Конспект занятия по развитию речи звук

Обновлено: 07.07.2024

Занятие направлено на развитие фонематического слуха у детей, умение дифференцировать и отчётливо произносить звуки, определять место звука в слове.

Содержимое публикации

Занятие по звуковой культуре речи в подготовительной группе:

Упражнять детей в различении на слух, отчетливом произношении, дифференциации звуков с-з, развивать фонематический слух, находить место звука в слове.

Изображения совы и зайца, заколдованного замка, карточки на каждого ребенка с тремя окошечками для определения места звука в слове, синие кружки на каждого ребёнка, 2 домика.

Методы и приемы:

Игровой прием, загадки, скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, анализ слов, физкультминутка.

Ход образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

В: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в волшебный мир звуков. Но сначала разогреем наши язычки, сделаем артикуляционную гимнастику.

Раз –окошечко открыли

Два – мы дудочку купили

Три – в улыбке наши губки

На четыре – чистим зубки.

А в гости к каким звукам мы с вами отправимся, вы узнаете из загадок.

Всю ночь летает

Спать летит в дупло.

Д: Это сова.

В: Правильно, это сова. С какого звука начинается слово-сова?

Д: Слово сова начинается со звука –с.

В: Правильно, мы отправимся в гости к звуку –с. но одному в волшебном царстве скучно, поэтому вместе со звуком сживет еще один звук слушайте загадку.

2.Это что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной

И стоит среди травы

Уши больше головы.

Правильно, это заяц. С какого звука начинается слово заяц?

Д: Слово заяц начинается со звука –з.

В: Мы с вами отправимся в царство звуков–с- и –з. Давайте произнесем эти звуки. А какие это звуки, гласные или согласные? Почему согласные? (потому что во рту образуется преграда, нам мешают зубки).

А теперь определите, звонкие это звуки или глухие.

Посмотрите ребята, это замок звуков. Но почему он такой мрачный? (ответы детей).

В: Оказывается этот замок заколдовал злой волшебник Звукоед. И теперь в этом царстве звуки пропали и все слова стали непонятными. Ребята, зайка и сова просят вас расколдовать замок, а для этого нам надо выполнить несколько заданий.

Я вам сейчас буду называть слова, из которых пропали звуки –с- или –з-, а вы должны восстановить слово и сказать его правильно.

…агадка (загадка), …ыр (сыр), …онт (зонт), …такан (стакан), …неговик (снеговик), …айчик (зайчик), меду…а (медуза), …, …амовар (самовар), во…дух (воздух), ..олушка (золушка).

В: Молодцы, задание вы выполнили, вы расколдовали одну часть замка.

В: Второе задание.

Воспитатель: вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук с, а если его там не будет, то поднимаем ладошки вверх.

Слова со звуком с: слон, юрта, велосипед, самовар, улитка, пылесос, люстра, кукла, поросенок, занос. Сад, салат, лес, нос, фокус, роса, песок, колбаса, волосы, кактус, минус, соль, совет, сом, судно, самолёт, листва, ребус, суп, сын.

- Хорошо, а теперь хлопаем, если услышим звук –з (бегемот, зебра, лопата, зубочистка, заноза, мыщка, паровозик, яблоко, кузов, гнездо, изба, мимоза.

В: Молодцы, вы помогли расколдовать еще одну часть замка. Ребята, сова говорит, что она очень любит чистоговорки, потому, что они помогаю красиво и правильно говорить. Она предлагает поиграть. Я буду говорить, а вы по очереди будите повторять.

Са-са-са – в окно летит оса.

Со-со-со - лиса катит колесо

За-за-за – в огороде коза.

Зу-зу-зу- ручеек течет внизу.
Са-са-са - на траве роса.

За-за-за - вот летает стрекоза.

Са-са-са - в сказке были чудеса.

За-за-за - у куклы синие глаза.

Су-су-су – не боюсь осу.

Зу-зу-зу - я яблоко грызу.
Су-су-су - заплету косу.

Зу-зу-зу - накормлю козу.
Су-су-су - я гулял вчера в лесу

Зы-зы-зы – язык длинный у козы.
Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

За-за-за, надвигается гроза.

Зы-зы-зы, не боимся мы грозы.

Зы-зы-зы, вымыли тазы.

За-за-за, у Нины карие глаза

В: А зайчик любит разучивать скороговорки. Давайте и мы с вами разучим

-У киски в миске рис и сосиски.

В: Сначала повторим медленно, а потом быстро.

(Хоровые и индивидуальные ответы детей).

В:- На завалинке Зоя и заинька.

В: Смотрите, ребята, мы с вами расколдовали еще одну часть замка. Мы выполнили уже много заданий, нам надо немного размяться (выходим на ковер)

Зайка по лесу скакал (прыжки)

Зайка корм себе искал (повороты влево и вправо)

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки (ладошки у головы)

Шорох тихий раздается (прислушиваются)

Кто-то по лесу крадется.

Может ежик здесь шуршит (трут ладошками)

Может мышка прочь бежит (перебирают пальцами)

Может мишка здесь гуляет (ходят в перевалочку)

Может птица пролетает (движения скрещенными ладонями)

Заяц путает следы (легкий бег)

Убегает от беды

Прыгнул в бок и повернулся

И под кустиком свернулся (присесть)

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не мог.

В: Ну что, отдохнули? Тогда продолжаем. Я раздам вам картинки, на которых изображены предметы. Надо определить какой звук живет в слове –з- или –с- и поместить картинку в нужный домик.

Д: Это замок. В этом слове есть звук –з- я поселю его в этот домик.

В: Молодцы, и с этим заданием справились!

В: Ребята, вам осталось расколдовать последнюю часть замка и выполнить еще одно задание. Вот я вижу конверт, а в нем написаны слова. Ребята, вам надо определить где стоит звук в слове и вы расколдуете еще одну часть замка. Давайте вспомним, где может стоять нужный нам звук в слове.

Д: Звук в слове может стоять в начале, середине или в конце (проходите за столы).

В: Возьмите карточки с окошечками и ставьте фишку в первое, среднее или последнее окошечко, определяя место звука в слове.

(дети самостоятельно выполняют задания, воспитатель осуществляет контроль).

-Озеро, заря, воздух, мимоза, гнездо, грязный; нос, колосок, осина, волос, сырник, оса, папуас.

В: Молодцы, вы расколдовали весь замок. Посмотрите, какой он красивый и яркий. Здесь, наверное живут все слова со звуками –с- и -з- .

-Вам понравилось наше волшебное приключение?

-Какие звуки мы сегодня выручали?

-Какие задания вам понравились?

- Что вам показалось трудным?

Цель. Учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

1 вариант Ход

Взрослый. Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а ты первый звук в слове будешь заменять звуком [С] или другим…

Конспект занятия по развитию речи "В стране звуков", средняя группа.

Задачи:

- с органами артикуляционного аппарата.

Учить произвольно управлять голосом - регулировать темп, силу, громкость.

Воспитывать доброе отношение к окружающим и умение слушать друг друга.

ВложениеРазмер
zanyatie_no1.docx 16.25 КБ

Предварительный просмотр:

- с органами артикуляционного аппарата.

Учить произвольно управлять голосом - регулировать темп, силу, громкость.

Воспитывать доброе отношение к окружающим и умение слушать друг друга.

Воспитатель: - Ребята, вы хотите попасть в страну звуков? Эта страна невидимая, но она окружает нас всюду, потому что звуки есть везде. Их нельзя увидеть, их можно только услышать и произнести. Давайте вспомним, какие звуки можно услышать.

Дети вспоминают, что слышали шум ветра, дождя, гром, как едет машина, поезд, поют птицы, лают собаки.

Педагог за ширмой производит шумы разными предметами, а дети отгадывают, какой предмет звучал. (Стучал барабан, звенел колокольчик, звучал бубен, рвали бумагу, переливали воду, стучали мячом, шарик катился по столу и т.д.)

Воспитатель: - А ведь у каждого человека тоже есть свой голос. Вы узнаете друг друга по голосу? Давайте поиграем.

Дети встают в полукруг, один из них выходит вперёд (главный игрок) и отворачивается от остальных и закрывает глаза. Два, три ребёнка по очереди называют его по имени, а главный игрок отгадывает.

Воспитатель: - Ребята, а чем мы умеем издавать звуки? (Ногами) Давайте потопаем тихо-тихо. А сейчас громко-громко.

- А чем ещё умеем издавать звуки? (Руками) Давайте потрём ладошки и послушаем, какой звук получился. А теперь тихо похлопаем. А теперь громко…

Дети рассказывают, что рот умеет открываться и закрываться, язык, зубы, губы помогают нам издавать звуки.

Воспитатель: - Правильно! Мы можем говорить, только если открываем и закрываем рот. А ещё у нас есть помощники – органы артикуляционного аппарата (язык, губы, зубы), они тоже помогают нам говорить.

В этот момент раздаётся шорох. Дети прислушиваются, идут на шорох и находят в сухих листьях маленького ёжика.

Воспитатель: - Хотите, я расскажу вам историю про ёжика?

Дети располагаются на ковре, и педагог рассказывает историю, сопровождая её показом картинок-символов, вызывающих активное звукоподражание.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что звуки очень дружат друг с другом, и когда они соединяются, то получаются слова, которые можно записать с помощью букв. В этом году мы постараемся с вами выучит все буквы нашего алфавита. Всего их 33.

- Ну вот и закончилась наша игра со звуками. Вы немножко устали. Смотрите-ка, а ведь наш ёжик тоже устал. Давайте споём ему колыбельную песенку, а петь будем нежно и ласково.

Дети по очереди берут на руки ёжика, качают его, нежно напевая на мотив колыбельной: А-а-а-а-а-а-а; у-у-у-у-у-у-у; о-о-о-о-о-о-о; и-и-и-и-и-и-и; ы-ы-ы-ы-ы-ы-ы; э-э-э-э-э-э-э.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы".

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему "Зимующие птицы". Конструкт занятия позволит расширить знания детей о зимующих птицах, а также будет способствовать развитию речи дет.


"Что за прелесть эти сказки" Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с участием родителей.

Цель:1. Развивать целостное восприятия русской народной сказки.2. Учить детей создавать выразительный образ в игре-драмматизации.3. Воспитывать любовь, добро, бережное отношение к окружающему ми.


Конспект занятия по развитию речи детей в средней группе детского сада "Сочиняем сказку"

Конспект занятия по развитию речи.


Конспект занятия по развитию речи "Овощи" в средней группе
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Космическое путешествие"
Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы на тему: "Праздник Светлой Пасхи"
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи. 2 младшая группа

- учим отвечать на вопросы взрослого;

- способствовать развитию речи, развивать речь как средство общения;

- формировать словарь, развивать память, мышление.

- участвовать в речевом диалоге, проявлять эмоциональную отзывчивость.

Методы и приемы :

игровой, наглядный, вопросы к детям, дидактическая игра.

Материалы и оборудование:

игрушка – лошадка, коробка с кубиком.

I. часть

В: Ребята, сегодня к нам пришли гости, дружно с ними поздороваемся. А сейчас давайте встанем в кружок! Вы улыбаться умеете?

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

В: проходим дети на стульчики. Садимся.

В: сегодня к нам в гости пришла лошадка (педагог показывает им игрушку – лошадь), поздоровайтесь с ней.

В: кто знает, как умеет лошадка говорить?

Лошадка привезла что-то. Воспитатель показывает детям кубик, на гранях которого нарисованы предметы: ослик, мышка, колокольчик (маленький и большой).

Педагог показывает детям на кубике - колокольчик и поясняет: «Маленький колокольчик поёт: „Ли-и-и-ли-и-и-ли-и-и“ (звук и произносится протяжно). Как поёт колокольчик? А колокольчик побольше поёт: „Ди-и-и-инь-ди-и-и-инь“. (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Физминутка под музыку (аудиозапись).

Дети двигаются друг за другом по ковру под слова воспитателя:

Вот лошадка прокричала:

По ковру вдруг поскакала:

В группу нас опять примчала:

II. часть.

III. Часть. Итог.

В: дети кто сегодня к нам приходил на занятие? (гости) Мы гостям были рады и улыбнулись. Кто ещё приходил к нам на занятие(лошадка). Что она нам привезла? Мы были рады с ней встретиться. В какую игру мы с ней играли?

Краткое описание документа:

Конспект разработан в соответствии с ФГОС, Основная задача данного конспекта в игровой форме непринужденно выполнять основную функцию НОД - дать знания и вырабатывать умения вести диалогическую речь.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 040 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 19.03.2021 3200
  • DOCX 21.8 кбайт
  • 36 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кулиш Светлана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Образовательные задачи:Формировать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач; упражнять детей в правильном произношении звука [О] в звукоподражаниях, в словах и во фразовой речи; вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при произношении звука [О];

Развивающие задачи:Развивать связную речь, ее выразительность, выделяя характерные признаки предмета, развивать внимание, наглядно- образное и логическое мышление;

Материал и оборудование: карандаши на каждого ребенка, презентация с изображением животных (кошка, щенок, лошадь, корова), матрешки (дедушка и бабушка).

Ход непосредственно – образовательной деятельности: Дети с воспитателем сидят на ковре. Для организации и собранности детей воспитатель проводит пальчиковую гимнастику.

III- Ой, ребята посмотрите, мы приехали и нас уже встречают бабушка и дедушка. Бабушка для нас приготовила что-то очень вкусное. Что же это?(показываю бублик). (если дети сомневаются-помогаю, отвечаю сама, затем повторяют дети). Скажите мне пожалуйста, ребята, а бублик, какой он?(круглый). Предлагаю посмотреть на картинку (бублик и ребенок, говорящий букву О).

IV - Дедушка нас приглашает во двор, посмотреть, кто же там у него живет. Но нам сначала нужно отгадать загадки. (Все отгадки показываю на экране).

Читайте также: