Истоки и школа конспект урока 1 класс азбука истоков

Обновлено: 07.07.2024

Цель : формирование у учащихся представлений о защитниках Отечества и их подвигах, воспитание уважения к защитникам Отечества.

образовательные:

- расширить знания обучающихся о событиях 1941–1945 гг.;

- пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.

воспитательные:

- воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.

- воспитание честности, благородства, сострадания.

развивающие:

- развивать интерес к изучению истории;

- расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.

Формирование УУД:

Личностные УУД:

- формирование чувства гордости за свою Родину, её историю.

- формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные УУД:

- умение определять и формулировать задачи урока с помощью учителя;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- высказывать своё предположение.

Познавательные УУД:

- отвечать на вопросы учителя;

- дополнять текст информацией, почерпнутой из различных источников.

Коммуникативные УУД:

- умение оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- участвовать в работе в группе.

Формы работы учащихся:

Оборудование:

- компьютер, проектор, презентация к уроку;

1. Присоединение

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Здравствуйте, дети! Послушайте стихотворение и подумайте, о чем мы сегодня будем беседовать на уроке.

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой!

Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава вам навеки

От всей земли, от всей земли!

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство и весну,

За мир, в котором мы живем!

Автор: Михаил Владимов

Здороваются с учителем!

Рассуждают о чем идет речь в стихотворении.

2. Постановка цели и задач

Деятельность учителя

Деятельность учеников

- Сегодня мы будем говорить о Великой Отечественной Войне. Прошло 75 лет со дня Великой Победы. Мы склоняем головы перед защитниками нашей Родины, перед теми, кто был на войне и не дожил до сегодняшнего дня, кто победил, что бы мы сейчас жили спокойно! В нашей стране нет семьи, которую не коснулась бы эта страшная война!

Дети слушают учителя.

3. Изучение нового материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Ранним утром 22 июня 1941 года, когда все еще спали, фашистская Германия напала на нашу страну.

Дети слушают учителя.

Эта война называется Великая Отечественная война!

- Какие чувства вызывает у вас это слово?

- Ребята, как вы думаете, что значит Отечественная?

Эта война называется Отечественная, потому что направлена на защиту своей страны, Родины, Отечества!

- Ребята, а кто в стародавние времена защищал свою родную землю?

Вся страна от мала до велика, и мужчины, и женщины, и даже дети, как былинный богатырь, поднялись на защиту своей земли, своей Родины!

Ответы детей (горе, страх, смерть, выстрелы)

Ответы детей (это слово созвучно со словом отец)

Богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

27 миллионов человеческих жизней унесла эта война. Все взрослые мужчины и женщины уходили на фронт воевать, защищать свою страну, свой дом, своих родных и близких.

- Ребята, как вы думаете, а кто остался дома?

Сразу повзрослели дети, потому что надо было помогать взрослым.

- Как вы думаете, могли ли помочь крушить врага, такие дети как вы? Чем они могли помочь своим близким на фронте?

- Как же помогали дети во время войны?

Каждый человек, любого возраста может быть полезным и совершать правильные поступки.

Дети слушают учителя.

- Наше Отечество выстояло в борьбе с сильным и коварным врагом, совершив подвиги, длившиеся четыре огненных года.

- Подвиг - это когда в великом бескорыстном порыве души человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью.

Во время войны было множество героев, о которых, увы, не каждый знает. Их героизм не должен забываться, мы должны помнить о том, что сделал советский народ для нашей мирной жизни.

Зина Портнова, 14 лет

Подвиг Зины Портновой стал символом стойкости советских детей перед лицом немецко-фашистских захватчиков.

Шура Кобер, 15 лет и Витя Хоменко, 15 лет

Шура Кобер – поэтичный и мечтательный юноша, очень любил игру на скрипке и серьезно занимался музыкой.

А озорной Витя Хоменко мечтал стать моряком. Учился он тоже хорошо. Но особенно удавался мальчику немецкий язык.

Когда их город, Николаев, что на юге Украины , заняли оккупанты, Витя устроился в гестаповскую столовую. Он усердно мыл посуду и любезно обслуживал офицеров, а потом доносил до партизан услышанные им ценные сведения.

Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание перейти линию фронта, чтобы передать в Москву секретные документы. Добирались пешком, тайком в немецких эшелонах, на лодках и вплавь…

Вася Курка, 15 лет

Шестнадцатилетний Вася уничтожил прицельным огнем 179 врагов, из которых около 80 немецких офицеров.

Он лично подготовил 59 снайперов, которые уничтожили свыше 600 оккупантов. Кроме того, Василий Курка успешно ходил в разведку.

Маленький рост, сообразительность и железная выдержка позволяли ему пробираться там, где, казалось бы, пройти было просто невозможно.

Надя Богданова, 10 лет

Когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, а затем приносила в отряд ценнейшие сведения. Ее два раза казнили немцы

Петя Клыпа, 15 лет

Штурм крепости начался 22 июня в третьем часу ночи. Вскочившего с постели Петю взрывом отбросило на стену. Придя в себя, мальчик тут же схватился за винтовку и стал помогать старшим.

В последующие дни обороны Петя, рискуя жизнью, ходил в разведку, таскал боеприпасы и медицинские препараты для раненых.

Марат Казей, 13 лет

Он был в 13-летнем возрасте, когда умерла его мать, а они с сестрой пошли в партизанский отряд.

Когда кончились патроны, мальчик подорвал себя гранатой, чтобы не сдаваться в плен и не навлечь беду на жителей близлежащей деревни.

Аркадий Каманин, 14 лет

Он был самым молодым лётчиком Второй мировой войны, ему было всего 14 лет.

Мальчик летал в штабы дивизий, на командные пункты полков, передавал питание партизанам. Первую награду подростку вручили в 15 лет – это был орден Красной Звезды. Аркадий спас пилота штурмовика Ил-2, разбившегося на нейтральной полосе.

Валя Котик, 13 лет

Осенью Валя, устроив засаду у дороги, гранатой подорвал машину с гитлеровцами, уничтожив нескольких солдат и командира отряда .

В октябре 1943 г. Валя, находившийся в дозоре, напоролся на карателей, готовившихся атаковать партизанскую базу.

Мальчика скрутили, но решив, что тринадцатилетний ребенок не представляет угрозы, оставили под охраной здесь же на опушке леса.

Каратели двинулись дальше, но Вале удалось вырваться, сорвать с пояса конвоира гранату и бросить ее в сторону врагов. Взрыв убил на месте двоих карателей, а поднятый шум не дал застать партизан врасплох.

Валя Котик погиб в возрасте 14 лет от немецкой пули.

Лара Михеенко, 12 лет

В начале лета 1941 г. Лара поехала на летние каникулы в деревню Печенёво к дяде. Здесь ее и застала война. Как многие ее сверстницы, юная Лара начала вести опасную партизанскую жизнь.

Лариса собирала сведения об охране мостов и возможностях их минирования. Благодаря Ларе в одной из операций кроме моста был выведен из строя еще и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка смогла подобраться к мосту, где зажгла огнепроводный шнур прямо перед приближающимся поездом.

«Петя с дедушкой большими друзьями были. Обо всем разговаривали. Спросил как-то дедушка внука:

– А для чего, Петенька, людям руки нужны?

– Чтобы в мячик играть.

– А еще для чего? – спросил дед.

– Чтобы ложку держать.

– Чтобы кошку гладить.

– Что их объединяет? (Учитель наводящими вопросами подводит детей к пониманию того, что они не простые, а золотые.)

– А сердечко какого цвета? (Дети отвечают: розового) Может ли оно стать золотым? (Дети отвечают.) Сразу, или постепенно? (Дети отвечают.) Об этом мы и поразмышляем сегодня на уроке.

Рассказ учителя:

– Золотое сердечко имеет 5 талантов.

Учитель: Первый талант – Доброе слово.

Дети: Доброму слову добрая память.

– С добрым словом жить в радость.

– Доброе слово душу лечит.

Учитель: Второй талант – Честное слово.

– Береги честь смолоду.

– Честное слово делу основа.

– Честное слово честь рода бережет.

Учитель: Третий талант – Слово о родителях.

– Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает.

– От доброго дерева – добрый и плод.

– Слово о родителях мир укрепляет.

Учитель: Четвертый талант – труд и подвиг.

– Сердечный труд мудрые люди поймут.

– Светлая душа подвигом жива.

– Труд и подвиг характер закаляют.

Учитель: Пятый талант – Святое слово.

– Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
(М.Ю.Лермонтов)

– Святое слово мир спасает.

Ресурсный круг:

Сейчас мы узнали о пяти талантах Золотого сердечка. А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко. Положите на него ручку, чувствуете? Теперь каждый постарайтесь ответить на вопрос, что нужно сделать, чтобы ваше сердечко стало золотым? (Дети отвечают, взрослые помогают отвечать детям.)

Работа в четверках.

Ваши родители заняты трудом. Как хорошо, когда человек выбирает себе профессию по сердцу, чтобы работа приносила радость душе человека.

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.

Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской.
Пахнет маляр
Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик
Оконной замазкой.

Куртка шофера
Пахнет бензином.
Блуза рабочего –
Маслом машинным.

Пахнет кондитер
Орехом мускатным.
Доктор в халате –
Лекарством приятным.

Рыхлой землею,
Полем и лугом
Пахнет крестьянин,
Идущий за плугом.

Рыбой и морем
Пахнет рыбак.
Только безделье
Не пахнет никак.

Учитель. Определите, чем в жизни занимаются эти люди, какой у них род занятий? (На доске слайды: учитель, врач, продавец, сварщик, военный, сварщик, художник и др.)

Работа в четверках.

Загадки о профессиях.

Используется мультимедийный проектор, показываются слайды).

Он научит нас читать,
Он научит нас писать,
Кто он? Что же вы молчите?
– Ну, конечно же, . учитель!

Что такое? – Дом горит!
Кто на помощь к нам спешит?
Победит он пламень жаркий,
Потому что он . пожарник.

Может платье сшить и брюки
Этот мастер на все руки.

В магазине нем продаст
Молоко, кефир и квас.

Причесать он сможет вас
Не за день и не за час.
Он мальчишек подстрижет,
Девчонкам локоны завьет.

Солнце, радугу и дождик
Нарисует нам . художник.

Варит вкусные обеды,
Жарит рыбу и котлеты,
И в столовой всех ребят
Накормить бывает рад.

Службу в храме служит он,
Очень много знает,
На духовные вопросы
Мудро отвечает.

Горло, голова болит
Не сердись, не плачь
Всех полечит айболит
Или просто… врач.

Пусть не сердятся родители,
Что измажутся строители,
Потому что тот, кто строит,
Тот чего-нибудь, да стоит!

На прощание мне хотелось бы вам пожелать, чтобы трудились не только ваши руки и голова, но и ваша душа.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб воду в ступе не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Н.А.Заболоцкий

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога: Соловьева Маргарита Павловна

Должность: учитель начальных классов

Образовательная организация: МАУ СОШ № 1 г. Белоярский

Цель для педагога:

Сформировать представление об изучаемом предмете; создать условия для развития интереса к истокам родной культуры, духовных ценностей и образа жизни; воспитание заботливого отношения к родителям, развитие способности дарить им радость. Социокультурное развитие личности.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение предметной грамотностью через освоение системы социокультурных и духовно – нравственных ценностей и образа жизни; приобщение всех участников образовательного процесса к базовым ценностям российской цивилизации; соблюдение правил позитивного общения, самовыражения и самоопределения.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях; определяют и высказывают под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор , при поддержке других участников группы и педагога.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учиться работать по предложенному учителем плану; учатся высказывать своё мнение на основе активной формы работы.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учатся работать в ресурсном кругу.

Основное содержание темы:

Родители. Мама. Папа. Душевное тепло родителей. Родительская любовь. Солнышко. Свет. Благодарность

Сценарий урока

Создается эмоциональный настрой на урок.

Присоединение.

- Доброе утро, ребята!

Я рада видеть вас.
- Посмотрите, какое яркое солнышко заглядывает в окно, словно протягивает свои лучики и дарит своё тепло.
Вступление: Рано-рано встает ясно солнышко и согревает землю своими лучами. Улыбаются, умываясь росой цветочки, травинки, деревца. Все живое радуется восходящему солнышку.

Давайте поприветствуем, друг друга улыбкой, подарим друг другу хорошее настроение!

- Вот и солнышко нам улыбается.

Слушают, приветствуют учителя и друг друга.

Солнышко на доске (радостное)

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Выход на целеполагание. Актуализация знаний.

- Дорогие дети, сегодня мы отправимся в увлекательный путь по нашей светлой Истоковской дорожке. Истоки – всему начало, их живая сила проявляется в добрых словах, ласковой колыбельной песне мамочки, строгости и сдержанной радости отца, мудрости учителя.

- Хотите узнать название первой остановки?

- Тогда отгадайте три загадки.

Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
В щёчку поцелует - чмок?
Вот она всегда какая
Моя . родная!

Кто не в шутку, а всерьёз
Нас забить научит гвоздь?
Кто научит смелым быть?
С велика упав, не ныть,
И коленку расцарапав,
Не реветь? Конечно, …

Цели и задачи: формировать универсальные учебные действия:

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные, рефлексия совместной деятельности, проблемное обучение.

Оборудование занятия: презентация, пословицы, цветная бумага, ножницы, фломастеры, цветные карандаши, шкатулка.

- Что объединяет все картинки? (все предметы золотые.)

-Послушайте небольшой рассказ и попробуйте ответить на вопрос:

«В одном городе жила-была девочка. Ничем не отличалась она от других детей. Была веселой, живой, открытой. Как-то окружающие стали замечать, что к девочке тянутся разные зверушки: злобные дворовые псы ходили за ней, виляя хвостами, кошки так и норовили потереться о ноги, птицы смело садились на протянутую руку. Потом взрослые обратили внимание, что самые отъявленные хулиганы рядом с девочкой становились тише и вежливее. Люди говорили, что у неё золотое сердце.

- Почему к героине рассказа тянулись все животные, птицы и люди?

-А человеческое сердце, какого цвета?

-А теперь давайте прислушаемся к своему сердечку. Знаете где у вас сердечко? Положите руку на свое сердечко, чувствуете, как оно бьётся?

–Может ли оно сразу стать золотым? (Дети отвечают.)

А что нужно сделать, чтобы сердечко стало золотым, мы и поразмышляем сегодня на занятие.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии? (будем говорить о добрых словах и добрых делах).

- Золотое сердечко имеет 5 талантов.

Каждый человек имеет свои способности. (Н: у одного человека способности к рисованию, у другого талант писать стихи, у третьего – строить и мастерить) Этот талант нужно обязательно найти в себе и развивать его.

Золотое сердце имеет 5 талантов:

Первый талант – доброе слово и дело.

Второй талант – честное слово.

Третий талант – слово о родителях.

Четвертый талант – труд и подвиг.

Пятый талант – святое слово.

- На занятиях по Истокам мы будем говорить об этих 5-ти талантах. А сегодня подробнее остановимся на одном из них, а каком, вы определите сами.

Работа в группах.

- На листочках записаны слова из пословиц. Пословицы рассыпались. Соберите эти пословицы и прочитайте вслух.

  • Добра желаешь, добро и делай.
  • Доброе дело само себя хвалит.
  • Доброе дело и в воде не тонет.
  • Доброму слову - добрая память.
  • Доброе слово душу лечит.
  • Худо тому, кто добра не делает никому.

- Что объединяет эти пословицы, что у них общего? (О добрых словах и добрых делах)

-О каком таланте золотого сердечка будем говорить? ( доброе слово и дело )

- Много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.

- Что вы видите, когда слышите слово добро? (солнце, мама, любовь, друг, улыбка, радуга и т. д.)

Работа в группах.

- Каким бы цветом вы раскрасили добрые слова? Обведите добрые слова тем цветом, который вы выбрали.

- Первый шаг к доброте – это доброе слово.

- Перед вами волшебная шкатулка. В ней находится то, что глазами не увидишь, а можно почувствовать только сердцем.

- Что находится в шкатулке? (Это добрые волшебные слова.)

- Какие добрые слова вы знаете?

Предлагаю вспомнить вежливые слова и поместить их в волшебную шкатулку.

Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … (спасибо)

Зазеленеет даже пень, когда услышит … (добрый день)

Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (спасибо)

Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … (здравствуйте)

Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите, пожалуйста)

И в России и во Франции, и в Дании на прощание говорят … (до свидания)

- Молодцы, ребята! Шкатулка наполнена волшебными словами, чаще вспоминайте эти слова.

Ребята подготовили стихотворения о волшебных словах, давайте послушаем их.

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться:

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится

Доброе утро длится до вечера.

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Будет легче ехать и идти.

Приведет, конечно, добрый путь.

Тоже к доброму чему-нибудь

- Ребята, запомните, сказанные грубо добрые слова, перестают быть волшебными.

Добрые слова, сказанные от чистого сердца, радуют человека, и у него станет приятней, радостней и легче на душе.

Сейчас мы немного отдохнем и поиграем в игру "Будь внимательным".

Если услышали волшебное слово, то выполняете просьбу, если нет - то не выполняете.

Поднимите, пожалуйста, руки.

Будьте добры опустите руки.

Поднимите, пожалуйста, правую руку.

Опустите, пожалуйста, правую руку.

Будьте добры, хлопните 3 раза.

Тихонько сядьте, пожалуйста.

- Научиться, по-настоящему быть добрым легко или трудно?

Путь к доброте долгий, нелегкий. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.

Слайды 4 и 5. Определите, на каком из рисунков совершают добрые дела.

Человек сорвал цветок. Жизнь цветка оборвалась. Это добро или зло?

- Какие добрые дела вы можете сделать в классе?

Помните: Совершить доброе дело – маленькое приятное чудо.

Добрыми делами не хвалятся, их просто делают.

Если можешь помочь - помоги.

Даже словом порою поможешь.

А раз просят - постой, не беги

И тебя кто-то выручить сможет.

Если можешь помочь - помогай.

Не нуждайся в подарках и ласках.

Лучше - сделав добро, убегай

Тогда жизнь твоя будет как в сказке.

Дарите людям доброту,

Заботу и любовь,

И пониманье и мечту –

Дарите вновь и вновь!

Пусть о награде мысли нет

И никогда не будет,

Ответный сердца тёплый свет

Тебе подарят люди.

И жизнь изменится твоя,

Когда потоком на тебя

Волна любви нагрянет!

Дарите людям доброту…

- Совершая добрые поступки, сердце человека на самом деле становится золотого цвета?

(Оно остается прежнего цвета, но наполняется теплом, добротой и любовью )

Своими руками сделаем сердечки и наполним их теплыми, добрыми словами. Мы можем написать пожелания или слова о своей любви. Затем подарим сердечко близким людям или друзьям.

Итог урока. Рефлексия.

-Давайте положим ручку к сердцу. Прислушайтесь. Чувствуете? Ничего не изменилось у вас к концу занятия? А может ваше сердечко становится золотым?

- Что для себя вы возьмете с сегодняшнего занятия?

-Какие выводы, сделанные на этом уроке, вам пригодятся в жизни?

-Я благодарю за эти минуты доброты, которые мы друг другу подарили. И верю, что каждый новый день вы будете начинать с добрых дел и не стесняться говорить добрые, волшебные слова маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем людям.

Читайте также: