Конспект слоговой состав слова

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Комендантова Елена Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №29"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: Конспект занятия по основам первоначальной грамоты
Тема: Слоговой состав слова
Раздел: дошкольное образование

Слоговой состав слова.

Цель: дать понятие о слоговом составе слова.

2Продолжать учить определять количество слогов в слове.

4Продолжать учить интонационно выделять звук в слове.

5Развивать способность называть слова с заданным звуком.

6Воспитывать умение слушать друг друга.

Материал: ларчик Воскобовича (если его нет, то можно использовать фланелеграф или

магнитную доску), предметные картинки (дом, мяч, кот, рыба, сани, гуси, машина, корова,

ворона), бутафорский апельсин, который делится на дольки, фишки-игрушки.

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

Дети заходят в группу, садятся на стульчики и видят на столе бутафорский апельсин.

В.: Ребята, посмотрите, что это?

Д.: Апельсин.

В.: Мы с вами знаем стих про апельсин. Давайте его расскажем.

Мы делили апельсин

Много нас, а он один

Эта долька для чижа

Эта долька для ежа

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для бобра

Ну а волку кожура

Он сердит на нас беда

Разбегайтесь, кто куда!

В.: На что мы делили апельсин?

Д.: На дольки.

2. Поисково-практический этап.

В.: Верно. Апельсин делится на дольки, то есть на части. А давайте с вами попробуем

разделить на части дом (креплю к ларчику Воскобовича предметную картинку-дом).

Д.: Крыша, труба, стены, окно, крыльцо.

В.: Молодцы! Мы с вами выяснили, что предметы можно делить на части. Подумайте, а

слово делится на части?

В.: Совершенно верно. Слово делится на части. И эти части называются слоги. Слово

делится на части как на дольки апельсин. (Обращаю внимание на ларчик Воскобовича, где

заранее прикреплены предметные картинки). Ребята, перед вами картинки, мы их сейчас

рассмотрим, назовём словом, а затем посчитаем количество слогов в каждом из них. Давайте

вспомним нашу подсказку, чтобы легче было считать.

Все вместе: Измерить любое слово —

Да это проще простого!

Сколько слогов в нём надо узнать —

Хлопать в ладоши пора начинать!

В.: Умницы! А теперь пришло время немного отдохнуть.

Я открою свой альбом Широко разводят руки.

Сколько же рисунков в нём!

Это зайка Прыжки на двух ногах, руки на поясе.

Это гном Дети присаживаются.

Это мой красивый дом Ставят руки треугольником над головой.

Вот в альбоме самолёт Руки в стороны.

Я закрою свой альбом Хлопают руками.

Посмотрю его потом.

После физкультминутки дети проходят на стульчики.

В.: Ребята, мы знаем, что слова состоят из слогов. А из чего состоят слоги?

Д.: Из звуков.

В.: Молодцы! Послушайте стихотворение.

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот

Вот и Ждёт рыЖий кот —

МоЖет миска подползёт?

Какой звук в этом стихотворении слышался дольше других?

Д.: Лежебока, рыжий, отлежал, живот, ждёт, может (за каждый правильный ответ ребёнок

правильный ответ ребёнок получает фишку-игрушку)

3. Рефлексивно-оценочный этап.

Ребята, как вы думаете, вы справились со всеми заданиями? (Ответы детей). Какое задание

было для вас трудным? (Ответы детей)Почему? (Ответы детей)

Нам осталось лишь посчитать фишки и узнать, кто победил сегодня. (Победителю

совершенствовать артикуляционный аппарат детей, развивать словарный запас, мышление, речь; развивать умение слышать и слушать произносимые слова. Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению грамоте.

Формировать навыки учебной деятельности: быть внимательными, успевать выполнять задание со всеми детьми.

Оборудование: предметные картинки, игрушки Буратино, карточки – схемы.

Ход занятия:

Дети входят в группу.

Мы живем одной семьей,

Очень дружной и большей

Идем сказочной тропою

Каждый здесь у нас герой.

Сегодня в гостях у нас Буратино.

Воспитатель произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Буратино читает книгу. (2-3-слова)

Буратино тоже хочет поиграть с нами. Он задумал слова, но забыл их, надо ему помочь. Он дает нам подсказку - картинки. Мы ему конечно поможем, и все его слова отгадаем (воспитатель показывает картинки, а дети добавляют пропущенные слоги : коро., котя., мыш., бел.)

3. Практическая работа.

Медленно проговорите слово рыба. Простучите его карандашом по столу. Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

Воспитатель объясняет детям, что в СЛОВЕ РЫ-БА ДВЕ ЧАСТИ.

Называет первую часть, затем вторую. Когда мы произносим слово не полностью, а делим его на части – это значит, что мы делим его на слоги (показ).

В слове может быть два, три, четыре и больше слогов. А есть и такие слова, в которых только один слог. Поэтому вы, наверное, заметили, что слова бывают длиннее и короче. Это зависит от того, сколько в нём слогов. Вот послушайте, я произнесу слова из одного слога : дом, рак, сом, кот и т. д.

При произнесении этих слов рот открывается только один раз. А теперь послушайте и скажите, на сколько слогов я делю эти слова (воспитатель произносит –двух, трёхсложные слова)

- Попробуйте сами сначала шепотом, а затем вслух произнести по слогам слова- названия предметов, которые я вам покажу на рисунках.

Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столько же раз прыгнуть.

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

5. Работа у доски

-А сейчас поиграем. Я буду показывать вам картинки, а вы будите им находить домики-схемы.

-Посмотрите на картинку. Что вы видите? Назовите. Определим количество слогов.

Чтобы определить количество слогов в слове, есть ещё один способ. Вы располагаете кисть руки чуть ниже подбородка. Деля слово на слоги, вы следите за тем, сколько раз подбородок коснулся вашей руки.

7. Итог занятия

-Что нового вы узнали на занятии?

-Для чего нужно уметь делить слова на слоги?

Попробуйте дома разделить на слоги имена родителей, клички животных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Слог. Слоговой состав слова.

Цели: показать слогообразующую роль гласных в слове, учить детей делить слова на слоги, выделяя гласные. Определять порядок слогов в слове. Отметить важность последовательности слогов при чтении и письме.

Оборудование: раздаточный картинный материал, карточки со слогами, мяч.

Ход занятия

Орг. Момент – назовите картинки ( лев, лошадь, машина, самолёт, танк ) и разделите эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные. Из односложных слов, из двусложных, из трёхсложных слов. Отхлопать количество слогов.

Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных в слове).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Выделить гласные из слов. Определить количество слогов в слове. Объяснить почему? Сом, мир, лук, стул, брат, слон, ручка, парта, мука, дыра, крыло, машина, гусята, бумага, сапоги, ребята.

Разделите слова на слоги. Подчеркните красным карандашом гласные буквы.

Муха, рубашка, пузыри, музыка, торт, карп, попугай, муравей.

Составить слова из слогов:

Ка, ней, ли мин, ви, та то, ав, бус ла, ку, а

Ке, ра, та ри, ку, ца ни, пят, ца боч, ба, кА

Бо, ра, та, та, ну, ми

Игра с мячом. Перекидывая мяч друг другу, превратить односложные слова в двусложные, двусложные в трёхсложные. Например: ключ – ключи – ключики.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, шар, гвоздь, винт, болт, шарф.

Чтение стихотворения:

Что за ЛИ? Что за МОН? Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН – сразу станет кисло!

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО – сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА? Вот ещё одна загадка!

А как скажут ХАЛВА – сразу станет сладко - сладко!

Из слогов составить слова: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Итог занятия: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового о гласных звуках?

Цель: учить делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

  1. Закрепление знания учащихся о слогообразующей роли гласных.
  2. Совершенствование слогового анализа и синтеза слов.
  3. Развитие фонематического слуха и восприятия, звукобуквенного анализа и синтеза.
  4. Совершенствование навыка переноса слов.
  5. Активизация речевого опыта.
  6. Актуализация и обогащение словарного запаса учащихся.
  7. Уточнение знаний об обобщающих понятиях..
  8. Развитие связной речи.
  9. Совершенствование грамматического строя речи.
  10. Развитие слухоречевого внимания и памяти.
  11. Развитие мелкой моторики.
  12. Развитие самоконтроля.
  13. Воспитание умения слушать друг друга, работать в коллективе.

Оборудование: мяч, смарт-доска, рабочие тетради, карточки с заданиями.

I. Организационный момент.

Дети здороваются, готовятся к занятию.

II. Вводная часть.

Активизация внимания и закрепление правильной артикуляции гласных.
- Игра с мячом. Сосчитайте количество гласных в словах и столько раз произнесите определенный гласный звук с правильной артикуляцией: А – куропатка (А произносят 4 раза), О – страус, Ы – соловей, Э – трясогузка, У – ласточка, И – снегирь.

- Как эти слова можно назвать одним словом? (птицы)

III. Основная часть.

- Посмотрите на доску и соберите название картинки там изображенной ( иг-ки-руш).
- Как называются части, из которых вы собирали слово? (слоги).
- Тема нашего занятия слоги.
- Запишите число и тему в тетрадь.

2. Принцип образования слогов.

- Что такое слог? (часть слова)
- Что должно быть в каждом слоге обязательно? (гласный).
- Как сосчитать количество слогов в слове? (сколько гласных, столько и слогов)

3.1. Активизация слухового внимания.

- Я буду произносить слоги и не слоги, запишите в тетрадь только слоги.
- Пи, рт, не, стр, зк, ав, вл, пр, у, клм, чн, сш, ко, лчт, иг.
- Назовите, что выписали, почему это слоги?

3.2. Активизация словарного запаса.

- Придумайте и запишите на доске названия игрушек, начинающихся на эти слоги.
-Пи – пирамида, сколько в слове гласных (4), значит, сколько слогов (4). Разделить.
-Дети по одному выходят к доске, записывают слово и делят на слоги.

4. Работа над слоговым анализом, активизация словарного запаса.

- Придумать и записать под домиками слова на определенную тему и с определенным количеством слогов (окошки в домиках – количество слогов). Разделить слова на слоги.
Задания на карточках (3 варианта карточек):

1) Строительные инструменты.
2) Деревья.
3) Музыкальные инструменты.

-Дети выполняют задание на карточках. Проверка.

5. Работа над слоговым анализом и синтезом.

- На доске рассыпались слоги. Необходимо из данных слогов составить 2 слова на определенную тему.
- Дети по одному выходят к доске, составляют слова и устно произносят их по слогам. После составления слов, появляются картинки незнакомых названий.

1) Обувь: босоножки, валенки.
2) Головной убор: бескозырка, косынка.
3) Верхняя одежда: ветровка, тулуп.
4) Брюки: шаровары, рейтузы.

6.1. Отработка грамматического понятия, развитие внимания.

1) слон, заяц, ёжик, лев, медведь, енот, волк.
2) шмель, паук, пчела, оса, вши, усач, блоха.

- Как одним понятием назвать ваши слова? (дикие животные, насекомые).
- Поменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте его слова.

6.2. Работа над связной речью.

- Вытащите по 2 слова из нашего задания, придумайте одно предложение. Запишите его в тетрадь и все слова разделите на слоги.
Дети выполняют задание в тетради. Проверка.

IV. Подведение итогов занятия.

V. Оценка работы учащихся.

VI. Организация окончания занятия.

слон заяц ёжик лев медведь енот волк шмель паук пчела оса вши усач блоха

Презентация логопеда сделана для интерактивной доски в формате notebook.

Заказать оригинал презентации: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Показана слогообразующая рольгласных в слове и формирование у детей умения правильно делить слова на слоги, делать слоговой анализ, определять их количество и последовательность слогов в слове.

ВложениеРазмер
slog_slovo_zanyatie.doc 27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слог. Слоговой состав слова.

Цели: показать слогообразующую роль гласных в слове, учить детей делить слова на слоги, выделяя гласные. Определять порядок слогов в слове. Отметить важность последовательности слогов при чтении и письме.

Оборудование: раздаточный картинный материал, карточки со слогами, мяч.

Орг. Момент – назовите картинки ( лев, лошадь, машина, самолёт, танк ) и разделите эти слова на слоги. Произнести слова по слогам, выделяя голосом гласные. Из односложных слов, из двусложных, из трёхсложных слов. Отхлопать количество слогов.

Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных в слове).

Вывод: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Выделить гласные из слов. Определить количество слогов в слове. Объяснить почему? Сом, мир, лук, стул, брат, слон, ручка, парта, мука, дыра, крыло, машина, гусята, бумага, сапоги, ребята.

Разделите слова на слоги. Подчеркните красным карандашом гласные буквы.

Муха, рубашка, пузыри, музыка, торт, карп, попугай, муравей.

Составить слова из слогов:

Ка, ней, ли мин, ви, та то, ав, бус ла, ку, а

Ке, ра, та ри, ку, ца ни, пят, ца боч, ба, кА

Бо, ра, та, та, ну, ми

Игра с мячом. Перекидывая мяч друг другу, превратить односложные слова в двусложные, двусложные в трёхсложные. Например: ключ – ключи – ключики.

Мяч, зонт, рот, дом, кот, бант, стол, шар, гвоздь, винт, болт, шарф.

Что за ЛИ? Что за МОН? Никакого в звуках смысла!

А как скажут ЛИМОН – сразу станет кисло!

Что за КИ? Что за НО? Людям вовсе не известно!

А как скажут КИНО – сразу станет интересно!

Что за ХАЛ? Что за ВА? Вот ещё одна загадка!

А как скажут ХАЛВА – сразу станет сладко - сладко!

Из слогов составить слова: мон, ли, но, ки, хал, ва.

Итог занятия: Чему вы сегодня научились? Что узнали нового о гласных звуках?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект внеклассного занятия по русскому языку "Состав слова"
Конспект логопедического занятия Дифференциация [Ч]-[Ш] в словах.

Данное занятие можно использовать при работе с детьми начальных классов с диагнозом ОНР. У детей данной группы наблюдается недоразвитие основных компонентов языковой системы (фонетико - фонетического.



Развитие интереса к логопедическим занятиям.


Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.


Цель: автоматизировать произношение звука [р] в словах и словосочетаниях.Задачи:Коррекционно – развивающие:- корригировать произношение;- корригировать и развивать связную устную речь через форм.

Читайте также: