Искусство проводник духовной энергии конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Способствовать формированию знаний по истории русской культуры через знакомство с художественными символами в искусстве.

Способствовать развитию критического мышления с помощью работы над синквейном, боб-кластером, маркировочной таблицей.

Через тему рока рассказать о многообразии художественных символах, о значении иконы “Троица” для русской культуры.

Ученические задачи урока:

Познакомиться с понятием “художественный символ”

Продолжить работать с информацией с помощью маркировочной таблицы.

Форма урока – Урок по технологии РКМ

Тип урока – Урок изучения нового материала

Уровень самостоятельности – средний

Виды деятельности на уроке – Групповая работа, фронтальная работа, самостоятельная работа

Ключевые слова урока – “художественный символ”, “Троица”, Андрей Рублев

Оборудование – Раздаточный материал, интерактивная доска

Предлагает познакомиться с темой урока, целями и планом.

1. Предлагает самостоятельно, в течение 1 минуты вспомнить и записать в тетрадь, все, что вам известно по этой теме 1 вариант “Масленица” 2 вариант – Рождество Христово. Причем информация должна быть изложена очень кратко: фразы, словосочетания, ключевые слова, цифры и т. д. (Задача: самостоятельная актуализация учащимися нулевых знаний по теме, активизация, вхождение в тему.)

2. Предлагает объединиться в малые группы (по 4 человека) и поделиться друг с другом своими знаниями. В ходе совместного обсуждения проблемы каждая группа должна составить гроздь (кластер). В центре грозди пишется тема, а вокруг нее известные школьникам факты и сведения.

3. Предлагает зачитать результаты работы, а педагог фиксирует ответы на доске. Группы друг друга не повторяют, а дополняют.

4. Делает вывод: Человек не может жить вне символов, и тем более вне символов искусства.

Записывают по вариант ответы на задание.

Фаза реализации смысла

Предлагает учащиеся самостоятельно читают текст учебника на странице 64-65..

Полученные данные обсудить в парах и составить общую маркировочную таблицу

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Кругловой Марии Борисовны,

учителя музыки, искусства и мировой художественной культуры

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Развилковской средней общеобразовательной школы

с углубленным изучением отдельных предметов

Ленинского муниципального района Московской области, РФ.

Цель урока : на примере произведений русской и советской живописи выявить и определить позиции авторов на переломные моменты русской истории.

Задачи урока :

образовательная : познакомить школьников с культурно-историческим наследием страны через знакомство с картинами советского художника В. Попкова и русского художника В. Сурикова.

развивающая: развивать социально – критическое мышление, через вопросы о переломных моментах русской истории пробудить в учениках желание рефлексировать.

воспитательная : формировать уважение и интерес к истории своего народа и страны.

На уроке используется презентация автора с репродукциями картин, о которых идет речь на уроке.

Ход урока:

Орг. момент.

Вступительное слово учителя:

- Ребята, мы последние уроки говорили с вами об отражении в искусстве важных жизненных событий, о необходимости сохранять произведения искусства, потому что они несут нам информацию о прошлом времени. Но это не только информация. Каждое произведение искусства несет в себе некий внутренний посыл, который трогает нас эмоционально, проникает в душу, заставляет размышлять о событиях рассказанных мастером. Сегодня мы продолжим разговор.

- Итак, чем же произведения искусства отличаются от информации, которую вам сообщает учитель, например, на уроке алгебры, объясняя формулы сокращенного умножения, или учитель химии, рассказывая об оксидах и нитратах? (искусство является еще и проводником духовной энергии).

3.Объяснение нового материала

Годы идут, все меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны и оставшиеся начинают рассказывать о реалиях того времени. Битва под Москвой проходила в очень трудных природных условиях. Стоял лютый мороз, невозможно было согреться, пища, которую подвозили солдатам, остывала по дороге, солдаты мучились от вшей, которые жили в швах одежды. Чтобы освободиться от них, солдаты встряхивали свои шинели, и снег становился черным от количества этих кровососов. Вот такую шинель принес с войны отец художника. Но ее не только берегли. Художник примеряет ее на себя.

– Как вы думаете, какие мысли в этот момент посещали автора картины? Посмотрите, на его выражение лица (беседа). Мы отправляем своих сыновей служить в ряды Российской Армии, зачем мы это делаем? (беседа). Мы хотим, чтобы мальчики стали нашими защитниками, чтобы начали понимать, что на их плечах ответственность на будущее нашей страны, семьи. Мы хотим, чтобы они выросли.

Но на картине, не только портрет художника, присмотритесь, в глубине странные розовые, как будто бесплотные, фигуры.

– Кто это? (беседа). Да, это матери, жены, сестры солдат, ушедших на фронт.

– Как вы думаете, а солдаты на фронтах войны чувствовали поддержку своих любимых женщин, что они их ждут, и любыми готовы принять, встретить, согреть? (беседа).

- Давайте подведем итог, о чем же эта картина? (о памяти поколений, о вечной памяти солдат, воевавших в годы Великой Отечественной войны).

- Эта картина рассказывает о событиях, которые произошли в течение человеческой жизни, а вот зачем создают исторические романы, историческую живопись, оперы на исторические сюжеты? Что двигает мастерами искусства? (Это, как правило, переломный момент в жизни народа, попытка разобраться, что хорошо, что плохо).

Вот Василий Суриков. Выходец из старообрядческой семьи. Его прадеды были вынуждены бежать в Сибирь, чужаков там не любили, жили за двухметровым забором. Из поколения в поколение деды и бабушки рассказывали внукам об истреблении старообрядцев.

- Давайте вспомним историю. Откуда появились старообрядцы? (Беседа о реформах патриарха Никона, его желании привести церковные обряды к единому знаменателю и расколу в обществе, которые вызвали эти реформы).

- Посмотрите на лицо Петра I , что бросается в глаза? (выпученные глаза Петра, он убежден в своей правоте).

- А стрельцы? Почему они в белых рубахах? Почему в руках у них горящие свечи? Почему перед казнью они кланяются людям? (беседа по вопросам).

- Посмотрите, композиция картины как будто состоит из двух отдельных фрагментов, так ли это? (нет, взгляды одного из стрельцов и Петра I цементируют картину).

- Почему же между императором и стрельцами (народом) пустое пространство? (беседа).

-Давайте вернемся к стрельцам и посмотрим, как их изобразил художник.

Вот один из стрельцов. Глаза его также выпучены, как и у Петра I . Каждый из них чувствует за собой правду и стоит за нее до конца. Но Суриков понимает, что люди все разные, движут ими разные мысли, и ведут они себя перед смертью по разному. Посмотрите, вот еще один фрагмент, стрелец идет на казнь с поникшей головой, наверное, думая о жене, детях, которые останутся без средств существования.

Теперь еще две детали. Верх картины как бы срезает купола храма Василия Блаженного. Неужели художник плохо продумал композицию картины, и купола просто не уместились? Нет, не так.

Правое ли дело вершит император, казня стрельцов? И Суриков выражает свою позицию, он осуждает Петра I , которого историки будут считать реформатором. Какой ценой совершаются реформы? Несет ли это народу благоденствие?

Да и стены московского Кремля почему - то белые, хотя художник прекрасно знал, что во времена Ивана Грозного они были покрыты красным кирпичом. Таким образом, Суриков обращает наше внимание на борьбу старого мира и нового, которое совершается в годы правления императора Петра I .

- Какие же выводы мы можем сделать, рассматривая эту картину? (Беседа о том, что переломные моменты истории не так однозначны, как мы о них иногда думаем).

4. Выводы урока.

- Давайте обобщим, что же мы с вами сегодня смотрели и о чем говорили.

-Почему одни произведения искусства нас трогают, а другие оставляют равнодушными? Наверное, если темы искусства созвучны нашим переживаниям, то они затрагивают глубинные струны нашей души. Заставляют вновь и вновь возвращаться к увиденному, услышанному, и задумываться, и размышлять о важных моментах истории своего народа, своей страны и своей судьбы.

hello_html_1f7756e9.jpg

Рассматривая картины, мы стараемся увидеть позицию авторов, понять, что их беспокоило, что заставило обратиться именно к этим сюжетам. Желание разобраться, пробуждает в нас интерес к истории своего народа.

Искусство – проводник духовной энергии

В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения — и картины, и музыкальные сочинения — создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами, исполнителями, героями произведения.


Это в буквальном и переносном смысле средоточие русской истории. Стрелецкий бунт 1698 года, жестоко подавленный Петром I, - одно из тех событий, в котором сошлись противоречия целой эпохи. В картине можно найти черты этнографизма, бытовые и психологические акценты, портретные характеристики, но доминирует народный "хор". фигура Петра, изображенного наподобие конного монумента, красноречиво удалена от зрителя, хотя знаменитый поединок взглядов - царя и его антагониста, рыжебородого стрельца,- не дает забыть о том, в чьих руках поводья истории и судьба людей. Конфликт двух сил глубоко трагичен, ни одна не уступит: это конец средневековой Руси и омраченное народным горем утро новой России. Тем удивительнее воздействие третьей силы - красоты, ибо никакая тенденция не затмевает в Сурикове истинного живописца.

На полотне описаны события, происходившие в Москве в 1698 году, в эпоху Петра I, когда был жестоко подавлен Стрелецкий бунт, а стрельцы казнены. Художник тщательно исследовал свидетельства очевидцев, но изобразил событие в соответствии со своим пониманием его исторического смысла.

На полотне мы видим не саму казнь, а полные огромного психологического напряжения минуты перед неотвратимой казнью. Действие происходит в Москве на Красной площади, на фоне храма Василия Блаженного.


Раннее утро, еще не рассеялся туман. В центре композиции два героя – сидящий на коне царь Петр и рыжебородый стрелец в красном колпаке. Стрелец связан, его ноги закованы в колодки, но он не смирился со своей участью. Гневно, с лютой злобой смотрит он на Петра. Такой же непримиримый взгляд видим мы и у Петра.


Столь же эмоционально и выразительно показаны и другие персонажи. Первого приговоренного солдаты уже поволокли к виселице. Как затравленный зверь, озирается вокруг чернобородый стрелец. Взгляд седого стрельца безумен – ужас того, что сейчас произойдет, помутило его сознание. Стрелец, стоящий на телеге, склонился, прощаясь с народом. Отчаянно кричит молодая жена стрельца, бессильно опустилась на землю старуха-мать.

Трагизм происходящего подчеркивает тяжелый, темный колорит полотна. Умело выстраивая композицию, живописец мастерски создает впечатление огромной толпы, полной эмоций, энергии и движения. С любовью и вниманием относится Суриков на полотне к мельчайшим деталям, характеризующим историческую эпоху.


Цели урока:
Образовательная: дать представление о специфике искусства как способе общения; о символике основных религиозных обрядов, изображений святых и пр.
Развивающая: способствовать развитию умения раскрывать свое понимание художественной идеи, нравственно-эстетического смысла образов-символов.
Воспитательная: способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения в искусству и жизни.

  1. Устный – рели робин; устные ответы на вопросы; повествование; беседа.
  2. Наглядный – работа с презентацией.
  3. Практический – финк райт раунд робин; запись терминов и основных положений урока в тетрадь.

Этап урока (время)

I Организационный момент (2 мин.)

Приветствие. Проверка отсутствующих.

II Опрос домашнего задания (12 мин.)

Несколько учеников выступают. Остальные слушают и отвечают на вопросы.

III Объяснение новой темы (23 мин.)

Искусство – проводник духовной энергии.

Особая сила искусства состоит не только в том, что оно доводит до нас информацию, но и в том, что, может быть, еще важнее: оно является про­водником духовной энергии. Искусство благотворно воздействует на эмоции человека: вдохновляет, вселяет надежду, заставляет сопереживать.

Образы, возникшие в сознании человека при восприятии, например, музыкального сочинения или произведения изобразительного искусства, будут своими, индивидуальными. Каждый человек, основываясь на интонационном строе музыкального сочинения, композиции, колорите той или иной картины, может трактовать их по-своему, с позиций возникших у него образно-художественных представлений и ассоциаций. Но несмотря на возможное расхождение образов слушательского или зрительского восприятия, произведение искусства нисколько не теряет силы своего ху­дожественного воздействия.


Знаки и символы искусства

Символ— это предмет, действие и т. п., раскрывающий какой-либо образ, понятие, идею. Символ воплощает общие для людей переживания, идеи. Символ — это синтез знака и образа.
Знаки— это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Приведите примеры знаков: Примерами знаков могут служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы — SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т.п.

С первобытных времен различные виды изображений (скульптурные, живописные, графические) являлись знаковыми и символическими кодами, которые использовались древними людьми для осуществления обрядов, сохранения и передачи информации. Любой значительный звук, жест, вещь, событие может быть либо знаком, либо символом.
Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным образом, воплощающем какую-либо идею.

Используя ФИНК РАЙТ РАУНД РОБИН, ответьте на вопрос: В чем отличие символа от знака? Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина пони­мания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

Музыкальное искусство говорит с нами языком звуков и наполнено тайнами. С поразительным разнообразием и глубиной с помощью системы знаков и символов музыка выражает богатейший мир человеческих чувств. Даже отдельный звук с учетом всех его сторон — высоты, длительности, тембра, громкости — представляет собой знак-интонацию. Он может свидетельствовать о робости или уверенности, скованности или свободе, нежности или грубости. Можно говорить и о пластических знаках, воспроизводящих жест, движение.

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы — зерно-интонацию, из которой вырастает вся Симфония №5 Л. Бетховена. И таких примеров в музыкальном искусстве множество. Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

В истории были эпохи, когда люди особенно часто обращались к символам в искусстве. Используя РЕЛЛИ РОБИН (в парах по очереди обмениваются ответами) приведите примеры таких эпох.

Примером может служить средневековое христианское искусство. В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи, окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб — символы таинства причащения; цветы лилии или ириса — символ Богоматери.

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля); красный — цвет пролитой жер­твенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый — цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом — религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Использовал символику в своих произведениях и Пабло Пикассо(1881 — 1973). Персонажами его натюрмортов часто были музыкальные инструменты. Возможно, это связано с изысканностью их форм, а может быть, со стремлением синтезировать живопись и музыку.

Натюрморт(франц. naturemorte— мертвая природа) — жанр, характерной особенностью которого является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

Читайте также: