Как люди заселяли землю 7 класс география конспект кратко

Обновлено: 07.07.2024


Прошло уже более миллиона лет с тех пор, как зародилась человеческая раса и люди начали осваивать земной шар. Этот процесс был очень длительным и непростым: даже сейчас, когда, казалось бы, наша планета изучена вдоль и поперек, на ней все еще есть места, куда не ступала нога человека. Давайте выясним, как происходило освоение Земли человеком.

Первые шаги

В ходе многочисленных археологических раскопок учеными было установлено, что колыбелью всего человечества является Восточная Африка.

Древние люди старались строить свои поселения поблизости крупных рек, которые обеспечивали их пищей и водой. Первые цивилизации на Земле возникали вдоль устьев таких крупных рек как Нил, Евфрат, Тигр, и назывались они речными. Постепенно небольшие поселения расширялись, укреплялись и впоследствии становились центрами государства.

Древние речные государства

Рис. 1. Древние речные государства.

Поселение в непосредственной близости от рек имело большое значение. По весне полноводные реки выходили из берегов. Когда вода испарялась, оставались большие территории влажной почвы, которая идеально подходила для земледелия. По-другому в условиях жаркого климата люди не могли бы высевать злаки.

Расселение по материкам

Постепенно освоив континент, люди начали продвигаться в разных направлениях в поисках новых, более комфортных мест существования. Так началось покорение нового материка – Евразии.

Со временем человечество успешно освоило все материки, за исключением одного – Антарктиды.

  • Тысячи лет назад на месте Берингова пролива находилась суша, и перебраться из Евразии в Северную Америку не представляло особого труда.
  • Благополучно освоив Северную Америку, древние люди перебрались в южную ее часть.
  • Австралия была освоена людьми, сумевшими добраться до материка из Юго-Восточной Азии.

Освоение земли человеком по странам мира

Людей, живущих вместе на одной территории, объединяет общая культура и язык. Так формируется этнос, который может состоять из небольшого племени или многочисленного народа, нации.

В далеком прошлом могущественные этносы порождали великие цивилизации. В настоящее время структура человеческого общества выглядит немного иначе.

На Земле существует более 200 различных государств, больших и малых, сильных и слабых. Есть государство, которое занимает целый материк – это Австралия. А есть совсем крошечное государство, состоящее из одного единственного города – это Ватикан.

Ватикан

Рис. 3. Ватикан.

Плотность населения в странах зависит от нескольких факторов:

  • географическое расположение;
  • давность заселения;
  • уровень развития хозяйства.

Наиболее плотно заселены страны Западной Европы, Восточной и Южной Азии, восточной части Северной Америки.

Что мы узнали?

Считается, что раса людей зародилась на земле более миллиона лет назад. Освоение земли человеком происходило медленно и непросто. Этот процесс растянулся на долгие тысячелетия. Чтобы найти лучшие места отдельным индивидуумам приходилось преодолевать огромные расстояния по воде и суше, но до сих пор в мире остаются труднодоступные и неизученные уголки.

О заселение и освоение земли человеком

Зарождение человека

Во время изучения археологических раскопок были сделаны выводы, что человечество зародилось в Восточной Африке. Учёные полагали, что человек появился в Африке около 1 млн лет назад. Однако данные неточны. Современный представитель человечества Homo sapiens появился относительно недавно.

Предки современного человека.

Разумные существа зародились миллион лет назад. Они были предками современного человека. Передвигались древние люди на двух ногах, а с помощью рук изготавливали орудия труда. Их внешность была далека от современного облика Homo sapiens. Однако постоянное совершенствование и развитие мыслительных процессов привело к значительным внешним изменениям. Современный тип человека появился примерно 40 тыс. лет назад.

Чтобы обеспечить себя водой и пищей древние люди выстраивали крупные населённые пункты поблизости рек. Зарождение первых цивилизаций произошло в руслах крупнейших водных ресурсов: Тигр, Евфрат и Нил. Маленькие речные поселения постепенно развивались. Расширение городов приводило к тому, что они занимали центры государств.

Расположение поблизости рек было очень важным. Весной вода поднималась и выходи́ла из границ русла. Позднее, когда вода испарялась на затопленных прибрежных территориях, почва оставалась влажной. Для земледелия такие условия были идеальными, тогда как жаркий климат не позволял выращивать злаковые культуры без дополнительной влаги.

Освоение континентов людьми

По мере освоения континента люди начали передвижение в другие части земли, это было связано с поиском более комфортных условий. В результате был покорён материк Евразия. Уже позднее разными представителями человечества были заселены все материки и лишь один остался необитаемым — Антарктида.

Изначально древние люди освоили северные территории Америки, а затем перебрались в южную часть континента. Австралия была заселена древними племенами, которые перебрались сюда из Юго-Восточной Азии.

Этапы расселения

Homo erectus

Эволюционные изменения вида Homo происходили на африканских территориях. Первыми, кто покинул страну и двинулся в направлении Евразии, были Homo erectus. Мигрирование этих представителей началось 2 млн лет назад.

Изучить кратко этапы основания земли человеком и отследить путь заселения можно по представленной таблице:

Вид Время заселения лет назад Направление
Древние виды рода Homo (erectus, ergaster, heidelbergensis) Приблизительно 1,9 млн В Индонезии и на острове Ява стали селиться разновидности эректусов, с тех пор прошло 1,7 млн лет. Запад Европы эректусы заселили около 1,2 млн лет тому назад.
Древние Homo sapiens 200 тысяч Sapiens первые появились в южно-восточной части Африки. С момента расселения популяции прошло около 80−100 тыс. лет. Предки койсанских народов Африки считались носителями гаплогруппы L1. Они стали расселяться на юге. А предки пигмеев относились к гаплогруппе L2 и заселили запад.
Homo sapiens (гаплогруппы L3) около 70 тысяч Представители популяционной Гаплогруппы L3 заселяли восточную Африку. Позднее начали заселяться в Евразии. Считается, что прошло 70 тыс. лет, когда малая группа этих представителей пересекла Красное море и заселила Аравию.
Homo sapiens (современного вида) 45 тысяч Распространение современного Homo sapiens началось в землях Средней Азии и Ближнего Востока, с тех пор прошло 45 тыс. лет. Заселение продолжалось на протяжении 15 тыс. лет. Со временем неандертальцы были вымещены современным видом людей — кроманьонцами.
Homo sapiens 22 тыс. Америку населяла небольшая группа людей около 22 тыс. лет назад. Заселение континента произошло через Аляску из Азии. Это событие относят к последней ледниковой эпохе. Считается, что тогда уровень моря был значительно ниже, а Аляска соединялась с Сибирью сушью. Этот участок назывался Берингия. Проводились исследование, согласно которому население Америки произошло от 70 представителей. Этап заселения происходил 15 тыс. лет тому назад, когда на Аляске отступили ледники.

В 2015 году было сделано открытие об обратной миграции в Африку из Евразии индивидуумов митохондриальной гаплогруппы L3. Считается, что они вернулись 70 тыс. лет назад.

Стало известно также, что около 7300 лет назад в окрестности озера Чад прибыли из Евразии представители Y-хромосомной гаплогруппы R1b.

Выбор места жительства

На планете создано свыше 200 государств разного масштаба. Существует государство, занимающее целый материк — это Австралия. А есть и такое, что состоит из одного города, например, Ватикан.

На плотность заселения стран влияет несколько факторов:

  • География расположение.
  • Уровень хозяйственной деятельности.
  • Древность заселения.

Люди объединялись в группы

Люди объединялись в группы на одной территории. Их связывал один язык и общая культура, что в результате определило этнос — совокупность людей с общими субъективными или объективными признаками. Благодаря этносам зарождались великие цивилизации. Современное общество устроено по-другому.

Часто крупные поселения оставляли обустроенные уголки земли и отправлялись на поиски новых, лучших условий для проживания. В результате миграций развилось животноводство и земледелие. К тому же численность населения быстро возрастала. Около 15 тысяч лет назад на планете проживало 3 млн человек, сегодня эта цифра свыше 7 млрд.

Для жительства в основном выбирались равнинные участки. На равнинах удобно разрабатывать поля, строить населённые пункты и промышленные предприятия (фабрики, заводы). Выделяют четыре области с наивысшей плотностью населения:

  1. Восточная часть Северной Америки.
  2. Запад Европы.
  3. Южные и восточные районы Азии.

Историко-географические закономерности заселения земли человеком очень важны, они помогают лучше изучить развитие цивилизации. Места расселения выбирались с наиболее комфортными условиями. К примеру, в Азии и сегодня орошают и засеивают почву. В условиях благоприятного климата урожай собирают несколько раз за год. Запад Европы и Север Америки благоприятен для городских поселений. В городах хорошо развита инфраструктура, построено множество современных фабрик и заводов. В этих частях промышленное производство преобладает над сельским хозяйством.

Влияние хозяйственной деятельности

Изначально первобытные люди лишь собирали съедобные растения и охотились, поэтому не сильно влияли на планету. Взаимоотношение человека с природой было похоже на жизнь крупных хищных животных. Это был примитивный тип хозяйства (присваивающий), когда природа давала сама, что требуется.

Преобразование природных ресурсов человеком для личных целей называется хозяйственной деятельностью. Древние люди изучали землю. Позднее они стали выращивать растения, которые прежде давала природа и приручать некоторые виды животных. Таким образом, произошёл переход от присваивающей деятельности к производящему хозяйству.

Развитие сельского хозяйства

Развитие сельского хозяйства сильно изменило природную среду. Случилось это приблизительно 10 тыс. лет назад. Неизвестно, что стало толчком к развитию: изменение климата или многочисленность населения, но именно хозяйственная деятельность стала первой причиной сокращения земель с естественными условиями.

С появлением сельского хозяйства снизилась зависимость от ресурсов природы. Но для хозяйства требовалось всё больше полей и пастбищ. Леса вырубались, а дикие животные лишались своего дома. Из-за постоянной переработки почвы её состав сильно обеднялся. Искусственное орошение в засушливых районах спровоцировало засоление почвы и снизило её урожайность. А разведение домашнего скота привело к вытаптыванию растительного покрова и уплотнению почвы. В условиях жаркого климата большие участки пастбищ превратились в пустыни.

Производящее хозяйство развивалось несколько веков. Так образовалось ремесленничество, которое дало человеку необходимые для жизни предметы быта: посуду, одежду, мебель и орудия труда. В XVII веке ремесленники уже не могли обеспечить потребности возросшего населения предметами обихода и в результате появилась промышленность.

Заводы сильно загрязняют окружающую среду

На крупных заводах установлены мощные машины, что позволяет ускорить выпуск продукции. Для производства необходим уголь, древесина, металл и прочие природные ресурсы. С появлением фабрик и заводов возросло и число городских жителей. Но какой бы ни была польза от промышленного производства, наибольший вред окружающей природе наносит именно эта деятельность. Проникновение твёрдых и жидких веществ в почву, а также выброс вредных газов в воздух сильно загрязняет окружающую среду. Нарушение природного баланса плохо отражается на здоровье людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Как люди заселяли Землю?

hello_html_4f41d1d8.jpg

Как и почему люди расселялись по Земле?

Наука утверждает, что первый человек на Земле появился много лет назад. Но каким же образом это произошло? Как вообще появилась человеческая жизнь, ведь люди не всегда существовали? Ученые полагают, что первые люди, которые населяли нашу планету, появились 40 тысяч лет назад. Предположительно это была местность в Восточной Африке и Юго-Восточной Азии, т.к. здесь были самые благоприятные для человека природные условия – теплый климат, достаточно воды и пищи.

Постепенно люди расселились по всем материкам Земли, за исключением Антарктиды. Предполагают, что сначала люди освоили удобные для жизни территории Евразии и Африки, а затем и другие континенты.

hello_html_284bbd4a.jpg

Рис.1 Пути переселения первобытных людей

Древний человек пользовался всем тем, что могла предоставить ему природа – присваивал себе ее плоды. Такое хозяйство называют присваивающим. Различают три формы присваивающего хозяйства: собирательство, охота и рыболовство.

Со временем численность людей росла, а еды оказывалось недостаточно. Перед людьми стоял выбор – или умереть с голоду, или уходить на новые земли, где еще никто не живет. Чаще всего новые территории были менее пригодны для жизни (более холодные или сухие, где больше трудностей и опасностей, с меньшим количеством пищи).

Как возникли земледелие и животноводство?

hello_html_m23bed2f9.jpg

Поля дикого ячменя и пшеницы были желанной находкой человека каменного века. Собирая съедобные растения, древние люди стали замечать, что из семян, разбросанных вокруг их стоянок, часто вырастало что-то съедобное, и не хуже, чем найденное вдалеке от дома. Люди стали специально сажать семена в землю и ухаживать за ними. Самые первые земледельцы сеяли семена с помощью палок-копалок. Такими палками делали лунки и клали туда зерна. Позже землю стали копать лопатами или мотыгами. Таким образом, 5-6 тысяч лет назад человек научился возделывать землю и выращивать растения – начал заниматься земледелием (растениеводством). Земледелие – обработка земли с целью выращивания продуктов питания.

hello_html_m4b0ab14c.jpg

Человек заметил, что некоторые животные могут очень помочь на охоте. Но не все они поддавались приручению. Первым домашним животным охотника стала собака. Заметили люди, что и другие животные могут жить в неволе. Но тогда их, как и собаку, надо кормить. Теперь, чтобы добыть мясо, не надо было бегать по лесу за диким кабаном. Можно приручить его маленького детеныша, подкормить его, а затем съесть. Постепенно человек приручил свинью, козу, овцу и корову . Так возникло животноводство. Животноводство – разведение скота для получения пищи.

Ученые считают, что животноводство возникло одновременно с земледелием. Земледелие и животноводство давали человеку пищу и одежду. Эти пища и одежда были уже не добычей или находкой. Это были результаты труда самого человека. Поэтому земледелие и животноводство называются производящим хозяйством . Земледелие и животноводство изменили образ жизни людей. Они стали лучше питаться, дольше жить, реже умирать, а численность населения планеты стала расти.

Как люди приспосабливались к новым условиям жизни?

Расселяясь по планете, людям приходилось уходить на худшие земли. Для того чтобы выжить в непривычных и суровых условиях необходимо было приспосабливаться.

hello_html_1118d817.jpg

В холодных районах нужно обязательно заготавливать топливо, иметь теплую одежду. Необходимо строить теплое и надежное жилище, которое защищает от морозов и от хищников. Главное занятие жителей побережья Северного ледовитого океана – охота на морского зверя и рыболовство. Море дает все необходимое для жизни: одежду, обувь, а главное питание.

hello_html_m520357dd.jpg

В засушливых районах главная проблема – нехватка воды. Поэтому вся жизнь привязана к долинам рек или источникам подземных вод – оазисам. В этих местах можно обеспечить себя пищей занимаясь земледелием. Искусственно обеспечивая водой посевы, люди выращивают пшеницу, рис, кукурузу. Выпасая, на пастбищах верблюдов, коз, овец можно заниматься животноводством. Но из-за редкой растительности стадо нужно перегонять с одного места на другое.

С появлением более совершенных орудий труда человек стал меньше зависеть от природы. Возникали новые и более сложные виды деятельности. Развивались техника, ремесла, культура. Все это позволяло людям активно расселяться по планете, приспосабливаться к окружающей среде. Это может быть с помощью одежды, жилища, питания, способов добывания пищи и режима дня.

hello_html_635a2558.jpg

Задание 1. Отметьте на контурной карте территорию прародины человека и пути переселения первобытных людей

Земледелие - __________________________________________________________

Животноводство - _____________________________________________________

Задание 3. Заполните пропуски в схеме, используя имеющиеся словосочетания: холодные условия, приспособление к окружающей среде, жаркие условия, искусственный полив, строительство теплых домов

Конспект урока по географии 7 класс

Дидактическая цель: создать условия для получения блока новой информации на основе комплексного применения полученных знаний и способов деятельности с элементами уровневой дифференциации в форме парной работы с элементами индивидуальной и фронтальной; с ориентацией на формирование знаний об особенностях расселения населения по Земле и зависимости человека от биосферы.

Цели по содержанию:

Образовательные:

Базовый уровень : понятия раса, признаки расы, основные расы, метисы, мулаты, самбо; особенности расселения, расового состава населения

Повышенный уровень: взаимосвязь приспособленности рас к особенностям природных условий, взаимосвязь расовых признаков к местам обитания, влияние природных условий на расовые признаки и расселение населения

Углублённый уровень: экологические проблемы взаимодействия человека и биосферы, пути их решения.

Развивающие:

Базовый уровень: называть расы, признаки рас, показывать места проживания, отличать по внешним чертам представителей различных рас.

Повышенный уровень: объяснять причины расселения людей на Земле, роль биосферы в жизни человека, соответствие между распространением рас и размещением населения планеты

Углублённый уровень: доказать взаимосвязь человека и биосферы, оценивать влияние природных условий на географию расселения человека.

Воспитательные:

Воспитание толерантности к представителям разных рас.

Планируемые результаты:

Личностные : - осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира,

- осознание себя как члена общества.

- осознание роли человека в целом, и себя в частности в освоении и изучении природы Земли, материков, своей страны.

Предметные результаты обучения: - выявлять и знать географические объекты при изучении темы; находить и показывать их на карте; знать основные правила работы на уроке. умение работать с разными источниками географической информации;

- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов;

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами.овладение элементарными практическими умениями работы с информацией для исследования.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: извлекать информацию об исторических личностях, внёсших вклад в историю географии, делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. умение слушать и вступать в диалог, умение интегрироваться в группу сверстников, умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

Здоровье и психосберегающая среда создаётся через смену видов деятельности, соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Ход урока:

Здравствуйте, те - кто весел сегодня,

Здравствуйте, те - кто грустит,

Здравствуйте, те - кто общается с радостью,

Здравствуйте, те -кто молчит.

Я всем в этом классе желаю «Здравствовать! Садитесь ребята.

Уч итель: Ребята прочитайте стихотворение: Слайд № 1

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но не будем мы унывать.

С понедельника и до субботы

Будем знания добывать.

Учитель: Что для этого нужно?

Учащиеся: Дружно работать, внимательно слушать своих одноклассников, рассуждать, думать и высказывать свои мнения.

Учитель: Правильно. Давайте вспомним, что же мы проходили с вами на прошлом уроке?

1.Дайте определение, что такое народ (совокупность людей проживающих на определённой территории и говорящих на одном языке.)

3. Религия, возникшая более 2000 лет назад (христианство)

4. Пророк Мухаммед – основатель какой религии? (ислам)

5. Назовите Религию Индии (Буддизм)

6. Священная книга христиан (библия)

7. Какие самые распространенные религии исповедуют 95% всех верующих (христианство, буддизм. ислам)

Учитель: Ребята, обратите внимание на физическую карту мира, что вы на ней видете? (на физической карте мира прикреплены картинки с изображениями людей!)

-Как вы думаете о чем пойдет разговор на уроке? (О людях)

-Какую учебную проблему мы должны решить? (Почему люди разного цвета?)

- Действительно, решение этой проблемы связано с тем как и какие люди расселялись на планете.

-Давайте мы с вами определим тему и цель нашего урока.

Цель: узнать как человек заселял Землю, сформировать представление о расах и многообразии народов на планете, их внешних отличиях.

Запись темы урока в маршрутный лист

Изучение нового материала

Слайд № 3 (планета земля)

Учитель: Мы живем на замечательной планете – планете Земля. Это самая уникальная из всех планет солнечной системы. Чем же она уникальна? Ответы учащихся .(на ней есть жизнь)

Учитель: Люди освоили все материки, живут в самых разных уголках планеты. Версий появления человека много, но большинство ученых думают, что древняя родина человека – Южная и Восточная Африка. Именно отсюда наши далекие предки расселились практически по всем материкам Земли.

(вызывать к карте ученика)

- Показать и назвать материки нашей планеты.

Учитель: Сейчас вы просмотрите видеоролик о расселении людей, ответив на вопросы после просмотра.

Видео ролик с 0.16 сек. – 02.27 сек

Учитель: Какие выводы мы можем сделать просмотрев видеоролик:

Сколько было этапов расселения.(2 этапа)

Где появился современный человек? И сколько лет назад ?(Африка. Около 200 т.лет назад)

Что заставило человека переселяться в другие места (забота о пропитании)

Самый главный вывод мы можем сделать о том, что человек переселился не сразу, а постепенно, поэтапно.

Учитель: Перемещаясь по территории Земли, человек попадал в разные природные условия, где были своеобразные условия жизни, таким образом человек приобрел разный внешний вид.

- Как же появились расы?

Учитель: Давайте сначала послушаем миф о происхождении рас.

Слайд № 4 (миф)

Учитель: Ребята, доказывает ли этот миф общее происхождение людей?

( ответы детей о том, что все люди изначально были одинаковыми и были сделаны из одного материала – глины)

- Слайд № 5 обратите внимание на слайд, Что такое расы?

Ученик читает со слайда.

расы - группы людей, объединенных общностью происхождения и сходством внешних признаков, сложившихся под влиянием климата и других особенностей природной среды)

Учитель: Как можно сгруппировать представленных людей и по каким признакам??

Работа в парах (4 пары) . Задание № 2 в вашем маршрутном листе.

Отчёт групп о признаках основных рас сопровождается слайдами,

Слайд № 6 Негроидная раса

Слайд № 7 Европеоидная раса.

Слайд № 8 Монголоидная раса

Слайд № 9 Австралоидная раса

Проверка таблицы Слайд № 10 Оцените себя сами!

Учитель: Ребята скажите, а вы знаете кто такой Миклуха-Маклай?

Слайд 11 Миклуха-Маклай. ( Российский этнограф.

Изучал коренное население Юго-Вост. Азии, Австралии и Океании )

Слайд № 12

Физминутка. – гимнастика для глаз.

Учитель просит посмотреть на карту, найти там глазами север, юг, запад, восток, можно даже "совершить" кругосветное путешествие закрытыми глазами по океанам из какого-то определённого города, материка, моря. Открыть глаза, сравнить с оригиналом.
Вариант 2

- дотягиваемся до вершины гор;
– приседаем столько раз, сколько материков на Земле;
– открываем Америку, переплываем Атлантический океан.

Учитель: С течением времени на Земле растёт доля людей, в облике которых присутствуют признаки различных рас. Они образуют смешанные расы, возникновение которых связано с переселением людей.

Учитель: Сейчас вам предстоит самостоятельная работа с учебником на стр.39 – выполнение задания №3 . Ваша задача в писать понятия о смешении рас.

между европейцами и индейцами - метисы

- между европейцами и народами негроидной расы - мулаты

- между индейцами и народами негроидной расы – самбо

- потомки негроидной и монголоидной расы - мальгаши

Учитель: У кого что получилось. Поменяйтесь маршрутными листами Оцените работу.

Задание: Определите, какой расе Земли соответствуют перечисленные ниже признаки?

Читайте также: