Произведения о детях во время великой отечественной войны 4 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Сохра­нить память о войне, о ее героях нам помо­гают книги. Зна­ко­мить детей с такими про­из­ве­де­ни­ями необ­хо­димо уже с млад­шего школь­ного воз­раста. Прежде чем начать чте­ние книг о войне, стоит пого­во­рить с ребен­ком об исто­рии, в доступ­ной форме изло­жить основ­ные факты, рас­ска­зать о том, что сол­даты защи­щали свои дома и своих род­ных от жесто­ких захват­чи­ков, про­яв­ляя при этом муже­ство и геро­изм. Можно рас­ска­зать и о том, как трудно жилось жен­щи­нам и детям, чьи мужья, бра­тья и отцы отпра­ви­лись на фронт, но они стойко пере­жи­вали все испытания.

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

Для дошко­лят и млад­ших школь­ни­ков, без­условно, инте­рес­ными и запо­ми­на­ю­щи­мися ста­нут стихи о войне:

Спи­сок книг о войне для дошколь­ного и млад­шего школь­ного возраста

  • Ворон­кова Л. Девочка из города (Исто­рия о девочке-сироте, ока­зав­шейся в годы войны в чужом селе и нашед­шей новую семью и дом.)
  • Кас­силь Л. Улица млад­шего сына (Повесть, посвя­щен­ная тра­ги­че­ской судьбе Володи Дуби­нина, юного пар­ти­зана — героя Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Катаев В. Сын полка (Повесть о маль­чике-сироте Ване Солн­цеве, попав­шем в воен­ную часть к раз­вед­чи­ками и став­шем сыном полка.)
  • Осе­ева В. А. Васёк Тру­ба­чёв и его това­рищи (Про­из­ве­де­ние о судьбе маль­чишки Васе Тру­ба­чёве и его дру­зьях, чье мир­ное дет­ство обо­рвала война.)
  • Симо­нов К. Сын артил­ле­ри­ста (Бал­лада о май­оре Дееве и Лёньке, сыне его друга, осно­ван­ная на реаль­ных событиях.)
  • Яко­влев Ю. Девочки с Васи­льев­ского ост­рова (Прон­зи­тель­ный рас­сказ о девочке Тане Сави­че­вой, умер­шей вме­сте со всей своей семьей от голода в бло­кад­ном Ленин­граде, напи­сан­ный на основе её дневника.)
  • Алек­сеев С. Рас­сказы о Вели­кой Оте­че­ствен­ной войне
  • Артю­хова Н. Светлана
  • Баруз­дин С. Шел по улице солдат
  • Ворон­кова Л. Девочка из города
  • Гай­дар А. Клятва Тимура, Сказка о Воен­ной Тайне, о Маль­чише-Кибаль­чише и его твер­дом слове
  • Голяв­кин В. Рису­нок на асфальте
  • Дра­гун­ский В. Арбуз­ный переулок
  • Кас­силь Л. Доро­гие мои маль­чишки, Огне­опас­ный груз, Твои защитники
  • Мар­куша А. Я — сол­дат, и ты — солдат
  • Пау­стов­ский К. Похож­де­ния жука-носорога
  • Соко­лов­ский А. Вале­рий Волков
  • Суво­рина Е. Витя Коробков
  • Тури­чин И. Край­ний случай
  • Яко­влев Ю. Как Серёжа на войну ходил

Школь­ники сред­него звена с удо­воль­ствием узнают о детях, своих сверст­ни­ках, в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни, делах и подвигах.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 5–7 классов

  • Бого­мо­лов В. Иван (Тра­ги­че­ская и прав­ди­вая повесть об отваж­ном мальчике-разведчике.)
  • Коз­лов В. Витька с Чапа­ев­ской улицы (Книга рас­ска­зы­вает о судь­бах под­рост­ков в годы войны.)
  • Король­ков Ю. Пио­неры-герои. Лёня Голи­ков (Рас­сказ о юном пио­нере из Нов­го­род­ской обла­сти Лене Голи­кове, его судьбе и подвиге, осно­ван­ный на реаль­ных событиях.)
  • Руд­ный В. Дети капи­тана Гра­нина (Повесть о юных защит­ни­ках Фин­ского залива, кото­рые смогли не только не про­пу­стить врага, но и в самый реши­тель­ный момент при­няли огонь на себя.)
  • Собо­лев А. Тихий пост (Повесть о муже­стве и геро­изме вче­раш­них школь­ни­ков во время Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны.)
  • Алек­сеев С. Рас­сказы о войне
  • Бал­тер Б. До сви­да­ния, мальчики!
  • Бого­мо­лов В. Зося
  • Ильина Е. Чет­вер­тая высота
  • Лиха­нов А. Послед­ние холода
  • Митяев А.Письмо с фронта

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 8–9 классов

  • Ада­мо­вич А. Бло­кад­ная книга (Доку­мен­таль­ная хро­ника, кото­рая осно­вана на сви­де­тель­ствах ленин­град­цев, пере­жив­ших блокаду.)
  • Айт­ма­тов Ч. Ран­ние журавли (Повесть о судь­бах под­рост­ков в годы Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны, их жизни в дале­ком кир­гиз­ском ауле, испы­та­ниях и радо­стях, выпав­ших на их долю.)
  • Бакла­нов Г. Навеки — девят­на­дца­ти­лет­ние (Повесть о юных лей­те­нан­тах Вели­кой Оте­че­ствен­ной, их тра­ги­че­ски корот­ком фрон­то­вом пути .)
  • Васи­льев Б. А зори здесь тихие… (Повесть о тра­ги­че­ских судь­бах пяти деву­шек и их коман­дира, совер­ша­ю­щих подвиг во время войны.)
  • Поле­вой Б.Повесть о насто­я­щем чело­веке (Повесть о совет­ском лет­чике Мере­сьеве, сби­том в бою и полу­чив­шем тяже­лые ране­ния, но вновь, несмотря ни на что, вер­нув­шемся в бое­вой строй.)
  • Твар­дов­ский А. Васи­лий Тёр­кин (Глу­боко прав­ди­вая и напол­нен­ная юмо­ром поэма, в кото­рой создан бес­смерт­ный образ совет­ского бойца.)
  • Шоло­хов М. Судьба чело­века (Рас­сказ о тра­ги­че­ской судьбе про­стого чело­века, иско­вер­кан­ной вой­ной, и силе харак­тера, муже­стве и сострадании.)

Уча­щи­еся стар­шей школы уже вполне готовы узнать о самых тра­ги­че­ских стра­ни­цах Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны. Чте­ние таких книг можно соче­тать с про­смот­ром воен­ных филь­мов, как совет­ских, так и современных.

Спи­сок книг о войне для уче­ни­ков 10–11‑х классов

  • Бон­да­рев Ю. Бата­льоны про­сят огня
  • Мед­ве­дев Д. Силь­ные духом Брест­ская крепость

Автор: Царева Анжела Ивановна, студентка Новосибирского педагогического колледжа №2,специальность: 44.02.02. Преподавание в начальных классах.
Описание материала: Война не пощадила никого, она обрушилась на детей также, как на взрослых, - взрывами, голодом, холодом. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, сожженные, разоренные дома, потеря близких. Но в это страшное время дети были не только жертвами, они становились воинами, храбро шли защищать свою Родину, своих матерей, братьев и сестёр. Данный сценарий внеурочного занятия позволяет познакомить обучающихся с детьми, преодолевавших трудности сурового военного времени.


Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваши дела? А настроение? Рады, наступлению самого теплого месяца весны?
Обучающиеся: приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Учитель: У каждой страны, у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, пожалуйста, какой праздник наступит совсем скоро.

(слайд 24)
Учитель: Вдумайтесь в эти цифры: каждый день теряли - 9168 детей, каждый час – 382 ребенка, каждую минуту – 6 детей, каждые десять секунд – 1 ребенок. Если бы мы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось бы замолчать на 25 лет. Если за каждого погибшего во второй мировой войне человека объявить минуту молчания, мир молчал бы пятьдесят лет.
Прошу всех встать. Минута молчания.
Садитесь.

Учитель: В письмах на фронт дети рассказывали солдатам, как дома, в тылу, они стараются помочь фронту. Как нужны были эти весточки солдатам перед трудным боем. Давайте же сейчас на письмах – треугольниках напишем слова благодарности всем тем, благодаря которым мы сейчас живем в мире и спокойствие. А также напишите ваше мнение о сегодняшнем занятии. (слайд 25)
Учитель: Занятие подошло к концу. Всем спасибо. До новых встреч!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Произведения о детях во время Великой Отечественной войны.

учить сравнивать произведения разных жанров; обучать выразительному чтению произведения; воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою Родину; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: предметные: умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение, сравнивать произведения разных жанров;

— умения эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи, составлять план урока,

- умения анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений,

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Страна цвела. Но враг из-за угла

Свершил налет, пошел на нас войною.

В тот грозный час, стальною став стеною,

Вся молодость оружие взяла,

Чтоб отстоять Отечество родное!

Вот сорок первый год. Конец июня,

И люди спать легли спокойно накануне.

Но утром уже знала вся страна,

Что началась ужасная война!

— Понравилось вам стихотворение?

— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

— О чем говорится в этом стихотворении?

— Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

Готовятся к уроку

-Почему войну называют ужасной?

- в каком году началась ВО война? В каком месяце?

- Какие стихи о войне вы уже читали?

- Назовите современных писателей, которые писали о войне?

- Что вы знаете из жизни И.П.Захаровой?

Слайд 2,3,4. – К чему призывала Родина –Мать?

-Как вы думаете, о чем будем говорить на уроке?

Работа по теме.

Вступительная беседа

Слов работа

Работа над стихотворением

Творческая работа

— Прочитайте название стихотворения. О чем может в нем говориться?

(Прогнозирование содержания текста.)

— Прочитайте имя автора. Что вы помните о Елене Александровне Благининой?

(Чтение стихотворения учителем.)

— Какие чувства вы испытали при чтении?

— Прочитайте строчки, которые вас особенно тронули.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно. Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение стихотворения.)

— Подготовьте пересказ текста от лица мальчика.

лирического героя, мы не можем сказать точно, девочка это или мальчик. После прочтения этой строчки, мы видим и ощущаем чувства ребенка, его искренность.

Мы видим весь трепет между отцом и сыном, наш герой хранил свою находку, для того, чтобы показать ее своему папе, совсем не важно, что это за осколки, важно, что они представляют для мальчика, какую ценность несут в себе. Также мы видим, что действия происходят зимой, скоро Новый Год.

Этот праздник очень важен для ребенка, ведь Новый год – это пора чудес, пора исполнения всех желаний, даже самых сокровенных. Ну, а какое же желание у героя? Конечно же возвращение отца домой живым и невредимым. И как раз под новый год он может загадать свое желание и оно обязательно исполнится.

Все становится на свои места - это был всего лишь сон, но он был такой реальный, что наш персонаж не может понять, почему же отца нет рядом. Сейчас мы видим, что ребенок потерян, он расстроен, что это была не реальность, а сон.

Мы убеждаемся, что тьма самая, что ни на есть черная, в ней ничего не видно, с помощью ее автор показывает это противопоставление миров, где отец рядом, где не стихает детский смех, где счастлива семья и мир ,где отца рядом нет, мир, который не покидает надежда.

Чувствуется, что ребенок как будто упрашивает отца вернутся, говоря еще и о том, что скоро Новый Год, и его главное желание скоро исполнится.

Тонкие нотки намекают на то, что скоро все закончится, что, как и во сне, скоро Новый Год, только уже наяву, и надежда вспыхивает с новой силой, надежда в то, что скоро кончится война, что вся семья вскоре будет вместе.

Стихотворение можно разделить на две части, первая, где ребенок видит сон, а вторая, где он просыпается и видит, что все как и прежде, идет война, отца рядом нет. Также в этих двух частях чувства у ребенка разные. В первой части он рад встречи с отцом, он веселится и визжит, он счастлив, а во второй части мы видим обиду ребенка, от того, что отец все также на фронте, разочарование, одиночество.

В произведении присутствуют такие тематики как: антивоенная тематика, антифашистская, тематика любви к своей стране и к ее истории.

- воспитывать чувство гордости за детей, принимавших участие в защите Родины.

Оборудование: выставка книг, презентация, компьютер.

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II . Вводная беседа.

- Ребята, какое событие будет отмечаться в нашей стране в мае?

- Сколько лет продолжалась война?

- Когда началась и закончилась?

- С кем воевала наша страна?

Библиотекарь. 22 июня 1941 года мирная жизнь нашего народа была нарушена вероломным нападением фашистской Германии. И чтобы не оказаться в фашистском рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельный бой с жестоким, коварным и беспощадным врагом. Нелегко досталась нам эта победа. Гитлеровцы разрушили и сожгли сотни городов, десятки тысяч сёл и деревень. Трудно найти в нашей стране дом, куда бы не пришло горе, – кто потерял сына, кто – отца или мать, кто – сестру или брата, кто - друга. Долгой и трудной была дорога к Победе.

Видеоролик о войне.

- Как советские люди приближали Победу?

Библиотекарь. Помогали приближать Победу дети и подростки, ваши сверстники или чуть постарше. Подростки, не окончив школы, шли на завод, вставали к станкам. Дети участвовали в воскресниках по уборке урожая, в которых только осенью 1941 года приняли участие 75 тысяч школьников, Они также собирали металлолом, лекарства, заготавливали топливо, шили одежду, собирали подарки фронтовикам, писали им письма, выступали перед ранеными с концертами.

Посмотрите видеоролик о том, как дети защищали Родину и помогали взрослым во время войны.

- Какой вклад внесли дети в дело Победы?

III . Постановка темы, целей.

Сегодня мы познакомимся с произведениями, рассказывающими о жизни детей, подростков во время войны. Перечитаем отрывки из этих произведений.

IV . Основная часть (представление произведений, беседа по прочитанным книгам, чтение отрывков).

Библиотекарь. Во время войны юные граждане наравне со взрослыми мужественно встали на защиту своей страны. Кто-то был разведчиком, кто-то партизаном, кто-то радистом.

- О ком говорится в этом произведении?

- Кем была Наташа во время войны?

- Как она погибла?

- Какие черты характера проявила девочка во время войны?

- Какие чувства вызвало у вас это произведение?

- Расскажите, как мальчишка помог танкистам.

- О чём сожалел танкист?

Чтение учащимися отрывка по ролям.

- Назовите главного героя произведения.

- Как жил Ваня до встречи с разведчиками?

- Какие чувства испытывали к нему разведчики?

- В каких эпизодах Ваня Солнцев проявил мужество, смелость?

Чтение учащимися отрывка по ролям.

Чтение отрывка библиотекарем.

Библиотекарь. Известный детский писатель Михалков Сергей Владимирович в годы войны был на фронте, защищал свою Родину от врага. Тема войны находит отражение и в его творчестве.

- Какое произведение Михалкова Сергея Владимировича вы читали на часе чтения?

- Какую помощь оказывали дети фронту?

Выразительное чтение стихотворения.

V . Обобщающая беседа.

- Какие произведения были представлены?

- О ком говорится в этих произведениях?

- Какие произведения вас взволновали? Почему?

VI. Разгадывание кроссворда.

Название стихотворения Михалкова С.В.:

Все завязано, зашито,
Крышка к ящику прибита -
Дело близится к концу.
Отправляется посылка,
Очень важная посылка,
Пионерская посылка
Неизвестному бойцу!

Поэт-фронтовик, детский писатель, автор гимна России (Михалков).

VII . Рассказы о родных, знакомых, живших во время войны.

Библиотекарь. О жизни детей в военные годы мы узнаём не только из произведений художественной литературы, но и от свидетелей тех ужасных событий – ваших родных, знакомых, которым в далёкие 40-е гг. было столько же лет, сколько вам сейчас. К сегодняшнему библиотечному уроку некоторые ребята приготовили рассказы о своих родных, знакомых, о их самоотверженном труде в годы войны.

Рассказ о Шабалиной Р.В.

Рассказ о Вотинцевой А.И.

«С 1941 года по 1943 год помогала отцу делать для фронта лыжи: чистила, красила олифой. План был большой, иногда приходилось и ночами работать. У нас в семье было 4 детей: старшую сестру отправили работать в Киров на военный завод, я тогда начала работать в колхозе: возила сено, дрова. Запомнилось, как работали в лесу: делились на группы в 3 человека – 1 парень рубил деревья топором, а 2 девчонки распиливали ручной пилой.

Рассказ о Аксёненко Н.И.

- Как дети помогали взрослым приближать Победу?

- Какие качества характера проявили дети войны?

- Какие чувства вызвали у вас поступки детей военного времени?

VI . Итог. Рефлексия.

Мы познакомились с произведениями о…

Сегодня я узнал(а)…

Мне было интересно…

Я хочу прочитать…

Я призываю ребят…

Библиотекарь. Ребята, попрошу вас оценить библиотечный урок с помощью цветных звёзд. Если урок вызвал интерес, был полезным для вас, то возьмите бумажную звезду красного цвета. Ели сегодняшний библиотечный урок вас не заинтересовал, то возьмите звезду синего цвета. (Бумажные звёзды прикрепляются на информационный стенд).

Список литературы

1. Бринский, А.П. Девочка из Марьиной рощи / А.П. Бринский. - М.: Детская литература, 1973. – 42 с.

2. Воронкова Л.Ф. Девочка из города. М. Детская литература, 1972. – 77 с.

3. Катаев В.П. Сын полка. М. Детская литература, 1973. – 256 с.

4. Твардовский А.Т. Рассказ танкиста. М.: Детская литература, 1985. – 25 с.

Краткое содержание произведений

В произведении автор рассказывает о радистке Наташе, девчонке из Марьиной роще, погибшей смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины.

В произведении рассказывается о судьбе девочки из блокадного Ленинграда. Главная героиня Валя потеряла во время войны родителей, а затем обрела новую семью.

Действие повести разворачивается в годы Великой Отечественной войны. Советские разведчики обнаруживают осиротевшего мальчика Ваню Солнцева и приводят его в полк. Мальчик отказывается от отправки на фронт и остаётся на передовой. Мальчик становится сыном полка, разведчиком и артиллеристом. В бою против немецких танков гибнет весь батарейный расчёт, и Ваню Солнцева направляют в Суворовские училище. Юные суворовцы участвуют в военном параде на Красной площади.

В стихотворении говорится о том, как пионеры собирали посылки для солдат, воевавших на фронте.

Читайте также: