Исторический путь россии в цикле на поле куликовом краткий конспект

Обновлено: 02.07.2024

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла…

В этом цикле поэт пытается в истории Руси найти ответы на волнующие вопросы своего времени, древний мир противопоставлен современности. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Блок, говоря о битве с татарами на Куликовом поле, мыслит широко, употребляет метафоры. В его изображении это не просто историческая битва, событиям поэт придает символический смысл. Войны между странами и народами не кончаются:

И вечный бой! Покой нам только снится…

Блок считал, что в подобных битвах заложен некий таинственный смысл, который людям еще предстоит разгадать. Его лирический герой готов к решающему сражению, но ему не суждено принять в нем участия. Он говорит:

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

И когда, наутро, тучей черной

Был в щите Твой лик нерукотворный

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!

I. Проверка домашнего задания.

2. Расскажите о значении образов-символов в стихах Блока.

3. Обобщающее слово учителя .

Послушайте, как представляет систему символов поэзии Блока исследователь его творчества В. С. Баевский.

II. Работа над новым материалом.

1. Лекция учителя .

Заранее подготовленный ученик читает наизусть.

Во-первых, две строфы, где говорится об ископаемых богатствах России:

Сулишь ты горы золотые,

Ты дразнишь дивным мраком недр.

Россия, нищая Россия,

Обетованный край твой щедр!

Подверглись сокращению и три строфы, предшествующие концовке. В них поэт создает живой и пленительный портрет красавицы крестьянки:

Она пред встречным опускает

Глаза лукавые свои.

Ручей бежит, бурля и пенясь,

Взглянула – взором обожгла,

Мы поравнялись, – подбоченясь,

Как лебедь, плавно прочь пошла.

В окончательном варианте в стихотворении выражено чувство нераздельности личной судьбы и судьбы родины, органическое ощущение национальной стихии, любовь к неброской деревенской природе, внимание к народному слову, наконец, к традициям отечественной литературы.

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни – ветровые

Как слезы первые любви!

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней,

А ты все та же – лес, да поле.

И опять женщина:

Да плат узорный до бровей.

III. Практикум. Анализ поэтического текста.

1. Слово учителя .

– Что вы знаете о Куликовской битве как историческом событии?

В 70-е годы XIV века Русь стала менее зависимой от Золотой Орды: русские князья все чаще давали отпор ее набегам. Московский князь Дмитрий Иванович повел открытую борьбу с Ордой. Правитель Мамай создал большое войско для битвы с русским князем. Две страшные силы сошлись на Куликовом поле, и не могло быть между ними примирения. Десятки тысяч всадников сталкивались вплотную, рубили мечами, кололи копьями. И татары, и русичи были мужественны, отважны и выносливы. Но ратники Мамая мечтали о грабежах и разорении, русские же воины помышляли о защите и спасении своей земли, и русская дружина.

нанесла такой удар

С отвагою такою,

Что в страхе сонмища татар

Бежали с поля боя.

Никто остановить не мог

Орда катилась на восток,

Н. Кончаловская

– Чем же эта тема стала интересна Александру Блоку?

Куликовская битва, в результате которой победа князя Дмитрия Донского над ханом Мамаем положила начало освобождению Руси от татаро-монгольского ига, была воспринята поэтом в качестве символического события, имеющего современное значение. Для Блока она, прежде всего, означала победу воли над безволием, личности над безличностью.

Цикл отчетливо распадается на три части.

2. Примерный план анализа поэтического текста (записан на доске или дан каждому из учащихся как памятка).

План разбора лирического стихотворения.

1. Дата написания.

2. Реально-биографический и фактический комментарий.

3. Жанровое своеобразие.

4. Идейное содержание (ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации).

5. Структура стихотворения:

а) сопоставление и развитие основных словесных образов: по сходству, по контрасту, по смежности, ассоциативности, по умозаключению;

б) основные изобразительные средства: метафора, метонимия, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония, сарказм, перифраза и т. д.;

в) речевые интонационно-синтаксические особенности: эпитет, антитеза, инверсия, эллипс, параллелизм, риторический вопрос, обращение, восклицание и т. д.;

г) основные особенности ритма, рифмы, строфика, инструментовка (эвфония, звукопись).

6. Черты лирического героя.

Помните, что один из принципов литературного анализа гласит, что нужно рассмотреть минимальное количество максимально характерных для текста признаков. Такой анализ позволит приблизить интерпретацию текста к авторскому замыслу.

3. Групповая работа . Анализ текста . Результат работы представляется в форме защиты (это может быть выступление одного представителя группы или каждый из членов группы отвечает на один из вопросов предложенного плана).

Своеобразна композиция второго стихотворения.

В третьей строфе звучание прямой речи создает эффект присутствия, акцентирует внимание читателя на кульминационных строках, выражающих авторскую идею, причем призыв к защите Родины , наполненный высоким патриотическим пафосом, утверждающий святость освободительной борьбы, произносится не только от имени друга, а, возможно, и от лица всего поколения.

В лексике этого стихотворения ярко выражено фольклорное начало и книжное, характерное для древнерусской литературы.

И с туманом над Непрядвой спящей,

Ты сошла, в одежде свет струящей,

Не спугнув коня.

Серебром волны блеснула другу

На стальном мече,

Осветила пыльную кольчугу

. Опять за туманной рекою

Ты кличешь меня издали.

. Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

К этому идеалу стремится лирический герой стихотворения:

«Явись, мое дивное диво!

Эти строки будто раздвигают временные рамки произведения: герой летит на белом коне,

Вздымается конская грива.

За ветром взывают мечи.

Его мысли уже не только о Древней Руси, измученной татаро-монгольским игом, но и о России настоящей и будущей:

Вздымаются светлые мысли

В растерзанном сердце моем,

И падают светлые мысли,

Сожженные темным огнем.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. – Молись!

Этими мужественными стихами, устремленными в будущее, поэт завершает свой замечательный цикл.

4. Заключительное слово учителя .

Завершается беседа о России Блока словами Георгия Иванова:

Стихи Блока истинно классичны. Это естественная классичность мастера, прошедшего все искусы творческого пути, некоторые из них стоят уже на той ступени просветления простоты, когда стихи, как песня , становятся доступными каждому сердцу.

IV. Итог уроков.

Домашнее задание.

3. Индивидуальное задание :

За Непрядвой лебеди кричали,

И опять, опять они кричат…

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла…

В этом цикле поэт пытается в истории Руси найти ответы на волнующие вопросы своего времени, древний мир противопоставлен современности. Герой выступает безымянным воином, тем самым судьба лирического героя отождествляется с судьбой Родины. Сражаясь в войске Дмитрия Донского, он полон патриотизма и любви к своей Отчизне. Безымянные русские воины готовы сложить головы ради спасения и свободы Родины. Поэт верит в победу над врагом, его стихи полны надеждой:

Пусть ночь. Домчимся.

Озарим кострами

Степную даль.

Блок, говоря о битве с татарами на Куликовом поле, мыслит широко, употребляет метафоры. В его изображении это не просто историческая битва, событиям поэт придает символический смысл. Войны между странами и народами не кончаются:

И вечный бой!

Покой нам только снится…

Блок считал, что в подобных битвах заложен некий таинственный смысл, который людям еще предстоит разгадать. Его лирический герой готов к решающему сражению, но ему не суждено принять в нем участия. Он говорит:

Я слушаю рокоты сечи

И трубные крики татар,

Я вижу над Русью далече

Широкий и тихий пожар.

Объятый тоскою могучей,

Я рыщу на белом коне…

Встречаются вольные тучи

Во мглистой ночной вышине.

Исторически сложилось так, что в русской действительности обнаруживается много азиатских черт. Опыт борьбы с татарами не прошел бесследно для молодого воина,

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите

Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой!

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Мильоны – вас.

Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы.

Попробуйте, сразитесь с нами!

Да, скифы – мы!

Да, азиаты – мы,

С раскосыми и жадными очами!

В последний раз – опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 8 классе. По программе Коровиной В.Я.

Льговский район Курская область

Конспект урока на тему: «А.А.Блок.

история и современность

Учитель русского языка

и литературы Курбатова Г.Н.


Основное содержание урока:

Краткий рассказ о поэте.

Историческая тема в стихотворном цикле, ее современное звучание и смысл.

Стихотворения в актерском исполнении.

Основные виды деятельности:

Составление тезисов статьи учебника.

Устный рассказ о поэте и истории создания стихотворений.

Восприятие и выразительное чтение стихотворений.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актеров.

Устный или письменный ответ на вопрос.

Участие в коллективном диалоге.

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве поэта.

Анализ различных форм выражения авторской позиции.

Работа со словарем литературоведческих терминов.

Поиск примеров, иллюстрирующих понятие лирический цикл.

Планируемые результаты:

Воспитание уважения к Отечеству и его прошлому, чувства ответственности и долга перед Родиной;

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской поэзии.

Развитие навыков смыслового чтения и умения работать в группе, определять понятия, выбирать основания для классификации, делать выводы и обобщения, составлять таблицы для решения учебных задач.

Понимание литературы как особого способа познания жизни;

Воспитание читателя, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Краткий рассказ о поэте.

Актуализация имеющихся знаний об А.А.Блоке:

Как развивался интерес поэта к истории в его детстве и юности?

Каковы мысли Блока о народе и России?

- Какие произведения древнерусской литературы помогали сохранить духовное единство Русской земли в период татаро-монгольского ига?

- Почему русским воинам было трудно победить войска мамая?

- Какие набеги на Москву совершала Золотая Орда после Куликовской битвы7

- Какой перелом в сознании народа ознаменовала Куликовская битва?

Какое настроение объединяет древнерусские повести о Куликовской битве и цикл стихов Блока?

Какие произведения древнерусской литературы стали откликом на Куликовскую битву? Какие мысли являются в них главными?

Групповая работа:

Какие образы стихотворения являются неожиданными, а какие созвучны образам русской литературы 19 века?

Какой символический смысл приобретают в стихотворении слова покой, путь, бой, кобылица?

Найдите в 4 строфе звукопись и объясните ее роль.

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, анафор, повторов, риторических восклицаний и др.).

Какие цветочные образы создает поэт?

Как нарастает экспрессия текста от его начала к финалу?

Определите роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.

Какое настроение придает стихотворению его ритмический рисунок?

Прокомментируйте слова и выражения сам-друг, Непрядва, стяг, горючий.

Как меняется настроение в этом стихотворении по сравнению с первым?

Какие звуковые образы создает поэт? С какой целью?

Какую роль играет повторение частицы не?

Какие образы стихотворения можно считать символами?

Обоснуйте свой ответ.

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (инверсий, повторов и др.).

Какой смысл приобретает мотив павших за Родину?

Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.

К кому поэт обращается в стихотворении, на чью помощь надеется?

Как вы объясните, что в стихотворении повторяются сквозные образы цикла: лебеди, Непрядва, тучи, кони и др.?

С какой целью в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

Найдите звукописные образы и прокомментируйте их.

Докажите, что по ходу текста звуки гаснут, а свет усиливается.

Какие слова создают древнерусский колорит?

Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, инверсии, повторы, вопросы и др.) являются ключевыми?

Объясните их роль.

Определите смысловую роль стихотворного размера и изменения длины стихотворных строк.

Кого в стихотворении поэт обозначает местоимением ты?

В чем находит духовную опору лирическое я?

Как в стихотворении противопоставлены образы тьмы и света?

Какие образы имеют символическое звучание?

Обоснуйте свое мнение?

Найдите звукописные и цветовые образы и объясните их роль.

Какие изобразительно-выразительные средства языка и синтаксические особенности (антитезы, анафоры, инверсии, повторы, восклицания и др.) являются ключевыми? Объясните их роль.

Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения.

Как понять эпиграф к стихотворению?

Какие образы являются сквозными для всего цикла?

Почему настроение лирического я полно тревоги?

На какие связи между временем Куликовской битвы и современной Блоку действительностью указывает поэт?

Какими словами передается течение времени, исторический процесс?

Почему поэт называет грядущие дни высокими и мятежными?

Объясните роль изобразительно-выразительных средств языка и синтаксических особенностей (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний и др.).

Определите смысловую роль стихотворного размера и рифм стихотворения. Прокомментируйте его финал.

Обобщающая беседа:

Стихотворения в актерском исполнении

- Как понять выражения: годы золотые, прекрасные черты, крест свой бережно несу, тоска острожная? Какие ассоциации с русской поэзией они вызывают?

- какие образы создаются в стихотворении звукописью?

- Найдите эпитеты, метафоры и сравнения и объясните их роль.

Объясните роль синтаксических фигур (антитез, анафор, инверсий, повторов, восклицаний, вопросов и др.).

Почему, несмотря на нищету России, поэт верит в ее великое будущее?

- Какие мысли и чувства она вызывает? В чем ее современное звучание?

Практическая работа.

Три стертых треплются шлеи,

В расхлябанные колеи.

Отдай разбойную красу

Слезы первые любви

Нищая Россия, серые избы, песни ветровые

Пускай заманит и обманет,

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты…

Какие события истории стали в них темой для поэтических размышлений?

Найдите и прокомментируйте переклички на уровне лексики, образов, интонаций.

Покой нам только снится.

Не потревожит сны.

И дремлющие птицы

Качаются от синей тишины.

Атаки на рассвете.

Что есть еще Бессмертье…

… А мы хотели просто уцелеть.

Мы до конца кипели

И мир воспринимали,

Метались и храпели,

Попав под артобстрел.

Чтоб больше не будили.

Не потревожит сны.

Что мы не победили,

Что не вернулись мы.

Какие новые оттенки добавляет к стихам Блока музыка Шапорина?

Итоговый вопрос:

В чем современное звучание стихов Блока об истории России?

Домашнее задание.

Читайте также: