Конспект занятия заучивание стихотворения в подготовительной группе первый снег

Обновлено: 06.07.2024

Программное содержание:
· Учить детей отвечать на вопросы, поддерживать диалог, пересказывать своими словами основной смысл стихотворения и читать его громко, выразительно с опорой на элементы мнемотехники.
· Продолжать учить ребят внимательнослушать художественное произведение.
· Воспитывать интерес к художественным произведениям.
Предварительная работа: Развивающие игры, рассматривание

иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: белый, мохнатый, холодный снег, ветер свистел, гроздья горят.
Оборудование: Мольберт, иллюстрации с изображением зимы.

Почему, вы так думаете?
- Скажите, а какой бывает снег? (белый, мохнатый, холодный и т.д.).
Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. Ой, смотрите,

удивленно и радостно.
(Дети садятся на стулья).
- А сейчас, ребята, я расскажу вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение называется Первый снег.Написала его Елена Трутнева.
Что такое за окном?
Он про снег сказать хотел
Сразу в доме посветлело!
И про то, что зиму встретил.
Это снег лежит ковром,
Нарядилась и рябина
Самый первый, самый белый!

В белый праздничный наряд.
Вот о чем всю ночь свистел
Только гроздья на вершине
За моим окошком ветер!
Ярче прежнего горят.

(Воспитатель задает вопросы по содержанию стихотворения).
- Как называется стихотворение?
- Почему стало светло в доме? (идет снег)
- Какой снег? (самый первый, самый белый)
- Как лежит снег во дворе? (ковром)
- О чѐм предупреждал, свистел всю ночь ветер?

(Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил)
- Что ещѐ увидел автор в окно дома? (рябину)
- Какая стала рябина после снегопада? (нарядилась в белый праздничный наряд)
- Сегодня, ребята, мы будем учиться рассказывать это стихотворение
выразительно с опорой на картинки (каждое слово зарисовать схематически, обязательно соблюдать количество слов в строчке. Повторить без опоры на текст, только по картинкам.)
- Кто расскажет нам выразительно?
- Кто начнѐт рассказывать стихотворение?
- А кто будет продолжать?
(индивидуальные ответы детей 4-5 человек.).
- Какие вы молодцы, ребята! Скажите, кто написал это стихотворение?

• Познакомить детей с новым стихотворением о зиме

• Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение

• Закреплять понятия об основных признаках зимы, о снеге, ветре, снегопаде

• Закреплять навыки связной речи, грамматический строй речи (образование и употребление существительных в ласкательной форме; образование глаголов от прилагательных)

• Продолжать учить детей внимательно слушать художественные произведения

2. Развивающие :

• Развивать мышление, творческое воображение, речевой слух и память

• Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения

• Воспитывать познавательный интерес

• Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, организованного поведения

Предварительная словарная работа: гроздья, вершина, посветлело, намело.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, картинок и чтение стихов о зиме.

На прогулке рассматривание снега, снежинок, лепка снежков, закрепление понятий о свойствах снега (белый, холодный, тает).

Оборудование и материал:

Демонстрационный: иллюстрации и картинки с изображением зимы, портрет Евгении Трутневой, выставка книг о зиме.

Мяч, магнитофон, музыка.

Словесные: заучивание наизусть, беседа, чтение, загадывание загадок, проговаривание хором.

Практические: словесные игры, игровые упражнения.

Наглядные: рассматривание иллюстраций.

Ход образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Я бросаю вам мяч и называю обычное слово, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласковое слово (зима – зимушка, снег – снежок, снежинка – снежиночка, мороз – морозик, сосулька – сосулечка, лед – ледок, холод – холодок, белый – беленький, горка – горочка, ёлка – ёлочка).

II. Основная часть

А сейчас посмотрите на картинки на доске. Какое время года изображено на них? Почему вы так думаете? Скажите, а какой бывает первый снег? (белый, тихий, робкий, нежный и т. д.)

Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад и всю землю укрыло чистым снегом (дети садятся на стулья).

Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром,

Самый первый, самый белый!

Вот о чем всю ночь свистел

За моим окошком ветер!

Он про снег сказать хотел

И про то, что зиму встретил.

На заборах, на крылечке

Все блестит и все белом!

Нет свободного местечка –

Всюду снега намело.

Нарядилась и рябина

В белый праздничный наряд.

Только гроздья на вершине

Ярче прежнего горят.

Как называется стихотворение? О чем в нем рассказывается? Почему стало светло в доме? Какими словами в стихотворении сказано о снеге? Какой он? Как снег лежит во дворе? О чем предупреждал, свистел всю ночь ветер? Что еще увидел автор в окно дома? Какая стала рябина после снегопада? Как сказано о зимнем убранстве рябины? Какое настроение у человека, когда он видит такую картину – все вокруг покрылось снегом? (ответы детей на вопросы).

Выпал беленький снежок,

Собираемся в кружок.

Мы потопаем, мы потопаем!

Будем весело плясать,

Будем руки согревать.

(дети топают ногами, делают пружинку,

Мы похлопаем, мы похлопаем!

(хлопают в ладоши)

Будем прыгать веселей,

Чтобы было потеплей.

Мы попрыгаем, мы попрыгаем!

(прыгают на месте).

А сейчас, кто из вас хочет рассказать стихотворение? (спросить двух-трех детей)

Ребята, в солнечный морозный день каким вам кажется снег? Как можно сказать о нем? (сверкающий, искристый, блестящий, серебристый, хрустящий, холодный). Выберите картинку, на которой изображен морозный день. (Дети показывают картинку).

Раз снег сверкающий, то как сказать, что с ним происходит, что он делает? (сверкает, искрится, серебрится, блестит).

С чем можно сравнить снег, когда он покрывает лес, луга, дома? На что он похож? (на вату, облако, пух, перину и т. д.). Найдите соответствующую картинку. (Дети выбирают картинку).

Подберите слова, чтобы сказать о снежинках. Какие они? (хрупкие, нежные, красивые, блестящие, узорные).

Что делают снежинки? (летят, кружатся, порхают, несутся)

Когда снег идет сильно, как это называется? (снегопад, метель, буран, вьюга). Покажите картинку, на которой изображен снегопад.

Если долго смотреть, как идет снег, то кажется, что ветер играет какую-то мелодию, которую мы не слышим. А снежинки танцуют то быстрее, то медленнее. А сейчас я предлагаю вам превратиться в снежинки. (Дети встают в круг, звучит музыка).

Ну-ка, дети, покружитесь

И в снежинки превратитесь.

Снежинки будут танцевать

И раз, и два, и три, и пять…

А закончив танцевать –

(дети садятся на стулья)

III. Итог занятия.

Давайте вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии? Что особенно понравилось? Вы хорошо занимались и я хочу подарить вам раскраски.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать любовь к природе

Воспитывать умение слушать поэтическое произведение

Развивающие:

Развивать память, творческую активность;

Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Образовательные:

Формировать познавательные действия;

Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

Совершенствовать навыки запоминания

Ход занятия

- Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Чтобы отгадать необходимо разгадать загадку.

Она пушиста, серебриста
Но рукой ее не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снежинка)

- Скажите, пожалуйста, а какая бывает снежинка?

- Представьте, что подул ветер и закружил снежинки и они оказались у нас на одежде давайте сдуем их. ( Вдох носом, выдох через рот) 2-3 раза

- Заканчивается осень, скоро наступит зима. Дети, любите ли вы зиму и за что? (ответы детей)

-Мы все любим зиму, потому что можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках, лыжах, можно просто гулять по заснеженным улицам.

- Зима прекрасное время года! Удавалось ли кому-нибудь из вас увидеть первый снег?

-Вы обрадовались этому или огорчились?

- Есть много хороших стихотворений об первых, зимних изменениях в природе.

Утром кот принес на лапах

Первый снег ! Первый снег !

Он имеет Вкус и запах,

Первый снег ! Первый снег !

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой,

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре,—

Значит, можно будет

Снова строить крепость во дворе!

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.)

— Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.)

-Как вы понимаете строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прикорнул (прилег) на фонаре.

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем, (Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх)

Ловить снежинки начинаем! (Дети выполняют хватательные движения руками

Не устали? Не устали!

И растут везде сугробы. (дети показывают руками с растопыренными

Снег в ладошки наберём (дети показывают, как они набирают двумя руками

И бросаем вверх потом! (мнимый снежок подбрасывается вверх)

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе! (все возвращаются к работе)

Воспитатель: Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет. (фото поэта)

Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов. А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

- Как вы думаете, почему кошка мыла мордочку?

- Ребята существует примета: если кошка моет нос, быть гостям

- Как вы думаете, почему снег может быть гостем?

— От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.)

— Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.)

— Что еще восхищает его?

- Кому понравилось стихотворение хлопните в ладоши.

Это красивое стихотворение Фета про первый снег мы будем учить.

- Для того, чтобы правильно произносить все слова я предлагаю выполнить гимнастику губ и языка. (дудочка, улыбка, качели)

- Я читаю стихотворение еще раз. (Повторное чтение стихотворения)

Первый начинает читать стихотворение, я останавливаю, второй продолжает и т.д.

- Молодцы и с этим заданием вы справились!

- Устроим небольшой концерт нашим гостям?

- Я предлагаю еще раз выразительно, четко прочитать стихотворение, тому, кто в себе уверен и сможет прочитать стихотворение самостоятельно.

Скажите, пожалуйста, что вам понравилось на занятии больше всего?

- Расскажите, что нового вы узнали?

Желающие могут взять все для рисования и изобразить это чудесное время года. Нарисовать любимую игру или развлечение, связанное с этим временем года.

· Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.

Образовательные:

· Формировать познавательные действия;

· Формировать умение ответственно относиться к порученному заданию;

· Совершенствовать навыки запоминания

Оборудование:

· Презентация к занятию.

Словарь:

Ход занятия:

Слайд 1.

- Ребята, скажите мне, пожалуйста, какое сейчас время года? А месяц? День? Число? (Ответы детей)

-Посмотрите, что я вам принесла! Чтобы отгадать необходимо разгадать загадку.

Она пушиста, серебриста
Но рукой ее не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снежинка)

- Скажите, пожалуйста, а какая бывает снежинка?

- Представьте, что подул ветер и закружил снежинки и они оказались у нас на варежках или перчатках, давайте сдуем их.

Вдох носом, выдох через рот 2-3 раза

- Заканчивается осень, скоро наступит зима. Дети, любите ли вы зиму и за что? (ответы детей)

-Мы все любим зиму, потому что можно играть в снежки, лепить снеговика, кататься на санках, коньках, лыжах, можно просто гулять по заснеженным улицам.

- Зима прекрасное время года! Удавалось ли кому-нибудь из вас увидеть первый снег?

-Вы обрадовались этому или огорчились?

- Есть много хороших стихотворений об первых, зимних изменениях в природе.

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

-Скажите, пожалуйста, вам понравилось стихотворение?

О чем говорится в этом стихотворении?

Утром кот принес на лапах

Первый снег ! Первый снег !

Он имеет Вкус и запах,

Первый снег ! Первый снег !

У ребят над головой,

Он успел платок пуховый

Расстелить на мостовой,

Он белеет вдоль забора,

Прикорнул на фонаре, —

Значит, можно будет

Снова строить крепость во дворе!

— С чем сравнивает поэт снежное покрывало? (Он сравнивает его с пуховым платком.)

— Каким представляет автор снег? (Он называет его новым, легким, потому что он первый.)

-Как вы понимаете строчки о том, как снег расстелил пуховый платок, прикорнул (прилег) на фонаре?

_Молодцы. А сейчас немножко отдохнем.

Физкультминутка.

Мы ладошки выставляем,

Дети выставляют руки вперёд ладошками вверх

Ловить снежинки начинаем!

Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят снежинки

Раз, поймали, два, поймали!

А снежинок много-много!

И растут везде сугробы.

Снег в ладошки наберём

дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега

И лепить снежки начнём!

Лепим, лепим, лепим ком

И бросаем вверх потом!

мнимый снежок подбрасывается вверх

Поиграли без заботы,

А теперь спешим к работе!

все возвращаются к работе

Воспитатель: Сегодня нас ждёт встреча с замечательным русским поэтом, которому были открыты все тайны природы. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет.

Слайд 2.

Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью, недаром на его слова написано множество чудесных романсов. А.А. Фет, бесспорно, один из самых замечательных русских поэтов-пейзажистов. Его поэзия волнует душу, будит воображение, вызывает у нас глубокие мысли, дает почувствовать красоту земли и родного слова

Мама! глянь-ка из окошка —
Знать, вчера недаром кошка
Умывала нос:
Грязи нет, весь двор одело,
Посветлело, побелело —
Видно, есть мороз.

- Как вы думаете, почему кошка мыла мордочку?

- Ребята существует примета: если кошка моет нос, быть гостям

- Как вы думаете, почему снег может быть гостем?

— От чьего имени написано стихотворение? (Стихотворение написано от имени ребенка.)

— Что он увидел из окошка? Что его удивило? (Ребенок увидел, что весь двор белый, чистый. Хотя вчера там была грязь.)

— Что еще восхищает его?

- Кому понравилось стихотворение хлопните в ладоши.

Это красивое стихотворение Фета про первый снег мы будем учить.

- Для того, чтобы правильно произносить все слова я предлагаю выполнить гимнастику губ и языка. (дудочка, улыбка, качели)

- Я читаю стихотворение еще раз. (Повторное чтение стихотворения)

А чтобы нам лучше запомнить стихотворение, я подготовила для вас таблицу.

Слайд 3.

Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение.

(повторяет первые шесть строк стихотворения, показывая картинки)

Мама! Глянь-ка из окошка —

Знать, вчера недаром кошка

Грязи нет, весь двор одело,

Видно, есть мороз.

-«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному (с разной интонацией). Попробуем (3–4 ответа).

- А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? (Он увидел, что грязи нет…)

3–4 ребенка читают эти строчки с помощью мнемотблицы.

-Педагог повторяет отрывок и присоединяет к нему следующие шесть строк, показывая картинки в таблице:

Слайд 4.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно,скажешь:

Воспитатель просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы.

Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально (поэтапно).

- Я предлагаю еще раз выразительно, четко прочитать стихотворение, тому, кто в себе уверен и сможет прочитать стихотворение самостоятельно.

Читайте также: