Музыкальная живопись и живописная музыка фореллен квинтет дыхание русской песенности конспект

Обновлено: 05.07.2024

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…
Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.
А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,
И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.
"Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, –
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!"
Но скучно стало плуту так долго ждать, –
поток взмутил он в ту ж минуту
уж дрогнул поплавок,
Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,
а рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.
- Какие изобразительные приемы песни
помогают слушателям представить реальную
сценку? Как композитор выразил чувства
человека в единстве с образами природы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: расширение представлений учащихся о взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов в их сопоставлении с художественными образами живописи.

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Продолжать формировать знания о связи музыки с живописью, расширять эмоциональный словарь;

учить выявлять общее и выразительных возможностях музыки и живописи; - анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад

учить выявлять линии взаимосвязи музыки и изобразительного искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов в их сопоставлении с художественными образами живописи

формировать вокально-хоровые навыки (певческое дыхание, артикуляция, интонационная и ритмическая точность исполнения)

развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления учащихся через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души

человека, изображении картин природы

развивать ассоциативно-образное мышление, воображение

развивать интерес к музыке различного содержания и характера

музыкального вкуса, интереса к различным видам искусства

воспитывать музыкальную культуру учащихся

воспитывать эмоционально –ценностное отношение к явлениям жизни и искусства

Методы: метод обобщения через жанр, метод сравнения, метод интонационно-стилевого постижения музыки, пластическое интонирование, беседа.

Основные понятия: живописная музыка, музыкальная живопись, песенность, квинтет

УМК, ТСО: записи музыки, фонохрестоматия, ноутбук; экран; мультимедиа-проектор; электронное фортепиано.

1.Организационный этап. Приветствие, заполнение журнала; проверка уровня готовности к уроку.

2.Актуализация знаний. Повторение песни. Ребята, давайте вспомним, с какой музыкой мы знакомились на уроке.

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка темы и цели урока.

Какие произведения С.Рахманинова вам еще знакомы? В каждом его произведении есть дыхание русской песенности. Об этом мы узнаем на уроке, а также познакомимся с новым произведением…

4. Работа над темой. Первичное усвоение новых знаний. С.В. Рахманинов жил вдали от России, но с детства очень любил русские песни, русскую природу. Очень скучал по Родине и все свои переживания и светлые воспоминания, любовь к родным краям выразил в музыке. Вся его музыка очень мелодична, напевна. Такую музыку и называют песенной- похожей на песню. Песенность – напевность, мелодичность, сходство с песней.(в тетрадь)

Прочтите стихотворение А. Майкова. Может ли музыка Рахманинова передать это ощущение весны?Какой вывод можно сделать? Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Эти произведения дополняют друг друга.

Не менее живописна и зрима музыка австрийского композитора – Ф.Шуберта.

Кристиана Фридриха Даниеля Шубарта. Озорная песенка про рыбную ловлю.

Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы? Подвижный темп, распев, короткие арпеджированные пассажи напоминают легкие всплески волн. Характер песни легкий, светлый, игривый, непринужденный. В этой песне поэт и композитор создали образ хрупкой беззащитной красоты. Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде. На душе радостно и светло. Эта спокойная радость, гармония человека и природы идеально выражена музыкой Шуберта.

Вывод: Можно ли сказать, что музыка Шуберта живописна? Используя музыкальные краски (тембровые) композитор создал музыкальные образы и картины.

5. Первичная проверка понимания. Ребята, какую музыку вы сегодня услышали на уроке? Что объединяет эти произведения? Они очень песенны. Что такое песенность? А еще что? Слушая музыку, мы представили картины природы. Удалось нам сегодня увидеть музыку? Да.

Какое еще новое понятие усвоили? Квинтет(?)

7.Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, что вам больше всего понравилось на уроке? Интересно ли вам было узнать, что хотели сказать и изобразить музыкой композиторы? а чтобы увидеть музыку. Что для этого нужно? Внимательно слушать и переживать ее. Только тогда вам откроется удивительный мир муз. искусства!

Образовательная цель: сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные произведения С. Рахманинова и Ф. Шуберта, познакомить показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение.

Метапредметные : способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве.

Предметные: уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы; познакомить с замечательными образцами русской живописи и музыки, прелюдией С.В. Рахманинова.

Личностные: Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Оборудование: Компьютер, проектор, музыкальный центр, презентация, аудиозаписи произведений, ф-но.

Организационный момент (3 минуты)

Начнём мы его с замечательного стихотворения Германа Гессе.

Всех звуков и цветов соотношенья,

А также способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Ребята, скажите, о каких видах искусства идет речь?

Да, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи.

Почему мы их объединили вместе?

В течение урока вы будете и художниками и музыкантами.

Дети заходят в класс и садятся на места, приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

- о музыке и живописи

- Это виды искусства.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

На сегодняшнем уроке мы продолжим говорить на тему прошлого урока. Кто ее озвучит?

Можем ли мы увидеть музыку и услышать живопись?

На эти и другие вопросы мы и попробуем сегодня ответить.

Отвечают на вопросы.

Л: проявление эмоциональной отзывчивости

Изучение нового материала

и организация слушательской деятельности

По воспоминаниям друзей, Шуберт, сочинив эту песню, в тот же день принёс ее на суд слушателей. Песню с великим удовольствием повторили несколько раз.

Сейчас мы послушаем песню Форель.

О чем эта песня?

В каком куплете изменяется характер?

Какую картину помогает нарисовать сопровождение?

Следуя за стихами и мелодией, мы как бы глазами авторов видим безмятежную картину: яркий солнечный день на берегу ручья, изящную игру быстрых форелей в прозрачной воде.

Для скольких инструментов он предназначен? (квинтет)

Послушайте внимательно это произведение. После слушания я задам несколько вопросов.

В квинтете бурлит, переливаясь через край, молодая энергия. Порывистые мечты сменяются грустью, грусть вновь уступает место мечтам, звонкому счастью бытия, которое только и возможно в двадцать два года.

Тема четвертой части, простая, почти наивная, грациозно ведомая скрипкой, расплёскивается множеством вариаций. Первоначально излагается сама тема песни. За ней следует ряд вариаций, каждая из которых не похожа на другую, и каждый из инструментов маленького ансамбля успевает сказать своё слово.

- Легкий, веселый, беззаботный, игривый, светлый, непринужденный

- Плескание воды, движение воды, движение рыбки

Р: корректировать собственное исполнение;

К: осуществлять музыкально-исполнительский замысел в коллективном творчестве;

Л: личностное отношение при восприятии музыки.

Изучение нового материала

организация слушательской деятельности (10 минут)

А теперь мы познакомимся с нашим русским композитором это Сергей Васильевич Рахманинов. Он написал много незабываемых музыкальных произведений. Мы познакомились с мелодией 1-ой части Третьего концерта для фортепиано с оркестром С. Рахманинова и с романсами.

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С.В. Рахманинова.

Жизненный путь С.Рахманинова, был нелегок. События начала XX века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные вдали от неё, он пронес светлое чувство любви к родному краю.

Я предлагаю вам прослушать еще одно произведение С. Рахманинова Прелюдию соль мажор.

Вспомним - что такое прелюдия?

Прелюдия – это вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа.

Давайте определим характер произведения.

Какие образы, картины возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?

А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайды, как выглядит природа во всём своём великолепии на полотнах русских художников, а сопровождать наш просмотр будет замечательная музыка.

К какому жанру живописи можно отнести эти произведении?

Какие еще жанры изобразительного искусства вы знаете?

Какое время года изобразили художники?

Соответствуют ли картины природы той музыке, какую вы услышали?

Как вы думаете, которая из картин наиболее созвучна с произведением С.Рахманинова?

Какое настроение передает художник? (Левитан)

Скажите подходит ли прелюдия Рахманинова по настроению к картине?

Чем наполнена музыка?

1.Начнем с лада – мажор = радостное, веселое настроение – яркие краски

2. Ритм= в музыке ровный - в изо = плановое изображение березок.

3. Динамика = контрастность (усиливает изображение)

4.Что могут передать интонации аккомпанемента?

В музыке = журчание воды - в изо отражение березок в воде

Давайте обратим наше внимание на следующее произведение.

Какую музыку можно увидеть?

Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картины (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?

А сейчас мы прослушаем Прелюдию соль диез минор.

Совпало ли ваше представление с замыслом композитора?

Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали это музыкальное произведение?

Какое состояние души человека передает музыка?

Лирический герой Прелюдии полон любви к заснеженной русской равнине, он размышляет и грезит под однообразный перезвон бубенцов лихой тройки, он погружен в себя и ведет неспешный внутренний диалог. Унылая, но такая до боли знакомая и родная картина бескрайних просторов и необозримых далей.

Портрет, натюрморт, исторический жанр, бытовой.

Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,

Л: проявление эмоциональной отзывчивости.

5. Организация исполнительской деятельности

Ребята, вспомним песню, которую пели на прошлом уроке. Музыку к этой песне написал О. Кульдяев, а слова Е. Ховив. Послушайте.

Сейчас мы с вами разучим мелодию и текст 2 и 3 куплетов.

Методы и приемы

Пение на одном звуке

Показ на фортепиано, собств. показ

Дирижерский жест, собственное исполнение.

Проговаривание всех согл. зв.

П: научатся выбирать действия в соответствии с поставленными задачами,

Л: проявление эмоциональной отзывчивости,

Л: импровизировать в характере жанра.

6. Рефлексия деятельности

(Итог урока 5 минут)

Ребята, что мы узнали нового из сегодняшней темы урока?

Произведения каких композиторов мы сегодня слушали?

Что такое квинтет?

О чем песня Форель?

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.

Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись!

Вы сегодня молодцы. Все очень хорошо работали на уроке.

Л: Личностное отношение при восприятии музыки.

Предварительный просмотр:

НЕСТЕРОВА АННА ВЛАДИМИРОВНА

КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ 5 класса

Тип урока: урок открытия нового знания.

Образовательная цель: Сформировать представление о колокольном звоне как явлении музыкального искусства

Метапредметные : развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие различные образы; работать с учебником, сравнивать их; содействовать развитию эмоционального восприятия колокольных звонов.

Предметные: способствовать созданию условий для знакомства с колокольными звонами, как ярком явлении русской православной культуры, с произведениями живописи, архитектуры и музыки, отражающих значимость этого явления, анализировать музыкальные примеры.

Личностные: воспитывать бережное отношение к памятникам отечественной культуры, почитание традиций русского народа.

Методы и приемы : практический, слуховой, наглядный, показ, рассказ, дирижерский жест, диалог

Здравствуйте, очень рада вас видеть. Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу. Желаю вам на уроке хорошего настроения.

Дети садятся за столы.

Л: Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку.

Актуализация знаний (3 мин)

К: Участвуют в учебном диалоге

Изучение нового знания и Организация слушательской деятельности

Ребята, ваши впечатления? Что вы увидели, когда слушали эту музыку? Какая картина встала в вашем воображении?
Показываю портрет М.П.Мусоргского

Догадались, чему будет посвящён наш урок? (ответы)

Наш сегодняшний урок будет посвящён замечательному явлению – колокольному звону.

Сформулируйте тему урока (ответы детей)

А можем ли мы услышать колокольный звон в картине художника? (да)

Тема нашего полугодия как звучит? (Музыка и изобразительное искусство)

А вы все знаете об истории колокола, какие колокольные звоны есть? (нет)

- Какую цель ставим? (исследовать, где и когда звучали колокола, какое место занимают они в русской культуре, познакомиться с историей колокола, и его звучанием)

Когда же появились первые колокола?

Древнейшие предки колокола – бубенец и колокольчик – существовали у многих древних народов: египтян, евреев, скифов и др.

Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он смог прийти в Европу в IV веке.
Первое упоминание о колоколах на Руси встречается в X веке. На протяжении многих веков сопровождали они своим звоном жизнь христиан: возвещали время труда и отдыха, время бодрствования и сна, время веселья и скорби. Колоколам приписывалась способность чувствовать и переживать. Нигде в мире не было так много звонниц, как на Руси, они стали неотъемлемой частью любого православного храма.
На Руси отлив колоколов сначала заказывали западным мастерам, но в конце 15 века русские мастера сами овладели секретами создания колоколов. Да так быстро продвинулись в своем мастерстве, что превзошли своих западных коллег и по красоте, и по качеству звона колоколов. А еще на огромных российских просторах, где селения находились далеко друг от друга, именно колокольный звон был слышен на большом расстоянии, оповещая людей о каких-либо важных событиях. В народе по-особому и с любовью, и гордостью относились к колоколам.

Когда появились первые колокола?

Где и когда можно было услышать звучание колокола?

А кто звонит в колокола? Как его называют? (ответы детей)

(видео колокольного звона)

Как вы думаете, по каким событиям звенят колокола? Колокола звонят и по трагическим событиям, и по праздничным, торжественным мероприятиям. Отсюда и появились различные виды колокольного звона, где каждый из них имеет свое название и значение. Различают три основных видов звона. Каких?

Благовест – одиночные удары в большой колокол. Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о предстоящем начале богослужения.

Перезвон – это медленный звон в каждый колокол по очереди, начиная с самого большого и кончая самым маленьким, а затем удар одновременно во все колокола. Перезвон исполняется по особо важным праздникам и действам.

Трезвон – одновременный звон во все колокола. Трезвон выражает особую радость, торжество.

Перечислите мне виды колоколов еще раз.

Дирижёр руководит (ученик)

Исполнить трезвучие (одновременно звонят колокола)

По характеру звучания определить какой вид звона.

-Что их объединяет?

Открою секрет: я не случайно так подробно расспрашивала вас. Дело в том, что знакомый учитель рисования попросил меня подобрать музыку к этим картинам. Я хочу с вами посоветоваться, к какой репродукции подойдёт эта песня? Поможете? Слушаем!

Есть ли что-то удивительное в исполнении песни? (да, голоса изображают звучание колоколов) В какой момент это происходит? (в начале и в конце фрагмента)

Чем похожи эти произведения? (Общие черты: одинаковое название; созданы русскими авторами; близки по настроению; звон колоколов) Какова основная тема этих произведений? (Красота русской природы; любовь к Родине)

А к картине А.В. Лентулова, какую по характеру музыку вы бы предложили? Яркую, звонкую, радостную, бодрую, игривую.

Рассвет, восход солнца, начало нового дня…

Могучее, тревожное звучание большого колокола…

Звонкие, перекликающиеся голоса малых колокола…

Л - формулируют собственное мнение и позицию.

К - актуализируют эмоциональные отклики на музыкальные произведения и умение выражать свое впечатление;

Организация исполнительской деятельности (11 минут)

Ребята, как называется человек, который занимается созданием изобразительного искусства? Конечно, художник! Предлагаю вам, сейчас побыть художниками, а рисовать мы будем этот мир! Послушайте песню, которую мы сейчас разучим.

- формирование представления о взаимовлиянии различных видов искусства.

Мотив – 1). Простейшая ритмическая единица мелодии, состоящая из нескольких звуков с одним логическим акцентом. 2). Напев, мелодия.

Пейзаж – жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Квинтет – музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

Вариации – музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Обязательная литература

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Художник Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов оставил в своём дневнике такую запись: "Я сижу дома и задаю концерты себе одному. В них вместо звуков все краски. Я импровизирую. Мечты мои всегда впереди. Они мне создают целые симфонии. Мои помыслы – краски, мои краски – напевы. "

Даже для названий своих картин он использовал музыкальные термины: мотив, гармония, песнь.

Картины Борисова-Мусатова передают ощущение покоя и тишины, уравновешенности и спокойствия. При этом, кажется, что они не статичны, как живопись, а имеют какое-то движение, наполненность, свойственные музыке.

Обратимся к пейзажу, созданному поэтом Константином Бальмонтом и композитором Сергеем Рахманиновым.

Пейзажем называют жанр и произведение изобразительного искусства, изображающий виды природы или описание природы в литературном произведении.

Не только вокальная музыка Сергея Рахманинова живописна. Передать картинные образы ему удаётся и в инструментальной музыке. Пример –прелюдия соль-диез минор. К этой музыке как нельзя лучше подходят пушкинские строки:

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит,

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска.

В музыке мы слышим имитацию колокольного звучание, и будто видим русские зимние просторы и приближающуюся тройку лошадей.

Также большое значение аккомпанементу в вокальной музыке придавал Франц Шуберт.

Музыка этого композитора-романтика очень изобразительна.

Благодаря Шуберту песня перестала быть несерьёзным жанром и приобрела значительное место в музыке, наряду с симфонией или сонатой.

Квинтет – это музыкальное произведение для пяти инструментов или для пяти голосов.

В квинтете финальная часть представляет собой вариации на тему песни. Состав квинта: фортепиано и струнные инструменты: скрипка, альт, виолончель и контрабас.

Вариации – это музыкальное произведение, основанное на видоизменении и разработке главной темы.

Как мы видим на примере творчества художника Борисова-Мусатова, и композиторов Сергея Рахманинова и Франца Шуберта, живопись бывает очень музыкальной, а музыка живописной. Статичные картины приобретают, благодаря средствам выразительности, движение присущее музыке, поэтическое настроение, музыкальный характер. В то же самое время и музыка живописует пейзажи и портреты с помощью средств музыкальной выразительности.

Искусство редко существует в чистом виде. Одни из них сплетаются в клубок в синтетических видах искусства: театре или кинематографе. Другие взаимно проникают друг в друга. Музыканты и художники пользуются одинаковой терминологией. И к музыке, и к живописи применяются понятия композиции, ритмического рисунка, линии. В музыке говорят – звуковая палитра; в живописи – цветовая гамма.

Художников вдохновляет музыка, а композиторы сочиняют, посетив выставку или познакомившись с архитектурной достопримечательностью.

Современные технологии позволяют совместить произведения мировых художников с музыкальными произведениями. Так рождаются уникальные мультимедийные выставки известных художников.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№1. Подчеркните романсы С. Рахманинова:

№2. Какое произведение С. Рахманинова создаёт образ русских зимних просторов и мчащейся тройки лошадей?

Читайте также: