Конспект 2 класс люблю природу русскую осень 2 класс

Обновлено: 07.07.2024

- воспитывать стремление к самостоятельному познанию.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, я знаю, что вы очень любите слушать сказки, поэтому приготовила вам

начинающий писатель. Её сказки и стихи опубликованы в детском журнале

- Где мы оказались, слушая сказку?

- Какая осень в этой сказке?

- Какое настроение было у сказки?

- Спросим у автора о том, почему она решила написать такую сказку?

-Мы благодарим Полину за подарок и ждём новых интересных сказок.

2. Подготовительная работа.

- Сегодня я предлагаю продолжить разговор об осени. Для этого мы отправимся в страну, в которой бываем на каждом уроке чтения. Догадались, куда мы отправляемся? ( Страна Литературия)

- Наш путь лежит в город, в котором рождаются прекрасные стихи. Как называется этот город? (город Поэзии)

- Кто живёт в этом городе?

- Предположите, почему на сегодняшнем уроке чтения мы попадаем в город Поэзии?

- Правильно. На уроках чтения мы убедились, что многие поэты говорили об осени стихами.

3. Проверка домашнего задания.

- Вспомните имена поэтов, чьи стихи мы читали.

( На слайдах появляются портреты поэтов, а дети называют их имена)

На следующем слайде остаются портреты А. Плещеева и К. Бальмонта

- Ребята, почему я оставила портреты этих поэтов? (Их стихи об осени похожи по настроению)

Дети читают стихи наизусть.

- Докажите, что прозвучавшие стихи похожи по настроению.

4. Подготовительная работа (продолжение)

Сегодня картину осени нам поможет нарисовать поэт – Афанасий Афанасьевич Фет.

-Почему я сказала нарисовать, ведь мы говорим о поэте?

-Действительно, поэтов называют художниками слова.

- Прочитаем вместе имя ,отчество и фамилию поэта.

- Прочитайте имя, прочитайте отчество, прочитайте фамилию. Что заметили? (Имя и отчество похожи)

- Кому из вас знакомо это имя? (Выслушиваются ответы детей)

- Предлагаю вам узнать ещё больше об этом замечательном поэте.

- Но сначала – отдохнём.

С детства поэт любил наблюдать за природой родных лесов и полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается:

Снова птицы летят издалёка,

К берегам, расторгающим лёд,

Солнце тёплое ходит высоко

И душистого ландыша ждёт.

А за весной – лето приходило с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях

За мглой ветвей синеют неба своды,

Как дымкою подёрнуты слегка,

И, как мечты почиющей природы,

Волнистые приходят облака…

5. Первичное восприятие.

(учитель читает стихотворение наизусть)

6. Краткая последующая беседа.

- О какой осени рассказывает автор?

- Что представили, слушая стихотворение?

-Прочтите стихотворение самостоятельно молча и дополните картину.

7. Перечитывание и анализ.

1). Чтение детьми стихотворения.

Чем дополните картину?

Как об этом сказал автор? Найдите в тексте.

- На уроке изобразительного искусства мы учимся рассматривать картины художников. Сначала рассматриваем передний план, крупные предметы, потом – задний план, мелкие детали и создаётся полный образ картины. Для того, чтобы не только увидеть, но и понять картину, которую создал А. Фет в своём стихотворении нужно проанализировать каждое слово в стихотворении поэта.

2) Анализ по частям

- Прочитаем стихотворение по частям

Чтение 1 части.

Дети читают 1 часть вслух.

- Что сказано о ласточках?

- О каких ещё птицах говорится в этой части?

- Когда грачи летали?

- В этом стихотворении автор говорит о вечерней заре. ( Слайд)

-С чем сравнивает автор стаю грачей? ( С сетью)

- Почему используется такое сравнение? (показ слайда)

- Сравнивая стаю с сетью, автор использует приём, который называется – сравнение.

- Как летала стая, похожая на сеть?

- Где мелькала стая?

- Как прочитаете это слово?

- Мы закончили разбор первой части стихотворения. Теперь нужно подготовить

выразительное чтение этой части.

Работаем по плану.

Темп (медленный, средний, быстрый).

Паузы (/ - короткая, // - средняя, /// - длинная).

Сила голоса.

Логическое ударение (выделение главного слова).

Кто попробует прочитать? (+ анализ)

- Ребята, мы вместе поработали над выразительностью первой части, поэтому чтение было похоже, но чтение вы можете наполнять своими чувствами, т.к. вы можете увидеть картину по-своему.

Чтение 2 части.

- Прочитаем 2 часть вслух.

- Какую картину увидели?

- Прочитайте 1 и 2 строчки.

- О каком явлении природы говорит автор?

- Как автор сказал об этом?

- Что значит спится?

- Прочитайте 3 строчку.

- Почему лист, а не листья?

- Почему лист сухой?

- Что значит валится?

- Обратите внимание на ударение в этом слове.

- Ещё раз прочитайте строчку, в которой говорится о листе.

- Что услышали? ( Повторяется звук [с])

- Автор, подобрав такие слова, создаёт шорох листьев звуками. Такой приём называется – звукопись.

- Прочитайте последние строчки этой части.

- Какой образ появился? ( Образ ветра)

- Что сказано о ветре?

- О ком можно так сказать?

- Ветер, как человек – злится. Здесь автор использует приём – олицетворение.

-Какое слово в этой строчке подскажет, как читать эти слова?

- Как ветер может стучать в окно?

- Подготовьте выразительное чтение этой части по плану самостоятельно.

- Кто попробует прочитать?

- Почему прозвучало по-разному?

Чтение 3 части.

- Прочитаем 3 часть вслух.

- В предыдущих частях автор рисует картину природы, а в этой части он говорит о своих чувствах.

- Докажите. Найдите эти строчки, прочитайте.

- О чём просит автор?

- Какой знак стоит в конце предложения?

- Для чего автор использует этот знак?

- Автор просит зиму поскорее наступить.

- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени? (Журавли)

- Почему они кричат?

- Они, действительно, испугались?

- Автор сравнивает. Определите, какой прием использовал автор? (Сравнение)

- Почему журавли кричат?

- Куда летят птицы?

- Подготовьте выразительное чтение этой части плану самостоятельно.

- Обратите внимание на знак, который стоит в конце 3 части. Как он называется

- Как вы думаете, почему здесь поставлен этот знак?

- Я думаю, что вам будет интересно узнать, как заканчивается это стихотворение.

Попробуйте узнать это самостоятельно дома.

3). Работа над настроением.

- Интересно было бы узнать, как вы почувствовали настроение стихотворения Фета, Поможет нам в этом словарь настроений (на доске: восхищение, печаль, радость, удивление, удовольствие, любование, тоска, грусть, безразличие и т.п).

- Выберите слова, которые помогут рассказать о настроении этого стихотворения.

Выбирая слова, дети объясняют свой выбор.

- Теперь у каждого из вас появилось собственное отношение к осени Фета, каждый по-своему почувствовал это стихотворение и увидел свои картины.

(Выразительное чтение стихотворения учениками)

- В литературных чтениях приняли участие ____ .Они читала одно стихотворение, но оно звучало каждый раз по-разному. Кому лучше удалось передать настроение стихотворения? Почему вы так решили?

- Я предлагаю вам тоже поучаствовать в этой работе.

- Сейчас будут показаны картины, а вы должны подобрать строчки из стихотворения

8. Итог урока.

- Вспомните, какие произведения звучали на нашем сегодняшнем уроке?

- К какой осени ближе стихотворение А. Фета: к осени в сказке Полины или к осени в стихах А. Плещеева и К. Бальмонта. Докажите.

- Наше сегодняшнее путешествие в страну Литературию подходит к концу.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что особенно понравилось?

- Что осталось непонятным?

Домашнее задание.

2. Проиллюстрировать стихотворение

3.Узнать, как заканчивается стихотворение А. Фета


Слайд 1

Брощук Александра Рудольфовна Муниципальная общеобразовательная школа г. Мурманска средняя общеобразовательная школа № 53 Учитель начальных классов


Слайд 2


Слайд 3


Слайд 4


Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7


Слайд 8


Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12


Слайд 13


Слайд 14


Слайд 15


Слайд 16


Слайд 17

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

0 Спам

1 Спам

1 Спам

1 Спам

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

УМК Л. Ф. Климановой

Тема: Люблю природу русскую. Осень

Цели: познакомить учащихся с новым разделом; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела; видеть образ осени в загадках, соотносить загадки и отгадки.

Оборудование: видео- или фотоматериалы, репродукции картин на тему осени; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой.

Кончается лето

И солнце не светит,

а прячется где-то.

В косую линейку

— Понравилось вам стихотворение?

— О чем рассказывает нам автор?

— Как автор называет дождь? Почему?

— Прочитайте стихотворение медленно.

— Прочитайте с вопросительной интонацией (еще: с удивлением, восхищением).

III. Введение в тему урока

— Какое время года наступает после лета?

— Какое время года вам больше всего нравится?

— Расшифруйте, что здесь написано.

ЬНЕСО. ЮУКССУР УДОРИРП ЮЛБЮЛ

(Люблю природу русскую. Осень.)

— Сегодня мы начинаем изучать новый раздел учебника. Прочитайте на с. 65, с чем мы познакомимся.

— Чему мы должны научиться?

— Чему мы будем учиться?

IV. Работа по теме урока

— Как вы думаете, какие произведения мы будем изучать в этом разделе? (Предположения детей.)

— Проверим наши предположения. Прочитаем авторскую статью на с. 66. (Читают ученики.)

— Какие высказывания встретились вам в тексте? Прочитайте.

— Что вы узнали об Александре Сергеевиче Пушкине? Осень — излюбленное время года для многих писателей и поэтов. Сколько произведений посвящено ей, не счесть! Кто-то находил в ней покой и очарование, кто-то — грусть.

В фольклоре много упоминаний об осени - после сбора урожая у крестьян появлялось свободное время, которое не грех было скоротать за сочинительством загадок, потешек, стихов под неторопливый шум осенних дождей. Немало об осени и примет, большая часть которых пытается предсказать холодность зимы и засушливость будущей весны. Эти, безусловно, очень важные для людей вещи зачастую укладывались в довольно шутливые формы. Мы познакомимся с загадками после минутки отдыха.

V. Физкультминутка

Мы по лугу прогулялись

И немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети,

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Загадки об осени

— Прочитайте осенние загадки на с. 67. Отгадайте их.

— Что помогло вам отгадать их?

— Какие яркие признаки отражены в загадках?

(Учитель обращает внимание детей на то, что слова надо вписывать по горизонтали.)

— Если все отгадаете правильно, то в выделенных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное с осенью. Какое?


1. С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают. (Липа.)

2. Весной зеленела,

Кораллы надела. (Рябина.)

3. Что за дерево стоит?

Ветра нет, а лист дрожит. (Осина.)

4. Есть у родственницы елки

Но в отличие от елки

Опадают те иголки. (Лиственница.)

5. У меня длинней иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви — только на макушке. (Сосна.)

6. Меня в лесу оставили,

Весь век торчать заставили:

В ушанке заячьей зимой,

А летом с бритой головой. (Пень.)

7. Зелена, а не луг,

Кудрява, а не человек. (Береза.)

8. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

(Ключевое слово: листопад.)

— Что вы можете рассказать про это явление природы — листопад?

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал.

• На этом уроке я похвалил бы себя за.

• После урока мне захотелось.

• Сегодня я сумел.

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел учебника мы начали изучать?

— Какие произведения в нем мы будем читать?

— Каковы основные признаки осени?

Домашнее задание

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План – конспект урока по чтению 2 класс

Учебник: Литературное чтение. Авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.

Цели : в игровой форме обобщить знания учащихся по разделу, учить их работать в группе, проявлять свои творческие способности, развития устной речи учеников, фантазию, наблюдательность, прививать интерес к чтению.

Планируемые результаты :

ПРЕДМЕТНЫЕ : прогнозировать содержания произведения, читать выразительно, отгадывать загадки, отвечать на вопросы.

УУД (метапредметные):

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – выполнять учебные задачи, высказывать предложения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ –удерживать цель деятельности до получения её результата, анализировать собственную работу.

КОММУНИКАТИВНЫЕ – уметь использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Личностные : формировать интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике.

Тип урока: обобщение.

I .Самоопределение к учебной деятельности. ( 3 мин)

II . Постановка учебной задачи. (3 мин)

III . Работа по теме урока:

IV .Физминутка. (2 мин)

V .Рефлексия. (3-4 мин)

VI . Подведение итогов. (3 мин)

I .Орг. Момент.

Эмоциональный настрой – Сегодня у нас гости, а когда в доме гости, считается – это праздник. Давайте улыбнемся нашим гостям, пожелаем друг другу хорошего настроения и начнем урок.

Слышишь, прозвенел звонок?
Начинается урок.
Потянули руки шире.
Раз, два, три, четыре.
Повернулись, оглянулись
И друг другу улыбнулись.
Поработаем мы дружно,
Много нам освоить нужно.
А для этого нужна…
Тишина.

-Посмотрите на экран, какое это время года ? (Слайд 2)

- По каким признакам вы догадались, что время года осень ?( ответы детей)

-Думаю, вы уже догадались, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?(ответы детей)

Как называется раздел которую мы изучили на уроках чтения?

И чтобы нам было интересно, проведём обобщение в виде игры. А чтоб игра пришелся всем по душе, нужно знания иметь прочные, быть весёлыми и находчивыми. Сегодня наш урок – игра посвящен прекрасному, нежному, немного грустному времени года – осени. Осень прекрасное время года, это время сбора урожая, подведение итогов полевых работ, это начало учёбы в школе, это подготовка к холодной и долгой зиме… Я надеюсь, что сегодня не будет места грусти и унынию

( Делим класс на 2 команды).

II .Работа по теме урока .

- Отгадайте загадки. Первую букву каждого ответа впишите в табличку, чтобы получить ключевое слово.

К теплым странам улетают,

Петь не могут, веселиться

Кто собрался стайки эти? (Слайд 4).

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

а в иголках круглый год( Слайд 5).

Весной зеленела, летом загорала,

Осенью надела красные кораллы (Слайд 6).

Тучи нагоняет, воет, задувает,

По свету рыщет, поёт да свищет ( Слайд 7).

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?(Слайд 8).

Низок, да колюч, кисло – сладок, не пахуч.

Ягоды сорвёшь всю руку обдерёшь (Слайд 9).

Осень в гости к нам пришла

И собою принесла…….

Что? Скажите наугад!

Ну конечно (Слайд 10).

С виду он зелёный мячик,

Но зовут его иначе,

На нём бархатный картуз,

Это сладкий наш…..(Слайд 11).

Опустел любимый сад, паутинки вдаль летят,

И на южный край земли потянулись журавли.

Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришёл? (Слайд 12).

Дождь и слякоть, грязь и ветер,

Осень, ты за всё в ответе!

Мёрзнет, мёрзнет человек,

Выпал первый белый…(Слайд 13)

Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Слайд 14).

Не колючий, светло – синий

По кустам развешан ( Слайд 15)

Он встречает самым первым осени приход.

Кружит в воздухе весёлый листьев хоровод

Землю быстро укрывает золотым ковром,

Пусть родная засыпает долгим зимним сном. (Слайд 16)

Ответ : ПЕРВОКЛАССНИК.

- Первоклассники… такие маленькие и такие красивые. идут в школу. И все другие ребята – тоже. Это своеобразная примета осени. А какие изменения в природе происходят с наступлением этого времени года?

( ответы : На кустах и деревьях пожелтела листва. По дорожкам ветер кружит сухие листья. По небу плывут серые тучи. Медленно кружась в воздухе, падают и падают с берез легкие, невесомые желтые листья. От дерева к дереву протянулись тонкие серебристые нити легкой паутины. Мелкий холодный дождь моросит весь день. Пролетают первые снежинки. Еще цветут поздние цветы.)

- По нескольким словам догадайтесь, чьи это стихи. Послушайте строчки, назовите автора.

Холоднее, грустнее, улетают, блистают, смеётся, проснётся.( К. Бальмонт.)

Цветы, кусты, на лугах, на полях. ( А. Плещеев.)

Спится, темно, злится, окно. ( А. Фет.)

Короткая, дивная, бодрый, паутины, праздной. ( Ф. Тютчев.)

Корзиной, берёзовые, хитрые, под елью, перепутал. ( В. Берестов.)

Молчанье, вышине, тишине, шуршанье. ( И. Бунин.)

( Произведения которые отгадали, дети рассказывают наизусть )

ФИЗМИНУТКА. ( Слайд 19)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим

( Дети поднимают руки вверх )

Дунул ветер – полетели.

( движения руками из стороны в сторону ).

И на землю тихо сели

( дети приседают ).

Ветер снова набежал

( кружатся на месте ).

Закружились, полетели

И на землю снова сели

( дети садятся по местам ).

- Соберите пословицы, объясните смысл одной из них.

Весной дождь парит,……….а человек добреет.

Корми меня весной,…….. коли гусь на лёд выходит.

Осенью скот жиреет,…….. а осенью мочит.

Что за осень,………..а осенью я сам сыт буду.

( ОТВЕТ : Весной дождь парит, а осенью мочит. Корми меня весной, а осенью я сам сыт буду. Осенью скот жиреет, а человек добреет. Что за осень, коли гусь на лёд выходит.)

- А теперь нам покажите домашнее задание.

– Вы рисовали осень, посмотрите на свои рисунки. Опишите. На каких изображена золотая осень, а где – поздняя? Каких рисунков больше? Почему?

Но любая осень прекрасна по-своему.

РЕФЛЕКСИЯ. (Слайд 25)

Если вам понравилось выполнять предложенные задания, и вы с ними справились закрасьте листок в красный цвет, если не всё получилось жёлтый, а если совсем не получилось или было трудно – коричневый.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ .

- Что же вам показалось особенно интересным на уроке?

Какое произведение вам больше всего понравилось в разделе, изучение которого мы закончили? Почему?

Данный образовательный ресурс полностью соответствует федеральному государственному образовательному стандарту для начальной школы.

Данный материал создан с целью с истематизировать и расширить представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений поэтов, художников, композиторов.

1. Показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи как составных частей искусства.

2. Развить умение видеть в осени прекрасное время года, чувственное восприятие,

Читайте также: