Метод пошаговой детализации конспект
Обновлено: 06.07.2024
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы
Многие из вас были в летнем лагере отдыха. Давайте вспомним это прекрасное время года попробуем представить себя в качестве дежурного по лагерю отряда и более конкретно – дежурного по столовой. Нам как исполнителям необходим алгоритм дежурства по лагерю. Давайте попробуем его составить.
В результате диалога на доске возникает алгоритм:
- Прийти в столовую в 7.30.
- Накрыть столы к завтраку.
- Дождаться пока все поедят.
- Убрать со столов посуду.
- Вытереть столы.
- Расставить стулья.
- Уйти.
- Прийти в столовую к 11.30.
- Накрыть столы к обеду.
- Дождаться пока все поедят.
- Убрать со столов посуду.
- Вытереть столы.
- Расставить стулья.
- Уйти.
- Прийти в столовую к 17.30.
- Накрыть столы к ужину.
- Дождаться пока все поедят.
- Убрать со столов посуду.
- Вытереть столы.
- Расставить стулья.
- Уйти.
(Отмечают повторение команд 2-7, 9-14, 16-21.)
- Какие алгоритмы называют вспомогательными?
- Как оформляются такие алгоритмические структуры?
III. Объяснение нового материала.
Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Дежурный. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:
Алгоритм, который мы получили будет называться основным, а алгоритм Дежурный будет являться вспомогательным.
- Накрыть столы к обеду.
- Дождаться пока все поедят.
- Убрать со столов посуду.
- Вытереть столы.
- Расставить стулья.
- Уйти.
- Прийти в столовую в 7.30
- Выполнить алгоритм Дежурный
- Прийти в столовую к 11.30.
- Выполнить алгоритм Дежурный
- Прийти в столовую к 17.30.
- Выполнить алгоритм Дежурный
IV. Закрепление
У исполнителя Чертежник допустимые действия:
Задача. Составьте алгоритм построения изображения Чертежником:
– будет отмечать начальное положение стрелки на рисунке.
Способ разбиения сложной задачи на несколько простых задач называется последовательной детализацией алгоритма.
Тема: "Метод пошаговой детализации"
Обуч цель: Повторить с учащимися этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов. Ввести понятие метода пошаговой детализации.
Развив цель: Развивать логическое мышление, память, интерес к предмету. Обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информатики.
Воспит цель: Культуру поведения, общения. Воспитание у учащихся информационной культуры. Подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях информационного общества.
Ход урока:
1. Орг момент
2. Этап постановки цели урока
3. Опрос д/з
Этапы решения задач на компьютере: постановкой, алгоритмом, методом математической модели, программой, анализом результатов.
Тест
1. Четко сформулированная последовательность правил описывающих этот процесс является
а) блок-схемой
б) алгоритмом *
в) одно из свойств алгоритма
2. Свойства алгоритма
а) точность, определенность, результативность
б) ясность, понятность, результативность
в) дискретность, определенность, массовость, результативность*
3. Разработанный алгоритм можно зафиксировать несколькими способами
а) графическим
б) составление уравнений, правил, формул
в) словесное описание, блок-схема, на алгоритмическом языке *
4. Этап обработки информации изображается
а) прямоугольником *
б) ромбом
в) овалом
5. Проверка условий изображается
а) прямоугольником
б) ромбом *
в) квадратом
6. В фигуре подобной овалу записываем
а) ввод, вывод*
б) формулу
в) начало, конец
7. Ввод исходных данных и вывод результата записываем в…
а) параллелограмме *
б) квадрате
в) ромбе
8. Которые из документов являются алгоритмами?
а) Правило правописания приставок, оканчивающихся на з, с
б) Программа телепередач
в) Кулинарный рецепт приготовления блюда*
г) Инструкция по сборке проданного в разобранном виде шкафа*
9. В каких случаях правильно заканчивается предложение: Алгоритм – это
а) конечная последовательность действий, приводящая к искомому результату при любых допустимых исходных данных*
б) указание на выполнение действий
в) конечный набор понятных некоторому исполнителю команд, выполнение которых приводит к однозначному решению поставленной задачи
г) программа в машинных кодах
10. Расчлененность алгоритма на отдельные элементарные действия – это
а) Дискретность*
б) Определенность
в) Массовость
г) Детерминированность
11. Которые из документов являются алгоритмами?
А) Каталог книг в библиотеке
Б) Порядок набора международного телефонного номера*
В) Рецепт приготовления клея*
Г) Настенный календарь на текущий год
5. Этап постановки Д/з: прочитать конспект, придумать несколько коротких (не более 15 команд) программ с ошибками, чтобы на следующем уроке дать отладить их своему соседу по парте. Предварительно сообщив с какой целью вы составляли эти программы.
Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,
Задачи:
- учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
- развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
- воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Вложение | Размер |
---|---|
vspomogatelnye_algoritmy.ppt | 699 КБ |
vspomogatelnye_algoritmykonspekt.docx | 90.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
. Е Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.
1 = Н Точность. Свойство алгоритма. Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно
Алгоритм : 1.Сесть в лодку двум туристам 2.Переплыть 3.Высадить одного туриста 4.Переплыть 5.Сесть в лодку одному туристу 6.Переплыть 7.Высадить одного туриста 8.Переплыть 9.Сесть в лодку одному туристу 10.Переплыть 11.Высадиться всем туристам
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод
Цель урока: формирование у учащихся понятий вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; умений практического применения этих понятий в среде графического учебного исполнителя. Обучающи е: знать понятия: вспомогательный алгоритм, подпрограмма (процедура) ; уметь строить алгоритмы с использованием процедуры в среде учебного исполнителя Черепашка; Развивающи е: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции; Воспитательные : формировать познавательную активность; способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки. Задачи урока:
Основной Алгоритм алгоритм: Переправа: Сесть в лодку двум туристам Выполнить алгоритм Переправа Выполнить алгоритм Переправа Переплыть Высадиться всем туристам. Переплыть Высадить одного туриста Переплыть Сесть в лодку одному туристу
Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи. Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов ( должен иметь свое имя ). Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.
Описание вспомогательного алгоритма (процедуры) Определение процедуры в программе называется ее описанием. Формат описания процедуры: процедура нач кон
Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом , или программированием снизу вверх . Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами. Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации , или программированием сверху вниз . . Последовательная детализация, сборочный метод
Домашнее задание: Выучить конспект. параграф 5, № 7 стр.32 (рисунки1,2,6).
Предварительный просмотр:
Тема урока: Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод
Знакомство с новыми понятиями: вспомогательный алгоритм, метод последовательной детализации алгоритма, формирование навыка работы со вспомогательными алгоритмами; закрепление навыков по составления линейных алгоритмов,
- учебная – изучить понятия: вспомогательный алгоритм детализация алгоритма, формирование навыков составления основных и вспомогательных алгоритмов;
- развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания, логического мышления, познавательного интереса, коммуникативной культуры, учебно-познавательной компетенции;
- воспитательная – развитие познавательного интереса, способствовать воспитанию в детях милосердия, ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки.
Тип урока : урок закрепления знаний и изучение нового материала.
Вид урока : комбинированный урок (лекция и практика).
Оборудование и программное обеспечение: презентации PowerPoint .
II. Актуализация знаний
Групповая форма работы.
III. Теоретическая часть
Постановка проблемной ситуации. Объяснение с помощью презентации.
IV. Закрепление знаний Практическое задание.
V. Итог урока Рефлексия.
VI. Домашнее задание
I. Организационный момент
Приветствие. Проверка присутствующих. Установление психологического и эмоционального контакта с детьми. Проверка домашнего задания.
ІІ. Актуализация опорных знаний
Выполнение 2 минуты.
Учитель : Давайте проверим, что получилось. (Учащиеся говорят свои ответы, учитель параллельно демонстрирует на экране ребусы).
Черепаха – графический учебный исполнитель.
Алгоритм – понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Точность. Свойство алгоритма.
Точность алгоритма означает, что каждая команда должна пониматься однозначно.
Какие свойства алгоритмов вы знаете еще (ответы учащихся)
Программа – это алгоритм, записанный на языке исполнителя.
II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы
Давайте попробуем представить себе, как мы с вами совершим поход к реке. Нам предстоит переплыть реку на лодке. Необходим алгоритм переправы через реку, учитывая, что в лодку помещаются только два человека. Давайте попробуем его составить.
Вот ты (ученик) проговаривай команд, а я буду показывать вам на доске.
- Сесть в лодку двум туристам
- Переплыть
- Высадить одного туриста
- Переплыть
- Сесть в лодку одному туристу
- Переплыть
- Высадить одного туриста
- Переплыть
- Сесть в лодку одному туристу
- Переплыть
- Высадиться всем туристам
Какую особенность в этом алгоритме вы можете отметить?
( Учащиеся отмечают повторение команд 2-9 .)
Давайте подумаем, какой недостаток этого алгоритма.
( Потрачено много времени на написание повторяющихся команд )
Очень много времени мы потеряли на запись повторяющихся команд. Как же можно сократить запись данного алгоритма? Ответить мы сможем на данный вопрос после рассмотрения сегодняшней темы урока:
( Учащиеся записывают в тетради число и тему урока )
Сегодня мы узнаем, какие алгоритмы называются вспомогательными и как оформляются такие алгоритмические структуры.
III. Объяснение нового материала.
Давайте повторяющиеся действия выведем в отдельный алгоритм, который назовем – Переправа. Посмотрите как будет выглядеть наш алгоритм:
- Сесть в лодку двум туристам
- Выполнить алгоритм Переправа
- Выполнить алгоритм Переправа
- Переплыть
- Высадиться всем туристам
Какие изменения произошли с нашим алгоритмом ? (он стал короче)
Алгоритм, который мы получили будет называться основным , а алгоритм Переправа будет являться вспомогательным.
- Переплыть
- Высадить одного туриста
- Переплыть
- Сесть в лодку одному туристу
- Сесть в лодку двум туристам
- Выполнить алгоритм Переправа
- Выполнить алгоритм Переправа
- Переплыть
- Высадиться всем туристам
Учащиеся записывают в тетради
Вспомогательный алгоритм — это алгоритм решения некоторой подзадачи из исходной (основной) задачи.
Вспомогательный алгоритм, записанный на языке программирования, называется подпрограммой или процедурой
Вспомогательный алгоритм – алгоритм, снабженный таким заголовком, который позволяет вызвать его из других алгоритмов (должен иметь свое имя).
Из основной подпрограммы происходит обращение к вспомогательному алгоритму по его имени.
Учащиеся за компьютерами пишут подпрограммы для число один и семь, и сверяют написанное с программой на экране.
Дальше записывают главную программу
Здесь главная программа - это команда сброс и все что идет после закрывающей фигурной скобки. От команды выучи и до закрывающей скобки включительно — это подпрограмма.
Метод программирования, при котором сначала составляется множество подпрограмм, которые могут понадобиться при решении задачи, а затем пишется основная программа, содержащая обращения к ним, называется сборочным методом , или программированием снизу вверх .
Подпрограммы могут быть объединены в библиотеку подпрограмм и сохранены в долговременной памяти компьютера. Такую библиотеку можно постепенно пополнять новыми подпрограммами.
Метод программирования, при котором сначала записывается основной алгоритм, а затем описываются использованные в нем вспомогательные алгоритмы, называется методом последовательной детализации , или программированием сверху вниз .
Давайте немного отдохнём.
Упражнения для рук и плечевого пояса:
1. Поднять плечи, опустить плечи. Повторить 6 – 8 раз. Расслабить плечи.
2. Руки согнуть перед грудью. На счет 1 – 2 – пружинящие рывки назад согнутыми руками, на счет 3 – 4 – то же, но прямыми. Повторить 4 – 6 раз. Расслабить плечи.
Упражнения для туловища и ног:
1. На счет 1-2-шаг влево, руки к плечам, прогнуться. На счет 3 – 4 – то же, но в другую сторону. Повторить 3 - 4 раза.
2. Ноги врозь, руки за голову. На счет 1 – резкий поворот налево, на счет 2 – направо. Повторить 3 - 4 раза.
Гимнастика для глаз:
1. Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10 – 15 секунд).
2. Откройте глаза и посмотрите вдаль перед собой (2 – 3 секунды). Переведите взгляд на кончик НОСА (3 – 5 секунд). Повторите 2 раза.
Цели и задачи урока:
Познакомить учеников с Методом пошаговой детализации (последовательного уточнения) разработки алгоритмов; продемонстрировать этот метод на конкретных примерах ; формировать навыки и умения составлять алгоритмы;
Развивать логику, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, высказывать свою мысль.
Воспитывать аккуратность, внимательность, вежливость и дисциплинированность, бережное отношение к своему здоровью.
I. Орг. момент.
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний.
Базовые структуры алгоритмов
Какие бывают алгоритмы?
Как записываются повторяющиеся процессы в алгоритмах.( в виде циклических алгоритмов?
Какие бывают виды циклов?
Что такое основной и вспомогательный алгоритм?
Основным называется алгоритм, выполнение которого ведет к достижению основной (главной) цели.
Вспомогательным называется алгоритм, предназначенный для достижения промежуточной цели.
III. Теоретическая часть.
Метод пошаговой детализации алгоритмов.
Технология нисходящего проектирования с пошаговой детализацией является неотъемлемой частью создания хорошо структурированных программ. Разработка алгоритма методом пошаговой детализации заключается в следующем:
Любой алгоритм можно представить в виде одного предписания - в виде постановки задачи. Но если исполнитель не обучен исполнять заданное предписание, то возникает необходимость представить данное предписание в виде некоторой совокупности более простых предписаний. Если исполнитель не может выполнить и некоторые из них, то такие предписания вновь представляются в виде совокупности еще более простых предписаний. Объединяя так полученные предписания в единую совокупность выполняемых в определенном порядке предписаний получают выполнение исходного задания в целом.
Достоинства метода пошаговой детализации:
1. Сохраняется концептуальная целостность программы: от сложного к простому.
2. Проектирование программы, кодирование, проверку и документирование можно делать параллельно.
3. В каждый момент времени (даже в начале разработки) имеется работающий вариант
4. Фразы естественного языка, будучи закомментированными, служат хорошим
путеводителем по программе.
Пример
Составить алгоритм нахождения максимума из 4 элементов, используя вспомогательный алгоритм нахождения максимума для 2 чисел.
Читайте также: