Конспект урока рассказ на основе услышанного 7 класс

Обновлено: 05.07.2024

4. Рассказ

• 1) Рассказ - малая форма
эпической прозы,
повествовательное
произведение небольшого
размера.
• 2) Рассказ - Словесное
изложение каких-нибудь
событий

6. ПЛАН РАССКАЗА

1. Какой случай из жизни описан в
рассказе? Какова основная мысль
рассказа?
2. С чего начался описываемый автором
случай?
3. Назовите самый острый, напряженный
момент в развитии действия.
4. Чем закончилось описываемое
событие?
5. Какими средствами автор достигает
выразительности в описании событий?

7. Подберите синонимы к словам

8. Редактирование текста

Эта встреча состоялась 1
сентября 1944 года, На встрече
присутствовал мой дедушка.
Взгляд маленького папы нежный,
немного недоверчивый, смотревший
на свою старшую сестру.
Вот я снова смотрю на снимок ,
который уже видел, наверное, тысячу
раз. На снимке запечатлены военные
годы.

9. Анализ обрамлений

10. Сочинение-рассказ на основе услышанного

Рабочие материалы
Введение
1)
2)
3)
Где, от кого,когда и при каких обстоятельствах был
услышан рассказ?
Характеристика рассказчика (Если это необходимо)
Ведение рассказа от 1-го лица оживляет
повествование, автор может выразить свое
отношение
Услышанный
рассказ
Сам рассказ: (Изложение услышанного возможно от 1
или 3 лица)
1.
Завязка (событие с которого начинается действие и
от которого зависит развитие последующих
событий),
2.
Кульминация (момент наивысшего напряжения и
развития действия),
3.
Развязка (заключительное действие, которое
явилось результатом развития событий)
Заключение
Автор, если это необходимо, сообщит о судьбе
рассказчика, о том, чем окончилась их встреча

Этапы работы над рассказом.
Рассказ на основе услышанного может быть передан в устной или
письменной форме (сочинение, изложение).
1. Сбор материала: сначала нужно расспросить родителей, друзей,
знакомых и определить, о чём вы хотите написать рассказ. Затем
необходимо выяснить, что в услышанном материале относится к
теме будущего рассказа (сочинения, изложения).
2. Важно записывать ключевые моменты повествования, а также
свои наблюдения и мысли по поводу услышанного, делать
заметки, чтобы по ним можно было составить точный и логичный
рассказ.
3.Перед написанием рассказа необходимо составить план и в
процессе работы следовать ему. Обычно план состоит из трёх
пунктов:
1) введение, в котором рассказывается предыстория того, что
будет передано в следующей части;
2)основная часть – собственно рассказ;
3)заключение, где возможно высказать своё отношение к
услышанному.
4.Написание рассказа (сочинения, изложения).

• Напишите, при каких обстоятельствах вы
услышали рассказываемую вами историю.
• Расскажите о рассказчике.
• Охарактеризуйте его.
• Передайте подробно услышанную историю.
• Постарайтесь не исказить полученную
информацию.
• Выскажите свое впечатление от
услышанного.

13. Домашнее задание. Памятка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

7 класс Русский язык

Урок №_______ Дата_______

Цель: познакомить учащихся с особенностями существования пчёл в природе; работать над развитием навыков устной и письменной речи; навыков в составлении сенкана;

Развивать навыки работы в группах, умение анализировать; давать объективную и субъективную оценку;

Воспитывать толерантность; бережливое отношение к природе.

Тип урока : урок развития речи.

Оборудование: текст притчи, текст для работы на уроке, карточки.

I .Оргмомент.

Учащиеся объединяются в группы, в которых будут работать весь урок.

II .Актуализация опорных знаний и умений

Задание 1 . Работа на доске. Составить сенкан.

III .Мотивация учебной деятельности учащихся

Задание 2. Прослушать притчу. Объяснить, о чём идёт речь в притче. Определите в тексте подтекстовую информацию.

Пчела и муха

Христианская притча

Муха на самом цветущем лугу найдёт нечистое место и сядет на него, а пчела в самом вонючем болоте отыщет цветок лотоса и соберёт с него нектар.
IV .Активизация познавательной деятельности учащихся

Задание 3. Прослушать текст. Назвать по очереди по одному факту из текста (факты не должны повторяться).

Науке известно более 20 000 видов пчел. Пчелы обитают во многих уголках земного шара. Те насекомые, которых можно увидеть в саду или на поляне в лесу, как правило, относятся к двум самым распространенным в средней полосе видам: пчела медоносная и шмель обыкновенный. Для пчелиной семьи характерно четкое распределение труда между отдельными членами, и коллективное выполнение работ. Каждая пчела, трутень, матка выполняют работу, направленную на сохранение и развитие семьи в целом, независимо от того, в какой степени это полезно, вредно или даже смертельно для отдельной особи.

Задание 4. Работа в группах. После прослушивания учащиеся получают задание написать сочинение-метаморфозу… В свой текст они должны внести информацию с карточек независимо от темы (карточки в приложении).

Сочинение-метаморфоза – это сочинение, которое должно быть написано от имени героя (в данном случае от имени пчелы, цветка, улья и мухи).

Учитель комментирует, показывает, а учащиеся повторяют за ним.

Каждая пчелиная семья имеет свои индивидуальные особенности: специфический запах, агрессивность, способность к сбору мёда, прополисованию гнезда, зимостойкость, ройливость, которые сохраняются до тех пор, пока в ней живёт одна и та же матка.

Агрессивность – один из поведенческих признаков породы пчёл, проявляющийся в их самозащите и реакции на раздражители, повадка семьи при вмешательстве кого-либо в её жизнь.

Вопрос: жалила вас хотя бы единожды пчела? Как это происходит?

Бег по-муравьиному.

Словосочетание “бег по-муравьиному” (“бегать по-муравьиному”) характеризует поведение пчёл безматочной семьи. Эти пчёлы днём и особенно вечером суетливо (по меткому выражению А.Любенецкого, “по-муравьиному”) бегают по прилётной доске и по передней стенке улья, тогда как обитатели соседних ульев давно успокоились и “охранная рать” мирно сидит у входного проёма.

Одна пчела на полной рамке.

Задание 5. Презентация. Презентовать выполненную работу.

Задание 6. Составить по 5 вопросов к пчёлам.

V .Рефлексия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: 1) ознакомить учащихся с тем, как строится рассказ на основе услышанного; научить учащихся писать рассказы на основе услышанных историй, рассказов.

2) способствовать развитию навыков устной и письменной речи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Цели урока: 1) ознакомить учащихся с тем, как строится рассказ на основе услышанного; научить учащихся писать рассказы на основе услышанных историй, рассказов.

2) способствовать развитию навыков устной и письменной речи;

3) содействовать воспитанию нравственных качеств: любви к ближнему, чувства патриотизма.

Тип урока: урок развития речи.

Вступительное слово учителя

Опорное повторение (что такое текст, завязка, кульминация, развязка, проверка домашнего задания)

Развитие речи учащихся (беседа, работа со схемой, учебником)

Закрепление материала (упражнения №№ 49, 54)

Итог урока (обобщение и выводы)

Ученики записывают в тетради число и тему урока

Проверка домашнего задания: § 147, упр. 332 (4-9), упр. 523

5. Я торопился: не хотел опаздывать на встречу друзей.

6. Дождь шёл в продолжение недели.

7. Вместо девяти часов утра мы выехали в два.

8. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.

9. Письма стали чем-то вроде моего дневника.

Ученики по очереди называют слова с изучаемой орфограммой.

Учитель: Ребята, давайте рассмотрим композицию рассказа на основе услышанного (На доске изображена схема композиции рассказа).

З авязка Развязка

В ступление Заключение

Где, когда, почему и с кем это случилось Какой след оставил этот

случай в памяти?

Ученики зарисовывают схему в тетрадь, пользуясь записью на доске или учебником.

Учитель: Ребята, рассказ на основе услышанного начинается с введения. Это необходимо для того, чтобы подготовить читателя к восприятию рассказа, то есть предварительно пояснить в нём такие детали, без знания которых понять рассказ по-настоящему нельзя. Введение объяснит, где, как и почему автор узнал о том, что произошло с героями рассказа, во введении характеризуется, если это необходимо, сам рассказчик. Скажите, что такое завязка?

Ученики: Завязка – это событие, знаменующее начало развития действия.

Учитель: теперь давайте вспомним, что такое кульминация и развязка.

Ученики: Кульминация – это момент наивысшего действия. Развязка – это заключительный момент в развитии действия.

Учитель: выполним упражнение 49 на странице 43.

Ученики выполняют упражнение 49, 1-3 задание.

Учитель: ребята, что вы узнали из введения о герое рассказа, кто он?

Ученики: герой рассказа – Зинаида Константиновна Иванова. В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377-й дивизии. В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном – на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

Учитель: Ребята, где и когда была рассказана эта история?

Ученики: Данная история была рассказана на утреннике, посвящённому Дню Победы, куда и была приглашена Зинаида Константиновна.

Учитель: Теперь обратимся к упражнению 54 на странице 48.

Ученики читают текст.

Учитель: Что в данном тексте вы бы изменили и почему?

Ученики называют свои варианты.

Домашнее задание: ученикам предлагается написать мини-сочинение, с использованием обрамлений.

Закончив рассказ, бабушка вздохнула и замолчала. В глазах её была грусть.

Подведение итогов урока: сегодня мы познакомились с композицией рассказа на основе услышанного, повторили такие понятия, как вступление, завязка, кульминация, развязка и заключение.


На уроке учащиеся познакомятся с особенностями введения услышанного рассказа в повествование, повторят и закрепят знания о композиции рассказа.

Описание разработки

Цели урока:

Познакомить учащихся с особенностями введения услышанного рассказа в повествование; повторить и закрепить знания о композиции рассказа,

Развивать устную речь учащихся, умение находить в рассказе завязку, кульминацию и развязку.

Воспитывать патриотизм, ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего народа, нравственные качества.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока - рассказ на основе услышанного.

3. Осмысление темы урока.

4. Повторение изученного о рассказе.

Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ - это одна из разновидностей повествовательного типа речи; это небольшое литературное произведение, повествующее обычно об одном, но важном событии в жизни героя. ).

Какие части различают в построении рассказа? Какова композиция рассказа? (В построении рассказа различают завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Что такое завязка? (Завязка - это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие).

Что называют кульминацией? (Момент наивысшего напряжения в развитии события называют кульминацией).

Что такое развязка? (Развязка - это результат развития события, его заключительный момент). Какие ещё части могут быть в рассказе? (В рассказе могут быть вступление и заключение).

Конспект урока по русскому языку на тему Рассказ на основе услышанного

Таким образом, композицию рассказа можно представить в виде следующей схемы.

Итак, мы с вами вспомнили, что нам известно о рассказе и его композиции.

Сегодня на уроке наша с вами задача - познакомиться с особенностями построения рассказа на основе услышанного. Поможет нам в этом текст, который был напечатан в одной из газет.

6. Работа с текстом.

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, - попросили мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать:

- Это был 1944 год. Наш полк вёл тяжёлый бой. Командир полка подполковник Горчаков Василий Иванович на командном пункте руководил боем, я - возле него, обеспечивала связь.

Я опять к командиру: Разрешите

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путём и под таким же огнём - назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Эта медаль - самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Рассказ на основе услышанного.

Познакомить учащихся с особенностями введения услышанного рассказа в повествование; повторить и закрепить знания о композиции рассказа,

Развивать устную речь учащихся, умение находить в рассказе завязку, кульминацию и развязку.

Воспитывать патриотизм, ответственность не только за свою судьбу, но и за судьбу всего народа, нравственные качества.

Урок по развитию речи.

Слово учителя, беседа, анализ текста.

Оборудование урока:

Фотохроника военных лет, фотографии участников Великой Отечественной войны.

Организационный момент.

Тема сегодняшнего урока - рассказ на основе услышанного.

3. Осмысление темы урока.

4. Повторение изученного о рассказе.

Вспомните, что такое рассказ? (Рассказ - это одна из разновидностей повествовательного типа речи; это небольшое литературное произведение, повествующее обычно об одном, но важном событии в жизни героя.).

Какие части различают в построении рассказа? Какова композиция рассказа? (В построении рассказа различают завязку, развитие действия, кульминацию, развязку).

Что такое завязка? (Завязка - это момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие).

Что называют кульминацией? (Момент наивысшего напряжения в развитии события называют

Что такое развязка? (Развязка - это результат развития события, его заключительный момент). Какие ещё части могут быть в рассказе? (В рассказе могут быть вступление и заключение).

Таким образом, композицию рассказа можно представить в виде следующей схемы:

Кульминация

Вступление | | Завязка | | Развязка | [ Заключение

Итак, мы с вами вспомнили, что нам известно о рассказе и его композиции.

Сегодня на уроке наша с вами задача - познакомиться с особенностями построения рассказа на основе услышанного. Поможет нам в этом текст, который был напечатан в одной из газет.

6. Работа с текстом.

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, - попросили
мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать:

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путём и под таким же огнём - назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Эта медаль - самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

а) чтение текста.

б) анализ текста.

Выявление темы и основной мысли.

О чём говорится в тексте? (В тексте говорится о том, когда и за что Зинаида Константиновна Иванова получила свою первую медаль).

Как можно озаглавить этот текст? (Первая награда).

В чём особенность прочитанного нами текста? (Особенностью этого текста является то, что он содержит как бы рассказ в рассказе. Его можно разделить на две части: первая часть представляет собой введение к рассказу Зинаиды Константиновны, вторая часть - рассказ Зинаиды Константиновны).

Характеристика строения текста и его частей:

Прочитайте первую часть текста

На утренник, посвященный Дню Победы, мы пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, - попросили
мы нашу гостью.

И Зинаида Константиновна начала вспоминать.

Что вы узнали из данного начала.? (Когда, где, при каких обстоятельствах и от кого автор текста услышал рассказ.)

Как вы думаете, почему рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения? (Я думаю, что рассказ на основе услышанного начинается обычно с введения потому, что нужно подготовить читателя к восприятию рассказа, т.е. предварительно пояснить в нём такие детали, без знания которых понять рассказ по настоящему нельзя).

Прочитайте вторую часть текста.

Я выбралась из траншеи и тут же прижалась к земле. Кругом разрывы, небо, чёрное от дыма. Мне было очень страшно. Но командир ждёт. Я поползла вдоль линии. Где позволяла местность, делала перебежки. Минут через десять увидела солдата, которого посылал командир. Он лежал, уткнувшись в землю. Я перевернула его на спину. Убит. Я заплакала. Вытирая слёзы, поползла дальше. Вскоре нашла обрыв провода. Зачистила концы, соединила. Тем же путём и под таким же огнём - назад.

В тот день наш полк выиграл очень важный бой.

Эта медаль - самая первая моя награда. И она мне, конечно, очень дорога.

Что представляет собой вторая часть? (Это рассказ ветерана войны Зинаиды Константиновны Ивановой о том, как она получила свою первую награду).

Какой тип речи характерен для данного рассказа? (Для данного рассказа характерно повествование).

Почему именно повествование? (Потому что в тексте говорится о событиях, которые следуют друг за другом, а это особенность повествования).

Какие части можно выделить в рассказе Зинаиды Константиновны?

Как развивались события дальше? (Зинаида Константиновна обратилась к командиру с просьбой разрешить ей пойти на линию).

Почему командир не разрешил ей пойти? (На линии ураганный огонь (непрерывная сильная стрельба), противник бьёт из крупнокалиберных пулемётов. Он боялся за её жизнь, ведь она была совсем ещё ребёнком, поэтому он отправил солдата).

Почему солдат не вернулся? (Он был убит).

Тогда командир разрешил Зине устранить неисправность на линии.

4. Какой момент в рассказе Зинаиды Константиновны самый напряжённый?

5. За что Зинаида Константиновна получила свою первую награду? (Зинаида Константиновна
получила свою первую награду за храбрость и мужество. Рискуя своей жизнью, она наладила
связь командира полка с одним из батальонов).

Таким образом, композицию данного текста можно представить в виде следующей схемы:

Кульминация

Введение к рассказу

Работа над изменением текста:

От какого лица автор излагает услышанное? (Автор излагает услышанное от первого лица). Но услышанное автором можно изложить и от третьего лица. Измените текст так, чтобы повествование в нём велось не от первого лица, а от третьего. Измененный текст:

На утренник, посвященный Дню Победы, в редакцию газеты пригласили Зинаиду Константиновну Иванову.

В войну она была связисткой, дочерью полка: на фронт попала в 1942 году, когда ей было всего-навсего 14 лет, служила в 377 дивизии! В солдатских сапогах, с тяжёлым карабином на одном плече, с катушкой и телефоном - на другом, она прошагала всю войну, до Победы. У Зинаиды Константиновны много боевых наград.

- Расскажите, пожалуйста, когда и за что Вы получили свою первую награду, - попросил корреспондент гостью.

В тот день их полк выиграл очень важный бой.

Эта медаль - самая первая её награда. И она ей, конечно, очень дорога.

Участницей какой войны была Зинаида Константиновна? (Зинаида Константиновна была участницей Великой Отечественной войны).

Когда была эта война? (1941 г. - 1945 г.).

Почему война 1941 г. - 1945 г. называется Великой Отечественной? (Это была освободительная война. Весь народ встал на защиту своего Отечества).

Среди защитников нашей Родины были и ваши прадедушки и прабабушки. Дома вы готовили о них рассказы.

8. Рассказы учащихся об их прадедушках и прабабушках.

9. Заключительное слово учителя.

Ваши прадедушки и прабабушки сделали всё для того, чтобы мы с вами жили в свободной стране. Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами Роберта Рождественского:

Люди! Покуда сердца

стучатся. -помните! Какою ценой

завоёвано счастье, пожалуйста,

Эта война - не только наше прошлое. Она присутствует в нашей жизни сегодня. Надо всё время помнить о подвиге ушедших; быть может, тогда исчезнет зло на земле.

Баранов М. Т. Обучение русскому языку в 5 6 классах: Методические указания к учебнику. Пособие для учителей.

Капинос В. И. Развитие речи: Теория и практика обучения: 5-7 классы: Книга для учителя.

Никитина Е. И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи для 5-7 классов общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 1994 год


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Уро 185-186. Развитие речи. Рассказ на основе услышанного

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать.

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач

Соотносить цели и результаты своей деятельности.

Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Совершенствование собственной речи в процессе наблюдения за языковыми явлениями.

Цели: Повторить знания о типах речи; вспомнить структуру повествования ; рассмотреть построение сочинений – рассказов.

2.Беседа по вопросам.

-Какие типы речи вы знаете?

3. Терминологический диктант. Запишите названия типов речи.

1)Вам сообщили о том, как выглядит предмет, и показали одно его изображение, а также вы услышали массу определений.(Описание.)

2) Вам объясняли и доказывали, нарисовать сказанное было невозможно, употребляли слова:во-первых, значит, следовательно, поэтому. (Рассуждение.)

3)Вам сообщили о событии в том порядке, в котором оно совершилось, все эпизоды произошедшего представили в нескольких рисунках, при этом речь говорящего была насыщена глаголами.(Повествование.)

4.Повествование и его структура

Кульминация

Вступление Завязка Развязка Заключение

-Сегодня мы познакомимся с разновидностью сочинений-рассказов—рассказ на основе услышанного.

Вам, наверное, приходилось слышать рассказы взрослых о себе, о годах детства, каких-либо случаях из жизни. Иногда писатели создают свои произведения на основе услышанных в жизни рассказов. При этом мастера слова нередко рассказывают о том, как, при каких обстоятельствах они услышали тот или иной рассказ и готовят читателя к этой истории, о которой речь пойдёт дальше.

Рассказы, написанные на основе услышанной от кого-либо истории, более сложны, чем рассказы, в основе которых лежит произошедший с автором случай.

Услышанные рассказы тоже надо уметь обработать—отсечь ненужные подробности и детали, на которых мог остановиться рассказчик, особенно тщательно продумать мотивированность действий упоминаемых им лиц, т.к. рассказчик иногда упускает эти моменты, поэтому может быть не всё понятно слушателю или читателю.

Пример (начало сочинения):

Есть у нас во дворе мальчишка Витька.

Один раз летом поехал он в деревню к бабушке. А бабушка у него строгая была—не разрешала одному далеко ходить… (Из этого начала неясно, откуда автор знает о том, что приключилось с Витькой в деревне.)

У нас в деревне жил старик. Звали его Константин Николаевич. Однажды с ним произошла интересная история.

Взял он ружьё и пошёл в лес… (Автор ничего не сообщает о том, как он узнал о случившемся.)

Таким образом, в рассказе, который ведётся от какого-то другого лица, должно быть введение или обрамление, в котором указывается:

--при каких обстоятельствах

--как вели себя при этом рассказчик и слушающий.

Задача авторапознакомить читателя с рассказчиком.

В обрамлении сообщается самое важное, что необходимо знать о герое:

--описывается внешность (если требуется), манера говорить

--иногда даётся краткая характеристика героя.

Можно автору текста ввести свои элементы (по догадке, по воображению):

--более ярко описать природу

Автор может изложить услышанное от 1 или 3 лица.

--сообщить о судьбе рассказчика

--о том, чем закончилась их встреча

--какое впечатление осталось у автора от услышанного

--чему научила история автора и т.п.

Пример. Сочинение- рассказ на основе услышанного.

Воспоминания прабабушки.

Этот рассказ я услышала от своей прабабушки- Анны Даниловны Гатиловой. Она прожила трудную, но интересную жизнь. Больше всего любила она рассказывать о своём детстве, которое прошло в Алтайском крае.

Читайте также: