Интерьеры русских усадеб конца 18 середины 19 в конспект

Обновлено: 03.07.2024

Художественный облик русской усадьбы конца 18 - начала 19 вв.

ВложениеРазмер
hudozh.oblik_russkoy_usadby.pptx 2.31 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Русская усадьба. Достаточно сказать эти два слова, и в памяти всплывает двухэтажный дом с колоннами, светлеющий на фоне парка, темные липовые аллеи, уединенная беседка, сонный пруд. Поэтичный и умиротворяющий, близкий русскому сердцу образ красоты ушедшей, и потому печальный. Россия была украшена сотнями дворянских усадеб, как луг цветами. И мир усадьбы был удивительно богат и интересен. В период расцвета в состав усадьбы входили архитектурный ансамбль и парковое окружение – усадебно-парковый комплекс.

Всякая дворянская усадьба – это в определённой степени музей, поскольку в её стенах столетиями накапливались огромные исторические и художественные ценности – картины, книги, гравюра, мебель, фарфор, семейные архивы. Всё это собиралось и веками бережно хранилось.

Русская усадьба — отдельное поселение, архитектурный комплекс жилых, хозяйственных, садово-парковых и иных построек, а также, усадебный парк. Расцвет дворянских помещичьих усадеб приходится на конец XVIII – I пол. XIX века, когда сеть усадеб покрыла почти всю европейскую часть России

Начиная с 40-х гг. XVIII в. усадьба превращается в парадную репрезентативную резиденцию с постройками дворцового типа, окруженную регулярными садами и каналами. Многочисленные приемы высоких особ, гостей сопровождались устройством великолепных праздников с музыкой, гуляниями в садах, катаниями на водах Усадьба Останкино

Бурное усадебное строительство потребовало вовлечения в этот процесс отечественных и приезжих специалистов: архитекторов, художников, оформителей. Среди них были такие известные мастера, как В.И.Баженов, К.И.Бланк, Н.А.Львов, И.Е. Старов , М.Ф.Казаков, В.Бренна, П.Гонзаго и др. В строительстве дворянских усадеб в провинции участвовало множество безымянных мастеров, крепостных архитекторов и художников В.Баженов И. Старов М. Казаков В. Бренна

Усадьбу строили в живописном месте, часто на берегу реки или пруда. Вокруг простирались поля, луга, леса, деревни. Ансамбль подчинялся планировочной оси, ориентированной перпендикулярно реке. Усадьба Марьино

Центром любой усадьбы служил барский дом. Он стоял на возвышенности и был виден издали . Усадебный дом Беров, г. Алексин

К главному зданию вела аллея, обычно липовая, которая завершалась парадным двором с роскошными цветниками и стрижеными газонами. Сады пейзажного типа включали обычно каскадные разделенные дамбами пруды с живописными островками, множество прогулочных дорожек, гротов, оригинальных оранжерей и павильонов. Усадьба Середниково

Одновременно со строительством новых хором в усадьбах разбиваются регулярные парки, каналы, каскады, фонтаны, копаные пруды, амфитеатры – всё это превращало плоскую территорию в произведения садовой архитектуры

Дом состоятельного помещика походил на дворец, украшенный снаружи колоннами, скульптурами, декоративной лепниной. Барский дом усадьбы Брянчаниновых

Часто на территории усадьбы находилась и церковь, причем храм отступал на второе место после главного дома, подчиняясь ему в композиционном и художественном отношении. Храм Троицы Живоначальной в усадьбе Свиблово

Парадное лицо дворянского дома – это гостиная. Центральное место в доме занимал парадный зал для званых обедов, балов и торжественных церемоний. В интерьере зала преобладали два цвета — белый и золотой, что придавало помещению благородный вид.

Комнаты особняка обставляли дорогой мебелью, увешивали зеркалами, украшали вазами, картинами, скульптурой. Некоторые образцы мебели того времени представляют собой настоящие шедевры прикладного искусства.

Особое место в украшении залов усадебного дома занимали произведения живописи и скульптуры. Предметы искусства развешивали и расставляли в жилых комнатах и гостиных.

В дворянских домах появились специальные помещения: кабинеты, парадные столовые, карточные комнаты, бильярдные, парадные спальни .

5158259_vid_pomeshichego_doma_s_sadom (700x510, 127Kb)

Усадьба по словарю Даля - это "господский дом на селе со всеми ухожами, садом, огородом и прочим". Понятие это утвердилось в русском языке и в жизни только в XVIII столетии. А до этого говорили: поместье. Впрочем, термин этот продолжал свою жизнь вплоть до ХХ века. Он означал пожизненное владение землей с крестьянами, которыми царь награждал бояр и дворян за воинскую и государственную службу.


5158259_vid_ysadbi_v_okrestn_moskvi (458x700, 322Kb)

Отправляясь в деревню по собственной воле или по велению государя, человек хотел там жить точно так же, как существовал в большом свете. Чтобы обязательно был театр. Если не хватало крепостных для создания труппы, то играли сами, приглашая молодых барчуков из соседних поместий. Чтобы была собственная типография, где можно печатать свои ученые и поэтические труды. (Впрочем, для обустройства типографии требовались немалые деньги). Чтобы были балы и приемы. Может, не столь пышные, как в столице, но тем не менее обязательные.


5158259_vid_zagodnogo_yveselit_doma (700x424, 87Kb)

Для исполнения подобных желаний в усадьбе всегда были люди тех профессий, что окружали владельца прежде: собственные архитекторы, живописцы, резчики по дереву, артисты, музыканты, даже создатели музыкальных инструментов. Все они набирались среди крепостных и обучались в городах у профессионалов. Самые талантливые навсегда вошли в историю русской культуры: архитекторы Федор и Павел Аргуновы, художники Иван и Николай Аргуновы, Василий Садовников; создатель великолепных скрипок, виолончелей и гитар Иван Батов и многие, многие другие.


5158259_Interer_domashnego_teatra (700x477, 165Kb)

Небывалый расцвет усадебной жизни со всеми ее особенностями совпадает со второй половиной XVIII - первой четвертью XIX века. Он начинается с Указа о вольности дворянской и завершается через несколько лет после казни декабристов. Екатерина II всячески поощряла развитие усадеб. В них она совершенно справедливо видела опору империи на местах и своеобразные центры просвещения.

5158259_Dvorec_v_Marine (700x525, 328Kb)

Переезд в усадьбу - переселение в мир природы, который неизбежно навевает думы об, увы, быстротечности человеческой жизни, погружение в чудный мир воспоминаний о проведенном здесь детстве или предыдущих посещениях уютного дома, располагающего к лени и раздумьям.

5158259_v_komnatah (700x530, 105Kb)


5158259_kabinet_neizv_hyd (700x433, 65Kb)

Как считают историки, на протяжении XVIII и начала XIX века кабинет был обязательным элементом усадьбы, но принадлежал еще и к непарадным, приватным комнатам. И обстановка его была достаточно строгой.


В кабинете хозяина хранились и прославленные усадебные библиотеки. Сначала это были книги необходимые, "рабочие": календари, где всегда были полезные для хозяйства советы, журнал "Экономический магазин" по многочисленным вопросам ведения хозяйства усадьбы.


5158259_interer_gostinoi (700x482, 136Kb)

На одном этаже с кабинетом размещались спальни. По европейской моде - отдельно хозяина, хозяйки и детей. А позже в некоторых усадьбах появились и "парадные спальни", которыми не пользовались, но их пышное убранство свидетельствовало о знатности и благосостоянии владельцев усадьбы.


5158259_v_komnatah_gostinaya_s_kolonnami (700x416, 86Kb)

О вкусах хозяев, их культуре и воспитании судили по убранству анфилады парадных залов, главным из которых была большая гостиная. В начале XIX века меняется само предназначение гостиных. Если раньше они служили для официальных приемов или торжественных церемоний, то теперь они все больше обретают романтический характер. В гостиной появляется рояль, здесь устраивают семейное чтение новых французских романов, обмениваются новостями и сплетнями.

Второй по значению после парадной гостиной была парадная столовая. Без дружеского застолья не мыслили ни одного праздника, ни приема гостей. Веселые и шумные трапезы длились долго. На Руси любили вкусно и обильно поесть. И чем изысканнее и многообразнее по числу блюд был обед, тем большую славу обретал хозяин.


5158259_Stolovaya_v_ysadbe_OsipovihVylf_ (700x520, 121Kb)

В жаркие летние дни столы обычно накрывали в павильоне усадебного парка, рядом с которым играл оркестр из крепостных. Собственные оркестры были почти столь же обязательны, как наличие в усадьбе библиотеки, портретной галереи и красивого пейзажного парка с галереями из деревьев разного рода, беседками, гротами.


5158259_Chaepitie_v_sady (700x664, 77Kb)

К середине XIX века усадебная жизнь начала хиреть. Нарождающиеся будущие финансисты и промышленники скупали старые поместья и безжалостно вырубали сады и парки. И лишь в отдельных случаях старые барские усадьбы попадали в руки просвещенных, талантливых предпринимателей и обретали новую жизнь.


- приобщение учащихся к истории, культуре через погружение в прошлые эпохи, в мир ушедшей красоты.

Данный урок планировался совместно с учащимися 9 класса, продумывалась предварительная подготовка. Решили все вместе посетить музей интерьера – Особняк на Набережной (Набережная, дом 87) . Учащиеся разделились на исследовательские группы по числу комнат особняка (6) . Каждая группа оформляла результаты своих исследований: подбор наглядного материала по интерьеру, поиск в энциклопедиях истории происхождения вещей из интерьера комнат, подготовка доклада по теме. Учащимся предложено было обратить особое внимание на жанры живописных полотен в интерьере особняка. Так же учащимся было предложено творческое домашнее задание по созданию интерьера своей комнаты в понравившемся художественном стиле.

Эпиграф урока: «Почтенный замок был построен,

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Везде высокие покои,

В гостиной штофные обои,

Царей портреты на стенах,

При построении урока учитывалось три вида мотивации:

1. Социальная: повышение авторитета каждого члена коллектива при выполнении работы в группе, помощь учителя в определении роли каждого при проведении исследовательской работы и подготовке доклада.

2. Прагматическая: усилить внимание к предмету, который поможет учащимся раскрасить их жизнь, быть компетентными в вопросах культуры, при приобретении специальности (например: музейного работника, искусствоведа, дизайнера интерьера, дизайнера мебели)

3. Содержательная: (при работе с одаренными учащимися) Применение знаний в нестандартных ситуациях, познавательные споры, введение учащихся в проблемные ситуации( например: творческое домашнее задание по созданию интерьера своей комнаты; или проблемные вопросы на уроке: представьте себе, что вы управляющий русской усадьбой XVIII – XIX века. Вам поручили определить место картин по комнатам усадьбы. Живописные полотна каких жанров вы бы разместили в портретной (кабинете, будуаре, столовой…) ?)

Весь наглядный материал к уроку размещен на шести частях ширмы. Материал открывается для обозрения по мере рассмотрения различных комнат в ходе урока.

На первой части ширмы помещен эпиграф урока, открытки с изображением живописных полотен из музея интерьера, определения терминов: интерьер, бельэтаж, анфилада. А так же образцы рисунка и цвета обоев из разных комнат музея.

На второй части ширмы и последующих частях расположены фотографии интерьера различных комнат: приемной, портретной, мужского кабинета, гостиной, женского кабинета(будуара) , столовой.

На последней части ширмы расположен отрывок из стихотворения Н. Гумилева.

Так же к уроку подобран наглядный материал из энциклопедий по искусству (см. список литературы)

На уроке использованы видеофрагменты, демонстрирующие интерьеры в домах-музеях Санкт-Петербурга.

ХОД УРОКА:

Организационный момент

Введение темы урока.

Сегодня на уроке мы подведем итоги нашей совместной исследовательской деятельности, проведенной в экспозиции музея, при работе с дополнительными источниками информации, поиску наглядности по теме.

Мы еще раз отправимся в путешествие по интерьерам русских усадеб с помощью ваших выступлений, презентаций исследований. А определить степень усвоения вами учебного материала поможет выполнение работы тестового характера.

Ребята, на уроке вам понадобятся ваши умения выделять из докладов одноклассников необходимую информацию и кратко её записывать, задавать вопросы по докладу, а так же умение убедительно излагать подготовленный материал.

Главной задачей усадебного строительства в XVIII – XIX веках было создание идеального мира со своими ритуалами, нормами поведения, типом хозяйствования и особым времяпровождением. Создавался усадебный мир очень тщательно и подробно. В хорошей усадьбе не должно быть ничего непродуманного. Все значимо, все является аллегорией, все можно понять тому, кто знает все правила усадебного таинства.

Желтый цвет усадебного дома являл богатство хозяина, воспринимаясь эквивалентом золотого. Кровлю поддерживали белые (символ света) колонны. Серый цвет флигелей – это удаленность от деятельной жизни.

Каждое архитектурное сооружение навязывает его обитателям свой ритм жизни. Около двух столетий жизнь дворянина начиналась в усадьбе, протекала в ней и часто заканчивалась здесь же.

Жизненный круг дополнялся дневным. Сутки в усадьбе явно делились не только временно, но и пространственно.

Урок МХК Интерьер русской усадьбы XVIII – XIX веков

Парадные апартаменты особняка занимали всегда бельэтаж (определение) . Комнаты располагались обычно анфиладой (определение) .

Архангельск обладает редким памятником архитектуры – зданием, построенным в 1786 году по образцовому проекту жилого дома. Сейчас в нем находится единственный в России музей русского интерьера XVIII – XIX веков. В нем мы с вами побывали с целью

исследования интерьера русской усадьбы. Каждый из вас решал определенную задачу, подготавливал материал к уроку. Давайте обнародуем результаты наших исследований.

Попрошу вас в своих выступлениях представить себя управляющим русской усадьбы. Расскажите нам, каков интерьер каждой комнаты, подберите картины в эти комнаты, воспользовавшись нашей галерей или каталогом картин музея изобразительных искусств нашего города, а также подберите обои в каждую комнату из перечня образцов.

1 группа. Исследование интерьера приемной.

- комната для посетителей

-минимум мебели: стулья и консольный столик для корзины-визитницы

-рассказ учащихся о назначении комнаты, определение цвета обоев (малиновый) , рассказ о картинах на стенах и назначении визитницы

-учащимися выполнена исследовательская работа по правилам оформления и обращения с визитками и творческая работа по созданию личной визитки.

Русская усадьба стала отдельным явлением в архитектуре и дизайне интерьеров. И сейчас многие владельцы загородных домов пытаются воспроизвести это направление. Давайте попробуем разобраться, чем отличается русская усадьба от обычных особняков, немного окунёмся в прошлое и рассмотрим особенности такого интерьера.

Особенности русской усадьбы: стиль и интерьер, история и современные интерпретации

Художник Станислав Жуковский известен своими картинами, на которых он любовно изображал старинные русские усадьбы. По его картинам можно изучать интерьеры домов с середины XIX и до начала XX века.

С.Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома

С. Ю. Жуковский. Поэзия старого дворянского дома, 1912

С.Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове

С. Ю. Жуковский. Большая гостиная в Брасове, 1916

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома

С. Ю. Жуковский. Интерьер библиотеки помещичьего дома, 1910-е

Сразу определимся, что говорить мы будем именно об усадьбах, а не избах, теремах и княжеских дворцах. Об избах и теремах сказано немало, это тоже история, причём более древняя. А повторить роскошь и царский стиль дворцов русских князей в настоящее время могут себе позволить единицы. Да и кто решится на воспроизведение такого стиля — в современных реалиях это сложно себе представить.

Русский терем, как место проживания достаточно зажиточных семей, сейчас можно встретить в основном в старинных городах и деревнях. Резные наличники, дерево в качестве основного материала, четыре небольших комнаты вокруг солидной печи, веранда — вот основные отличия такого строения.

Русский терем

Современный интерьер русского терема

Интерьер же русской избы в настоящее время можно встретить в банях, иногда так строят дачи люди, которые увлекаются стариной. Здесь всё просто, по-деревенски, без изысков и лишних деталей.

Интерьер русской избы

  1. Боярские или купеческие усадьбы, которые начали появляться в XVII веке.
  2. Помещичьи усадьбы, которые оставались основным местом проживания зажиточных россиян вплоть до начала XX века, а особенную популярность получили в XIX веке.

Русская усадьба

Белый или иногда синий дом в классическом стиле, колонны с коринфскими ордерами, максимум два этажа, широкое крыльцо или терраса — такой внешний облик русской усадьбы не устарел и сейчас.

На этом фото усадьба Гальских, расположенная в Череповце. Сейчас это дом-музей, рассказывающий о быте помещиков начала XIX века.

Усадьба Гальских. Череповец

Усадьба Гальских. Череповец

Усадьба Гальских. Череповец

Усадьба Гальских. Череповец

Что касается интерьера русских усадеб, то следует отличать купеческий стиль от более позднего, созданного под влиянием европейских, в основном французских направлений и приближённого к современным реалиям.

Дом-музей купца Клепикова А.Г.

Дом-музей купца Клепикова А.Г.

Дом-музей купца Клепикова А.Г.

Дом-музей купца Клепикова А.Г.

Мебель в такой усадьбе зачастую была разномастной — старинный сундук, доставшийся от деда, мог соседствовать с новомодным французским стулом или английским креслом, которые владелец дома по прихоти супруги приобрёл во время поездки в город. Традиционно в русской усадьбе был зал для приёма гостей и, если позволяли размеры дома — балов, а также кабинет, который становился мужским убежищем хозяина.

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Русская усадьба в поселке Медное озеро

Если вы хотите воссоздать в своём доме интерьер русской усадьбы, следует придерживаться таких принципов:

  1. Обязательным элементом станет деревянный пол, можно паркетный или из досок.
  2. Мебель лаконичная, лучше из тёмного дерева, с тонкими ножками.
  3. Межкомнатные двери и плинтус белые.
  4. Стены тоже могут быть деревянными, окрашенными в нейтральные оттенки (но лучше — белоснежными). Можно также использовать обои под старину, которые имитируют текстиль.
  5. Столы круглые или овальные, с красивыми скатертями, светильники с уютными абажурами и лёгкие шторы.

Интерьер в стиле русской усадьбы

Что касается кухни и санузла, то здесь целесообразно использовать изразцы. Дверцы кухонных шкафов можно оставить деревянными или расписать под Гжель, как на представленном нами примере.

Интерьер в стиле русской усадьбы

Сейчас стиль русской усадьбы некоторые домовладельцы представляют себе, как некую смесь избы, кантри, шале, рустика и современных мотивов.

Столовая в стиле русской усадьбы

Интерьер в стиле русской усадьбы

Что ж, стиль русской усадьбы всегда был некой смесью различных направлений, взяв многое из классики и истории нашей страны. Однако, если вы будете придерживаться главных канонов, в итоге у вас должен получиться лёгкий, не перегруженный мебелью интерьер, уютный, свежий, достаточно простой и при этом действительно домашний, настоящая чеховская дача, не раз описанная классиками русской литературы.

Читайте также: