Исторические личности конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Обучающая: обобщить и систематизировать изученный материал по всемирной истории новейшего времени; подчеркнуть роль личности в истории; отработать умение быстро решать задания, применяемые в ЦТ.

Развивающая: создать условия для развития и активизации познавательного интереса, творческого мышления учащихся; обеспечить деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, работе в группе; развивать умения и навыки оценивать свою деятельность.

Воспитательная: способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории; формировать чувство ответственности за коллективный успех.

Оборудование и раздаточный материал: мультимедийная установка, ноутбук, портреты исторических личностей, высказывания о роли личности в истории, выставка литературы, раздаточный материал, оценочные листы, предметы для ассоциаций.

Ход урока:

Организационный момент.

Вступительное слово учителя.

История полна загадок, умолчаний и таинственных совпадений. Политики и философы, полководцы и ученые, гении и авантюристы – все они, так или иначе, определили развитие истории.

Сегодня на уроке мы вспомним великих людей новейшей истории, их дела, обобщим и систематизируем изученный материал по всемирной истории новейшего времени; подчеркнем роль личности в истории; отработаем умение быстро решать задания, применяемые в ЦТ.

Как вы считаете, действительно ли от личности в истории что-то зависит? Может ли один человек изменить ход событий? Какова роль личности в истории?

Выступление учеников о роли личности в истории.

Учитель.

Спасибо. Вы разделились на две команды и группу аналитиков. Предлагаю провести урок в форме организационно-деятельностной игры, работая в группе.

Этап обобщения и систематизации знаний.

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы — как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

На доске 6 портретов, они перевёрнуты. Каждая команда возьмите, пожалуйста, по три портрета. Необходимо ответить – Кто изображен? Какую страну он представляет? Чем известен?

Сэр Уи́нстон Леона́рд Спе́нсер-Че́рчилль - Великобритания, британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании в 1940—1945 и 1951—1955 годах; военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе.

Бори́с Никола́евич Е́льцин - СССР и РФ, первый избранный Президент России, один из организаторов сопротивления действиям ГКЧП, радикальный реформатор общественно-политического и экономического устройства России. Известен также своим курсом на отказ от социализма и решением о запрете КПСС, решениями о роспуске Верховного Совета и подавлении вооружённого сопротивления его защитников. Принимал решения о начале военной кампании в Чечне в 1994 году и её завершении в 1996, повторном вводе войск в Чечню в сентябре 1999 и начале второй чеченской военной кампании.

Альбе́рт Эйнште́йн - один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года, общественный деятель-гуманист. Жил в Германии (1879—1893, 1914—1933), Швейцарии (1893—1914) и США (1933—1955). Почётный доктор около 20 ведущих университетов мира, член многих Академий наук, в том числе иностранный почётный член АН СССР (1926).

Ю́рий Алексе́евич Гага́рин — лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, полковник, первый человек, совершивший полёт в космическое пространство.

Молодцы. На каждом этапе у вас будет оценочный лист. В первой колонке каждый учащийся выставляет сам себе отметку. Во второй колонке команда оценивает вклад каждого учащегося. Оцените прошедший этап.

Следующее задание проверит ваше умение работать с историческими документами и исторической картой. (раздаю задание)

  1. Кто произнес эту речь?
  2. Когда и где?
  3. Обозначьте эти города на картосхеме и подпишите названия государств, столицами которых они являются.
  1. Название документа.
  2. Кто издал этот документ?
  3. Причина его написания.
  4. Под каким названием этот документ известен широкому кругу людей?
  5. Обозначьте на карте город о котором идет речь.

Учитель.

Молодцы. Оцените прошедший этап.

Людей неинтересных в мире нет.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

Переходим к следующему заданию. Я буду зачитывать описание человека, а вам необходимо назвать его.

(10 класс, стр. 159). Мао Цзэдун

Ма́ргарет Хи́льда Тэ́тчер

(10 класс, стр. 19). Джон Фицдже́ральд Кеннеди

4) Первый чернокожий президент ЮАР, один из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида, за что 27 лет сидел в тюрьме, лауреат Нобелевской премии мира 1993 года. 9-й Президент ЮАР.

Не́льсон Холи́лала Манде́ла

5) Советский государственный и политический деятель, Генеральный секретарь ЦК КПСС (1982—1984), Председатель Президиума Верховного Совета СССР (1983—1984), Председатель КГБ СССР (1967—1982). После смерти Брежнева 12 ноября 1982 года избран Пленумом ЦК генеральным секретарём ЦК КПСС. Упрочил своё положение, став Председателем Президиума Верховного Совета СССР 16 июня 1983 года. Знавшие его свидетельствуют, что интеллектуально он выделялся на общем сером фоне Политбюро застойных лет, был человеком творческим, не лишённым самоиронии. По воспоминаниям он был высокообразованным человеком. много читал и следил за литературой, любил музыку, писал стихи. В некоторых городах СССР силовые органы стали применять меры, жёсткость которых в 1980-е годы населению показалась необычной. В рабочее время стали проводиться милицейские облавы в кинотеатрах, крупных универмагах и других местах скопления людей, во время которых тотально проверялись документы с целью выявить прогульщиков работы. Твёрдость проверок была такова, что в некоторые из них попадали прогуливающие уроки школьники, решившие посетить полуденный сеанс кино. Через несколько дней на имя директора школы приходило официальное письмо из силовых органов, докладывавшее о поимке прогульщиков с указанием фамилий.

Ю́рий Влади́мирович Андро́пов

6) Чилийский государственный и военный деятель, генерал-капитан (генерал армии), глава военной хунты с 11 сентября 1973 по 27 июня 1974, Верховный Глава чилийской нации с 27 июня по 17 декабря 1974, президент Чили с 27 июня 1974 по 11 марта 1990. Главнокомандующий Вооружёнными силами Чили.

Аугу́сто Хосе́ Рамо́н Пиноче́т Уга́рте

8) Пожалуй, самый известный человек 20 века, и один из самых известных во всей истории. Его можно вписать в один ряд с Александром Македонским и Наполеоном, а по злодеяниям сравнить со Сталиным. Жил в сложное для Германии время. Его биография изобилует историями характерными для всего народа. Родился в г. Бранау (Австрия) в семье таможенного чиновника Алоиса и крестьянки Клары.

Учитель.

Людей неинтересных в мире нет.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

1) Д.Эйзенхауэр, Д.Маршалл, Г.Трумэн, У.Черчилль- президенты США;

2) Г.Жуков, К.Рокоссовский, В.Ярузельский , А. Василевский - Маршалы Советского Союза;

4) Р.Раушенберг , А.Твардовский, А.Фадеев, Ю.Бондарев – советские писатели. Р.Раушенберг – американец, мастер поп-арт.

Кому принадлежат эти слова?

Ленину. В декабре 1920 г. выработанный комиссией план был одобрен VIII Всероссийским съездом Советов, через год его утвердил IX Всероссийский съезд Советов.

В интервью одной из газет Столыпин описывает проводимые реформы.

Клочкову Василию Георгиевичу, военному комиссару 4-й роты 2-го батальона 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии 16-й армии Западного фронта, Герою Советского Союза.

Что объединяет этих людей?

1 )А. Гитлер, Б. Муссолини, Ф. Франко - фашистские диктатуры в Европе;

2) И. Сталин, У. Черчилль, Т. Рузвельт – антигитлеровская коалиция, конференции Второй мировой войны.

3) Чан Кайши, Сунь Ятсен – китайские руководители.

4) Г. Димитров, Б.Тито – руководитель стран социалистического лагеря.

5)С. Шушкевич, Б. Ельцин, Л.Кравчук – Беловежское соглашение, СНГ.

6)И. Риббентроп, В. Молотов – пакт о ненападении.

7) А. Солженицын, М. Шолохов – Нобелевские лауреаты в области литературы.

Учитель. Оцените прошедший этап. Сдайте оценочные листы.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Задания подобного типа часто встречаются в Централизованном тестировании. Правильно соотнесите элементы двух множеств.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование метода синквейна для закрепления знаний, а также для полного и точного исследования роли исторических личностей.

Методическая разработка урока.

Тема: Исторические личности.

10 (11) класс.

- использование метода синквейна для закрепления знаний, а также для более полного и точного исследования роли политических личностей в истории.

- способствовать приобретению учащимися обобщающих знаний основ истории России в условиях работы над проблемой;

- апробирование некоторых форм запоминания исторического материала.

Задачи урока направлены на формирование следующих образовательных компетенций:

Познавательные компетенции. Способствовать формированию и закреплению глубоких знаний по курсу.

Деятельностные компетенции. Способствовать развитию навыка исследовательской работы, чувства критического реализма в сознании учащихся, активизации познавательного интереса к предмету.

Коммуникативные компетенции. Способствовать формированию конструктивных, доброжелательных взаимоотношений в группах, в классе. Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека.

Форма проведения: практическая работа с элементами исследования, апробирование вариантов подготовки к ЕГЭ.

1. Оргмомент. Определение проблемы и целей урока.

2. Объяснение форм и методов работы. Правила составления синквейна.

Что такое синквейн? Синквейн – это форма работы с понятиями. В синквейне человек высказывает свое отношение к проблеме, действию, деятелю.

1 форма синквейна.
Порядок написания синквейна:
Первая строка – одно ключевое слово- существительное, определяющее содержание и тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.

Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия; описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

Четвертая строка – короткое предложение, целая фраза, в которой автор высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строка – одно слово- резюме, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

развивается, содержит, поддерживает

закончилось территориальное оформление страны

2 форма синквейна.
Составление синквейна (“биографический штрих”)

в первом блоке – центральное понятие автобиографии;

во втором блоке – главное понятие автобиографии;

в третьем блоке – суть происходящих событий;

в четвертом блоке – отношение к событиям;

в пятом блоке – итог, оценка (резюме).

Расширил, перенёс, завоевал

3. Составление синвейнов.

Рюрик, Олег, Игорь, Святослав, Владимир Красное Солнышко, Я.Мудрый, В.Мономах, А.Невский, Столыпин, Керенский, Ленин, Сталин, Троцкий, Милюков.

4. Практическая работа. Сопоставить исторических деятелей и событий.

А. Софийский собор.

Е. Временное правительство.

Ж. Ледовое побоище.

К. Аграрная реформа.

5. Работа с текстом.

«Всего же более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите, и подавайте сироте, и вдовицу оправдывайте сами, а не давайте сильным губить человека. Ни правого, ни виноватого не убивайте и не повелевайте убить его; если и будет повинен смерти, то не губите никакой христианской души.

А теперь поведаю вам, дети мои, о труде своем, как трудился я в разъездах и на охоте с тринадцати лет. Сначала я к Ростову пошел сквозь землю вятичей; послал меня отец, а сам он пошел к Курску.

А из Чернигова в Киев около ста раз ездил к отцу, за один день проезжая до вечери. А всего походов было восемьдесят и три великих, а остальных и не упомню меньших. И миров заключил с половецкими князьями без одного двадцать, и при отце и без отца.

А. К какому веку относится произведение, из которого взят данный отрывок? Как оно называется? Кто его автор?

Б. Используя знания из курса истории, укажите, чем знаменит автор произведения. Укажите не менее трёх положений.

В. Используя текст отрывка, назовите, не менее двух проблем которые волнуют автора. Какие черты характера он прославляет? Приведите не менее двух черт характера.

А. Может быть указано, что

1) произведение было создано в XII в.;

3) автор — Владимир Мономах

Б. Могут быть указаны следующие положения:

1) борьба с половцами (организация похода в степь против половцев в 1111 г.);

В. Могут быть приведены следующие проблемы, которые волнуют автора:

1) сохранение единства русских земель;

2) междоусобные войны;

3) ослабление обороноспособности и внешние угрозы Руси.

Могут быть указаны следующие черты характера: Храбрость, милосердие, трудолюбие, скромность.

А) - одним из любимых его занятий были рубка дров и расчистка снега;

- он женился на женщине, которую звали Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса;

- его родственник объявил ему войну;

- все, что он имел, он хотел передать не своему сыну, а брату;

- он хотел жениться на следующий день после смерти своего отца, и только решительные протесты родственников помешали ему осуществить свое намерение;

Б) - он был в родстве с поэтом М. Ю. Лермонтовым, с канцлером А. М. Горчаковым;

- он родился в Дрездене, учился в Вильно, в расцвете своей карьеры работал в Петербурге, умер в Киеве;

- его отец был комендантом московского Кремля, а вся семья - дружна с писателем Л. Н. Толстым;

- его правая рука почти не действовала, тем не менее он ухитрялся исписывать ею горы бумаг;

- на жизнь его дважды покушались, и второе покушение оказалось роковым;

- он завещал похоронить себя в том городе, где застигнет его смерть.

- он стал статским генералом, дослужившись до звания действительного статского советника;

- был отчаянный дуэлянт - за вызов на дуэль инженера Китайской железной дороги (служил в ее охране) он был уволен со службы самим С. Ю. Витте. За это Витте получил от него пощечину, а спустя некоторое время наш герой вызвал на дуэль П. Н. Милюкова;

- он участвовал в англо-бурской войне на стороне буров;

- П. А. Столыпин предлагал ему пост министра торговли, но он не стал им. Зато через десять лет, в другом правительстве, он был военным и морским министром;

- 11 лет она провела на каторге;

- возвратившись с каторги, она становится активным членом левого крыла партии эсеров;

- комитеты помощи, названные ее именем, создавались в Париже, Нью-Йорке, Берлине и других городах;

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке учащиеся показали свои знания как по современной истории, так и знания истории в целом. Учащиеся сравнивали 3 выдающиеся личности в истории и современности, показываю свои знания. Они смогли убедить всех в своих знаниях и в знанчимости личности в истории государства и всего мира в целом. Урок был хорошо оценён как учителями школы, так и администрацией

Кызылжарский район, Якорьская средняя школа

Открытый урок на тему:

Выполнил: учитель истории

Киричёк Сергей Юрьевич

УРОК ИСТОРИИ КАЗАХСТАНА

Время и место: 2 декабря, ЯСШ.

Тема: Роль личности в истории.

Цель: довести до учащихся и понять, что личность может участвовать и творить историю отдельного государства, региона, мира.

Образовательная – разобрать с учащимися основные составляющие деятельности личностей своего периода времени.

Развивающая – развивать у учащихся способности анализировать полученную информацию, сравнивать информацию и делать самостоятельные выводы.

Воспитательная – воспитывать интерес и потребности у учащихся в знании истории, изучении роли личности в ней, интерес к политики своего государства и Президента.

Ключевые понятия: личность, значимость, политика, даты-события-личности.

Урок по теме: изучение новой темы.

Оценка: ФО, СО, ВЗ.О, наблюдение, деятельность учащихся на уроке.

Оценка риска: слабое выполнение задания группами, возможность возникновения спора-конфликта как в группе, так и между группами, в процессе презентаций и перекрёстного опроса.

Стратегии: критическое мышление, диалоговое обучение, возрастные особенности учащихся, обучение талантливых и одарённых, оценивание, лидерство и саморегуляция.

Слабый: запомнить несколько дат, событий, личностей. Принимать участие в работе класса.

Средний: уметь анализировать и систематизировать полученную информацию, принимать участие в работе класса, вносить свои предложения в работе класса.

Сильный: уметь анализировать и синтезировать полученную информацию, активно участвовать в работе класса, оценивать работу класса, быть лидером в классе.

Ресурсы: ватманы, маркеры, стикеры, тетради, ручки, задания, роли.

Роль учителя

Действия учащихся

Настраивает класс на активную, успешную и плодотворную работу.

Внимательно слушают наставления учителя.

Домашнее задание учащихся.

Учитель предоставляет учащимся рассказать о личностях.

Рассказывают, а остальные слушают

Постановка цели урока.

Учащиеся слушают учителя и отвечают на вопрос.

Деление класса на группы, с чётким определением ролей в группе: репортёр, журналист, секретарь и аналитик.

Репортёры команд проводят жеребьёвку – выбирают личность.

Раздаёт листы с ролями каждой группе и ставит задачу поделиться по ролям.

Выбирают себе роль и репортёр доводит роли своей группы и её готовность к проведению урока.

Работа в группах по составлению кластера-схемы по теме.

Раздаёт каждой группе задание и нацеливает её на качественную, плодотворную и активную работу.

Активно работают над выполнением задания.

Говорит, что регламент – 3 минуты. Слушает презентации групп.

Презентуют свои работы в течение 3 минут, а остальные внимательно слушают и делают себе пометки.

Определят очерёдность задачи вопросов журналистами – репортёрам противоположных групп.

Задают вопросы друг другу, а остальные внимательно слушают.

Анализ работы групп и в целом всего класса. Анализ независимого эксперта.

Слушает анализы групп и независимого эксперта, делает записи в своей тетради. Доводит общую оценку каждому учащимуся

Проводят анализ работы групп и всего класса. Внимательно слушают речь аналитиков и независимого эксперта.

Учащиеся отвечают на вопрос рефлексии, выходят к доске и приклеивают стикеры со своими записями на ватман.

Выставление оценок и домашнее задание.

Говорит домашнее задание и выставляет оценки в журнал и в дневники.

Записывают домашнее задание и подносят дневники.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА.

Мусина А., Венбендер А., Искакова Д., Ланнер Т., Романова Г. – сильные учащиеся класса, которые могут быть лидерами в каждой группе и способствовать активной и плодотворной работе всей группы.

Букарь К., Малышенко А., Кадочникова А., Шакиров Р., Толипов А. – средние учащиеся, которые могут работать в группе, вносить свои предложения.

Абулгазиев Ш., Дуброва Ю., Мартынова Н. – слабые учащиеся данного класса.

Образовательная – разобрать с учащимися основные составляющие деятельности личностей своего периода времени.

Развивающая – развивать у учащихся способности анализировать полученную информацию, сравнивать информацию и делать самостоятельные выводы.

Воспитательная – воспитывать интерес и потребности у учащихся в знании истории, изучении роли личности в ней, интерес к политики своего государства и Президента.

На данном уроке я использовал – доску, ватманы, маркеры, стикеры.

Содержание урока:

На этом уроке я хотел добиться формированию у учащихся знаний по данной теме, умению отстаивать свою позицию и навыков работы в группе, способности выражать и отображать свои мысли, где один за всех и все за одного. Я считаю, что работа в группах способствовала саморегуляции, творческой деятельности учащихся при выполнении задания и составлении кластера-схемы. На данном уроке осуществлялась межпредметная связь с географией, русским языком и литературой. Я считаю, что такой род деятельности на уроке способствовал развитию интереса у учащихся как к самому процессу обучения, так и к предмету история. Была целостность урока, то есть шел плавный переход от одного этапа к другому и в конце урока учащиеся сделали вывод по работе всего класса на уроке и в целом всего урока. Я считаю что урок удался.

Реализация принципов обучения:

В своих выводах по презентациям и анализу учащиеся доказали, что роль всех личностей в истории была велико, доказав важность личности нашего президента Н.А.Назарбаева – в нынешней истории Казахстана, а также формирование данной истории и развитие государства в будущем.

Все этапы урока, которые были запланированы – были реализованы логически и последовательно. На данном уроке, я считаю у учащихся сформировались знания по данной теме, умение и навыки работы в группе и отстаивание своей позиции. Учащиеся сами регулировали свою деятельность, активно работали, подгоняя друг друга. Проходя по классу я подбадривал учащихся на дальнейшую активную работу.

Методы обучения:

На данном уроке я использовал такие методы как – диалогический, метод экспресс-дискуссии, проектный. Данные методы соответствовали задачам урока и при составлении проекта деятельность учащихся активизировалась. Самостоятельная работа была спланирована и способствовала познавательной самостоятельности учащихся, их саморегуляции и самообучению, творческой деятельности.

На уроке я использовал модули программы – критическое мышление ( анализ информации и её отображение на ватмане), диалоговое обучение (общение учащихся в группе и презентации учащихся, перекрёстный опрос), обучение талантливых и одарённых (составление кластера-схемы), саморегуляция (составление кластера-схемы, вопросов), возрастные особенности (задания группам), лидерство (организация работы в группе), оценивание (анализ работы групп и всего класса, анализ своей деятельности).

Использование методов и приёмов на данном уроке способствовали достижению целей урока.

Организация учебной работы на уроке:

На уроке я использовал индивидуальную, парную, групповую и классную формы деятельности учащихся. В основном эти виды работ сочетались друг с другом или дополняли друг друга. Были разные виды деятельности: работа в группах, сбор информации в других группах, презентации работ, перекрёстный опрос, анализ работы группы и всего класса, подведение итогов урока. Контроль за работой класса, группы и в отдельности каждого учащегося осуществлялся с моей стороны, со стороны независимого эксперта и аналитика каждой группы. В целом класс с данных позиций был оценён правильно. Я плавно и чётко переходил от одного этапа урока к другому.

Система работы учителя:

Я считаю, что я правильно выбрал методы и форму работы класса на данном уроке, чётко поставил перед ними цель урока, которую они выполнили в течение всего урока. Я, только лишь в некоторых моментах брал на себя роль лидера в классе, а так давал учащимся свободу действий и это у меня получилось. У меня был чёткий тон и такт при переходе от одного этапа урока к другому, при подведении итогов, выставлении оценок и домашнего задания.

Система работы учащихся:

Во время данного урока была организованность и активность учащихся на каждом этапе урока. Во время презентаций и при работе в группах шла эмоциональная, активная и творческая работа каждой группы. Те приёмы и методы, которые я использовал на уроке сформировали у учащихся знания по данной теме. Отношение к учителя, предмету у всего класса в целом хорошее. Без истории никуда.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Открытый урок окружающего мира

Подготовила и провела: Борзова Наталия Геннадиевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Цель: обобщить знания детей о исторических личностях , живших в Древнерусском государстве.

Обучающая: обобщить и систематизировать изученный материал по истории Древнерусского государства; подчеркнуть значение личности в истории;

Развивающая: создать условия для развития и активизации познавательного интереса, творческого мышления учащихся; обеспечить деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний, работе в группе; развивать умения и навыки оценивать свою деятельность.

Воспитательная: способствовать повышению у учащихся интереса, любви и уважения к истории; формировать чувство ответственности за коллективный успех.

Оборудование и раздаточный материал: мультимедийная установка, ноутбук, портреты исторических личностей, высказывания о роли личности в истории, раздаточный материал, оценочные листы, тест, сердечки для рефлексии.

1 . Организационный момент.

2 . Вступительное слово по теме.

5 . Самостоятельная работа с самопроверкой

6. Работа в парах .

8 . Проекты в группах

10. Защита проектов.

Организационный момент.

Вступительное слово по теме.

История полна загадок, умолчаний и таинственных совпадений. Политики и философы, полководцы и ученые, гении и авантюристы – все они, так или иначе, определили развитие истории.

Сегодня на уроке мы вспомним великих людей истории Руси, их дела, обобщим и оценим их вклад в историю нашей страны.

Но для начала проведём разминку : в виде блиц- опроса.

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Н.П. Кончаловская

Тест «Древняя Русь

1.Столицей русского государства в 9-10 веках была:

2.Крестьян на Руси называли:

3. Религия у древних славян была:

4. Русская фамилия Бортников произошла от занятий славян в 1 тыс. н. э.:

5. На Руси гостем называли:

6. Славяне питались :

7.Основным занятием славян было:

Г) строительство городов

8. Христианство было принято на Руси при князе:

А) Ярославе Мудром

Б) Владимире Красное Солнышко

В) Владимире Мономахе

7.Основным занятием славян было:

Г) строительство городов

8. Христианство было принято на Руси при князе:

А) Ярославе Мудром

Б) Владимире Красное Солнышко

В) Владимире Мономахе

Догадайтесь, о ком идет речь?
« Прощу жителей Полоцка за смерть мужа моего князя Игоря.

Отправляясь на войну, всегда предупреждал противника:

В правление Владимира Святославовича и по его инициативе произошло одно из самых важных для русской истории событий - в 988 г. Русь приняла христианство в византийском варианте - православие. ( Князь Владимир – Красное Солнышко)

Выбери правильный вариант ответа!

Первый город, в котором княжил Владимир? (Новгород , Полоцк, Киев)

В каком году Владимир принял крещение? (1000, 972, 988)

В каком году Владимир принял крещение? (Киев, Херсонес , Царьград)

Как называлась первая каменная церковь в Киеве? ( Десятинная, Двойная, Половинная)

Кочевники, регулярно нападавшие на Русь при Владимире.(Татары, Печенеги, Половцы)

Кто не предлагал Владимиру свою веру? (Греки, Хазары, Китайцы )

Догадайтесь, о ком идет речь?

За всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы монголо-татар. (Александр Невский)

Объединенное русское войско получило благословение от самого Сергия Радонежского. Он предсказал победу… (Дмитрию Донскому)

Каждый из этих князей внес огромный вклад в развитие Российского государства, они не только управляли страной, они служили ей верой и правдой и по праву достойны нашего уважения, восхищения и подражания

4.Пауза . Зажмурьте глаза . Посидите тихо с закрытыми глазами, а теперь посмотрите в левый верхний угол класса, а теперь в правый.

5.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Дети выполняют самостоятельно задания и оценивают свою работу после самопроверки.

ФАМИЛИЯ, ИМЯ ________________________________

Назовите имя князя, которого призвали из чужих земель к управлению Древнерусским государством и считают его основателем Киевской Руси.

Кто стал приемником Рюрика и окончательным создателем единого Древнерусского государства?

Как закончился поход князя Игоря к древлянам за данью, которой ему показалась мало и он вернулся за ней повторно?

Древляне выплатили дань повторно

Древляне убили князя Игоря и его дружину

Древляне не пустили князя Игоря и вступили в бой с войском Игоря.

Кто стал управлять Древнерусским государством после смерти Игоря

Его жена княгиня Ольга

Сын Игоря Святослав

Какое важное событие произошло в 988 году во времена правления князя Владимира?

Война с кочевниками –печенегами

Принятие Христианства на Руси

3. Древляне убили князя Игоря и его дружину

4. Его жена княгиня Ольга

5. Принятие Христианства на Руси

Оцените свою работу , проверив ответы по своему тесту.

6.Работа в парах . Соедините дату с событием

.988 Ледовое побоище

1380 Крещение Руси

1242 Куликовская битва

7.Пауза . Встаньте, закройте глаза, попробуйте представить, что мы перенесёмся на машине времени в эпоху Древнерусского государства. А поможет на видео фрагмент.

8.Проекты в группах:

1). Каждой команде предложены слова про исторических личностей. Ваша задача определить имя исторического героя

- Князь Владимир – Красное Солнышко

- Князь Александр Невский

- Князь Дмитрий Донской

2) Найти из предложенных годы жизни этого человека.

3) Иллюстрации с портретом данного человека, его изображение на иконе, иллюстрацию с орденом в честь данного человека

4) Выбрать из предложенных важные дела, победы этого исторического деятеля.

5)Оформить всё это в виде проекта на листах бумаги , а потом защитить свой коллективный проект.

Пауза. Расслабьтесь и послушайте стихи.

Людей неинтересных в мире нет.

У каждого — свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

Людей неинтересных в мире нет.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

и первый поцелуй, и первый бой…

Все это забирает он с собой.

И если умирает человек,

с ним умирает первый его снег,

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Уходят люди… Их не возвратить.

Их тайные миры не возродить…

Защита проектов.

Дети работают по группам. Задание: выполнить проект . Создать плакат про личность в истории. (Князь Владимир, князь Александр Невский, княгиня Ольга, князь Дмитрий Донской) Детям на выбор предоставлены портреты, иконы, фото орденов в честь князей, слова про этих князей. Задача выбрать подходящий материал про своего героя, приклеить на ватманский лист и защитить свой коллективный проект.

Обобщение. Что похожего обнаружили у этих людей. ( Причислены к лику святых, есть ордена и медали с их именами, заботились о своём народе)

А теперь скажите. Чему можно поучиться у этих людей ?( Любви к ближним, смелости, заботе о своём народе, ответственности за свои дела и поступки)

А теперь оцените свою работу на уроке с помощью сердечек :

- закрасьте сердечко зелёным, если ты не испытывал трудностей на уроке.

- жёлтым, если у тебя были сложности с обобщением изученного материала.

-красным, если тебе было трудно, многое не получалось.

13.Домашнее задание .

На отдельных листах заполните страничку для своих партфолио:

Вам нужно выбрать историческую личность, на которого бы ты хотел быть похожим, Заполнить про него графы странички.

Годы его жизни___________________________________________________________________

Его дела государственной важности_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Победы и битвы__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем я хочу быть на него похожим__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Итог урока . Чему мы научились на уроке?(Мы повторили много событий, оценили себя, оценили правителей на Руси.)

Трудно оценивать историческую личность? Нужно много знать, чтобы оценить вклад данного человека в истории.

Читайте также: