Интонация как носитель образного смысла музыка 5 класс конспект

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Ушакова Елена Леонидовна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи"
Раздел: начальное образование

Урок музыки

Ушакова Елена Леонидовна, учитель музыки

Тема урока: Интонация как носитель смысла в музыкальной и разговорной речи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель урока: формирование знаний и представлений о взаимосвязи музыки и речи на основе их интонационной общности и различий.

1. Образовательная (обучающая): подвести учащихся к пониманию специфики музыкального искусства и особенностей его восприятия на

2. Развивающая: развитие умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы;

развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности;

расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти

и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

3. Воспитательная: воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; художественного вкуса; нравственных и эстетических

Конспект урока по музыке

Тема: Интонация как носитель образного смысла.

Обучающая: активизировать жизненно-музыкальные впечатления обучающихся о роли музыки в жизни человека;

Развивающая: развить логическое мышление учащихся через установление причинно-следственных связей;

Мотивационная: пробудить интерес к творчеству греческого композитора М.Теодоракиса, музыке борьбы

· Приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатлённому в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений

· Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

· Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью

Результаты освоения предмета:

Личностные:

· испытать глубокое эстетическое воздействие, чувство сопереживания;

· ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

· проявлять сотрудничество в ходе решения коллективных музыкально-творческих задач

Метапредметные:

· проявить познавательную активность, творчество, самостоятельность;

· выстраивать цели и гипотезы, видеть противоречия;

· участвовать в коллективном обсуждении, выслушивать мнения и идеи одноклассников, формулировать собственную позицию, понимать содержание вопросов.

Предметные:

· убедиться в способности музыки становиться оружием в борьбе за свободу Родины, объединять массы людей единым чувством, единой мыслью, вести за собой к желаемой цели;

· овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства: интонация, темп, ритм, песня, танец

· развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа

Характеристика деятельности учащихся: Владеть музыкальными понятиями и терминами в пределах изучаемой темы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме

Музыкальный материал:

Оборудование:

Компьютер; проектор, фортепиано

План урока:

1. Организационный момент

2. Рассказ о жизни и творчестве М.Теодоракиса с демонстрацией презентации

6. Домашнее задание

9. Организационный момент

Ход урока:

1. Какое настроение создала музыка, под которую вы входили сегодня в класс?

(Бодрое, революционное, боевое…)

2. Какие средства музыкальной выразительности способствовали созданию бодрого, боевого настроения? (интонация,динамика).

3. Мы сегодня с вами остановимся на одном из средств музыкальной выразительности -интонация. Кто мне напомнит, что значит интонация? (ответы детей)

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Посмотрите на доску. Перед вами слова поэта В.В.Маяковского.

1. Как вы считаете, что может быть у Маяковского бомбой и знаменем? Что помогает людям бороться? (Музыка, боевой дух, оружие…песня и стих)

2. С чем сравнивает Маяковский песню? (Песня – бомба (снаряд, обладающий силой)

3. Зачем нужны такие песни? (Чтобы бороться)

2. Сегодня мы начали с вами урок песней знаменитого греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Слайд №4 . Вопрос: Известно ли кому-нибудь из вас его имя?

Тогда я попрошу нашего Знатока познакомить вас с ним.

Выступление учащегося с показом презентации

Сегодня мы с вами познакомимся с удивительной жизнью и творчеством прекрасного греческого композитора Микиса Теодоракиса.

Слайд №5 Микис Теодоракис родился 29 июля 1925 года на греческом острове Хиос. Отец – выходец с острова Крит, мать родилась в Малой Азии. С детства Микис проявлял интерес и любовь к музыке, свои первые песни начал сочинять, ещё не умея играть на музыкальных инструментах.

Слайд №6 В возрасте 17 лет он организовал в пелопонесском городе Триполисе хор.

Во время Второй мировой войны Теодоракис участвовал в Движении Сопротивления.

Слайд №7 Был схвачен фашистами, подвергнут пыткам. Во время Гражданской войны в Греции (1946-1949) композитор был отправлен в ссылку на остров Икарис, а затем помещён в концлагерь на острове Макронисос, где также подвергался пыткам и избиениям. Все испытания Микис Теодоракис выдержал с честью.

Слайд №8 В 1959г. Теодоракис возвращается в Грецию и организует оркестр в Афинах и Музыкальное общество в Пирее.Микис Теодоракис занимает активную гражданскую позицию, занимается политической деятельностью (был депутатом парламента от Единой демократической партии (1964-1967).

Выступление учащегося 2

Но оказалось, что на окраине Афин, в маленьком кабачке, каждый вечер собирались любители песен М.Теодоракиса, его единомышленники. Каждый вечер приходил туда старый музыкант с гитарой и пел… Пел песни, которые можно услышать повсюду, -по радио, по телевидению, в кино… Песни Теодоракиса он не пел. Он не мог, не имел права их петь. Но слушателей становилось всё больше. Они сидели, слушали и ждали. В конце концов в вечере наступала минута, когда старый музыкант переставал играть, клал гитару на колени и замолкал. По выражению его лица, его глаз все сидящие вокруг понимали: он молчит песни Микиса Теодоракиса. И все вместе с ним тоже молчали песни М.Теодоракиса.

Учитель: Вдумайтесь, песни, которые не поют, а молчат. И эти беззвучные, молчащие песни объединяли людей единым чувством и единой мыслью – свободу Родине! Молчащие песни стали оружием в борьбе!

Теодоракис был вновь брошен в тюрьму, но и там он продолжал сочинять песни, которые удавалось иногда передавать на волю, и они становились оружием греческих патриотов.

Вопросы: 1. За что Теодоракис попал в тюрьму?(За свои песни)

2. Как, по вашему мнению, должны звучать песни, чтобы их боялись, как боятся оружия, бомб, снарядов?(Должна звучать уверенно, громко, призывно, мужественно)

Послушайте и сравните две песни М.Теодоракиса.

Вопросы: 1. Какая музыка по характеру? (Спокойная, нежная, лирическая, певучая, напевная, задумчивая, грустная, простая мелодия. Разнообразный ритм, берущий начало в народных традициях)

2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне спокойный, нежный, лирический характер? (Умеренный темп, плавное, поступенное движение мелодии, не очень громкое звучание)

3. Как вы думаете, о чём эта песня?

Не зная греческого языка, по самой сути музыки, по её исполнению, мы почувствовали глубокую человечность этой песни, пронизывающую её жажду счастливой, спокойной жизни, а так же глубокую любовь к родной земле.

1. Какой была музыка по характеру?

(Мужественная, суровая)

2. Какие средства музыкальной выразительности придали песне мужественный, суровый характер?

Приглушённая мелодия, внутренняя сила прорывается в проигрышах. В музыке контраст: сочетание народно-песенных и революционных интонаций (марш). Второй куплет – контраст первому. Звучит широко, твёрдо, мужественно. Призывную интонацию вносит интервал ч.4)

Можно ли песню назвать песня – плакат?

Какие слова вы считаете наиболее важными, главными?

Слайд №11 (Солистка: Мария Фарандури, в сопровождении ансамбля. Запись этих песен на пластинку была сделана в Москве в 1966 году греческой певицей Марией Фарандури – ей тогда было всего 19 лет. В записи участвует ансамбль, состоящий из бузуки (греческого народного инструмента),

Слайд №12 , гитары, рояля и ударных.

Слайд № 13 Ансамблем руководил Теодоракис, но в те дни, когда Мария Фарандури выступала в Москве, он находился в тюрьме.

О, Греция, воспетая Гомером!

Ты многим поколеньям даришь вдохновенье!

Звучанье лир, кифар…

Волшебный мир нашёптывает шум твоих олив.

По горным склонам пусть журчат ручьи

Лазурны небеса…а солнышка лучи нежны…

Мотив сиртаки вечно пусть звучит,

А на Олимпе бог войны молчит!

А вы видели, как танцуют сиртаки? Можете показать?

Слайд №14 (просмотр видеофильма, фрагмент)

Хотите узнать, как в дальнейшем сложилась судьба М.Теодоракиса? Слово - Знатоку. Ответ 3 ученика.

В 1968 году под давлением мирового общественного мнения М.Теодоракиса освободили и отправили в ссылку, но уже через год (1969) поместили в концлагерь.

За него вновь заступились деятели культуры, в частности Д.Д.Шостакович, Л.Бернстайн, А.Миллер, Г.Белафонте. Это возымело действие и в 1970 году композитор был освобождён. Теодоракис живёт во Франции.

В изгнании он продолжает борьбу, устраивает концерты в пользу борцов с хунтой. После падения хунты в июле 1974 года, Теодоракис вернулся в Грецию.

Слайд №16 Домашнее задание:

Рассказать о дальнейшей судьбе греческого композитора М.Теодоракиса.

Закончить наш сегодняшний разговор о греческом композиторе Микисе Теодоракисе я хотела бы его словами:

1. Чему научил вас нас сегодняшний урок?

(Цели можно добиться не кулаком, оружием, силовыми методами, а добрым словом, красивой песней, приятной улыбкой)

2. Чья жизнь и творчество убедили нас в этом?

3. Какие произведения М.Теодоракиса прозвучали сегодня на уроке?

Выставление оценок.

Музыка способна с большой силой влиять на человека, возбуждать в нём смелость, укреплять веру, объединять людей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока: формирование знаний и представлений о единстве выражения и изображения в музыке

Задачи урока:

1. Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью.

3. Умения слушать и понимать музыку, оценивать и анализировать услышанное, выделять главное, делать выводы; развитие музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки; интереса к музыке и музыкальной деятельности; расширение исполнительских возможностей, на основе осознания выразительности музыкального искусства; развитие музыкальной памяти и слуха, учебно-творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности.

· выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

· ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

· обозначать символом и знаком предмет и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

· строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения.

· отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т.д. );

· определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

1.Организационный момент.

Музыкальное приветствие (в основе мелодии трезвучие и постепенное движение вверх и вниз):

Добрый день, добрый день,

Говорим мы каждый день,

Этими словами здороваемся с вами.

2. Постановка цели и задач урока.

Учитель: -Сегодня наш урок мы начнём с аплодисментов. Я прочитаю вам стихотворение и по вашим аплодисментам пойму, понравилось или нет вам моё чтение (читать стихотворение не выразительно, без интонации):

Тихо-тихо рядом сядем-

В удивительном наряде,

Разодвинутся все стены-

Вся земля видна вокруг:

Плещут волны речки пенной,

Чутко дремлют лес и луг.

Вдаль бегут степные тропки,

Тают в дымке голубой…

Прошу аплодисменты. Почему вы аплодируете тихо и вяло?

Учитель читает стихотворение ещё раз, выразительно, с соблюдением интонации. (цель: подготовить учащихся к восприятию новой темы (роль интонации в разговорной речи).

3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Организовать работу по усвоению нового материала. Поставить учебную проблему и познавательные задачи. Учитель подводит учеников к тому, чтобы они сами сформулировали тему урока. Цель: восприятие и эмоциональный отклик на новое знание в музыке, анализ, выводы .

Учитель: - Так о чём пойдёт речь на уроке?

Учитель продолжает ответ ученика: -Мы будем вести речь не просто о интонации, а о интонации и её значении в нашей жизни. Подводит ребят к пониманию того, что интонация является украшением разговорной речи (смысла нашей речи).

- Когда мы слышим человека, красиво говорящего, мы говорим о том, что его речь похожа на музыку. Музыкальная речь всегда стремилась приблизиться к разговорной речи, чтобы быть понятной многим людям без слов. Ведь красота человеческой речи и музыки зависит от выразительности интонации, при помощи которой мы общаемся. Выразительность интонации помогает нам понять чувства, мысли, настроение человека, т.е. выразительность интонации нам помогает понять окружающий нас мир, помогает нам общаться. Сравнить музыкальную и разговорную речь.

- Музыкальная и разговорная речь очень похожи. Чем? Учитель задаёт наводящие вопросы, которые помогают учащимся подобрать правильный ответ.

Цель: нахождение общего и отличительного в музыкальной и разговорной речи.

Сд ела ть обобщение ответам учащихся .

- Мы убедились в том, что в разговорной и музыкальной речи очень много общего. В музыкальной речи прозвучавшие термины мы относим к средствам музыкальной выразительности, они нам помогают определять в музыке характер, настроение звучащего произведения.

- Конечно, имеются некоторые отличия музыкальной интонации от разговорной. В каком виде речи изначально заложен определённый смысл, а в какой речи интонация является украшением? (ответы учеников: - в письменной речи – есть знаки препинания (. , : ! ? - …), Они есть и в разговорной и музыкальной речи, только в другом виде – это остановки – паузы (в музыке они обозначаются определёнными знаками. Эти виды речи пользуются повышением и понижением голоса. В музыке это регистровые и тембровые изменения, усилением и ослаблением голоса, звука (в музыке – это динамика).

4. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания .

- Мы убедились в том, что в разговорной речи интонация является украшением смысла. А сейчас на примере знакомых и незнакомых интонаций (мелодических отрывков) из музыкальных произведений убедимся в том, что интонация в музыке несёт нам определённый смысл. Что мы можем понять, прослушав небольшой отрывок из музыкального произведения?

(Учащиеся слушают, анализируют, строят ответы: выразительная интонация небольшого отрывка из мелодии, помогает нам определить характер произведения (т.к. по интонации мы можем определить темп, лад, динамику, регистр и другие средства музыкальной выразительности), название произведения, композитора, если произведение знакомое)

5.Первичное закрепление.

Вокально-хоровая работа.

6. Подведение итогов.

Обобщение работы урока вместе с учащимися, вывод из того, что прозвучало на уроке.

- На протяжении урока, мы с вами слушали разные произведения и исполняли. На примере прозвучавших произведений, что вы поняли о связи музыкальной и разговорной интонации? (Ответы: - Мы поняли, что музыкальное искусство через интонацию передаёт слушателям основной смысл произведения. - Музыкальная интонация очень близка к разговорной, поэтому музыка понятна человеку, как и разговорная речь. - От яркости интонации зависит яркость музыки)

Цель: выявить насколько глубоко учащиеся поняли тему урока. Учитель помогает сделать выводы. Подводит итог урока, предлагает учащимся продолжить фразу:

- Ребята, когда вы будете слушать дома музыку, обратите внимание на то, какая интонация характерна для данного произведения, подумайте, о чём она вам рассказывает.

Оценивает результаты работы учащихся на уроке. Выставление оценок за урок.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Тема урока: Интонация как носитель смысла в музыке. Презентация на заданную тему содержит 9 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500

Интонация — единство звука и смысла. Слово называет явление, интонация же заставляет ощутить и пережить его. Пример: интонация (ласки, сочувствия, участия, материнского привета, сострадания, дружеской поддержки).

Скажите, а могут ли одни и те же слова иметь разный смысл? Скажите, а могут ли одни и те же слова иметь разный смысл? Произносим фразу, подчеркивая интонацией выделенное слово. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Меняется ли смысл сказанной фразы в зависимости от интонации.

Утро, зевая, открывает двери. Вновь оживают куклы и качели, Горы, небоскрёбы разноцветных полок. Здравствуй, здравствуй, детский город. Утро, зевая, открывает двери. Вновь оживают куклы и качели, Горы, небоскрёбы разноцветных полок. Здравствуй, здравствуй, детский город. Припев: БАНАНАМАМА - поверишь в чудеса, БАНАНАМАМА - сбываются мечты, БАНАНАМАМА - горящие глаза Так сверкают, как в небе звёзды. Мама, мама, банамама. Мама, мама, банамама. Мама, мама, банамама.

Читайте также: