Конспект урока на тему частушки

Обновлено: 07.07.2024

Частушка — удивительный фольклорный жанр, короткая русская народная песня, обычно юмористического содержания, передаваемая устно.

Частушка - часть народного фольклора. Являясь малым жанром, она несёт в себе столько задора, веселья, юмора. Иногда задиристая, иногда "с перцем", частушка всегда метко бьёт не в бровь, а прямо в глаз. У частушки есть свой ритм, размер, мотив.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки.

Есть деревенские и городские, простонародные и интеллигентские, взрослые и детские частушки, а тематика их так обширна, что, пожалуй, отражает всю жизнь человека и общества.

Частушки-хохотушки

В зимний вечер как-то раз,

Гости собрались у нас,

Пропоют свои частушки,

Педагоги - высший класс!

Мы - веселые девчата,

Первым делом известим,

Что на празднике сегодня,

Мы скучать вам не дадим

Уж я так устроена,

Петь, плясать настроена,

Один день не попляшу,

На другой с ума схожу

Ты играй повеселее,

Балалайка, три струны,

Подпевайте, кто умеет,

Не стесняйтесь, плясуны!

Я волнуюсь за фигуру,

Я хочу здоровой стать,

И ложусь пораньше спать

Я без песен пропадаю,

С песней я и там, и тут,

Девяносто песен знаю,

Еще дома целый пруд!

Не отдай меня, мамуля,

На чужую сторону,

Не умею печь блины я,

Печку письмами топила,

Не подбрасывала дров,

Все смотрела, как горела,

Моя первая любовь

У частушки есть начало,

У частушки есть конец,

Кто частушки наши слушал,

Прямо скажем - молодец!

Воспитание гражданина и патриота через ознакомление детей с историей России «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задачи первостепенной важности, и нет необходимости.

5.Познакомить с инст рументами русског о народного оркестра.

- развивать тв орческие способн ости у чащихся, ассоциат ивное мышле ние ;

- развивать навы ки анализа му зыкальных пр оизведений.

- развивать зву ковысотный и ритмическ ий слух детей.

- способствовать формированию эмоциональ ной отзывчивости, любви к

- воспитывать в школьника х уважение к исто рическому и ку льтурному

прошлому своего народа, п очитать традиц ии и обычаи села.

2.Иллюстрации инстру ментов русского народног о оркестра.

- Сегодня мы продолжим тему предыдущего урока «Музыка мо ег о

Уч - ся: - В труде, это неотъемлема я часть существования крестьян, это их

радости и го ре, праздник и, зимние поси делки и т.д. [ Слайд 2,3 ].

У.: - А какие типы м узыки мы можем вы делить? Каки е жанры?

Жанр – францу зское слово, оно обозначает исто рически сложившийся

Уч - ся: - Лирические, эпичес кие, колыбель ные, плясовы е, праздничные,

У.: - Мы уже познакомились с вами с некоторыми из них. Сегодня м ы

Частушка – самый весёлый жанр народной музыки. Частушка – коротка я

Уч - ся : - Частушки – весёлые, озорные, чаще сатирического содержания

короткие п есенки, которые поются на один и тот же мотив. Достаётся в

них лодырям, ле нтяям и лежеб окам, неряхам и обманщикам .

- Они возникли в России в конце 60 - х г одов Х I Х в. А название произошло

от тог о, чт о эти короткие песенки б ыло пр инято петь очень б ыстро –

скороговорк ой, частить, т.е. часто прого в аривать слова. Вот от сюда и

У: - Частушки сочиняли обо всём на свете – о себе и о сос едях, о друзь ях

Оценить 1340 0

Лидер класса Мальцева Юлия, но сильных личностей несколько - это и Обора Елена, и Белый Данил, Постильняк Диана. Идет процесс развития детского коллектива, но уже на данный момент он сплочен.

Дети подвижные, на уроке активные. В классе 8 учеников способных быстро анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, они отличаются сообразительностью. Но есть и слабоуспевающие дети. У них слабо развиты психические процессы, недостаточно развит и речевой центр. В классе климат благоприятный, царит атмосфера доброжелательности и взаимовыручки. Ученики не боятся проявить себя, не боятся задавать вопросы, интересующие их. Класс дружный, активный.

Дети творчески подходят к выполнению домашних заданий. Стараются вносить что-то свое, индивидуальное. Многие склонны к проявлению фантазии, выдумки.

Все это учитывалось при планировании урока и отразилось в чередовании видов деятельности.

Работаю в 4 классе по программе Д. Б. Кабалевского. На уроках использую

региональный компонент. Урок музыки в 4 классе 1 раз в неделю, за год 34 часа.

Урок тесно связан с предыдущими и работает на последущие.

Русская народная музыка нравится детям, Особых трудностей в ее понимании нет. Неточности, возникающие при интонировании могут быть обусловлены недостаточно певческой практикой учащихся. Тема урока очень важна с точки зрения обогащения представлений детей о богатстве и разнообразии русских народных песен, об их значении в жизни народа, в музыкальной культуре, в их собственной жизни.

Цели и задачи, поставленные на уроке, были достигнуты. Учащиеся закрепили свои знания о хороводных песнях, познакомились с русскими и кубанскими частушками и с удовольствием исполняли их.

К уроку была проведена предварительная подготовка: задавалось опережающее домашнее задание. Провести опрос у родителей на знание кубанских частушек, собраны ложки для организации на уроке ансамбля ложкарей, готовились карточки с изображением русских народных инструментов для выставления оценок. Урок был выстроен с учетом уровня подготовки и развития учащихся. Некоторые трудности возникали при исполнении кубанских частушек и одновременной игре на музыкальных инструментах.

Проверка домашнего задания обеспечила определенный уровень выполнения творческого задания. На уроке были использованы общедидактические методы: словесный (беседа), наглядно-слуховой (слушание произведений), наглядно- зрительный (портреты, фотографии), практический (исполнение песен, игра на инструментах, исполнение хоровода), метод музыкального обобщения. Урок был эмоционально насыщенным, дети были активными, эмоционально отзывчими, мотивация к деятельности сохранялась на всем протяжении урока. Все этапы урока – это единое целое, где каждый последущий вид работы логически вытекает из предыдущего.

В начальной школе невозможно провести урок без наглядности. На помощь приходит компьютер. Использование информационно-коммуникационных технологий усиливает положительную мотивацию обучения. При подготовке к уроку использую презентации, ресурсы Интернета, электронные энциклопедии.

На уроке были использованы мультимедийная установка, компьютер, баян, фортепиано, музыкальный центр.

Большое внимание на уроке уделяю пению: навыкам интонирования и вокального исполнения.

В совместной работе с детьми мне интересно наблюдать, как во время слушания музыки и исполнения песни меняется выражение их лиц, настроение.

Все поставленные цели были реализованы на уроке.

Любовь к музыке, заложенная учителем в начальной школе, успешно развивает музыкальные и творческие способности.

Урок музыки расцениваю как предмет народной культуры. Душе человеческой нужно народное наследие и мудрость.

… А звук устойчив, чист и светел

Всем темным силам вопреки.

Как ангелы, щебечут дети –

Я музыкой очеловечена

И снова становлюсь творцом…

Как будто мастерю скворечник

Для прилетающих скворцов.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО МУЗЫКЕ В 4 КЛАССЕ

ПУНТУСОВА ВЕРА ВАСИЛЬЕВНА

УЧИТЕЛЬ МУЗЫКИ БОУ СОШ № 37

3. Домашнее задание. Исполнение частушек.

7. Частушка на Кубани.

9 Итог урока - закрепление полученных знаний, выставление оценок.

10. Выход детей из класса.

ЦЕЛЬ: ввести детей в мир народного искусства, воспитание любви к Малой Родине,

приобщение детей к музыкальным традициям русского народа, развивать

творческие музыкальные способности, умение движения под музыку, практические

умения и навыки в процессе исполнения частушек.

ЗАДАЧИ: воспитание культуры слушания музыки, развитие чувства ритма, вокальных

навыков, развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и

танцевальной импровизации, умение определить жанр русской частушки, ее

характерные особенности, закрепить знания учащихся по теме.

ОБОРУДОВАНИЕ: музыкальный центр, фонохрестоматия, компьютер, мультимедийная

установка, баян, фортепиано, ложки, бубенцы, портреты

Щедрина, Заволокина, карточки с изображением русских народных

инструментов, слайды по теме, диски.

ВИДЫ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: слушание, вокально-хоровая работа,

движение под музыку, игра на музыкальных инструментах.

РАЗРАБОТКА УРОКА.

Музыкальное приветствие – частушка:

Учитель: Рада вас, ребята, видеть

И приветствовать сейчас!

Дети: И мы рады, очень рады!

Здравствуйте, учитель нас!

НАРОДНЫЕ ПЕСНИ! КАКИЕ ОНИ РОДНЫЕ!

ЕСЛИ В ПЕСНЕ СЛЫШНА НЕПРИКРЫТАЯ ГРУСТЬ-

ГРУСТЬЮ КАЖЕТСЯ ПОЛНИТСЯ ВОЗДУХ.

ЕСЛИ УДАЛЬ ТЕСНИТ МОЛОДЕЦКУЮ ГРУДЬ-

ПЛЯШУТ ВЕЧЕР И СИНИЕ ЗВЕЗДЫ

И СТАРУШКА ЗЕМЛЯ ВСЕ НИКАК НЕ ПОЙМЕТ,

В ЧЕМ КРОЕТСЯ ТАЙНА.

ТО ЛИ ПЕСНЯ ПРЕКРАСНА, А ТОЛИ НАРОД,

РАСПЕВАЮЩИЙ ПЕСНИ ТАКИЕ.

Приветствие - частушка не ново для ребят, частушки использовались на уроках и во внеклассной работе, поэтому ребята с удовольствием включаются в работу. Этой работой организуются дети. Сознательный подход к исполняемой попевке, закрепляется она в сознании ребенка, что затем поможет ему дома сочинить самому частушку к следущему уроку.

Задача: собрать внимание детей, настроить на работу.

Учитель: По моему вступлению вы, ребята поняли, что сегодняшний урок, как и предыдущий, будет посвящен русской музыке.

Исполняю без сопровождения.

Учитель: Я пою для вас частушку,

Если вы мне подпоете,

Буду вам признательна!

Учитель: Ребята, вы узнали, как называется песня,которую я спела?

Дети: да, это частушка. (приложение фото1)

Учитель: А кто знает, что такое частушка?

Дети: Веселая, смешная, коротенькая песенка, плясовая…

Учитель: Я думаю, будет несправедливо, если, говоря о русской песне, мы не вспомним песенку с простой мелодией, но острыми словами, которая никогда не бывает грустной, ее пели на самые злободневные темы. На сегодняшнем уроке мы поговорим о частушках, узнаем, когда они появились, пелись ли частушки на Кубани, с какими инструментами можно исполнять частушки. Частушка- это коротенькая плясовая песенка. Что же привлекает нас в частушках? То, что , исполнить ее можно везде: на улице, в поле, на гулянье, в школе, на эстраде… И спеть их могут и взрослые, и дети.

До 60-х годов частушки пелись только молодыми парнями во время пляски. В 70- 80 годы частушки зазвучали во всех уголках России. Частушки исполняли на гулянках, посиделках. Пела их в основном молодежь. Поэтому неудивительно, что главными героями являются парень и девушка, а большинство частушек посвящено теме любви Исполнялись по- разному: соло или хором, без музыки (а капелла) и с музыкальным сопровождением.

Дети: У меня на сарафане

Петухи да петухи.

Когда вырасту большая –

Учитель: А еще в частушках было безобидное подшучивание. Девушки подшучивали над парнями, парни над девушками, а жители одной деревни – над жителями другой.

Как Заринские ребята

Стали моде подражать.

Надели белые рубашки –

Шеи грязные видать.

В веселой песенке чуть больше десятка слов, а перед глазами возникли и солнце, и зеленый луг, и разноцветные сарафаны. Часто в частушках картина из мира природы сопоставляется с чувствами и переживаниями человека.

Береза, ель, калина часто характеризуют девушку:

Не дозрела калинушка-

Ее нельзя заломать,

Не дозрела красна девушка-

Ее нельзя замуж взять.

Дуб, кедр, характеризуют парня:

Листья вянут на дубах-

Я гуляю в рекрутах,

Листья с дуба упадут-

Меня в солдаты поведут.

Частушечные куплеты и в наше время горячо любимы и популярны. Веселые, задорные, они всегда привлекают внимание, оживляют любые праздники и концерты.

Их сразу можно отличить от частушек прошлого времени.

Дети: По мобильнику сегодня

Говорила три часа

Вот какие чудеса!

Частушка любима в народе. Ничего подобного во всей мировой литературе нет! Поэтому и необходимо к ней особое и отношение. Она идет в ногу с торопливым нынешним веком, успевает за всевозрастающим темпом жизни. Возникает мгновенно и она такая живучая.

Ребята, а в школе вы поете частушки?

Дети: конечно поем…

Учитель: а где вы поете их?

Дети: на утренниках, на концертах, на праздниках, в походах…

О частушках можно говорить много, но лучше давайте вы их споете.

Дети: На уроке наш Сережа

Ничего сказать не может.

Как урок кончается-

Рот не закрывается.

А на самом деле это

Две оценки было.

Очень быстро разучили

Оля с Катей новый стих.

А четверку получили

К сожаленью на двоих.

Мы частушки долго пели

А теперь хотим сказать:

«Поскорей берите ручку

3. Проверка домашнего задания.

Дети получили опережающее домашнее задание - найти и выучить частушки. .

Учитель: А сейчас мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.

Я пою для вас частушку,

Если вы мне подпоете,

Буду вам признательна.

Учащиеся исполняют частушки.

Дети: 1. Начинаю припевать

Я хочу развеселить

Говорят я боевая

Боевая ну и что ж,

Моя мама боевая,

Ну а я буду в кого ж!

Губки я накрасила,

Буду брови я чернить,

Ой, давно в Кубанский хор

Я мечтаю поступить!

4. А я вырасту большой,

И в Кубанский хор пойду,

Вот с такими казаками

Я нигде не пропаду.

ЦЕЛЬ: определить шуточный характер, разучить и исполнить, используя музыкальные инструменты, добиваться эмоционального исполнения в унисон.

Дети: В припеве, когда будем петь ля,ля,ля…, так будет интересней…

При повторном исполнении 1 куплет поют мальчики, 2 куплет поют девочки, а 3 куплет и припев поют все вместе Можно использовать при исполнении ложки и бубен. Вот какая веселая песенка получилась у нас. Правда ребята? Понравилась она вам?

Дети: очень, она получилась добрая и веселая.

Цель: определить, какой оркестр исполняет, какое настроение у музыки.

Ребята, скажите , какой оркестр исполняет произведение?

Учитель: А саму частушку, кто поет ? Голос или инструмент?

Учитель: а какой? Кто услышал ? Кто может назвать?

Дети: Труба, она как-то смешно звучит и весело.

Урок наш надо оживить и в хоровод вас пригласить

Учитель и дети вместе проговаривают:

Хоровод водить не сложно

Это значит друг за другом

Будем мы ходить по кругу.

Цель: вспомнить какие хороводы бывают, как они назывались в разных областях, исполнить хоровод.

Вспоминаем. ( приложение фото 7, 8, 9, 11,12)

Учитель: ребята, а какие хороводы бывают?

Дети: игровые или драматические и орнаментальные.

Учитель: вспомните дети как называли хоровод в разных областях ?

Дети: улица. карагод, городок круг, каравод, танок,город.

Учитель: скажите, как мы будем исполнять хоровод?

Дети: плавно будем двигаться, слаженно, как бы плыть.

Учитель: Молодцы. Давайте мы его и исполним.

7. Частушка на Кубани.( приложение фото13, 14)

Мы - кубанские девчата,

На Кубани мы живем

Мы кубанские припевки

Пой, пой веселей

Голосочки не жалей

На наши припевочки.

Под вербою родничок,

Скоро парни к нам придут

Меня мама отпустила:

Покатай на сивенькой!

Устала лошадь сивая.

Коля, Коля, Николай,

На помадку денег дай.

Денег нету ни гроша,

Без помады хороша.

Злая и хлесткая, ласковая и осуждающе холодная, добрая и сердитая частушка- припевка добавляла бодрости, заставляла забывать невзгоды, веселила души, делала людей душою богаче. Она втягивала в круг людей разного возраста и разного темперамента. Есть на Кубани, как и во всей России, частушки о первых чувствах , о проявлениях любви, ревности, сватовстве, замужестве, о семейных традициях, о защите своего Отечества, о войне.

Да впала звездочка из неба

Да на сарайчик весовой

Да вся любовь наша пропала

Да за платочек носовой

Ой-ра, ра- ра,ой-ра,ра-ра

Да за платочек носовой.

Все частушки передавались из поколения к поколению. Очень трудно восстановить картину тех веселий, которые выражали широкую натуру кубанцев. Когда поют и танцуют кубанские казачки кажется, что возникает искрометный хоровод полевых цветов, где все хороши по- своему.

Можно разучить кубанские частушки.( раздать тексты и исполнить).

Позавялы вси квиточки,

Нэма ж того казаченька,

Выйду в сад я утром рано

И нарву смородины

Не найти нигде на свете

Лучше нашей Родины.

На Кубани хлеба много,-

Сеют рис и сеют рожь.

На Кубани девок много,-

Выбирай, какую хошь.

Пусть враги нам не грозятся

Силою не хвалятся

Наша армия сильна,

С любым врагом справится!

Казаки обладали чувством юмора. Там, где это надо, казак может подтрунивать над самим собой, а не кивать с едкой усмешкой на кого-то. Человек, способный воспринимать шутку, в жизни никогда не будет простофилей. Подобная черта характера- это наличие в нем, прежде всего доброты.

Дети: За Кубанью, за рекой

Пашут наши трактора

Мы кончаем петь припевки-

Нам домой идти пора.

Светит месяц золотой

Все частушки вам пропели

Пока, до свидания.

Ты цвети моя Кубань,

Становись все краше,

Не уронит честь казачью

Мы частушки вам пропели

И старались от души

Хороши наши частушки

Что же мы не хороши.

Учитель: Возле речки, возле мосту

Где фиалочки растут,

Без частушек прожить можно,

Но чего – то не живут!

Выставление оценок. ( Во время урока учащимся, за хорошие ответы учитель раздает карточки с изображением русских народных инструментов), а в конце урока каждый ребенок подсчитывает их и называем инструменты, изображенные на карточках, тем самым мы повторяем названия инструментов русского народного оркестра.

Наш разговор о русских песнях не заканчивается, ведь народная песня живет с нами и будет жить, пока жив русский народ. Пусть народная песня сопровождает вас ребята всю жизнь и дарит свою красоту, наполняет гордостью за нашу великую Родину-Россию.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока музыки "Частушки" 2-4 класс

Цель урока: познакомить учащихся с русским народным музыкальным жанром – частушками, воспитывать интерес к ним, формировать этномузыкальную культуру личности, гражданскую и этническую идентичность.

Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;

Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;

Умение оценивать произведения разных видов искусства;

Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания частушек.

Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России.

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества

Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;

Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Методы этномузыкального образования:

- метод изустного разучивания песни;

- метод погружения в мир бытования песни;

- метод эмоционально-выразительного исполнения песни.

Дидактический материал: презентация к уроку.

1. Организационный момент.

У.: Ребята, здравствуйте, садитесь. Я очень рада видеть вас на сегодняшнем уроке музыки! Он обещает быть интересным, полным разных открытий. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Мы начинаем урок.

2. Изучение нового материала.

У.: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока… Думаю, вы назовёте мне её сами.

Посмотрите на высказывания на слайдах и догадайтесь, о чем идёт речь.

Среди множества разных жанров русской народной песни есть один самый молодой и самый активный, живо откликающийся на все жизненные события.

Этот жанр любит шутку, юмор, а порой и сатиру, когда обличается глупость, жадность и зло, но в нём можно также услышать и печаль, и душевные переживания.

Вряд ли найдётся человек, который никогда не слышал данный жанр. Он создаётся в процессе исполнения, поэтому никогда не теряет свежести и новизны.

Исполнение данного жанра – весёлая русская забава, пользующаяся популярностью и в наши дни.

У.: Как вы думаете, ребята, о каком жанре русской народной песни идёт речь?

У.: Верно, это частушки.

Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли "частыми".

Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.

Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один мотив.

Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие, напевы и наигрыши.

Читайте также: