Конспект урока я пришел к тебе с приветом

Обновлено: 05.07.2024

- развить навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания; умение находить языковые особенности построения поэтического произведения; умение эмоционально откликаться на художественное слово, развить культуру общения и речи;

- воспитать внимательного и вдумчивого читателя, привить нравственные ценности, чувство прекрасного и возвышенного.

Оборудование: портрет А. А. Фета, фотомонтаж по творчеству поэта; цветные иллюстрации и зарисовки к стихотворению; записи на доске; распечатки стихотворения для анализа; раздаточный материал; рисунки учащихся к данному поэтическому произведению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Это уже знакомый вам поэт. По традиции мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и обратим внимание на характерные особенности его лирики. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

Творчество А. А. Фета (1820 – 1892 гг.)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября в 1820 году. Место рождения поэта – Орловская область, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал на войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами.

Мать поэта, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. После принятия православия он получила имя Елизавета Петровна.

В доме отца Фет прожил до четырнадцати лет. В 1834 году Афанасий Неофитович отправляет сына и дочь Любу учиться в специальные учебные заведения. Любу определили в Екатерининский женский институт. Фета же, по совету Жуковского, с которым отец поэта был знаком, повезли в город Дерпт (ныне Тарту). Жуковский не только посоветовал ехать в Дерпт, но и написал рекомендательное письмо профессору университета Моеру.

Хорошее знание немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, где он учился, позволило ему позднее свободно переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне. Знание латинского языка пригодилось Фету для перевода римских поэтов – дело, которым он занимался всю жизнь. Пригодились и усердные занятия математикой. Решение математических задач, доказательство теорем содействовали выработке навыков строго логического мышления, что необходимо как вообще всякому человеку, так и особенно – человеку пишущему, занимающемуся литературой.

После смерти матери в 1844 году А. А. Фет поступает на военную службу, а по существующим тогда законам этот чин давал право на получение дворянства.

В 1877 году Фет продает старое имение, Степановку, и покупает новое – Воробьевку. Именно это имение расположено было в Курской губернии, на реке Тускари. Усадьбу составляли большой каменный дом и служебные помещения, тоже из камня. Все это было окружено огромным парком сплошь из вековых дубов. В парке были такие обитатели птиц, как: соловьи, грачи, цапли. По скату реки были разбиты цветники. А напротив господского дома, прямо перед балконом, - фонтан.

А. А. Фет умер 21 ноября в 1892 году. Похоронили поэта в селе Клейменево Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных.

О Фете много пишут, - статьи, книги. Пишут поэты, литературоведы, исследователи творчества Фета. Это свидетельствует о самом живом интересе наших современников к поэзии Фета и к его личности. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета продолжается в его стихах.

Прослушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

(Стихотворение звучит в аудиозаписи)

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

3. Диалог учителя с учениками.

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

- Верно, такие картины можно увидеть внутренним зрением во время первого чтения стихотворения. Скажите, о чем оно по-вашему?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)

- На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

- Да, раз название поэт не дал, вместо него выделяем первую строчку. Первая строчка задает приподнятый тон всему стихотворению! Теперь прочитайте стихотворение про себя. Постарайтесь понять: как оно построено?

- Правильно. Это яркие особенности построения стихотворения сразу бросаются в глаза.

Исследователи поэтической речи обратили внимание на то, что при повторе слов возрастает его эмоциональная нагрузка, оно сильнее воздействует на слушателей. При повторном чтении голосом выделяем повторяемое слово. Еще сильнее воздействует повторяющее слово, когда встречается в одном и том же месте стихотворения. Это придает стихотворению законченность, стройность, красоту.

(- Это глагол в начальной форме – инфинитив. Не имеет ни числа, ни лица, ни времени, а только называет действие.)

- Повторяет ли поэт еще какие-нибудь слова?

- Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

(в первую очередь – О СОЛНЦЕ)

- прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром?

(Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

- Какие слова рисуют эту картину?

- Давайте прочитаем строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.

(Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

(Звуки С, З повторяются одиннадцать раз; звуки Ж, ЖД – четыре раза.)

- Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?

( - Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром)

- Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все – от мала до велика!

(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)

- Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?

(- Наверное, о человеке – он может испытывать жажду, т. е. сильно хотеть, желать чего-либо.)

- Конечно, это и человек. Весной его охватывает жажда новых добрых, радостных чувств, любовь к близким, к природе, и он хочет поделиться этой радостью с другими. Какое место занимает эта строка в стихотворении?

(- Она находится в середине стихотворения, поэтому как будто делит его на две части.)

- Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?

(- В них говорится о пробуждающейся природе.)

- Правильно. А в третьей и четвертой строфах?

(- В этих строфах говорится о человеке.)

- А есть ли слова в стихотворении, которые объединяют обе половинки в одно целое?

- Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?

- Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

- Конечно. Поэт как подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Ведь все чувства бьют через край, переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей!

- Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом – он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!

- Прочитаем четвертую строфу. Постарайтесь найти в ней строчки, созвучные первой, второй и третьей строфам.

(- Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.)

(- Радость, счастье, красота для поэта – во всем: в каждом листике леса, в солнце, в птицах, в жуках. И еще в близком человеке, в друге.)

(- Поэту важно рассказать о той песне, которая рождалась в его душе. А без этого стихотворение получилось бы неполным.)

- Правильно. Фет придавал большое значение последней строфе. Он считал, что именно с ней стихотворение обретает законченность, цельность, полнее выражает тончайшие движения души.

- Прочитаем полностью стихотворение. Скажите, о чем оно, по-вашему?

(- Я думаю, в этом стихотворении молодой поэт объявил миру, о чем будет его песня, т. е. его стихи, - о красоте, о природе, о любви.)

4. Домашнее задание.

- Предлагаю вам в качестве домашнего задания на выбор три темы сочинений:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Учитель русского языка и литературы

Хайрамбаева Гульнара Болатовна

СОШ имени Ы. Алтынсарина

Таскалинского района

Западно-Казахстанской области

Разработка урока литературы в 5 классе.

- подробное знакомство с творчеством поэта; на примере одного стихотворения познакомить учащихся с особенностями поэтического мышления А. А. Фета;

- развить навыки анализа стихотворного текста в единстве формы и содержания; умение находить языковые особенности построения поэтического произведения; умение эмоционально откликаться на художественное слово, развить культуру общения и речи;

- воспитать внимательного и вдумчивого читателя, привить нравственные ценности, чувство прекрасного и возвышенного.

Оборудование: портрет А. А. Фета, фотомонтаж по творчеству поэта; цветные иллюстрации и зарисовки к стихотворению; записи на доске; распечатки стихотворения для анализа; раздаточный материал; рисунки учащихся к данному поэтическому произведению.

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы начинаем изучать творчество А. А. Фета. Это уже знакомый вам поэт. По традиции мы поговорим о судьбе поэта, о его жизненном пути и обратим внимание на характерные особенности его лирики. Откройте тетради и запишите, пожалуйста, тему нашего урока.

Творчество А. А. Фета (1820 – 1892 гг.)

(предварительно ученику было дано индивидуальное задание, подготовить творчество поэта)

Афанасий Афанасьевич Фет (Шеншин) родился 29 октября в 1820 году. Место рождения поэта – Орловская область, деревня Новоселки, недалеко от города Мценска, родовое имение отца, Афанасия Неофитовича Шеншина.

Афанасий Неофитович многие годы своей жизни, начиная с семнадцати лет, провел на военной службе. Участвовал на войне с Наполеоном. За доблесть, проявленную в сражениях, награжден орденами.

Мать поэта, в девичестве Шарлотта Беккер, принадлежавшая по рождению к немецкой зажиточной бюргерской семье, была женщиной робкой и покорной. После принятия православия он получила имя Елизавета Петровна.

В доме отца Фет прожил до четырнадцати лет. В 1834 году Афанасий Неофитович отправляет сына и дочь Любу учиться в специальные учебные заведения. Любу определили в Екатерининский женский институт. Фета же, по совету Жуковского, с которым отец поэта был знаком, повезли в город Дерпт (ныне Тарту). Жуковский не только посоветовал ехать в Дерпт, но и написал рекомендательное письмо профессору университета Моеру.

Хорошее знание немецкого языка, которым Фет обязан был не только матери, но и пансиону, где он учился, позволило ему позднее свободно переводить немецких поэтов, в частности любимого им Гейне. Знание латинского языка пригодилось Фету для перевода римских поэтов – дело, которым он занимался всю жизнь. Пригодились и усердные занятия математикой. Решение математических задач, доказательство теорем содействовали выработке навыков строго логического мышления, что необходимо как вообще всякому человеку, так и особенно – человеку пишущему, занимающемуся литературой.

После смерти матери в 1844 году А. А. Фет поступает на военную службу, а по существующим тогда законам этот чин давал право на получение дворянства.

В 1877 году Фет продает старое имение, Степановку, и покупает новое – Воробьевку. Именно это имение расположено было в Курской губернии, на реке Тускари. Усадьбу составляли большой каменный дом и служебные помещения, тоже из камня. Все это было окружено огромным парком сплошь из вековых дубов. В парке были такие обитатели птиц, как: соловьи, грачи, цапли. По скату реки были разбиты цветники. А напротив господского дома, прямо перед балконом, - фонтан.

А. А. Фет умер 21 ноября в 1892 году. Похоронили поэта в селе Клейменево Мценского уезда Орловской губернии, родовое имение Шеншиных.

О Фете много пишут, - статьи, книги. Пишут поэты, литературоведы, исследователи творчества Фета. Это свидетельствует о самом живом интересе наших современников к поэзии Фета и к его личности. Жизнь Афанасия Афанасьевича Фета продолжается в его стихах.

Прослушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картину, нарисованную поэтом.

(Стихотворение наизусть выразительно читает ученик)

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.

Диалог учителя с учениками.

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

(- Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

- Верно, такие картины можно увидеть внутренним зрением во время первого чтения стихотворения. Скажите, о чем оно по-вашему?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)

- На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

- Да, раз название поэт не дал, вместо него выделяем первую строчку. Первая строчка задает приподнятый тон всему стихотворению! Теперь прочитайте стихотворение про себя. Постарайтесь понять: как оно построено?

- Правильно. Это яркие особенности построения стихотворения сразу бросаются в глаза.

Исследователи поэтической речи обратили внимание на то, что при повторе слов возрастает его эмоциональная нагрузка, оно сильнее воздействует на слушателей. При повторном чтении голосом выделяем повторяемое слово. Еще сильнее воздействует повторяющее слово, когда встречается в одном и том же месте стихотворения. Это придает стихотворению законченность, стройность, красоту.

(- Это глагол в начальной форме – инфинитив. Не имеет ни числа, ни лица, ни времени, а только называет действие.)

- Повторяет ли поэт еще какие-нибудь слова?

- Прочитаем первую строфу. Подготовьте ответ на вопрос: о чем взволнованно хочется рассказать автору в первую очередь?

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

(в первую очередь – О СОЛНЦЕ!)

- прочитайте про себя вторую строфу. О чем она рассказывает? Как пробуждается лес утром?

(Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;)

- Какие слова рисуют эту картину?

- Давайте прочитаем строфу вслух еще раз, выделяя голосом повторяющиеся звуки.

(Ра сс казать, что ле с про с нул с я,

Ве с ь проснул с я, веткой ка жд ой,

Ка жд ой птицей в с трепенулся

И ве с енней полон ж а жд ой;)

(Звуки С, З повторяются одиннадцать раз; звуки Ж, ЖД – четыре раза .)

- Мы слышим много свистящих и шипящих звуков. Кто в мире природы может издавать такие звуки?

(- Птицы и насекомые: жуки, пчелы, шмели. Они начинают свою жизнь ранним утром!)

- Конечно, в этой строфе передается вся жизнь утреннего леса, в ней радостно участвуют все – от мала до велика!

(- Природа пробуждается весной, и ей хочется влаги, чтобы напоить каждую травинку, каждый кустик, каждое деревце.)

- Верно. Но так можно сказать о природе. Подумайте, о ком еще?

(- Наверное, о человеке – он может испытывать жажду, т.е. сильно хотеть, желать чего-либо.)

- Конечно, это и человек. Весной его охватывает жажда новых добрых, радостных чувств, любовь к близким, к природе, и он хочет поделиться этой радостью с другими. Какое место занимает эта строка в стихотворении?

(- Она находится в середине стихотворения, поэтому как будто делит его на две части.)

- Это очень верное наблюдение. О чем говорится в первой и второй строфах?

(- В них говорится о пробуждающейся природе.)

- Правильно. А в третьей и четвертой строфах?

(- В этих строфах говорится о человеке.)

- А есть ли слова в стихотворении, которые объединяют обе половинки в одно целое?

- Природа и человек у Фета неразрывно связаны между собой! Прочитаем третью строфу. Все ли слова в ней вам понятны?

- Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

- Конечно. Поэт как подсказывает нам: и завтра будет обязательно радостным! Ведь все чувства бьют через край, переполняют поэта, и его героя, и нас, читателей!

- Поэт не только любуется, наслаждается весенним утром, пробуждающимся лесом – он словно дарит эту красоту нам всем, каждому из нас. Ведь забыть эти строки мы с вами уже никогда не сможем: Фет подарил их нам на всю жизнь!

- Прочитаем четвертую строфу. Постарайтесь найти в ней строчки, созвучные первой, второй и третьей строфам.

(- Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, - но только песня зреет.)

(- Радость, счастье, красота для поэта – во всем: в каждом листике леса, в солнце, в птицах, в жуках. И еще в близком человеке, в друге.)

(- Поэту важно рассказать о той песне, которая рождалась в его душе. А без этого стихотворение получилось бы неполным.)

- Правильно. Фет придавал большое значение последней строфе. Он считал, что именно с ней стихотворение обретает законченность, цельность, полнее выражает тончайшие движения души.

- Прочитаем полностью стихотворение. Скажите, о чем оно, по-вашему?

(- Я думаю, в этом стихотворении молодой поэт объявил миру, о чем будет его песня, т.е. его стихи, - о красоте, о природе, о любви.)

- Предлагаю вам в качестве домашнего задания на выбор три темы сочинений:

Одно из написанных сочинений.

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь,- но только песня зреет.

Спасибо за внимание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА: Фрагмент интегрированного урока Английский язык + Психология. Работа над текстом, качественными прилагательными. Определение темперамента.

Задания направлены на отработку качественных прилагательных, для описания характера человека. Дается информация о типах темперамента. Учащиеся могут определить свой тип темперамента по определенными х.


методическая разработка фрагмента урока для интерактивной доски на тему "The Way We Look Like"

методическая разработка урока для интерактивной доски на тему "The Way We Look Like" в 7 классе (урок закрепления полученных знаний).

Подготовка к ГИА. Правописание корней с чередованием. Методическая разработка фрагмента урока по русскому языку в 9 классе.

Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать правописание корней с чередованием, подготовить учащихся к выполнению задания А - 5 ГИА. .


Методическая разработка. Фрагмент учебного занятия по теме "Сбережения, люди, деньги"

Данная разработка может быть использована при изучении темы по экономике "Деньги. Виды денег.Инфляция", а также для проведения мастер-клсса на конкурсе "Учитель года".

Методическая разработка фрагмента урока "Население мира" 10класс

В данной методической разработке описываются этапы урока по решению проблемной задачи. В ходе дискуссии учащиеся отвечают на вопросы, выдвигают отдельные гипотезы. Заканчиваем решение проблемы общим в.

Медный всадник. Методическая разработка фрагмента экскурсии

Проведение такой экскурсии позволит педагогу создать условия для появления у школьников интереса к историческому прошлому города и укрепления чувства сопричастности к судьбе отечества, гор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Б) развивающая: совершенствовать умение анализировать поэтический текст, развивать умение эмоционально откликаться на художественное слово, культуру общения;

В) воспитательная: воспитание эстетического вкуса, умения слушать и уважать мнение другого человека, воспитание любви к природе через восприятие произведения.

Тип урока: изучение нового материала

Используемые методы обучения:

наглядные: видеоклип “Весна”, музыкальное сопровождение, карточки с вопросами;

метод творческого чтения.

Межпредметная связь: музыка, технология, литература

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Приветствие, перекличка учеников по журналу.

Создание рабочей обстановки, концентрация внимания учащихся.

II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.

2. Вопросно-ответная беседа по карточкам:

1.Когда и в какой семье родился Ф.И. Тютчев?

2. Где он учился? Кем он работал?

3. О чём писал поэт в своих стихотворениях?

4. Что такое олицетворение?

5. Когда вышел первый сборник Ф.И.Тютчева?

6. Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвятся и играя, Грохочет в небе голубом.

Найдите в отрывке олицетворение.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ.

1. Краткая биография А.А.Фета. (метод STEP BY STEP)



2. Словарная работа.

благословить – duo qilmoq

встрепенуться – turmoq, uyg’onmoq


3. Просмотр видоеклипа "Весна".



(Учитель выразительно читает стихотворение “Я пришел к тебе с приветом”.)

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.

- Что вы представляли, слушая стихотворение?

( - Я представил весенний лес. Утро. Поют птицы. Мне было радостно. Какой-то счастливый человек пришел к своему другу и рассказывает о своем счастье, радостном и веселом.)

- Скажите, о чем это стихотворение?

(-Это стихотворение о весне, об утре, о радостном чувстве.)


- На что нужно обратить внимание в первую очередь? Есть ли здесь название?

(- Нет. Здесь стоит знак звездочки, знак, который показывает, что поэт решил оставить его без названия, чтобы дать читателям возможность подобрать своё название.)

2. Работа над элементами коллективного панно.

Сейчас мы с вами попробуем выразить свои чувства и создать свою картину. Вам нужно выбрать отдельный элемент, поработать над ним в цвете и прикрепить к панно.








3. Тестирование по теме.

1. В каком году А. А. Фет написал стихотворение "Я пришел к тебе с приветом"?


1843


1846


1847


1850


1843


1846


1847


1850

3. Как назывался журнал, в котором оно вышло?


"Отечественные записки"


"Северные цветы"


"Современник"


"Мотылек"

4. Назовите основную тему произведения


любовь и природа


лето в России


весеннее утро


безответная любовь

5. Назовите жанр стихотворения


Гражданская лирика


Любовная лирика


Пейзажная лирика


Сонет

6. “Весенняя жажда” - это


гипербола


метафора


олицетворение


эпитет

7. Назовите стихотворный размер произведения.


Трехстопный анапест


Пятистопный ямб


Четырехстопный хорей


Амфибрахий

V. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.

VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ. Выучить наизусть стихотворение.

Читайте также: