Конспект логопедического занятия осень 1 класс

Обновлено: 07.07.2024

Логопедическая тема : Слоговой анализ и синтез слов.

Грамматическая тема: согласование прилагательных с существительными м. р. и ж. р.

Лексическая тема: Осень

Цель: Учить делению слов на слоги, закрепить правило, сколько в слове гласных, столько же и слогов.

Логопедические задачи :

- Учить делить слова на слоги.

- Учить согласовывать прилагательных с существительными м. р. и ж. р

- Развивать звукобуквенный анализ и синтез, фонематический слух.

- Развивать логическое мышление и связную речь.

- Развивать зрительное внимание.

- Развитие мелкой моторики.

- Воспитывать аккуратность при ведении тетрадей.

1. Орг. момент и повторение изученного материала. Слайд. №2.

Логопед предлагает послушать музыку закрытыми глазами.

1,2,3, в осеннем лесу очутись.

Какие звуки леса вы услышали?

Кто живет в лесу, Какой лес осенью? Назовите осенние месяца.

Назовите признаки ранней осени, поздней осени.

Что делаю люди осенью в огородах, садах? (ответы детей)

Правильно, молодцы! Собирают урожай. Ходят в лес за грибами и ягодами.

Сейчас мы с вами тоже отправимся в лес. Чтобы собрать грибы, мы должны знать гласные звуки и уметь делить слова на слоги. Какие гласные звуки вы знаете? А,о, у, ы, э, и. Как узнать сколько слогов в слове?. Ответы детей. Напоминание правила. Сегодня мы поучимся делить слова на слоги.

2. Основная часть. Слоговой анализ и синтез. Слайд №3.

В первую картинку кладем слова, в которых 1 слог, во вторую-2 слога, третью – 3 слога. Подбери к каждой схеме картинку.

Молодцы. Правильно наполнили корзинки.

3. Физминутка "Листочки". Музыка: звучит шум леса.

Осенние листочки закружились

Веселый ветер зашумел над ними,

Весело они летели

И на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг листочки красивые поднял.

Весело они летели

И на землю сели.

Ой, как много листочков. А давайте поиграем в игру.

Задания: взять листочек, назвать гласные звуки, разделить слово на слоги и погрузить в машину с соответствующей цифрой).

Умницы, мне не удалось поймать вас в ловушку. Вы точно определили листья.

Дети: Золотая осень, печальная, хмурая погода, хмурое небо, красивые листья, разноцветные деревья, дождливая погода, долгая осень, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковое солнышко.

А сейчас мы свами станем фокусниками. Превратить слово состоящее из одного слога в слово – 2 слога.

Запишите в тетрадь слоговые схемы полученных слов.

6. Прочитайте стихотворение и отгадайте, сколько слогов в слове. Слайд №6.

Запишите его цифрами.

Грустно дуб роняет желуди, 2 1 3 3

Опустел наш старый сад. 3 1 2 1

Парашютиками желтыми 6 3

Листья по ветру летят. 2 1 2 2.

8. Отгадай зашифрованные слова. Слайд №7.

9. Слайд №9. Наш а прогулка по осеннему лесу заканчивается. Закрыли глаза. 1,2,3 в классе очутись.

10. Рефлексия. Что вам помогало при делении слов на слоги? Ответы детей. Какое задание вам показалось самым трудным, какое легким? Ответы детей. Все потрудились хорошо, и я хочу подарить вам осенний листочек.

Выберите себе листочек: красного цвета- вам все задания были под силу, зеленый – у вас что-то не получились.

Занятие по развитию ритмико-слухового восприятия при формировании слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи Задачи: 1. Формировать слуховое внимание и память. 2. Формировать чувство ритма и языка. 3. Формировать фонематический и слоговой анализ.


Логопед: Здравствуйте, мои дорогие дети! Рада встречи с вами! Мне приятно видеть вас всех красивыми! Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся друг другу и начнем занятие. Наше занятие будет проходить празднично, интересно.


(Ответы детей)
*Будем говорить правильно и красиво.
*Повторим приметы осени, узнаем, что бывает только осенью, составим рассказ про осень.
Обо всём этом мы поговорим на занятие и сделаем маленькие открытия.








Работа по плану.
Логопед: После лета наступает (что?) (После лета наступает осень.)
Назовите осенние месяцы (Осенние месяцы - это сентябрь, октябрь, ноябрь)



Как можно назвать осень в сентябре? (Осень в сентябре - ранняя, золотая)
Как можно назвать осень в октябре? (Осень в октябре – дождливая осень)



Стихи об осени.
Ребенок:
Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало,
Короче становился день, лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман, гусей крикливых караван тянулся к югу.
Приближалась довольно скучная пора: стоял ноябрь уж у двора.

Логопед: Что вы можете сказать про солнце осенью? (Солнце осенью греет плохо, солнечных дней стало меньше).
А какое небо осенью? (Небо осенью хмурое, тяжелое, пасмурное, серое).



Что происходит осенью с деревьями? (На деревьях листья желтеют, краснеют, засыхают, падают).
Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Это осеннее явление называется листопад)
Ребенок: Листопад, листопад, листья желтые летят.
Под напором злого ветра скоро голым станет сад.






Логопед: Продолжаем нашу беседу, что делают птицы осенью? (Осенью птицы улетают в теплые края)
Как называют этих птиц? (Это перелетные птицы).
Что делают насекомые осенью? (Насекомые осенью прячутся)
Что делают животные осенью? (Животные готовятся к зиме, впадают в спячку, меняют шубку, делают запасы).
Мы с вами сделали второе открытие осенью перелетные птицы улетают в теплые края, многие животные и насекомые готовятся к зимней спячке.
Логопед: Каким трудом занимаются люди осенью? (В садах и огородах поспевает весь урожай, собирают урожай, делают из овощей и фруктов зимние заготовки).
Еще одно открытие: Осенью бывает заключительный сбор урожая.







Занятие вам понравилось и у вас хорошее настроение! У меня тоже прекрасное настроение! Вам я желаю больших и маленьких открытий в это замечательное время года!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционные

Расширять и активизировать словарь по теме.

Учить составлять рассказ об осени по опорным картинкам.

Формировать фонематические процессы, навыки языкового анализа.

Составлять схемы простого предложения.

Общеразвивающие

Формировать навык полного ответа.

Развивать мелкую моторику.

Развивать силу голоса и переключаемость артикуляционного аппарата.

Воспитательные

Воспитывать умение принимать и сохранять учебную задачу, умение контролировать и оценивать свои действия.

Воспитывать умение передавать свои мысли.

Ход занятия:

1.Орг. момент:

Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада вновь встретиться с вами.

Все ли готовы к занятию?

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать.

Логопед: Ребята, я прочитаю вам стихотворение М. Ходякова, а вы постарайтесь узнать, о каком времени года в нем говориться.

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

- Вы, догадались, о каком времени года пишет автор? (Да, об Осени)

- А какие осенние месяцы вы знаете? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

- Ребята вы любите гулять? ( Где вы любите гулять, где можно еще погулять.)

- Я приглашаю вас, на прогулку в осенний лес. Закройте глаза и представьте себя в осеннем лесу.

Вот мы попали в лесу. А теперь расскажите (какая ) осень в лесу?

**** Если осенью в лесу тепло, то осень (какая?) – теплая. .

Если холодно – то…… солнечно-….,

Если сыро -…., если пришла рано -….

Если дождливо -…., пришла поздно -….

если все листья золотые - …., если долго ждали -…

А если дует ветер – ветреная.

- Молодцы, какая разная бывает осень.

Дыхательная гимнастика

- Подышим в лесу чистым свежим воздухом.

Вдох носом. Пауза. По счет 123 выдох ртом.

(работа над силой голоса и развитие переключаемости арт. Аппарата.)

-В лесу подул ветер и с дерева c летели листочки. Возьмите их. (каждый выбирает себе листочек)

--А теперь сильный (громко) УУУУУ.

Упражнение 3.

(Поверните направо- налево - вверх- вниз.)

Логопед: - Молодцы! А кого вы увидели в лесу?

Физкультминутка (массажные мячи Су Джок)

Катится колючий ёжик

Нет ни головы, ни ножек.

Мне по пальчикам бежит (по ножкам, спинке)

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда- сюда

Мне щекотно да-да да

Уходи колючий ёж

В темный лес, где ты живешь.

Рассказ об осени по цепочке.

-А давайте расскажем ежику про осень. Что происходит осенью.

( Логопед рассказывает и выставляет на доску опорную картинку.. )

Капля раз, капля два.

Очень медленно пока.

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом

А мы зонтики раскрыли

От дождя себя укрыли.

-А теперь каждый из вас вспомнит, что происходит осенью, опираясь на картинку.

Детям раздаются элементы картинок об осени. Затем каждый составляет предложение самостоятельно и чертит схему предложения в тетрадях.

Логопед: - Ребята, давайте вспомним правило написания предложения.

Предложение начинаем писать с большой буквы, в конце предложения ставим точку.

- А какой знак еще можно поставить? (вопросительный, восклицательный знак.)

- Сколько слов в предложении у тебя получилось?

Работа в тетрадях.

7. Подведение итогов. Оценка деятельности детей.

Логопед :- Вот и пришла пора возвращаться обратно в школу.

- Закроем глазки и возвращаемся в класс.

- Понравилась вам прогулка по осеннему лесу?

- Чем она вам запомнилась?

7. Домашнее задание :

- Раскрасьте осенние листочки разным цветом, и вы догадаетесь , с какого дерева они упали.

hello_html_m4eff4eaa.jpg

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 056 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 30.01.2019 905
  • DOCX 87.5 кбайт
  • 39 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Яранцева Агнесса Георгиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- совершенствовать грамматический строй речи (образовывать прилагательные от существительных, образовывать существительные в уменьшительно - ласкательной форме).

Коррекционно-развивающие цели:

- развивать координацию движений с речью;

- развивать связную речь;

- развивать зрительное восприятие;

- развивать память, внимание, мышление, смысловую догадливость при отгадывании загадок.

Воспитательные цели:

- формировать навыки самостоятельности, активности;

- формировать навыки сотрудничества.

Оборудование:

- раздаточный материал - картинки с осенними приметами;

- рисунки с зашумленным изображением листьев по количеству детей;

- карандаши по количеству детей;

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед. Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие мы начнем с загадок. Слушайте внимательно.

Листья желтые летят,

И под ноги просто так,

Как ковер ложатся!

Что за желтый снегопад?

Это просто . (Листопад)

Гнёт к земле деревья,

Пыль с дороги тёмной

Нам в лицо бросает.

И в реке, и в море

Кто о нем загадку,

Дети, отгадает? (Ветер)

Что это за птица?

Над землёй повисла,

Как она примчится,

Всё вокруг темнеет,

Чтобы не промокнуть,

Убегу скорее. (Туча)

Крупно, дробно зачастил,

И всю землю намочил.

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует — оно задрожит.

Время года отгадай

Грибники в леса спешат,

Листья жёлтые летят,

Тучи по небу гуляют.

Птицы к югу улетают.

Логопед. Молодцы. Все загадки отгадали. А кто запомнил все отгадки и может их назвать?

Дети. Листопад, ветер, туча, дождь, лужа, осень.

Логопед. Как вы думаете, о чем сегодня на занятии мы будем говорить?

Дети. Мы будем говорить об осени.

2. Введение в тему занятия.

Беседа об осени с опорой на личный опыт детей.

Логопед. Назовите осенние месяцы? Какой первый месяц осени?

1-й ребенок. Первый месяц осени сентябрь.

Логопед. Какой месяц наступит после него?

2-й ребенок. После сентября наступит октябрь.

Логопед. Какой месяц завершает осень?

3-й ребенок. Завершает осень ноябрь.

Логопед. У меня в шкатулке лежат картинки – приметы. Возьмите картинку, и узнает, какая примета осени изображена на ней.

Дети берут из шкатулки картинки с нарисованными приметами осени и называют их. Каждый ребёнок прикрепляет картинку – примету к магнитной доске.

Дети. Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет. Холодает. День становится короче, а ночь длиннее.

Часто идут дожди. На дорогах лужи.

Дует сильный, холодный ветер.

Листья желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад.

С полей и огородов убирают урожай.

Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

На магнитной доске получается картинная схема рассказа об осени.

Логопед. Если пошел дождь, значит погода какая?

Дети. Погода дождливая.

Логопед. Если светит солнце.

Дети. Погода солнечная.

Логопед. Если на улице холодно.

Дети. Погода холодная.

Логопед. Если дует ветер.

Дети. Погода ветреная.

Логопед. Когда дует ветер что происходит с листьями?

Дети. Падают с деревьев, кружатся.

Логопед. Как это называется?

Логопед. Сейчас мы пройдем на коврик отдохнем и поиграем.

Дети проходят на коврик и проводим физминутку

Листопад.
Листопад, листопад,

(выполняют волнообразные движения рук из стороны в сторону)
Листья осенние тихо кружатся,

(кружатся на носочках)
Листья желтые лежат,

(выполняют наклоны с движением рук)
А под листьями шуршат
Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Шурш, Шуршиха и Шуршонок —

(идут по кругу, шоркая ногами по полу, и произносят звук [Ш-Ш-Ш])
Папа, мама и листенок.

(имитируют подбрасывание листьев вверх)

Логопед раздает каждому картинку-загадку с зашумленными изображениями листьев.

1-й ребенок. Я вижу кленовый лист.

Обводит изображение карандашом.

2-й ребенок. Я вижу березовый лист.

Обводит изображение карандашом.

3-й ребенок. Я вижу дубовый лист.

Обводит изображение карандашом.

4-й ребенок. Я вижу рябиновый лист.

Обводит изображение карандашом.

Логопед. Молодцы. Это было трудное задание. Вы отлично справились с ним.

Дети выходят на коврик и встают в круг.

Лист – листочек, листик, гриб - грибок, грибочек, ягода – ягодка

Дерево – деревце, куст – кустик, ветка - веточка

Солнце – солнышко, дождь – дождик, ветер – ветерок, туча - тучка

Логопед. Поиграли, молодцы.

Работа по составлению рассказа с опорой на картинки - схемы.

Логопед. А сейчас посмотрите внимательно на доску, на ней изображена картинная схема рассказа. Я предлагаю вам попробовать составить рассказ об осени вместе со мной, глядя (опираясь) на схему – подсказку.

Дети пробуют составить рассказ с помощью логопеда.

Наступила осень. Стало холодно. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут дожди, на дорогах лужи. Дует сильный, холодный ветер. Листья на деревьях желтеют, краснеют и опадают. Начинается листопад. С полей и огородов убирают весь урожай. Животные и птицы готовятся к зиме. Перелётные птицы улетают в тёплые края.

Логопед. Молодцы, вам понравилось составлять рассказ по картинкам - схемам?

Завтра вы попробуете самостоятельно составить рассказы об осени, а помогут вам наши картинки – схемы.

3. Итог занятия.

Логопед. Что мы сегодня с вами делали на занятии? О каком времени года мы говорили? Что вам запомнилось? Как вы работали?

Читайте также: