Конспект занятия народные умельцы

Обновлено: 05.07.2024

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной к школе группе. Итоговое интегрированное мероприятие.

Оценить 488 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Конспект ООД по духовно-нравственному воспитанию

Воспитатель: Дюбанова С.В.

Цель: приобщать детей к народному декоративно-прикладному творчеству.

Программное содержание:

Закрепить знания детей об особенностях гжельской, хохломской, городецкой росписи (знание истории возникновения промысла, технологии изготовления предметов, их бытового назначения, особенностей использования мастерами цветовых сочетаний, элементов росписи, расположения их на форме).

Отрабатывать умение композиционно заполнять форму выбранного для украшения предмета.

Развивать творчество в умении самостоятельно выбирать элементы росписи, придумывать свой вариант украшения предмета.

Воспитывать эстетический вкус, уважение к труду народных умельцев, интерес к народной культуре.

Интегрированные образовательные области:

Оборудование:

Предметы декоративно-прикладного творчества: гжельская посуда, хохломская посуда, городецкие доски (по 2-3 предмета каждого вида росписи),синяя ленточка.

Гуашевые краски, кисточки, салфетки из ткани, вода в стаканчиках, клеенки.

Заготовки из соленого теста (силуэты матрешек.)

Музыкальные записи (народные мелодии).

Глобус и карта России.

Предварительная работа:

Знакомство с народными промыслами (беседы, рассматривание предметов народного творчества

Рисование элементов росписи , роспись отдельных предметов

Серия занятий по каждому виду росписи (познавательное развитие, лепка, аппликация)

Чтение стихотворений о народных промыслах, разучивание и слушание песен.

Ход занятия:

На стене висит карта России, на столе глобус. Приготовленные материалы для работы. Выставка изделий народных промыслов.

Художественное слово.

Воспитатель: Шар земной передо мной

Не такой он уж большой.

Я его верчу рукой.

Сразу край нашла лесной.

Рядом с ниточкой рекой.

Точка город мой родной.

-Вы все конечно узнали что это передо мной? Что изображает глобус? Какая удивительная планета Земля! На ней плещутся моря и океаны, текут реки, расстилаются равнины, шумят зеленые леса, возвышаются горы. И на ней находится наша родная страна, вы все конечно уже знаете, как она называется?

- На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Мы не найдем на карте той.

Но мы всегда на ней найдем

Свою страну – наш общий дом.

Воспитатель: Ребята, а чем богата наша страна? (Ответы детей)

- Велика Россия наша,

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

- Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

Богата Россия чудесными мастерами, народными умельцами, которые украшают жизнь людей, делают ее ярче, наряднее, добрее и доставляют людям радость.

Воспитатель: Давайте мы сегодня заглянем к народным мастерам. А вот и красота, которую, они создают. Приглашаю вас сегодня на выставку народных умельцев.

Выставка декоративно- прикладного народного творчества.

Дети подходят к выставке.

- Подходите да посмотрите, какие здесь у меня игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера-умельцы из Дымково, Хохломы, Гжели.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди — мастера!

А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь. Отгадайте-ка загадку:

Игрушки эти не простые, а волшебно-расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски

Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор. (Дымково)

Мнемо-схемы.

Где появились такие предметы, откуда их название?

Как мастера изготавливали эти предметы?

Какими элементами расписывались предметы?

Какие цвета мастера использовали мастера для росписи?

Воспитатель: - А этих мастеров сможете отгадать?

Загадки.

Выросла золотая травка на ложке.

Ягода клюква поспела на поварешке.

Мелкая ягодка малинка закраснела (поспела) на плошке.

Клюет эту ягоду хохлатая птица – золотое перо.

Вы уж подумали, что сказка началась? А это не сказка, а это быль! Ну-ка скажите, в каких краях появляются такие предметы? …. (ответы детей). Расскажите, что вы знаете о хохломской росписи? (Дети, пользуясь моделью-планом, аналогично рассказывают о росписи, предварительно выбрав на столике предметы с хохломской росписью)….

Воспитатель: - Предметы каких мастеров вы еще здесь видите? (гжельских, городецких).

Дети читают стихи о Гжели.

Ритмическая музыкальная минутка.

Дети находят на столе синюю ленточку, берутся за нее цепочкой и встают в хоровод. Весенний хоровод.

Воспитатель:- Эта ленточка волшебная. Матушка Гжель по полю гуляла, синюю ленточку потеряла, кто ее найдет, тот талант обретет.

- Мы сейчас представим, что наша группа превратилась в мастерскую, а все вы – в настоящих мастеров. Наши матрешки из теста уже ждут волшебные кисточки и ваши умелые руки. А поможет вам наша волшебная ленточка.

Продуктивная деятельность – роспись изделий из соленого теста.

… …(Дети рисуют, звучит народная музыка).

После окончания работы дети встают в круг со своими работами.

Воспитатель: Ах, какие у нас замечательные мастера!

Народное художественное слово.

Да, дело мастера боится! Какие вы знаете пословицы о мастерах?

Доброе дело само себя хвалит!

Воля и труд дивные всходы дают.

Где хотенье, там и уменье.

Кончил дело – гуляй смело.

Умелые руки не знают скуки.

Исполнение песни.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Конспект помогает формировать первоначальные представления о различных ремёслах, промыслах. Знакомит детей с основными видами росписи, такими как: гжель, хохлома, городец, филимоновская, дымковская). Развивает эстетические чувства, интерес к народному искусству.

ВложениеРазмер
konspekt_neposredstvenno.docx 30.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста на тему:

ГБДОУ д/с №24 Санкт-Петербурга

Цель: Развитие и совершенствование речи детей.

- Формировать первоначальные представления о различных ремёслах в традиционной русской культуре (гончарном, резном, расписном деле).

- Способствовать проявлению интереса к ремеслу и рукоделию русского народа.

- Познакомить детей с видами народного прикладного искусства (гжель, городец, хохлома, филимоновская, дымковская игрушка), с их характерными особенностями.
- Высказывать суждения, собственное понимание художественного образа.
Развивающие задачи:

- Развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к народному искусству.

- Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.

Предварительная работа: Беседы с детьми о народном прикладном искусстве; рассматривание альбомов, фотографий, рисунков, изделий народных промыслов, заучивание стихотворений о народных промыслах, разучивание пословиц и поговорок, изобразительная деятельность по данной тематике.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Дети образуют круг.

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили

Будем дружно мы играть

Чтобы добрым, умным стать!

(поднимают руки вверх)

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

- Давайте поздороваемся друг с другом, ведь когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья.

-Как ваше настроение? Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение было у вас всегда. А для этого, мы должны чаще улыбаться и радоваться друг другу и быть дружными.

Было у бабушки десять внучат:

Две Акулинки в люльке качаются,

Три Аринки на палатях улыбаются,

Три Ивана на лавке сидят,

Два Степана учиться хотят.

- Ребята, а вы хотите узнать что-то новое?

Слава нашей стороне, слава нашей старине

И про эту старину, я рассказывать начну

Чтобы дети знать могли, о делах родной земли.

- Ребята, как называется та страна, в которой мы с вами живём?

- А какая наша страна по размерам? (показываю на карте)

-Скажите, кого можно назвать мастером, умельцем?

- Откуда же берутся такие мастера?

Послушайте такую сказку: Жила-была в одной станице девушка. Была очень трудолюбивой и умелой — и пряла, и вышивала, а посуду расписывала - залюбуешься! Прозвали её за это Марья-искусница. Прознал о ней Кощей Бессмертный и задумал украсть мастерицу. Да не успел… Марья-искусница превратилась в жар-птицу, и, улетая, стала ронять на землю свои красивые перышки. И вот куда упало перо, там и появились на земле русской мастера и умельцы.

Вот такая сказка. Понравилась?

Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идёт!

- Ребята, я приглашаю вас в музей народных умельцев.

(Звучит русская народная музыка)

- Посмотрите на эти изделия и картинки, можно подойти и посмотреть поближе. Мы с вами попали в музей.

- Что мы здесь видим?

- Ребята, а здесь какое-то письмо для нас.

- Хотите узнать, что там?

(Воспитатель достаёт письмо из конверта и читает детям)

Богата русская земля,

Можем сказать мы смело.

Порадовать и удивить тебя,

Найдётся всякий люд умелый.

Один седой старик,

Плёл чудные корзины.

А здесь гончар старается, мудрит,

Кувшины, крынки всё из глины.

Вот рядом куклы, кружева,

Из дерева поделки, из холста.

Чего здесь только нет,

От камня до соломы.

Дивится ходит человек,

- Давайте, поближе познакомимся с предметами музея, в котором собраны изделия народных умельцев.

- Раньше русские люди всё делали своими руками. Для этого использовался любой природный материал, который был под руками и доступен для обработки: дерево, глина, кожа, камень.

(воспитатель показывает картинку с изображение кузовка и туеска)

-Из чего сделали кузовок и туесок?

- А как ими пользовались?

(Картинка с корзинкой)

- Как называется этот предмет?

- Из чего её плели?

- А как вы думаете, это сложно сделать или легко?

(Воспитатель демонстрирует посуду из дерева и глины)

- Ребята, из чего на Руси делали посуду?

- Не просто народные умельцы вырезали посуду, а украшали её.

- Расписывали умельцы разными узорами.

Например: хохломская роспись

(картинка с изображением хохломской росписи).

- Хохлома. Давайте, скажем все хором…

-Хохломскую роспись называют золотой, потому что в ней много жёлтого цвета.

-Что расписывают этой росписью, кроме посуды?

-Из чего сделаны изделия?

- Какие цвета использовали умельцы для этой росписи?

Элементы росписи берутся из природы – это ягодки, листочки, завиточки. Всё это называется растительный орнамент.

(Иллюстрация с гжельской росписью)

- Как называется эта роспись? Давайте, скажем хором…

- Правильно - это Гжель.

Нежно-голубая чудо - сказочная гжель, так называли на Руси удивительно красивую керамику из белоснежной глины. Гжель-это посёлок в глубинке России, где мастера лепили посуду, сувениры, игрушки. Затем вручную расписывали.

- Какой цвет здесь использовали?

Узоры неповторимы, они состоят из различных цветов, капелек, сеточек бордюров.

Наши синие цветы раскрывают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
А на вечер все цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, глазки закрывают.

- Следующий народный промысел-Филимоновская игрушка. Давайте скажем хором…

-Это жемчужина народного искусства.

Глиняные игрушки делали в деревне Филимоново, отсюда и название.

-Какие игрушки создавали эти мастера?

-Какие цвета использовали в филимоновской росписи?

- Какой основной узор?

-Это Дымка. Давайте, скажем хором.

- Из чего сделаны эти игрушки?

Правильно, гончары делали эти игрушки из глины, затем обжигали их в печи, покрывали белой краской и расписывали орнаментом.

-Какие элементы использовал мастер в дымковской росписи?

- Какие используют цвета?

Умельцы, которые создавали Дымковскую игрушку, использовали до 10 цветов.

– Ребята, а как вы думаете, трудно ли сделать такую интересную игрушку?

-Конечно, для этого нужно хорошо уметь и лепить, и рисовать-быть мастером своего дела.

- Городецкая игрушка, с городецкой росписью. Давайте, скажем хором…

Эти игрушки передавали сцены народного быта. Местечко Городец отличалось тем, что здешние умельцы расписывали сани, телеги, входные двери, детскую мебель, разделочные доски для кухни, шкатулки, игрушки в виде птиц, коней.

- Элементы росписи – это цветы розаны и купавки.

-Какие цвета использовал мастер для Городецкой росписи?

Конь меня в дорогу ждёт.
Бьёт копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой.
Быстро на коня вскачу,
Не поеду, поскачу.
Там за дальнею рекой,
Помашу тебе рукой.

1.Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты.

Блестят они, как золотые,

А может, солнцем залитые.

2.Веселая белая глина,

Кружочки, полоски на ней.

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары, и рыбы.

А ну назови-ка меня!

3. Снежно-белая посуда,

Расскажи-ка: ты откуда?

Видно, с Севера пришла

И цветами расцвела:

4. Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

5. Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

-Что делал гончар?

Знакомство с народными промыслами Ленинградской области.

- Ребята, скажите мне, как называется наш город?

-Как вы думаете – есть ли у нас народные промыслы, мастера и умельцы?

-Конечно, и на нашу землю упало перо жар-птицы. К основным видам народного творчества Ленинградской области относятся: ткачество, вышивка, кружевоплетение, гончарное дело, резьба и роспись по дереву.

- Вот и закончилось наше знакомство с промыслами народных умельцев.

- Что вам больше понравилась, запомнилась?

- Ребята, вы молодцы. Мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

- А вы хотите показать своё мастерство?

- Приглашаю вас в нашу мастерскую и предлагаю вам самим побыть умельцами и расписать заготовки молочника гжельской росписью.

(Дети вместе с воспитателем проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование представлений о многообразии народных промыслов России.

- ознакомить с историей происхождения и особенностями некоторых народных промыслов (Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка, Городецкая роспись, Жостовская роспись, Мезенская роспись, Палехская роспись);

- развивать образное мышление;

- воспитывать эстетический вкус.

Форма проведения: беседа с практической частью.

Ход занятия.

I . Организационный момент.

Богата и привольна Родина моя
И промыслом народным славится она.
Есть Тула, Гжель и Суздаль
И Павловский Посад,
Загорская матрешка,
И хохломской наряд.
По всей России-матушке,
Куда не бросишь взгляд,
Народные умельцы
С любовью мастерят.

- Ребята, посмотрите на предметы, которые я для вас приготовила (стол в хохломской росписи, деревянные ложки и т.д.)

- Россия испокон веков славится своими мастерами, людьми, способными своими руками создавать и творить настоящую красоту. Через искусство народных промыслов отслеживается связь прошлого с настоящим.

Народные промыслы России представлены многообразием направлений: производством фарфора, декоративной росписью, изготовлением глиняной игрушки, вязанием пуховых платков. В российских произведениях художественных промыслов живет душа народа.

Во многих семьях можно найти посуду, мебель, платки, матрешек, изготовленные народными художниками. Изделия русских народных промыслов можно увидеть и в крупнейших музеях мира. Искусные мастера – кузнецы, гончары, художники, ткачи, резчики - на весь мир прославили своим трудом маленькие города и села, где зародились их уникальные промыслы. Работы российских мастеров давно приобрели мировую славу. Гости, приезжающие в нашу страну, обязательно увозят с собой на память изделия народных мастеров.

- Сегодня наше занятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

- На доске вы видите картинки с изображением народных промыслов. Многие из них вам знакомы, возможно, вы даже знаете, как называются некоторые из них. Обратите внимание, чем они отличаются (материал, цвет, орнамент).

- Давайте попробуем разобраться.

II . Основная часть.

1) Дымковская игрушка

Весёлая белая глина,

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней.

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собаки, гусары и рыбки.

А ну, отгадайте, кто я?

- Правильно, это дымковская роспись.

Воспитатель: Дымковская глиняная игрушк а – один из самый ярких и самобытных народных промыслов Вятского края. На протяжении четырех веков дымковская игрушка отражала быт и жизненный уклад многих поколений мастеров.

За четыреста с лишним лет существования и развития дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие очень пластичной красной гончарной глине, несложные (геометрического рисунка) орнаменты росписи, в которых преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке вообще чужды полутона и незаметные переходы. Вся она – бьющая через край полнота ощущения радости жизни.

2) Городецкая роспись

- А сейчас послушайте загадку и скажите, о каком виде росписи здесь говорится:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки…

Там лихо скачут всадники,

Жар – птицы в высь летят

И точки черно-белые

На солнышке блестят. (Городецкая роспись)

Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.

3) Гжельская роспись

Воспитатель: Гжель – народный промысел в виде изделий из фарфора с росписью. Отличительной чертой таких изделий является рисунок кобальтом на белоснежном фоне. Свое название этот промысел получил от названия села Гжель в Московской области, где он собственно и возник.

Воспитатель: А теперь послушайте еще одну загадку:

Ах, какая красота!

Весь народ свела с ума!

Яркая, лучистая, узоры золотистые!

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка, не спеши

Там травка вьется и цветы

Растут нездешней красоты

Блестят они как золотые,

А может солнцем залитые.

- О какой росписи загадка?

- Какие элементы узора используют мастера хохломской росписи?

/ травинки, кудрина, ягода, усики, завитки, листочки, цветы, клубничка, кустики/.

Воспитатель: Ещё говорят, что хохломская роспись напоминает золотую осень. А кто нам подскажет почему?

- Правильно, золотая осень – бесспорно хохлома. Золото, листы, травинки, ягоды – напоминают нам осень.

ЛЕГЕНДА ПОЯВЛЕНИЯ ХОХЛОМСКОЙ РОСПИСИ

Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.

5 )Жостовская роспись

- Есть в Подмосковье деревня Жостово, жители которой уже более полутора веков владеют мастерством украшения всего одной вещи - подноса. Под кистью народных живописцев этот предмет обрёл качества художественного произведения. Собранные в букеты или вольно раскинувшиеся на блестящем черном фоне садовые и полевые цветы украшают поднос и несут людям чувство радости души, поэзию вечного цветения природы. Ведь вряд ли найдется человек, не любящий природу, равнодушный к цветам, их красоте, аромату, заключенной в них великой силе жизни. Эта тема близка каждому, поэтому так много почитателей жостовского таланта не только в нашей стране, но и за рубежом.

6) Палехская роспись является одним из самых узнаваемых художественных промыслов русского народа. Свои истоки палехская роспись берет из послереволюционной центральной России. Нынешняя Ивановская область тогда была Владимирской губернией, а промысел взял название от поселка Палех, что был в Вязниковском уезде. Ранее в дореволюционный период мастера Палеха больше славились своим мастерством писать иконы и расписывать церкви, поэтому можно считать, что палехская роспись берет свое начало в иконописи.

Самым важным отличием палехской росписи, от иных исконно русских живописных промыслов, является прорисовка миниатюрных композиций - изображений, которые рассказывают определенный сюжет. В отличие от орнаментной росписи и персонажного изображения, палехская роспись требует прорисовки мельчайших деталей рисунка, для передачи тонкостей и характера всех персонажей или явлений. Выбираются в качестве основы: сюжеты былин, басен и сказаний; бытовые сценки.

Основным цветом для фона выбирают черный, а основными цветами для росписи считаются золотые тона и их вариации.

7) Мезенская роспись - одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ею народные художники украшали большинство предметов быта, которые сопровождали человека от рождения и до глубокой старости, принося в жизнь радость и красоту. Она занимала большое место в оформлении фасадов и интерьеров изб. Как и большинство других народных промыслов, свое название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Река Мезень находится в Архангельской области, между двумя самыми крупными реками Северной Европы, Северной Двиной и Печорой, на границе тайги и тундры.

Прежде всего мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на свою кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица - находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян.

– А теперь давайте ещё раз посмотрим на картинки, представленные на доске. Какие народные промыслы на них представлены? (Дети называют народный промысел и вывешивают карточки с названием). Что характерно для каждого вида росписи? (Зачитывается стихотворение про каждый вид росписи).

1. Есть на Вятке слобода

Зовется Дымково она.

Там на ярмарке весной

Ждут игрушки нас с тобой.

Барыни и мужики,

Ярко все наряжены,

Любит их и стар и млад.

2. Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

3 . Поверить трудно: неужели

Всего два цвета? Чудеса.

Вот так художники из Гжели

На снег наносят небеса!

4. Хохлома , Хохлома!
Весь народ свела с ума!
Яркая, лучистая, узоры золотистые!
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьётся и цветы
Растут нездешней красоты.

5. На жостовском подносе
В зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев,
Степной румянец мака.

Багрянец поздних листьев.
Лесной подснежник первый…
А жостовские кисти
Нежнее легкой вербы.

6. Плещутся звезды в мерцающих далях,
Светится снег, хоть в ладони бери.
Сказочный Палех , загадочный Палех
Скачет на тройке в отцветах зари.
Ожили краски и в душу запали,
Русским напевом заслушался мир.

Сколько кудесников вырастил Палех
Сколько диковин красою затмил.
Вешнее солнце в шкатулке хранится,
Не увядает старинный секрет.
Кисти взлетают, как крылья Жар-птицы.
Палех рисует России портрет.

7. Роспись волшебную эту
Будем как книгу читать,
В стройных ее силуэтах
Матушку-Русь познавать.
Мезенской роспись зовется,
В каждом рисунке добро.
В сердце твоем отзовется,
Нежною сказкой оно.
В строчках её можно встретить
Птиц и Коней мчащих вдаль.
Лебедя если приметить,
Будет большой урожай.
Росписью той украшают
Из бересты туеса.
Даром своим совершая
Счастья, любви чудеса.

Творческая работа

- А сейчас я предлагаю вам побыть в роли народных умельцев. Я раздам каждому из вас гипсового петушка, а вы выполните работу в стиле дымковской росписи.

- Но перед началом работы, чтобы ещё раз закрепить полученные знания, я предлагаю вам посмотреть видеоролик о народных промыслах России.

Просмотр видеоролика.

I V. Итог занятия.

- О чём мы сегодня с вами говорили на занятии? С какими народными промыслами познакомились?

- А закончить наше занятие я хочу пословицей:

«Не то золото, что дорого и блестит,

А то дорого, что руками мастера создано”.

- Как вы понимаете смысл пословицы? Вы сегодня тоже побывали в роли мастеров. Легко это или тяжело?

Содержимое публикации

Конспект составил воспитатель

первой квалификационной категории

Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства;учить выделять характерные особенности изделий различных народных промыслов; осваивать характерные элементы, колорит, композицию.

- Ребята, сегодня мы побеседуем о русском декоративно – прикладном искусстве, о русских промыслах. Посмотрите, какие здесь у меня собраны изделия. А сделали их русские мастера – умельцы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России,

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо – люди – мастера!

- Издавна славятся красотой изделия русских мастеров: украшенная яркими узорами посуда, игрушки, шкатулки и другая домашняя утварь.

Русское народное искусство тесно связано с обычаями и обрядами, народными праздниками, народной музыкой. Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. А о более известных направлениях народного промысла я вам сейчас расскажу.

У каждого из нас дома есть посуда. Она бывает разной. В старину на Руси пользовались деревянной посудой. А изготавливали ее мастера деревянных промыслов. Дерево всегда было одним из самых доступных и любимых материалов русских умельцев.

Один из деревянных промыслов зародился в Нижегородской области, в окрестностях города Нижний Новгород. Здесь находится село с веселым названием Хохлома. В хохломе посуду вырезали из мягких пород деревьев (липы, березы, ольхи). Называли ее хохломской.

Вырезанную вещь вначале покрывали слоем глины, затем пропитывали льняным маслом и несколько раз олифой. После этого мастер кистью наносил рисунок, затем изделия вновь пропитывалось олифой и закаливалось в печи. Под воздействием жара олифа желтела и приобретала золотистый цвет.

- Какие основные цвета использовал художник? (черный, красный, встречается зеленый, но больше всего золотого цвета)

- Какие узоры использовали художники?(ягоды, листья, цветы, завитки)

- А какое настроение вызывает эта посуда?(ответы детей)

Искусство росписи передавалось из поколения в поколение – от отца к сыну, от деда к внуку. Эти стихотворные строки точно передают особенности хохломских изделий:

Как волшебница жар – птица,

Не выходит из ума

И богата и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

В мир волшебной хохломы.

Сине-голубое чудо Гжели.

В гжельском промысле всегда отводилось большое место настольной скульптуре. Это небольшие фигурки высотой 5-20 см. изображающие персонажей народных сказок, бытовые сценки, а так же детские игрушки. (Рассматривание иллюстраций).

«Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Елецкие кружева.

В Начале XIX века в Ельце стали осваивать ремесло кружевоплетения на частной фабрике Протасовой. (Показ кружев)

Техника кружевоплетения сложна, она требует сноровки, большого опыта и терпения. А плетут кружево с помощью гладких деревянных палочек – коклюшек, на которые намотаны нитки. Кружевница передвигает коклюшки, делает узелки, и постепенно рождается у нее под руками кружевная сказка. (Рассматривание иллюстраций)

С давних пор на Руси народные умельцы делают игрушки, которые называются по имени селений, где их создают. Познакомимся с некоторыми из них.

А бывают деревянные игрушки расписные. А как они называются, угадайте, послушав загадку.

Словно репка, она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может, три, а может шесть.

Наша русская ……… (Матрешка)

- Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки. Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна, и еще, и еще… и так до 10-12 куколок.

- Русские мастера умели трудиться, и в свою работу они вкладывали все свое умение, всю душу, потому изделия получались такими красивыми, так радовали душу. Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. Давайте сейчас вспомним их.

Без труда не вытащишь…. (и рыбку из пруда)

Делу – время, … (потехе – час)

Терпенье и труд… (все перетрут)

Сделал дело – … (гуляй смело)

Семь раз отмерь – … (один отрежь)

- Ребята, а может, вы сможете назвать ещё какие – либо промыслы России?(Тульские самовары, пряники, жостовские подносы, филимоновские свистульки, и т.д.)

Обо всем на одном занятии не упомнишь, уж очень много разных народных промыслов существует и возрождается на Руси.

Вы сегодня узнали много нового о народных промыслах. И я хочу, чтобы вы навсегда запомнили, что велика наша Россия и что богата она талантами.

Читайте также: