Растения и животные в природе и в жизни людей 2 класс кубановедение конспект

Обновлено: 07.07.2024

Презентация на тему: " Значение животных в природе и в жизни человека Кубановедение 2 класс." — Транскрипт:

1 Значение животных в природе и в жизни человека Кубановедение 2 класс

2 Животные населяют весь земной шар: поверхность суши, почву, пресные воды и моря. "Не может быть добрым человек, который не любит животных, который никогда не проявил о них заботу".

3 Многие животные живут скрытно или имеют микроскопические размеры, поэтому мы их не замечаем. Другие животные, напротив, постоянно встречаются нам, например насекомые, птицы, звери.

4 Многие растения опыляются только животными. Животные играют большую роль и в распространении семян некоторых растений. Животные наряду с бактериями принимают самое активное участие в образовании почвы.

5 Дождевые черви, муравьи и другие мелкие животные постоянно вносят в почву органические вещества, измельчают их и тем самым способствуют созданию перегноя.

6 Многие водные животные очищают воду, чистота которой для жизни столь же важна, как и чистота воздуха.

7 Мир животных всегда имел и имеет очень важное значение для человека.

10 Животный мир - важная составная часть природной среды. Забота о нем служит основой его разумного использования. Зная особенности отдельных видов, их роль в природе, человек может охранять полезных ему животных, способствовать увеличению их численности, ограничивать размножение вредителей сельского хозяйства, переносчиков и возбудителей болезней.

11 В нашей стране заботе о животном мире придается важное государственное значение.

Изучение нового материала.

Планируемые результаты (предметные)

Планировать и выполнять индивидуальный проект, анализировать значение растений и животных в жизни человека.

Умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила; умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; формирование положительного отношения к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать; определяют границы собственного знания и незнания.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: р азличать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями; характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных;

Коммуникативные: рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей; различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Методы и формы обучения

Словесный, наглядный, практический метод; фронтальная и групповая форма обучения.

Основное содержание темы, понятия и термины

Царство животных, Царство растений, домашние и дикие животные, злаковые растения, садовые растения, огородные культуры (растения).

Технологическая карта урока.

Содержание взаимодействия с учащимися

I.Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроения у школьников и готовности к сотрудничеству.

Эмоциональный настрой учащихся.

Проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Елена Анатольевна и сегодня урок кубановедения проведу у вас я.

- Ребята, повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу удачной работы. Я вам тоже желаю работать дружно, активно, и узнать для себя что - то новое.

- Проверим готовность к уроку!

- Каждый посмотрите на свое рабочее место и проверьте, все ли лежит у вас на парте. У вас на столах должны лежать учебники, дневники, пенал.

- Также, не будем забывать, что сидеть вы должны правильно, упираясь в спинку стула, руки лежат на партах, ноги стоят вместе.

Приветствует учащихся, создает эмоциональный настрой, активизирует внимание

Приветствуют учителя, организуют рабочее место, настраиваются на работу, сосредотачивают внимание, демонстрируют готовность осуществлять учебную деятельность.

II. Актуализация знаний.

Цель: актуализировать знания учащихся.

Проверка знаний по прошлой теме урока.

- Домашнее задание у вас было рассказать правила защитников природы и объяснить почему их надо строго наблюдать.

- Кто желает ответить домашнее задание поднимает руки.

Проверяет качество усвоенного ранее материала. Контролирует и исправляет ошибки детей.

Актуализируют свои знания по ранее изученному материалу. Отвечают на вопросы учителя.

Цель: обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока.

Введение в тему урока.

Вступительное слово учителя: рассказ о Царстве Растений и Царстве Животных.

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

- Кто догадался, как называются эти два царства? (Царство Растений и Царство Животных)

- Как думаете, чем занимается Царство Растений? (добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных)

- Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретим представителей обоих царств.

- Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик о пользе животных в жизни людей.

- Просмотрев видеоролик, мы узнали, что животные приносят пользу людям, но не только ведь животные приносят пользу, но и растения приносят огромную пользу.

- Как вы думаете какую пользу приносят животные и растения человеку, людям? (продукты питания, одежду, лекарства)

- Правильно! Их польза для человека достаточна велика, и она играет важную роль в жизни людей.

- Так кто же догадается какая тема нашего сегодняшнего урока? (растения и животные в природе и в жизни людей)

- А теперь вы можете обратиться к своим учебникам на странице 33-й и прочитать тему сегодняшнего урока. (Мои исследования. Растения и животные в природе и в жизни людей)

- Совершено верно и сегодня мы с вами постараемся узнать, как можно больше информации о роли растений и животных, и природе и в жизни людей.

- Так какие задачи урока мы поставим перед собой? Сл.2

1. Познакомимся с животными и растениями, обитающими в Краснодарском крае;

2. Узнаем какую пользу приносят животные и растения людям;

3. Узнаем какие продукты и вещи мы получаем от животных.

Подводит к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи. Обеспечивает мотивацию и понятие учащимися цели и задач учебно-познавательной деятельности.

Самостоятельно определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV.Изучение нового материала.

Цель: обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение обучающимися изучаемого материала.

Содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу.

Рассказ учащихся о злаковых растениях, садовых и о огородных растениях.

- Итак, ребята мы с вами знаем, что Краснодарский край богат животным и растлительским миром.

- Многие из растений и животных Краснодарского края, оказывают важную роль на жизнь нас с вами и всех тех людей, которые проживают на территории края.

- И так давайте в начале поговорим о тех растениях без которых нашу жизнь трудно представить, проведём такие исследования с вами.

- Вы заранее получали задания, и я предлагаю вашим одноклассникам рассказать о злаковых растениях, о садовых и о огородных растениях.

Злаки - это семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, горох, сахарная свёкла, подсолнечники. Злаки играют в жизни людей огромную роль. Например, сахарная свекла любит тепло и влагу, так же летом в ней накапливаются питательные вещества. В них много сахара и витаминов. Подсолнух - символ солнца, радости и оптимизма. Подсолнечник используют в косметологии, в медицине. Масло богато витамином Е и используют его для лечения ожогов, ран и других заболеваний кожи. Сл.4

Садовые растения - это растения, созданы для получения съедобных плодов. Основные плодовые культуры – яблоня, груша, слива, черешня, персик, абрикос. Свежие фрукты и плоды очень полезны для организмов, ведь они содержат в себе витамины, так же их них можно приготавливать соки, компоты. Сл.5

Огородные культуры (растения) - растения, выращиваемые человеком с определённой целью, т. е. для получения продуктов питания, кормов для животных, лекарств. К огородным растениям относятся такие продукты, как картофель, капуста, помидоры, огурцы, свекла. Сл.6

- Итак, назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.)

- А что выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.)

- Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

- Теперь скажите, как человек использует эти растения,

а) пшеница – выращивают на полях, из зёрен пшеницы делают муку, а из неё выпекают хлеб, изготавливают макаронные и кондитерские изделия.

б) капуста – используют в своей пище, выращивают для корма животным или просто выращивают как декоративное растение.

в) кукуруза – делают кукурузное масло, крахмал, крупу, хлопья.

Обобщение: Итак, о каких растениях рассказывали вами одноклассники? (о садовых растениях, о злаковых растениях и о огородных растениях)

- Назовите, какие культурные растения выращивают в поле? (кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечника и т.д.)

- Какие культурные растения выращивают огороде? (помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

- Какие садовые растения выращивают в саду? (яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.)

Формулирует учебную задачу, задает вопросы, обобщает ответы. Рассказывает о Кубанской поэтессе.

Урок кубановедения

3) Воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам.

4) Прививать любовь к родному краю, родной станице.

1 ) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

2 ) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

3 ) формируем умение устанавливать аналогии;

4 ) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

1 ) формируем умение слушать и понимать других;

2 ) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2) формируем внутреннюю позицию школьников на уровне положительного отношения к школе;

4) формируем чувство прекрасного и эстетические чувства.

1 ) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Приморского берега грань,

Все это родная Кубань!

- Мы все живем на Земле. На ней растут деревья, кустарники, травы. Живут разные животные: звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки, змеи, черепахи…

Нас окружает прозрачный воздух. По земле текут ручьи и реки, по небу плывут облака. В ясную погоду светит солнце, а ночью - луна и звёзды.

-Все это мы называем … природой. Выберете из двух пейзажей на слайде тот, который соответствует вашему настроению. (На слайде две картины с изображением пейзажей.Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым.

ΙΙ. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

( Стук в дверь. Принесли телеграмму ).

-Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы?

-Ребята, помогите мне разгадать ее! (Телеграмма на слайде. Из первых букв изображений растений и животных надо составить слово (ПРИГЛАШАЕМ.)

-Вот мы и прочитали телеграмму! Примем приглашение?

– Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Предположения детей.

- Да, ребята, о растениях и животных Кубани и растениях и животных, которые растут в нашем Павловском районе. О растениях и животных вокруг нас.

Мы будем учиться их распознавать. А еще мы вспомним, как следует относиться к природе.

ΙΙΙ. Совместное открытие знаний.

- Есть на нашей планете два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря.

- Кто догадался, как называются эти два царства?

(Царство Растений и Царство Животных).

- Как думаете, чем занимается Царство Растений?

(Добывает из земли пищу, которой кормится само и кормит дружеское Царство Животных).

- Верно. В какой бы уголок Земли мы бы не попали, всюду встретили представителей обоих царств.

- К какому из этих царств принадлежим мы? (К Царству Животных).

- Правильно. И мы все должны подчиняться главному закону этого Царства – уважать интересы Царства Растений и каждого его представителя: каждого дерева, кустика, цветка.

- Назовите, какие культурные растения выращивают в нашем Павловском районе?

(Кукурузу, пшеницу, ячмень, горох, сахарная свекла, подсолнечник и т.д.)

(Помидоры, огурцы, картофель, свекла, редис, капуста, морковь и т.д.)

(яблони, груши, сливы, абрикосы, вишни, черешни и т.д.).

- Теперь скажите, как человек использует эти растения?

- Из каких растений получены эти продукты?

Работа в группах.

Узнайте деревья по листьям из гербария.

Какое дерево первым зацветает весной? (верба).

Назвать деревья, растущие в округе.

Чем отличается сосна от дуба? (сосна – хвойное, дуб – лиственное).

Как можно узнать возраст дерева? (по кол-ву колец на срезе).

Задание 2. Разгадать загадки.

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее. (Берёза)

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (дуб).

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа).

Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими. (ели).

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (сосна).

- По разнообразию растительности Краснодарский край превосходит многие районы страны. Ботаники насчитывают в крае около трех тысяч видов растений.

Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь ещё до ледникового периода, примерно два миллиона лет назад. Эти растения вам хорошо известны: липа, каштан, дуб, черника и другие. (Показ картин) Эти растения называются реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.

Посмотрим на карту-схему растительности Краснодарского края. Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности. А как вы думаете, почему?

Во многом вы правы. В нашем крае есть и горы, и моря, и степи, т.е. разные природные условия, поэтому растут разные растения. Мы с вами живем в северной части края – это Азово-Кубанская низменность. Здесь сплошная степь.

Кубанская степь превратилась в огромные поля пшеницы , подсолнечника, кукурузы, в дивные сады, виноградники и бахчи.

Леса покрывают склоны Кавказских гор. Леса – это золотое царство, царство красок и богатство разных видов растений, ценнейших древесных пород: дуба, бук,. граба, кавказской пихты. В крае сохранились растения древнейших времен: тис, самшит, падуб и другие. На Черноморском побережье – царство вечнозеленых субтропических кустарников, лиан, пальм, цитрусовых.

Физминутка.На лужайке, на ромашке

Жук лежит в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко, низко наклоняюсь.

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник).

Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка).

Был цветок, как медок, молодым, а когда постарел, стал седым (одуванчик).

Зубастую муравушку всяк сторонится: царь и царица (крапива).

- Какие из известных вам растений являются лекарственными?

- Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (не выдергивать с корнями, оставлять большую часть для размножения).

- На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения, как вы поступите? Почему?

- Красивые цветы в природе, особенно в лесу и на лугу привлекают людей, они восхищаются их красотой. Но цветы вовсе не для нас. Яркие краски, аромат необходим цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Ведь цветы их кормят соком и пыльцой. Чтобы у растения появились семена, нужно перенести пыльцу с цветка на другой цветок. Вот это и делают насекомые. Но они любят не все цветы. Пчела, например, никогда не сядет на ландыш. Зато комару ландыш – и стол, и дом. И люди должны это знать и помнить, чтоЕсли я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

- Посчитайте. Сколько конечностей у насекомых? (шесть).

- А глаз? Бывает и два, и четыре, и пять, и десять.

- У нас уши на голове, а у насекомых могут быть в любом месте. У кузнечиков, например, в носе.

- Насекомые – дети солнца. Есть насекомые полезные и есть вредные, есть красивые и есть безобразные. Но все очень интересные.

- Насекомые зимуют, проявляя массу изобретательности. Посмотрите,кто где зимует.

Муравей закрывает окна в своём муравейнике.

В ворохе сухих листьев прячутся божьи коровки.

Комары укладываются прямо на землю.

Сверчок сооружает себе домик в земле.

Шмелиха – то в заброшенной мышиной норке, то в скирде сена.

- Это кто шуршит в траве? Да это мышь! А вы знаете, ребята, что мыши – вредители и обжоры? Она становится взрослой через 30 дней после рождения. Очень быстро размножается. Мыши бывают – домовые, полевые, лесные. Если взять пару мышей, хорошо их кормить, то через год будет больше 15 тысяч мышей. 1 мышь в год съедает 1 кг.зерна. А на мышей охотится сова, за лето она уничтожает 1000 мышей. Выходит, что только 1 сова сохраняет нам в год 1 тонну хлеба.

Физминутка.По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.(Подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. (Подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

И дальше пешком пойдем. (Ходьба на месте)

- Наше путешествие продолжается. Мы идем по опушке леса. Чей голос мы слышим? (Ку-ку! Ку-ку!) Правильно, это кукушка. Легенда об этой птице рассказывает: одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. С той поры люди часто слышат ее плач.

- Смотрите, ребята, на тропинке выпавший из гнезда птенец! Как нам поступить? (Дети отвечают на вопрос).

- Молодцы! А каких вы птиц знаете?

- Назовите перелетных птиц.

- Какие птицы зимуют в наших краях?

- В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины наполняются пением и щебетанием различных птиц: сойки, сороки, кукушки, дрозды, трясогузки, иволги, кобчики, дерябы, щурки, совы, скворцы и тд. Они приносят огромную пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых.

- А это что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой (опята).

- Умницы! Все-то вы знаете!

- Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти на пнях и деревьях.

- Когда начинают расти грибы? (Когда хорошо прогреется и напитается влагой.)

(Рассказы детей о грибах).

Подосиновик любит сырые осинники. Торчат из травы, как яркая пуговица.

Подберезовик ищи под березой.

Лисичек много в сырое лето. Растут ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу. Шляпки у них всех цветов радуги.

Боровик (белый гриб) – самый вкусный и душистый гриб. Ножка толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет в березовых и дубовых лесах.

-Но надо опасаться несъедобных ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей! Учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Демонстрация рисунков грибов).

- Нельзя портить ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.

- А что здесь делает белочка? (Рисунок белочка с корзинкой, в лапке гриб).

- Давайте поможем ей набрать грибов.

Разбежались по поляне

Мухоморы и поганки,

Чтобы сбить тебя с пути!

(Грибы-картинки на доске, съедобные и несъедобные.Дети собирают съедобные грибы, ставят в корзину белочки).

- Белочка хочет задать вам вопрос.

- Почему грибы нельзя рвать с корнем, разрывать вокруг них мох и почву? (такие действия нарушают грибницу, из которых вырастает гриб).

- Зачем белочка собирает грибы? Как хранит?

Физминутка.Прилетели облака, тучкой стали (дети машут руками).

На землю из тучки капельки упали (приседают).

Спал грибок и вдруг проснулся, (поднимаются)

Больше спать не захотел (туловище вправо, влево).

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потягиваются).

Шляпку быстренько надел.

Поднатужился немножко (руки в бока).

И на белый свет поспел (прыжки на месте).

- Посмотрите, дети, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?

- Стоит среди травы – уши больше головы? (заяц).

- А вы знаете, что у зайца не бывает домика: нет у него норы, где можно было спрятаться от врагов. Выручают зайца его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Зайчиха оставляет своих детенышей в траве, покормит и убегает, остаются малыши одни. Они могут погибнуть от голода? Нет! Любая другая зайчиха-мать найдет их и накормит.

- В Кубанских лесах обитает много животных.

В давние-давние времена здесь жили огромные буйволы, важные жирафы, можно было встретить носорога, тряслась земля от поступи южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни животные вымерли, другие перебрались в далекие теплые края.

Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает на просторах Краснодарского края.

- Красива наша река. Как она называется? (Сосыка).

- Много рыбы в нашей реке. Сейчас мы отправимся на рыбалку.

- А вот об этих рыбах я вам немного расскажу и покажу:

Толстолобик: Эта рыба так не любит шума, что услышав его ухитряется выпрыгивать из воды на 2 метра. Говорят, если прибыть на лодке в место скопления этих рыб и похлопать вёслами по воде, рыбы попрыгают прямо в лодку.

- Много удивительного рядом с нами.

- Смотрите, к нам пришла Берёзка. Но она очень грустная. Почему? Оказывается, на соседней поляне побывали горе-туристы: костер не затушили, мусор не убрали. Так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. Что надо было сделать? (сжечь мусор и хорошо затушить костер).

- Берёзка подарила нам свои листочки, а на них написаны правила поведения в лесу. Давайте их прочитаем! (детям вручают «Березовые листочки, они читают):

Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.

Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

- Спасибо, тебе, Березка, теперь мы навсегда запомним, как правильно вести себя в лесу и никогда не причиним вред природе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия;

адекватно оценивать свои достижения;

познавательные - умение осуществлять для решения учебной задачи операции анализа, сравнения, синтеза,

устанавливать причинно - следственные связи;

коммуникативные - умения участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения,

слушать и отвечать на вопросы,

высказывать и обосновывать свою точку зрения,

осуществлять совместную деятельность в парах.

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях,

умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками,

осмысливать поступки героев

Оборудование:

Рабочая тетрадь по кубановедению 2 класс, ПК, м/м презентация.

Организация начала урока.

– Прозвенел звонок для нас!

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сядем и вздохнем,

Наш урок скорей начнем.

- Проверим готовность к уроку. На парте у вас должны лежать тетрадь, ручка и пенал с карандашами.

II. Актуализация изученного материала.

- О чём вы говорили на прошлом уроке? (О Красной книге Кубани)

Богат животный мир Кубани –

Медведь и зубр, олень и лось.

Когда б ходить в лесу пришлось,

Увидел бы следы кабаньи.

- Отгадайте загадки о животных, которые обитают в заповедниках нашего края.

1. Великан в бору живёт.

Он сладкоежка - любит мёд.

Когда испортится погода,

Ложится спать – да на полгода.

2. Хоть верь, хоть не верь:

Пробегал по лесу зверь

Нёс на лбу он неспроста

Два развесистых рога.

3. Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончил лов, забрал улов,

Поднялся в высь – и был таков.

4. Эта жительница гор

Любит ветер и простор,

Любит раннюю весну,

Запах трав и тишину.

5. Днём сидит он как слепой

А под вечер на разбой.

6. Бегает среди камней,

Не угонишься за ней.

Ухватил за хвост, но – ах!

Удрала, а хвост в руках.

- Какие растения занесены в Красную книгу? (Ясень, клен, осина, тополь, алыча, дикая груша, а также более 30 видов лекарственных растений)

Кустарничек колючий,
Как елочка пахучий,
Он склоны укрепляет,
Газоны украшает!
(Можжевельник.)

Первым вылез из землицы
На проталинки.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

Появились бубенчики –
Белые горошки.
Распустились колокольчики
На зелёной ножке.

Хоть колюча, а не елка,

Подлинней её иголка,

А кора тонка, красна,

Оно высоко и ветвисто,

Весною зеленеет быстро,

Красивым зацветает цветом,

Украшено плодами летом,

Зимой же голое стоит

И неприглядное на вид.

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня же обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

III. Постановка учебной задачи

- Что следует делать с растениями и животными, занесёнными в Красную книгу? (Охранять, преумножать)

- Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу? (Нет, нужно беречь природу в общем)

– А что вы можете сделать для охраны природы? (Ответы детей)

- Как вы думаете, чем вы будете заниматься сегодня на уроке? (Будем изучать правила защиты природы, придумывать к правилам условные обозначения)

Первичное усвоение новых знаний.

- Ребята, отгадайте загадки и вы узнаете волшебное слово нашего урока.

1.Это парнокопытное животное с густой бурой шерстью. (Зубр)

3. В двух-трех летнем возрасте – эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются. (Журавль)

4. Это большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. (Лебедь)

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости. (Тигр)

6. Эта птица носит рыбу детенышам в клюве. (Пеликан)

- Прочитайте слово, которое выделено другим цветом. (БЕРЕГИ!)

- Откройте тетради. Прочитайте правила защитников природы.

Не разоряй птичьи гнёзда!

Не уничтожай насекомых!

Не сори в местах отдыха!

Не бери лесных жителей домой!

Не вытаптывай растения!

Не шуми!

Не рви цветы!

Не разводи костёр!

- Объясните, почему их стоит строго выполнять.

Первичное закрепление:

- Ответьте на поставленные вопросы.

Кто является положительным, а кто, наоборот, отрицательным?

Какие правила нарушили герои?

Чему учит данный мультфильм?

- Посоветуйте, как следует вести себя на природе.

Физкультминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

VI. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция:

- Для чего нам нужно беречь природу?

- Что же может произойти с природой, если человек все-таки решится вторгнуться в нее? (Может нарушиться природное равновесие.)

- Послушайте интересную и поучительную историю о сове и старике.

- Как вы считаете, можно ли было избежать всего того, что произошло?

IV. Закрепление нового материала

- Выполните самостоятельно интересное задание: придумайте и нарисуйте к правилам, которые вы прочитали 3 условных обозначения.

- Но прежде ответьте на вопрос: карандашом какого цвета следует обвести запрещающие знаки? (Красным)

VI. Подведение итогов урока.

- Что вы делали сегодня на уроке?

- Что нового сегодня вы узнали?

- VII. Домашнее задание.

- Домашнее задание: придумайте и нарисуйте к правилам оставшиеся условные обозначения.

Читайте также: