо к ушкам.

- Закрой ушки и послушай, звонкий он или глухой.

Звук [Б]: согласный; твердый, звонкий.

Звук [Бь]: согласный, мягкий, звонкий, губной.

6. Произношение звуков [Б], [Бь] в слогах. Развитие координации движений

  • На трубе: би-ба-бо-би-ба-бо;
  • На балалайке: ба-бо-бу-ба-бо-бу.

7. Анализ слогов би, ба, бу и слов Бим, Бом

Бим спрашивает, зачем вам эти цветные кружочки? (Чтобы обозначать звуки.)

А что это за замки и почему они разноцветные?

(В этих замках живут звуки.

В красном замке живут гласные звуки, в синем - твердые согласные, а в зеленом - мягкие согласные.)

Возьмите в левую руку синий кружок, а в правую - красный.

Даю вам звуки [б], [а]. Какой слог получился? (ба).

А теперь Бом дает вам звуки [б],[о].

Верните ему слог. (бо).

Какого звука не хватает этому слогу, чтобы получилось его имя? (Звука [м]).

Бим дает вам кружочками слог би.

Дополните слог би звуком, чтобы получилось имя Бим.

Кто сможет на доске составить схему слов Бим и Бом?

8. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове.

Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки [Б],[Бь]. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Б]).

Где вы произносили звук [Б]? (В начале слова).

А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук [Бь]).

Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

9. Развитие фонематических представлений.

Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками [Б]и[Бь].

(Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

10. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти.

Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать, какого предмета не стало. (Не стало булавки).

Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

11. Физминутка.

- Самое время отдохнуть.

Спал цветок (дети присели на корточки)
И вдруг проснулся (встали, руки на пояс)
Больше спать он не хотел (наклоны в стороны)
Встрепенулся, отряхнулся (встряхивают руками)
Взвился вверх (руки вверх)
И полетел (машут руками, садясь за парты).

12. Упражнение на развитие просодической стороны речи.

- Чтобы гномикам не было так грустно, мы подарим им песенку.

13. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь).

А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки?

Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научилЗвукознайкин? (Буквы мы видим и пишем).

Что вам напоминает эта буква?

Буква эта с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.

Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

Бим и Бом хотят, чтобы мы научили их читать.

Прочитайте, что Бим хочет сказать Бому? (Ба, бо, би, бу, бы).

А кто сможет из букв составить их имена? (Бим, Бом).

14. Фонематическое восприятие. Выделение звука [Б]

- из ряда звуков: П, Б, В, Т, Б, П, Ф, Б

- из ряда слогов: ПА, БА, БЫ, ПЭ, БУ, ПО

- из ряда слов (отобрать картинки со звуком [Б])

- определить позицию звука [Б] в слове.

15. Печатание буквыБ и слов с буквой Б.

16. Организация окончания занятия

Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками [Б] и [Бь].

Цель: Формировать звуко-буквенную связь между фонетическими характеристиками звуков Б – БЬ и зрительным образом буквы Б.

Образовательные результаты:

Лингвистический материал:

Звуки: Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’;

Слоги: ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё, аб, баб, бо, бё, об, боб, бы, буб, бу, бю, уб, бу, ыб, быб, биб;

Слова: бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот, дубы, зубы, губы.

Ход занятия:

Организационный момент:

Логопед: Сядет тот, кто назовёт месяца.

Основной этап:

Логопед: Сегодня мы будем работать с новой буквой и ее звуками. Чтобы догадаться с какой – надо отгадать загадки.

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотела,

Он вспорхнул и улетел.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Логопед: Кто догадался о каких звуках и какой букве будем говорить? (О звуках Б-БЬ и букве Б).

б) Характеристика звука:

Логопед: Возьмите зеркала, произнесите звук [Б].

Работаем по алгоритму:

- Губы сомкнуты, затем под напором воздуха они раскрываются;

- Расстояние между зубами и положением языка зависит от следующего за звуком [Б] гласного;

- Воздушная струя встречает преграды: мешают губы, зубы, язык. Значит звук согласный;

- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются в результате чего образуется голос. Значит он звонкий.

- В слове бабочка первый звук [Б] – он согласный, звонкий, твердый. Символ – синий цвет.

- В слове белка первый звук [Б’] – он согласный, звонкий, мягкий. Символ – зеленый цвет.

в) отработка умения узнавать отрабатываемый звук среди других:

- Возьмите на парте две сигнальные карточки. Если услышите звук БЬ – поднимите зелёный сигнал светофора, если звук Б – синий сигнал.

- Б, Н, Т, Б, Б’, В, Л, З, С, Б, Б’,

- Ба, то, не, бу, бя, са, би, бы, бё,

- бусы, бил, буквы, бал, балет, билет, бег, бор.

- Каким звукам помогали переходить дорогу? Чем отличаются звуки?

г) развитие фонематических процессов:

Логопед: В бору щенок Бимка и большая собака Барбос искали слова со звуками [Б] – [Б’]. Помогите им, соотнесите схему с местом звука в слове (начало, середина, конец).

Схемы на доске с позицией звука и картинки: рубанок, кубик, береза, бусы, голубика, воробей, голуби, шуба, рыба, бумага, бегемот.

- Какие слова помогли найти Бимке (Со звуком [Б])

- А Барбосу? (Со звуком [Б’]). Что общего у этих звуков, чем отличаются?

Логопед: Звуки Б – БЬ на письме мы будем обозначать буквой Б.

Показ печатной и письменной буквы.

Логопед: Чем отличаются звуки от букв?

(Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем).

д) Работа над зрительным образом буквы:

Логопед: Посмотрите, на что похожа буква Б? (Ответы детей).

Буква Б с большим брюшком,

В кепке с длинным козырьком.

- В каком ряду на ленте букв стоит буква Б? (В первом ряду).

Логопед: Из каких элементов состоит буква Б?

- Какой первый элемент у буквы?

- Дальше полукруг пишется внизу, вправо.

- Следующий элемент палочка сверху, вправо.

Логопед: Попробуем напечатать эту букву в воздухе.

И – раз, и – два, и три.

- Теперь выложите эту букву из поволоки, которая лежит у вас на парте.

е) Динамическая пауза:

Гимнастика для глаз:

Вдаль посмотрим и под ноги

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро

Словно стрелочка часов,

Проведем глазами дружно

Ну а дальше – будь здоров!

Пальчиковая гимнастика:

Собирайтесь звери в стаю,

Я вас всех пересчитаю:

Серый волк, лиса, барсук,

Куцых зайцев сорок штук.

И другой народец верный:

Галок, соек и ворон.

Ровным счетом миллион.

Логопед: Напечатаем в тетрадь заглавную и строчную букву, чередуя их. (Печатаем до конца рабочей строчки).

ж) Корректурная проба:

Логопед: На столе у вас карточки, зачеркните в ряду букв букву Б.

П Б В Д Б Г Б Т Б

з) Развивать зрительно-пространственную ориентировку:

Логопед: Читаем слоговую таблицу. Начинаем читать со слога БА в верхнем левом углу.


Урок направлен на формирование умения выделять звук [б], [б,] из речи; учить понимать прочитанное не только на уровне фактов, но и смысла; воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать; воспитывать любовь к чтению. воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой). развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание, речь, воображение учащихся.

Содержимое разработки

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

Цель: формировать навык правильного, плавного, сознательного, выразительного чтения.

Образовательные:

закрепить знание буквы Б,б, обозначающей звуки [б], [б , ];

формировать умение выделять звук [б], [б , ] из речи;

учить понимать прочитанное не только на уровне фактов, но и смысла.

Воспитательные:

воспитывать чувство взаимопомощи, поддержки, учить детей сотрудничать;

воспитывать любовь к чтению.

воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Развивающие:

развивать фонетический слух, логическое мышление, внимание, речь, воображение учащихся.

Технологии: здоровьесберегающие, игровые

Оборудование:

плакат с буквами Б,б;

карточки со слогами и словами;

кассы букв для индивидуальной и фронтальной работы;

иллюстрации к загадкам.

I. Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним основные правила поведения на уроке.

1. Вставайте дружно каждый раз,
Когда учитель входит в класс.
2. Парта – это не кровать,
И на ней нельзя лежать.
3. Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
4. На уроках не болтай,
Как говорящий попугай.
5. Ответить хочешь – не шуми,
А только руку подними.

- Давайте мы все на протяжении всего урока мы не будем их нарушать.

II. Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы продолжим учиться правильно, плавно читать слова; выразительно читать предложения с этими словами; учиться понимать их смысл.

- Прочитайте пословицу, которая будет девизом нашего урока.

- Как вы понимаете смысл пословицы? (Ответы детей)

- Сегодня на уроке вы должны работать так, чтобы никто без дела не сидел.

-Посмотрите, пожалуйста, на пословицу и скажите, какие знакомые буквы вы здесь видите. (Ответы детей)

-Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? (Вспомнить …, повторить …, закрепить …)

- Это гласная или согласная буква? (Согласная)

-Докажите. ( При произнесении звука встречается преграда в виде губ, ее нельзя пропеть как гласную.)

- Какой это звук? (Согласный, мягкий, парный, звонкий)

- Назовите слова с этим звуком.(бобёр, баран, барабан, банка, бутылка, бублик, азбука и др.)

- Что вы знаете об этом звуке? Дайте ему характеристику. (Согласный, твердый, парный, звонкий)

III. Отработка материала изученного на предыдущих уроках.

1. Выделение звуков [б], [б`] в словах.

- Я называю слово, если в нем встречается звук [б] или [б`], вы хлопаете в ладоши, но вы должны ещё и догадаться, где находиться этот звук в начале, в середине или в конце слова.

- Всем ясно задание?

ЗЕБРА, БАНКА, ВАЗА, БИЛЕТ, РОЗА, КОБРА, БЕЛКА, ПИОН

Ребята, мы с вами немного поработали. А теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка

Мы читали, мы читали,

А теперь все дружно встали,

Ножками потопали, ручками похлопали,

Затем пальчики сожмём;

Сядем, и читать начнём.

2. Чтение слогов, слов и предложений.

-Звуки вы знаете хорошо, а теперь посмотрим, как вы умеете сливать эти звуки в слоги, из них составлять слова, а из слов предложения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

обучающие - познакомить с согласными звуками [б], [ б’] и буквами Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений составлять схему слова; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения;

развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально;

воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в сотрудничестве.

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе по теме:

Разработала учитель начальных классов ОШ № 9 г.Тореза

Лупинос Алла Леонидовна

обучающие - познакомить с согласными звуками [б] , [ б’] и буквами Б, б; учить отличать новые звуки и буквы от других звуков и букв; выработка умений составлять схему слова; совершенствовать навык правильного, беглого, сознательного чтения;

развивающие - развивать внимание, память, речь, наблюдательность, мышление; формировать умение работать в парах, индивидуально;

воспитывающие - воспитывать бережное отношение к природе, прививать интерес к чтению, доверительные отношения друг к другу, развивать умение работать в сотрудничестве.

Оборудование:

Карточки для учащихся с образцами печатных букв.

Карточки для звуковых схем слов.

1. Организация урока.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

б) Слова учителя (к классу):

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, которые пришли посмотреть, как вы занимаетесь и чему вы уже научились. Поэтому, я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Я желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку выше. Успеха и удачи вам!

2.Актуализация опорных знаний.

С помощью чего общаются люди?

Какая бывает речь?

Что значит письменная речь? Устная?

Из чего состоит речь?

Какие по цели высказывания бывают предложения? Приведите примеры.

На что делятся слова?

Как определить сколько в слове слогов?

Какие слоги бывают?

Какие бывают звуки?

Отличие гласного от согласного?

3.Постановка темы и учебной задачи урока.

- Ребята, угадайте, что нарисовано на картинках:

Шерсть красивую имеет,
И она всех нас согреет.
Ничего не может он сказать,
И нельзя его нам обижать.
Добрый, милый и не злой.
Хоть упертый он порой.
Поскорее отвечай,
И его ты угадай.(Баран)

Учитель открывает первую картинку.


Хвост пушистою дугой —

Вам знаком зверёк такой?

По деревьям любит лазать.

Строит он свой дом в дупле,

Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)


Учитель открывает вторую картинку.

- Ребята, посмотрите на картинки, представленные на доске.

- Что в этих словах общее? (первый звук)

- Сравним первые звуки, произнесём.

- Посмотрите, какое место занимает буква Б в алфавите.

- А теперь попытайтесь сами сформулировать тему урока.

- Отталкиваясь от темы и опираясь на начало предложений, записанных на доске, сформулируйте задачи урока:

Познакомиться со … звуками [ б ], [ б’]

Учиться отличать звуки [ б ], [ б’] … от других звуков;

Учиться читать … слоги и слова с новой буквой.

4. Изучение нового материала.

1) Фонематическая зарядка.

- Давайте, потренируемся произносить этот звук вместе.

БА-БА-БА - На поляне есть изба.

БА-БА-БА – На крыше труба.

БИ - БИ-БИ – Прилетели голуби,

БУ-БУ-БУ – Птицы сели на трубу.

БЕ-БЕ-БЕ – Птицы на трубе.

2)Анализ согласных звонких звуков [б] [б’].

( согласный, т.к. не поётся)

-Проверяем пальчиками, работают ли голосовые связки: звонкий или глухой согласный.

( звонкий, т.к. произносится громко, голосом)

-Понаблюдаем, в каком положении губы при произнесении звука (мягкий согласный – “на улыбочке”, без “улыбочки” — твёрдый согласный).

(может быть твердым, может быть мягким)

- Парный ( есть похожий глухой звук –[п])

Все ладошки приготовьте

и дружно хлопайте тогда,

если звук согласный новый

вы услышите в словах.

Кабан, баран, бурундук, сундук, белка, пчела, бычок, паучок, дуб, пуп.

-Кто сможет повторить слова где звук [б] в начале, в середине, в конце слова?

-Какую позицию в словах может занимать звук?

-Если услышите мягкий звук – встаньте, если твёрдый-сядьте.

Булка, бензин, бинокль, банан, бинт, бант, болт, беда, бык, болото, бегемот.

5)Чтение слогов и слов.

6) Работа в парах.

- Найдите названия животных с буквой Б.

-Соотнеси схемы и рисунки.





— Ну и Петя-петушок!

— Почему ты гребешок

Носишь на макушке?

Говорит петух в ответ:

— У меня карманов нет!

Руки к щекам, качаем головой.

Руки на поясе, поднимаем плечи вверх.

Руки вытягиваем вперед, ладони прижимаем друг к другу, а

Руки прямые, отводим назад, голову приподнимаем.

Хлопаем ладонями себя по бедрам, там, где обычно у нас карманы на штанишках.

Закрепление.

1) Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрацию на странице 96 и скажите, фрагмент какой сказки изображен на ней?

- Прочитаем, что делает белка.

2) Чтение текста в учебнике (с. 97).

- Послушайте рассказ, постарайтесь запомнить его содержание, чтобы потом ответить на мои вопросы.

- Отвечайте чтением предложений из текста.

- Какие деревья росли в парке?

- Кто скакал с ветки на ветку?

- Что вас удивило в тексте?

- Давайте, внимательно посмотрим вокруг, может еще кого-то увидим.

3) Разгадайте ребусы и узнаете, каких еще животных можно встретить в парке.

6. Итог урока. Рефлексия.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог нашего урока.

- С какой новой буквой мы познакомились сегодня?

- Какие звуки обозначает эта буква?

- Если вам понравилось, как вы работали на уроке, и у вас было отличное настроение, то прикрепите к дереву красное яблочко;

Читайте также: