Конспект по теме фонетика звуки и буквы

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока по русскому языку :

Подготовила: учитель русского языка Шачикова Е.В.

1.Ознакомить учащихся с понятиями ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ОРФОЭПИЧЕСКАЯ НОРМА, ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ НОРМА.

2. Закрепить и углубить знания о звуках и буквах.

3. Содействовать развитию речи учащихся, произносительных норм.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Давайте мы улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего нам всем настроения.

2. Проверка домашнего задания.

3. Новая тема.

- тема урока написана на доске. Давайте вместе с вами определим цели урока. ( ответы учеников)

- Молодцы. А мы начинаем работать и обратимся к учебнику стр. 124

Сейчас мы прочитаем текст упражнения 240 и проанализируем содержание текста.

- Определите тему и основную мысль текста (ответы учащихся).

- Давайте ознакомимся с теоретическим материалом учебника на странице 125.

- А теперь я хочу предложить вам проверить вашу внимательность. В упражнении 241 нужно найти ошибку в названии и содержании текста.

Работа в парах. Упражнение 242 Задание:

1.Прочитать текст. Определить его тему, основную мысль. Из текста выписать слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

У доски ученик выполняет дополнительное задание: синтаксический разбор предложения.

И немного мы устали.

Встанем, ручки разведём,

Ножки тоже потрясём.

Корпус дружно повернём,

Сядем, рассуждать начнём

Физкультминутка. Делаем упражнения для глаз.

Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 5-6 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 4), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить несколько раз.

Продолжение работы по теме урока. Учебник на странице 244. Чтение шуточного стихотворения.

- Необходимо найти в выделенных словах заблудившиеся буквы. Кто первым найдет, тот МОЛОДЕЦ!

ПРОВЕРКА ВЫПОЛНЕННОГО ЗАДАНИЯ. Чтение правила на странице 127.

Составьте несколько предложений- рассуждений на тему: ПОЧЕМУ ВАЖНО СЛЕДИТЬ ЗА СВОЕЙ РЕЧЬЮ?

ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

-Ребята, как вы думаете, удалось ли нам достичь цели нашего урока? Кто считает, что ему необходимо еще поработать над этой темой? ( ответы учащихся)

Домашнее задание . параграф 31, упражнение 245

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 527 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 31. Звуки речи и буквы

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 13.12.2021 143
  • DOCX 16.1 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Шачикова Елена Вячеславовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Фонетика (гр. phonetike от phone — звук) — раздел языко­знания, изучающий звуки речи. Звуки мы произносим, когда говорим. Их и называют звуками речи. Звуки необходимо отличать от букв. Буквы мы видим и пишем. Они помогают переводить устную речь в письменную и наоборот. Звуки мы произносим и слышим. Звук записывается не так, как буквы: а, б, в, г — звуки записываются в квадратных скобках: [а], [б], [в], [г]. Такой способ записи называется транскрипцией. Звуки бывают гласными и согласными . Гласных звуков в русском языке 6 , а обозначать их могут 10 букв. Согласных звуков в русском языке 36 .

Орфоэпия (гр. orthos — прямой, правильный + epos — речь) — раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения. Русская орфоэпия включает: 1) правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких согласных, сочетаний согласных; 2) правила произношения отдельных грамматических форм; 3) особенности произношения слов иноязычного происхождения. В формировании литературного произношения большую роль играют телевидение, радиовещание, театр, кино. Нормы произношения отражают орфоэпические словари и словари ударений.

Вы смотрели раздел ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ.

П еречень конспектов по темам: Характеристика букв и звуков. Слог. Деление на слоги. Правила переноса. Ударение. Орфоэпические правила. Орфоэпический словарик. Фонетический разбор слова (упрощенный и подробный).

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока на тему "Фонетика. Звуки и буквы"

Синёва Мира Николаевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №35 города Белгорода

Учитель начальных классов

Высшая квалификационная категория

Фонетика. Звуки и буквы

Цели: создать условия для формирования представления о том,

что в слове количество звуков и букв может совпадать или не

развивать навык грамотного письма;

совершенствовать работу со словарными словами.

Эпиграф : «Мало иметь хороший ум,

рабочая тетрадь; памятки; карточки по дифференциации;

толковый словарь; фразеологический словарь;

I . Организационный момент.

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте, всё ль в порядке?

Книжка, ручка и тетрадка?

С усердием трудитесь!

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?

- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу. А работать мы будем над сложной темой русского языка. Мы будем учиться различать звуки и буквы в словах, определять их количество, убеждаться в совпадении и несовпадении звуков и букв в одном и том же слове. Ну и, конечно, развивать грамотное, каллиграфическое письмо.

- В конце урока мы должны будем с вами ответить на вопрос: Почему не всегда в слове одинаковое количество букв и звуков? А для этого вы должны внимательно слушать меня и друг друга, думать, активно отвечать и ничего не бояться.

- Девизом нашего урока станут слова французского философа, сделавшего много открытий в математике, физике, астрономии и обществознании. (Чтение с доски эпиграфа.)

- Как вы понимаете эти слова?

- Я надеюсь, что вы всегда будете правильно применять свой ум и только на добрые дела.

Назовите буквы : Я Ё Ю И Е Ь , какая буква лишняя? Почему? Запишите в тетрадь эти буквы.

НЬ СЬ ДЬ ПЕНЬ ЛОСЬ

- Что объединяет эти слоги и слова? Запишите в тетрадь.

Работа по теме урока.

Мягкий знак – хитрый знак:

Не сказать его никак.

Он не произносится,

Только в слово просится!

- Для чего Ь просится в слово?

- Прочитайте сочетания : НЬ, СЬ, ДЬ.

Сколько в них букв? Сколько звуков? Почему?

Работа у доски и в тетради со словами:

(совместно) – пень [п’эн’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 гласн.

(самостоятельно) – лось [лос’] – 1 слог, 4 б., 3 зв., 2 согл., 1 глас.

Почему в словах разное количество букв и звуков?

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки.

Через ветви и пенечки.

Кто, высоко так, шагая –

Не споткнулся, не упал.

Работа по теме урока.

Стр. 92, упр. 55 (устно).

- Рассмотрите рисунок. Назовите каждое животное.

- Сколько звуков в каждом слове?

- Сколько букв в каждом слове?

- Объясните, почему количество звуков и букв в слове не совпадает.

Медведь – 6 зв., 7 б.

Почему разное количество букв и звуков в словах?

- Летом наедается, зимой высыпается.

- Крупное хищное млекопитающее с длинной шерстью и толстыми ногами.

3)-А кто мне скажет, что означает слово медведь ? (Работа с толковым словарем.)

4)- Придумайте предложения с этим словом. (Одно записываем на доске и в тетради.)

5)- Прочитайте фразеологические обороты на доске:

Медведь на ухо наступил.

- Объясните смысл оборотов. (Работа с фразеологическим словарем.)

- Запишите тот, который вам больше понравился.

VII . Физкультминутка (произвольно).

VIII . Работа по теме урока.

– Запишем слово медведь ещё раз и сделаем звукобуквенный анализ этого слова:

Медведь – мед – вéдь [м‘идв’эт’] – 2 сл., 7 б., 6 зв., 2 глас.зв., 4 согл.зв.

- Почему разное количество букв и звуков в слове?

2) стр. 93, упр. 56.

- Прочитайте строки из стихотворения В. Лунина.

- В каких словах количество букв и звуков не совпадает? Почему?

- Выпишите эти слова. Сделайте транскрипцию этих слов.

(2 чел. у доски делают транскрипцию).

- Сколько букв и сколько звуков в словах. Почему?

3 ) Вывод : буква Ь не обозначает звука, поэтому в словах с Ь не всегда количество звуков и букв одинаковое.

4) – А кто вспомнит, в каких случаях ещё бывает несовпадение звуков и букв? ( Ъ в словах; буквы Е, Ё, Я, Ю в начале слова или после гласной; удвоенные согласные).

IX . . Закрепление знаний.

От чего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

(На доске: ежы, ершы, чяйка, волчята, щюка.)

Вспоминаем правила: жи-ши, чу-щу, ча-ща.

-Исправьте ошибки. Запишите правильно, выделите орфограммы.

- Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Почему?

Звуко-буквенный анализ слова:

ежи – е-жи [й’ижы] – 2 слога, 3 б., 4 зв., 2 согл., 2 глас.

Вывод : буква Е, Ё, Я, Ю в начале слова обозначают два звука.

- Назовите слова с удвоенными согласными.

– Запишите одно слово в тетрадь и сделайте звукобуквенный анализ этого слова: масса – мас – са [маса] – 5 б., 4 зв..

10) - Поменяйтесь тетрадями, проверьте и оцените друг друга.

11) Вывод: удвоенные согласные буквы обозначают один долгий звук.

X. Самостоятельная работа.

Работа по вариантам (дифференциация):

Подчеркни слова, в которых букв и звуков одинаковое количество .

Подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.

Подчеркни слова, в которых звуков больше, чем букв.

Мельница, газета, кисель, дочь, мель, мел, юла, касса, ёж.

Учитель проверяет и оценивает.

- Почему же в словах не всегда одинаковое количество букв и звуков?

Вывод : количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

Ь и Ъ – звуков не обозначают;

Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать?

- Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Почему?

- Спасибо за урок!

Занимательные сказочные материалы к урокам в 1-4 классах/ авт.-сост. И.В.Блинова. – Волгоград: Учитель, 2006. – 78 с.

Поурочные разработки уроков русского языка в 1 классе. – М.: ВАКО, 2005.

Русский язык. Работа со словарными словами на уроках в 1-4 классах/ авт.-сост. О.В.Росланова. – Волгоград: Учитель, 2006.


Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв. Задачи: 1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов; 2) называть буквы, обозначать звуки на письме. 3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы 4) воспитывать аккуратность, самостоятельность. Тип урока: комбинированный Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в 1 классе

Тема: Звуки и буквы.

Цель урока: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв.

1)учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слова, анализировать модели слов;

2) называть буквы, обозначать звуки на письме.

3) развитие аналитического мышления, памяти, умения обобщать и делать выводы

4) воспитывать аккуратность, самостоятельность.

Тип урока: комбинированный

Формы работы учащихся: беседа, устная работа, индивидуальная работа

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

- Дети, каким вы хотите, чтобы получился наш урок?


- Это будет зависеть и от вас: от того, как вы будете помогать мне и друг другу.

2. Актуализация знаний.

- Послушайте стихотворение и попытайтесь догадаться, кто какие звуки не выговаривает?

Мимо сада не спеша

Шли четыре малыша.

- Поиграем.что ли, в пятки!

- Луссе мячик на площадке!

Вот пвидумав! Под говою

Вучше в вунки поиграть!

В пятки, в вунки поиграть!

В пятки, в вунки -что такое?

Ничего не разобрать!

- Какие звуки не выговаривают малыши? (Первый малыш не выговаривает звук (Р), второй – шипящие звуки, а третий звуки (Р) и (Л))

II. Самоопределение к деятельности

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Изучает фонетика нас.

Мы – не буквы, мы – звуки речи.

Произносят и слышат нас.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.


- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?

- Сегодня будем говорить о звуках и буквах. Откройте учебники на стр. 45, прочитайте тему. Чему мы будем учиться при изучении этой темы?

3. Чистописание.

Словарная работа.

На доске: Ваня. Пенал. Собака. Петров. Ученик. Барсик. Сосновка. Море. Москва. Одежда.

- Выпишите в один столбик слова, которые пишутся с большой буквы, в другой столбик слова, которые пишутся с маленькой буквы.

Какие слова напишем с большой буквы? Почему?

4. Изучение нового материала.

В древности, чтобы написать какое-либо слово, человек наглядно изображал рисунком соответствующий предмет или явление. Например, воду он показывал волнистыми линиями. Такие упрощённые рисунки называются иероглифами.

Дым на улице стоит,

Дом из труб его валит.

В день весенний у ворот

Наконец растаял мёд.

Пироги пекутся в речке,

Рыбаки сидят у печки.

Я нашёл огромный грипп,

Но простыл – противный гриб.

- Прочитайте. Что вы заметили? Исправьте ошибки.

- Что мы произносим и слышим? (Звуки)

- Что записываем и видим? (Буквы)

Физкультминутка.

- Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой

Топай левою ногой.

Снова правою ногой,

Снова левою ногой,

После правою ногой,

После левою ногой,

Вот тогда придёшь домой.

5. Работа по теме урока.

1) Прочитайте загадку

Всегда на двух я берегах,

Повис я, стоя на ногах.

- По каким признакам вы догадались?

- Произнесите звуки. Сколько звуков в этом слове? (Четыре)

- Назовите буквы. Сколько букв в этом слове? (Четыре)

- Что можно сказать? (В этом слове звуков и букв поровну)

- Давайте вспомним, как мы обозначаем звуки, выполняя фонетический разбор? Как показывают в звуковой записи, что звук мягкий?


2) Работа в парах: на карточках.

-Укажите звуковую транскрипцию предложенных слов:

- Почему не всегда количество звуков и букв не совпадает в словах?

Вывод: количество букв и звуков в словах не всегда совпадает потому что:

- Ь и Ъ – звуков не обозначают;

- Буквы Е, Ё, Я, Ю обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласных и после Ь и Ъ знаков;

- Удвоенные согласные буквы произносятся как один долгий звук.

- А для чего нам все это нужно знать? (Ответы детей)

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Прочитайте правило рядом с красной чертой на стр. 24 учебника.

- Что такое звуки?

- Что такое буквы?

- Закройте учебники, перескажите правило соседу. Выучите его дома.

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Возможно получатся разные слова: палка -галка, полка, балка, пилка).

- Назовите буквы, которыми различаются слова. Подчеркните их.

7. Рефлексия.

- Чем отличаются звуки от букв?

- Как обозначаются звуки на письме?

- Оцените свою работу на уроке.


(На столе смайлики с разными выражениями. Выберите и поднимите тот смайлик, который подходит вашей работе на уроке).


- Дети, как вы думаете, какой получился у нас урок?

- Спасибо вам за работы. Все хорошо поработали.


-75%

Читайте также: