История создания мцыри конспект

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с историей создания поэмы, содействовать развитию умений учащихся выявлять структурные особенности произведения

Поэма - крупное стихотворное произведение с развернутым сюжетом. Относят поэмы обычно к лиро-эпическим произведениям, так как, рассказывая о судьбе своих героев, рисуя картины жизни, поэт высказывает в поэме собственные мысли, чувства, переживания.

Тема — изображение характеров и ситуаций, взятых автором из реальной действительности и определенным образом преображенные в системе данного художественного мира. (Это то, о чем пишет автор.)

Идея — главная, обобщающая мысль в художественном произведении, отражающая отношение автора к действительности и выступающая через всю систему образов.

Сюжет — основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности (то есть в последовательности, которая предусмотрена композицией данного произведения).

Композиция — построение художественного произведения, структура соединения отдельных частей в одно целое.

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни к одному,

Но только пьяную тревогу,

Я променял бы, если б мог.

1. История создания поэмы. Слово учителя.

действие поэмы происходит в Грузии, которую Лермонтов хорошо знал. Возникновение замысла биограф Лермонтова П .А. Висковатов связывает с путешествием поэта по старой Военно—Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагва и Куры; собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей Ираклия II и Георгия ХII. Там, по свидетельству родственников

Лермонтова А.П. Шан-Гирея и А.А. Хастатова, Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему свою историю. Горец по рождению, он ребенком был взят в плен генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермилов оставил его в монастыре. Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и делал попытки убежать на родину. Последствием одной такой попытки была долгая тяжелая болезнь, едва не убившая его. Однако в конце концов он смирился со своей долей и провел жизнь в стенах древней обители.

Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Свети Цховели, на другой стороне реки.

II. Выразительное чтение поэмы учителем.

В сильном классе поэма читается дома самостоятельно.

для классов неподготовленных— составление плана поэмы с записью в тетрадях.

III. Беседа по прочитанной поэме.

Цель - выявить отношение учащихся к произведению Лермонтова.

— Какие впечатления произвело произведение Лермонтова на вас?

-- Какие сцены в поэме наиболее запомнились?

Каким вы представляете себе главного героя?

— Какие чувства вызывает у вас герой поэмы? Менялись ли они в процессе чтения?

Каким вы назовете главное настроение поэмы?

(Грустное, печальное; тяжелое, безысходное; свободное и грустное одновременно; появляется ощущение одиночества и счастья, веры в победу.)

I V . Определение темы и идеи произведения.

— Как вы думаете, с какой интонацией — смирения или протеста— произнес эти слова Ионафан, отвечая Саулу?

— Как эпиграф связан с темой и идеей произведения?

И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Идея — лучше 3 дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полноправно, а существует. Для героя смерть лучше, чем жизнь в монастыре.

V . Сюжет и композиция поэмы.

1. Группа вопросов, преследующая цель обеспечить усвоение школьниками содержания поэмы:

— Что видел Мцыри на свободе?

— Что делал он, вырвавшись из монастыря?

— Что узнал о себе герой за три блаженных дня?

— Почему так кратко изложение жизни Мцыри в монастыре?

(Жизнь в монастыре не очень красочна, а З дня свободы стали целой жизнью. Да и о чем писать— о страданиях?)

2. Каков сюжет поэмы?

3. В поэме такая последовательность в изложении сюжета не выдержана.

Посмотрите еще раз текст поэмы и определите, как она построена.

— Что дает для понимания характера героя 2-я глава?

(Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, рисую щего вид заброшенного монастыря, в небольшой второй главе — строфе рассказана вся жизнь Мцыри, а все остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Таким образом, о жизни героя автор рассказал в 2-х главах, а о трех днях, проведенных на свободе, написанная целая поэма. И это понятно, так как три дня вольности дали герою столько впечатлений, сколько не получил он за многие годы монастырской жизни.)

— Почему, по-вашему, повествование в последующих главах передано герою?

— Композиция монолога — исповеди дает возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Просмотрите текст, определите, как она построена?

Глава 6,7— Мцыри рассказывает, что он увидел на воле. Открытый им чудный мир резко контрастирует с мрачным видом монастыря. Юноша так увлекается воспоминаниями о вещных им живых картинах, что как будто забывает о себе, почти ничего не говорит о своих чувствах. В том, какие картины он вспоминает и какими словами их рисует, раскрывает его пламенная, цельная в своих устремлениях натура.

С 8 главы Мцыри рассказывает о внешних событиях трех дневного скитания, обо всем, что с ним случилось на свободе, и обо всем, что перечувствовал и пережил за эти дни своеобразной жизни. Теперь уже последовательность событий не нарушается, мы шаг за шагом движемся вместе с героем, живо представляем окружающий его мир и следим за каждым душевным движением Мцыри.

Глава 25-26 - прощание Мцыри и его завещание. Не сумев вернуться на Родину, Мцыри готов уйти из жизни. Но перед смертью он отказывается признать монастырское существование. Последние его мысли — родине, свободе, жизни.)

V I. Выводы

Из всего сказанного о композиции сюжете учащиеся усваивают следующее:

1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причем порядок при изложении событий изменен.

2. Сюжет поэмы составляет не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.

3. Все события трехдневных скитаний Мцыри показано через его восприятия.

4. Названные особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить все внимание на характере центрального героя.

VII . Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы:

— Какова цель побега Мцыри? (Выписать цитаты в тетрадь.)

— Какие эпизоды трехдневных скитаний Мцыри вы считаете особенно важными? Почему?

Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов. Любуясь этой дорогой, Лермонтов еще и не знает, что на ней его ждет встреча с его героем…

История героя Мцыри примечательна тем, что Лермонтову было суждено встретится с ним вживую. Об этом событии вспоминали сразу два родственника поэта – его двоюродный брат А. П. Шан-Гирей и родственник по материнской линии, А. А. Хастатов. По их словам, в 1837 г., путешествуя по Военно-грузинской дороге, поэт повстречался с пожилым монахом, вернее с монастырским служкой. Они разговорились. Так Лермонтов узнал о жизни монаха – тот был последним из монастыря поблизости Мцхете. Совсем маленького, его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Когда монах вырос, он не раз пытался сбежать, потому что тосковал по дому. Одна из таких попыток едва не стоила ему жизни. После долгой болезни монах все же смирился и принял решение остаться при монастыре.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности





Биограф Лермонтова Павел Александрович Висковатов считает, что замысел поэмы возник у поэта во время путешествия по старой Военно-Грузинской дороге.


Лермонтов побывал в древней столице Грузии городе Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенной в месте слияния рек Арагвы и Куры; посетил собор Светицховели, где находятся могилы последних грузинских царей.


Там Лермонтов встретил старого монаха, который рассказал ему историю своей жизни.


Горец по рождению, он ребёнком был увезён из родного дома генералом Ермоловым. В дороге мальчик заболел, и Ермолов оставил его в монастыре.


Маленький горец долго не мог привыкнуть к монастырской жизни, тосковал и несколько раз пытался бежать на родину. После одного из побегов он тяжело заболел, едва не умер. В конце концов он смирился и провёл жизнь в стенах монастыря. Прообразом описанного в поэме монастыря стал монастырь Джвари, стоящий на горе напротив Светицховели, на другой стороне реки.


Создал Лермонтов эту поэму по возвращении из ссылки.



Но после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещён святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет.





Сожаление не о нарушенном запрете, а о непрожитой жизни, которая скоро оборвётся из-за нелепого решения Саула. Казни все же не состоялось: народ вступился за Ионофана и отменил несправедливое решение царя. Такова по сути и судьба Мцыри: едва отведав свободы, он вновь её лишился и умирает.


И в час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, столпясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,


Идея поэмы – это те три дня – самые лучшие в жизни юноши. Три дня настоящей жизни на воле, с которой не сравнится долгая жизнь в монастыре. Три дня свободы, полного права распоряжаться своей судьбой, своими желаниями, силами. Для Мцыри смерть лучше, чем жизнь в монастыре.


Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил — и жизнь моя

Без этих трёх блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.


Композиция поэмы очень своеобразна: после небольшого вступления, показывающего читателю заброшенный монастырь, в небольшой второй главе рассказана вся жизнь Мцыри до побега, а остальные главы (их 24) представляют монолог героя, его исповедь чернецу. Всю жизнь юноши автор вместил в одну строфу, а о трёх днях, проведённых на свободе, написана целая поэма. Три дня свободы дали Мцыри столько впечатлений, сколько не получил и не мог получить он за многие годы монастырской жизни.


Композиция монолога-исповеди даёт возможность постепенно раскрыть внутренний мир героя. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо все пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда он вновь возвращается к своей тюрьме.

А мой отец? он как живой

В своей одежде боевой

Являлся мне, и помнил я

Кольчуги звон, и блеск ружья,

И гордый непреклонный взор…

Но нынче я уверен в том,

Что быть бы мог в краю отцов

Не из последних удальцов.

Увы! теперь мечтанья те

Погибли в полной красоте,

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто красивый фон, на котором разворачивается основное действие, но и действенная сила, грозная и опасная.


И она же приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.


Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом,

Шумящих свежею толпой,

Как братья в пляске круговой.

Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты,

Когда в час утренней зари

Курилися, как алтари,

Их выси в небе голубом,

И облачко за облачком,

Покинув тайный свой ночлег,

К востоку направляло бег.


Будучи мальчиком, он поклялся самому себе, что рано или поздно убежит из монастыря и обязательно отыщет тропу в родные пределы. И вот, проплутав в горах три дня, он вернулся к монастырю. Мцыри жалеет не о своём поступке. Его печалит мысль о том, что ему суждено умереть рабом и сиротой.

И я как жил, в земле чужой

Умру рабом и сиротой.


Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков.


В 17 лет он записал в своем дневнике:

Лермонтов полюбил Кавказ с детских лет, когда приезжал сюда вместе с бабушкой в 1818, 1820 и 1825 годах.

Впоследствии судьба забрасывала поэта против его воли:


Так пишет о впечатлениях поэта его первый биограф, П.А. Висковатов.

Работая над поэмой, Лермонтов с удовольствием и вдохновенно читал ее друзьям. А.Н. Муравьев вспоминал, как однажды застал Лермонтова за работой над поэмой


По свидетельству С.Т. Аксакова в день имени Гоголя Лермонтов был у писателя в гостях. Сергей Тимофеевич писал:

Читайте также: