Хокку 2 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

– Ребята мне хотелось бы с вами поближе познакомиться.

– Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

– Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

– Если вы не любите конфликтовать и спорить по пустякам, то хлопните в ладоши.

– Пожмите друг другу руки, если вы стараетесь уважительно относиться к людям.

– Вот и состоялось наше знакомство.

– Меня зовут Татьяна Николаевна, и я предлагаю вам начать урок.

– А начну я ещё с одного вопроса: у вас есть секреты?

– У меня тоже есть секрет! Этим секретом я хочу поделиться с вами.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

(Слайд 1) – Что вы увидели? (Облако – лошадка)

(Слайд 2) – А теперь? (дерево – балерина)

Любой человек может увидеть в облаке – лошадку, в дереве – балерину? (Нет)

– А какой человек? (Наблюдательный, внимательный, любящий природу. Человек, который обладает секретом любования. (На доску: наблюдательность, внимательность, любовь к природе, секрет Любования)

Эти качества мы с вами возьмём на урок, они нам очень пригодятся.

3. Постановка учебной задачи.

– Посмотрите на листочки, какого жанра произведения там написаны?

– Стихи, но стихи необычные, это короткие японские стихи из трёх строчек, которые по-японски называются хокку или хайку. (на доску) В этих стихах японские поэты выражают своё восхищение красотой мира.

– Значит, ребята, вы догадались, какая у нас тема урока? (Короткие японские стихи, а точнее, секрет коротких японских стихов.

– А задачи урока каковы? (Мы должны познакомиться с этими стихами, раскрыть их секреты).

(Слайд 3) Секрет коротких стихотворений

– Поэты, которые написали эти стихи жили в Японии.

– В какой стране мы живём? А какие ещё страны вы знаете?

(Слайд 4) – Япония находится на востоке, на островах Тихого океана – это страна Восходящего солнца, т.к. солнце встаёт на востоке. (Показ на карте, показ флага – (Слайд 5) Столица Японии – город Токио.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

1) – Прочитайте первое стихотворение художника и поэта Хиросиге (1797-1858). (Вслух, двоих) (Слайд 6 – утка) Это хокку он написал к своей картине.

– Что слышит герой? (дикая утка кричит)

– Что он ощущает? (дыхание ветра, т.е. движение, давление воздуха на своём лице) (пробуют)

– Что видит? (видит, как гладкая поверхность озера становится морщинистой, рябой.) – таким образом, получается, что поэт создаёт образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть какую-то очень простую картину. С помощью этой конкретной картины (через слух, ощущения и зрительный образ) поэт создаёт впечатление наступающих холодов. Всё это вместе – красота в простом. Это первый секрет (на доску)

– Если человек видит эту красоту в простом, привычном и ценит её, он счастливый!

Физкультминутка (Слайд 7)

2) – Прочитайте второе стихотворение. Автор ИССЁ(1653-1688).

Ребята, у какого слова вы увидели звёздочку? Найдём это слово в иллюстрированном словарике. Работа в группе. (Слайд 8)

– Как понимаете слова “Видели всё на свете мои глаза?

– Герой много путешествовал? Объездил весь свет?

– Удивлялся многим красотам? (Конечно!)

– Почему же его глаза вернулись к белым хризантемам? Они действительно красивее всего на свете? Или просто герой их любит?

А вот и второй секрет особого зрения: наблюдательными нас делает не просто глаз, но сердце, любовь. (На доску: Любовь помогает обнаружить красоту).

– Родители своих детей считают самыми красивыми не потому, что их черты лица безукоризненные и прекрасные, а потому, что они их любят. Любящий глаз позволяет человеку стать наблюдательным. (“Равнодушный взгляд” и “Взгляд любящего человека”)

5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

– Прочитайте следующее стихотворение, его написал БУСОН (1716-1783).

Ответьте на вопрос. (Работа в группе со словарём) (Слайд 9)

Это стихотворение о том, что прекрасное всегда остаётся в сердце. И ведь это действительно так. Если человеку понравилась какая-нибудь картина, он не сможет стоять возле неё в музее вечно. Он уйдёт, унося в сердце своё восхищение этой картиной и художником, который её написал. Если человек был свидетелем потрясающего заката, он навсегда его запомнит, хотя сам закат длится считанные минуты. Вот и здесь про пион: “Осыпался… Но в сердце будет цвести всегда…

– Ребята так вы мне подскажите эти стихи о красоте или о любви? (И о красоте и о любви) Можно ли без любви обнаружить красивое? Конечно, нет. Любовь позволяет эту красоту сначала обнаружить, а потом навсегда запечатлеть в душе.

Физкультминутка – (Слайд 10)

(Слайд 11) – Нам осталось попробовать понаблюдать, увидеть красоту в простом.

(Слайд 12) – Перед вами сухое дерево, не каждый обратит на него внимание. А чем вас порадует это дерево, поделитесь со мной. – Какую красоту вы в нём увидели?

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

1) – А сейчас ещё одно задание. – Что такое клякса? Как мы порой её не любим! Но сегодня не тот день, сегодня мы постараемся обнаружить красоту в простой кляксе!

– Согните лист пополам (показ), намочите кисточку в воде, наберите воды побольше, затем наберите на кисточку краску и сделайте пятно или два пятна около сгиба, второй частью прикройте и разотрите. Откройте, внимательно рассмотрите. Что вы увидели? Можно немножко дорисовать.

(Показ: первый ряд, второй ряд и третий ряд.)

(Слайд 13)-Чью красоту обнаружить легче: павлина, который распустил хвост или красоту скворца? (павлина)

Но тренированный глаз, взгляд наблюдательного человека обнаружит, насколько замечателен скворец.

Человеку, который много замечает, намного интереснее жить: ему принадлежит весь мир, а не какие – то единичные, бросающие в глаза предметы этого мира.

2) – Баночка с голыми веточками. – Что это? – Для чего я их поставила в баночку? (дети должны попытаться увидеть букет: красоту в простом)

8. Рефлексия учебной деятельности.

(Слайд 14) Итог урока: сегодня на уроке: я узнал… , я познакомился… , я понял, что… , я научился…

– У вас на столах два красивых облачка синего и разового цвета: Если вам понравился урок, если вы поняли, как можно обнаружить красоту в простом, поднимите облачко синего цвета, а если вы в чём-то сомневаетесь – красного цвета.

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

ВложениеРазмер
конспект урока 93 КБ
презентация урока 2.48 МБ
самоанализ урока 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

по литературному чтению во 2 классе

Учитель начальных классов

Остренко Людмила Петровна

15 ноября 2012 г.

Ф. И. О. автора: Остренко Людмила Петровна

Полное название ОУ: муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 с. Тахта Ипатовского района Ставропольского края

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тип урока: урок-исследование

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины художников Хирасиге,

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению

I. Психологический настрой

-Придумано кем просто и мудро:

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

-Мы проснулись!Мы здоровы!

И к работе мы готовы!

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.

2.Зрительный диктант ( для развития оперативной -памяти)

Что объединяет эти пословицы? ( Они о Родине) – Чему они нас учат? (Любить Россию, её красоту, неповторимость. Быть дружными и готовыми защитить её.

3. Введение в тему - Сегодня мы с вами, ребята, повершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив слово из букв. (Япония)

Учитель: Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

И то, как их бережно все здесь хранят.

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

2.Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придёт удивляться,

Скорей собирайся, пора отправляться.

(Выступление экскурсоводов о Японии)

3. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон.

4. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца. В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах.

5. Японская хижина – простое здание, внутри нет мебели, на полу сидят, когда обедают. Там же спят.

6. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.

7. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов.

8. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек. Не вилками , а палочками.

9.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.

10.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами.

11. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

12. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу.

13. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования.

-Откройте содержание учебника. Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? ( В гостях у Барсука ) Что вы можете сказать об этом герое? (Барсук умеет видеть красоту, умеет любоваться ею) Вспомнить, что мы уже знаем о Японии нам поможет тест. Поработаем в парах.

Прочтите название темы сегодняшнего урока. ( Секреты коротких стихотворений ).

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения и в чем их удивительные секреты. А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.

6. Актуализация знаний

7. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге .

(Рассуждение Барсука читает учитель.)

Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью.

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение миром. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение.

Что слышит герой? (Дикая утка кричит)

Что ощущает ? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит? ( Видит, как по воде пошла рябь)

( Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих холодов.)

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

8. Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

Раз японцы любуются не только хризантемами и пионами, но и кленами, японской вишней – сакурой значит, у них должны быть об этом стихи! – догадалась Маша.

А вы как считает? О чем еще могут быть стихи?

С некоторыми из них вы сможете познакомиться в своей хрестоматии. А я хочу, чтобы нашли там одно из моих любимых стихотворений хокку о первом снеге. Скажите, кто его автор?

Полюбуйтесь этим удивительным явлением природы.

Я бы насыпал его на поднос,

Все бы глядел да глядел.

Прочитайте стихотворение. Вспомните свои чувства, когда вы видели первый снег. Какие строчки говорят о том, что поэт восхищен первым снегом? Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им? (Невозможно оторвать взгляд от этой красоты)

Зарядка для глаз .

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хижину к Барсуку. Давайте вместе с ним , как принято это в Японии, понаблюдаем за луной и послушаем японскую музыку .

Художник Дюрер жил в Германии.

Художник и поэт Хиросиге жил в Японии.

Поэт и писатель Козлов живет в России.

Задание повышенной сложности .

Это поэты из разных стран. Они создали свои произведения в разное время. Чем же похожи их произведения?

(Эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру, ценить все его творения. В этих произведениях открывается красота неяркая, неброская)

от этой красоты)

10. Сравнительный анализ отношения к природе японских авторов хокку Оницуры и Тиё

За ночь вьюнок обвился
Вкруг бадьи моего колодца…
У соседа воды возьму.
Тиё

Поэтесса – наблюдательный человек? ( Обратить внимание детей на то, что только наблюдательный человек не забросил автоматически ведро в колодец, а заметил неброскую красоту вьюнка ) Чуткий ли человек герой стихотворения? Докажите это. (Наш герой не стал обрывать цветок, а попросил воду у соседа. Это говорит о его чуткой душе. Ведь он пожалел красоту)

Некуда воду из ванны
Выплеснуть мне теперь…
Всюду поют цикады!
Оницура

Давайте представим себе где и когда происходит действие. На дворе утро, день или ночь? Почему вы решили, что ночь? (Цикады поют по ночам)

( Дети дома уже уточнили по словарю значение этого слова.)

Почему последнее предложение восклицательное?

Герой стихотворения жалуется? Огорчается? Восхищается?

(Дети делают выводы)

Сравни хокку.
Найди строчки, о той красоте, которую человек не хочет нарушить.

Дыхательная японская гимнастика

Полюбуемся сакурой и сделаем несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.

11. Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

- Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят)

Что бы проверить свои знания, ответьте на вопросы:

А теперь оцените свою исследовательскую работу на уроке.

Выберите символ с нужным обозначением и прикрепите его к нашей доске.

Последний символ на доску прикреплю я, оценив свою работу как учителя.

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.

Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - №8.- С.62-69.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

учителя начальных классов МКОУ СОШ №8

с. Тахта Ипатовского района Остренко Л.П.

Дата проведения урока : 15 ноября 2012г.

I Дидактическое обоснование.

Предмет: литературное чтение ; Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс: Учебник . 1 ч — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

  • Малаховская О.В. Литературное чтение. 2 класс: Хрестоматия / Под редакцией Чураковой Н.А. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. Чуракова, Н. А. Русский язык: учебник. - Ч. 2,. 2 класс. - М.: Академкнига, 2011.

Тип урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний

Тип (вид урока ): урок введения нового знания.

Форма урока: урок-исследование

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины художников Хирасиге,

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Методы обучения : проблемно-диалогическое и личностно ориентированная технология обучения, приемы создания проблемной ситуации, работа в парах, группах.

Формы организации познавательной деятельности учащихся :

- самостоятельная (тест, задания в группах)

мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

II. Полный анализ урока.

Тип урока : Изучение и первичное закрепление новых знаний

Тип (вид урока ): урок введения нового знания.

Форма урока: урок-исследование

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

На протяжении всего урока осуществлялась их взаимосвязь через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, в сочетании письменной работы с устной и т.д.

Организационная структура урока.

Урок введения нового знания, предлагаемый автором программы. Прослеживается чёткость, последовательность всех этапов урока, они выдержаны во времени (для проведения урока отводилось 40 мин.):

1. Психологическая минутка и настрой на работу- 1 мин

2. Разминка (чтение скороговорки, зрительный диктант)- 3мин

3. Введение в тему (зАО чнная экскурсия в Японию и мини тест) -4 мин

4.Работа над темой урока. – 20 мин

А.) Актуализация знаний

Б) Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

В). Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

5. Закрепление – 10 мин

Б) Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

5. Итог урока и рефлексия - 2 мин

Все этапы урока соответствовали характеру познавательной деятельности учащихся.

Материал для урока носил научный характер, использовала математическую терминологию и добивалась этого от детей весь урок. Неслучайно формой урока стал исследование. Учащиеся исследовали с помощью лупы картину японского художника Хиросиге, найдя на ней иероглифы(короткое японское стихотворение об утке), в течение всего урока читались и анализировались хокку и, работая в группах, учащиеся сами попытались продолжить хокку. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении. Предложенный материал урока тесно связан с жизнью. На каждом этапе урока отрабатывались ключевые понятия темы.

Методическое обеспечение урока.

Материал урока соответствовал уровню подготовленности учащихся класса, что обеспечивало обратную связь. Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Методика проведения различных частей урока.

Для актуализации знаний организовала тестовые задания, работу в парах, групповую работу с детьми, разделив их на три группы. Предложенное каждой группе задание, способствовало не только закреплению, но и развитию творческих способностей учащихся

Постепенно увеличивалась степень сложности задания и самостоятельности учащихся при их выполнении..

На уроке использовался мультимедийный проектор (для экономии времени на уроке, развития интереса к обучению, обобщения знаний).

Применение проблемно - диалогического обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения и дифференцированный подход.

Использовала различные виды контроля на уроке: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Порядок и дисциплина учащихся на уроке поддерживалась умелой организацией, интересным материалом, высокой степенью корректности учителя в отношении детей. Приветствовалась активность детей, поощрялась самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Перегрузки учащихся на уроке не было, так как:

- проведены две физминутка;

- смена видов деятельности.

Особый аспект на уроке имел здоровьесберегающий эффект: я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении, он не боялся высказываться. На уроке применены различные виды гимнастики для глаз по методике Базарного, японская дыхательная гимнастика.

План урока выполнен полностью; урок образовательной, воспитывающей и развивающей целей достиг, что подтверждают осознанные ответы учащихся на итоговые вопросы урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф. И. О. автора: Евстифеева Елена Васильевна

Полное название ОУ: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Челутаевская Основная Общеобразовательная школа № 2

Предмет, класс: литературное чтение, 2 класс

Тип урока: урок-исследование

Задачи урока: Дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины художников Хирасиге,

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

-формировать умение видеть красоту в простом

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных);

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении творческой работы.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

I. Психологический настрой

-Прозвенел звонок , урок нам пора начинать

Куда мы сегодня отправимся,

Хотите, ребята , узнать?

1.Мотивация к учебной деятельности

Введение в тему- Сегодня мы с вами, ребята, повершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Что бы догадайтесь какой, откройте содержание учебника и вспомните как называется глава , которую мы с Вами сейчас изучаем?

Дети: В гостях у Барсука.

Учитель: Что вы можете сказать об этом герое? (Барсук умеет видеть красоту, умеет любоваться ею) А где жили предки барсука , вспомните ?

Дети: В Японии, а значит и путешествие наше будет в Японию .

(Выступление экскурсоводов о Японии, несколько детей )

Ах, ребята, я давно мечтаю:

«Вот бы мне в Японию попасть!

Я б тогда красотами природы

На заре порой весенней встал бы,

Ветку сакуры к себе бы наклонил

Аромат вдохнул её пьянящий,

С лепестков росу её испил.

Побежал бы я к ручью послушать,

Как журчит серебряно вода,

И увидеть, как струит со склона

Ярко отражаясь в блеске дня.

В ясный день увидел бы я гору,

Фудзи-сан народ её зовёт.

Облаками скрыт вулкана конус,

Огненный дракон внутри живёт.

А зимой примкнул бы я к туристам

Первым до вершины бы дошёл.

Снежную поправил бы ей шапку

И на отдых в хижину зашел.

С высоты смотрел бы на озёра,

Что находятся в восточной стороне.

Грудью всей вдыхал бы чистый воздух

В этом дивном месте на земле.

Побывал бы я на карнавале,

Затерялся бы среди людей,

Наблюдал бы я из щелей маски,

Как несется разноцветный змей.

Ночью бы бродил вдоль океана,

Слышал бы, как плещется вода,

Как вздымает ветер волны рьяно,

А в волнах качается луна.

Я бы всем японцам и японкам

Заглянул в миндальные глаза

И сказал: «Я русский, но признаю:

На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон.

Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца.

.В Японии сть специальные дома, которые называются Чайными домами.

Чайный домик – маленький храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток.

В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, поддерживают беседу.

Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования.

Мы немного отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их лучики согрели.

Чудеса у нас на свете –

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли,

И нисколько не устали!

Ребята, откройте учебник на странице 115 и прочтите название темы сегодняшнего урока. (Секреты коротких стихотворений).

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения и в чем их удивительные секреты. А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.

5. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы рассматривали свиток художника Хиросиге Андо. Вспомните ребята Ваши переживания глядя на этот свиток и выводы , которые мы сделали .

( Маленькая красивая уточка беззащитна перед зимней стужей)

А теперь вспомните , что означают печати красного цвета в нижнем правом углу ?

Дети: Сова на свитке – это знак наступающих зимних холодов.

Разгадка секрета свитка – Счастливый тот, кто умеет подмечать красоту в самом простом.

6. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге.

(Рассуждение Барсука читает учитель.)

Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью.

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение красотой мира.

Хокку -- лирическое стихотворение, состоящее из трех строк. В нем отсутствует рифма.

Первая строка – предоставляет начальную информацию, позволяет представить, о чем пойдет речь дальше.

Вторая – раскрывает смысл первой, она самая длинная.

Третья же строка является неожиданным выводом всего произведения.

Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение.

Что слышит герой? (Дикая утка кричит)

Что ощущает? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит? ( Видит, как по воде пошла рябь)

(Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих холодов.)

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый.

Учитель: Вы согласны с этим высказыванием ?

Какой секрет хокку мы открыли ( В них поэты выражают свое восхищение красотой мира !)

А теперь прочитайте , пожалуйста , что написано на плакате Летучей Мыши.

Вспомните , какие произведения создали эти художники и поэты.

А. Дюрер показал , что прекрасной может быть даже трава

Художник и поэт Хиросиге создал образ красивой уточки и вместе с тем ощущение холода и одиночества.

Поэт и писатель Козлов поведал нам что красивыми могут быть обычные голые веточки.

Какой вывод мы сделаем ? Чем похожи данные произведения ? (Эти произведения учат нас присматриваться к окружающему миру , цениь его и самим открывать красоту природы)

8. Дыхательная японская гимнастика

Предлагаю Вам насладиться японской музыкой и выполнить несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.

А теперь нам предстоит разгадать еще один секрет японских Хокку.

9. Сравнительный анализ отношения к природе японских авторов хокку Иссе и Бусон.

Видели все на свете

Мои глаза – и вернулись

К вам, белые хризантемы

Почему же глаза его вернулись к хризантемам ?

Они действительно красивее всего на свете ? Или герой просто их любит?

( Т.к. хризантема –это символ Японии , она изображена на гербе Японии и лишь в этой стране такое почтительное отношение к этому цветку . Значит поэт очень любит свою страну и для него нет ничего дороже Японии)

Прочитаем еще одно хокку , написанное другим автором _ Бусон

Осыпался …. Но в сердце

Будет цвести всегда

Какой образ рисует нам поэт ? ( образ осыпающегося пиона)

Какое чувство переполняет душу поэта ? ( Чувство тоски , потому что красота увядает)

Но этот образ останется навсегда в сердце поэта , этот образ поразил поэта.

Чтение учебника : Я не пойму : эти стихи о красоте или о любви ? – спросила Мальвина .

Как вы ответите Мальвине ? ( эти стихи и о красоте и о любви )

Можно ли без любви обнаружить красоту ?

Это еще один секрет японских хокку – Без любви нельзя обнаружить красоту !

10. Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

а вот другой до чего похож

Утка прижалась к земле.

Платьем из перьев прикрыла

Легкий ветерок
Скачет на одной ножке

- Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты предают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят)

Что бы проверить свои знания, ответьте на вопросы:

А теперь оцените свою исследовательскую работу на уроке.

Подойдите к доске и дополните букет , но каждый своим цветком в зависимости от того , как вы оценили свою работу на уроке.

Красная хризантема –Работал отлично.

Желтая -Неплохо, но мог бы лучше.

Белая- Пока гордиться нечем.

13.Домашнее задание . На выбор.

Объяснение сути домашнего задания

1.Идя домой , внимательнее присмотритесь к природе , кот. Вас окружает . Возможно вы увидите что то с новой точки зрения .
2. Попробуйте сочинить собственное хокку.

t1591524687aa.jpg

дать представление о жанре хокку; формировать навыки анализа лирического произведения, развивать мышление, воображение учащихся; творческие способности, устную речь; воспитывать интерес к слову, эстетический вкус.

Планируемые результаты:

- знать жанр японской поэзии (хокку);

- знать особенности построения японских стихов (хокку);

- картины художников Хирасиге,

- знать названия и авторов изучаемых произведений раздела

-воспринимать на слух японские стихи (хокку), понимать их;

-осмысленно, правильно плавно читать вслух, с соблюдением правильной интонации, темпа речи, пауз;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- самому задавать вопрос по содержанию прочитанного;

- читать наизусть японские стихи (хокку);

- сочинять японские стихи (хокку);

-находить в тексте слова и выражения, характеризующие события действующих лиц, картины природы;

- уметь соотносить анализ картины с содержанием текста;

- соотносить автора, название и героев прочитанных произведений (Хокку,).

- проявлять учебно-познавательный интерес при изучении японских стихов (хокку

- проявление чувства прекрасного и эстетических чувств при изучении японских стихов (хокку);

- высказывать своё отношение к прочитанному (что почувствовал, о чём захотел подумать), своего понимания авторского замысла.

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности при определении жанров японской литературы.

- Составлять план решения учебной задачи совместно с учителем при изучении определений жанров японской литературы (, хокку).

Познавательные:

Обшеучебные

- ориентироваться в учебнике ( в оглавлении, в условных обозначении), в словаре;

- искать и выделять необходимую информацию при ответе на вопросы по содержанию

-Анализировать текст стихотворений с целью выделения признаков (существенных и несущественных) ;

Коммуникативные:

- Планировать свою деятельность совместно с учителем и одноклассниками при анализе коротких стихотворений. Выполнении теста и творческой работы.

Оборудование (средства) урока: мультимедийный комплекс, учебники литературного чтения, учебник русского языка (часть 2),

хрестоматия по литературному чтению

I. Психологический настрой

-Придумано кем-то просто и мудро:

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро приветливым лицам!

-Мы проснулись! Мы здоровы!

И к работе мы готовы!

II. Разминка

Работа над артикуляцией –чтение скороговорки

Глядят подсолнухи на солнышко,

А солнышко на подсолнушки.

2.Зрительный диктант (для развития оперативной -памяти)

Что объединяет эти пословицы? ( Они о Родине) – Чему они нас учат? (Любить Россию, её красоту, неповторимость. Быть дружными и готовыми защитить её.

3. Введение в тему - Сегодня мы с вами, ребята, совершим путешествие в мир поэзии одной из удивительных стран. Догадайтесь какой, составив слово из букв. (Япония)Звучит музыка.

Учитель: Дружок, нас с тобой путешествие ждёт

В страну, где румяное солнце встаёт.

Увидим на улице, а не в кино,

Людей, что спешат по делам в кимоно.

Традиции древние нас поразят,

И то, как их бережно все здесь хранят. Ученик

Цветущая вишня, бамбук и сосна

В стране этой чтятся во все времена.

2.Здесь воин отважный составить готов,

Как девочки наши, букет из цветов.

Нам часто придёт удивляться, Ученик

Скорей собирайся, пора отправляться.

(Выступление экскурсоводов о Японии)

3. На востоке Азии в Тихом океане лежит небольшая островная страна. Издавна её называют Страной восходящего солнца, а на языке её жителей звучит Ниппон. Ученик

4. Солнце изображено на флаге Японии, и герб страны – золотая хризантема – тоже символ солнца. В сегодняшней Японии живёт около 130 миллионов человек. Большая часть населения проживает в городах. Ученик

5. Японская хижина – простое здание, внутри нет мебели, на полу сидят, когда обедают. Там же спят. Ученик

6. Жители страны очень любят красоту природы и стараются сохранить её.

7. Старое соседствует с новым. В школах изучают иностранные языки. По окончании школы ученик должен уметь писать более 2000 иероглифов. Ученик

8. Едят здесь не из тарелок, а из чашечек и блюдечек. Не вилками , а палочками.

9.Большинство жителей носит европейскую одежду, но во время праздников надевают свободные накидки – кимоно.

10.Есть специальные дома, которые называются Чайными домами. Ученик

11. Чайный домик – маленький индивидуальный храм, место, где можно сосредоточиться, побыть одному или с друзьями. Хозяин и гости сидят на циновке из соломы – татами. Очаг установлен в центре. Украшением служит ваза или свиток. Ученик

12. В чайном домике проводится чайная церемония, когда готовится зелёный чай, гости читают стихи, любуются природой, поддерживают беседу. Ученик

13. Уже в школе дети учатся любоваться увиденным, есть специальные уроки – уроки любования. На этих же уроках пишут стихи любования. Ученик

Прочтите название темы сегодняшнего урока. (Секреты коротких стихотворений).

Попытайтесь самостоятельно определить цели и задачи нашего урока. (Ответы учащихся)

Да, ребята, вы правы. Сегодня на уроке литературного чтения мы узнаем, как называются короткие японские стихотворения и в чем их удивительные секреты.

Будем учиться сочинять их.

А для того, чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит превратиться в исследователей и самостоятельно сделать несколько интересных открытий.

6. Актуализация знаний

- На прошлом уроке мы с Машей и Мишей отправились в гости к барсуку. Почему после чтения стихов Барсук бил себя лапами по животу? Умеет ли

Барсук передавать свое чувство окружающим?

Как можно назвать подобное чувство? (удивление, восхищение, восторг)

Почему люди простили барсука? (они поняли, что он очень любит природу и любит стихи)

Что вы можете сказать о барсуке? (он чуткий, внимательный, ценит красоту, ее неповторимость)

Наш барсук получил в подарок свиток с изображением дикой утки. Его-автор –художник Хиросиге. Возьмите лупу и внимательно рассмотрите сначала головку, грудь, а потом хвост уточки.

Какие перья на хвосте? (на хвосте золотистые, разноцветные, пушистые перья)

Какие перья на груди уточки? (белые, пушистые)

Какого цвета головка у уточки?(черного)

Какие глаза у уточки? (голубые, грустные)

Почему у нее грустные глаза? (настала зима, ей холодно, нет корма, она наверное застряла в тростнике)

Куда смотрит уточка? (вниз, наверное на рыбок)

Что еще вы видите на картине?(на веточках снег, озеро частично замерзло)

Миша говорит, что уточка –красавица. А ты того же мнения?(ответы детей)

Миша говорит, что уточке летом было лучше, чем зимой. Ты того же мнения? Рассмотрите печать. Кого вы видите? Сова-знак наступающих холодов.

А еще кого вы видите? Прочитайте, что означают эти фигурки? (вывешивание табличек)

Как вы думаете, что это могло значить? (вывод, тот счастливый, кто видит красоту в простом)

А вот что обозначают фигуры оленя и лошадки прочитайте. (с.110 учебника)

Назовите основную идею этой картины . ( уметь видеть красоту в самом простом)

А еще что вы увидели? Иероглифы.

Это стихотворение, которое сочинил сам Хиросиге.

6. Знакомство с жанром хокку. Анализ стихотворения Хиросиге .

(Рассуждение Барсука читает учитель.)

Здесь записано целое стихотворение из трех строчек. Его написал сам художник Хиросиге.

Дикая утка кричит.

От дыхания ветра

Гладь воды становится рябью.

Что слышит герой? (Дикая утка кричит)

Что ощущает? (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)

Что видит? ( Видит, как по воде пошла рябь мелкое волнение на поверхности воды)

(Поэту удалось создать образ, позволяющий нам услышать, ощутить и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих холодов.)

Такие стихи из трех строчек называются по-японски хокку, или хайку. В них поэты выражают свое восхищение миром. Рифмы в них нет. Главный принцип хокку - сказать много небольшим количеством слов. В хокку изображались картины природы. В последней строчке делается вывод. Хокку - волшебная картинка. На японском языке всегда 5 слогов - 1 строчка, 7слогов - вторая строчка, 5 слогов-третья строчка. Посмотрите на слайд. Еще раз перечитайте стихотворение. А теперь прочитайте по-японски .

-Все вместе – красота в простом! Если человек её видит и ценит, он – счастливый. (чтение с.116 вывода барсука)

1.Чтение хокку Иссё детьми.

Что означает строчка, видели все глаза мои?

Почему глаза поэта вернулись к хризантемам?

Потому что они красивее всего на свете? Или потому , что он их любит?

Хризантема-символ Японии, поэт возвращается на родину и для него прекрасней ее нет. Он восхищается только своей родиной.

2.Чтение стихотворения Бусона.

Почему пион останется навсегда в сердце поэта?

(он красивый ,красота задела сердце и душу, потому что он очень любил цветок, он вдохновлял этого поэта.)

Можно ли без любви обнаружить красивое?(нет , только если мы будем сердцем чувствовать природу, мы сможем увидеть ее красоту)

Дети рассматривают иллюстрацию на стр.118 чем любуются японцы.

3.Чтение стихотворения Тиё.

За ночь вьюнок обвился

Вкруг бадьи моего колодца

У соседа воды возьму.

Что такое бадья?

Когда герой вышел, чтобы набрать воды?

Где решил набрать воды? Почему? (потому что он чуткий человек, ему стало жалко вьюнок, он наблюдательный, заметил неброскую красоту вьюнка)

4.Чтение стихотворения Оницура.

Некуда воду из ванны

Выплеснуть мне теперь…

Всюду поют цикады!

Кто такие цикады?

На дворе утро или вечер? ночь?

Почему некуда воду выплеснуть?

Чего он хочет избежать?

5.Сравните оба хокку.

Оба стихотворения о красоте, которую нельзя нарушать.

8. Секреты японских хокку – работа по хрестоматии

Раз японцы любуются не только хризантемами и пионами, но и кленами, японской вишней – сакурой значит, у них должны быть об этом стихи! – догадалась Маша.

А вы как считаете? О чем еще могут быть стихи?

С некоторыми из них вы сможете познакомиться в своей хрестоматии. А я хочу, чтобы нашли там одно из моих любимых стихотворений хокку о первом снеге. Скажите, кто его автор?

Полюбуйтесь этим удивительным явлением природы.(с. 66 хрестоматия)

1.Падает первый снег.

Я бы насыпал его на поднос,

Все бы глядел да глядел

Прочитайте стихотворение.

Вспомните свои чувства, когда вы видели первый снег.

Какие строчки говорят о том, что поэт восхищен первым снегом? (Все бы глядел и глядел)

Почему он хочет положить снег на поднос и любоваться им? (Невозможно оторвать взгляд от этой красоты).

Что удивляет поэта? (разнообразие форм снежинок, снежинки тают на ладони,

пронзительно белый цвет снега, который ложится на темную землю).

Чтение текста в рамочке.

2.Чтение хокку Басё.

Поэт любуется луной в одиночестве?

Что означает вторая строчка хокку?

Представьте ,как люди любуются луной, как они стоят.

Что значит заглядеться?(не может оторвать взгляд)

Как ты думаешь, что будут делать люди, когда луна снова покажется из-за тучки?

3.Чтение хокку Сико.

О листьях какого дерева говорит поэт?

На что они похожи осенью?

Почему у поэта родилось такое необычное сравнение?

Почему они обжигают хвост птиц?(птицы вынуждены улететь)

Символом Японии является ветка Сакуры. Когда она зацветает, все от мала до велика целыми семьями собираются в парках, чтобы полюбоваться бело-розовыми нежными цветами.

4.Чтение стиха Басё.

Из какой строчки видно, что герой отправился любоваться цветущими вишнями?

Что его остановило?(скромные ивы)

Способен ли такой человек обнаружить красоту в простом?

Почему вы так считаете?

( Он ценит скромные ивы , их тонкие веточки, гибкие, склоняются над водой,цветет ива мелкими желтыми цветочками)

5.Или стих Иссы.

В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И на полях трава.

(Красота родины во всем :в камне, траве, листке. На родине все дорого.

Поэт Исса оставил после себя 20000 хокку.

Зарядка для глаз . (ютуб)

А сейчас, ребята, я приглашаю вас в хижину к Барсуку. Давайте вместе с ним , как принято это в Японии, понаблюдаем за луной и послушаем японскую музыку.

8. Самостоятельная работа в группах.(каждой группе выдаются листки с хокку Кобаяси Иссы)

По дороге не ссорьтесь

Помогайте друг другу ,как братья,

(дружить, не ссориться, помогать друг другу.)

Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету.

(любование красотой природы делает людей ближе, вражда забывается)

Пусть лишь капелька росы

Наша жизнь-и все же.

(надо ценить жизнь, хоть она и коротка)

Стоял зимний снег.
Озарились радостью
Даже лица звезд.

(звезды живые,снег настолько был красивый,что звезды даже обрадовались)

Дыхательная японская гимнастика. Музыка.

Полюбуемся сакурой и сделаем несколько упражнений из японской дыхательной гимнастики.

11. Творческая работа в группах: закончить хокку Бассё.

Сейчас попробуем сами стать авторами. Сочините своё хокку по первой строке.(зрители сочиняют хокку по опорным словам) .

2.Ей только девять дней.

3.По горной тропинке иду.

А зрители тоже будут сочинять. Гостям раздаются листочки.

Зима: снег-падающий, лежащий на земле, укрывший ветки деревьев; зеленые ростки или сухая трава, присыпанные снегом, озябшие птицы, утки в пруду,

Ковры из пушистого снега, сверкает и переливается, березки в серебре, пушистым ковром устилает землю, морозный воздух, алмазы и жемчуга развесила.

Весна: цветущие деревья: вишня –сакура и сливы, ивы, птицы-соловей, жаворонок, ласточка, цапля, весенний дождик, первые одуванчики, звонкий щебет птиц за окном, солнечные лучи, трава и листья нежно-зеленого цвета, клейкие почки, чувство радости и перемен, пробуждается природа, запах весны.

Лето: цветы-разные, но чаще всего пионы, насекомые-бабочки, стрекозы, светлячки, муравьи, пчелы, шмели, широкий зеленый луг, задира-ветер, шуршат камыши, огненный шар медленно выплывает, рождается новый день, жаркое солнышко, оранжевые лучи.

Осень: красные листья кленов, листопад, осыпающиеся семена растений, одинокий ворон, перелетные птицы, белые хризантемы, полная луна, прохладное дуновение осени, листва золотистая, стекают капли дождя, пожелтели листочки, яркая зелень, золотые монетки, березовая роща.

Работы зачитываются. Хотите ли вы узнать, какие хокку написал японский поэт Басё.

Проникают в сердце скал

Ей только девять дней

Но знают и поля и горы:

Весна опять пришла.

По горной тропинке иду.

Вдруг стало мне отчего-то легко.

Фиалки в густой траве.

-Созвучна ли мысль писателя с идеями прочитанных нами произведений?

Вдумайтесь в эти слова

Всматривайтесь в привычное-

И вы увидите неожиданное.

Всматривайтесь в некрасивое-

И вы увидите красивое.

Всматривайтесь в простое-

И вы увидите сложное.

Всматривайтесь в частицы-

И вы увидите целое.

Всматривайтесь в малое-

И вы увидите великое.

Всматривайтесь, вслушивайтесь, вникайте, не проходите мимо.

12. Итог урока.

- Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии.

Какие секреты хокку нам удалось раскрыть? (В 3 строчках поэты передают свое восхищение природой, бережное любование ею. Они могут видеть красоту в простом, потому что любят).

V. Рефлексия.

А теперь оцените свою исследовательскую работу на уроке. Давайте составим свою икебану. Если вам было интересно и вы все поняли прикрепите красный цветок, если были сложности голубой .

Выберите нужный цветок и прикрепите его к нашей доске.

По-японски: до свидания (саё:нара)

Использованные ресурсы

Кирквуд К. Ренессанс в Японии. Культурный обзор семнадцатого столетия – М.: Наука, 1988. – 303 с.

Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61.Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. - №8.- С.62-69.

Читайте также: