Конспект урока первые киевские князья 6 класс фгос

Обновлено: 06.07.2024

Сильное государство не может развиваться без сильного правителя.

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

План изучения нового материала

Деятельность князя Олега

Походы князя Святослава

Реформа, уроки, погосты

882-912 –Правление князя Олега, 912-945- правление князя Игоря, 945-957- правление княгини Ольги, 957-972-правление князя Святослава, 907

Князь Олег, князь Игорь, княгиня Ольга, князь Святослав

Изучения нового материала

4 группы по 3 человека

§ 4, вопрос 1, 3, новые термины; по рабочей тетради выполнить задания 1,3 стр.10, 11-12.

Технологическая карта урока

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2-3 мин)

ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)

Проявляет интерес к учебной деятельности

Формулирует своё мнение по изучаемой теме

Планируют предстоящую деятельность

выдвигает гипотезу о роли личности князей, производит её аргументацию; (МП);

Вводное слово пробуйте сформулировать тему урока.

В 862 году среди славянских племен началась междоусобица

Как вы думаете какой характер носила политика первых русских князей - мирной, завоевательной, грабительской, оборонительной?

Распределение заданий между группами

Задание 1-й группе: Князь Олег (Приложение 2)

Задание 2-й группе: Князь Игорь (Приложение 3)

Задание 3-й группе: Княгиня Ольга (Приложение4)

Задание 4-й группе: Князь Святослав (Приложение5)

Выдвигают варианты формулировок темы, участвуют в обсуждении

Запись темы и вопроса в тетрадь

Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения к уроку)

ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-15 мин.)

раскрывает сущность понятий реформа, урок, погост

активно отстаивает значение роли личности в истории государства (ЛР)

проведение поиска информации в исторических текстах

Практическая работа в группах

Учащиеся в группе распределяют обязанности между собой

1 ученик: личность князя Олега

2 ученик: внутренняя политика князя Олега

3 ученик: внешняя политика князя Олега

1 ученик: личности князя Игоря

2 ученик: внутренняя политика князя Игоря

3 ученик: внешняя политика князя Игоря

1 ученик: личность княгини Ольги

2 ученик: внутренняя политика княгиниОлега

3 ученик: внешняя политика княгини Олега

1 ученик: личности князя Святославе

2 ученик: внутренняя политика князя Святослава

3 ученик: внешняя политика князя Святослава

Учащиеся договариваются о презентации, распределяют между собой обязанности

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 15 мин.)

раскрывает сущность понятий реформа, урок, погост;

обосновывает роль и значение деятельности первых князей в формировании Древнерусского государства

Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение

Презентация 1 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

-Почему следующим князем после Рюрика стал Олег который не являлся его родственником?

- Какое значение Олег придавал походам на Византию?

- Что стало символом правления князя Олега?

Презентация 2 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

- Какое значение походы князя Игоря имели на Руси?

Презентация 3 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

- Какова причина принятие княгиней Ольгой православие?

Презентация 4 группы:

Примерные вопросы для обсуждения:

Тест на закрепление материала 9Приложение 6)

У доски вся группа

Вопросы задают другие группы

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5 мин.)

Можем ли мы теперь ответить на вопрос урока:

какой характер носила политика первых русских князей - мирной, завоевательной, грабительской, оборонительной?

Согласно летописи, князь Игорь принял власть в 912 году после смерти Олега, находясь уже в зрелом возрасте. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.

Игорь совершил ряд походов, но такой удачи, как у Олега, уже не было. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.

Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.

После этого похода князь Игорь больше не во.

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

882–912 гг. – правление Олега

907–911 гг. - походы Олега на Византию

912–945 гг. – правление Игоря

945 гг. – убийство Игоря древлянами

945–957 гг. – правление Ольги

957–972 гг. – правление Святослава

980–1015 гг. – правление Владимира

- карта “Киевская Русь в IX–XII вв.”;

- портреты первых русских князей; (Приложение 2)

- тексты документов, характеризующих деятельность первых русских князей. (Приложение 1)

1. Организационный момент.

“Мягкая посадка” - проверка знания дат и понятий.

2. Слово учителя: Мы познакомились с деятельностью первых русских князей, князей, которые много сделали для укрепления молодого древнерусского государства.

На сегодняшнем уроке мы должны повторить наиболее яркие моменты их деятельности.

Сформулируйте цель нашего повторения. Что мы должны повторить. (Один из учащихся пишет на доске: Кто? Когда? Чем прославился?)

Работать будем в группах. Каждая из групп носит название одного из восточнославянского племенного союза: “Поляне”, “Древляне”, “Северяне”, “Кривичи”.

Кроме того, будет работать экспертная группа, которая будет оценивать ваши ответы (Приложение 4).

3. Объясняется план работы.

Показать на карте центр “своего” союза племени.

Работа с документом: (приложение 1)

а) прочитав документ, установите имя князя;

б) ответить на вопросы к документу через 3–4 минуты.

3. Один ученик зачитывает у доски документ, называя имя князя.

Далее следуют ответы на вопросы к документу.

4. Работа у доски: (приложение 2).

а) определить портрет “своего” князя;

б) дату правления;

в) характеристику его деятельности.

5. Ответить на вопросы учителя.

Задание №1. Выйти к доске и напротив названия своего союза племен подписать столицу этого объединения, а затем показать по карте.

Задание №2. Каждая группа получает документ, прочитав который необходимо установить имя князя и ответить на вопросы к документу. (Приложение 1)

Через три минуты один представитель группы зачитывает документ, называя пропущенное имя, другой – отвечает на вопрос, а двое работают у доски: находят портрет названного в документе князя, его краткую характеристику, дату правления. (Приложение 2)

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Олег: Как погиб Олег? Кто из известных поэтов написал песнь об этом событии? Кто может наизусть рассказать начало и конец этой песни?

Игорь: Что такое полюдье? В каком году погиб Игорь?

Ольга: Что такое реформа, уроки и погосты? Как звали сына Игоря и Ольги?

Святослав: Как некоторые историки называют Святослава, учитывая его полководческий талант?

Что сделали печенеги со Святославом и его дружиной?

Слово учителя: А теперь сделаем вывод: Что было общего в деятельности первых русских князей?

Пока эксперты подводят итог, учитель обращается к ученикам:

- К нам на урок “прилетел” известный искатель приключений и фантазер барон Мюнхаузен.

- О, дети, я слышу, вы изучаете историю Древней Руси? Довелось мне там побывать. Хотите, я вам тоже кое-что расскажу? Так, вот я побывал в Киеве-граде, а основали этот город в Х веке три брата: Синус, Трувор и Рюрик, а также их сестрица Рогнеда, что не верите? Конечно же, я пошутил, я просто хотел вас проверить.

А еще я побывал в монастырской келье Киево-Печерского монастыря. “В монастырской келье узкой…” (зачитывает стихотворение). А вот как звали этого монаха я забыл. Уж очень сложные древнеславянские имена: то ли Сильвестор, то ли… А вы знаете?

Вот название повети точно помню: “Повесть о настоящем времени”. Что? Опять что-то перепутал? Ну, молодцы! Вижу, что вы знаете историю своей Родины.

6. Подведение итогов.

Приложение 1

Перестал ездить он на этом коне, велел его покоить и холить. Воротившись из царьградского похода, он спросил, где его конь? Ему и говорят, что конь издох. И стало князю жалко коня, захотел он посмотреть его кости, приехал туда, где они лежали, наступил на череп и сказал: “Зачем я послушался этого кудесника? Он все ложь говорил: сказал, что я умру от коня, а вот конь-то мертвый, а я жив и здоров”. Когда князь говорил это, из черепа коня выползла змея, обвилась вокруг ног князя и ужалила его. От этого _________________ умер.

Древнерусская летопись “Повесть временных лет” о захвате ________ Киева

В лето 6390 (882). Пошел в поход _____________, набрав с собой много воинов: варяг, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего. И пришла к горам Киевским, и узнал __________, что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади, а сам пошел к горам, неся малолетнего Игоря. И подплыл под Угорское, укрыв своих воинов, и послал к Аскольду и Диру, говоря им: “Гость я, и идем мы в Греки от _______________

и княжича Игоря. Придите к нам, своим родичам”. Когда же Аскольд и Дир пришли, воины выскочили из ладей и сказал ______________ Аскольду и Диру: “Вы не князья и не княжеского рода, я же княжеского рода”.И вынесли Игоря: “А это сын Рюриков”. И убили Аскольда и Дира… И сел _______ княжить в Киеве, и сказал _________ “Это будет мать городам русским”… Тот ____________ начал строить города и установил дани славянам, и кривичам, и мери, положил и для варягов давать дань от Новгорода по триста гривен ежегодно ради сохранения мира…

  1. Представители каких племен приняли участие в походе на Киев? Какие выводы из этого следуют?
  2. Как вы думаете, почему ________ объявил Киев столицей Древнерусского государства?

При нем появляются печенеги и _________ довольно успешно отражает их набеги. ____________ подчинил и обложил данью древлян .и уличей. По примеру Олега, когда греки перестали строго соблюдать условия договора, совершил поход на Византию, однако неудачно. Греки сожгли флот _______ т.н. “греческим огнем”, который язычники-воины восприняли как наказание за сильные зверства.

Три года спустя ____________ повторил набег и добился восстановления условий договора Олега. Дважды со своей дружиной ходил походом в Закавказье. Однако более известен ___________ своей смертью в земле древлян.

“Повесть временных лет” о делах князя _______

“… Как пришла осень, то дружина стала говорить князю: “Отроки Свенельда богаты оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь с нами в дань: и ты добудешь, и мы!” Послушался их _________, пошел за данью к древлянам, начал брать у них больше прежнего, делал им насилия и дружина его также. Взявши дань, ________ пошел в свой город; на дороге, подумав, сказал своей дружине: “Идите с данью домой, а я возвращусь, похожу еще”.

Отпустив большую часть дружины домой, ________ с небольшим числом ратников возвратился, чтоб набрать еще больше дани. Древляне, услыхав, что __________ опять идет, начали думать с князем своим Малом: “Повадиться волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит”. Порешивши так, они послали сказать ___________: “Зачем идешь опять? Ведь ты взял всю дань?” Но _________ не послушался их, тогда древляне, вышедши из города Коро-стена, убили _________ и всех бывших с ним…”

  1. Как вы думаете, какими качествами характеризуется князь?
  2. Почему погиб князь _________?

В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

И крестил ее царь с патриархом. Просветившись же, она радовалась душой и телом; и наставил ее патриарх в вере и сказал ей: “Благословенна ты в женах русских, так как возлюбила свет и оставила тьму. Благословят тебя русские потомки в грядущих поколениях твоих внуков”. И дал ей заповеди о церковном уставе, и о молитве, и о посте, и о милостыне.

“Повесть временных лет” о том, как княгиня ____ отомстила древлянам

В лето 946 ______ же устремилась с сыном к городу Искоростеню, так как именно те убили мужа ее… И стояла ______ все лето, и не могла взять города… Древляне же спросили: “Чего хочешь от нас? Мы готовы дать тебе мед и меха”. Она же сказала: “нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать нас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу вас мало…”. Древляне же, обрадовавшись, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали _________. Она же, раздав воинам – кому по голубю, кому по воробью, приказала привязать каждому голубю и воробью трут (высушенный прутик, воспламеняющийся от искры). И когда стало смеркаться, приказала своим воинам пустить голубей и воробьев.

Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда… И загорелись где голубятни, где клетки, где сараи и сеновалы. И не было двора, где бы не горело. И побежали люди из города, и приказала __________ воинам своим хватать их. И так взяла город и сожгла его, городских же старейшин взяла в плен, а других людей убила, третьих отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань.

Неудивительно, что _______________ не слушал добрых советов своей матери, когда она говорила ему о Боге: он думал только о сражениях, желал только того, чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все говорили о его храбрости и чтобы все боялись его. Конечно, нельзя было и не говорить о нем: мало было таких смелых и таких терпеливых, как он. Он всегда первый бросался в опасность и никогда не нападал на врагов нечаянно, но посылал наперед сказать им: “Иду на вас!”

“Повесть временных лет”

“В год 6472 (964). Когда (князь) вырос и возмужал, стал он собирать много воинов храбрых, и легко ходил в походах, как пардус (барс – Ред.)”, и много воевал. В походах же не возил за собою возов, ни котлов, не варил мяса, но тонко нарезал конину, или зверину, или говядину и, зажарив на углях, так ел; не имел он и шатра, но спал постилая потник с седлом в головах, - такими же были и все прочие его воины. … И пошел на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей, и сказал вятичам: “Кому дань даете?” Они же ответили: “Хазарам – по щелягу с сохи даем”.

В год 6473 (965). Пошел (князь) на хазар. Услышав же, хазары вышли навстречу во главе со своим князем Каганом и сошлись биться, и в битве одолел (князь) хазар и столицу их Белую Вежу взял. И победил ясов и касогов…

В год 6475 (967) Пошел (князь) на Дунай на болгар. И бились обе стороны , и одолел ________

болгар, и взял городов их восемьдесят по Дунаю, и сел княжить там в Переяславце, беря дань с греков.

В год 6476 (968). Пришли впервые печенеги на Русскую землю, а Святослав был тогда в Переяславце, и заперлась Ольга со своими внуками – Ярополком, Олегом и Владимиром в городе Киеве… И послали киевляне к Святославу со словами: “Ты, князь” ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул, а нас чуть было не взяли печенеги и мать твою и детей твоих. Если не придешь и не защитишь нас, то возьмут-таки нас. Не уже не жаль тебе своей отчины, старой матери, детей своих?” Услышав это, ____________ с дружиною быстро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал и мать свою и детей и сокрушился о том, что случилось с ними от печенегов. И собрал воинов, и прогнал печенегов в поле, и наступил мир”.

____________ с помощью злодеяний и наемников овладел государством. Но скоро сказал, что он родился быть государем великим. Главное право его на вечную память и благодарность состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные.

“Повесть временных лет” О введении христианства

“А Перуна повелел привязать к хвосту коня… Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его…. После этого _________ послал по всему городу со словами: “Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убого ли, нижнего или раба, тот идет против меня”… людей заставлял креститься по всем городам и селам… И стал брать у нарочитых людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым… если кто это поведение нарушит, да будет проклят…”

Цель урока: Раскрыть особенности внутренней и внешней политики первых русских князей, показать значение личности первых русских князей для развития истории российского государства.

Обучающие: Рассказать о роли первых русских князей в сложении государства на Руси. Показать особенности внутриполитических преобразований каждого князя, дать представление о внешнеполитическом курсе каждого из князей. Сопоставить их политику. Познакомиться с новыми понятиями: полюдье, уроки, погосты.

Развивающие: Умение слушать рассказ учителя, работать с материалом учебника, Развивать у учащихся умение работать с текстом, с дополнительными информационными источниками, совершенствовать монологическую речь учащихся, учить анализу исторического источника, умению обобщать исторический материал и аргументировать свою точку зрения.

Воспитательные: Интерес к предмету, внимание, умение правильно говорить, используя исторические понятия.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Организационный момент

Актуализация знаний

А мы с вами продолжаем путешествовать по удивительным страницам истории.

Величаво и привольно течёт Днепр, широко раскинул он свои берега. А по берегам – то высокие холмы, то низкие луга. Красиво вокруг! Удивительна и прекрасна Древняя Русь.

Посмотрите, на ваших столах лежат листы. Текст был перепечатан с древних текстов, и поэтому там допущено очень много ошибок. Давайте найдем их и восстановим послание.

Формулировка темы урока детьми.

- Как славяне называли викингов? (Варяги)

- Назовите имя известного вам варяга. (Рюрик)

- Кто правил после Рюрика? (Олег, т.к. сын Игорь был маленьким)

- Рюрик, Олег, Игорь…-кем они являлись для славянских племен? (Правителями, князьями и т.д.)

- Хорошо, давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока. (Первые русские князья)

Тема урока: Первые русские князья.

- Что бы вам хотелось узнать при изучении этой темы?

Цель: ответить на такие вопросы как:

1) Когда образовалось первое русское государство?

2) Кто управлял им?

3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств?

Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы узнаем о жизни первых русских князей и о их деятельности.

3. Княгиня Ольга

4. Князь Святослав

Князь Олег был умным и хитрым правителем. Он завоевал много земель, а главным русским городом сделал Киев, образовав единое государство 882 г.. Всюду строил он города и крепости, а их правителями оставлял своих дружинников.

Могущественной соседкой Руси была Византия. С ней, то воевали, то мирились. Дружины русов не раз появлялись под стенами Царьграда.

Князь Олег двинул на Византию огромный флот из двух тысяч кораблей. Решив отсидеться за крепкими стенами, византийцы преградили вход в гавань огромной цепью. Тогда хитроумный Олег придумал вот что: поставить ладьи на колёса и двинуть их к городу.

Устрашённые невиданным зрелищем, византийцы тотчас запросили мира. По обычаю князь Олег прибил свой щит к воротам Царьграда. Между Русью и Византией был заключен мирный договор. В знак мира византийцы подали Олегу чашу с вином. Но Князь почувствовал неладное и вылил вино, Оказалось, что вино и впрямь было отравлено. Византийцы подумали, что Олег наделён каким-то неведомым даром и прозвали Олега вещим.

Запись в тетради: 882-912 – правление Олега.

Существует легенда о смерти князя Олега. Рассказывают, будто нагадал ему кудесник (предсказатель), что примет смерть он от своего любимого коня. С тех пор не садился Олег на этого коня. Как-то раз через много лет вспомнил князь о своём любимце, но узнал, что он мёртв.

Олег был храбрый князь, в народе любили его и жалели, когда он погиб.

Просмотр видеоролика.

Запись в тетради: 907, 911 - Походы на Византию 5 мин

После смерти Олега Игорь, который к этому времени вырос, стал русским князем.

Отличался князь Игорь своей жадностью. Собирал он дань со славянского племени древлян, живших в густых лесах. Игоревы дружинники отбирали у них мёд, кожу, меха, сушёное мясо и рыбу. Но всё князю было мало. В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.

Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.

После этого похода князь Игорь больше не воевал. Князь Игорь был женат на Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава. Князь Игорь правил 32 года.

Запись в тетрадь: 912-945 – правление Игоря

В 945году Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав размер дани, князь Игорь решил собрать дань еще раз, т.к. она показалась ему недостаточно большой. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили.

Видеоролик. 5 мин.

Физкультминутка:

После смерти мужа княгиня Ольга правила государством до достижения совершеннолетия ее сыном Святославом. Ольга принимала активное участие в управлении государством и во время походов Святослава.

Особую страницу вписала княгиня Ольга в историю христианства. Она была первой княгиней-христианкой. На склоне лет язычница Ольга захотела стать христианкой и в 957 году отправилась в Царьград, чтобы принять христианство от греческого патриарха.

Годы княжения Ольги характеризовались расширением международных связей Киевской Руси: были укреплены отношения с Византией, произведен обмен посольствами с германским императором.

При ней были введены Уроки – размер дани и Погосты – определенные места, куда в указанный срок должна была свозиться дань.

Запись в тетрадь:945-957 – правление Ольги

Уроки – размер дани

Погосты – место сбора дани.

Она жестоко подавила восстание древлян, отомстив за смерть своего мужа князя Игоря. Княгиня потребовала дань от каждого двора: по 3 голубя и 3 воробья. Обрадованные столь небольшим размером дани, жители Искоростеня поспешили выполнить желание княгини и принесли птиц. Ольга приказала привязать к их лапкам тлеющую паклю и выпустить на волю. Неся с собой огонь, птицы вернулись в гнезда и таким образом подожгли город. После взятия Искоростеня Ольга с дружиной пошла по селам и городам, устанавливая размер дани.

Видеоролик. 5 мин.

Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы". Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.

В 965 году Святослав разгромил Хазарский каганат. В 968 по просьбе византийского императора Святослав воевал с Болгарским царством (Дунайская Болгария). В результате этого похода был захвачен ряд городов.

Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги.

Мирная жизнь не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.

Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств. Князь Святослав до конца дней своих оставался язычником и не поддался на уговоры матери – княгини Ольги – принять христианство.

У Святослава было трое сыновей: Ярополк и Олег (от гречанки Предславы) и Владимир (от ключницы княгини Ольги Малуши).

Запись в тетрадь: 957-972 – правление Олега, завоеван Хазарский каганат, воевал с Болгарией и Византией. 5 мин.

Главной задачей внутриполитического курса князей было объединение разрозненных территорий под единой властью.

Укрепление собственной власти в городах Киевской Руси.



Расширение территорий Киевской Руси.


Завоевание авторитета Киевской Руси среди соседних государств.

Вернемся к цели нашего урока.

Когда образовалось первое русское государство? 882 г.

2) Кто управлял им? Князья Олег, Игорь ….

3) Что сделали первые князья для могущества государства и приумножения его богатств? Объединяли земли, завоевывали новые.

4.Закрепление

А теперь по фактам летописи определите, о каких правителях идет речь.

В год (955). Отправилась _________ в Греческую землю и пришла к Царьграду. И царствовал тогда цесарь Константин, сын Льва, и пришла к нему _______, и увидел царь, что она очень красива лицом и разумна, подивился царь ее разуму, беседуя с нею, и сказал ей: “Достойна ты царствовать с нами в столице нашей”. Она же уразумев смысл этого обращения, ответила цесарю “Я язычница; если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь”.

Умер _____________, передав княженье свое Олегу, своему родичу, которому отдал на руки и сына Игоря, ибо тот был еще совсем мал.

Загадки о первых русских князьях

«Был грозным князь сей для врагов

От Киева до Цареграда,

Но плохо слушал он волхвов,

«Не смог он греков победить,

Но много дани захотел –

«За Мала замуж не пошла,

Его послов живьём сожгла,

Во всём порядок навела,

«Хазар разбил, болгар разбил,

Да. Жить он дома не любил.

Как воин, голову свою

5.Домашнее задание

Прочитать параграф, выучить новые понятия.

Ответить на вопрос письменно:

1. Какой русский князь тебе больше всего понравился? Почему?

6.Рефлексия.

А теперь, ребята, гости, если вам понравился урок, поставьте, пожалуйста лайки.

Конспект урока по истории России 6 класс по ФГОС. Тема: Первые киевские князья

Цель урока: сформировать представления обучающихся о Киевской Руси как о раннефеодальном государстве. Задачи урока: 1. Сформировать представление о деятельности первых русских князей. 2. Развивать умение обобщать, давать характеристику историческому деятелю, способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материал. 3. Способствовать воспитанию интереса к истории своей страны, патриотизма

Разработка урока по истории России 6 класс

Урок 5: Первые киевские князья

Цель урока: сформировать представления о Киевской Руси как о раннефеодальном государстве .

1. Сформировать представление о деятельности первых русских князей.

2. Развивать умение обобщать, давать характеристику историческому деятелю, способствовать развитию умения анализировать и систематизировать материал.

3. Способствовать воспитанию интереса к истории своей страны

Оборудование урока: учебник §4, рабочая тетрадь § 4, видеоматериалы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Урок начинается с теста (слайд 1-5).

Проблемный вопрос: как вы думаете, какую роль и место заняли в системе управления Древнерусским государством первые киевские князья?

- Ученики выполняют тест на листочках, после производится проверка. Если нажимаешь на правильный ответ, кружок становится зеленым, а если на не правильный – красным.

- Олег, Игорь, Ольга, Святослав.

- Записывают тему в тетрадях.

Сегодня мы посмотрим видеофрагменты. После просмотра, заполним таблицу (слайд 8).

- О деятельности первых князей во внешней и внутренней политике.

- Ученики перерисовывают таблицу в тетради.

- Ученики заполняют таблицу.

После читают, что они записали в таблицах. Также производится проверка (слайд 13-16).

Как вы думаете, какую роль и место заняли в системе управления Древнерусским государством первые киевские князья (слайд 17)?

Что узнали нового? Что больше всего заинтересовало? Трудно ли было работать сегодня на уроке? Понравилась ли вам проделанная работа?

- Они способствовали объединению и усилению Древнерусского государства.

- Ученики высказывают мнения.

Домашняя работа: § 4 учебника , § 4 выполнить задания в рабочей тетради.

Читайте также: