Конспект по фэмп в средней группе апрель
Обновлено: 06.07.2024
Цель: формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.
Задачи:
- развивать память, логическое мышление, воображение, мелкую моторику рук, речь.
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, желание помогать другим.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная.
Оборудование: билетики с нарисованными геометрическими фигурами, домики из геометрических фигур, цифры, дидактические игры.
Методы и приемы: игровые и сюрпризные моменты, проблемные ситуации, дидактические игры, показ, беседа, вопросы, обобщение, подведения итога НОД.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель приветствует детей.
Воспитатель: Что такое математика?
Воспитатель: На математике мы учимся считать, узнавать и правильно называть геометрические фигуры, сравниваем предметы по высоте, длине, ширине.
Воспитатель создает проблемную ситуацию.
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам пришел в гости житель страны Математики – принц Пять. Посмотрите внимательно на него. Кто мне опишет его внешность и костюм?(молодой человек с длинными тёмными волосами и в синем плаще, украшенном звёздами, на ногах сандалии).
Воспитатель: Принц Пять принес нам подарки (пятиугольник и цветок с пятью лепестками). А как вы думаете, зачем он нам принес эти предметы? (ответы детей)
Воспитатель: Скажите, вы любите путешествовать? (ответы детей)
Принц Пять приглашает нас совершить путешествие в Страну Математики.
Дети, на чем можно ездить? (ответы)
А поедем мы с вами на автобусе.
Воспитатель раздает детям билетики с геометрическими фигурами. Дети садятся на стульчики со своей геометрической фигурой.
Спросить, почему ребенок сел именно на это место.
2. Организационно-практический этап
Воспитатель: Мы приехали в страну Математики (воспитатель подводит детей к мольберту).
Посмотрите, какие здесь необычные домики. Они построены из геометрических фигур. А каких? Назовите, пожалуйста, эти фигуры.
Дети называют геометрические фигуры: (квадрат, круг, прямоугольник, треугольник).
Воспитатель: Молодцы! Все правильно назвали.
Посмотрите, а здесь есть фигура, которую нам принес принц Пять. Как она называется? (ответы детей).
А вы знаете, что из нее тоже может получиться домик. (показ домика из пятиугольника).
Воспитатель: Жители страны Математики во всём любят порядок. Вот и дома на улицах в стране Математики располагались по порядку от самого низкого к самому высокому. Но налетел сильный ветер и навёл путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого низкого к высокому.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Физкультминутка
Воспитатель: А теперь, ребята, пойдем дальше. В стране Математики живут не только цифры и геометрические фигуры, но и животные.
Воспитатель показывает белочку.
Посмотрите, кто это? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, Белочка собирала грибочки. Но она так торопилась домой, что грибочки рассыпались, шляпки оторвались. Помогите, пожалуйста, Белочке подобрать шляпку грибочка к ножке, а то она только начала учить цифры.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы очень помогли Белочке.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько цветов на полянке! Они тоже необычные, у них внутри написана какая-то цифра (5). Скажите, что это за цифра? (ответы детей).
Воспитатель: Давайте соберем цветочки в две корзиночки. Красные цветы – в одну корзинку, а синие – в другую.
Воспитатель: Проверим, правильно ли вы всё сделали.
Воспитатель: Ребята, а теперь нам снова пора отправляться в путь.
Какое сейчас время года? (ответы детей). Правильно, весна. Весной снег тает, бегут веселые ручейки. Посмотрите, какой ручеек. Нам нужно его перейти, чтобы не замочить ноги.
Воспитатель: Молодцы, все справились с заданием!
Воспитатель: Ребята, посмотрите, здесь нас встречает Зайчик!
Воспитатель: Зайчику нужна помощь. Лисичка выгнала его из домика. И ему нужен новый домик. Поможем построить Зайчику домик?
Работа с палочками Кюизенера. Раздаточный материал на каждого ребенка.
Воспитатель: Строить дом для Зайчика вы будете по схемам, которые лежат перед вами.
Ребята, давайте посмотрим, что есть у домика (стены, крыша, окно). Из чего мы будем строить? (Из палочек).
Воспитатель: Посмотрите внимательно, какие палочки мы должны использовать при строительстве дома. Начинаем работу. (Дети строят дом из палочек).
Воспитатель: Молодцы, дом построили.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
3. Заключительный этап. Итог
Воспитатель: Ребята, наше путешествие закончилось. Нам пора возвращаться в детский сад. Попрощайтесь с принцем Пять. Берем билетики, садимся в автобус на свои места.
Понравилось ли вам в стране Математики? Что мы делали? Какие задания понравились больше? Почему? А какое задание было самым сложным?
Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
Воспитывающие:
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
Развивающие:
Совершенствовать представления о значении слов далеко — близко.
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Строительный материал: шары, цилиндры, кубы разного цвета и величины (по 7 шт.); 6 цилиндров одного цвета и величины; 2 планки; 4 шнура; 5 елочек, 5 цветочков.
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_femp_02.04.18_srednyaya.docx | 15.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по математике
средняя группа воспитатель: Медведева Е.А.
Показать независимость результата счета от формы расположения предметов в пространстве.
Продолжать знакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром и кубом.
Совершенствовать представления о значении слов далеко — близко .
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Строительный материал: шары, цилиндры, кубы разного цвета и величины (по 7 шт.); 6 цилиндров одного цвета и величины; 2 планки; 4 шнура; 5 елочек, 5 цветочков.
I часть. Показываю детям геометрические фигуры (кубы, шары, цилиндры), предлагаю определить их форму, цвет, величину и сгруппировать по форме. Предварительно вместе с детьми воспитателем сравниваем цилиндр с шаром (кубом): есть сходства (шар и цилиндр можно катать, куб и цилиндр можно поставить) и различия фигур (цилиндр в отличие от шара можно поставить, а в отличие от куба его можно катать). Затем предлагаю разложить строительный материал по группам (по форме).
II часть. Дети делятся на 2 подгруппы и садятся на ковер. Одной подгруппе предлагаю построить ворота (из 4 цилиндров и планки), другой — машину (из 2 цилиндров, планки и куба). В процессе выполнения задания он уточняю названия фигур и их отличительные признаки.
На ковре разложены шнуры: 2 близко друг к другу и 2 далеко друг от друга. Спрашиваю у детей, как расположены шнуры, и предагаю перепрыгнуть через них. Затем выясняю у ребят, далеко или близко они прыгнули.
Автор Москалева Светлана Анатольевна, воспитатель, МБДОУ детский сад № 407, г. Екатеринбург.
Материал будет полезен воспитателям средних групп ДОУ для организации НОД по ФЭМП. Ценность разработки состоит в том, что все этапы занятия объединены единым сказочным сюжетом, а дети, выполняя различные математические задания, помогают Лесовичку расколдовать Весну.
На прогулку в лес весенний
Отправляться нам пора!
Для того чтобы попасть в лес, нуда встать возле стульчиков.
На носочки поднимитесь,
два раза повернитесь
и в весеннем лесу окажитесь.
Дети проходят круг и садятся за столы.
3. Содержательно-операционный этап
Воспитатель: Смотрите, ребята, а вот и Лесовичок.
Лесовичок (взрослый): (грустно) Здравствуйте, ребята!
Воспитатель: Здравствуй, Лесовичок, почему ты такой грустный?
Лесовичок: Ребята, Снежная Королева заколдовала Весну и теперь всегда будет зима! Чтобы расколдовать Весну, нужно пройти сложные испытания и выполнить математические задания! Помогите мне, пожалуйста.
Воспитатель: Ребята, поможем Лесовичку?
Дети: Да.
Воспитатель: Дорогой Лесовичок, мы с радостью поможем тебе.
Лесовичок: 1 задание. Отвечайте, не зевайте!
Какие вы знаете дни недели?
Дети: Понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.
Лесовичок: Какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Лесовичок: Как называются весенние месяцы?
Дети: Март, апрель и май.
Лесовичок: Сколько весенних месяцев?
Дети: Три!
Лесовичок: Молодцы, ребята! Вот уже и почки лопнули на деревьях!
Лесовичок: 2 задание Снежной Королевы
У вас на столах есть карточки с цифрами. Разложите их в ряд слева направо по порядку от самого маленького до самого большого.
Дети выполняют задание. Лесовичок проверяет.
Лесовичок: У вас получилось, ребята! Вот и проталины появились!
Лесовичок: 3 задание Снежной Королевы
А проталины необычные, в виде геометрических фигур! Сейчас я буду загадывать вам загадки про геометрические фигуры, а вы молча отгадки найдите на столе и покажите мне.
1. Три вершины,
Три угла,
Три сторонки –
Кто же я? (Треугольник)
2. Я фигура - хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я … (квадрат)
3. Нет углов у меня
И похож на блюдце я,
На медаль, на блинок,
На осиновый листок.
Людям я старинный друг.
Называют меня… (круг)
4. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник —
Стал квадрат… (прямоугольник)
Дети выполняют задание.
Лесовичок: Молодцы! Правильно! А вот и первые весенние цветы распустились! Какие весенние цветы вы знаете?
Дети: тюльпан, фиалка, ландыш, нарцисс, одуванчик, мать-и-мачеха, подснежники.
Лесовичок: Почему цветок называют подснежником?
Лесовичок: Здорово у вас получается! А можно эти цветы срывать, собирать в букеты?
Дети: Нет, мы должны беречь природу, это растение занесено в Красную книгу.
Лесовичок: Уже птицы прилетели из тёплых краёв!
Лесовичок: Следующее 5 задание Снежной Королевы.
У вас на столах есть танграмы и схемы птиц. Выберете на схеме птичку, которая вам больше всех нравиться и выложите её на столе.
Дети выполняют задание.
Лесовичок: Какие вы молодцы! Посмотрите, сколько примет весны появилось!
Лесовичок: И вот последнее 6 задание Снежной королевы.
Снежная Королева спрятала красавицу Весну в замке, ворота закрыла на замок.
Если вы подберёте к замку ключ, то мы сможем освободить Весну.
Дети выполняют задание.
Лесовичок: И с этим заданием легко справились! Молодцы, ребята! Я слышу её песенку, Весна идёт к нам, встречайте её!
Под весеннюю песенку входит Весна (взрослый или девочка из подготовительной группы).
Весна: Здравствуй, Лесовичок! Спасибо тебе, что спас меня от Снежной Королевы!
Лесовичок: Это не я, это мои друзья из детского сада. Эти ребята очень любят природу и математику!
Весна: Благодарю вас, ребята, за помощь! Как же вам удалось победить Снежную Королеву? Какие задания выполняли?
Дети отвечают
Лесовичок: А какое задание было для вас самое интересное? Самое сложное?
Дети отвечают.
Весна: Спасибо, мои дорогие! На память о нашей встречи мы с Лесовичком дарим вам медали с весенним солнышком!
Лесовичок: А нам пора! До новых встреч!
- Что это? (Квадрат)
- А кто может назвать эту фигуру? (Прямоугольник)
- Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата? (ответы детей)
- Как можно проверить? (Наложить их друг на друга)
- Что теперь мы видим? Что можем сказать? (Две стороны у прямоугольника длиннее, чем квадрата, а две другие одинаковые)
- А чем отличается квадрат от треугольника? (У треугольника три угла и три стороны, а у квадрата четыре угла и четыре стороны)
- Чем отличается круг от квадрата? (У круга нет углов и сторон)
Задание № 2.
(Воспитатель называет геометрические фигуры, а дети поднимают ту геометрическую фигуру, которую называет воспитатель).
Задание 3.
(На полу лежат четыре обруча, в центре каждого геометрическая фигура.
Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре)
Воспитатель: Пока я буду стучать в бубен, вы ходите в разных направлениях. Как только бубен замолчит, вам надо найти обруч с вашей геометрической фигурой и встать вокруг него. (Игра повторяется несколько раз, при этом дети меняются своими фигурами)
Задание № 4.
(Воспитатель поднимает карточку с цифрой, ребенок должен ударить в бубен столько раз, сколько показывает цифра).
(Воспитатель выставляет на мольберт предметные картинки. Дети должны правильно соотнести количество предметов с числом).
Задание № 6.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 4–5 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование занятий по математике на год. Предложенная система занятий включает комплекс игровых заданий и упражнений, наглядно-практических методов и приемов работы по формированию элементарных математических представлений; помогает детям овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания и умения на практике. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания, памяти, мышления), мотивируют деятельность ребенка и направляют его мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика проведения занятий не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций сотрудничества, содеятельности. Активизация мыслительной самостоятельности развивает активную позицию ребенка и формирует навыки учебной деятельности.
В пособие включен дополнительный материал, составленный в соответствии с рекомендациями современных психологов, педагогов и методистов и позволяющий расширить содержание работы с детьми пятого года жизни.
Читайте также: