Культура эпохи возрождения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

- формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

- созданием крупных национальных государств и формированием наций.

- эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это:

- сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

- светский характер и содержание.

- познавательная направленность искусства.

- рациональность искусства Возрождения.

- общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

- происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.




Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

- возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

- гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Возрождение или Ренессанс (Ринашименто), – одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры с середины XIV по первое десятилетие XVII в. Это эпоха крупных перемен в истории народов Европы. Она характеризуется:

- формированием новых сословий: буржуазия и наемные работники;

- созданием крупных национальных государств и формированием наций.

- эпоха великих географических открытий, когда расширялись границы мира. Изменялся духовный облик человека, человек приобретал черты, помогающие ему освоиться в новом мире. Изобретение книгопечатания помогло духовной революции. Происходит развитие науки и техники.

Эта эпоха делится на четыре периода:

1. Проторенессанс (вторая половина ХШ-XIV в.) - носит переходный характер от культуры средневековья к Возрождению, когда последняя вызревает в рамках первой.

2. Раннее Возрождение (ранний Ренессанс) - XV в. - представляет культуру эпохи Возрождения в чистом виде со всеми ее характерными особенностями.

3. Высокое Возрождение - 70-е гг. XV в. - 1530 г. – наивысший расцвет культуры Возрождения.

4. Позднее Возрождение (1530-1590 гг.) - спад в развитии культуры Италии, связанный прежде всего с потерей независимости, с войнами, прокатившимися по ее территории и с усилением власти церкви (конец XV-XVII в. - северное Возрождение – культура европейских стран севернее Италии).

Особенностью ранней буржуазной культуры было обращение к античному наследию (не возврат к прошлому, а именно обращение) Основной чертой идеологии Возрождения становится гуманизм (от лат. homo – человек) – идейное движение, утверждающее ценность человека и человеческой жизни). В Ренессансе гуманизм проявился в мировоззрении, ставившем в фокус мирового бытия уже не Бога, а человека. Своеобразным проявлением гуманизма явилось утверждение примата разума над верой. Человек может самостоятельно исследовать тайны бытия, изучая основы существования природы. В эпоху Возрождения были отвергнуты умозрительные принципы познания, возобновилось опытное, естественно-научное познание.

Были созданы принципиально новые, антисхоластические картины мира: гелиоцентрическая картина Николая Коперника и картина бесконечной Вселенной Джордано Бруно. Наиболее существенным было то, что религия отделялась от науки, политики и морали. Начиналась эпоха становления опытных наук, признавалась их роль как дающих истинное знание о природе. В эпоху Возрождения было выработано новое мировоззрение благодаря творчеству целой плеяды выдающихся мыслителей – это Николай Кузанский, Галилео Галилей, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Никколо Макиавелли и др.

Две тенденции в культуре Возрождения определили ее противоречивость - это:

- сочетание с культурными ценностями христианской (католической) традиции.

С одной стороны, эпоха Возрождения может быть смело охарактеризована как эпоха радостного самоутверждения человека, а с другой - как эпоха постижения человеком всей трагичности своего существования.. Русский философ Н. Бердяев считал эту эпоху временем столкновения античных и христианских начал, что послужило причиной глубокого раздвоения человека.

Наиболее ярко черты Возрождения проявились в Италии. Характеризуя культуру итальянского Возрождения, нельзя забывать, что гуманистическая образованность была доступна небольшому слою, относящемуся к высшему обществу, приобрела аристократический характер. Итальянское Возрождение оказало влияние на широкие слои народа, которое сказалось значительно позднее.

Наиболее полно черты Возрождения проявились во Флоренции, немного позже – в Риме. Не столь интенсивно, как Флоренция, пережили эту эпоху Милан, Неаполь и Венеция.

Эстетическая теория Возрождення продиктовала характерные черты искусства этого периода:

- светский характер и содержание.

- познавательная направленность искусства.

- рациональность искусства Возрождения.

- общественный характер искусства Возрождения и всей художественной жизни.

- происходит освобождение человеческого разума как способности постигать высшие истины бытия от оков догматизма и всякого рода ограничений.

Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Бокаччо (1313-1375) - знаменитые поэты Возрождения, были создателями итальянского литературного языка. Их сочинения уже при жизни получили широкую известность не только в Италии, но и далеко за ее пределами, вошли в сокровищницу мировой литературы. Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры.

Для Возрождения характерен культ красоты, прежде всего красоты человека. Итальянская живопись, которая на время становятся ведущим видом искусства, изображает прекрасных, совершенных людей. Первым стал Джотто (1266-1337), освободивший итальянскую фресковую живопись от влияния византийцев. Реалистическую манеру изображения, присущую Джотто, в начале XV в. продолжил и развил Мазаччо (1401-1428). Используя законы перспективы, он сумел сделать изображения фигур объемными.

Одним из наиболее известных скульпторов того времени был Донателло (1386-1466), автор ряда реалистических работ портретного типа, впервые вновь после античности представляющих в скульптуре обнаженное тело.

Следующий этап в ренессансной культуре – позднее Возрождение, которое, как принято считать продолжалось с 40-х гг. XVI в. по конец XVI – первые годы XVII в.

В Германии идеи гуманизма становятся известны в середине XV в., оказывая сильное влияние на университетские круги и прогрессивную интеллигенцию

Победа Реформации в середине XVI в. вызвала общественный подъем и рост национальной культуры. Замечательного расцвета достигло изобразительное искусство. Основные жанры: пейзаж, портрет, бытовая картина. В этой области работали знаменитый живописец и гравер Альбрехт Дюрер (1471-1526), художники Ганс Гольбейн Младший (1497-1543), Лукас Кранах Старший (1472-1553). Заметного подъема достигла немецкая литература. Выдающимся представителем немецкой гуманистической литературы был Иоганн Рейхлин (1455-1522), стремившийся показать божественное в самом человеке. Крупнейшими немецкими поэтами эпохи Реформации были Ганс Сакс (1494-1576), написавший множество назидательных басен, песен, шванков, драматических произведений, и Иоганн Фишарт (1546-1590)– автор остросатирических работ.

Эпоха Возрождения завершилась. Западная Европа вступила в новый период своей истории. Однако идеи и взгляд на мир, характерные для нее, не утратили своей значимости и привлекательности и в XVII в. В русле присущих ей идеалов создавали свои дивные произведения два великих представителя некогда единой художественной школы Нидерландов – Питер Пауль Рубенс (1577-1640), представлявший искусство Фландрии, и Рембрандт ван Рейн (1606-1669), главный живописец голландской школы.

Значение культуры Возрождения заключается в следующем:

- возрождение открыло миру индивидуальность человека и показало путь к личностному росту. До этого времени отдельного человека воспринимали как биологическую особь. И только в эпоху Ренессанса человек предстает в его неповторимости и способности к творческой деятельности, что является одной из основных черт Возрождения – гуманизмом.

- гуманизм Возрождения рождает стремление к бунту. Для этого периода культуры характерен разрыв со старым миром и утверждение новых форм. Стремление к бунту не выливается в разрыв с религией и церковью, но создает светскую культуру.

Развивающая: продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.Тема. Культура Эпохи Возрождения. (2 ч)

Цели урока:

Развивающая: продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

ВложениеРазмер
urok_kultura_vozrozhdeniya.docx 22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Культура Эпохи Возрождения. (2 ч)

Развивающая : продолжить развитие у обучающихся аналитического мышления, умения сравнивать, обобщать, делать выводы

Воспитательная: воздействовать на чувства и эмоции ребят через демонстрацию учащимся прекрасных творений человека, работать в группе.

Оборудование: мультимедиа проектор, компьютер, тексты для работы, карточки с заданиями.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.

  1. Проверка д/з
  2. Постановка цели урока
  3. Эпоха Возрождения
  4. Развитие архитектуры
  5. Особенности творчества Леонардо да Винчи.
  6. Объяснение техники сфумато.
  7. Презентация. Леонардо да Винчи.
  8. Особенности творчества Рафаэля.
  9. Презентация. Рафаэль Санти.
  10. Особенности творчества Микеланджело.
  11. Презентация. Микеланджело Буонарроти.
  12. Развитие литературы
  13. Обобщение темы и подведение итогов урока.
  14. Домашнее задание.
  1. Организационный момент
  1. Проверка готовности школьников к учебному занятию.
  2. Организация внимания учащихся.
  • Объясните, почему молитва Французских крестьян начиналась со слов «Избави нас, Господи, от чумы, голода и войны?
  • Как изменился рацион питания человека в начале XVI века?
  • Назовите главные особенности повседневной жизни европейцев в Средние века и Раннее Новое время.

Работа с карточками. (10 мин)

  • Используя изображение расскажите о женской моде в эпоху Раннего Нового Времени
  • Используя изображение расскажите о мужской моде в эпоху Раннего Нового Времени

II Тема и постановка цели урока

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Найдите общие черты с античными зданиями!

Архитектуре проводился эксперимент с формами, разработкой и комбинированием античных образов, появляется усложнение деталей, изгиб, преломление и прерыв архитектурных линий, затейливая орнаментация, большая плотность колонн, полуколонн и пилястр в пространстве. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко.

Что вы знаете о титанах эпохи Возрождения? Почему художников называют титанами?

Во всем, что мы знаем о жизни Леонардо, нет как бы самой личной жизни: ни семейного очага, ни счастья, ни радости или горя от общения с другими людьми. Нет и гражданского пафоса: бурлящий котел, который представляла собой тогдашняя Италия, раздираемая противоречиями, не обжигает Леонардо да Винчи, как будто бы никак не тревожит ни сердца его, ни дум. А между тем нет, быть может, жизни более страстной, более огненной, чем жизнь этого человека.

Леонардо да Винчи сознавал всеобъемлемость своего ума и художественного гения. Шаг за шагом, подчиняясь своему влечению, его исследовательская мощь прокладывала себе путь во всех областях знания, среди темных скал к таинственной пещере. Бесконечно пленительно искусство Леонардо, на котором лежит печать тайны.

Художественное наследие Леонардо да Винчи количественно невелико. Высказывалось мнение, что его увлечения естественными науками и инженерным делом помешали его плодовитости в искусстве. Однако анонимный биограф, его современник, указывает, что Леонардо “имел превосходнейшие замыслы, но создал не много вещей в красках, потому что, как говорят, никогда не был доволен собой”.

Леонардо считал человека увенчанием природы и верил в его великое назначение. Он знал, что природа сделала его творцом, первооткрывателем, призванным послужить мощным рычагом тому процессу, который мы ныне называем прогрессом. Но чтобы полностью проявить свои возможности, ему надлежало обеспечить для своей деятельности наиболее благоприятные условия в уделенный ему для жизни срок. Только бы побольше успеть! Вот почему он стучался во все двери, предлагал услуги каждому, кто мог помочь ему в его великих делах, угождал и “своим”, итальянским тиранам, и чужеземным государям; когда надо было – подлаживался под их вкусы, ибо взамен рассчитывал на поддержку в своем действенном и “всепоглощающем стремлении к истине”.

Мир прекрасен, наш, земной мир! Таков лозунг всего искусства Возрождения, Человек только что открыл и вкусил красоту видимого мира, и он любуется ею как великолепнейшим зрелищем, созданным для радости глаз, для душевного восторга. Он сам часть этого мира, и потому он любуется в нем и самим собой. Радость созерцания земной красоты – это радость живительная, добрая. Дело художника – выявить все полнее, все ярче гармонию мира и этим побеждать хаос, утверждать некий высший порядок, основа которого – мера, внутренняя необходимость, рождающая красоту. А для чего все это? Чтобы преподнести людям тот праздничный спектакль, которым они жаждут насладиться, открывая глаза на мир, но который выявляется в полном блеске только вдохновением художника. Эту задачу, величайшую задачу живописи Возрождения, за которую впервые взялись мастера треченто, завершил на заре чинквеченто Рафаэль.

Рафаэль. Все его искусство предельно гармонично, дышит внутренним миром, и разум, самый высокий, соединяется в нем с человеколюбием и душевной чистотой. Его искусство, радостное и счастливое, выражает некую нравственную удовлетворенность, приятие жизни во всей ее полноте и даже обреченности. В отличие от Леонардо да Винчи, Рафаэль не томит нас своими тайнами, не сокрушает своим всевидением, а ласково приглашает насладиться земной красотой вместе с ним.

Особенности творчества Микеланджело.

“Микеланджело посвятил себя смолоду не только скульптуре и живописи, но и тем областям, которые либо причастны этим искусствам, либо с ними связаны; и делал он это с таким рвением, что одно время чуть ли не вовсе отошел от всякого общения с людьми… Поэтому иные считали его гордецом, а иные чудаком и сумасбродом, между тем как он не обладал ни тем, ни другим пороком. Но (как это случается со многими выдающимися людьми) любовь к мастерству и постоянное упражнение в нем заставляли его искать одиночества, а наслаждался и удовлетворялся этим мастерством он настолько, что компании не только его не радовали, но доставляли ему неудовольствие, нарушая ход его размышлений”.

Это – свидетельство ученика Микеланджело Асканио Кондиви

Давайте вспомним, о чем писали в Средние века.
Прочтите отрывок из стихотворений и скажите, как изменилось литература? Какие чувства она вызывает?

Отрывок: Исповедь Архипиита Кельнского

С чувством жгучего стыда

я, чей грех безмерен,
покаяние свое
огласить намерен.
Был я молод, был я глуп,
был я легковерен,
в наслаждениях мирских
часто неумерен.

Человеку нужен дом,

словно камень, прочный,
а меня судьба несла,
что ручей проточный,
влек меня бродяжий дух,
вольный дух порочный,
гнал, как гонит ураган
листик одиночный.

Как без кормчего ладья

в море ошалелом,
я мотался день-деньской
по земным пределам.
Что б сидеть мне взаперти?
Что б заняться делом?
Нет! К трактирщикам бегу
или к виноделам…..

Как тот актер, который, оробев,
Теряет нить давно знакомой роли,
Как тот безумец, что, впадая в гнев,
В избытке сил теряет силу воли, -

Так я молчу, не зная, что сказать,
Не оттого, что сердце охладело.
Нет, на мои уста кладет печать
Моя любовь, которой нет предела.

Так пусть же книга говорит с тобой.
Пускай она, безмолвный мой ходатай,
Идет к тебе с признаньем и мольбой

И справедливой требует расплаты.
Прочтешь ли ты слова любви немой?
Услышишь ли глазами голос мой?

История эпохи Возрождения начинается в XIV веке. Еще этот период называют Ренессансом. Возрождение сменило в Европе Средневековую культуру и стало предшественником культуры Нового времени. А закончился Ренессанс в XVI–XVII столетиях, так как в каждом государстве он имеет свою дату начала и финала.

эпоха возрождения кратко

Немного общих сведений

Эпоха Возрождения (кратко основные черты описаны в нашей статье) оставила свой идейный и культурный отпечаток на всех государствах Европы. Но для каждой отдельной страны существуют индивидуальные исторические границы эпохи. А все - из-за неодинакового экономическо-социального развития.

Возникло Возрождение в Италии. Здесь его первые симптомы были заметны в XIII–XIV столетиях. Но твердо эпоха укоренилась только в 20-х годах XV века. В Германии, Франции и других державах Ренессанс возник намного позже. На окончание XV столетия выпадает наивысший расцвет Возрождения. А уже в следующем веке отмечается кризис идей этой эпохи. В результате случившегося инцидента возникает барокко и маньеризм.

искусство эпохи возрождения

Что собой представляла данная эпоха

Время эпохи Возрождения – это период, когда начинается переход от средневекового феодального общества к буржуазному. Это именно тот этап истории, когда буржуазно-капиталистические отношения еще не сформировались, а общественно-феодальные устои уже были расшатаны.

В эпоху Ренессанса начинает формироваться нация. В это время власти королей при поддержке обычных горожан удалось побороть мощь феодальных дворян. До этого времени были так называемые объединения, которые назывались государствами исключительно из географических соображений. Теперь же зарождаются крупные монархии, основами которых становятся национальности и исторические судьбы.

Для Возрождения характерно неимоверное развитие торговых отношений между разными странами. В этот период совершаются грандиозные географические открытия. Ренессанс стал тем периодом, когда были заложены азы современных научных теорий. Так, появилось естествознание со своими изобретениями и открытиями. Переломным этапом для описанного процесса является открытие книгопечатания. И именно оно увековечило Возрождение как эпоху.

литература эпохи возрождения

Другие достижения Ренессанса

Эпоха Возрождения кратко характеризуется высокими достижениями в области литературы. Благодаря появлению книгопечатания она приобретает те возможности распространения, которых не могла позволить себе раньше. Античные рукописи, которые восстали, словно феникс из пепла, начинают переводиться на разные языки и переиздаваться. Они путешествуют по миру так быстро, как никогда. Процесс обучения стал намного проще благодаря возможности размножать на бумажных носителях самые разнообразные научные достижения и знания.

Возрожденный интерес к античности и изучение этого периода отобразились на религиозных нравах и взглядах. Из уст Колюччо Салютати, канцлера Флорентийской республики, прозвучало заявление о том, что Священное Писание является ни чем иным как поэзией. В эпоху Возрождения Святая инквизиция достигает пика своей деятельности. Связано это было с тем, что столь глубокое изучение античных работ могло подорвать веру в Иисуса Христа.

особенности эпохи возрождения

Раннее и Высокое Возрождение

Особенности эпохи Возрождения обозначаются двумя периодами существования Ренессанса. Так, всю эпоху ученые делят на Раннее Возрождение и Высокое Возрождение. Первый период длился 80 лет - с 1420 по 1500 год. На протяжении этого времени искусство еще не совсем избавилось от пережитков прошлого, но уже пыталось совмещать их с элементами, одолженными из классической древности. Только намного позже и очень медленно художники, благодаря влиянию кардинально изменяющихся условий культуры и жизни, отказываются от основ Средневековья и без зазрения совести начинают использовать античное искусство.

Но все это происходило в Италии. В других государствах искусство еще долго было подчиненно готике. Лишь в конце XV века Возрождение наступает в Испании и в государствах, расположенных к северу от Альп. Здесь ранний этап эпохи продолжается вплоть до середины XVI столетия. Но ничего стоящего внимания за этот период произведено не было.

Высокий Ренессанс

Вторая эра Возрождения считается самым грандиозным временем его существования. Высокое Возрождение также продолжалось 80 лет (1500-1580). В этот период столицей искусства становится Рим, а не Флоренция. Все это стало возможным из-за восхождения на престол папы Юлия II. Это был честолюбивый человек. Также он славился своей честностью и предприимчивостью. Именно он привлек к своему двору наилучших итальянских артистов. При Юлии II и его преемниках сооружается огромное количество монументальных ваяний, лепятся непревзойденные скульптуры, пишутся фрески и картины, которые и сегодня считаются шедеврами мировой культуры.

черты эпохи возрождения

Периоды искусства Возрождения

Идеи эпохи Возрождения были воплощены в искусстве того периода. Но прежде чем говорить о самом искусстве, хотелось бы выделить его главные этапы. Так, отмечают Проторенессанс или вводный период (приблизительно 1260-1320 годы), Дученто (XIII ст.), Треченто (XIV ст.), а также Кватроченто (XV ст.) и Чинквеченто (XVI ст.).

Естественно, последовательность границ столетий не совсем совпадают с конкретными этапами культурного развития. Проторенессанс отмечается окончанием XIII столетия, Ранний Ренессанс заканчивается в 1490 годах, а Высокое Возрождение иссякает еще до начала 1530 годов. Только в Венеции он продолжает свое существование еще до конца XVI столетия.

Литература Ренессанса

Литература эпохи Возрождения – это такие бессмертные имена, как Шекспир, Ронсар, Лоренцо Вала, Петрарка, Дю Белле и другие. Именно в период Ренессанса поэты продемонстрировали победу человечества над собственными недостатками и ошибками прошлого. Самой развитой была литература Германии, Франции, Англии, Испании и Италии.

На английскую литературу большое влияние оказала поэзия Италии и классические произведения. Томас Уэйатт вводит форму сонета, которая довольно быстро набирает популярность. Также внимания удостаивается и сонет, созданный графом Сурреем. История литературы Англии много в чем схожа с литературой Франции, хотя их внешнее сходство минимально.

идеи эпохи возрождения

Немецкая литература эпохи Возрождения известна тем, что в этот период появились шванки. Это интересные и веселые рассказы, которые сначала создавались в форме стихов, а позже – в прозе. В них шла речь о быте, о буднях обычных людей. Все это подавалось в легком, шутливом и непринужденном стиле.

Литература Франции, Испании и Италии

Французская литература Ренессанса отмечается новыми веяниями. Маргарита Наваррская стала покровительницей идей реформации и гуманизма. Во Франции на первый план начало выходить народное и городское творчество.

Эпоха Возрождения (кратко с ней можно ознакомиться в нашей статье) в Испании делится на несколько периодов: раннее Возрождение, высокий Ренессанс и барокко. На протяжении всей эпохи в стране отмечается повышенное внимание к культуре и науке. В Испании развивается публицистика, появляется книгопечатание. У некоторых писателей переплетаются религиозные мотивы и светские идеи гуманизма.

Представителями итальянской литературы эпохи Ренессанса являются Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо. Они стали первыми поэтами, которые возвышенные образы и мысли начали излагать откровенным простонародным языком. Это новаторство было воспринято на ура и имело распространение в других странах.

история эпохи возрождения

Ренессанс и искусство

Особенности эпохи Возрождения – это то, что тело человека стало основным началом воодушевления и предметом исследования для художников этого времени. Так, делался акцент на похожести скульптуры и живописи с действительностью. К основным чертам искусства периода Возрождения относится сияние, утонченное владение кистью, игра тени и света, тщательность в процессе работы и непростые композиции. Для художников Ренессанса главными являлись образы из Библии и мифов.

В живописи эпохи Возрождения сходство реального человека с его изображением на том или ином полотне было настолько близко, что вымышленный персонаж казался живым. Об искусстве ХХ столетия этого сказать никак нельзя.

Эпоха Возрождения (кратко основные тенденции ее изложены выше) воспринимала тело человека как бесконечное начало. Ученые и художники регулярно улучшали свои умения и знания, изучая тела индивидуумов. Тогда преобладало мнение, что человек сотворен по подобию и образу Бога. Это утверждение отображало физическое совершенство. Главными и важными объектами искусства Ренессанса были боги.

Природа и красота человеческого тела

Искусство эпохи Возрождения большое внимание уделяло природе. Характерным элементом пейзажей была разнообразная и пышная растительность. Небеса сине-голубого оттенка, которые пронизывали солнечные лучи, что проникали сквозь облака белого цвета, являлись великолепным фоном для парящих существ. Искусство эпохи Возрождения преклонялось перед красотой человеческого тела. Эта особенность проявлялась в утонченных элементах мускулов и тела. Непростые позы, мимика и жесты, слаженная и четкая цветовая палитра свойственны творчеству скульпторов и ваятелей периода Ренессанса. К таковым относятся Тициан, Леонардо да Винчи, Рембрандт и другие.

План урока:

Что такое Возрождение, отличительные особенности эпохи

Возрождение (Ренессанс) – это особенный период в истории Европы, продолжавшийся с 14 по 17 век, представляющий собой время расцвета культуры, науки, искусства.

Свое название эпоха получила за стремление европейцев к возрождению античных ценностей (в искусстве, философии, науке, политике). Однако творцы эпохи Возрождения не стремились к возврату в прошлое, во времена античности, они старались сотворить нечто новое, вдохновляясь античными идеалами.

Открытие новых земель, образование централизованных монархий, развитие торговли, зарождение капиталистических отношений, рост числа городов – непосредственно воздействовали на духовный мир человека, меняли его мировоззрение, расширяли его кругозор. Вместо традиционного для Средневековья интереса к загробному миру, человек стал интересоваться познанием окружающего пространства и самого себя. Человек эпохи Возрождения жаждал великих открытий и свершений, наслаждался красотой природы, стремился познать возможности человеческого разума.

Отличительные черты эпохи Возрождения:

Произошел отказ от многих средневековых представлений о мире (например, от утверждения, что Земля плоская). Мыслители Ренессанса больше не полагались на фантазии и догадки, принимали за истину только знания проверенные на опыте. Это стало возможно благодаря новым техническим изобретениям (таким как астролябия, телескоп, барометр), развитию науки (географии, медицины, астрономии, механики).

  1. Главным объектом познания становится человек.

В период Средневековья все внимание общества было приковано к загробной жизни, но с 16 века начинается процесс обмирщения сознания–общество утрачивает интерес к религиозной жизни и стремится к достижению счастья здесь и сейчас на этой земле. В центре внимания философов, ученых, художников оказывается человек: его тело и разум, внутренний мир.

  1. Утверждаются принципы гуманизмамировоззрение, признающее человека и его жизнь высшей ценностью в обществе.
  2. Возрождаются идеалы античности: стремление к гармонии материального и духовного, культ красивого человеческого тела, рациональный тип мышления и прочие.
  3. Культура и наука постепенно освобождаются от власти религии.

В Средневековье отвергались любые научные знания, которые противоречили текстам Священных писаний. Даже в эпоху Раннего Возрождения ученых, посмевших перечить авторитету церкви, сжигали на костре (Например, Джордано Бруно). Однако постепенно, с ослаблением всевластия церкви, деятели науки и искусства обретали творческую свободу.

Запоминаем новые слова!

Астролябия – астрономический прибор для определения широты и долготы небесных тел.

Гуманисты эпохи Возрождения

Основными идеями эпохи Возрождения, стали идеи гуманизма:

  • признание человека в качестве высшей ценности;
  • повышенное внимание к развитию человеческого таланта, возможностей его разума;
  • воспевание красоты человеческого тела;
  • внимание к насущным проблемам общества, повседневной жизни человека.

Ученых, мыслителей, философов, разделявших данные идеи стали называть гуманистами.

Наиболее известные гуманисты эпохи Возрождения: Франческо Петрарка, Эразм Роттердамский, Франсуа Рабле, Томас Мор.

Франческо Петрарка – итальянский поэт, живший с 1304 по 1374 год, вошедший в историю как родоначальник гуманизма. Петрарка впервые выразил интерес к человеку, представил его центральным объектом познания философии, истории, литературы. Петрарка считал, что человек непременно должен узнать смысл своей жизни, собственного существования, в чем ему должны помогать философия и наука.

Томас Мор – английский гуманист, юрист и философ, живший с 1478 по 1535 год. Томас получил высшее образование, долгие годы изучал право и стал прекрасным юристом. При дворе короля Томас заслужил высшую должность в государстве- пост лорда-канцлера.

Искусство Возрождения

Ренессанс стал временем расцвета художественного творчества, породил знаменитых гениев Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Альбрехта Дюрера, Рафаэля Санти и многих других. Художественное искусство Ренессанса отличалось от Средневекового следующими особенностями:

  1. Художники научились передавать объем на своих картинах, пейзажи и все объекты на полотнах стали выглядеть объемно, трехмерно.
  2. Помимо религиозных сюжетов живописцы стали изображать сцены природы и обыкновенных людей (раньше изображали в основном только святых). Пейзаж и портрет выделились как самостоятельные виды живописи.
  3. В творчестве большинства художников прослеживались идеалы античности, культ красоты человеческого тела.

Самым сложным и грандиозным проектом, который удалось реализовать гению Возрождения, стала роспись Микеланджело Сикстинской капеллы. Более четырех лет трудился Микеланджело над росписью потолка знаменитой папской часовни в Ватикане. Он писал фрески без перерыва на отдых, спал менее 5 часов в сутки, но выполнил свою работу в рекордно короткие сроки. Микеланджело прожил целых 89 лет, когда средняя продолжительность жизни в Европе едва доходила до 40 лет.

Наука

Изобретение книгопечатания, Великие географические открытия, технические новинки - стимулировали развитие науки в эпоху Возрождения. У людей возрастала любознательность, они стремились узнать больше об окружающем мире, наблюдали за явлениями природы.

Научные открытия эпохи Возрождения:

  1. Николай Коперник, с помощью астрономических приспособлений и вычислений доказал что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца. Учение Николая Коперника опровергло Средневековую научную картину мира, согласно которой Земля являлась неподвижной.
  2. Развил теорию Николая Коперника Джордано Бруно, заявив, что вселенная бесконечна, состоит из множества небесных тел, которые зарождаются и умирают, как и живые существа. За данные идеи церковный суд приговорил Джордано Бруно к казни, в 1600 году он был сожжен на костре.
  3. Галилео Галилей изобрел телескоп, благодаря использованию которого он смог наблюдать спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне. Кроме того, знаменитый ученый сформулировал закон падения тел и движения маятника. Учение Галилео Галилея подтверждало идеи Николая Коперника и Джордано Бруно.

Используя новые идеи и открытия, Исаак Ньютон завершил создание научной картины мира эпохи Ренессанса. Он доказал, что природа подчиняется законам механики, открыл закон всемирного тяготения.

Читайте также: