В п астафьев царь рыба конспект
Обновлено: 07.07.2024
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Используемые педагогические технологии : технология проблемного обучения.
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
Вступительная часть к уроку.
Слово о писателе.
Изучение нового материала.
Сюжет связан с путешествием автора - повествователя по родным местам в Сибири
Чтение эпиграфов.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)
Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
— В чем проявляется единство человека и природы?
- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
- Отчего эти люди так одиноки?
- Кто они, эти люди?
- Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.
- Что объединяет этих героев?
- Почему так много внимания уделял им?
- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.
Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.
- Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
- Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
- Кто его герой? (Стр.131-132)
- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.
Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.
- Почему царь-рыба , а не осётр?
В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду .
- Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
- В чем заключается поединок?
Чтение отрывка из текста
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
Словарная работа.
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Стеснение, стыд, неловкость
- А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
- Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
- Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть.
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.
- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
V.Рефлексия.
- Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В произведении В.П.Астафьева..”
Самоанализ урока литературы в 11 классе
«Нравственные проблемы в повествовании в рассказах В.П.Астафьева
образовательная:
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
развивающая:
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Используемая педагогическая технология: технология проблемного обучения.
Через анализ глав повествования и пересказ, чтение отдельных отрывков из произведения учащиеся находили ответы на поставленные в начале урока проблемы и делали выводы.
Выпускники осознают, что будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
(Природа – все существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Человек – живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и использоваться ими в процессе общественного труда. )
Учитель: Сопоставляя словарные статьи, мы делаем вывод, что человек и природа – часть целого, человек и природа - единое целое.
Но кто же мы: враги или части целого? Как нам жить дальше: бороться , медленно уничтожая друг друга, или научиться сочувствовать, понимать, помогать?
Учитель: В. П. Астафьев ушел из жизни недавно, в 2002 году. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по – новому видеть мир, жестокая требовательность прежде всего к самому себе – это лишь некоторые черт неординарной личности. А о непростой судьбе В. П. Астафьева расскажет…
Индивидуальное задание: рассказ о биографии В. П. Астафьева.
---- Какое впечатление произвел на вас рассказ?
- Рассказ понравился драматическим сюжетом и неожиданной развязкой.
- Рассказ заинтересовал нравственными проблемами, которые затрагивает автор.
- Рассказ поражает мастерством описания внутреннего состояния человека.
---- Каков сюжет рассказа?
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
---- Почему главного героя все зовут Игнатьич? (Уважают)
---- Чем он выделяется среди односельчан?
--- Как жители поселка относятся к Игнатьичу? ( При всех достоинствах Игнатьича чувствуется некоторая отчужденность односельчан. Его ценят, но сторонятся. Скорее всего,потому что Игнатьич не похож на односельчан: всегда опрятен, трудолюбив и работящ, не жаден.)
--- Почему не может наладить отношения с братом? ( О причинах конфликта Командора и Игнатьича нам ничего неизвестно, но вражда у них такая непримиримая, что выросла до ненависти, до желания убить. Мне кажется, что причина ненависти Командора заключается в зависти: у Игнатьича и дом лучший в деревне, и в семье мир и лад, и в поселке его уважают, и рыбак он отменный. Вот и лютует Командор.
--- Чем занимается Игнатьич? (браконьерствует)
--- Кто такие браконьеры? Чем они опасны? Браконьер – человек, занимающийся браконьерством.
Браконьерствовать – охотиться или ловить рыбу в запрещенных местах или запрещенным способом, а также заниматься незаконной вырубкой леса. Браконьеры убивают птиц, животных, нанося вред природе, нарушая экосистему.
--- Почему Игнатьич браконьерствует?
Индивидуальное задание: образы браконьеров (см. приложение 2).
--- Почему так много внимания уделил им Астафьев? Браконьерство – страшное зло, потому что
превращает человека в зверя, в хищника, желающего урвать лишний кусок.
Учитель: И автор поворачивает нас к мысли, что если к подобным людям мы испытываем сочувствие, то оно больше похоже на соболезнование.
--- Что происходит с Игнатьичем на рыбалке? (на крючок попалась огромная рыбина, стр. 159, 161)
Учитель: Многим людям свойственно желание стать значительным, прославиться.
А Игнатьич? Он к таким относится? (Скорее нет)
--- Почему же не отпустил рыбу с крючков? Почему не отправился за подмогой?
(жадность, настырность, самолюбность не позволили Игнатьичу ни отпустить рыбу, ни позвать на помощь) ( Зачитать отрывок на стр. 163)
Учитель: От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
- Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
- Самоконтроль человека
- Стеснение, стыд, неловкость
---А зачем совесть нужна человеку?
- Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки.
- Совесть может предотвратить плохой поступок.
--- А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась? (Игнатьич обращается к Богу)
--- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось? (Игнатьич вспомнил слова деда)
--- Как ведет себя рыба и человек, оказавшись на одной ловушке?
(зачитать отрывок на стр. 166)
Учитель: Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
--- Что понимает Игнатьич?
- Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой
- Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
- Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
(Зачитать отрывок на стр. 170)
--- За что же наказан Игнатьич? За что же такая страшная смерть?
Учитель: Так и получается: все в связи: начинается ли с человека, с рыбы – а чем заканчивается, показывает Астафьев. Круги жестокости распространяются широко и беспощадно.
Учитель: И, видимо, раскаяние, душевное возрождение, осознание гибельности браконьерского отношения к жизни, понимание ответственности за содеянное на земле помогает чудесным образом освобождению Игнатьича и рыба.
(Зачитать отрывок на стр. 175)
--- Какова авторская позиция по отношению к браконьерству? Автор, без сомнения, осуждает браконьерство как зло многогранное и страшное. Причём речь писатель ведет не только об уничтожении живой и неживой природы вокруг нас, но и о своеобразном самоубийстве, об уничтожении природы внутри человека, человеческой природы.
Учитель: Истребление живого связано с огромной опасностью потери чувства меры, а через это потери человеческого, то есть разумного, доброго, нравственного. Писатель обеспокоен масштабами браконьерства, при котором человек начинает утрачивать своё человеческое достоинство.
-- Как вы можете объяснить эпиграф к нашему уроку?
Учитель: Астафьев говорит не о благоговейно – созерцательном отношении к природе, он знает, что нужно стрелять дичь для голодных геологов, что людям необходимы рыба, лес, энергия воды. Писатель убеждает нас, что сегодняшний день лишь одна из веточек на стволе великого древа жизни, поэтому и думает писатель о том, как надо жить, чтобы так же, как и он, слышали мир его сын, дети его детей, что надо делать, чтобы не ранить, не повредить, не истоптать, не исцарапать, не ожечь мир, в котором мы живем.
--- В чём смысл конца книги?
Может быть, сейчас время мучиться и искать. Каждое время рождает вопросы, на которые должны ответить именно мы. И мучиться этими вопросами, и отвечать на них должны именно для того, чтобы сохранилась жизнь, и могли следующие поколения плакать и смеяться, спрашивать и отвечать.
Как бы ни был разумен, велик и научно оснащен человек, без единения с природой, заботливого и вдумчивого отношения с природой, к её богатствам, он обречен на гибель.
Мир для Астафьева – это мир людей и природы, пребывающей в вечном и непрерывном единстве, нарушение которого грозит вырождением и гибелью. Вся книга Астафьева – вера писателя в торжество добра, в органичность его для единого мира, вера в то, что семечко туруханской лилии прорастет цветком.
В первой части книги Астафьев рисует нам колоритные характеры современных браконьеров: Дамки, Грохотало, Командора.
Пойманный рыбнадзором с незаконно добытой стерлядью, но привыкший к безнаказанности и какому – то брезгливому всепрощению, он, испугавшись, все-таки не ожидал суда и возмездия. Поэтому Дамка снова занялся тайным промыслом, пил, веселился. И хотя рыбнадзор ужесточился. Река снова была полна недозволенными снастями и погубленной рыбой.
Совсем другие браконьеры появляются в последующих главах. Эти скроены из другого человеческого материала. Они отличаются волей, напористостью, сметливостью, твердостью характера, изворотливостью. Силы и страсти богатой сибирской натуры находят реализацию лишь в стремлении обмануть рыбнадзор, наловить тайным образом и нажиться.
Судьбы этих героев говорят о том, что человек, творящий зло и находящий себе оправдание, сам страдает от зла.
Астафьев ясно показывает свою позицию: каждый рассказ о браконьерах заканчивается наказанием. Наказание рано или поздно неминуемо настигает виновного – таков смысл рассказов о браконьерах.
Известны случаи, когда человек находился один на один со зверем во время какой-либо опасности, и это ни у кого удивления не вызывает. Но чтобы герой оставался один на один с рыбой – это в русской литературе впервые. Почему же испытание Игнатьичу пришлось пережить не просто с рыбой, а с царь – рыбой?
В повести поднимаются важные темы потребительского отношения людей к природе, ответственности человека перед окружающим миром.
Место и время действия
События повести происходят в середине XX века в России, в посёлке Чуш на берегу реки Енисей.
Главные герои
Краткое содержание
Узнав о случае на реке, жена Командора заставила пойти попросить у Игнатьича извинения. Командор попытался оправдаться перед братом тем, что был пьян. Игнатьич напомнил, что за пьянство Командора могут снять с должности капитана. Эти слова сильно разозлили Командора.
Игнатьич рванулся из воды, попробовал перевалиться в лодку, но рыба тут же попыталась укусить его за ногу. Мужчина обвис, он постепенно погружался в дрему. Он вспомнил, как видел утопленника, которого поедали рыбешки.
Заключение
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
образовательная:
углубить знания учащихся о творчестве В.П.Астафьева;
развивающая:
развитие речи учащихся;
совершенствование навыков выразительной речи;
развитие навыков анализа художественного произведения;
развитие познавательных интересов;
воспитательная:
воспитание бережного отношения к природе;
воспитание в учащихся способности видеть и ценить прекрасное, быть отзывчивым на чужую боль.
Тип урока: урок – размышление
Видео – интервью с В.П.Астафьевым.
Помните: земля наша едина и неделима, и человек в любом месте,
даже в самой темной тайге должен быть человеком!
Вступительная часть к уроку.
Слово о писателе.
Изучение нового материала.
Сюжет связан с путешествием автора - повествователя по родным местам в Сибири
Чтение эпиграфов.
Перечитайте внимательно эпиграфы, которыми предваряется «Царь-рыба.
— Как эти эпиграфы связаны между собой?
Всем строем своей повести я хотел сказать читателю: настало время… охранять природу…защита природы – это защита самого человека от нравственного саморазрушения. (В.П.Астафьев)
Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.
— В чем проявляется единство человека и природы?
- Что вы можете сказать об устройстве посёлка Чуш и его жителях?
Посёлок Чуш захламлённый. Вокруг посёлка вырубленные леса, гниющие речки со зловонной жижей, куда жители выбрасывают всякий хлам.
В центре посёлка разворочена танцплощадка. В парке –козы и куры. Помещение магазина, подрытое свиньями, похоже на могильный холм.
- Отчего эти люди так одиноки?
- Кто они, эти люди?
- Назовите героев повествования.
Командор, Грохотало, Дамка, Утробин, Акимка.
- Что объединяет этих героев?
- Почему так много внимания уделял им?
- В чем проявляется позиция автора по отношению к браконьерам?
По мнению Астафьева, браконьерство - страшное зло. Браконьерами движет жажда наживы, желание урвать лишний кусок, чувство зависти. У каждого из них в прошлом уголовные и нравственные преступления.
Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются, не признают нравственные законы, объединяющие людей и природу.
Теряется человеческое в человеке- вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.П.Астафьева.
- Как описывает писатель сцену столкновения Акима с медведем?
- Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. .)
Краткий пересказ главы.
Однажды опытный рыбак, переоценив свои возможности, пытался изловить слишком большую рыбу, выпал из лодки в реку, зацепился за самоловные крючки и упустил смертельно раненного осетра; неизвестно, остался ли жив сам.
- Кто его герой? (Стр.131-132)
- Как жители поселка относятся к Игнатьичу?
-Какие взаимоотношения Игнатьича с младшим братом Командором? (Стр.133)
Герой рассказа – Зиновий Игнатьич Утробин, житель поселка Чуш. Работает на местной пилораме наладчиком станков и пил, но все именуют его механиком. У Игнатьича есть жена, сын – подросток.
Холодные, враждебные отношения между братьями. Друг другу желают смерти.
Взаимоотношения между людьми – это нравственная проблема.
- Почему царь-рыба , а не осётр?
В языческие времена человек ставил запреты (табу) на имена обожествляемых им животных, чтобы не накликать на себя беду .
- Какие чувства испытал Игнатьич, поняв, что на этот раз попалась крупная рыба? (стр.141)
Радовался улову, боялся упустить.
«Делить осетра. В осетре икры два ведра, если не больше. Игнатьич в эту минуту даже сам устыдился своих чувств. Но через некоторое время “жадность он почел азартом”, а желание поймать осетра оказалось сильнее голоса разума, “удало, со всего маху Игнатьич жахнул обухом топора в лоб царь-рыбу. ”.
Герой думает, что ему все дозволено. Астафьев считает, что эта вседозволенность не может быть ничьим правом. Игнатьич замахнулся не только на осетра, но на саму мать-природу.
Чтение отрывка поединка Игнатьича и рыбы.
- В чем заключается поединок?
Чтение отрывка из текста
От жадности пострадала душа. Но это безнадежная болезнь? Или заговорившая совесть свидетельствует о начале выздоровления? А что такое совесть?
Словарная работа.
Признание вины за совершенный неблаговидный поступок
Стеснение, стыд, неловкость
- А зачем совесть нужна человеку?
Совесть дана для того, чтобы проконтролировать свои поступки, исправлять недостатки. Совесть может предотвратить плохой поступок.
А какие факты говорят о том, что совесть у Игнатьича пробудилась?
- Почему несколькими минутами ранее Игнатьич был уверен в своих силах, а сейчас нет? Что изменилось?
Игнатьич вспомнил слова деда.
- Что понимает Игнатьич?
( Находясь между жизнью и смертью, человек часто осмысливает свою жизнь.
Вся жизнь прошла только в погоне за рыбой.
Браконьерствует, хапает – а зачем? для кого?
Отстранился от людей, от жизни, а жизнь поставила на место – погибла от рук пьяного шофера любимая племянница
Игнатьич понимает, что наказан за грехи. Просит прощения у Глаши Куклиной. Он покаялся перед матерью-природой.
Перед лицом надвигающейся гибели всплывает постыдное, горькое воспоминание – надругательство над любимой девушкой. И ни время, ни покаяние перед Глашей не смогли смыть грязь с души от постыдного поступка.
Поединок заканчивается бессилием Игнатьича, страхом перед природой, перед Богом, смертью. Он считает, что наказан за грехи, и пришла пора за них отчитаться.
– Для чего Астафьев поведал нам эту историю?
Она напоминает о вечном законе жизни: зло, содеянное нами, к нам же вернется, и может совсем погубить нас. Бесследно никакое злодейство не проходит.
- Какую нравственную проблему поднимает автор? Долг, ответственность, совесть .
– Что спасает Игнатьича? (глубокое раскаяние по отношению к Глаше, покаяние перед матерью-природой.) И Бог услышал Игнатьича, принял на этот раз его покаяния и послал ему не кого-нибудь, а брата, с которым у него была давняя вражда. Попросив прощения у всех, попросил прощения и у брата.
– Что испытывает Игнатьич после покаяния? (освобождение)
Астафьев убеждает нас, что в жизни все взаимосвязано: рыба, человек, поступки людей и их судьбы, понимание ответственности за содеянное на земле помогае чудесным образом освобождению Игнатьича и цаь-рыбы.
- Почему стало на душе Игнатьича легче, когда освободилась царь-рыба? Почему он обещает никому ничего не говорить о ней?
V .РефлЕксия.
- Как вы понимаете слова В.П.Астафьева?
Природа дарит человеку жизнь. Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
На доске: Виктор Петрович Астафьев (1924–2001). Писатель. Личность. Человек. Гражданин. Проживший жизнь с веком наравне.
Высказывания – эпиграфы, подобранные учащимися к произведению (задание дано заранее)
“. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране. ”
К.Г.Паустовский“Природа для меня огонь, вода, ветер, камни, растения, животные – все это части разбитого единого существа. А человек и природа – это разум великого существа, накопляющий силу, чтобы собрать всю природу в единство”.
М.Пришвин“. Воспитай в себе жалость к сломанному дереву, к утке, замерзающей в полынье городского водоема. А когда станешь строителем, геологом. умей думать не только о ведомстве науки и техники, но и о “кладовой солнца”, в которой все подчинено извечному природному закону. Уважай его. Тогда и он тебя уважит!”
М.ПришвинНе то, что мните вы, природа, Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев
II. Вступительное слово учителя.
Писатель и время. Эти два понятия тесно переплетены. Писатель только тогда писатель, когда умеет выразить свое время, когда у него отзывчивое сердце, когда он тревожит читателя и заставляет его думать о мире и о себе.
Сегодня мы будем вести разговор о произведении Виктора Петровича Астафьева “Царь – рыба”, за которое он был удостоен Государственной премии СССР за 1978 год.
В центре повествования в рассказах “Царь – рыба” (жанр произведения) показаны взаимоотношения человека с природой. Отношение к природе у писателя – показатель духовности.
В.П.Астафьев как никто другой понимал, что природа не безгранична, что в отношениях с ней человек переступил нравственный рубеж. Именно в этом боль писателя в книге “Царь – рыба”. Людей, варварски истребляющих природу, проявляющих в этом истреблении, в корысти свое духовное сиротство, Астафьев называет браконьерами.
К уроку учащимся заранее были даны вопросы и задания.
- В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
- Природа – храм или мастерская?
- Подумайте над главной мыслью произведения
- Кто из героев произведения носит клички? Охарактеризуйте их.
- Найти примеры из газет и журналов об экологических бедствиях.
III. Аналитическая беседа по повествованию в рассказах.
– В каких произведениях показаны взаимоотношения человека и природы?
(И.С.Тургенев “Отцы и дети”, В.Распутин “Прощание с Матерой”, Ч.Айтматов “И дольше века длится день”, “Плаха”, Б.Васильев “Не стреляйте в белых лебедей”, А.Ким “Отец – лес”, В.Белов “Привычное дело”, “Бобришный угор”, поэзия Н.Рубцова и другие.)
– Как все – таки обстоит дело: природа – храм или мастерская? Обратимся к фактам нашей действительности, доказывающим, как мы далеко ушли по дороге от храма к мастерской, (индивидуальные задания: учащиеся приводят примеры из газет и журналов об экологических бедствиях, можно использовать и местный материал.)
Комментарий учителя.
Человек вмешивается в природный цикл, меняет рельеф местности, создает искусственные моря. Природа все больше и больше превращается в мастерскую, уничтожается с такой быстротой что мы говорим об экологической катастрофе, грозящей всему человечеству.
Путь окончательного и бесповоротного подчинения природы воле и разуму человека – это путь потерь не только природных богатств.
Теряется человеческое в человеке – вот главная мысль, которая проходит красной нитью через произведение В.Астафьева “Царь – рыба”.
IV. Анализ отдельных глав с опорой на текст.
(Здесь и далее цитаты по книге В.Астафьева Повести. [Текст]; М.: Художественная литература, 1984г.)
1. Работа с текстом главы “Поминки” [Текст, стр. 525].
– Сравните, как показан человек и как природа в ситуации прямого столкновения.
(Медведь смотрит на Акима, и человек видит “глубоко скрытый, но сосредоточенный отсвет звериного ума”. “У медведя и лапы точь-в-точь человечьи, только у передней лапы прихватного пальца нету”, [стр. 544].)
– Как ведут себя люди после трагедии?
(Приезжий молодой следователь медведем почему-то не интересовался, а все искал состав преступления. Начальник отряда говорит штампованными фразами речь над гробом Петруни. Началась гулянка. Лишь на мгновенье прикоснулись люди и ощутили что-то вечное, незыблемое, страшное в своей силе и величии. Но не-надолго хватило “молчаливой строгости и скорби” Тут же засуетились они в своих мелочных заботах.)
– Обратите внимание на последнюю фразу главы “Все поглотила тайга”
(Это итог описанным событиям. Последнее слово осталось за природой с ее вечными великими законами.)
2. Работа с текстом главы “Дамка” [Текст, стр. 382]
– Найдите описание поселка Чуш. Что вы можете сказать об устройстве этого поселка и его жителях?
(Это символ бестолковости человека перед целесообразностью природы. Поселок захламлен и безлес. Вокруг него гниющие речки со зловонной жижей, в которую жители сбрасывают всякий хлам. В центре селения разворочена танцплощадка. Парк оккупировали козы, куры. Помещение магазина, подрытое свиньями похоже на могильный холм. Под стать и население: девица, умеющая “культурно пить”, “принюхивающиеся таежные парни”.) Комментарий учителя.
Так живет человек в соседстве с великой, потрясающей природой. Мелок, низок его способ жизни, отношение и к себе, и друг к другу.
– По всему повествованию разбросаны приметы подобного быта. Найдите их в главе “Дамка”
(На аэровокзале “модные сиденья порезаны бритвочкой”; при посадке в самолет “чалдоны – молодцы” оттолкнули в сторону женщин и детей; на лестнице выломаны ступеньки с расчетливым коварством – через одну, перил нет; герой остается без места, так как пилоты прихватили знакомую девицу.)
Зачитывается текст от слов “Я простоял всю дорогу. до интеллигентов до хрена, а местов не хватает. ” [стр. 385]
– Почему автор выбрал именно такой безличный способ обличения?
(Осуждается не кто-то конкретный. Осуждается само отношение к жизни – безразлично – потребительское. Подобное мы наблюдаем сплошь и рядом. Люди равнодушны друг к другу. Природа веками учила человека оставлять в избушке соль, спички, запасы для того неизвестного путника. Но утрачиваются эти ценности. Выламываются ступеньки, чтобы идущий по ним испытал неудобства, переносящий мытарства фронтовик ни у кого не вызывает внутренней потребности помочь ему. Не врождена, не привита такая потребность.)
Неудивительно, что в такой среде браконьерство – страшная болезнь нашего времени. Истоки ее – в бездуховности, жажде наживы.)
– В “повествованиях” рисуется целая галерея таких браконьеров, вспомните, кто из них носит клички?
(Это и Командор, и Грохотало, и Дамка, и Гога Герцев и многие другие.)
– Что объединяет Дамку, Грохотало, Командора, Утробина?
(Общность жизненных интересов. Совершая насилие над природой, браконьеры сами морально разлагаются. У каждого из них в прошлом уголовные или нравственные преступления. Все их радости и горести связаны с добычей. Зависть “съедает” этих людей.)
– Чтение внутреннего монолога Утробина от слов “И из-за нее, из-за этой гады забылся в человеке человек. до. Его не достанешь.” [гл. “Царь-рыба”, стр.457–458].
– Существует ли связь между такими событиями, как гибель Тайки и гибель Утробина?
(Да. Вина за смерть Тайки ложится на весь связанный с браконьерством уклад. Утробин погибает, попав вместе с рыбой в устроенную человеком ловушку. И человека, и рыбу ждет одна и та же мучительная смерть. Человек раскаивается, вспоминает грехи.) Автор восклицает:
“Прощенья, пощады ждешь? От кого? Природа, она, брат, тоже женского рода!” Комментарий учителя.
Будущее природы и человека зависит от самого человека, от его исторической памяти, от следования нравственному опыту народа.
– Все браконьеры наказаны. Возмездие не минует ни одного из них. За что наказан Гога Герцев?
(Не случайна, а закономерна гибель человека, сделавшего главным в жизни потребительство. Практичный Гога живет за счет людей. Он жертва своего индивидуализма, мировоззрения, чуждого и природе, и людям.)
– Можно ли считать Акима положительным героем?
(Это противоречивый герой. Аким – это природа, труд, семья, женщина. Живший и воспитывавшийся в невероятно тяжелых условиях, он помнит из детства только самое лучшее: мать, артель. Он соскабливает выцарапанное на избушке туристами похабное слово. Есть в характере Акима и человеческие слабости, но он очень добр.)
– Что умеет Гога Герцев?
(Ответ дан в тексте: “В его молодые годы. до. он и не нуждался”. С детства у Герцева не связано ни одного светлого воспоминания, хотя он рос в благополучной семье. Он никого не любил.) [гл. “Сон в белых горах”, стр.583]
– Как относятся артельщики к старикам и детям?
(Всякий народ перебывал в Боганиде. до. утраченной жизни”.[гл. “Уха на Бо– ганиде”, стр. 495-496] Трудовая среда и доброжелательная семейная атмосфера воспитывают у Акима необходимые качества: трудолюбие, чувство ответственности, уважение к старшим, потребность творить добро.) 3. Обращение к тексту главы “Капля”, [стр. 359]
– Какова авторская позиция в этой главе?
(Разлитая во всей книге авторская философская мысль о гармонии человека и природы открыто заявлена в главе “Капля”.) Комментарий учителя.
Виктор Астафьев заканчивает свое произведение словами:
“Все течет, все изменяется – свидетельствует седая мудрость. Так было. Так есть. Так будет.
Всему свой час и время всякому делу под небесами:
Время родиться и время умирать;
Время насаждать и время вырывать насаженное;
Время убивать и время исцелять;
Время разрушать и время строить;
Время плакать и время смеяться;
Время стенать и время плясать;
Время разбрасывать камни и время собирать камни;
Время обнимать и время избегать объятий;
Время искать и время терять;
Время хранить и время тратить;
Время рвать и время сшивать;
Время молчать и время говорить;
Время любить и время ненавидеть;
Время войне и время миру.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Нет мне ответа”.
– Как вы понимаете эти слова В.Астафьева?
– Обращаемся к эпиграфу. Уместны ли эпиграфы в разговоре о произведении “Царь-рыба”?
Комментарий учителя.
Финал повести – призыв, обращение к совести каждого из нас. Человек виновен, человек портит подаренный ему мир. В основе повести – глубокое чувство грехопадения.
VI. Домашнее задание.
– В тетради закончите предложение: “В его книгах. ”
– Написать эссэ “А так ли важно для нас чтение таких произведений, как “Царь– рыба” В.Астафьева?
Читайте также: