Пальчиковый театр из бумаги конспект

Обновлено: 07.07.2024

Малыши очень увлекаются ролевыми играми. Им нравится выступать в роли пожарного, полицейского, врача или продавца. А что если попробовать предложить им перевоплотиться в героев любимых сказок? Расскажем о том, как сделать пальчиковый театр своими руками. Конечно, весь реквизит можно приобрести в магазине, но гораздо лучше, если вы сделаете игрушки дома вместе с ребёнком. Ведь сам процесс создания этой занимательной игры оказывается не менее увлекательным.

Содержание

Мир детства – волшебная страна, богатая творчеством, выдумкой и мечтами. Дети, словно сказочники, в руках которых оживают персонажи любимых произведений. Пальчиковый театр отлично тренирует воображение ребёнка. Малыш вспоминает сюжеты сказок, добавляет к ним новые детали или придумывает собственные истории. В процессе игры развивается речь, укрепляется мелкая моторика, тренируется память, ребёнок учится строить логические цепочки.

Герои для кукольного театра должны быть небольшими и в то же время легко надевающимися на пальцы. Смастерить актёров можно из самых разных материалов: из фетра, бумаги или картона. В нашей статье вы сможете найти шаблоны для выкройки и посмотреть варианты игр.

Как играть в пальчиковый театр

Для каждого возраста малыша подходит свой вариант игры. Ребятам с года до двух достаточно историй с самым простым сюжетом, где задействуется одна рука. Трёхлетки уже готовы к более сложным сценариям. Здесь можно подключить вторую руку. А вот детям постарше будут интересны сказки с различными действиями, идущими друг за другом.

В первую очередь познакомьте малыша с героями. Пусть он потрогает их и посмотрит. Вместе вспомните известные русские народные сказки, прочтите книгу, рассмотрите картинки. Только затем приступайте к театральному представлению.

Как играть в пальчиковый театр. Рекомендации для родителей

Обращайте внимание на характеры героев, интонацию, выразительность речи. Например, лиса – хитрая плутовка, умная и изворотливая, разговаривает загадочно и неспешно, мышка – маленькая с тоненьким писклявым голоском, а заяц разговаривает чётко и быстро.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать бумажный пальчиковый кукольный театр при совместной деятельности детей старшей группы на занятии по изобразительной деятельности.

- Учить детей создавать сказочных героев бумажного пальчикого театра , используя конструирование , аппликацию и рисование .

- Совершенствовать способ вырезания из бумаги, сложенной вдвое.

- Совершенствовать умение самостоятельно оформлять сказочного героя.

- Развивать воображение и фантазию.

- Воспитывать интерес к театральному искусству через изобразительную деятельность.

- Формировать интерес к сотворчеству с педагогом и другими детьми в создании коллективной работы, к желанию достичь хорошего результата.

Интеграция образовательных областей :

Художественно – эстетическое развитие, речевое, социально - коммуникативное.

Беседа о театре и разновидностях театра . Рассматривание кукольной одежды.

Материалы и инструменты :

Цветные прямоугольники, ножницы, клей, салфетки, простые карандаши, ластики, фломастеры.

Содержание занятия

Воспитатель (читает стихотворение) :

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать ,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться.

Воспитатель (далее – В.) : Ребята, вы любите сказки?

Дети (далее - Д.) : Да.

В.: Как вы знакомитесь с новыми сказками?

Д.: Читают родители. Смотрим мультфильмы. В театр ходим .

В.: Что такое театр ?

Д.: Это выступление артистов.

В.: В группе вы играете в театр ? Если играете в театр , то в какой?

Д.: Да. В кукольный театр . Сами показываем театр . В настольный театр .

В.: Ребята, а у вас есть пальчиковый театр ?

В.: Я сегодня вам покажу разные виды пальчиковых театров . Посмотрите, пожалуйста (показ разных кукол из различных пальчиковых театров ) . А как вы думаете : какой еще пальчиковый театр мы можем с вами создать?

Д.: Бумажный пальчиковый театр .

В.: Мы сделаем с вами бумажный пальчиковый театр для вашей группы , и вы сможете играть еще в один театр . Мы будем мастерами, которые создают кукол. Вы согласны?

В.: В начале мы с вами поиграем. У меня есть маски с разными эмоциями. Для чего их используют в театре ?

Д.: Чтобы показать настроение.

В.: Я предлагаю отгадать эмоции на этих масках.

Д.: Дети отгадывают эмоции (радость, грусть, спокойствие, удивление и т. д.) .

В.: Сегодня мы создаем сказочных героев. Берем цветной прямоугольник, это у нас будет одежда у героя. Склеиваем так, чтобы получилась основа для нашего пальчика (показ) . На эту основу мы приклеиваем голову, лапки, которые вырежем по самостоятельно нарисованному контуру из бумаги , сложенной вдвое. У сказочного героя рисуем настроение, украшаем одежду.

Воспитатель выставляет последовательность работы на доске, одновременно проговаривая это с детьми. Показывает варианты разных героев.

Дети выбирают приготовленные прямоугольники, проходят за столы.

Воспитатель напоминает о соблюдении техники безопасности во время практической работы.

Самостоятельная работа детей

Воспитатель оказывает помощь и поддержку детям.

Для эмоционального настроя на развитие и формирование творчества детей включается музыкальный фрагмент.

После самостоятельной работы дети выставляют сказочных героев на выставку.

В.: Все посмотрите на выставку. Что сегодня мы с вами делали на занятии ?

Д.: Сказочных героев.

В.: Для чего вы создавали сказочных героев?

Д.: Чтобы играть в группе в пальчиковый театр .

В.: У вас получились замечательные сказочные герои. Вы постарались передать настроение своего сказочного героя. Они очень интересные, яркие, необычные. Вы сегодня были настоящими кукольными мастерами, все вместе создали бумажный пальчиковый театр для игры в группе . Теперь вы сможете придумывать свои собственные сказки и показывать своим друзьям. Вы большие молодцы!

Воспитатель вызывает желающих детей показать сказку в пальчиковом театре (при наличии времени) .

После занятия

Дети убирают свои рабочие места.

В своей группе в свободное время дети играют в бумажный пальчиковый театр .

Цель: создать условия для ознакомления дошкольников с различными видами театра и изготовления пальчиковых кукол.

Обучающие задачи:

  1. Обогащать представление о различных видах театра.
  2. Продолжать знакомить со способом каркасного конструирования.
  3. Формировать основы ручной умелости через выполнение предметно-практических действий.
  4. Формировать умение использовать фигурки-персонажи в процессе театрализованного действия.

Развивающие задачи:

  1. Развивать коммуникативные навыки общения, интонационную выразительность и связность речи.
  2. Развивать интерес к созданию персонажей и декораций пальчикового театра из мягкой проволоки и фольги.
  3. Развивать творческую активность и самостоятельность в процессе театрально-игровой деятельности.

Воспитательные:

  1. Воспитывать дружеские взаимоотношения, культуру поведения в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
  2. Воспитывать желание проявлять заботу о малышах и радовать их пальчиковыми играми и спектаклями.

Материалы и оборудование

Практический материал: рулоны фольги (по одному на каждый стол); мягкая проволока для художественного труда; пушистая проволока; лоскуты ткани; цветная бумага; трубочки для коктейля; ножницы для детского труда; фломастеры; клей; шерстяные нитки; бумажные салфетки; клеенки.

Предварительная работа:

Дети знакомятся с разными видами театра, сочиняют сказку, конструируют из пушистой проволоки.

Содержание НОД:

- Воспит. : Вы тихонько посидите

Сказку нашу посмотрите

Бабка: Спит деревня. Тишина.

Встала только я одна.

Хорошо бы снова лечь,

Да дед велел пирог испечь.

По амбарам помету, по сусекам поскребу.

Мало муки на пироги,

Дед: Почему же колобок?

Я просил испечь пирог!

Бабка: что ж ты сердишься, а дед?

Сам же знаешь – муки нет!

Дед: Ладно, ладно, не кричи,

Колобок на стол мечи.

Бабка: Поостынь-ка ты немножко!

Колобок: До чего же я хорошо,

Вряд ли лучше не найдешь.

Не хочу я как конфетка,

К чаю подан быть для деда.

Надо что-то делать срочно!

Надо убегать мне, точно!

- Воспит.: дети, скажите, что вы сейчас посмотрели?

-Дети: (сказку колобок, кукольный театр)

Театр – это искусство, которое помогает услышать и увидеть интересные представления. Театральное искусство возникло очень давно, в стране Древняя Греция (слайд №1). Жители этой страны древние греки строили театры под открытым небом. В театре была сцена, где актеры разыгрывали разные пьесы, спектакли прямо на улице (слайд №2).

Одни ученые доказывают, что театр возник из детских игр, а другие полагают, что театр впервые появился в народных праздниках. Но все исследователи сходятся в том, что первый театр был кукольным.

- Воспит.: Дети, а какие виды театра вы знаете? (кукольный, настольный, пальчиковый, драматический, теневой) А сейчас мы посмотрим другой вид театра – теневой. Отрывок из какой сказки вы посмотрели?

- Воспит.: Дети, а в каком театре были вы? Какие спектакли вы смотрели, и, что больше всего вам понравилось в театре? (рассказы из личного опыта).

- Воспит.: Театр – это волшебная страна!

Сколько чудес нам дарит она.

Праздник, улыбки, музыку, смех

В этой стране ожидает нас всех.

Давайте вместе встанем, скажем

Надо за руки всем взяться,

На носочки всем подняться,

В мир волшебный окунуться.

Воспит.: И окажемся в гостях у нашей Мухи-Цокотухи! Но прежде чем мы отправимся, нам надо превратиться в насекомых (стоит стол с самоваром, на столе маски). Дети надевают маски и садятся на скамеечку, муха за стол.

Муха: Заходите, гости дорогие, угощайтесь.

Пчела: Я соседка Пчела, тебе меду принесла.

Муха: Спасибо, садитесь за стол – самовар готов.

Бабочка: Мы порхали по цветам, прилетели в гости к вам.

Муха: Прошу за стол садиться – чайку напиться.

Жуки: Мы заморские жуки – богатые мужики.

Муха: Проходите, гости дорогие, угощайтесь.

Воспитатель: Приходили к мухе блошки.

Блошки: А мы прыгали, играли, и вот в гости к вам попали.

Муха: Проходите, проходите, пейте чаю с крендельками.

Воспитатель: Нынче Муха-Цокотуха именинница!

В страну волшебников пойдем,

Мы там друзей себе найдем

Нас творчеству научит.

А Мастер Клей и умелые пальчики нам во всем помогут.

(Идут в группу)

(В группе)

Воспит.: Вот и оказались мы в творческой мастерской. Волшебница Фантазия и наши умелые ручки помогут раскрыть для себя новые секреты мастерства, научат главному искусству Волшебников – создавать и оживлять пальчиковый театр. Вы согласны?

Дети, а как вы думаете, что такое пальчиковый театр?

- Воспит.: Это такой вид театра, в котором актерами (персонажами, героями) выступают пальчики. На пальчики можно надеть крошечных куколок. Можно расположить целую сказку на ладошке, и нарисовать на пальчике забавные личики. Игрушки из пальчикового театра можно связать на спицах или крючком (одеваю на пальчик вязаную кошечку).

- Тише дети, не шумите

Нашу Мусю не будите.

Наша Киса в каждой лапке

Прячет острые царапки.

Можно сшить из разной ткани.

- В рыжем платьице из ситца,

Воспит.: Можно вырезать из бумаги, из колпачков, а так же можно даже из продуктов питания. Давайте сегодня мы с вами создадим свой пальчиковый театр и порадуем малышей спектаклем. Мы попробуем смастерить пальчиковый театр из фольги и декоративной проволоки. Прежде чем приступить делать пальчиковый театр рассмотрим технологическую карту. Здесь показано, как можно делать животных, декорацию. Посмотрите, проволоку можно скручивать, обвивать вокруг пальца, изгибать, завязывать на узелки. Посмотрите, как сделана пальма.

Воспит.: Какие сказочные герои есть в этой сказке? (пчелка, бабочка, паук, улитка, заяц, птичка, жук, можно еще сделать декорацию) А сейчас дети выбирайте себе помощников и садитесь за столы. Мы с вами мастера, которые мастерят пальчиковый театр, но вначале давайте разогреем пальчики.

Наш волшебный, мудрый ежик

Не нашел в лесу дорожек

Ежик колет нам ладошки

Поиграем с ним немножко

Если будем с ним играть

Ручки будем развивать

Ловкими станут пальчики

Умелыми девочки и мальчики

- Воспит.: Дети, приступаем к изготовлению персонажей пальчикового театра (дети конструируют пальчиковый театр). Дети, вечером мы покажем театральное представление малышам, а сейчас мы покажем всем нашим гостям. Выходите.

(ставлю ширму)

Одну простую сказку,

А может и не сказку!

А может не простую

Хотим мы показать!

Сказка

Далеко-далеко в сказочном лесу жила-была пчелка Жужа, бабочка-летунья и паучок. Жужжа каждый день собирала нектар с цветков, бабочка порхала с цветка на цветок, а паучок раскачивался на ветке.

Тут в гости к пчеле прилетел жук Барон.

Жук: Здравствуй, милая пчела!

До чего же ты мила.

Угости меня медком

Буду добрым я жуком!

Повстречал улитку жук:

Жук: Ты не бойся, я твой друг.

Улитка: Глазки на рожках

Липучки на ножках

Но полянку, на лужок, прискакал зайка прыг - скок,

А с ним чижик - дружок.

Заяц: Здравствуй, добрая пчела.

Как здоровье? Как дела?

Пчела: Все в порядке! Все жужжу!

Извините, я спешу!

Села пчелка на цветок, опустила хоботок

Пчела: Ведь тому, кто занят делом,

Просто некогда скучать.

Конспект занятия

Организационный этап : эмоционально-психологический настрой детей.

Предлагает проверить наличие необходимых материалов.

Инструктаж по технике безопасности.

Проверяют наличие необходимых материалов.

Подготовка рабочего места.

Введение в темузанятия : систематизация и обобщение знаний детей.

Рассказ об истории театра (Приложение 1), демонстрация образцов театральных кукол.

Знакомство с материалом и различными изделиями, выполненными для образца.

Физ. минутка

Динамическая пауза (Приложение 2).

Повтор и выполнение рефлексивных упражнений.

Объяснение темызанятия : объяснение, рассказ педагога.

Рассказ, беседа о новом материале занятия.

Восприятие и анализ нового материала по вопросам педагога.

Практическая работа : практическая деятельность детей.

Показ приемов практической работы

готовых образцов изделий

Повторение за педагогом,просмотр наглядных пособий.

Практическая работа : практическая деятельность детей.

Индивидуальная помощь учащимся.

Самостоятельный выбор и выполнение приемов практической работы.

Практическая работа : практическая деятельность детей.

Помощь педагога в подборе материалов для дальнейшей работы.

Повторение за педагогом приемов практической работы.

Практическая работа : практическая деятельность детей.

Индивидуальная помощь учащимся.

Самостоятельный выбор материала для последующих работ.

Физ. минутка

Гимнастика для глаз (Приложение 3)

Повтор и выполнение рефлексивных упражнений.

Практическая работа : практическая деятельность детей.

Индивидуальная помощь учащимся.

Практическая работа по подбору отделочных материалов.

Подведение итогов .

Предложение педагогом рассмотреть выполненные работы. Выявление степени удовлетворенности детей занятием (устный опрос).

Ответы на вопросы. Оценка и взаимооценка выполненных работ.

Организационный конец

Контроль и проверка выполненных работ.

Уборка рабочего места.

Приложение 1

История кукольного пальчикового театра.

История кукольного театра имеет далекое начало. Ещё в ДревнемЕгипте, Риме, Греции использовали кукольные постановки в видеобращения к Богам. Позже подобные представления начали переходить ужев постановки эстрадного типа, когда бродячие группы кукольников кочевалис одного места на другое и собирали толпы зевак. В то время сценариипостановок были самыми примитивными, понятными любому человеку,часто высмеивали власть, пародировали известных личностей.

В России первое известие о кукольном театре датировано 1636 годом, а в1700 году известны первые гастроли кукольников, одна группа которыхпоехала по всей России, а другая держала свой путь в Украину. Так появилсякукольный театр и на Руси, после чего стал очень знаменитым. На всепраздники люди собирались, устраивали гулянья, танцы, и конечно же необходилось без забавного Петрушки, без театральной кукольной постановки.На данный момент одним из самых известных кукольных театров в Россиисчитается театр кукол С.В. Образцова.

В других странах, особенно стран Востока кукольные представления до сихпор являются важным атрибутом любого национального праздника. Куклымогут быть такого размера, что управление ими поручаются сразу группелюдей!

Игрушки для кукольного театра могут быть различными. Условноих можно разделить на 3 группы:

1. Куклы, которые управляются с помощью нитей, кукловод находитсявыше сцены, дергая за нити, он создает движение куклы (Верховые куклы)

2. Куклы, которые одеваются на пальцы или же всю руку (перчатки,варежки). Кукловод находится за ширмой, шевеля рукой, оживляет кукол(Низовые куклы).

3. Куклы, которые находятся на уровне кукловодов, которых не видны зрителю. В частности такие куклы используются в постановках театра теней. (Среднеготипа)

К низовым видам кукольного театра относитсяпальчиковый театр.

История возникновения пальчиковых кукол уходит своими корнями в очень далёкие времена. Наши предки понятия не имели о мелкой моторике, мышечном тонусе и прочих премудростях, однако интуитивно делали своим детям правильные пальчиковые игрушки. Как только младенец начинал интересоваться своими руками, для него мастерили пальчикового зайку.

Квадратный лоскуток ткани сворачивали жгутиком по диагонали, сгибали и обматывали узкой полоской ткани. В образованное кольцо просовывался палец руки, играя роль головы зайки, а свисающие концы лоскутка становились ушками. Получившийся пальчиковый зайчик, надетый на мизинец, был не только забавной игрушкой, но и обладал сильным терапевтическим эффектом, не позволяя малышу сжать руку в кулачок неправильно.

Пальчиковый театр можно сделать самому: связать крючком или на спицах, сложить из бумаги в технике оригами, сшить. Польза пальчикового театра. Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкоймоторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми – от момента создания игрушки до театрализации.Чтобы игрушка стала артистом,нужно самому быть немножко артистом. Поэтому игра с пальчиковым театром, как и обычные театральные постановки, может помочь в игровой форме развить и речь, и импровизационные умения и многое другое.

Читайте также: