Социальная значимость физического воспитания молодежи конспект

Обновлено: 06.07.2024

Физическая культура в Основах законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в течение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие, физическое совершенство.

Свои образовательные и развивающие функции физическая культура наиболее полно осуществляет в целенаправленном педагогическом процессе физического воспитания.

Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

Задачи физического воспитания. В процессе физического воспита-ния студентов решаются следующие основные задачи:

— понимание роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;

— знание научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни;

— формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, фи-зическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;

— овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;

— обеспечение общей и профессионально-прикладной физи-ческой подготовленности, определяющей психофизическую го-товность студента к будущей профессии;

— приобретение опыта творческого использования физкуль-турно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Содержание программы физического воспитания студентов

Физическое воспитание в режиме учебной работы студентов регламентируется учебными планами и программами, которые разрабатываются и утверждаются Министерством высшего образования РФ. Государственная программа физического воспитания определяет обязательный для студентов всех вузов объем физкультурных знаний, двигательных умений, навыков и уровень развития физических качеств.

Программа по физическому воспитанию студентов содержит три основных раздела: теоретический, практический, контрольный.

Теоретический раздел. Материал раздела предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, совершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. Теоретический раздел формирует мировоззренческую систему научно-практических знаний и отношение к физической культуре.

Знания сообщаются преподавателями кафедры физического воспитания в форме поточных лекций в объеме 26 ч.

Кроме этого студенты получают и углубляют знания на практических занятиях и путем самостоятельного изучения рекомендуемой литературы.

Практический раздел. Учебный материал данного раздела направлен на повышение уровня функциональных и двигательных способностей, на формирование необходимых качеств и свойств личности, на овладение методами и средствами физкультурно-спортивной деятельности, на приобретение в ней личного опыта, обеспечивающего возможность самостоятельно, целенаправленно и творчески использовать средства физической культуры и спорта.

Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (12—15 чел.).

Методико-практические занятия предусматривают освоение студентами основных методов и способов формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры и спорта.

Деятельность студентов на этих занятиях направлена на творческое овладение методами, обеспечивающими достижение практических результатов. Каждое методико-практическое занятие согласуется с соответствующей теоретической темой.

Программой предусматривается следующий перечень обязательных методико-практических занятий (36 ч), связанных с лекционным курсом:

— методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (ходьба, бег, передвижения на лыжах, плавание);

— простейшие методики самооценки работоспособности, усталости, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;

— методика составления индивидуальных программ физического воспитания и занятий с оздоровительной, рекреационной и восстановительной направленностью (медленный бег, плавание, прогулки и т.д.);

— основы методики самомассажа;

— методика коррегирующей гимнастики для глаз;

— методика составления и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями, гигиенической или тренировочной направленности;

— методы оценки и коррекции осанки и телосложения;

— методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, программы, формулы и др.);

— методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы);

— методика проведения учебно-тренировочного занятия;

— методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания);

— методика индивидуального подхода и применения средств для направленного развития отдельных физических качеств;

— основы методики организации судейства соревнований по избранному виду спорта;

— методы регулирования психоэмоционального состояния, применяемые при занятиях физической культурой и спортом;

— средства и методы мышечной релаксации в спорте;

— методика самостоятельного освоения отдельных элементов профессионально-прикладной физической подготовки;

— методика проведения производственной гимнастики с учетом заданных условий и характера труда.

Учебно-тренировочные занятия направлены на при-обретение опыта творческой практической деятельности, достижение высоких результатов в избранном виде спорта, развитие самодеятельности в целях достижения физического совершенства, повышения уровня функциональных и двигательных способностей, направленного формирования качеств и свойств личности.

Средствами практического раздела, направленными на обес-печение необходимой двигательной активности студентов, дос-тижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, являются отдельные виды легкой атлетики (в основном беговые и прыжковые), плавание, спортивные игры, лыжные гонки, туризм, упражнения профессионально-прикладной физической подготовки и силовой направленности.

Практический раздел предусматривает как обучение занимающихся новым двигательным действиям, так и воспитание физических качеств.

Контрольный раздел. Материал раздела направлен на дифференцированный и объективный учет процесса и результатов учебной деятельности студентов. Контрольные занятия обеспечивают оперативную, текущую и итоговую информацию об уровне освоения теоретических, практических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития, физической и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. В качестве критериев результативности учебно-тренировочных занятий выступают зачетные требования и практические нормативы, изложенные в примерной учебной программе для высших учебных заведений, а также дополнительные тесты, разра-батываемые кафедрой физического воспитания вуза с учетом специфики подготовки специалистов в данном учебном заведении.

Обязательными тестами, определяющими физическую подготовленность студентов, являются: 1) бег на 100 м; 2) поднимание (сед) и опускание туловища из положения лежа, ноги закреплены, руки за голову (женщины), подтягивание на перекладине (мужчины); 3) бег на 2000 м (женщины) и 3000 м (мужчины).

Тесты проводятся в начале учебного года как контрольные, характеризующие подготовленность при поступлении в вуз, и в конце — как определяющие сдвиг за прошедший учебный период.

13.3. Возрастные особенности контингента обучающихся в вузе

В вузах контингент обучающихся относится к юношескому и молодежному возрастам (молодежный возраст считается 19—28 лет). Организуя и проводя занятия с данным контингентом обучающихся, необходимо принять во внимание их возрастные морфо-функциональные и психологические особенности.

Медико-биологическими исследованиями установлено, что у студентов при завершении роста тела в длину продолжается мор-фофункциональное развитие организма. Наблюдается увеличение массы тела, окружности и экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких, мышечной силы, физической работоспособности. В этот период биологического развития, период завершения становления организма молодого человека, его организм обладает достаточно высокой пластичностью, адаптацией к физическим нагрузкам. Однако физическое воспитание приобретает значение эффективного формирующего фактора при направленном применении средств и методов в соответствии с индивидуальными данными физического развития и физической подготовленности студентов.

Оптимизация физического развития студентов должна быть направлена на повышение у них уровня отстающих физических качеств и морфофункциональных показателей (улучшение осанки, регулирование массы тела, увеличение жизненной емкости легких и др.). Оценка морфофункциональных данных занимающихся проводится на основе сопоставления индивидуальных показателей с имеющимися в литературе стандартами физического развития, таблицами оценки уровня гармонии физического развития, использования метода индексов и др.

Известно, что возраст человека накладывает определенный отпечаток на его психологию, мотивы поведения, интересы. Со-циологические исследования показывают, что в целом студенческая молодежь позитивно относится к занятиям физической культурой, спортом. Вместе с тем у большой части юношей и особенно девушек не сформированы физкультурно-спортивные интересы и естественная потребность в активной двигательной деятельности. В силу этого обстоятельства не создаются необходимые психологические предпосылки для лучшего усвоения учебной программы к предмету. Это, в свою очередь, отрицательно отражается на физической подготовленности и здоровье студентов. Вот почему формирование соответствующей мотивации деятельности надо рассматривать как одну из важнейших педагогических задач. Развитие у студентов физкультурно-спортивных интересов должно осуществляться на основе:

— усиления социально значимой мотивации интереса;

— повышения качества учебного процесса;

— дальнейшего улучшения условий занятий по физическому воспитанию;

— установления взаимосвязи интереса к физической культуре и спорту с другими интересами студентов (к профессии, искусству и пр.);

— более тщательного учета желаний и склонностей студентов при распределении их по учебным отделениям и видам спорта.

Методические основы физического воспитания в вузе

Обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы и высокой умственной напряженностью. Причем интенсивность учебного процесса в вузах, особенно в технических, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимости ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях по физическому воспитанию сопровождается улучшением функционального состояния ЦНС, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двига-тельный режим в объеме 6—8 ч занятий в неделю в течение всех лет обучения в вузе (Б. К.Замаренов, 1972).

Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения [3].

1. Занятия физическими упражнениями (обязательные и са-мостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70—75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых качеств искоростной выносливости. Интенсивность нагрузки у студентов по ЧСС может доходить до 160—170 уд./мин.

Во второй половине каждого семестра примерно 70—75% применяемых средств необходимо использовать для воспитания силы, общей и силовой выносливости. Причем интенсивность в этот период несколько снижается (ЧСС доходит до 150 уд./мин).

Такое построение учебных и самостоятельных занятий оказывает стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.

2. На занятиях физического воспитания, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 110—130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧССв диапазоне 130—150 уд./мин). Оптимальная моторная плотностьнаходится в пределах 50—60%. Основное назначение таких занятий — обеспечение сокращения периода врабатывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняетпериод высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усво

ение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебногодня, включая самоподготовку.

В случае, когда урок физического воспитания проводится на 3—4-й паре, ЧСС не должна превышать 150—160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

3. Проведение физкультурных занятий 2 раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, чтобы не привести к снижению умственной активности.

4. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно.

5. В период экзаменационной сессии занятия желательно проводить не более 2 раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60—70% от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

ВВЕДЕНИЕ
Нынешнее тысячелетие диктует необходимость рассматривать процесс подготовки специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования (УНиСПО) как составную часть развития общей культуры личности, а физическое воспитание — как вид социальной деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, формирование двигательных и психологических качеств, обеспечивающих трудовую исоциальную активность при максимальной продолжительности жизни.
Современная социальная среда создает противоречивые условия для жизнедеятельности человека: высокая интенсивность труда, оснащенное по последнему слову техники производство, космические и компьютерные технологии, высококалорийная пища с низкой питательной ценностью приводят к малоподвижному образу жизни, нарушению обмена веществ, ухудшению самочувствия и здоровья. Можно утверждать, что только психически и физически здоровый, морально устойчивый молодой человек с высокой умственной и физической работоспособностью будет успешно решать сложные профессиональные задачи.
Вместе с тем статистические данные о состоянии здоровья молодежи в нашей стране вызывают особую тревогу. Причин много: конфликтные и стрессовые ситуации, экологические проблемы, бесконтрольность производства и распространения лекарственных средств, генные и социальные факторы, курение, алкоголизм, наркомания. Однако основные причины — отсутствие в общественном сознании приоритета здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитания и самовоспитания доминанты здоровья, недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития. Период профессионального становления юношей и девушек должен быть и периодом осознания ими значимости здоровья для профессиональной деятельности.
1.Сохранение и увеличение резервной способности физического воспитания
1.1Укрепление здоровья и процесс сохранения физического воспитания
Укрепление здоровья - это процесс сохранения и увеличения резервной способности организма (психического, физиологического, физического), и его следует рассматривать какВведение

динамического процесса, который может обнаружить или улучшить в зависимости от образа (стиля) человеческой жизни.
Стало ясно, что стратегия изменения окружающего нас мира, а не Конрад, поставила под угрозу человеческую экосистему, привела к значительному увеличению числа факторов риска для здоровья человека и жизни.
Цели валеологии ребенка укрепляют, восстанавливают и повышают здоровье, а методы его достижения-непрерывное образование и самоучение здорового образа жизни. Среди основных факторов, влияющих на здоровье, 50% ученых дают здоровый образ жизни. Для поддержания здоровья каждый из нас должен понимать необходимость ответственного отношения к нему и к его жизни. В России переориентация политики, стратегий и тактики здравоохранения приводит к дискомфорту. Сегодня они направлены на улучшение окружающей среды, профилактику заболеваний (в том числе профессионалов),Введение

здорового образа жизни.
1.2.Потребности в области улучшения физического воспитания
В настоящее время профессиональные квалификации классов Unispo (умственная и физическая работоспособность, психофизиологические способности, сенсорное сопротивление и т. д.) подвержены повышенным потребностям. Результатом профессионального образования на выставке в области физической культуры должно стать создание будущих профессионалов устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования инструментов и методов физического воспитания, повышение уровня профессиональной психофизиологической подготовки. Понимание роли физического воспитания и культуры в формировании здорового поколения в России оказывает значительное влияние на снижение уровня здоровья и продолжительности жизни. Повышение важности физического воспитания и достоверности является одним из способов улучшить здоровье нации и решить многие социальные проблемы.


2. Значимость физического воспитания молодёжи
2.1.Навыки физического воспитания
В процессе физических упражнений образуются новые двигательные навыки, представляющие собой сложные условные рефлексы

Зарегистрируйся, чтобы продолжить изучение работы

ВВЕДЕНИЕ
Нынешнее тысячелетие диктует необходимость рассматривать процесс подготовки специалиста в учреждениях начального и среднего профессионального образования (УНиСПО) как составную часть развития общей культуры личности, а физическое воспитание — как вид социальной деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья, формирование двигательных и психологических качеств, обеспечивающих трудовую исоциальную активность при максимальной продолжительности жизни.
Современная социальная среда создает противоречивые условия для жизнедеятельности человека: высокая интенсивность труда, оснащенное по последнему слову техники производство, космические и компьютерные технологии, высококалорийная пища с низкой питательной ценностью приводят к малоподвижному образу жизни, нарушению обмена веществ, ухудшению самочувствия и здоровья. Можно утверждать, что только психически и физически здоровый, морально устойчивый молодой человек с высокой умственной и физической работоспособностью будет успешно решать сложные профессиональные задачи.
Вместе с тем статистические данные о состоянии здоровья молодежи в нашей стране вызывают особую тревогу. Причин много: конфликтные и стрессовые ситуации, экологические проблемы, бесконтрольность производства и распространения лекарственных средств, генные и социальные факторы, курение, алкоголизм, наркомания. Однако основные причины — отсутствие в общественном сознании приоритета здорового образа жизни (ЗОЖ), воспитания и самовоспитания доминанты здоровья, недостаток двигательной активности на каждом этапе возрастного развития. Период профессионального становления юношей и девушек должен быть и периодом осознания ими значимости здоровья для профессиональной деятельности.
1.Сохранение и увеличение резервной способности физического воспитания
1.1Укрепление здоровья и процесс сохранения физического воспитания
Укрепление здоровья - это процесс сохранения и увеличения резервной способности организма (психического, физиологического, физического), и его следует рассматривать какВведение

динамического процесса, который может обнаружить или улучшить в зависимости от образа (стиля) человеческой жизни.
Стало ясно, что стратегия изменения окружающего нас мира, а не Конрад, поставила под угрозу человеческую экосистему, привела к значительному увеличению числа факторов риска для здоровья человека и жизни.
Цели валеологии ребенка укрепляют, восстанавливают и повышают здоровье, а методы его достижения-непрерывное образование и самоучение здорового образа жизни. Среди основных факторов, влияющих на здоровье, 50% ученых дают здоровый образ жизни. Для поддержания здоровья каждый из нас должен понимать необходимость ответственного отношения к нему и к его жизни. В России переориентация политики, стратегий и тактики здравоохранения приводит к дискомфорту. Сегодня они направлены на улучшение окружающей среды, профилактику заболеваний (в том числе профессионалов),Введение

здорового образа жизни.
1.2.Потребности в области улучшения физического воспитания
В настоящее время профессиональные квалификации классов Unispo (умственная и физическая работоспособность, психофизиологические способности, сенсорное сопротивление и т. д.) подвержены повышенным потребностям. Результатом профессионального образования на выставке в области физической культуры должно стать создание будущих профессионалов устойчивой мотивации к здоровому образу жизни, самосовершенствованию, приобретение личного опыта творческого использования инструментов и методов физического воспитания, повышение уровня профессиональной психофизиологической подготовки. Понимание роли физического воспитания и культуры в формировании здорового поколения в России оказывает значительное влияние на снижение уровня здоровья и продолжительности жизни. Повышение важности физического воспитания и достоверности является одним из способов улучшить здоровье нации и решить многие социальные проблемы.

Тренировки в спортивных секций обычно включают три периода — подготовительный, основной и переходный

В последние годы проблема физического воспитания юного поколения приобрела особую значимость. Огромную важность физкультура и спорт получили благодаря принятию государственных программ по их развитию.

Понимание того, что будущее любой страны определяется здоровьем членов общества, привело к усилению роли физической культуры и спорта в деятельности по укреплению государства и общества и активному использованию физической культуры и спорта в поддержании и укреплении здоровья населения.

Физическое развитие дошкольников является одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Современное общество заинтересованно сохранить и улучшить физическое и психическое здоровье человека, повысить его интеллектуальный потенциал. Это особенно важно сегодня в условиях резкого снижения двигательной активности.

Именно поэтому за последние годы место спорта в системе ценностей современной культуры резко возросло. Увеличилось количество массовых спортивных соревнований для детей и молодежи, как в регионах, так и на федеральном уровне. Создаются благоприятные условия для оздоровления людей в трудовых коллективах, в образовательных учреждениях. Существенный прогресс произошел в развитии физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.

На сегодняшний день современный спорт принято делить на две основные группы: массовый спорт и спорт высших достижений. Уровень спортивных достижений общества зависит от развития массового спорта и физической подготовленности детей, подростков и молодежи.

Я считаю, что обращение государства и системы образования к идее духовно-нравственного воспитания не случайны. Ведь воспитание нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Чтобы быть уверенным, что нашим детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и других и учить этому детей. Необходимо с раннего детства совместно с родителями (законными представителями) воспитывать у детей духовно-нравственные качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Чтобы достичь положительных результатов в формировании личности через двигательную сферу ребенка я поставила перед собой следующие задачи:

1. Способствовать проявлению разумной смелости, решительность, уверенности в своих силах с помощью подбора физических упражнений, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.

2. Создавать условия для выполнения физических упражнений, направленных на преодоление трудностей физического характера. Развивать у детей терпение и выносливость.

3. Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Основной формой моей работы по физическому воспитанию являются физкультурные занятия, которые направлены на формирование физических качеств, двигательных навыков и умений. Чтобы физкультурные занятия были действительно развивающими, интересными, увлекательными и познавательными, использую разные формы их проведения: традиционные, тренировочные, контрольно-проверочные, игровые, тематические, сюжетные и интегрированные.

Как мы видим спорт, это многогранная активная жизнедеятельность, которая вошла в жизнь человека как один из основных факторов их влияния.

Спорт – это и досуг, и зрелище, и здоровье, и защита.

Спорт и физическая культура становится частью жизни каждого человека, которая позволяет нам расслабиться, веселиться, отдыхать, укреплять собственное здоровье, зарабатывать деньги и защищать себя и близких.

Спорт - прочно укрепляется в нашей жизни, о пользе спорта уже задумывается каждый человек.

Спорт стал той стремительной силой, которая развивает общественное восприятие мира в направлении здорового образа жизни.

Спорт и физическая культура, безусловно, должны развиваться и стать теми двигателями общественного прогресса, с помощью которых человек станет на естественный путь здоровья.


РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

1 Волжский политехнический институт (филиал) Волгоградского государственного технического университета

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Физическая культура представляет собой общественное явление, которое не ограничено решением задач физического развития, а выполняет и другие социальные функции общества в области морали, воспитания и этики.

Физическая культура – это процесс, являющийся результатом человеческой деятельности, средством и способом физического совершенствования человека для выполнения социальных обязанностей. Физическая культура объективно служит важнейшим фактором становления активной жизненной позиции. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение – способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели.

В ряде исследований установлено, что у студентов, включенных в систематические занятия физической культурой и спортом и проявляющих в них достаточно высокую активность, вырабатывается определенный стереотип режима дня, повышается уверенность поведения, наблюдается развитие престижных установок, высокий жизненный тонус. Они в большей мере коммуникабельны, выражают готовность к сотрудничеству, радуются социальному признанию, меньше боятся критики. У них наблюдается более высокая эмоциональная устойчивость, выдержка, им в большей степени свойственен оптимизм. Среди них больше настойчивых, решительных людей, умеющих быть лидерами. Этой группе студентов в большей степени присуще чувство долга, добросовестность, собранность. Они успешно взаимодействуют в работе, требующей постоянства, напряжения, свободнее вступают в контакты, более находчивы, им легче удается самоконтроль [2]. Эти данные подчеркивают положительное воздействие систематических занятий физической культурой и спортом на характерологические особенности личности студентов.

Физическое воспитание в вузе проводится на протяжении всего периода обучения студентов. Учебные занятия являются основной формой физического воспитания. Самостоятельные занятия студентов физической культурой, спортом, туризмом так же способствуют лучшему усвоению учебного материала, позволяют увеличить общее время занятий физическими упражнениями, ускоряют процесс физического совершенствования. В совокупности с учебными занятиями правильно организованные самостоятельные занятия обеспечивают эффективность физического воспитания. Физические упражнения в режиме дня направлены на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов.

Стоит отметить, что целью физического воспитания в вузах так же являются:

Воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду.

Сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения.

Всесторонняя физическая подготовка студентов.

К сожалению, в современных вузах на недостаточность воспитательной работы по формированию физической культуры личности и отсутствие ценностных установок на здоровый образ жизни в среде учащейся молодежи указывает тот факт, что большой процент студентов мало интересуют физкультурно-спортивные мероприятия. Подавляющее большинство сведений о значении физкультурно-спортивной активности они получают из источников средств массовой информации – газет, телевидения, интернета и др., т.е. пассивных средств физического воспитания [1]. Многие считают, что знакомиться со спортом необходимо на практике – в соревновательной и тренировочной деятельности. Вместе с тем, как старшие школьники, так и студенты исключительно редко принимают участие в соревнованиях различного масштаба, исключая спортсменов.

Можно сделать определенный вывод о том, что сохранение и укрепление здоровья студентов в системе высшего образования, осуществляемого на основе построения специально организованной здоровьесберегающей среды, обеспечивает решение главной задачи – формирование у студентов устойчивого понимания и значимости здорового образа жизни, необходимости занятий физкультурой и спортом без принуждения.

Литература:

1. Калашников, А.Ф. Физическая культура / А.Ф. Калашников, – Орел: ОРАГС, 2002.

Читайте также: