Опорный конспект по русскому языку 6 класс лексика

Обновлено: 08.07.2024

Лексикология – раздел науки о языке, в котором изучается слово как основная единица языка и словарный состав.

Фразеология – раздел науки о языке, в котором изучаются устойчивые сочетания, цельные по своему значению.

Паронимы – слова, сходные по звучанию и морфемному составу, но отличающиеся лексическим значением: невежаневежда, искусный - искусственный.

Лексические нормы – это правила, которые регулируют употребление слов в соответствии с их значениями и сочетание слов в речи.

Лексическая ошибка – нарушение лексической нормы.

Богатая речь – это разнообразная речь, в ней редко повторяются одни и те же слова.

Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают.

Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В языке всё взаимосвязано: от произношения зависит написание слова, правильное написание определяется значением и сочетаемостью слов. Для решения орфографических задач требуется аналитический навык. Возьмём для анализа слово стобалльник. Есть 8 вариантов его написания, какие из них правильные?

Для начала определим, сколько букв л должно быть в слове. Стобалльник – это человек, набравший сто баллов. В русском языке есть слово бал и слово балл. Заглянем в толковый словарь.

Бал – большой праздничный вечер с танцами.

Балл – цифровая оценка чего-либо.

Стобалльник – это человек, набравший 100 баллов. Значит, в слове пишутся две буквы л.

Теперь нужно решить, есть ли в слове дефис. Сложное слово образовано от подчинительного сочетания сто баллов. Следовательно, пишется слитно, если мы выбрали буквенную запись. Если запись включает цифры, то нужно писать дефис.

Теперь оба варианта правильные.

Мы решили орфографическую задачу, и для этого нам понадобились знания по лексикологии, умение пользоваться справочной информацией из разных источников.

Анализ значений слов помогает решать орфографические задачи. Рассмотрим ряд слов: горение, гора, горевать. Несмотря на то, что корни в этих словах звучат одинаково, слова не являются однокоренными, их правописание подчиняется разным правилам. В слове горение в корне гор чередующаяся гласная. Буква о пишется в безударном положении. В остальных словах безударная гласная о проверяется ударением: гора – горы, горевать – горе. Такие корни называются омонимичными.

Нужно уметь употреблять слова в соответствии с их значениями. Это означает соблюдать лексические нормы языка. Нарушение таких норм приводит к лексическим ошибкам.

Давайте разберёмся, какими могут быть лексические ошибки.

Следующий вид ошибки – нарушение сочетаемости слов. Слово закадычный разговорное, имеет ограничения в сочетаемости: можно сказать закадычный друг, закадычный приятель, но нельзя закадычный рыбак, закадычный автолюбитель. Правильно сказать: заядлый рыбак, завзятый рыбак.

Ошибки могут быть допущены при употреблении фразеологизмов. Их нужно воспроизводить в том виде, в каком они существуют в языке. Пример неправильного употребления: провести вокруг пальца, нужно сказать: обвести вокруг пальца.

Чтобы не допускать ошибок, нужно выработать привычку пользоваться словарями. Это поможет обогатить речь, её словарный запас.

Как определить, является ли речь человека богатой? Для этого нужно узнать, есть ли в ней повторы, много ли их. Богатой называют разнообразную речь, в которой реже повторяются одни и те же слова, чаще используются синонимы.

Речь человека должна быть также точной и выразительной. Точность речи – это соответствие слов предметам и явлениям, которые они обозначают. Выразительная речь поддерживает интерес у читателя или слушателя, в ней используются образные средства.

Вот пример такой речи в стихотворении Самуила Маршака:

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

Нужно стремиться к тому, чтобы наша речь была правильной, богатой, точной, образной.

Тренировочные задания

Множественный выбор

Укажите ряды, в которых все пары являются синонимами.

Вандал – дикарь, чуткий – стыдливый, обет – клятва.

Реформа – обсуждение, радушный – гостеприимный, добродушный – доблестный.

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждую пару слов, в случае необходимости обратиться к словарям. Не являются синонимами пары чуткий – стыдливый, реформа – обсуждение, добродушный – доблестный.

Правильный ответ

Гигант – колосс, одарённый – талантливый, ликовать – торжествовать.

Алчный – корыстный, притеснять – угнетать, пламенный – страстный.

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Вставьте на месте пропусков подходящее слово.

Нужно зайти в ателье, чтобы … платье. Надо … друзей. На ужин нужно … макароны. Нужно … окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем … употребления слова в речи. Наводим … в доме. Процесс … к знаменателю. Читать про … .

А) примерить б) примирить в) отварить г) отворить д) частоту е) чистоту ж) привидения з) приведения.

Чтобы вставить подходящие слова, нужно понять смысл корней, найти проверочное. Примерить – примерка, примирить – мирный, отварить – варят, частота – частый, чистота – чистый, приведение – привёл, привидение – привиделось. В слове отворить гласную в корне проверить нельзя.

Правильный ответ

Нужно зайти в ателье, чтобы примерить платье. Надо примирить друзей. На ужин нужно отварить макароны. Нужно отворить окно, чтобы дышать свежим воздухом. Определяем частоту употребления слова в речи. Наводим чистоту в доме. Процесс приведения к знаменателю. Читать про привидение.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Лексика (словарный состав языка) Лексическое значение (Л.З.) слова (то, что о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Лексика (словарный состав языка) Лексическое значение (Л.З.) слова (то, что о.

Лексика (словарный состав языка) Лексическое значение (Л.З.) слова (то, что оно обозначает) Однозначные (1 Л.З.) Многозначные (несколько Л.З.) Прямое значение Переносное значение (ПЕРЕН.) Омонимы Синонимы антонимы Одна и та же Ч.Р. Один Слыш И пиш. Совсем разные по Л.З. Одна и та же Ч.Р. отличаются оттенками Л.З.. Одна и та же Ч.Р. Противополож. Л.З. Слыш. и пиш. по-разному

РАЗНООБРАЗИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА Общеупотребительные слова Необщеупотребител.

РАЗНООБРАЗИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО СОСТАВА Общеупотребительные слова Необщеупотребительные слова Профессионализмы Диалектизмы Жаргонизмы Устаревшие (архаизмы) Новые (неологизмы) Исконно русские Заимствованные 1. 2. 3.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 124 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 29.02.2016 2148
  • PPTX 78.4 кбайт
  • 11 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Тигусова Надежда Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Закрепить навыки и умения учащихся по изученной теме.

Повышать творческую активность учащихся;

Совершенствовать грамматический строй речи, чуткости и внимательности к слову.

Воспитывать бережное отношение к родному языку;

Прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока: Урок обобщения, закрепления и применения знаний на практике.

Презентация Power Point

Карточки с заданиями

1.Организационный момент

Вступительное слово учителя. Психологический настрой на работу.

-Доброе утро, дорогие ребята!

Слово МЫ сильней, чем Я,

Мы- семья, и мы –друзья!
Нам пора начать урок,

Все волнения отбросьте-

Не забудьте: у нас гости!

Тихо по местам садитесь.

Создание проблемной ситуации

Ребята, у меня к вам вопрос: любите ли вы решать задачи?

А давайте сейчас решим одну:

У вастрюли было 7 брукостей, а брякостей в 5 раз больше. Сколько брякостей у вастрюли?(ответ: 35 брякостей)

-А что обозначают все эти слова (брукости, брякости, вастрюля?)

Почему мы не можем о них ничего сказать?

Ответ учащихся: у них нет лексического значения.

Учитель: Правильно, ребята.

А какой раздел науки изучает слова и их лексическое значение ?

А проведем мы наш урок в форме путешествия по страницам устного журнала.( 3 слайд)

Задание1: Определить слова по их лексическому значению и записать их в тетрадь.

1 Все слова языка(лексика)

2Словарный запас одного человека(лексикон)

3.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по лексическому значению(омонимы)

4Слова, которые употребляют люди той или иной местности.(диалектизмы)

5. Новые слова, недавно появившиеся в языке.(неологизмы)

6. Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)

7. Слова, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками лексического значения (синонимы)

8 Слова, которые употребляют люди той или иной профессии.(профессионализмы)

9.Слова, вошедшие в русский язык из других языков(иноязычные)

Люблю обычные слова, как неизведанные страны.

Они понятны лишь сперва, потом значенья их туманны.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

- Как вы догадались? Что вам помогло узнать предмет?

(лексическое значение слова)

- Где мы можем узнать лексическое значение непонятного нам слова?

(В толковом словаре)

- Кому необходим в дороге компас? ( Путешественникам).

Работа в группах

Так как мы сегодня путешествуем, определите лексическое значение слов компас и путешественник по толковому словарю.(1 ряд и второй ряд)

(6 слайд-ответы)

Компас-Прибор для определения стран света (сторон горизонта).

Путешественник-Человек, совершающий путешествия с научными целями.

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами : первый ряд – слова с проверяемыми безударными гласными, второй – с непроверяемыми

(Проверка работы-8 слайд))

1 ряд:ОсмЕлевший,заинтерЕсовали, фОтографа, бОльшой, заклЕбалась.

2 ряд: Палатке,мЕталлические,прЕдметы.

- К какому словарю мы можем обратиться, чтобы проверить правописание словарных слов?

Задание 3.( Работа в парах)

-Отгадайте загадки. На каком явлении построены эти шуточные вопросы?

1. Каким гребнем не расчешешь голову? (Гребнем петуха.)

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю. ( Хребет.)

3. Какое ушко ничего не слышит? ( Иглы.)

4. Какой косой нельзя косить? ( Девичьей, песчаной.)

5. Из какого крана нельзя напиться? ( Из подъемного.)

6.Каким ключом замка не откроешь?(в котором вода)

На каком явлении, ребята, построены эти шуточные вопросы?

( Это многозначные слова.)

-Благодаря чему образуются многозначные слова?

-Спишите текст, расставьте пропущенные знаки препинания, вставьте пропущенные буквы.(под диктовку)

Вет…рок спросил, прол…тая Отчего ты рож… з…л…тая?

А в ответ к…л…ски шелестят З…л…тые руки растят.

- Какие слова употреблены в переносном значении, объясните смысл этих слов. (Золотая, золотой.)

- Какие еще слова употреблены в переносном значении?

- Как называется такой прием в литературе?

Физкультурная минутка.

-Отдохнем чуть-чуть от дела, разомнем немного тело.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

- Какие слова называют омонимами? ( Правило.)

Бежит ручей, звенит ручей, волной своей играет.

А снизу бурные ключи в бока его толкают.

-Есть ли омонимы в данных предложениях? Объясните его значение.

Какие еще значения имеет слово ключ?

(Скрипичный, гаечный, дверной.)

-Выполните синтаксический разбор 2 предложения.

Переходим к 5 странице нашего журнала с таким теплым названием

- Как вы думаете, о каких словах пойдет речь? ( О синонимах.)

- Какие слова называются синонимами?

- Почему их можно назвать братьями?

-Придумайте и запишите синонимы к слову доброта.

(Сердечность, милосердие, душевность.)

Мы спорим летом и зимой, спорим днем и ночью.

Ты- со мною, я-с тобой, разные мы очень

- Вы уже, наверное, догадались, о каких словах пойдет речь.

- Какие слова мы называем антонимами? ( Правило.)

Повстречались в разговоре слово ДРУГ и слово ВРАГ.

Слово ДРУГ- любитель игр, ВРАГ- любитель драк.

Повстречались на беду, начался скандал,

Потому что слово ВРАГ сразу драться предлагал,

Ну а слово ДРУГ – играть: и поссорились опять.

Сколько речь наша жива, будут ссориться слова.

День и ночь, война и мир будут спорить, что есть сил.

Ведь у слов, как у людей, добрый есть и есть злодей.

- Выпишите из стихотворения слова- антонимы.

Молвит слово-соловей поет.

Говорит, словно реченька журчит.

- Когда так говорят?

(Когда человек образно, точно, ярко выражает свою мысль.)

Выразительная

- Какие средства художественной выразительности

помогают сделать нашу речь образной, выразительной? ( Таблица.)

Олицетворения

- Напишите мини- сочинение по по опорным предложениям.

Помните, ваша речь должна быть (читаем табл.1.), для этого в ней обязательно должны быть (табл.2.)

Наступила осень. Дует ветерок. Солнце дарит тепло. Под ногами шуршат листья. Плывет туман.

(Чтение работ учащимися.)

-Мы подошли к последней страничке нашего необычного журнала.

Пора подвести итоги нашей работы.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

3.Слова, противоположные по значению:

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

Проверка тестов. Выставление оценок.

Домашнее задание по выбору учащихся:

Какой ты след оставишь?

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед.

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

2) Выписать из художественной литературы примеры использования синонимов, омонимов, антонимов для усиления выразительности речи.

В завершении урока учащиеся показывают с помощью смайликов какое у них настроение.

Ответьте на вопросы теста.

1.Какой раздел науки изучает слова?

2.Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению:

3.Слова, противоположные по значению:

4.Слова, различные по звучанию и написанию, но очень близкие по лексическому значению:

Выразительная

Средства художественной выразительности:

Олицетворения

1. Каким гребнем не расчешешь голову?

2. У позвоночных я бываю и горный кряж обозначаю.

3. Какое ушко ничего не слышит?

4. Какой косой нельзя косить?

5. Из какого крана нельзя напиться?

6.Каким ключом замка не откроешь?

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

-Все ли слова синонимы в строчке? В листах контроля зачеркните лишнее слово.

Огонь, дым, пламя.

Алфавит, азбука, чистописание.

Лошадь, конница, кавалерия.

Бросать, кидать, ловить.

Ураган, дождь, буря.

Шалун, тихоня, озорник.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.

Осм…левший Петька подобрался к самой п…латке. Прежде всего его заинтер…совали незнакомые м…таллические пр..дметы. Один-треногий, как подставка у заезжавшего в прошлом году ф…тографа. Другой круглый, б…льшой с какими-то цифрами и протянутой поперек круга ниткой. Третий-тоже круглый, но поменьше, похожий на руч?ные часы, с острой стрелкой. Он поднял этот пр…дмет. Стрелка колыхнулась, закол…балась и опять стала на место.


Материал урока позволяет обобщить сведения по лексикологии, полученные в 5 классе, а также углубить представление учащихся о способах толкования лексического значения слова.

Содержимое разработки

Конспект урока в 6 б, в классе 26.09.2018

Слово и его лексическое значение (1 урок)

Тип урока: комбинированный

Цели: 1)совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств;

2) формирование представления о способах определения лексического значения слова;

3)развитие умения работать с толковым словарём;

4)воспитание чуткого отношения к родному языку, уважительное отношения к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, ,формирование самоуважения и самопонимания.

метапредметные:

регулятивные: соотносить правильность выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формировать действия целеполагания, контроля, коррекции, оценки

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебного материала, устанавливать причинно-следственные связи, развивать умение классифицировать слова по группам

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество,

осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, слушать одноклассников, приходить к общему решению в совместной деятельности, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений

предметные: научиться определять лексическое значение слов несколькими способами, работать с толковым словарем.

Понятия: лексикология, лексическое значение слова, словарная статья

Методы обучения: проблемно-поисковый, лингвистическая лаборатория, исследовательский, метод поискового обобщения

Вид используемых ИКТ: мультимедийная презентация.

Методическое назначение ИКТ: усилить мотивацию, расширить познавательные потребности обучаемых, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Оборудование: мультимедиа (презентация), школьный толковый словарь, учебник русского языка.

1. Актуализация полученных знаний. Определение темы урока. Лексический анализ слова.

– Сегодня я хочу начать наш урок со слов С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной. ”. Как вы понимаете смысл этого высказывания? Как вы думаете, а сколько всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Русский язык по праву считается одним из самых богатых языков мира. А в чем состоит богатство языка? Богатство языка состоит, прежде всего в его словарном составе, т.е. в лексике. А что изучает лексика как наука? Лексика – раздел лингвистики, изучающий словарный состав языка.

Наша задача – расширять свой словарный запас. А это значит узнавать новые слова. А что такое узнавать новые слова? Послушайте стихотворение И.Токмаковой:

Ложка – это ложка.
Ложкой суп едят.
Кошка – это кошка.
У кошки – семь котят.
Тряпка – это тряпка.
Тряпкой вытру стол.
Шапка – это шапка.
Оделся и пошел.
А я придумал слово.
Смешное слово – плим.
Я повторяю снова –
Плим, плим, плим.
Вот прыгает и скачет –
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим. [1]

Удалось ли мальчику придумать новое слово? Узнали ли вы новое слово, прослушав это стихотворение? Вспомним фонетику: из чего состоит слово?/Из звуков.! Произносим: ([п л’и м], пишем: плим. И все-таки это не слово! Почему? Потому что оно “ничего не значит”, не имеет смысла! Как по другому называется смысл слова? (Лексическое значение).

2.Определение темы урока. Постановка цели.

Сформулируйте тему урока (Слово и его лексическое значение).

Чему должны научиться на уроке?

Научиться определять лексическое значение слова.

Вспомнить понятия, изученные в разделе лексикология.

Пополнять свой словарный запас.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

-Значение – важнейший признак слова, без него слова нет и быть не может! Смысл слова и есть его лексическое значение. Стало быть, узнать новое слово– значит узнать, понять его лексическое значение. А как узнать лексическое значение нового, впервые услышанного или прочитанного слова? (необходимо обратиться к толковому словарю).

- Толковые словари могут быть более-менее полными и рассчитанными на тот или иной круг читателей. Самые полные и точные словари называются академическими.

-Ребята, а что можно сказать о человеке, судя по его речи?

Что же делать, чтобы достичь уровня высокообразованного человека (читать, расширять свой словарный запас).

- Запишите предложения (по вариантам), подчеркните грамматическую основу, расставьте, где нужно знаки препинания (1 человек у доски).

Кругом в недосягаемую высь поднимались исполинские деревья, их кроны терялись в зелёном сумраке.

- Какие трудности были? (незнакомые слова). Как решили проблему? (узнали значение слов в толковом словаре).

4. Знакомство с материалом

- Закройте учебники, посмотрите на слайд, помогите восстановить пропуски по памяти:

Все словарные слова образуют состав языка, или ____(лексику).

В зависимости от количества лексических значений слова бывают_____(однозначными, многозначными)

Помимо прямого значения слова могут иметь____(переносное).

Слова, близкие по значению, называют___(синонимами).

Слова с противоположным ЛЗ называются____(антонимы).

Слова, одинаковые по значению и написанию, но разные по ЛЗ называют___(омонимы).

(Взаимопроверка. Меняемся тетрадями, выставляем оценки: нет ошибок – 5, 1 ошибка – 4, 2-3 ошибки – 3, более 3-х – 2)

5. Проблемная ситуация.

На слайде записи.

Счастье – это чувство высшего удовлетворения.

Счастье – радость, благополучие, блаженство.

- Как вы думаете, какого из данных определений не может быть в толковом словаре?

6.Решение проблемной ситуации. Применение новых знаний.

1) - Для того, чтобы научиться толковать слово, нужно знать способы толкования слов. (обратимся к упр. 93), прочитайте внимательно задание и назовите 3 способа (через раскрытие значений частей слова, отличительные признаки предмета, подбор близких по значению слов). Выполните упр. 93 письменно.

2)- Посмотрите на слайд и скажите, как объяснить разное написание этих слов? (их написание зависит от лексического значения). Сделайте вывод: в чём помогает нам знание лексического значения слов? (в их правильном написании)

Посветить-посвятить

Примерять -примирять

Полоскать – поласкать

- Выполните упр.92 (комментированное письмо).

7. Итог:

-что мы сегодня на уроке узнали нового?

-удалось ли нам достичь поставленной цели?

- какие знания и где вам пригодятся в дальнейшем?

-оцените свою работу на уроке по следующим критериям:

8. Корректировка и выставление оценок учителем.

9.Д/З: Объясните значение слов любым способом: абориген, цивилизация, экзотика, байдарка.

Читайте также: