Антонимы 1 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Употреблять антонимы разных тематических групп в речи.

Сравнивать антонимы по значению.

Обогащать речь детей словами - нравственными характеристиками.

Использовать словари антонимов.

Развивать внимание, логическое мышление.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Метод обучения: наглядный, словесный, практический, частично-поисковый.

1.Дети записывают под диктовку словарные слова.

Словарь: язык, фамилия, девочка, ребята.

-Назовите слово, имеющее несколько значений.

(язык колокола, язык человека, языки пламени)

-Как называются такие слова?

2.Слайд 1. Антонимия.

-Сегодня мы совершим путешествие в страну Антонимию.

-Как вы думаете, кто живёт в этой стране?

Антонимы – anti – против, onima - имя.

Все антонимы всегда

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).

Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу жизнь более яркой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)

5. Давайте поиграем!

Учитель читает стихотворение, не договаривая некоторые слова. Дети должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух.

Далеко ,

Скажу я слово потолок ,

Скажу я слово потерял ,

Скажу тебе я слово

начало я скажу.

6. Работа с учебником

Надо прочитать пословицы, найти и выписать антонимы.

Земелька чёрная , а хлебец белый родит.

-По какому признаку сравниваются данные антонимы?

-Лексический анализ слов белый, чёрный.

У этой пары слов есть несколько значений. Это зависит от контекста. Например.

Издавна народ наделял чёрный цвет и само слово чёрный значением плохой, связывал с понятием зла (задумал чёрное дело, настал чёрный день).

Белый цвет означал доброту, чистоту, красоту. Девушки в сказках сравнивались с белыми лебёдушками.

Добро помни, а зло забывай.

НАЙДИТЕ В ЗАГАДКАХ АНТОНИМЫ И ВЫПИШИТЕ ИХ ПАРАМИ.

(загадки записаны на доске)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг , а деревьям друг . (дятел)

Я антоним к слову лето ,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … ( Зима )

Я антоним к слову смех ,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … ( плач )

На доске даны картинки, к ним надо подобрать пары слов (антонимы).

Грязный (чумазый) – чистый,

Смелый (храбрый, отважный) – трусливый (храбрец – трус).

К данному заданию можно составить разные пары слов, используя синонимы.

Задание №4 (интерактивное задание)

Надо вставить нужные слова (антонимы) в пословицы.

Не откладывай на завтра то, что можно сделать ( сегодня ).

Лучше горькая правда , чем сладкая ( ложь ).

Готовь сани летом , а телегу ( зимой ).

Ласточка день начинает , а соловей ( заканчивает ).

10. Надо записать начало пословицы под диктовку и продолжить её до конца.

Труд всегда даёт , а лень ( отбирае т).

Речи как снег , а дела как ( сажа ).

Корень ученья горек , да плод его ( сладок ).

1 предложение – поделить на слоги, поставить ударение

2 предложение – подчеркнуть твёрдые и мягкие согласные

3 предложение – подчеркнуть гласные

11 Работа на компьютерах Macbook.

Дети на предыдущем уроке подготовили карточку с рисунками (лев, заяц, луна, солнце, ель большая и маленькая), записали звуковое задание.

Сейчас они должны соединить картинки-антонимы друг с другом.

12. Подведение итогов изученной темы.


Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" для 1 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Рекомендации к уроку:

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.

ВложениеРазмер
metodicheskaya_razrabotka_uroka_russkogo_yazyka.doc 930.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №16

русского языка в первом классе

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

Ивановой Любовь Александровны

Автор учебника: В. П. Канакина

  • Методические рекомендации по проведению урока.
  • План урока ( с технологической картой).
  • Дидактический материал к уроку.
  • Список литературы для обучающихся.
  • Список литературы для педагогов.
  • Методические рекомендации по проведению урока.

Урок-главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и обучающегося в значительной мере сосредотачивается на уроке.

Рекомендации к уроку:

  1. Первое, с чего надо начать подготовку к уроку:

· четко определить и сформулировать для себя его тему;

· определить место темы в учебном курсе;

· определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

2. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока. Надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие цели урока.

3. Спланировать учебный материал

Подобрать литературу по теме .

Подобрать учебные задания , целью которых является:

· узнавание нового материала;

· применение знаний в новой ситуации;

· применение знаний в незнакомой ситуации;

· творческий подход к знаниям.

4. Сгруппировать отобранный учебный материал.

5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке :

· как использовать результаты контроля.

6. Подготовить оборудование для урока.

7. Продумать задания на дом : его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.

8. Написать конспект урока.

Рекомендуемый план урока:

1. Тема программы: Лексика. Состав слова.

2. Тема урока: Антонимы.

3. Тип урока: Комбинированный.

4. Вид урока: Смешанный.

6. Цель методическая: Создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности.

7. Цели образования:

ознакомление со словами – антонимами; формирование жизненно необходимых качеств: усидчивости,аккуратности,самостоятельности,работоспособности,внимательности,честности, воли, уважения к другим, способности к сотрудничеству; развитие творческой инициативы; формирование и развитие положительной мотивации учебной деятельности; развитие мышления, памяти, воображения; развитие речи; совершенствование санитарно - гигиенических навыков, каллиграфии.

8. Материально-дидактическое обеспечение урока:

Авторы: Т. Н. Ситникова, И. Ф. Яценко,Н. Ю. Васильева

Мультимедиа система, презентация.

Рабочие тетради, сигнальные карты красного и зелёного цветов.

Словарное слово на плакате, картинка на слайде:

Индивидуальные карточки для проверки словаря:

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Технологическая карта урока

Дидактическая структура занятия

Методическая подструктура урока

Методические приемы и их содержание

Способы организации деятельности

Проверка домашнего задания

Проектор, ПК, экран

Подготовка к изучению нового материала

Наблюдение, раб. с текстом

Проектор, ПК, экран

Наблюдение, проблемная ситуация

Проектор, ПК, экран, идив. карточки, карточка со слов. словом, рисунок

ПК, проектор, экран

Работа с учебником

Карточки, учебник, презентация

Работа обучающихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала /отсутствовала.

Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.

Учитель : - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:

Дети: Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

Учитель: - Сначала мы проверим домашнее задание. Алёна, скажи, пожалуйста, что надо было сделать в домашнем задании?

Алёна: - В домашнем задании из упр.68, стр. 44 надо было из 2 групп слов составить пары слов-синонимов и записать их в тетрадь.

Учитель: - Хорошо, молодец. Поменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте задание. Сверьте работы с доской - экраном:

(читаю пары слов, дети сверяют записи)

Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, азбука – алфавит, чудесный – волшебный, дорога – путь, грустить – печалиться, вьюга – метель.

Итог. Учитель: - Ребята, поднимите красные сигналы, пожалуйста, у кого домашнее задание выполнено не так? Поднимите зелёные сигналы, если в домашнем задании нет ошибок! Молодцы! Отлично! В домашнем задании никто сегодня не допустил ошибок. Поставьте на полях тетради напротив домашнего задания восклицательный знак! Тетради организованно передайте на мой стол!

Учитель: - О каких словах мы с вами говорили на прошлом уроке? Эльвира?

Эльвира: О словах-синонимах.

Учитель: Умница! Аня, какие слова называются синонимами? Приведи примеры.

Анна: - Слова, близкие по значению, например: папа-отец .

Учитель: - Лёня, что значит определить лексическое значение слова?

Лёня: - Сказать, что обозначает это слово.

Учитель: - Молодцы! Отлично! Ребята, в домашнем задании нам встретились несколько пар синонимов. Тимофей, где ещё можно узнать о словах – синонимах?

Тимофей Годяев: - Есть словари синонимов.

Учитель: - Хорошо, молодец!

1)Подготовка к формулированию новой темы.( 1мин)

Учитель: - Ребята, посмотрите на экран, послушайте стихотворение.

Добрый – злой,
Трусливый – смелый,
Толстый – тонкий,
Чёрный – белый,
Вверх – вниз,
Внутри – снаружи,
Над – под,
Жара – стужа,
Чистить – пачкать,
День – ночь,
Все сюда! – ступайте прочь!
Труд – безделье,
Смех – рыданья…
Здравствуйте… и до свиданья!

Учитель: - Вам понравилось стихотворение? Чем? Юля?

Юля: - Оно весёлое, читается легко.

Учитель: - Хорошо. Назовите слова – синонимы из стихотворения?

Учитель: - Почему вы не можете выполнить моё задание?

Вася: - Здесь их нет.

Учитель: - Как называются эти слова? Мы изучали такие слова? Наташа?

Учитель: - Эти слова называются антонимами.

Учитель: - Настя Гусева, какая тема урока будет сегодня?

Учитель: - Когда мы изучаем новые слова, на какие вопросы отвечаем? Дима?

Дима: - Мы отвечаем на вопросы, какие это слова, похожи они по смыслу или нет?

( учитель пишет тему на доске)

Учитель: - Ответим на первый вопрос: какие это слова, Илья?

Учитель : - Хорошо, ещё? Юля?

Юля: - Они не похожи друг друга.

Учитель: - Хорошо, вы молодцы! Ответьте, пожалуйста, на второй вопрос: Похожи они по смыслу или нет? Саша?

Саша: - Они не похожи по смыслу.

Учитель: - Правильно, молодцы. Что обозначает, например, чёрный - белый? Тимофей?

Тимофей: - Это цвета.

Учитель: А вот эти слова: жара - стужа? Эльвира?

Эльвира: - Жара - это когда тепло, а стужа, когда холодно.

Учитель: - Молодец! Значит, какие это слова, Алёна?

Алёна: - Они настроены друг против друга.

Анто нимы – это слова, противоположные по смыслу.

Учитель: - Прежде, чем начнём писать, давайте помассажируем пальчики:

1.Большим пальцем поглаживаем пальцы от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

2.При помощи карандаша трём ладони с внутренней стороны, затем - с тыльной.

3.Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

4.Дотрагиваемся ладонями до щёк, ощущаем тепло своих рук.)

Учитель : - Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном, запишите в своих тетрадях число, сегодня 5 октября, классная работа. На следующей строке пропишите заглавную и строчную буквы Оо до конца строки. Посмотрите, как правильно надо их писать.

( показываю, напоминаю правило письма букв : Каждая буква имеет свою высоту, ширину и наклон).

(Дети прописывают буквы).

Учитель: - Ребята, подчеркните карандашом самые красивые буквы, которые у вас получились. У кого получились красивые буквы, поднимите зелёные сигналы! Молодцы, у многих почти все буквы красивые! Диме надо поработать над правильным написанием букв, Даше нужно следить за наклоном. Продолжаем работу.

Учитель: Эльвира Вергун, Наташа Черненкова, Тимофей Солдатенков, Лёня Левковский - получают индивидуальное задание на карточках. Эльвире и Наташе в записанных на карточках словах надо вставить пропущенные буквы, распределить слова в 2 столбика: в первый – записать слова с проверяемой безударной гласной, во второй – записать слова с непроверяемой безударной гласной и поставить ударение. Тимофею и Лёне в карточке надо выбрать и подчеркнуть безударную гласную, которую надо вставить в словарных словах, поставить ударение. Дети, которые выполняют задания в карточках, продолжат работать с нами, когда всё сделают. Приступайте.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Л…сной, к…рова, гр…бы, л…тать, м…дведь, пр…щай, гр…за, б…рёза, скор…,гр…чи.

Род( е, и)на, п( и, е)нал, м( а, о)л(о, а)ко, быстр(а, о), пр(о, а)щай,

здра(в, ф)ствуйте, Р(о, а)ссия, с(о, а)рока.

Скор(а, о), за(е, я)ц, ябл(о, а)ко, ябл(о,а)ня,

к(а, о)рова, м(и, е)дведь, в(а, о)р(о, а)бей, д(е, и)ревня.

Саша: - Коробка для школьных принадлежностей.( пенал)

Аня: - Дерево с белой корой. ( берёза)

Стефан: - Столица нашей родины.( Москва)

Дима: - Страна, в которой мы живём. ( Россия)

Ира: - Место, где мы родились и живём).(родина)

Настя : - Это плод яблони. ( яблоко)

Юля: - Инструмент для копания земли.(лопата)

Дима: - Это садовое дерево, плод у него яблоко.(яблоня)

( Во время проверки карточек, обучающиеся ставят ударение и подчёркивают непроверяемую безударную гласную. Проверяю индивидуальные карточки ).

Проверка. Итог. (1мин.)

Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо,

Ветерок всё тише, тише, деревцо всё выше, выше.

1)Знакомство с новым словарным словом :(3мин.)

Учитель: - Ребята, послушайте загадку, назовите отгадку:

Ира Богданова: - Это заяц, потому что дрожит.

Алёна: - Наверно, осина, у неё листочки дрожат на ветру.

Учитель: - Правильно, молодец! Как мы слышим это слово?

Дети (хором): [ а сина]

Учитель: - Какой звук слышим вначале слова?

Учитель: - А правильно пишется это слово так:

(Вывешиваю слово на доску:)

(дети про себя пробуют подобрать проверочное слово)

Учитель: - Какой вывод можно сделать? Эльвира?

Эльвира: - Эта буква непроверяемая, надо запомнить, как она пишется.

Учитель: - Хорошо! Умница!

2) Определение лексического значения этого слова. (1мин.)

Вася: - Это лиственное дерево с дрожащими листьями, потому что в загадке так говорится.

Настя: - Когда человек замёрз или чего- нибудь боится.

Учитель: - Умница! Правильно!

3) Этимология .(1мин.)

Учитель: - Ребята, посмотрите, как выглядит это дерево. А лексическое значение этого слова в русском языке такое:

4) Составление и запись предложения с этим словом. (2мин.)

Учитель : - Ребята, составьте свои предложения с новым словарным словом, можно смотреть на картинку.

Дима:- Осина растёт у дороги.

Эльвира: - Осина дрожит на ветру.

Аня:- На осине дрожат листочки.

Илья: - Осина – высокое лиственное дерево.

(Затем Саша Батршин комментирует разбор ):(1мин.) ( я проверяю задание у Иры).

( Осина дрожит на ветру. Что?- осина- это подлежащее, подчеркну одной чертой. Что делает?- дрожит- это сказуемое, подчеркну двумя чертами.)

Учитель: - Саша, назови слово с проверяемой безударной гласной.

Саша: - др о жит: проверочное слово - др о жь .

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, поднимите красные сигналы, кто допустил ошибку в предложении? Настя, Алёна и Макаренков Саша написали безударную гласную А . Что надо сделать, чтобы при письме не допускать ошибок? Эльвира?

Эльвира: - Слова надо проверять.

Учитель:- Как проверить это слово?

Настя: - Поставить эту букву под ударение.

Физкультминутка. (1 мин.)

А сейчас все дружно встали,

Отдохнём, как на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поклонись!

Руки вверх, руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку.

Молодцы вы, ребятишки!

Встали, сели, встали, сели

И друг друга не задели!

Учитель: - Повторите тему сегодняшнего урока. Ваня.

Учитель: - Посмотрите, пожалуйста, на следующий слайд, назовите слова - антонимы к картинкам:

Учитель: - Годяев Тимофей .

Учитель: - Юля Маурах.

Учитель: - Умница, ты молодец!

Учитель: - Правильно, молодец!

Учитель: - Аня, назови слова к картинкам.

Учитель: - Молодец, правильно!

Учитель: - Илья Корчагин.

Учитель: - Правильно, молодец! Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы называли. Сравните их.

Учитель: - Какие это слова? Алёна?

Алёна: - Это антонимы.

Учитель: - Лиза, какие слова называются антонимами?

Эльвира:- Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Ребята, откройте страницу в учебнике 45. Прочитайте ещё раз, что такое антонимы? Где можно найти слова антонимы, Эльвира?

Эльвира: - В словаре антонимов.

Учитель: - Правильно, словарь антонимов есть и у нас в конце учебника. Вы можете им пользоваться при выполнении домашнего задания. Сейчас я проверю, как вы запомнили, что такое антонимы и кто из вас на уроке был самым внимательным.

( Устная работа. Дети хором отвечают отгадки).1

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада,

А зовут меня……(прохлада)

В шубу снежную одета.

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …..(зима)

Я – антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Учитель: - Молодцы, вы все правильно отвечали! А теперь задание посложней! Ребята, прочитайте пословицы, добавьте в них антонимы.

А неученье -……(тьма)

Учитель: - Илья Ахромкин, как ты понимаешь значение этой пословицы?

Илья Ахромкин.: - Будешь хорошо учиться, будешь много знать, многого добьёшься в жизни.

Учитель: - Молодец! Хорошо.

А говори ……..(меньше)

Учитель: - Ваня, как понимаешь значение этой пословицы?

Ваня: - Хоть ты будешь много знать, а говорить надо меньше и правильно, чтобы люди думали о тебе хорошо.

Учитель: - Хорошо! Молодец! Вы все молодцы! Работали быстро, дружно, были внимательны!

Учитель: - А сейчас небольшая самостоятельная работа. Сядьте правильно. Эльвира Вергун будет самостоятельно выполнять из учебника упр.№ 71. Маурах Юля, Зазыкин Ваня, Холомьев Даня, Богданова Ира из словаря в конце учебника выпишут в тетрадь 3 пары слов – синонимов. Ребята, а вам из каждого четверостишия надо выписать только пары слов - антонимов. Каждую пару напишите на новой строке. Маруся, повтори, какие слова называются антонимами?

Маруся: - Слова, противоположные по значению.

Очень толстый червячок

Яблоку прогрыз бочок,

С тонким он теперь соседом

О скворцах ведёт беседу.

Сегодня пасмурный день был,

Глеб зонт взял, а лев забыл.

Дождь пролился неплохой

Лев весь мокрый, Глеб сухой.

Изучал продуктов вкус,

Но из всех запомнил только

Сладкий торт и перец горький.

Полный чемодан гордится,

Что поедет за границу,

Ну, а старый и пустой

В шкаф отправят на постой.

Проверка. (1мин.)( проверяю задание Маурах Юли, Зазыкина Вани, Холомьева Даниила, Богдановой Иры)

Учитель: - Ребята, поменяйтесь тетрадями и проверьте задание друг у друга. У вас должно быть так же, как на экране. Ошибки исправьте карандашом.

Дима: - Что сделал?

Учитель: - Ребята, слова –антонимы могут отвечать не только на вопросы: Кто? Что?, но и на вопросы: Что делал? Какие?

Поднимите зелёные сигналы, у кого всё правильно! Молодцы!

Маруся, Эльвира, Тимофей Солдатенков тоже были внимательны, не допустили ошибок . Молодцы!

Все вы справились с работой. Какие вы записывали слова?

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что нового вы сегодня узнали на уроке? Настя?

( Какие слова называются антонимами.)

Учитель: - Какие это слова, Арина?

Арина: - Слова, противоположные по значению.

Учитель: - Что ещё интересного вы узнали на уроке и чем занимались?

Дима: - Отгадывали загадки.

Учитель: - Хорошо! Ещё?

Саша: - Учились подбирать антонимы к картинкам и к пословицам.

Учитель: - Хорошо! Молодцы! Расскажите дома, чему мы учились сегодня на уроке. Пользуйтесь правильно словами – антонимами в своей речи.

Учитель: - Вы сегодня были все активны на уроке. Отвечали правильно на мои вопросы. Сегодня за урок я вам поставлю такие оценки:

- Запишите в дневниках: с. 45, учить правило, у. 74 - подобрать и записать антонимы к словам, можно пользоваться словарём антонимов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивающие: содействовать развитию речи, внимания, орфографической зоркости, способствовать обогащению словаря учащихся.

Воспитывающие: создать условия для воспитания прилежания, трудолюбия, добрых и хороших поступков.

Познавательные УУД: формировать умения находить антонимы, подбирать к словам слова противоположные по значению.

Регулятивные УУД: формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать, корректировать и оценивать свою учебную деятельность на уроке.

Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и соседом по парте.

Личностные УУД: воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, интерес к предмету.

Планируемые результаты урока: развивать умение находить антонимы в тексте.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

На слайде записаны словарные слова: язык, фамилия, девочка, ребята.

-Назовите слово, имеющее несколько значений.

(язык колокола, язык человека, языки пламени)

-Как называются такие слова? (Омонимы)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной группой слов русского языка. Мы совершим путешествие в страну Антонимию.

-Как вы думаете, кто живёт в этой стране?

-Назовите цель урока.

Цель: познакомиться со словами – антонимами.

Научиться употреблять антонимы в речи.

Сравнивать антонимы по значению.

Обогащать словарный запас.

Развивать речь, внимание, логическое мышление.

Антонимы – anti – против, onima - имя.

Все антонимы всегда

Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. Обычно к антонимам относятся разнокорневые слова, хотя возможны и однокоренные (хороший – нехороший, правда – неправда).

Употребление антонимов помогает по-разному выражать один и тот же смысл, делает нашу речь более яркой, богатой, выразительной. Особенно широко антонимы используются в загадках, пословицах, поговорках, в зачинах русских народных сказок (Близко ли, далёко, низко ли, высоко ли; не на небе – на земле жил старик в одном селе.)

-Я читаю стихотворение, не договаривая некоторые слова. Вы должны подобрать нужное слово (антоним) и произнести его вслух.

Далеко ,

Скажу я слово потолок ,

Скажу я слово потерял ,

Скажу тебе я слово

начало я скажу.

-Чтобы попасть на следующую станцию необходимо выполнить задание мудрой совы

-Работать будете в парах. Положите перед собой карточку и послушайте задание:

- Подберите подходящие по смыслу слова антонимы в эти пословицы и запишите их.

Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.

Лучше горькая правда чем сладкая ложь.

Добро помни, а зло забывай.

Лучше свое отдать, нежели чужое взять.

Давайте проверим какие слова вы вставили в пословицы. Сравните написанное вами со словами вставленными на слайде.

Просигнальте те, кто справился с заданием без ошибок.

А теперь давайте раскроем смысл каждой пословицы.

Рефлексия. Вы работали вместе, а теперь попробуйте, используя наши сигнальные кружки, оценить работу соседа.

(загадки записаны на слайде)

Далеко мой стук слышится вокруг,

Червякам я враг , а деревьям друг . (дятел)

Я антоним к слову лето ,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я … ( Зима )

Я антоним к слову смех ,

Не от радости, утех –

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это … ( плач )

-Наше путешествие продолжается. Но вот беда: злой паук на нашем пути сплел необычную паутину, чтобы ее распутать необходимо выполнить задание

-Работать будете в парах. Перед вами карточки-слова. Найдите к каждому слову пару – слово антоним. Просигнальте кто справился с заданием. (одна пара вызывается к доске для выполнения данного задания)

Проверка по доске. Рефлексия.

-Оцени, как ваша группа справилась с заданием, все ли верно выполнили?

Всё в мире познаётся в сравнении. А может ли быть один и тот же человек и хорошим, и плохим? Послушайте о чем нам хотят рассказать наши друзья.

Жила плохая девочка,

Она была хорошая,

Она была хорошая,

Хотя была плохая.

Вот это выдумки!

Вот это выдумки!

Не может быть хорошая,

Когда она плохая!

- И ничего не выдумки,

Она была хорошая!

- И ничего не выдумки!

Она была плохая!

Она была хорошая,

Когда была послушная,

Когда она не слушалась,

Она была плохая.

- Назовите антонимы, которые вы услышали в стихотворении?

- Как видите, один и тот же человек может быть и хорошим, и плохим. О человеке судят по его делам, по его поступкам.

- Прочитайте и закончите предложение: “ Буду делать …, и не буду …” (В.Маяковский)

- Мне бы очень хотелось, чтобы вы делали только хорошее.

- Вернёмся к началу нашего урока и ответим на главный вопрос.

-Какие слова мы называем антонимы?

- Как вы думаете, почему в речи мы употребляем антонимы?

(Антонимы помогают выразить свою мысль более выразительно, красиво, обогащают наш язык. Используются в пословицах, поговорках, стихах, загадках, сказках)

- Там, где говорится о противоположных предметах, состояниях, явлениях природы, деятельности человека мы употребляем антонимы.

Рефлексия урока через настроение.

- Покажите своё настроение, украсьте рубашку гномика горошком соответствующего цвета.

Красный горошек – я доволен уроком, у меня все получилось, материал урока понял.

Синий горошек – я доволен уроком, но при выполнении отдельных заданий я испытывал трудности, в целом материал урока мне понятен.

-Спасибо за работу!

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 607 199 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.04.2016 3854
  • DOCX 24.4 кбайт
  • 63 скачивания
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Иванютина Юлия Борисовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Каждый второй ребенок в школе подвергался психической агрессии

Время чтения: 3 минуты

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оборудование: 2 иллюстрации “Зима” и “Лето”, слова-антонимы, учебник, ТСО, карточки с заданиями №1 и №2, пословицы, обучающая программа “Учись рисуя”, звёзды с цифрами от 1 до 12 для учащихся, карточки для рефлексии.

Ход урока

- Кому нравится урок обучения грамоте - похлопайте в ладоши. Если вы хотите, чтобы урок получился интересным, познавательным - кивните головой.

Что необходимо для этого?

Игра “Не скажу, а покажу”

-Мы будем на уроке думать? (Да)
-А может, будем спать? (Нет)
-Мы будем рассуждать? (Да)
-А в облаках летать? (Нет)
- Друг другу будем помогать? (Да)

- Надеюсь, вы будите активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.

- Ребята, перед вами 2 иллюстрации. Посмотрите на них внимательно и найдите 3 отличия (отличия фиксируются на доске)

  • Зима – лето
  • Чёрная – белая
  • Большая – маленькая

- Что обозначают эти слова? Какие это слова по отношению друг к другу? Знаете ли вы, как они называются?

  1. Ситуация разрыва. Введение нового понятия.

Слова, которые вы выделили, называются антонимы. (Название вывешивается на доске)

- Это слово произошло от греческих слов анти – против и онима – имя. Таким образом, антонимы – это слова противоположные по смыслу. Можете ли вы привести свои примеры слов – антонимов?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на сегодняшнем уроке? Для чего нам необходимо изучить данную тему?

  1. Первичное закрепление:
  1. Работа в тетради:
  • Каллиграфическая минутка: Ая Бю Вэ … …

- Определите закономерность, которой я следовала, записывая сочетания букв. Сравните буквы в паре, что вы замечаете? Для чего служат заглавные буквы? Продолжите данную запись ещё двумя сочетаниями. (Гь Ды )

  • Словарная работа. (Звучит отрывок из песни кота Леопольда)

- Прослушайте отрывок из известной детской песни, вспомните имя героя мультфильма и выделите среди слов текста антонимы.

Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот плохо.

- Как имя героя, исполнявшего эту песню? Какие слова – антонимы вы услышали? Почему это антонимы?
- Написание нового словарного слова “хорошо” вы видите на доске и сможете найти в орфографическом словарике, так же как и многие другие словарные слова.
- На какую орфограмму в этом слове надо обратить внимание? (-оро-)
- Составьте устно предложения с новым словом.

- Найдите на столе карточку № 1. Прочитайте и перепишите данное предложение с образца в тетрадь.

  • Один ум хорошо, а два лучше.
  • Как хорошо уметь читать!

- Какие предложения вы записали? Что это за предложения? Откуда эта строчка? В чём значение пословицы?
- Ребята, для чего мы выполнили эту работу? Какое противоположное по смыслу слово мы подобрали к слову хорошо?

- Найдите пару в книге из упр.№2 к словам, которые даны у вас в карточках под №2. Время выполнения задания 3 мин.

Высокий - низкий, далеко - близко, добрый - злой, сильный - слабый, тёплый - холодный, весёлый - грустный.

- Какие пары слов вы записали? Какие это слова? Почему?

- Сегодня на уроке мы разучим новую минутку отдыха, а провести нам её поможет…

(Дети не только сопровождают стихотворение показом, но и дополняют подходящими по смыслу антонимами)

Скажу я слово “ДАЛЕКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ВЫСОКО”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТОЛОК”,
А ты ответишь: “…”.
Скажу я слово “ПОТЕРЯЛ”,
И скажешь ты: “…”

- Вы обратили внимание на то, что и минутка отдыха тоже перекликалась с темой нашего урока? Что вы заметили?

- Ребята, слова – антонимы часто встречаются и в литературных текстах. Я предлагаю вам в этом убедиться, прослушав текст В.Коржикова “Два охотника”, который прочитает нам …

  • Чтение – образец 1 уч-ся текста “Два охотника”.
  • Беседа по содержанию:

- Поднимите руки те, кому понравился текст? Как он называется? Почему?

- Встретились ли в данном тексте слова, значение которых вам не известно? (Великан)
- Кого мы называем великаном? (Опора на опыт учащихся )
- Давайте узнаем значение этого слова в толковом словаре С.Ожегова

1 ученик: Здесь автор объяснил значение огромного количества слов. И этот словарь всегда придёт вам на помощь в трудную минуту.

- Подберите к данному слову антоним (Карлик)

- Как вы думаете, почему такие разные охотники, тем не менее, дружат между собой? Может ли повлиять рост людей на их взаимоотношения? Какой вывод мы можем сделать?

“Жужжащее” чтение текста + работа с простым карандашом

- Прочитайте текст самостоятельно, отмечая по ходу чтения встретившиеся вам антонимы.
- Какие слова – антонимы вам встретились в тексте? Фиксация противоположных по значению слов на доске и в тетради уч-ся:

  • Побольше – поменьше
  • Большой – маленькая

- Докажите, что эти слова действительно являются антонимами.

Выберите из 3-х данных пословиц ту, которая выражает главную мысль данного произведения:

  • Мал золотник да дорог.
  • Хорошее дело лучше плохого безделья.
  • Друг ценен не внешностью, а верностью.
  1. Итог урока (Работа в парах)

- Для того чтобы закрепить свои знания по данной теме, предлагаю вам поработать в парах. А поможет нам в этом обучающая программа “Учись рисуя”. Определить свою пару вы сможете, найдя среди ребят того, у кого на груди звезда с такой же цифрой, как и у вас. Время выполнения задания 3 минуты.

- Поднимите руки те, кому понравилось это задание? А теперь те, кто испытывал трудности в его выполнении?

Вывод: Какой теме мы посвятили наш сегодняшний урок? Какие пары слов в течение урока мы образовывали и выделяли на доске? Прочитайте? Что такое антонимы?

- Что понравилось вам на уроке? Что нового вы узнали?

- Оцените то, как вы усвоили тему сегодняшнего урока, прикрепив свою звезду под одним из слов на доске “не очень хорошо”, “хорошо”, “отлично”.

Читайте также: