Искусство древней индии конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

Загрузить презентацию (951 кБ)

  • познакомить учащихся с архитектурой, изобразительным искусством (росписи, книжная миниатюра), скульптурой, музыкой и театром Индии;
  • развивать любовь к прекрасному, прививать эстетический вкус, умение работать с текстами;
  • воспитывать любовь и уважение к культурному наследию человечества.
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация,
  • индивидуальный раздаточный материал,
  • выставка по теме (репродукции, книги)

I. Организационный момент

Восток издавна пленял путешественников самобытной культурой, богатством и какой-то тайной. Восточная красавица, восточные песни, танцы, стихи – всё это поражало побывавших в восточных странах. Утончённость во всём: в ароматах, в одежде, в манерах.
Многие называют Восток мудрым, кто-то коварным, многие прекрасным! Сегодня мы попытаемся заглянуть под таинственное покрывало восточной культуры и познакомимся с художественной культурой Индии.

II. Новая тема

Одной из самых величественных и оригинальных культур, существовавших на нашей планете, является индо-буддийская философия, сформировавшаяся главным образом на территории Индии.

Первые по времени памятники архитектуры и изобразительного искусства Древней Индии относятся к эпохе Хараппской цивилизации, но наиболее яркие образцы были созданы в Кушано-гуптскую эпоху.

В эпоху древности большинство сооружений возводилось из дерева, а потому не сохранилось. Храм Шивы – одно из знаменитых строений Индии.


Большая ступа в Санчи – один из архитектурных комплексов Индии.


Она находится в местечке Санчи, вблизи города Бхопал. Эта каменная полусфера символизирует небо у нас над головой. На вершине купола установлен макет горы Меру – такой же священной, как и наше Мировое Древо. Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень – ось мира, на которой нанизаны круглые диски, постепенно уменьшающиеся от нижних к верхним. Это три мира, известных всем народам: нижний – подземный, средний – тот, в котором мы живем, и верхний – обитель богов. Вокруг этого рукотворного неба возвышается стена. В ее углах, означающих четыре стороны света – север, восток, юг и запад, установлены столбы, украшенные резьбой и скульптурами. Впрочем, самые искусные фигуры созданы на воротах, ведущих к храму. И чего, и кого здесь только нет! Кажется, что создания, обитающие во всех частях света, и во всех мирах явились сюда, чтобы поприветствовать людей, входящих в храм! Фигуры больших слонов держат на себе столбы ворот. Над ними – львы и слоны поменьше среди удивительных животных: невиданно огромных змей, человекоптиц, летающих хищников и многих других диковинных созданий.


В I в. до н. э. в культовой архитектуре Индии широко распространились пещерные храмы – чайтьи. Эта техника получила преимущественное развитие в районах, где вздымающиеся горные плато резко обрываются, создавая ступенчатые стены из твердого камня протяженностью в несколько сотен километров. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. В молитвенный зал ведут три входа, от которых начинаются коридоры, символизирующие путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа – наиболее конкретный и мощный из символов буддизма, означающий победу Будды над иллюзией, т.е. его нирвану.


Храм Кайласанатха в Эллоре является непревзойденным шедевром и одним из самых впечатляющих архитектурных сооружений. Это монолитный комплекс, высеченный из единой скалы огромных размеров. Храм строился на протяжении 150 лет, в его сооружении участвовало 7 тысяч человек. Храм Кайласанатха поистине грандиозен. Он занимает площадь в два раза превышающую площадь Парфенона в Афинах, по высоте превосходит его в полтора раза. При его строительстве было выдолблено 200 тысяч тонн горной породы. Храм посвящен богу Шиве, он представляет гору Кайласа – обитель Шивы в Гималаях. Прямоугольный двор храма, опоясанный изнутри рядами ниш со статуями божеств, включает выделенное шикхарой (пирамидальным завершением) главное святилище и многоколонный зал для молящихся.

2. Изобразительное искусство

В Древней Индии существовало несколько школ скульптуры, из которых наиболее крупными были гандхарская, матхурская и школа Амаравати. Большинство сохранившихся скульптур так же носило религиозный характер. Скульптурное искусство достигло такой высоты, что существовал ряд специальный руководств по правила их создания. В I–IV вв. в художественной культуре Индии произошли значительные перемены. В изобразительном искусстве появились антропоморфные изображения Будды, т.е. Учителя стали изображать в образе человека, а не в виде символов, как это было раньше. К I-II вв. до н. э. относится один из самых замечательных памятников древнеиндийской скульптуры. Это изображение Шивы в храме Гудималлам (штат Мадрас)


Шива – божество созидательных сил природы, олицетворявшее творческое начало Вселенной. В учении брахманизма о мироздании Шива считался разрушителем мира, Брахма – творцом, а Вишну – охранителем созданного.

Наиболее известным памятником древнеиндийской живописи являются стенные росписи в пещерах Аджанты.


В этом буддийском комплексе состоящим из 29 пещер живопись покрывает стены и потолки внутренних помещений. Здесь разнообразные сюжеты из жизни Будды, мифологические темы, сцены из повседневной жизни, дворцовая тематика. Все рисунки отлично сохранились, т.к. индийцы хорошо знали секреты стойких красок, искусство укрепления грунта. Выбор цвета зависел от сюжета и персонажей. Боги и цари, например, всегда изображались белыми.
На картинах множество городов и их жителей, чудесные виды природы и удивительные памятники архитектуры.Авторы этих великолепных произведений искусства не пропагандируют отвлеченные идеи буддизма, они в красках повествуют о жизни в Индии в эпоху правления Гуптов, о реальных событиях, связанных с буддийскими преданиями, изобилующими сценами из народной жизни.Живопись Аджанты насквозь пронизана духом любви к человеку, природе, к своей стране. Стенопись Аджанты относится к IV-VII вв. Живопись сохранилась лишь в шестнадцати пещерах. Здесь расписывались потолки, стены, и даже колонны. Росписи пещер сложны по содержанию, в композициях много персонажей, но нет и намёка на передачу перспективы, объёмы фигур чуть намечены. Линия, цвет и ритм составляют основу всего живописного ансамбля.. Краски на росписях как будто светятся в темноте. Возникает ощущение, что земное и небесное гармонично соединились в этом храме.



Основная его цель – передать сходство, характерные особенности лица, а при возможности и психологическую характеристику персонажа. При групповых портретах наблюдается занимательная особенность. Ноги и руки прописываются в профиль, а торс и голова в три четверти. Во-первых, это позволяло экономить время. Во-вторых, не было потребности в полной детализации и доведения позы до реалистичности. Например, дворцовые сцены где шах расположен в центре, а группы придворных ориентированы слева и справа от шаха, разворот торса и головы налево и направо, образует как бы коридор устремленного на шаха внимания и почтения, что автоматически передается смотрящему, и образует собой перспективу.
Дворцовые сцены – популярнейший сюжет индийских миниатюр.

3. Музыка и театр

Важнейшее место среди музыкальных инструментов Древней Индии принадлежало ударным и струнным. Мастера создавали металлические тарелки, гонги, барабаны. Барабаны обтягивали кожей или пергаментом, которые предварительно обрабатывали специальными отварами из риса и трав. Благодаря такой выделке достигалось мягкое и насыщенное звучание. Наиболее выразителен по тембру парный барабан табла,


по форме напоминающий современные литавры; звук из него извлекается ударами рук (кистью и пальцами). Другой вид барабана – гхатам. Это инструмент в виде глиняного горшка, обтянутого кожей; на нём играют ладонью, пальцами и даже ногтями. Подобная техника позволяет извлекать из простых инструментов очень разнообразные звуки.

Самые популярные струнные шипковые – ситар и саранги.


За нежный и богатый оттенками тембр вину называют царицей струнных. У этого инструмента два круглых резонатора: один, деревянный, – у основания, а другой, сделанный из выдолбленной тыквы, – возле грифа. Второй резонатор создаёт эффект объёмного звучания. Ситар по устройству напоминает вину. Кроме шипковых в Индии существовали и смычковые струнные. Прежде всего это саранги – прямоугольный инструмент, верхняя часть которого обтянута кожей. Саранги устроен довольно сложно. Помимо трёхчетырёх основных, игровых струн у него есть ешё и дополнительные, резонирующие струны (двадцать пять – тридцать), расположенные под игровыми. Смычок не касается резонирующих струн, но во время музииирования они также колеблются, что придаёт звучанию специфическую окраску. Индийские музыканты даже сравнивают звуки, издаваемые саранги, с человеческим голосом.

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

Слово "сангита", во многих индийских языках означающее "музыка", буквально переводится как "сведение воедино и выражение всего". Сводимое воедино "все" – это тело, разум и дух. В идеале индийский музыкант стремится ощутить бесконечное и разделить свое ощущение со слушателем. С древнейших времен цель всех духовных исканий в Индии заключается в отождествлении и слиянии личности с вечностью, абсолютом.

Несмотря на то, что народный театр в Индии появился еще задолго до нашей эры, его представления и по сей день пользуются в стране огромной популярностью. Наиболее известный вид такого театра на Севере страны – музыкально-танцевальная драма, так называемая лила.

Центральные персонажи – добрые и злые демоны, духи, животные. Артисты появляются перед публикой в ярких, красочных костюмах и масках. Декорации отсутствуют. Все приготовления, смена костюмов, грима происходят прямо на глазах у зрителей.

На юге страны появилась иная форма – так называемый мистерический театр. Спектакли индийского юга связаны, прежде всего, с искусством храмовых сказителей – чакиаров. Они сперва читали стихи на классическом языке древности – санскрите, а затем переводили их на диалекты, понятные местным жителям, используя при этом, главным образом, мимику и жесты.

III. Вывод

Древнеиндийская культура оказала большое воздействие на культуру других стран. Уже с глубокой древности ее традиции переплетались с традициями Востока.
В современной Индии с почтением относятся к культурному наследию. Для этой страны характерна живучесть древних традиций и не удивительно, что многие достижения древнеиндийской цивилизации вошли в общекультурный фонд индийцев. Они стали неотъемлемым компонентом и мировой цивилизации, а сама Индия остается одной из самых любимых и загадочных стран в мире, “страной мудрецов” .

IV. Домашнее задание

Гл. 20., ст.212 – 225. Вопросы и задания.

Литература:

Нажмите, чтобы узнать подробности

рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; определить их значение в развитии индийской мировой культуры.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при работе в группах; способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент. (3 мин.)

2. Опрос домашнего задания (5 мин.)

3. Изучение новой темы (25 мин.)

4. Физкультминутка (1 мин.)

5. Подведение итогов урока (5 мин.)

6. Выставление оценок (3 мин.)

7. Объяснение домашнего задания (3 мин.)

Сегодня у нас необычный урок. Мы с Вами узнаем о культуре сказочной страны.

(Внимание на экран .Звучит музыка. (Видео) Исполнение индийского танца)

Учитель: Я получила послание древних индийцев учащимся XXI века - опорный конспект по теме урока (Рисунок 1). Что они хотели нам сказать? Что передали в своём послании?

Тема нашего урока: Культура Индии. На уроке мы с Вами узнаем о культуре Индии, достижениях индийской цивилизации, а поможет нам в этом послание, которое поможет нам быстрее запомнить новые знания. В конце урока мы ответим на вопрос: как достижения индийцев помогают нам в повседневной жизни, с какими областями знаний они связаны.

Проверка домашнего задания (проводится в устной форме) (5 минут):

Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с природой и населением Древней Индии, сейчас мы проверим домашнее задания. Я вам буду задавать вопросы , кто знает ответ на этот вопрос поднимает руку и отвечает.

1. Как вы думаете, что такое культура?




2. Как называли жителей Древней Индии индейцы или индийцы?

3. Когда возникло государство в Древней Индии? (III век до н.э.)

4. Как назывались в Древней Индии группы людей, обладающие определёнными правами и обязанностями? (касты, варны)

5. На какие варны (касты) делилось индийское общество? (брахманы - жрецы, кшатрии - воины, вайшьи - земледельцы, шудры – слуги).

6. Можно ли было переходить из одной варны в другую?

7. На каком полуострове находится Индия?

8. Покажите на карте горы Гималаи

9. Назовите две реки, протекающие по территории Индии .

10. Какие растения выращивают в Индии ?

11. Какие животные обитают в Индии?

Давайте посмотрим на послание. Мы должны расшифровать его. Сможем ли мы это сделать сейчас? Наверное - нет. Нам нужны знания, которые мы получим на сегодняшнем уроке. (25 мин.)

Кто такие арии? (Это кочевники, проникшие в Индию в III тыс. до н.э.)

Ученик: Арии принесли в Индию свою религию. Они считали, что душа умершего человека может вселиться в любое тело, будь то животное или человек. Кем именно станет человек, зависит от того, каким он был прежде. Религию Ариев переняло большинство населения Индии. Многие из них, заботясь о душе, старались вести праведную жизнь и не обижать ни одно живое существо. Они верили, что в любом из них может обитать душа человека, который в прежней жизни был их предком, родственником или другом. Поэтому в Индии были священные животные.

Учитель: Какие наиболее почитаемые животные Вам известны?

Ученик: Особо индийцы почитали Слона и Корову .С большой любовью и почтением они относились к корове. Все, что с ней связано свято и обладает целебными свойствами, чтобы очистить себя от греха, индиец прислуживал корове. До сих пор в Индии почитают это животное.

Учитель: В VI в. до н.э. в Индии возникла новая религия, получившая название Буддизм. В III в. до н.э. после объединения Индии под властью царя Ашоки, который был последователем этого учения, буддизм получил распространение по всей Индии, а после этого религия распространилась по всему миру, став мировой религией.

Мировая религия – вероучение, которого придерживаются многие люди в разных странах мира.

Учитель: Буддизм существует уже 25 веков, поэтому на нашем послании слово буддизм одно из самых главных.

Основателем этой религии считают Сиддхарта Гаутаму. Он родился в семье властителя небольшого государства в Восточной Индии в VI в. до н.э. Получил прекрасное образование, рано женился и был счастлив. Но увидев однажды дряхлого старика, он подумал, что когда-нибудь станет тоже таким. В другой раз он встретил тяжелого больного и понял, что и его здоровье не вечно. А вскоре он увидел похоронную процессию. Увидев и почувствовав все реальные стороны жизни, он не мог дальше чувствовать себя счастливым и жить в “розовом свете”. Он думал о смысле жизни, о том как избавиться от бед и страданий, подстерегающих каждого. Совесть заставила его покинуть дом и, уйдя из него, стать отшельником. Пройдя через многие испытания, лишения и самоистязания он стал Просветленным – Буддой.

Основу данного учения составляют “четыре возвышенные истины”.

всё есть страдание

страдание имеет причину

страдания могут быть устранены

существует путь, который ведёт к устранению страданий

В Буддизме очень большое место отводиться любви и милосердию ко всему живому. Буддизм учит:

нельзя убивать никакое живое существо

нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям

нельзя платить злом на зло

прощать все обиды

Высшими ценностями Будда провозгласил:

равенство всех людей и мир между ними

осуждение любых военных столкновений

развитие изобразительного искусства, музыки, танца.

Но кроме этого на нашем послании мы видим шахматные фигуры. Может быть, Вы подскажите в чём загадка?

- Ответы учащихся о изобретение шахмат

Учитель: А вот, что говорят ученые по этому вопросу. Индийское войско состояло из 4 частей: пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но древнеиндийские мудрецы говорили, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому шахматы были придуманы как игра для царей. Шахматы –игра, которая тонизирует ум и развивает стратегические способности.

Что ещё мы можем сказать об индийских достижениях. Почему изображены цифры. Эти цифры принято называть арабскими, потому что мы заимствовали их у арабов. А сами арабы признавали, что цифры они переняли у индийцев.

Главная заслуга индийской математики заключалась в создании десятерично-позиционной системы счета. В индийской системе счета значение цифры зависит от того, какое место она занимает в числе. Созданный в Индии счет очень удобен, так как благодаря нему легче производить арифметические действия.

Кроме достижений в математике древние индийцы создали множество замечательных литературных произведений. Самые значительные из них- поэмы “Махабхарата” и “Рамаяна”.

В первой из них рассказывается о многолетней борьбе между двумя семьями раджей Пандавами и Кауравами.

Во второй поэме “Рамаяна” рассказывается о жизни и подвигах царевича Рамы, вступившего в схватку с царём демонов и победившего его.

В своих литературных произведениях нашли отражения отголоски исторических событий и традиций, происходивших на территории Древней Индии. (учитель читает отрывок из текста про царя Ашока)

Физкультминутка (1 мин.)

«А теперь, ребята, встали

Руки быстро вверх подняли,

В стороны, вперед, назад,

Повернулись вправо, влево,

Вопросы для задания по группам:

Работа в группах:

1 задание: каждая группа читает отрывок поэмы и пересказывает ее содержание, а также готовят ответ на вопрос.

А для того чтобы узнать содержание поэмы, вам необходимо реставрировать её текст

На земле Айодхий в Древней Индии правил царь Дашарата. Он был потомком рода Ману. От трёх жён у него было три сына. Старшего звали Рама. Он выделялся среди других своей добротой, честолюбием, храбростью, искренностью. Рама был объявлен наследником престола. Но вторая жена царя решила изгнать Раму, и посадить на трон своего сына Бхарату. Враги царевича Рамы добились изгнания его из столицы на 14 лет. Вместе с ним добровольно отправились в изгнание его жена – красавица Сита и его брат. Изгнанники поселились в лесу, в построенной ими простой хижине.

Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть.

Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка.

Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку.

Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита.

Самостоятельная работа ( Буддизм)

Задание 2 . Проанализируйте и изобразите схематически состав древнеиндийского общества.

Кастовая система Древней Индии:


Учитель: Давайте посмотрим на послание древних индийцев. Поможет ли оно рассказать нам о тех достижениях индийцев, которыми мы пользуемся сегодня. Поможет ли оно распутать клубок знаний и ответить на наш главный вопрос: как достижения индийцев связаны с разными областями знаний.

Многие достижения культуры Древней Индии не устарели до наших времен. Мы часто используем их в нашей современной жизни:

- богатая приправами и специями кухня, без которых наша пища была бы пресной, а так же цейлонский чай

- медицинский инструмент – скальпель, который доктора используют во всем мире

- йога – духовные и физические упражнения, направленные на совершенствование человека.

Подведение итогов ( 5 мин.)

Закрепление пройденного материала по вопросам

Учитель: А теперь пришло время подвести итоги нашего урока и разгадать послание древних индийцев.

1. Что относится к культуре Древней Индии? (литература, искусство, религия).

2. Перечислите составляющие культуры Древней Индии? (религия, шахматы, литературные произведения, язык индийцев – санкскрит )

3. Чему жителей Индии учит буддизм? (нельзя убивать никакое живое существо, нужно равно доброжелательно относиться ко всем людям, нельзя платить злом на зло, прощать все обиды)

4. Каких богов Древней Индии вы знаете? ( Брахма, Вишну, Шива, Кришна)

5. Кто являлся основателем Буддизма? (Сиддтхартха Гаутама).

Итак, мы разгадали послание Древних индийцев. Оно учит нас сохранять культурные ценности, быть добрым, прощать людям их ошибки, не причинять никому зла!

Выставление оценок, на основании количества монет, полученных в ходе урока (3 мин.)

Объяснение домашнего задания (2 мин)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока : организовать работу по расширению, углублению и закреплению знаний о самобытности и неповторимости художественной культуры Древней Индии, о шедеврах индийского зодчества, изобразительного, музыкального и театрального искусства, о связи древних традиций с современностью.

Задачи урока:

- обучающие: формирование мировоззрения, целостного представления о мире, активного самоопределения личности на материале истории мировой культуры;

- развивающие: развитее образного восприятия и формирование навыков познания и самопознания через искусство, самореализацию в художественном творчестве;

- воспитательные: обеспечение условий духовно-нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций, освоение толерантности на основе диалога культур.

Формируемые в ходе урока УУД:

- личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всем многообразии его видов и жанров, принимать и осваивать мультикультурную картину современного мира;

- метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, в умении применять искусство как один из основных методов познания окружающей деятельности;

- предметные: описывать явления культуры, используя для этого специального терминологию; формировать коммуникативную, информационную и социально-эстетическую компетентности.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок – ассорти.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Средства обучения

Организационно-мотивационный этап

Помочь учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока

Мобилизуются на учебную деятельность, формулируют учебные задачи.

Приглашает рассмотреть карту Индии ( III век до нашей эры)

Смотрят видеофрагмент, отвечают на вопросы.

Информационно-деятельностный этап

Ребята! Из Индии вернулась научно-исследователькая экспедиция, и мы организовали конференцию. Правда экспедиция была заочная, но это ничего. Надеюсь, мы узнаем много интересного.

Дополняет ответы учащихся

о географическом положении Древней Индии, истории, основах мировоззрения, архитектуре, ИЗО, музыкальном и театральном искусстве, искусстве танца

Оценивает и дополняет, по необходимости,

рассказывают об Индии.

Слайды 3, 4, 5, 6, 7

Спрашивают, слушают и смотрят.

Экскурсовод ведет экскурсию.

Таблички с именами и фамилиями членов экспедиции, названиями печатных изданий.

1 Этапы истории

2 Художественная культура

3 Основы мировоззрения

В классе на стене

Рериха и Николая Константиновича Рериха об Индии.

Информационный этап

Учитель рассказывает о Хараппской цивилизации

Рассказывает о ДПТ Древней Индии (Игрушки из Хараппы)

Учащиеся слушают, смотрят, задают вопросы

Творческий этап

Учитель предлагает учащимся вылепить из пластелины игрушки наподобие игрушек из Древней Хараппы

Музыкальное сопровождение творческой работы (индийские мотивы)

Информационно-деятельностный этап

Предлагает представить, что в современной Индии у современной мамы день рождения и дети подарили ей сари. Пока мама примеряет сари, вы смотрите фильм о современной Индии и отвечаете на вопросы тестов.

Дарят гирлянду из цветов и танец.

Рефлексивно-оценочный

Делает обобщение урока. Анализирует работу учащихся.

Сдают тесты. Проверяют тесты.

Дают обобщающие выводы по уроку, отвечают на вопросы учителя.

Учащимся предлагается завершить следующие фразы

- C егодня на уроке я узнал(ла)……

- Теперь я могу рассказать…..

- что мне понравилось на уроке….

Учащиеся демонстрируют вылепленные фигурки

Бланки с ответами(4 варианта)

Приложение 1

2 В Индии проживает :

а) 1 млрд. человек

б) 1,5 млрд. человек

в) 800 млн. человек

3 Самое старое постоянно обитаемое поселение людей

на планете – это:

4 Жрецы и ученые относились к касте:

5 Самый древний священный язык в индуизме – это:

1 На Западе Индии находятся:

б) тропические леса

в) непроходимые мангровые болота

2 Индостан имеет:

3 Правители и воины относились к касте:

4 Городок Рише-Кеш находится на берегу:

5 Тадж-Махал – это:

1 Торговцы и ремесленники относились к касте:

2 Индийская фабрика грез – Голливуд находится в:

3 Мечеть Джама-Масжид существует уже:

4 Сидхартха Гаутама – это:

5 Священный обряд аарти исполняется:

1 Богине Ганге поклоняются:

а) 800 млн. индусов

б) 900 млн. индусов

в) 1 млрд. индусов

2 На юге Индии находятся:

а) тропические леса

3 Рабочие и крестьяне относились к касте:

4 Погребальные костры в Аранасе горят:

5 Вера в то, что душа возродится вновь в своих

бесчисленных воплощениях называется:

Приложение 2

Ф.И._____________

Класс____________

Вариант № ____

Приложение 3

Вариант № 1 Вариант № 2 Вариант № 3 Вариант № 4

1 – а 1 – а 1 – а 1 - а

2 – а 2 – в 2 – в 2 - а

3 – б 3 – а 3 – б 3 - б

4 – в 4 – в 4 – а 4 - б

5 – б 5 –б 5 – б 5 – а

Приложение 4

Буддизм всегда поощрял строительство культовых сооружений: храмов (чайтъя), монастырей (вихара) и мемориальных комплексов (ступа и стамбха). Ступа (погребальный холм) один из древнейших типов культовых зданий внешне напоминал купол современного планетария. Согласно легенде, Будда сам объяснил, как должно выглядеть его погребальное сооружение, постелив на землю плащ и перевернув на него круглую чашу для сбора подаяний. Главным назначением ступы было хранение генных реликвий Будды. Основными элементами композиции являлись монолитная полусфера на квадратном возвышении, реликварий, символические зонты, резная изгородь и ворота.

1.1. Ступа в Санчи

Ворота (поставлены в середине I в. до н. э.), украшенные символическими рельефами и круглой скульптурой, представляют собой синтез архитектуры и пластики, служат прекрасным декоративным дополнением для внешне суровой и простой по форме ступы. В этом едином потоке, отражающем многоярусную структуру мира, сюжетов так много, что их с трудом можно охватить взглядом и найти в них некоторые закономерности. И все же, несмотря на обильный декор ворот, их оформление не производит впечатления перегруженности. Все изображения расположены таким образом, что между ними остаются узкие, но глубокие затененные промежутки. Большинство сюжетов посвящено преданиям и легендам, связанным с жизнью Будды, некоторые; отражают исторические события. Каждый из них требует пристального и внимательного рассмотрения. Великолепное мастерство индийских резчиков по камню достойно восхищения.

Смысловым центром ворот является Колесо Закона Будды, символизирующее путь к нирване. (Круг является символом единства, целостности и законченности, бесконечности и вечности, высшего божественного совершенства.) По его краям сидят крылатые львы и якшини (низшие божества, олицетворяющие силы природы). Под ними и рядом на столбах и в рамках — изображения деревьев, цветов, сказочных птиц, всадников. Еще ниже — выезд царя со свитой на охоту, встреча с отшельниками. Каждые из четырех ворот водружены на скульптурные фигуры слонов, выполняющих роль кариатид. А вот четверо толстых ухмыляющихся карликов несут нижнюю балку. Приветливо улыбаются якшини грациозно наклонясь вперед. Кажется, весь реальный и фантастический мир природы представлен в рельефах ворот.

В изображениях передано ощущение радости земного бытия полноты жизни на лоне природы. Вот два оленя, сблизив свои морды, стоят под деревом, будто беседуют между собой. А вот слон наслаждается купанием в водоеме: его глаза закрыты от удовольствия, хоботом он лениво держит побег растения. Рядом примостилась пара гусей. А здесь свирепо гримасничают, стараясь навести ужас на зрителей, страшные демоны. Во всем поразительная жизненность, естественность и свобода в передаче повадок и облика живых и мифических существ.

1.2. Чайтья в Карли

Один из древнейших памятников индийской архитектуры этого типа — чайтья в Карли I века до н. э. Перед пещерой возвышались две колонны, их увенчивали капители, подобные маурийским. Важнейшей деталью фасада чайтьи является огромное подковообразное окно, которое служит основным источником света в храме. В молитвенный зал ведут три входа, от которых начинаются коридоры, символизирующие путь Будды. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В этом архитектурном пространстве, оживленном скульптурой, создается необычный эффект игры света и тени, преображающий интерьер. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа — наиболее конкретный и мощный из символов буддизма, означающий победу Будды над иллюзией, т.е. его нирвану.

2. Изобразительное искусство

Памятники скульптуры и живописи Древней Индии относятся к Хараппской цивилизации. Уникальными художественными характеристиками считались памятники религиозного характера. В древней Индии большинство архитектурных и скульптурных памятников были сделаны из дерева, поэтому не сохранились до наших времен. Дворцовый комплекс для царя Чендрагупты был выстроен из дерева. В начале нашей эры для скульптурных изделий широко применяют камень. Религиозную живопись и скульптуру этого периода представляют пещерные комплексы, храмы и ступы.

Великолепными по мастерству обработки камня и своей скульптурной ценности были столбы - стамбхи, которые часто увенчивались капителями с изображением львов. Самая знаменитая из них, созданная в 3 веке до н. э., капитель на стамбхе в Сарнатхе, она изображает четырех львов. Их огромные мощные тела стоят на круглом барабане, покрытом изображениями животных.

Во времена, когда север Древней Индии был завоеван пришедшими из Средней Азии кушанами, были объединены культуры Афганистана, Индии и античного мира. В это время в Индийской скульптуре возникает сам образ Будды, с характерными эллинистическими проявлениями. В новом свете появилось изображение Будды, в образе идеализированного человека, объединявшего в себе физическую красоту и возвышенное состояние покоя и самоуглубления. В скульптуре древней Индии органично слились одухотворенность древнегреческой пластики с полнокровной чувственностью индийских богов. Прототипами для скульптур Будды были скульптуры древней Греции, закутанные в мантии, а поза сидящего со скрещенными ногами Будды, так же как и жесты поучения, были местного происхождения.

Рассматривая произведения изобразительного искусства азиатской древности, мы часто встречаем имена великих мастеров, особенно в искусстве Китая и Японии. Однако вряд ли многие из любителей искусства смогут назвать выдающиеся имена индийских скульпторов или художников. Индийское изобразительное искусство анонимно, и это одна из важнейших его отличительных черт. И анонимность эта проявляется не только в отсутствии имён авторов, сотворивших живописное произведение, но, зачастую и частичной анонимности самих изображений. Индийский художник скорее создаст изображение божества, нежели конкретного царя или вельможу. Бытовые сцены повседневности включали в себя обобщённые образы и не могут претендовать на портретное сходство, как, впрочем, любое другое изображение в индийском искусстве. Индийский мастер никогда не создавал свои произведения с натуры, будь то изображение человека, священного дерева или любого животного. Индийский мастер работал по памяти, подключая к своему творчеству помимо прямого восприятия натуры ещё и собственное видение, а так же следование канонам. Каноны детально разрабатывают правила изображения поз (асанов) и положений кистей рук и пальцев (мудр). Индийские произведения, если это были не изображения богов, всегда являлись субъективным отражением объективной реальности.

2.2.1. Росписи в пещерных храмах Аджанты

Наиболее известными из памятников живописи Древней Индии являются росписи в пещере Аджанты. Древние мастера на протяжении 150 лет трудились над этим храмом в скале. Благодаря тому, что индийцы разбирались в секретах стойких красок и искусстве укрепления грунта, все рисунки отлично сохранились. Выбор цветов зависел от сюжетов и персонажей. Например, Боги и цари, всегда были изображены белыми. Традиции этой школы так же повлияли на живопись и скульптуру Шри-Ланки и других районов древней Индии.

2.2. 1. Книжная миниатюра.

В период Великих Моголов начался расцвет книжной миниатюры. До этого индийская миниатюра, иллюстрирующая буддийские тексты, существовала лишь в северо-восточных и северо-западных районах Индии. Художники создавали нарядные, яркие, четкие по силуэту декоративные композиции на длинных пальмовых листах.

3. Музыка и театр.

Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни. Самой ранней из сложившихся видов музыки была этническая, возникшая в III тыс. до н.э. Подобно любой народной музыке, она сочеталась с танцем, была проста по форме и структуре, приближалась к звукоподражаниям .

Со II тыс. до н. э. появляется традиционная (религиозная) музыка, ко-торой приписывали жизнезащитные и разрушительные свойства. Она счита-лась первым языком мира, на котором говорят и человек, и звери, и птицы . В древнеиндийской религиозной книге “Веды” мы находим указание на то, что музыка составляет пятый аспект творения. Ей посвящен отдельный раздел – “Самаведы” (что в переводе означает “веда мелодий”), на тексты которого слагались песнопения. Древнеиндийские религиозные гимны исполняли и на тексты “Ригвед” (веды гимнов), “Яджурвед” (веды жертвоприношений), “Атхарвавед” (веды заклинаний) . Запись мелодико-интонационных ячеек ведических песнопений сформировалась под влиянием норм древнего санскрита и сохранила свой облик до наших дней. В основе ведических песнопений, представлявших собой сочетание мелоса и речитации, лежал звукоряд в объеме терции, расширяемый опевающими звуками сверху и снизу. Интервал терция воспринимался сакрально, так как цифра “3” обозначала триаду главных божеств: Брахма – создатель, Вишну – хранитель, Шива – разрушитель.

Из духовых инструментов были распространены флейта, шанкха (труба в виде раковины) и шринга (металлический рог). Интересно, что почти все древние инструменты сохранились до наших дней, и современные индийские музыканты играют на них, точно следуя традициям.

Даже в ведийский период давались театральные представления; в старинных документах неоднократно упоминается о разыгрывании во время праздников религиозных легенд, возможно только средствами танца и мимики. Сохранившиеся до нашего времени санскритские драмы многочисленны и разнообразны: от небольших одноактных произведений до неимоверно длинных пьес в десять актов. В них играли, как правило, профессиональные актеры обоих полов, но существовали также актеры-любители, упоминаются даже цари или их гаремные супруги, которые участвовали в представлениях во дворце. Обычно драмы разыгрывались на закрытой или полузакрытой сцене либо во дворцах и в домах богатых, либо публично — в храмах в праздничные дни. Как и в других литературных жанрах Индии, театральные законы исключали трагический финал. В напряженных или душераздирающих сценах не было недостатка, но конец обязательно был счастливым. С европейской точки зрения это требование часто приводит к неправдоподобным и натянутым интригам. Заметим, однако, что индийцы древности, отвергая трагедию, предпочитали мелодраму. Даже если эмоция, которую индийский писатель пытался вызвать, навязывалась теорией, индийские пьесы изобиловали волнующими сценами, которые часто заставляли чувствительную публику плакать. Благородные герои, идя на казнь за преступления, которых они не совершали, признавались в своей невиновности перед своими женами и детьми, и только в самый последний момент получали спасение. Несчастные жены несправедливо изгонялись из своего дома мужьями, теряли детей и находили их только в последнем действии. Что бы об этом ни говорили теоретики, и в первую очередь Бхарата, индийский театр вызывал животрепещущие чувства. индийские писатели заимствовали свои сюжеты из старинных источников, которые они вольно инсценировали. Легенды о богах и героях древности были неисчерпаемым кладезем тем. Другие пьесы вдохновлялись бытовыми народными сказками. Третьи, посвященные искусству управления, использовали жизнеописание царей прошлого. Существовали также легкие комедии о гаремных интригах, где герой (царь) усмиряет гнев первой фаворитки (царицы), которая поклялась помешать героине (молодой служанке — чаще всего переодетой принцессе) стать царицей и взойти на ложе ее супруга. Встречаются также аллегорические драмы, в которых персонажи олицетворяют человеческие добродетели и недостатки; до нас дошло несколько образцов фарсов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:повторить значение термина "культура" и его состовляющих компонентов, рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии с древних веков до нашей эры, определить их значение в развитии мировой культуры.

Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитывать культуру аоведения в групповой работе,способствовать развитию интереса к мировой культуре.

На уроке используется презентация с большим количеством наглядностей.

Всемирная история 6 класс

Тема урока: Культура Древней Индии

рассмотреть развитие литературы, религии и наук в Индии в веках до нашей эры; определить их значение в развитии индийской мировой культуры.

Развивающие: способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления и устных речевых навыков.

Воспитательная: воспитывать культуру поведения при работе в группах; способствовать развитию интереса к мировой художественной культуре.

Тип урока: комбинированный

1. Оргмомент.

2. Опрос домашнего задания.

Покажите на карте территорию Древней Индии.

Расскажите о древнейших городах Индии.

Расскажите о развитии ремесла.

Расскажите об образовании Индийского государства.

Расскажите о кастовом строе.

Задания для развития мышления:

Один древний путешественник, побывавший в Индии вернулся на Родину.

- Если бы ты только знал, - рассказывал он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть. Приятель принял эти слова за шутку.

- Ну какой же ты выдумщик и враль!

- Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани…

Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли, а на вкус он слаще пчелиного мёда.

- Враньё. На свете нет ничего слаще мёда!

- Лгал ли путешественник? Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?

(Путешественник не лгал, так как он рассказывал о хлопке (белая шерсть) и сахаре).

Задания из рабочей тетради по теме Древняя Индия.

3. Изучение новой темы.

Основы искусства, образования и науки.

Слово учителя:

Что в эпосе правда, а что вымысел?

Какие выводы о жизни индийцев в древности мы можем сделать?

Вымышленной является информация о вмешательстве богов в войну.

Материал для учителя:

Зависть и злоба Кауравов преследуют Пандавов всю жизнь, но с момента помазания на царство Юдхиштхиры достигают предела. Согласно традиции, каждый из присутствующих на церемонии помазания может вызвать будущего повелителя на поединок; отказ невозможен, он расценивается как проявление слабости. Кауравы, зная, что Юдхиштхира плохой игрок в кости, вызывают его на поединок, и он проигрывает имущество, цар-ство, братьев, жену и самого себя. По требованию деда Кауравов и Пандавов, мудрого Бхишмы, проигранное возвращается Юдхиштхире, но его вторично вызывают на игру, и он опять проигрывает все. В результате на совете рода было решено: Пандавы и их жена Драупади отправляются в изгнание на 13 лет. Царство им будет возвращено при условии, что последний, 13-й год они проживут никем не узнанными. Пандавы выполнили обет, но вероломные Кауравы отказались соблюдать условия договора, и с этого момента братья начинают готовиться к войне. Армии Пандавов и Кауравов встречаются на поле Куру и сражаются 18 дней. Погибают почти все, лишь Пандавы-победители остаются в живых. Юдхиштхира воцаряется в столице отвоеванного царства, где долго и счастливо правит подданными.

Некогда владыкой царства демонов-рахшасов на острове Ланка был десятиголовый Равана. Он получил от бога Брахмы дар неуязвимости, благодаря которому никто, кроме человека, не мог его убить, и потому безнаказанно унижал и преследовал небесных богов. Ради уничтожения Раваны бог Вишну принимает решение родиться на земле в качестве простого смертного. Как раз в это время бездетный царь Айодхьи Дашаратха совершает великое жертвоприношение, дабы обрести наследника. Вишну рождается в семье Айодхьи под именем Рама.Уже юношей стяжав себе славу многими воинскими и благочестивыми подвигами, Рама направляется в страну Видеху, царь которой, Джанака, приглашает на состязание женихов, претендующих на руку его дочери прекрасной Ситы. В своё время Джанака удочерил Ситу и воспитал её, а теперь предназначает в жены тому, кто согнёт чудесный лук, дарованный ему богом Шивой. Сотни царей и царевичей тщетно пытаются это сделать, но только Раме удаётся не просто согнуть лук, а разломить его надвое. Джанака торжественно празднует свадьбу Рамы и Ситы, и супруги долгие годы в счастье и согласии живут в Айодхье в семье Дашаратхи.

Но вот Дашаратха решает провозгласить Раму своим наследником. Узнав об этом, вторая жена Дашаратхи Кайкейи, напоминает царю, что однажды он поклялся выполнить два любые её желания. Теперь она эти желания высказывает: на четырнадцать лет изгнать из Айодхьи Раму и помазать наследником её собственного сына Бхарату. Тщетно Дашаратха умоляет Кайкейи отказаться от её требований. И тогда Рама, настаивая, чтобы отец остался верным данному им слову, сам удаляется в лесное изгнание, и за ним добровольно следуют Сита и преданный ему брат Лакшмана. Не в силах вынести разлуку с любимым сыном, царь Дашаратха умирает. На трон должен взойти Бхарата, но благородный царевич, полагая, что царство по праву принадлежит не ему, а Раме, отправляется в лес и настойчиво убеждает брата вернуться в Айодхью. Рама отвергает настояния Бхараты, оставаясь верным сыновнему долгу. Бхарата вынужден возвратиться в столицу один, однако в знак того, что не считает себя полноправным правителем, водружает на трон сандалии Рамы.

Чтобы защитить себя и Ситу, братьями приходилось сражаться с обитавшими в лесах демонами и великанами. Однажды в отсутствие мужчин в хижине появился свирепый царь демонов, имевший 20 могучих рук и 10 хитрых голов. Напрасно уговаривал он Ситу уехать с ним в его царство, обещал ей богатство и власть.

Сита не хотела его и слушать. Тогда царь силой утащил ее на свою колесницу. Услышав жалобные крики Ситы, могучий ястреб вступил в неравный поединок, разбил колесницу, но и сам погиб в битве. Царь унес Ситу в свое царство на остров Ланка.

Узнав от умиравшего ястреба, где находится Сита, братья решили ее освободить на помощь им пришли войска обезьян и медведей, понимавших, что Рама борется за справедливое дело. Из древесных стволов и каменных глыб обезьяны за несколько дней построили громадный мост на остров и вступили на Ланку.

Но Рама встретил их своими стрелами, превращавшимися в золотых птиц, истреблявших змей на лету. Рама отсекал своими меткими стрелами головы царя, но они тотчас, же отрастали вновь. Тогда выпустил Рама пылающую стрелу, полученную от богов, и пронзил ею сердце злого и коварного врага. Так была освобождена верная Сита.

Какую информацию о жизни индийцев нам дают законы Ману?

Слово учителя:

Жители Древней Индии поклонялись многим богам. Постепенно из множества богов на главное место в индуизме выдвинулись три бога. Они образуют неразрывное единство. Бог Брахма - создатель и правитель мира. Он дал людям законы. Бог Вишну спасает людей от разных бедствий, например от потопа. Бог Шива - грозный носитель космической энергии, которая и созидает, и разрушает. Шива может погубить, а может и спасти. Индийцы любили и бога-пастушка Кришну.

Особенностью древних религиозных верований Индии – было представление о переселении душ.

Буддизм – одна из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом), самая ранняя по времени возникновения (VI-V вв. до н.э.), в Индостане.

Основатель – индийский царевич Сидхартха Гаутама, названный Буддой (Просветленный). Последователем может стать любой человек, независимо от его национальности, пола и общественного положения.

Основные постулаты буддизма.

1. Жизнь во всех ее проявлениях есть зло и источник страданий для всех живущих.

2. Прекращение страданий в освобождении от желаний (прежде всего от желаний суетных).

3. Освободиться от желаний может тот, кто ведет праведную жизнь (5 обязательных требований: не лгать, нет красть, не причинять зло ближнему, воздержаться от чувственных излишеств и алкоголя).

4. Спасение состоит в достижении нирваны (Особого состояния свободы, покоя и блаженства). Нирваны можно достичь и при жизни, но полностью переход возможен только после смерти.

Сделать конспект открытий и достижений.

- Религиозные дворцы - храмы – (1 вид - храмы из кирпича и камня на открытой местности; 2 вид - храмы в пещерах).

- Из камня, обожженной глины изготовлялись разнообразные скульптуры.

- Возникновение десятирично – позиционной системы. Изобретение нуля - знака для обозначения пустоты.

- Медицина (болезни и способы лечения).

- Впервые стали производить сахар, ткани из хлопка.

- Появилась чатуранга", а по-русски – "шахматы".

- Была создана особая система духовного и физического совершенствования человека - йога.

4. Закрепление.

1. Согласно нему в году 360 дней, год делится на 12 месяцев, в каждом из них по 30 дней. Им пользовались в Индии и пользуемся мы сейчас.

2. Это изобрели индийцы, затем у них переняли арабы, от которых мы их и узнали и стали использовать в повседневной жизни, а особенно при изучении предметов технического цикла. Без них невозможно представить таблицу умножения.

3. Это растет в различной местности. Её собирают, промывают, сушат, а затем используют в практических целях. В частности из неё делают отвары и настои.

4. Игра двух партнеров на разделенной на светлые и темные клетки доске с 32 специальными темными и светлыми фигурами.

Читайте также: