Конспект нод по развитию речи пересказ сказки

Обновлено: 05.07.2024

Цель: обучение связному последовательному пересказу текста с опорой на графические схемы, отображающие последовательность событий.
Задачи:
1. Образовательные:
- познакомить со сказкой "Почтовая улитка";
- учить составлять простые предложения, самостоятельно опираясь на графические схемы;
- закреплять представления детей об особенностях сказки, ее отличиях от рассказа.
2. Развивающие:
- продолжать формировать умение внимательно слушать художественное произведение, понимать его смысл, умение отвечать на поставленные вопросы;
- развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;
- развивать монологическую речь;
- совершенствовать связную речь.
3. Воспитательные:
- формировать интерес к речевой деятельности; самостоятельность, инициативу в решении речевых задач;
- воспитывать ценностное отношение к литературе.
Предварительная работа: чтение сказок других народов, сказок русских писателей, чтение художественной литературы о природе, рассматривание иллюстраций с изображением растительного и животного мира, отгадывание загадок, дидактические и подвижные игры.
Словарная работа: травоядная, влаголюбивая, почтальон, сотрудники озадачились, ценный конверт, ответственный работник.
Методы и приемы:
1) Игровые: игровая мотивация, физкультминутка.
2) Словесные: беседы, чтение художественной литературы, объяснения.
3) Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.
4) Практические: работа с опорными схемами.
Оборудование: слайд-шоу, иллюстрации к сказке, графические схемы к сказке, мольберт.

1. Орг. момент.
Воспитатель:
- Посмотрите ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
- Какое у вас сегодня настроение? (ответы детей)
- У меня тоже сегодня хорошее, радостное настроение.

Игра приветствие
Нежные, добрые девочки!
Сильные, смелые мальчики!
Встанем в круг и за руки все возьмемся
И радостно друг другу улыбнемся!

Воспитатель:
- Давайте мы улыбнёмся, и подарим своё настроение всем, кто нас окружает.



Воспитатель:
- Улитка - травоядная. Что это значит? Травоядная – это значит, питается травой и другими растениями и овощами.
2 слайд – Как ест улитка?



Воспитатель:
- На языке улитки, как на напильнике, расположены сотни маленьких зубов, ими улитка срезает и перемалывает пищу.
3 слайд – Как живет улитка?



Воспитатель:
- Влаголюбива - это значит, влагу любит. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мхе. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, питаться выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью или после ливня.
4 слайд – Как двигается улитка?



Воспитатель:
- У улитки не просто рожки, а одна пара рожек, одна пара усиков. Усики — маленькие, улитка ими нюхает. А рожки - большие — это глаза. И рожки и усики улиток очень чувствительны: если они случайно касаются какого - либо предмета, то улитка моментально убирает их внутрь.
- Вот сколько всего мы узнали про жизнь улитки.

3. Поисковый этап
Воспитатель:
- Ребята, я хочу рассказать вам одну интересную сказку, садитесь удобнее, примите позу слушателя, итак….

Повторное чтение сказки.
Воспитатель:
- Я вам прочитаю сказку еще раз, вы слушайте внимательно, потом мы будем пересказывать. А читать сказку я буду с опорой на схемы.
Воспитатель во время чтения выставляет схемы.









4. Практический этап.
Пересказ сказки с опорой схемы (можно использовать презентацию)
Воспитатель:
- Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно. А если разбить текст на части, сказку можно пересказать втроем, даже вчетвером.
Пересказ сказки с опорой на схемы (по цепочке по частям).
Воспитатель:
- Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 4 детей к мольберту, потом еще 4 детей)
- А как бы ты озаглавил эту сказку?
Анализ ООД.
Воспитатель:
- С какой сказкой вы сегодня познакомились?
- Что вам больше всего запомнилось из сказки?
Индивидуальный анализ деятельности детей на занятии.

5. Рефлексивно-оценочный этап.
- Кто был героем нашего занятия?
- Что вы там узнали нового?
- В следующий раз мы с вами познакомимся еще с одной доброй и поучительной сказкой.















Детям предлагается иллюстрация к отрывку, они используя геометрические фигуры сами делают модель отрывка и пересказывают. Медведь- коричневый прямоугольник, заяц-серый треугольник, ворона- черный квадрат, ежик - серый овал, яблоко- красный круг, елка - зеленый треугольник, дерево- коричневый квадрат.
Отрывок 1










Воспитатель: Вокруг себя повернитесь-в детском саду очутитесь! Вот мы и попали снова в наш детский сад. Что было для вас самым интересным в путешествии? Что было самым сложным из заданий? Что вы сегодня расскажете родителям о своем путешествии?
Дети под музыку уходят из зала.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект зантия по развитию речи в старшей группе. Тип - пересказывание эскимосской сказки "Как лисичка бычка обидела".

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Конспект по развитию речи (пересказ произведения)

студентка группы 41 ш

Преподавание в начальных классах

Цель: помочь детям понять и запомнить содержание сказки, учить пересказывать текст по частям.

Образовательные:

- формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев;

- продолжать работу над умением пересказывать сказку близко к тексту;

Развивающие:

- развивать слух, восприятие, память;

- развивать основные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

- развивать монологическую речь;

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к друг другу;

- воспитывать ценностное отношение к литературе.

Обогащение словаря: бычок, пучеглазый, большеротый, косматая.

Активизация словаря: лисичка, морская рыбешка.

Оборудование: иллюстрация морского бычка; картинки для дидактической игры; мнемотаблицы по сказке.

Предшествующая работа: знакомство с народом эскимосы; рассматривание карты, где проживают эскимосы; чтение стихов о морских животных; чтение сказок.

Подготовка к проведению: подготовка к тексту (предварительно выразительно прочитать), найти объяснения к непонятным словам, подобрать наглядный материал, прочитать методику пересказа текста.

Организация детей на занятии: 1 часть – сидят на стульчиках на ковре вокруг воспитателя; 2 часть – сидят на стульчиках на ковре вокруг воспитателя, 3 часть – сидят на стульчиках на ковре вокруг воспитателя.

Ход занятия:

Структурные части

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень -

– Кто кого обидел?

А кто это такой – бычок?

Как он выглядит?

- Вы рассказали о телёнке.

- Ребята, я вам открою секрет. Слово бычок имеет два значения: домашнее животное бычок, теленок А второе …

- Посмотрите, на столе лежат предметы, которые имеют два значения. Вы должны к картинкам подобрать предмет. Например: У меня картинка родник или говорят, бьет ключ, то на столе я нашла ключ, которым открывают дверь.

Оружие лук со стрелами — репчатый лук, ручка перо — перо от птицы, кран для умывания - машинка подъемный кран, кисть руки – кисточка, ёжик – иголка, ноги – ножка у гриба и т. д.


Цель: Обучение детей умению последовательно и выразительно пересказывать литературный текст.

- Учить детей внимательно и заинтересованно слушать рассказы, понимать и правильно оценивать поступки героев.

- Учить детей последовательно и выразительно пересказывать текст произведения.

- Учить детей составлять творческий рассказ (новое окончание рассказа).

- Закреплять навык составления предложений по вопросам.

- Развивать коммуникативные навыки общения, умение внимательно слушать сверстников.

- Развивать слуховое внимание, память, воображение.

- Воспитывать нравственные качества: уважение к близким, желание заботиться о них.

Словарная работа: чаепитие, зазвенела чашками, рассыпчатое, поровну.

Предварительная работа:

-беседы на этические темы;

Форма организации: групповая.

Ход занятия:

Воспитатель: У каждого человека есть семья. В семье все заботятся и помогают друг другу. Как весело пить чай всей семьей и беседовать. А я хочу вас познакомить с мальчиками Вовой и Мишей.

3. Беседа по содержанию рассказа.

Воспитатель: Ребята, после этого рассказа вам стало весело или грустно? Почему? Зачем собралась семья? (попить чаю)

- Как вы думаете, понравилось маме и бабушке печенье?

- Почему маме и бабушке было грустно?

- Как звали мальчиков?

- Что сделала мама? Бабушка?

- Что предложил сделать Миша?

- Как разделил печенье Вова?

- Когда все печенье было съедено, что сделал Вова?

- На кого посмотрел Миша, доедая последний кусочек? - Вам понравились Вова и Миша? Хорошо ли поступили мальчики?

- Чему учит рассказ Осеевой?

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отдохнуть.

Вот большой стеклянный чайник, (Надули живот. Одна рука на поясе,

другая изогнута)

Очень важный, как начальник. (Как носик чайника)

Вот фарфоровые чашки, (Присели, одна рука на поясе,

другая опущена)

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя круг руками)

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки, (Потянулись, сомкнули руки над головой)

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос, (Взялись за руки и сделали большой круг)

Он посуду нам принёс.

5. Повторное чтение рассказа педагогом.

6. Пересказ текста детьми.

Давайте придумаем другой конец этого рассказа, чтобы он не был грустным. (выслушивает ответы детей).

7. Итог занятия.

-Ребята, а как называется рассказ, который мы с вами сегодня пересказывали?

-Кто написал рассказ? (Валентина Александровна Осеева)

Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам оценить свою работу, если кому было трудно, возьмите желтое сердечко. Кто не испытывал затруднений – красное сердечко.

Воспитатель: Я думаю, что у вас в семье все друг друга любят, уважают и делятся!


-75%

Читайте также: