Пешка конспект урока 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду вашим экскурсоводом.

– Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

– Кто такой экскурсовод?

– Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

– Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

    Вперёд и назад ходит браво
    Помчится налево, направо
    Ту фигуру знаю я
    Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

  • На одной стоит ноге
    А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

– Запомните, какие фигуры нам встретились.

– Куда же мы совершим путешествие?

– В город, который является для вас родным, город, в котором вы живёте.

Слайд с панорамой города

– Почему наш город так назвали? (он расположен на берегу реки Кама)

22 сентября 1966 года Нижнекамск был объявлен городом и появился на карте.

– Сколько сейчас лет городу? (45 лет будем праздновать в этом году)

– Ребята, вспомните, какой фигуры не было при разгадывании названия нашего города? (пешки)

– Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

– Пешка, как и наш город – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.


Слайд. Правило превращения

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.


Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

В позиции “A” белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур.

В позиции “B” пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

А.

4. Физминутка.

– Для того чтобы отдохнуть, заняться творчеством в нашем городе есть кинотеатры, музыкальные и художественные школы, музеи.

Если хочешь заняться спортом, тебя ждут спортивные школы, стадионы, катки и Ледовый дворец.

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5. Первичное закрепление.

Стихи рассказывают ученики

На войну, не на парад
Пешка держит путь.
Ей нельзя идти назад,
В сторону свернуть.

Чтоб в борьбу вступить скорей.
В рукопашный бой,
Первым ходом можно ей
Сделать шаг двойной.

А потом – вперёд, вперёд,
За шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.

Всю доску пройти должна
Пешка до конца –
Превратиться там она
В генерала, не в бойца!

1 задание – Выполнив задание по вариантам, вы ответите на вопрос: Чем известен наш город?

Получились слова: ХИМИЯ, ШИННЫЙ. Наш нефтехимический комбинат является крупнейшим производителем нефтехимической промышленности. Его продукция каучук отправляется почти в 100 стран мира.

Каждая 3-я шина в России выпускается нашим шинным заводом.

Жизнь города связана с нефтехимиками, поэтому центральная улица города носит название “проспект Химиков”, параллельно ей расположен “проспект Шинников”.

Получились слова: БЫЗОВА, ЛЕСНАЯ.

Улица Бызова названа в честь русского химика, специалиста по технологии получения каучука из нефтяного сырья.

Улица Лесная названа так, потому что она расположена рядом с лесом.

– А какие ещё есть названия улиц в нашем городе? (Кайманова, Тукая, сквер Лемаева, Менделеева, Мурадьяна, Вахитова, Чабьинская, Ахтубинская, Юности, Южная, Студенческая, Корабельная, Сююмбике, Мира, Баки Урманче, Вокзальная, Чишмале, Южная, Строителей, Индустриальная, Гагарина,).

Названия улиц даются не только по месту расположения, но и в честь выдающихся людей.

6. Итог урока. Вопросы из “Шахматной шкатулки”

– Какими предприятиями знаменит наш город? (химкомбинат, шинный завод)

– Сколько лет исполняется нашему городу в этом году? (45 лет)

– Назовите улицы, которые названы в честь выдающихся людей? (Бызова, Кайманова, сквер Лемаева, Тукая, Баки Урманче, Гагарина, Первостроителей,Мурадьяна, Сююмбике, Менделеева)

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах. Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

– Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия.

ВложениеРазмер
Конспект урока по шахмату 82.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Пешка"

  1. Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия.
  2. Учить ориентироваться на шахматной доске.
  3. Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание, память, усидчивость.
  1. Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски.
  2. Схема с изображением пешки.
  3. Мультимедиа.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы проведем необычный урок, Урок-экскурсия.

– Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

– Кто такой экскурсовод?

– Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

– Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

  • Вперёд и назад ходит браво
    Помчится налево, направо
    Ту фигуру знаю я
    Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

  • На одной стоит ноге
    А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

– Запомните, какие фигуры нам встретились.

– Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

– Пешка, как и наша село – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку . Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.

Слайд. Правило превращения

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.

Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

В позиции “A” белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур.

В позиции “B” пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5. Практическая работа.

1 задание – Выполнив задание по вариантам, вы ответите на вопрос: Чем известен наш кожуун?

Получились слова: ГОРА БАЙ-ТАЙГА. Наша гора одна из высокх гор Нашей страны, его каждый год освящают буддийские ламы. Читают молебен у Оваа на вершине горы, куда могут подниматься только мужское население нашей республики.

Получились слова: ЧУДУРУКПАЙ.

Улица Чудурукпай названа в честь тувинского добровольца ВОВ который в последствии жил в том самом доме по улице Чудурукпай.

– А какие ещё есть названия улиц в нашем селе?(Хемчик, Нефтебаза, Садовая, Советская, Набережная, улица 40 лет Советской Туве, С.Шойгу, Спортивная, Авиационная).

Названия улиц даются не только по месту расположения, но и в честь выдающихся людей.

6. Итог урока. Вопросы из “Шахматной шкатулки”

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах . Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

– – Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

Урок русского языка в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества.


На уроке ребята отправились в новогоднее путешествие, где познакомились с Дедами Морозами разных стран и узнали, как празднуют Новый год в других частях планеты. За время путешествия закрепили на.




  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока "Пешка"

Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия.

Учить ориентироваться на шахматной доске.

Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание, память, усидчивость.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски.

Схема с изображением пешки.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы проведем необычный урок, Урок-экскурсия.

Слайд Экскурсовод

– Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

– Кто такой экскурсовод?

– Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

– Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

Вперёд и назад ходит браво
Помчится налево, направо
Ту фигуру знаю я
Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

Белым клеточкам верны
Белопольные …(слоны)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

На одной стоит ноге
А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

Самая главная шахматная фигура (король)

– Запомните, какие фигуры нам встретились.

– Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

– Пешка, как и наша село – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку . Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.

Слайд. Правило превращения

Слайд. Взятие

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.

Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

В позиции “A” белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур.

В позиции “B” пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

А.

4. Физминутка.

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5. Практическая работа.

1 задание – Выполнив задание по вариантам, вы ответите на вопрос: Чем известен наш кожуун?

Получились слова: ГОРА БАЙ-ТАЙГА. Наша гора одна из высокх гор Нашей страны, его каждый год освящают буддийские ламы. Читают молебен у Оваа на вершине горы, куда могут подниматься только мужское население нашей республики.

Получились слова: ЧУДУРУКПАЙ.

Улица Чудурукпай названа в честь тувинского добровольца ВОВ который в последствии жил в том самом доме по улице Чудурукпай.

– А какие ещё есть названия улиц в нашем селе?(Хемчик, Нефтебаза, Садовая, Советская, Набережная, улица 40 лет Советской Туве, С.Шойгу, Спортивная, Авиационная).

Названия улиц даются не только по месту расположения, но и в честь выдающихся людей.

6. Итог урока. Вопросы из “Шахматной шкатулки”

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах . Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

– – Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.

1. Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия.

2. Учить ориентироваться на шахматной доске.

3. Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание, память, усидчивость.

Оборудование:

1. Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски.

2. Схема с изображением пешки.

Ход занятия

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

- Сегодня мы проведем необычное занятие, занятие -экскурсия.

Слайд Экскурсовод

– Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

– Кто такой экскурсовод?

– Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

– Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

· Вперёд и назад ходит браво
Помчится налево, направо
Ту фигуру знаю я
Ведь зовут её … (ладья)

– Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

· Белым клеточкам верны
Белопольные …(слоны)

– Как ходят слоны? (по диагонали)

· На одной стоит ноге
А ходит только буквой “Г” (конь)

– Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

· Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

– Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

· Самая главная шахматная фигура (король)

– Запомните, какие фигуры нам встретились.

– Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

– Пешка, как и наше, село – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее движений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой интересной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

– Сегодня на занятие мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд. Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

– Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.

Слайд. Правило превращения

Слайд. Взятие

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.

Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по-другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

В позиции “A” белая пешка имеет целых четыре варианта хода: может пойти на одно или на два поля вперед, а также может ударить одну из черных фигур.

В позиции “B” пешка не имеет ни одного возможного хода – впереди стоит пешка соперника, и нет фигур, которые можно ударить

А.

4. Физминутка.

– А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну-ка, пешки, поиграем.
Головой мы повращаем
Вправо – влево, а потом (вращение головой)
3 – 4 – приседаем,
Наши ножки разомнём. (приседания)
1,2,3 – на месте шаг.
Встали пешки дружно в ряд.
Мы размялись от души,
За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5. Практическая работа.

6. Итог урока. Вопросы из “Шахматной шкатулки”

– В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

– Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

– В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

– Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

– Бьёт ли пешка назад? (нет)

– Превращается ли пешка в короля? (нет)

– В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

– Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

– Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах . Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

– А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

– – Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день, каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.


Урок познакомит детей с одной из шахматных фигур, с правилами перемещения пешки, правилами взятия. Позволит закрепить умение ходить ладьёй, слоном, ферзём.

Описание разработки

Цели:

Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия. Продолжить формирование базы для серьёзной игры в шахматы.

Закрепить умение ходить ладьёй, слоном, ферзём. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание, память, усидчивость.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

2. Актуализация знаний.

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду вашим экскурсоводом.

- Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

- Кто такой экскурсовод?

- Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

- Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

Вперёд и назад ходит браво

Помчится налево, направо

Ту фигуру знаю я

Ведь зовут её … (ладья)

- Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

Белым клеточкам верны

Конспект урока для 2 класса на тему Шахматная фигура - пешка

Белопольные …(слоны)

- Как ходят слоны? (по диагонали)

На одной стоит ноге

- Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

- Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

Самая главная шахматная фигура (король)

- Запомните, какие фигуры нам встретились.

- Куда же мы совершим путешествие?

- В город, который является для вас родным, город, в котором вы живёте.

Слайд с панорамой города

- Почему наш город так назвали? (он расположен на берегу реки Кама)

22 сентября 1966 года Нижнекамск был объявлен городом и появился на карте.

- Сколько сейчас лет городу? (45 лет будем праздновать в этом году)

- Ребята, вспомните, какой фигуры не было при разгадывании названия нашего города? (пешки)

- Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

- Пешка, как и наш город – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее дви­жений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой инте­ресной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

- Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Г.Нижнекамск , Татарстан

Предмет: шахматы

Тема: Шахматная фигура - пешка .

Педагоги: Салахова Зульфира Самигулловна

Тема: Шахматная фигура - пешка

Познакомить с шахматной фигурой – пешка, с правилами перемещения пешки, с правилами взятия. Продолжить формирование базы для серьёзной игры в шахматы.

Закрепить умение ходить ладьёй, слоном, ферзём. Учить ориентироваться на шахматной доске.

Способствовать формированию интереса к игре в шахматы, развивать внимание, память, усидчивость.

Оборудование:

Демонстрационная шахматная доска, индивидуальные шахматные доски.

Схема с изображением пешки.

Организационный момент.

Долгожданный дан звонок

Актуализация знаний.

Сегодня наш урок будет необычным. Мы с вами отправимся на экскурсию. Я буду вашим экскурсоводом.

Слайд Экскурсовод

- Обратите внимание на написание выделенных гласных, запомните, как пишется это слово.

- Кто такой экскурсовод?

- Экскурсовод – это человек, который руководит экскурсией, рассказывает о том месте, где находятся посетители, путешественники.

- Куда мы отправимся, узнаете, когда разгадаете шахматные фигуры.

Вперёд и назад ходит браво

Помчится налево, направо

Ту фигуру знаю я

Ведь зовут её … (ладья)

- Как ходит ладья? (по вертикали и по горизонтали)

Белым клеточкам верны

- Как ходят слоны? (по диагонали)

На одной стоит ноге

- Что можете добавить о коне? (может перепрыгивать через фигуры)

Какая фигура любит свой цвет? (ферзь)

- Как ходит ферзь? (по вертикали, по горизонтали, по диагонали)

Самая главная шахматная фигура (король)

- Запомните, какие фигуры нам встретились.

- Куда же мы совершим путешествие?

- В город, который является для вас родным, город, в котором вы живёте.

Слайд с панорамой города

- Почему наш город так назвали? (он расположен на берегу реки Кама)

22 сентября 1966 года Нижнекамск был объявлен городом и появился на карте.

- Сколько сейчас лет городу? (45 лет будем праздновать в этом году)

- Ребята, вспомните, какой фигуры не было при разгадывании названия нашего города? (пешки)

- Сколько их? (8 белых, 8 чёрных, всего 16)

- Пешка, как и наш город – это самая маленькая фигура, но очень значимая. Именно благодаря пешке, необычным правилам ее дви­жений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой инте­ресной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур.

3. Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы поговорим о правилах перемещения пешки, познакомимся с правилом превращения и правилом взятия. Поговорим о нашем городе, чем он знаменит.

Слайд Ходы пешки

Пешка ходит только вперёд и только на одну клетку. Но с одним исключением: со своего исходного положения для белых со 2-ой горизонтали, для чёрных с 7-ой горизонтали каждая пешка, если свободен путь, по желанию играющего может быть передвинута либо на ближайшее поле, либо через одно поле.

Сделав первый ход, в дальнейшем пешка теряет право на двойной прыжок, т.е. в дальнейшем она может передвигаться только на одно поле.

- Ходить таким образом пешка может в том случае, если перед ней не стоит какая-либо фигура.


Слайд Правило превращения

Слайд Взятие

В отличие от других фигур пешка бьёт фигуру противника не так как ходит, а на одну клетку вперёд по диагонали. Перейдя на соседнюю диагональ, она продолжает путь по ней.


Вывод: Таким образом, пешка ходит вперед, а бьет по диагонали на одну клетку. Это единственная фигура в шахматах, которая ходит по одному правилу, а наносит удар по- другому. У остальных фигур направление движения и удара совпадает. Ниже приведены две позиции:

А.

4. Физминутка.

- Для того чтобы отдохнуть, заняться творчеством в нашем городе есть кинотеатры, музыкальные и художественные школы, музеи.

Если хочешь заняться спортом, тебя ждут спортивные школы, стадионы, катки и Ледовый дворец.

- А сейчас мы с вами превратимся в пешек:

Ну- ка, пешки, поиграем.

Головой мы повращаем

Вправо – влево, а потом (вращение головой)

3 - 4 - приседаем,

Наши ножки разомнём. (приседания)

1,2,3 – на месте шаг.

Встали пешки дружно в ряд.

Мы размялись от души,

За столы мы вновь спешим. (садятся за столы)

5.Первичное закрепление. Стихи рассказывают ученики

Слайд Пешка, маленький солдат

Лишь команды ждёт,

Чтоб с квадрата на квадрат

Слайд На войну, не на парад

Пешка держит путь.

Ей нельзя идти назад,

В сторону свернуть.

Слайд Чтоб в борьбу вступить скорей.

В рукопашный бой,

Первым ходом можно ей

Сделать шаг двойной.

Слайд А потом – вперёд, вперёд,

За шажком шажок.

Ну, а как же пешка бьёт?

Слайд Всю доску пройти должна

Превратиться там она

В генерала, не в бойца!

Практическая работа.

1 задание - Выполнив задание по вариантам, вы ответите на вопрос: Чем известен наш город?

Получились слова: ХИМИЯ, ШИННЫЙ. Наш нефтехимический комбинат является крупнейшим производителем нефтехимической промышленности. Его продукция каучук отправляется почти в 100 стран мира.

Каждая 3-я шина в России выпускается нашим шинным заводом.

Получились слова: БЫЗОВА, ЛЕСНАЯ.

Улица Бызова названа в честь русского химика, специалиста по технологии получения каучука из нефтяного сырья.

Улица Лесная названа так, потому что она расположена рядом с лесом.

- А какие ещё есть названия улиц в нашем городе? (Кайманова, Тукая, сквер Лемаева, Менделеева, Мурадьяна, Вахитова, Чабьинская, Ахтубинская, Юности, Южная, Студенческая, Корабельная, Сююмбике, Мира, Баки Урманче, Вокзальная, Чишмале, Южная, Строителей, Индустриальная, Гагарина,).

Названия улиц даются не только по месту расположения, но и в честь выдающихся людей.

- Какими предприятиями знаменит наш город? (химкомбинат, шинный завод)

- Сколько лет исполняется нашему городу в этом году? (45 лет)

- Назовите улицы, которые названы в честь выдающихся людей? (Бызова, Кайманова, сквер Лемаева, Тукая, Баки Урманче, Гагарина, Первостроителей,Мурадьяна, Сююмбике, Менделеева)

- В каком направлении ходит пешка? (только вперёд, по вертикали)

- Ходит ли пешка по горизонтали? (нет)

- В каком направлении бьёт пешка? (по диагонали)

- Может ли пешка сделать шаг назад? (нет)

- Бьёт ли пешка назад? (нет)

- Превращается ли пешка в короля? (нет)

- В какие фигуры может превратиться пешка? (в ферзя, слона, коня или ладью)

- Может ли белая пешка побить белого слона? (нет) Почему? (они из одной армии)

- Какой ход может сделать пешка с исходной позиции? (вперёд на1 поле, или на 2 поля)

7. Домашнее задание.

Повторить ходы и взятие пешки.

При возможности поиграть с партнёром всеми пешками, соблюдая шахматные правила игры.

8. Игровая практика.

Работа в парах. Игра на индивидуальных досках всеми пешками.

- А теперь, у нас игровая практика. Я предлагаю вам сейчас поиграть всеми пешками.

- Спасибо за внимание. Я вам желаю побеждать себя каждый день,

каждый день открывать все новые знания, идти только вперед.


-75%

Читайте также: