Ребенок в семье конспект

Обновлено: 12.07.2024

Время: 1 академический час.

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся самому придумать способ приветствия.

Инструкция: давай начнем наше сегодняшнее занятие необычно. Ты сам(а) придумаешь способ приветствия. Это может быть какое-то движение, рисунок и т.д. Затем озвучишь его, и мы вместе так поприветствуем друг друга.

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?
  • Готов ли ты продолжать работу?

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением, клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с левой стороны.

Инструкция: посмотри, перед тобой фоторамка и много разных смайликов. Обрати внимание, у смайликов разное настроение. Какое у тебя настроение? Найди тот смайлик, настроение которого похоже на твое. Возьми ножницы и вырежи его, а затем вклей в фоторамку с левой стороны.


  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?

Цель: активизация самосознания, проективная самодиагностика отношения к родителям, семье в целом, развитие коммуникативных навыков.

Материалы и оборудование: бланк с незаконченными предложениями, простой карандаш.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку закончить предложения.

Инструкция: подумай и закончи предложения.

  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Что давалось тяжело, а что легко?

Цель: создание атмосферы поддержки, понимания, развитие доверительных семейных взаимооотношений.

Взгляни на картинку, давай вместе отгадаем ребус. Какое слово в нем скрывается?


Сегодня мы поговорим о семье, о том, что такое семья, о том, что значит семья в жизни каждого человека и почему, семью нужно беречь. Но сначала послушай стихотворение.

Что такое семья?

Семья - это мама и папа, и дед,
Бабуля нам вкусный готовит обед.
В семье еще братья и сестры бывают,
Семья - это я. И меня называют
- Котенок и лапочка, заинька, птичка;
Мне кто-то - братишка, а кто-то - сестричка.

Взгляни на рисунок - у нас получилась солнышко, а каждый член семьи это лучик. Не зря слово семья состоит из семи Я, то есть, семь таких же как и я, не даром иногда члены некоторые члены семьи похожи друг на друга, как внешне так и по характеру.

Семьи бывают разные, в некоторых семьях есть всего один родитель, это не беда, от этого такая семья не становиться хуже, она может стать самой лучшей, если в ней будет царить, взаимопонимание и забота. А кого еще можно назвать родственником (тетю, дядю и т.д.).


Семья – это такое же теплое слово, как и солнышко. Что такое семья, как ты понимаешь? Семья это группа людей, состоящая из мужа, жены, детей и других близких родственников, живущих вместе. Каждый человек творец своего счастье, а оно рождается в семье. А что значит счастливая семья, какая по-твоему? Ты еще не совсем взрослый, но от этого твоя роль в семье не становиться меньше, ты можешь стать опорой и надеждой своей семье. Как ты думаешь, что ты можешь сделать для своей семьи? Правильно, помощь родителям, уважительное отношение к ним, забота о младших с вашей стороны именно это, станет вашем не заменимым вкладом в укрепление семьи, ее защите и сохранении. Ты тоже можешь слепить свое семейное счастье.

В каждой семье – особая атмосфера, свои семейные привычки, увлечения и традиции.

Семьи все разные. А чем они отличаются? (привычками, укладом, атмосферой, традициями, которые передаются из поколения в поколение). Например, в каждой семье есть семейные фотографии. Традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.

Каждая семья отличается своими увлечениями. А какие традиции, обычаи, увлечения характерны для твоей семьи? Расскажи о них.
А ты знаешь, когда в России празднуется день семьи? 8 июля. А что является символом это праздника? Ромашка. А почему, как ты думаешь?
Может быть потому, что ромашка – это что-то русское, чистое, светлое, как семья. Потому что лепестки ромашки – это единое целое, как семья. Потому что ромашка немножко похожа на солнце, которое должно светить в каждой семье.

Мы с вами сейчас создадим свою ромашку, которую вы дома доделаете, и можете подарить кому-нибудь в своей семье, чтобы просто так, без повода порадовать родного человека. Договорились? Будете стараться?

  • Как, по-твоему, что такое семья?
  • Как тебя ласково называют дома?
  • Как ты думаешь, тебя любят родители?

Цель: выявление представлений о семейных взаимоотношениях и их коррекция.

Материал: бумага формата А 4, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать всех членов семьи сказочными героями и впоследствии составить сказку про них.
Инструкция: я предлагаю взять лист бумаги, цветные карандаши и представить, что в ваш дом пришел добрый волшебник и превратил всех домочадцев в сказочных героев. Кто в кого превратится? Нарисуй. А теперь сочини сказку про сказочных героев.

  • Легко ли ты справился(ась) с заданием?
  • Какие чувства ты испытывал(а)?

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Материалы и оборудование: планшет для Sand Art и цветотерапии.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать на песке дом. Затем обучающийся завершает картину с помощью наводящих вопросов педагога-психолога.

Инструкция: посмотри, перед нами песок. Я предлагаю нарисовать на нем дом – свой дом.

  • Твое впечатление от рисования на песке?
  • Какие сложности возникли и с чем это связано?
  • Что полезного извлек (ла) для себя?

7. Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

Материалы и оборудование: анкета обратной связи.

Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.

Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.

Какой бал (от 1 до 5) поставишь нашему занятию?

Комфортно ли ты себя чувствовал во время занятия?

Что понравилось больше всего остального? ______________________

Что не понравилось?__________________________________________

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением фоторамки, смайлики с разным настроением (см. упр.2), клей, ножницы.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся выбрать смайлик с настроением похожим на его и вклеить в фоторамку с правой стороны.

Инструкция: занятие подходит к концу,какое у тебя настроение? Выбери тот смайлик, который похож на твое настроение и наклей его в фоторамку с правой стороны.

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?

Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей, лист бумаги формата А4.

Техника проведения: обучающемуся предлагается изготовить ромашку и написать пожелания на лепестках. Количество лепестков соответствует количеству членов семьи.

Инструкция: я тебе предлагаю изготовить ромашку. Необычную! Количество лепестков будет соответствовать количеству членов семьи. На каждом лепестке напиши пожелания себе или членам своей семьи. Начнем! Возьми цветную бумагу и вырежи из нее лепестки.

Цель: формирование представления о нормальных взаимоотношениях членов семьи, выработка правил поведения в семье.

Время: 1 академический час.

Материалы и оборудование: бумага формата А4, цветные карандаши, ручка, лист бумаги с изображением двух кружков, бланк, анкета обратной связи.

Цель: настрой на работу, формирование позитивного эмоционального фона.

  • Понравилось упражнение?
  • Какое у тебя настроение?
  • Готов ли ты продолжать работу?

Цель: определение настроения в начале занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обратить внимание на два кружка, нарисованных на листе бумаге, и дорисовать первый так, чтобы он отражал настроение обучающегося в начале занятия.

Инструкция: посмотри, перед тобой лист бумаги с изображением двух кружков. Дорисуй первый кружок так, чтобы он отражал твое настроение. Какое у тебя сейчас настроение? На что оно похоже?

Мое настроение в начале занятия

Мое настроение в конце занятия

  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • Как ты себя чувствуешь?

Цель: изучение семейных взаимоотношений.

Материалы и оборудование: бланк, цветные карандаши.

Техника проведения: обучающемуся предлагается нарисовать маму, папу и себя дома и на работе (в школе).

Инструкция: я предлагаю порисовать. Возьми любые карандаши и нарисуй, как ты себе представляешь маму, папу и себя дома и на работе. Для тебя работа – это что? Школа. Приступай.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что еще делает дома папа (мама)?
  2. Что еще делает на работе папа (мама)?
  3. Хотел бы ты, когда вырастешь, быть похожим на них? На кого именно?
  4. Как ты считаешь, чем похожи и чем отличаются папины и мамины обязанности?
  5. Часто ли ты помогаешь родителям?
  6. Что тебе нравится делать больше, а что меньше?
  7. Как ты думаешь, что чувствуют твои родные, когда ты стараешься им помогать?
  8. Что ты чувствуешь, когда родители не могут уделить тебе времени?
  • Понравилось упражнение?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся?
  • Готов ли ты продолжать дальнейшую работу?

Цель: формирование представления о нормальных взаимоотношениях членов семьи, выработка правил поведения в семье.

  1. Что является регулятором отношений в семье?
  2. Что такое правила?
  3. Какие правила у Вас в семье?
  4. Какие правила у родителей в семье?
  5. Какие примерные правила должны быть?

Звучит тема лекции грозно, но речь пойдет о том, как научиться договариваться родителям и детям.

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и, осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор - обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или - справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно - договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка - всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие. При этом, за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог - правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется.

Типовые Правила для ребенка

Здесь приводятся правила, которые зарекомендовали себя во многих семьях и которые вы можете примерить к своей семье. Если вы хотите избежать особо частых проблем, необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам:

  • Я должен иногда развлекать себя сам.
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды.
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь.
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Также интересные формулировки для детей от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.
  • Какие интересные моменты тебе запомнились?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Что нового ты узнал(а)?
  • Какие сделал (а) выводы?

Цель: проработка проблемных моментов, развитие аналитических способностей.

Материалы и оборудование: лист бумаги формата А4, ручка, цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся послушать начало сказки, затем придумать и рассказать свою сказку. И нарисовать наиболее понравившийся эпизод в ней. Вариант сказки зависит от проблематики ребенка.

Инструкция: сейчас я тебе зачитаю начало сказки, твоя задача ее продолжить. Придумай и расскажи свою сказку про этого героя. Нарисуй наиболее понравившийся эпизод из сказки.

Варианты начала сказок:

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему зайчику казалось, что его никто дома не любит?
  2. Что чувствовал зайчик, когда родители не могли уделить ему время?
  3. Почему зайчик всегда обижался на маму (папу)?
  • Понравилась роль писателя? Художника?
  • Какие интересные моменты были в работе?
  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Какие чувства испытывал(а) в ходе упражнения?

Цель: снятие мышечных зажимов.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает попеременно напрягать и расслаблять все свое тело.

  • С какими трудностями ты столкнулся (ась)?
  • Смог (ла) ли ты расслабиться?
  • Какое самочувствие сейчас?

7. Обратная связь.

Цель: развитие самопонимания, изменение и углубление представлений ребенка о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

Материалы и оборудование: анкета обратной связи (см. упр.7 занятие 1).

Техника проведения: обучающийся отвечает на вопросы анкеты.

Инструкция: перед тобой анкета, ответь письменно на вопросы.

Цель: определение настроения в конце занятия.

Материалы и оборудование: лист бумаги с изображением двух кружков (см. упр. 2), цветные карандаши.

Техника проведения: педагог-психолог предлагает обучающемуся взять лист бумаги с нарисованными двумя кружками, один из которых уже отражает его настроение в начале занятия. Задача обучающегося, дорисовать второй кружок - отобразить свое настроение, присущее на данный момент.

Инструкция: возьми лист с изображением двух кружков, один из которых уже отражает твое настроение в начале занятия. Возьми цветные карандаши и дорисуй второй кружок так, чтобы и он отражал твое настроение в данный момент.

  • Какое у тебя сейчас настроение?
  • Понравилось упражнение?

Цель: выражение эмоционального отношения обучающегося к педагогу-психологу и наоборот.

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о роли семьи в их жизни.

1. Формировать представление о семье, семейном укладе, семейных обязанностях.

2. Воспитывать убеждение о важности семьи в жизни человека.

3. Воспитывать чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

4. Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.

Ход занятия.

Я очень рада видеть всех вас здоровыми и радостными на нашем занятии.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, в окно. Что там светит и улыбается нам? (Солнце).

Улыбнитесь солнышку, улыбнитесь, голубому мирному небу. Повернитесь к гостям и подарите им свои добрые, солнечные улыбки.

Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

Ведь добрая улыбка поднимает настроение, улучшает здоровье и располагает к общению.

Вы с каждым днем становитесь все взрослее и с вами уже можно обсуждать самые серьезные и важные вопросы.

- Ребята, прежде чем назвать тему нашего сегодняшнего классного часа, посмотрите, какие красивые предложения записаны на доске, давайте их прочтем.

- Мы тебя очень любим! Я тебя люблю! Ты нами любима! Ты нами любим! Я знаю, ты меня любишь!

- Как вы думаете, кто и кому обычно говорит эти прекрасные слова?

(Мамы, папы – своим детям, друг другу, дети – своим родителям, бабушки, дедушки - внукам, и т. д.).

- А как можно назвать слова: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры одним словом (Семья). Правильно.

- Мы с вами уже знаем, что есть много правил поведения, например, в школе, в театре, на улице и т. д. А как вы считаете, есть ли правила поведения в семье?

- Как они называются? (права и обязанности). Это - очень нужные и важные правила, без которых не сможет существовать ни одна семья. Так же мы с вами выясним, всегда ли дети выполняют свои обязанности в семье, почему это происходит и как нужно поступать, чтобы не нарушались ваши права и обязанности.

- Итак, проверим, насколько хорошо вы знаете свои права и обязанности, предусмотренные законом и государством.

1. С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка жить с родителями.

2. Я умею думать,

Я умею рассуждать,

Что полезно мне для жизни,

То, и буду выбирать. (Это разрешается или запрещается)

Ответ детей – это право ребёнка свободно выражать свои взгляды и мнения.

3. Подарить ребёнку жизнь

Маме с папой (разрешается, запрещается).

Это право на жизнь.

4. Вот в углу стоит мальчишка,

Бить, наказывать ребёнка

Строго (разрешается, запрещается).

Это право на защиту от насилия.

5. Петь, рисовать и танцевать,

Уроки в школе посещать,

Свои таланты развивать. (разрешается, запрещается).

Это право на образование.

Права ребенка в семье

• право на жизнь

• право свободно выражать свои взгляды и мнения

• право на образование

• право жить с родителями

• право на защиту от насилия

- Молодцы, все права подобрали верно.

- Давайте повторим и запомним права ребёнка в семье. (дети повторяют)

- Ребята, а какие права детей в семье (кроме этих) вы еще знаете и можете назвать? (право на фамилию, имя, отчество, на отдых, на любовь, на ошибку, на помощь, уважение, на лечение)

- Ребята, что вы можете сказать об этой истории? Прав ли мальчик? (Дети высказывают свои мнения).

- Значит, наравне с правами мы всегда должны помнить о чем? (О своих обязанностях).

Семья : бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: - Мам, кушать хочется! Дай поесть (садится, ест)

Мать: - С грязными руками за стол? Помой руки!

Сын: - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка познакомились!

Бабушка: - Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: - Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола). Спасибо, я наелся.

Мать: - Помой посуду, сынок.

Сын: - Не имеешь права использовать детский труд. (садится смотрит телевизор).

Отец: - Выключай телевизор и садись за уроки, иначе ты будешь наказан!

Сын: - Это проявление жестокости, папа!

- Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Наравне с правами мы всегда должны помнить о своих обязанностях.

Обязанности ребенка в семье

• помогать по дому

• заботиться о старших

• стараться самому обслуживать себя

• заботиться о младших

- Мы видим, что права и обязанности тесно связаны между собой.

- Ребята, но как вы думаете, всегда ли дети соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Да, нет).

Цель: развитие слуховой памяти

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой:

— Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

— А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, — говорит другая. А третья молчит.

— Что же ты про своего сына не скажешь? — спрашивают её соседки.

— Что ж сказать? — говорит женщина. — Ничего в нём особенного нету.

Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок — за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит — любуются им женщины.

Другой песню поёт, соловьём заливается — заслушались его женщины.

А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

— Ну что? Каковы наши сыновья?

— А где же они? — отвечает старик. — Я только одного сына вижу!

- Ребята, почему же дедушка сказал, что видит только одного сына? Ведь их было трое … (Потому что только один сын подбежал и помог своей матери, а двое продолжали играть).

- Значит, всегда ли дети, соблюдают и выполняют свои права и обязанности? (Нет).

- Теперь наша задача – узнать, почему же так происходит, то есть найти причину?

- Давайте, вернемся к истории с мальчиками, подумаем и скажем, почему же только один сын помог своей маме, а другие - нет? (Ответы детей)

- любил свою маму

- понимал, что маме тяжело и ей надо помочь

- помнил о своих обязанностях

- не любили свою маму

- не были заботливыми

- не понимали, что мамам тяжело и им надо помочь

- забыли о своих обязанностях

- Ребята, посмотрите, как много причин вы назвали. Но, можем ли мы сказать, которая из них самая важная, самая главная? (Нет. Да. Они все важны.)

- Значит, легко ли найти точные причины поступков людей, которые уже произошли? (Нет)

- А легко ли, сразу совершить правильный поступок? (Нет)

- Правильно, трудно. Но, несмотря на это, нужно всегда уметь принимать правильное решение.

- Ребята, как вы думаете, прежде чем совершить какой-либо поступок, не ошибиться и не нарушить свои права и обязанности, что надо сначала делать? (Думать и только потом делать).

- Значит, как можно было мальчикам избежать нарушения своих обязанностей? (Сначала надо было им подумать, а потом поступать)

- Давайте, на их примере, поучимся это делать.

Алгоритм последовательности принятия правильного решения :

Учусь поступать правильно :

1. Ставим цель: Что мне надо сделать? (помочь маме)

2. Найдем причину: Почему мне это надо сделать? (она устала, ей тяжело)

3. Представим последствия:

А) Если я это сделаю, то (маме будет легче, а мне будет приятно от того, что я ей помогу)

Б) Если я это не сделаю, то (маме будет плохо, а мне стыдно.)

4. Выберем: Что мне нужнее? (чтобы маме было лучше)

5. Решим: Как я это буду делать? (возьму ведра и понесу их сам).

Права, обязанности надо знать.

- Расскажите случаи из своей жизни, когда вы не выполняли свои обязанности? И чем это заканчивалось (Рассказывают свои истории, коллективно их анализируют по алгоритму).

- Ребята, а сейчас, подумайте и скажите, могут ли ваши необдуманные поступки и дела повлиять на здоровье самых близких людей в семье и как? (Да, отрицательно).

Приведите, пожалуйста, примеры из своей жизни, если можете.

(Приводят примеры, когда родители огорчаются, переживают, у них начинает болеть голова, сердце и т. д.).

- А на ваше здоровье? (Да. Приводят примеры, делают вывод, что им становится стыдно и т. д.)

(Затем приводят примеры положительного воздействия поступков на эмоциональное состояние и здоровье членов семьи).

- Итак, ребята, на этом мы завершаем наш разговор о правах и обязанностях детей в семье. Скажите, был ли он полезен вам? (Да)

- Что вы узнали и чему научились? (Ответы детей).

- Как вы думаете, изменится ли теперь ваше отношение к своим правам и обязанностям? (Ответы детей).

Молодцы. Вы хорошо сегодня поработали. Спасибо всем! До свидания!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель : сформировать представление о детстве как особом периоде в жизни человека.

- развивать умения высказывать свои мысли, анализировать и делать выводы; формировать и развивать творческие способности через активные формы деятельности;

- воспитывать чувство уважения, любви к своей семье, своим ближним.

Планируемые результаты : учащиеся научаться объяснять, что такое детство; сравнивать взрослых и детей, разные системы воспитания; овладеют принципом работы с учебником; научаться участвовать в эвристической беседе, дискуссии; работать с документами, выполнять проблемные задания; применять навыки работы в группе.

Оборудование : компьютер, слайдовая презентация, тестовая оболочка, раздаточный материал (карточки-задания)

Основные понятия: детство.

1.Организационный момент

Если ты думаешь на год вперед, посади семя.

Если ты думаешь на десятилетия вперед, посади дерево.

Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека.

Восточная мудрость.

2. Изучение нового материала Слайд №3

-Здравствуйте ребята, садитесь. Ребята прослушайте пословицы и поговорки и предположите, о чем пойдет речь на нашем уроке.

На что клад, коли в семье лад.

Любовь да совет – так и горя нет.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Семья крепка ладом.

-Вы познакомились с общей картиной современного общества, его экономикой, социальным устройством, политикой и правом, культурой.

-А теперь мы обратимся к проблемам, связанным с положением ребенка в обществе, и прежде всего в семье и в школе.

-(Открыли тетради, записали число и тему урока)

Слайд №4 План урока

1. Что такое детство?

2. Дети и взрослые?

3. Чем отличается положение ребенка и взрослого в обществе?

4. Отношения к детям в разные исторические эпохи.

5. Воспитание детей у разных народов.

6. Воспитание в разные исторические периоды.

Слайд №5 1. Что такое детство?

Детство – период от рождения до 11 лет, в течение которого ребенок растет и развивается физически, формируется его характер.

То есть это ступенька во взрослый мир.

Слайд №6 Хронологические рамки детства:

Медицинская статистика – 14 лет.

- дети грудного возраста;

- дети ясельного возраста;

- дети дошкольного возраста;

- дети школьного возраста.

Статистика правоохранительных органов – 14 лет.

Международные стандарты – 18 лет (Декларация прав ребенка).

-(Запишите определение в тетрадь)

Мир детства – это особый мир, имеющий собственные законы, отношения и пространство.

Отличительная особенность этой среды (семья, двор, группа, класс, летний лагерь) заключается в том, что ребенок чувствует здесь себя своим.

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Слайд №8 Детство включает три стадии:

Задание: Прочитать текст на странице и заполнить таблицу Стадии детства

(самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и заполнение таблицы СТАДИИ ДЕТСТВА)

Слайд №9 ( проверка правильности заполнения)

-1 стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается 3 года - это период, когда ребенок учится говорить и самостоятельно питаться, передвигаться.

-2 стадия охватывает период с 3 до 6 лет - характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

-3 стадия продолжается с 6 до 11 лет - соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества.

Слайд №10 2. Дети и взрослые.

Вопрос: чем, по-вашему, ребенок отличается от взрослого? (дети предлагают свои версии и заполняют схему)

Слайд №11 ( проверка правильности заполнения)

- Дети и взрослые отличаются друг от друга ростом, физической силой, умственными способностями и умением их применять.

- У взрослых и детей разное отношение к риску и опасностям. До определенного возраста у человека нет ощущения опасности. За счет накопленного объема знаний взрослые умеют принимать правильные решения в сложных ситуациях. Взрослые стараются брать на себя дополнительную ответственность.

3. Чем отличается положение ребенка и взрослого в обществе?

Ребенок не обладает самостоятельностью, не имеет возможности отстаивать собственные права, бороться за свои интересы. Как правило, важные решения, кусающие жизни и развития, за ребенка принимают взрослые. Дети нуждаются в защите или опеке старших.

4. Отношения к детям в разные исторические эпохи.

Ученик Слайд № 12

200-300 лет тому назад, когда ячейкой общества являлась большая многодетная семья, детей ценили как рабочие руки. Дети – это будущие кормильцы состарившихся родителей, о которых надо заботиться.

Прежние времена отличались высокой рождаемостью и большой детской смертностью. Дети умирали от болезней, которые тогда не умели лечить, а также от антисанитарии, которая царила в жилищах. Детей надо было кормить, а если случался голод – явление частое в древнем и средневековом обществах, - еду получали в первую очередь те, кто сам добывал ее, т.е. взрослые. Вот почему в ребенке видели не только будущего кормильца, но и серьезную обузу.

Первобытные племена освобождались от детей в периоды засухи, голода и недоедания.

Древние спартанцы уничтожали физически слабых младенцев, считая, что они приносят несчастье родителям и не способны защищать отечество в битве с врагом.

- Интересные факты (см. материал учебника с.161)

Детства, как особой стадии развития человека в Средние века не существовало. В те времена художники изображали детей как маленьких взрослых: у них были взрослыми не только лица, но и одежда. Как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого, но небольшого размера. Лишь в 16-17 веках появляется детская одежда, отличающая ребенка от взрослого.

Интересно, что для девочек и мальчиков в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица.

… Сегодня жизнь детей улучшилась: снизилась смертность, стало меньше возможности оказаться сиротами, пережить смерть сестры или брата или умереть до достижения зрелости. Людям легче дожить до появления внуков, но в то же время участились разводы, многие дети живут в неполных семьях. Родители все меньше видятся с детьми, поскольку заняты работой. Дети находятся в школе дольше, чем в прежние времена. Они проводят больше времени в группах сверстников, у них меньше братьев и сестер, зато нынешний ребенок может иметь отдельную комнату, деньги и свой компьютер.

5. Воспитание детей у разных народов.

В различные исторические эпохи в разных странах детей воспитывали неодинаково.

В современной Японии чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям. Воспитывать по-японски означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при явном нарушении правил приличия родители избегают прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат усилия. Первые ограничения начинаются в школьные годы. Но вводятся они постепенно. Ребенка учат подавлять в себе порывы, которые в раннем детстве никто не ограничивал. Он учится вести себя подобающе, уважать старших, чтить долг и развивать преданность семье. По мере взросления жесткость регламентации поведения сильно возрастает.

С европейской точки зрения детей в Японии балуют.

В Англии к детям относятся сдержанно. Даже прохладно. К дисциплине приучают с раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое, даже жестокое наказание. Наказывать детей – это не только правило, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. С детства дети приучаются к самостоятельности и ответственности за свои поступки. Уже в 16-17 лет, получив права и аттестат об образовании, дети уезжают и живут независимо от родителей.

В Англии до полутора лет детей выкармливала наемная кормилица в родительском доме. Затем их воспитанием занимались родители, а с 10 лет многие из них отправлялись учиться в другие семьи. Европейские дворяне отдавали своих отпрысков в более знатные дома, где они служили в качестве пажей и оруженосцев. Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.

6. Воспитание в разные исторические периоды.

Главными воспитателями у большинства народов считаются родители. Но так происходило не всегда.

В Средневековой Европе многие дети воспитывались в монастырях, закрытых школах и университетах.

Европейские дворяне отдавали своих детей в более знатные дома, где они служили в качестве пажей и оруженосцев.

Крестьяне и ремесленники отправляли детей в услужении.

В 17 веке придерживались принципа подчинения воли. Телесные наказания и жестокие порки применяли не только в семье, но и в школе, в университете. Учитель не мыслился без розог. На картинах его обязательно изображали с плетью в руках.

В конце 17 – начале 18 века телесные наказания становятся более легкими. Появляется понятие о человеческом достоинстве ребенка. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, сморкаться, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

В домах европейской аристократии и крупной буржуазии воспитание детей возлагалось в основном на нянек и гувернанток; отцы же участвовали в воспитании сыновей, когда мальчики уже могли охотиться, заниматься спортом или обучаться военному делу.

1. период с 6 до 11 лет

2. период от рождения до 11 лет

3. период с момента рождения ребенка до 3 лет

2. Детство включает:

1. три стадии

3. В какой стране чаще обращаются к поощрениям, нежели к наказаниям:

4. Наказывать детей – это не только право, но и обязанность родителей. Баловать детей – значит портить их. О какой стране идет речь?

5. Все необходимое для жизни ребенку дает, прежде всего…

6. В различные исторические эпохи отношение взрослых к детям в семье…

7. В каком веке в воспитании детей придерживались принципа подчинения воли?

1. в 17 веке

8. Сегодня жизнь детей…

1. не изменилась

2. улучшилась

9. Третья стадия детства продолжается…

2. с рождения до 3 лет

3. с 6 до 11

10. Правила хорошего тона запрещали держать локти на столе, чавкать, воспитывали у детей волю и хорошие манеры.

1. Конец 17 - начало 18 века

Детство разное у каждого человека. Все люди сохраняют память о детстве. Дом и родители играют решающую роль в становлении психики ребенка, которая заряжается токами самых высоких человеческих побуждений: стремление давать радость себе и близким людям, делить их горести, помогать в тяготах. Поэтому сила любви к своему Дому особым светом освещает подлинно счастливое детство.

Задание. Заполните схему.

Отличия ребенка от взрослого

Ответ: (-Дети и взрослые отличаются друг от друга ростом, физической силой, умственными способностями и умением их применять.

- У взрослых и детей разное отношение к риску и опасностям. До определенного возраста у человека нет ощущения опасности. За счет накопленного объема знаний взрослые умеют принимать правильные решения в сложных ситуациях. Взрослые стараются брать на себя дополнительную ответственность.)

Задание. Заполните таблицу.

Ответ: (- 1 стадия начинается с момента рождения ребенка и продолжается 3 года; это период, когда ребенок учится говорить и самостоятельно питаться, передвигаться.

-2 стадия охватывает период с 3 до 6 лет и характеризуется развитием личности ребенка и познавательных процессов.

-3 стадия продолжается с 6 до 11 лет, т.е. соответствует школьному возрасту и включению ребенка в жизнь общества.)

Задание. Рассмотрите фотографии. Придумайте название для этого ряда фотографий.

5. Итог урока.

Незримо следуют родители за нами,

И в радости, и в час, когда пришла беда,

Они стремятся оградить нас от печалей,

Но мы, увы, их понимаем не всегда.

Вы нас простите,

У нас ведь, кроме вас,

Дороже нет людей.

Дети - радость жизни,

А вы для нас - опора в ней.

Мне хочется, чтобы в вашей жизни вы научились очень важному делу - научились благодарить тех, кто для вас делает много добра,- близких и родных людей. Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: воспитание любви и уважения к родным и близким, формирование у учащихся представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним, осознание значимости семьи как основы общества.

Обучающие:

- формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить проявлять заботу о родных людях.

Развивающие:

-развивать логическое мышление.

Воспитывающие:

- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Планируемые результаты:

Личностные: получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах.

Метапредметные: развитие речи; развитие у учащихся самостоятельности; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

Предметные: развитие умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Ожидаемые результаты:

1.Воспитание чувства гордости за свою семью.

2. Расширение представления детей о родственных отношениях, о своих родителях.

3.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.

4.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности.

5. Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Средства обучения:

Оборудование учителя:

Мультимедийное оборудование для просмотра презентации.

Оборудование учащихся:

Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение.

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок, урок начинается. Я улыбнусь вам, и вы улыбнетесь , подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения. Садитесь.

- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.

С каким настроением вы пришли на урок? Почему?

2. Актуализация опорных знаний

-Ребята, послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. [10].

1. Колыбель кто вам качает,
Кто вам песни напевает,
Кто вам сказки говоpит
И игpyшки вам даpит? (мама)

2. Кто научит гвоздь забить,

Даст машину порулить

И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете, ребята,

— Это наш любимый. (папа)
3.Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная. (семья)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

-Сегодня мы будем говорить о родителях, о семье, о самых дорогих и близких нам людях.

-Ребята, что возникает в вашем воображении, когда вы произносите слово семья.

- Итак, семья- это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. А самое главное они родные друг другу.

III. Работа по теме

Рассказ учителем притчи.

ЧУЖИЕ - СВОИ ДЕТИ [8].

Однажды в детский дом пришла чита,

Чтоб выбрать для себя сынка иль дочку.

Мальчишку одного увидев там,

К себе домой взять пожелали очень.

Оставшись с мальчиком наедине,

С улыбкой милою ему сказали:

Ты, славный и подходишь нам вполне:

Тебя к себе бы с радостью мы взяли:

А он, глазенки, опустив, молчал.

Ну, что ж ты ничего не отвечаешь?

Смотри: тебе мы дарим самосвал.

А вот - конфеты, если ты желаешь…

Спасибо" - вежливо звучал ответ.

Но здесь игрушек много, очень много.

А что у вас еще для деток есть?

И голос мальчика в надежде дрогнул.

С женой переглянувшись, муж сказал:

Ну, дом у нас и дача, и машина.

И мальчику посмотрев в глаза,

Нету только сына.

Скажи, чего бы ты хотел?

Тебе мы купим, если только сможем.

А мальчик с грустью в сторону смотрел,

Желаньем не сбывающимся гложем.

Слеза с его реснички сорвалась.

Муж и жена в смущении молчали,

Своей не осторожности боясь,

Мальчишку еще больше опечалить.

Мне ничего не нужно. Ничего!

Хочу я только, чтоб меня любили.

И стало стыдно взрослым от того,

Что о любви они совсем забыли.

Понятны стали слезы и печаль,

Души мальчишей, одинокой боли:

О, как же по любви он тосковал,

В своей сиротской, безысходной доле!

А что ему предложили они?

Игрушки, сладости, богатство.

Живущему без ласки и родни,

Нужна была любовь лишь мамы с папой.

Поднялся мальчуган. Ну, я пошел".

И сделал шаг по направленью к двери.

А муж с женой, согласные душой,

К себе прижали: Милый, верь нам:

Тебя мы любим! Ты не уходи!

Будь мальчиком, сынком любимым.

И тихо плакал мальчик на груди,

У мамы с папой, слыша свое имя.

Беседа по содержанию.

-Ребята, о чем шла речь в притче?

-Как мальчик отнесся к подаркам?

-Что было важнее для мальчика?

-Правильно. Взрослые поняли, что важнее для мальчика любовь и забота.

Ребята, посмотрите, кто-то плывет на льдине. Слайд №4.

Он один совсем остался,

Сам не знал, как потерялся,

Но не верил, что на свете

Есть потерянные дети.

И решил один, на льдине

И, во что бы то ни стало,

Отыскать родную маму.

С хоботком, но не слоненок,

Беседа по содержанию песни:

1.Кого искал мамонтёнок?(Маму)

2.Как вы думаете, он найдет свою маму? (Мамонтенок обязательно найдет свою маму.)

Правильно, ребята. Мамонтёнок обязательно найдет свою маму, не должно быть потерянных детей на свете.

Наше путешествие продолжается.

Ученик рассказывает о том, что он очень любит свою семью, маму и папу. Мама всегда рядом. С мамой вместе учат уроки, участвуют в различных конкурсах.

Физминутка

Нас догоняет стая рыбок. Давайте вместе с ними сделаем зарядку. Слайд № 6.

Рыбки плавают в водице.

Веселятся в ручейке,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Расскажите, что на ней изображено.

Послушайте рассказ и ответьте, всегда ли девочка была такой заботливой?

Чтение учителем.

Анализ произведения

Всегда ли девочка была такой заботливой?

Что не понимала девочка, когда была маленькой?

Как изменилось её поведение?

Как зовут вашу маму?

Нарисуйте портрет вашей мамы. Стр.8.

Работа в парах.

Я предлагаю вам поиграть: продолжить пословицы и поговорки. [7].

Кто доводит родителей до слёз, и сам счастья . не увидит.

В семье разлад, так и дому не . рад

В семье согласно, так идет дело . прекрасно

При солнышке тепло, при матери . добро

Семьей дорожить — счастливым . быть

Согласную семью и горе не . берёт

Родителей чти — не собьешься с истинного . пути.

Без матери и солнце …. не греет.

Жалей отца с матерью, других …не найдёшь.

Назовите пословицу или поговорку, которая подходит к прочитанному произведению.

Что можно сказать о девочке?

Что вы видите на иллюстрации?( стр.9)

Почему мама спит не на кровати, а в кресле?

Как вы ведёте себя, когда мама отдыхает?

4. Обобщение изученного материала.

- Ребята, мы сегодня познакомились с интересными произведениями. Научили ли они вас чему-то?

Работа в группах

- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди – мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: закончить предложение.

1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…

2. Мои мама и папа для меня самые…

3. Я люблю своих родителей за то, что…

4. Я хочу своим родителям пожелать…

5. Я должен…(помогать родителям, быть вежливым, почитать своих родителей, здороваться со взрослыми, слушаться старших, защищать слабых.)

Заболела мамуля моя.
Вот бывают же грустные вести.
Помогу, полечу я тебя,
И болезнь одолеем мы вместе.
Мне б хотелось тебя оградить,
Уберечь от недуга и боли!
Помоги тебе Бог сохранить
Дух, терпение и силу воли.
Я, мамуля, молюсь за тебя,
Мы с молитвою станем сильнее.
Поправляйся, родная моя.
Выздоравливай, мама, скорее!
Вопросы к стихотворению.
Заботишься ли ты маме?
Кому и как в своей семье ты помогаешь?
Как ты думаешь, могут ли дети лечить взрослых?
Если твоя мама болеет, как ты ее лечишь?

Елена Степанова

Папа мой хороший,
Добрый и простой,
Уважает маму,
Искренний такой.

Папа мой любимый,
Сердцу дорогой,
А еще красивый -
Ласковый, родной.

Папа мой надежный,
Верный семьянин,
И на этом свете,
У меня один.

Уважаю папу,
Что еще сказать?
Мне нигде такого,
Больше не сыскать.

Для него не жалко,
В жизни ничего -
Золотой мой папка,

Задание. Выбери картинки, на которых дети заботятся о своих близких. Слайд №9.

Почитание и уважение родителей является во все времена основой порядочности и главным достоянием нашего народа.

–Что значит, благо тебе будет? (будет хорошо)

–Каково главное условие долголетия? (уважение родителей)

–Это одно из главных правил для каждого человека. Проявляй заботу о родителях.

–Семья – мир самых близких людей. Любовь, забота, согласие и почитание родителей – основа семьи. Наше путешествие подошло к концу, я хочу закончить его строчками одного стихотворения.

5.Творческое задание. В конце нашего урока я предлагаю выполнить творческое задание. Сделаем подарок для мамы. На парте детали для аппликации

Лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками. Слайд № 10.

6.Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, а какое у вас настроение после нашего урока? - у меня есть корзинка, которую нужно заполнить цветами. Если вам было интересно на уроке – выбирайте красный цветок, а если вам было не очень интересно-жёлтый.

Информационные ресурсы:

Читайте также: