Современные тенденции процесса цифровизации в казахстане портал электронного правительства конспект

Обновлено: 05.07.2024

Контент журнала ориентирован на студентов, магистрантов, докторантов, соискателей, молодых специалистов, преподавателей и научных работников различных стран, занимающихся проблемами истории Казахстана и Центральной Азии, Евразийского пространства.

Есжанова Н.

Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы

Теги: строительства, портал, электронного, правительства, электоронное, правительство, история, регулирование, информационных, отношений, информационные, технологии, государственные, услуги, модели, электронных, правительств, электронно-государственная, структура, электронный, Казахстан

Электронное правительство в Казахстане: реализация и перспективы Целью работы является анализ политических и правовых нюансов развития электронного правительства в Республике Казахстан, предлагает периодизацию развития феномена и рекомендует комплекс практических мер, направленных на решение проблем развития электронного правительства. Актуальность статьи обусловлена следующими факторами: ускорение процессов цифровой модернизации в Казахстане под влиянием глобальной информатизации; повышение эффективности казахстанского правительства за счет внедрения информационных технологий; необходимость разработки государственной политики в области применения новых технологий в политической сфере в Казахстане; необходимость ускорить экономическую и политическую модернизацию казахстанского общества посредством широкого использования информационных технологий, а также теоретический и практический интерес к изучению потенциальных преимуществ электронного правительства. Ключевые слова: портал электронного правительства, электронное правительство, история, регулирование информационных отношений, информационные технологии, государственные услуги, модели строительства электронных правительств, электронно-государственная структура, электронный Казахстан.

Актуальность изучения электронного правительства обусловлена следующими факторами: ускорение процессов цифровой модернизации в Казахстане под влиянием глобальной информатизации; повышение эффективности казахстанского правительства за счет внедрения информационных технологий; необходимость разработки государственной политики в области применения новых технологий в политической сфере в Казахстане; необходимость ускорить экономическую и политическую модернизацию казахстанского общества посредством широкого использования информационных технологий, а также теоретический и практический интерес к изучению потенциальных преимуществ электронного правительства.

Анализируя реализацию государственной программы электронного правительства, четыре этапа его развития следует выделить следующим образом.

Первый этап (1997 -2000) представляет собой период стратегического планирования для государственной информатизации. В 1997 году глава государства подчеркнул в своем обращении к народу "Казахстан - 2030" важность "установления приоритета независимой и эффективной системы телекоммуникационных услуг, которая станет конкурентоспособной в будущем с аналогичными инфраструктурами развитых стран мира" (Назарбаев, 1997).

Для достижения этой стратегической цели в период были введены в действие указ президента по формированию общего информационного пространства в 1997 году и концепции единого информационного пространства Казахстана в 1998 году.

Второй этап (2001-2003) можно охарактеризовать как период развития базовой информационной инфраструктуры в области государственного управления.

Основная цель документа заключалась в создании новых технологических структур на основе использования передовых информационных технологий и телекоммуникаций в экономике, государственном управлении, культурной и социальной сфере.

Хотя реализация программы проходила медленно, тем не менее, она проложила путь для более масштабного проекта, электронного правительства.

В целом государственное регулирование в данной сфере направлено на развитие государственных информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей в целях обеспечения их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Казахстана.

Тем не менее, закон не предлагает конкретные пути развития инфраструктуры, необходимой для крупномасштабной организации электронных услуг для граждан и бизнеса.

Более быстрая обработка потока документов требует эффективное применение информационных технологий в более консервативной части государственного управления - управления документами. Этот шаг является очень важным элементом в развитии электронного правительства в Казахстане.

Люди обычно склонны использовать бумажные документы, так как электронный документ все еще необычная вещь. В Казахстане электронный документопоток был до сих пор технологией общего дистанционного обмена официальной корреспонденции, хотя носит более структурированный и систематический характер по сравнению с обычной электронной почтой.

Третий этап(2004-2005) является периодом практического внедрения новых технологий в области государственного управления.

Правительство выделило более 50 миллиардов тенге (400 миллионов долларов США) для реализации проекта. Большая часть бюджета была разработана в 2006 и 2007 годах. На строительство необходимой инфраструктуры потребовалось большую часть денег.

Формирование электронного правительства осуществлялось по классической западной схеме внедрения и состоит из двух контуров и трех модулей:

Обобщая результаты проекта, необходимо выделить следующие результаты:

- создание базовых компонентов электронного правительства, в том числе веб-портал и шлюз электронного правительства, национальная система идентификации;

- унификация номера удостоверения личности с регистрационным номером налогоплательщика.

Четвертый этап (2006 - настоящее время) характеризуется первыми практическими результатами реализации электронного правительства.

Реализация программы во время предыдущего этапа позволили Казахстану добиться успеха в реформировании документооборота.

Для разработки новых принципов работы и соответствующей преобразовании деятельности государственных органов необходимо выполнить ряд политических, правовых, административных и технических задач. Поэтому эффективное использование электронного правительства требует последовательной стратегии, которая позволяет организовать и координировать развитие инфраструктуры электронного правительства, соответствующее обучение специалистов, а также решение многих других вопросов, реализуемых всеми частями: власти, бизнеса, общественных объединений, научных учреждений и граждан.

Каковы характеристики организации электронного правительства в Казахстане? Что необходимо улучшить?

Ключевым вопросом являются финансы. Национальный бюджет является основным источником для реализации электронного правительства. Тем не менее, дополнительные финансы могут поступать из местных и транснациональных корпораций, неправительственных организаций и международных структур.

Хорошее функционирование электронного правительства требует совершенствования нормативной и методологической основы проекта.

При разработке законов необходимо учитывать и специфику установленных механизмов регулирования и перспективы развития транзакционных технологий.

3. Совершенствовать инфраструктуру и организацию, т.е.

необходимо обеспечить улучшение основных компонентов инфраструктуры электронного правительства.

С учетом интеграции информационных подсистем центральных и местных государственных учреждений, правительство должно быть основано на использовании общих баз данных и алгоритмов активности, "механизм", который можно условно обозначить как принцип электронного правительства внутренней целостности.

4. Информационная безопасность:

Ключевым аспектом электронных транзакций является безопасность системы и сети. При реализации интерактивных услуг пользователи должны быть уверены в подлинности любой части процесса сделки. Это относится к идентификации личности гражданина, а также таких характеристик, как образование, профессиональная квалификация и т.д., т.е. информации, которая может быть запрошена и идентифицирована с общими базами данных при доступе к определенным электронным услугам. Однако это необходимо, чтобы гарантировать высокий уровень защиты информации и обеспечения соблюдения прав пользователей электронного правительства. Особенно проверка подлинности играет важную роль в реализации финансовой операции на веб-портале.

Анализ текущего состояния информатизации в области государственного управления в Казахстане показывает, что, несмотря на впечатляющие успехи в развитии электронного правительства, электронного голосования и электронного документооборота, дальнейшее развитие потребует решения многих проблем.

В целом организация электронного правительства требует крупномасштабные преобразования в государственном управлении. Поэтому усилия должны быть направлены как на реформирование многих административных механизмов, в первую очередь бюрократии, а также усиление демократических процедур, так как интерактивность электронного правительства предполагает активный политический диалог и повышение политической культуры.

Список литературы:

1. Послание Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева народу Казахстана. 19 март 2004 г.

2. Программа формирования Электронного Правительства на 2005—2007 годы. Указ Президента Республики Казахстан от 10 ноября 2004 года.

References:

1. Message from the President of the Republic of Kazakhstan Nursultan Nazarbayev to the people of Kazakhstan. March 19, 2004.

2. Republic of Kazakhstan E-Government Development Program for 2005-2007. Presidential Decree of November 10, 2004.

3. The Republic of Kazakhstan Law "On Information" on January 11, 2007.

4. Law of the Republic of Kazakhstan "On electronic document and electronic digital signature" on January 7, 2003.

Наталья Киль

Первые попытки выдачи документов в сжатые сроки были еще в конце 90-х, когда в налоговых комитетах внедрили систему для упрощения налогового регулирования. Тогда же и заговорили о создании чего-то нового, что поможет построить национальную инфраструктуру, которая внедряла новшества и развивала информационные технологии, но этот квест потребовал еще немного времени.

2001-2010 — непростое время для разработчиков eGov и сотрудников ЦОНов. Критика прошлась по каждому и не пощадила упорство, ресурсы и время тех, кто работал над порталом.

Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В современном мире цифровые технологии играют все более важную роль в развитии экономики стран. Цифровые технологии дали ряд преимуществ-упрощение доступа населения и бизнеса к государственным услугам, ускорение обмена информацией, появление новых возможностей для ведения бизнеса, создание новых цифровых продуктов и т.д. Как развивается цифровизация, каков мировой опыт и какие возможности прорыва есть у Казахстана, читайте в аналитическом материале ИА Strategy2050.kz.


Загрузка

За последние десятилетия мир стремительно движется к экономике нового типа, где основным инструментом ее формирования становятся цифровые технологии. Расширение роли информационных технологий в работе частного и государственного секторов является основой для перехода к цифровому государству.

По прогнозам ведущих мировых экспертов, к 2020 году 25% мировой экономики будет цифровой, и внедрение технологий цифровизации экономики, позволяющих государству, бизнесу и обществу эффективно взаимодействовать, становится все более масштабным и динамичным процессом.

Правительство и государственные органы Казахстана, осознавая важность информатизации общества и развития цифровых технологий в определении долгосрочного экономического роста, принимают активное участие в развитии данной сферы как одного из ключевых направлений государственной политики.

Основная цель новой госпрограммы – прогрессивное развитие цифровой экосистемы для достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики и нации, улучшения качества жизни населения. Реализация госпрограммы проводиться в четырех ключевых направлениях: реализация цифрового Шелкового пути (это развитие надежной, доступной, высокоскоростной и защищенной цифровой инфраструктуры), развитие креативного общества (это развитие компетенций и навыков для цифровой экономики, проведение работ по повышению цифровой грамотности населения, подготовка ИКТ специалистов для отраслей), цифровые преобразования в отраслях экономики (это повсеместное внедрение цифровых технологий для повышения конкурентоспособности различных отраслей экономики), переход на проактивное государство (это усовершенствование системы электронного и мобильного правительства, оптимизация сферы предоставления государственных услуг).


Мировой опыт

В настоящее время идеей цифровой трансформации охвачен весь мир и во многих странах цифровизация является стратегическим приоритетом развития.

На сегодняшний день более 15 стран мира реализуют национальные программы цифровизации: Дания, Норвегия, Великобритания, Канада, Германия, Саудовская Аравия, Индия, Россия, Китай, Южная Корея, Малайзия, Сингапур, Австралия, Новая Зеландия и Казахстан.

Наиболее ярким примером подхода цифровой приватизации является Сингапур. Так, в 2014 году государство инициировало разработку концепции Smart Nation и пригласило бизнес и экспертное сообщество к сотрудничеству для ее уточнения и реализации.

Рейтинг цифровизации

Рейтинг Digital Evolution Index 2017 отражает прогресс в развитии цифровой экономики разных стран, а также уровень интеграции глобальной сети в жизнь миллиардов людей.

Норвегия, Швеция, Швейцария, Дания, Финляндия, Сингапур, Южная Корея, Великобритания, Гонконг, США входят в ТОП-10 стран с наиболее развитой цифровой экономикой.

Проанализировав нынешнее состояние и темпы роста цифровой экономики в каждом государстве, авторы исследования разделили страны на 4 группы:

Лидеры: Сингапур, Великобритания, Новая Зеландия, ОАЭ, Эстония, Гонконг, Япония и Израиль демонстрируют высокие темпы цифрового развития, сохраняют его и продолжают лидировать в распространении инноваций.

Замедляющие темпы роста: Южная Корея, Австралия, а также страны в Западной Европе и Скандинавии в течение долгого времени демонстрировали устойчивый рост, но сейчас заметно снизили темпы развития. Без внедрения инноваций, эти государства рискуют отстать от лидеров цифровизации.

Перспективные: Несмотря на относительно низкий общий уровень дигитализации, эти государства находятся на пике цифрового развития и демонстрируют устойчивые темпы роста, что привлекает инвесторов. Китай, Кения, Россия, Индия, Малайзия, Филиппины, Индонезия, Бразилия, Колумбия, Чили, Мексика имеют потенциал, который может позволить им занять лидирующие позиции.

Проблемные: Такие страны, как ЮАР, Перу, Египет, Греция, Пакистан сталкиваются с серьезными вызовами, которые связаны с низким уровнем цифрового развития и медленными темпами роста.

В ключевом мировом рейтинге развития ИКТ, рассчитываемом под эгидой ООН – ICT Development Index, – Казахстан в 2016 году занимал 52-ю строчку из 175-ти, не изменив своего положения с 2015 года. В результате реализации Программы и других стратегических направлений страна поднимется в рейтинге до 30-го места к 2022 году, 25-го места к 2025 году и до 15-го места к 2050 году.

Казахстан также является догоняющей страной и в рейтинге e-intensity международной консалтинговой компании The Boston Consulting Group с точки зрения текущего уровня цифровизации. Для преодоления догоняющего статуса в Программе требуется наличие революционных, прорывных мероприятий по всем направлениям цифровизации, стоящим на повестке стран мира.

Эти направления включают цифровую трансформацию традиционных отраслей экономики, развитие человеческого капитала, цифровизацию деятельности госорганов, развитие цифровой инфраструктуры, а также прорыв в области развития экосистемы предпринимательства в сфере цифровых технологий и, как следствие, изменение моделей производства и создания добавленной стоимости в реальном секторе экономики.

В своем Послании Президент страны отметил, что развитие цифровой индустрии обеспечит импульс всем другим отраслями и поручил Правительству держать на особом контроле данный вопрос. В этой связи Глава государства поставил задачу по развитию новых индустрий, которые создаются с применением цифровых технологий.

Так, доля сферы информационных технологий в валовом внутреннем продукте Южной Кореи составляет 9%, в Японии — 5,5%, в Китае и Индии — 4,7%, а в Узбекистане — всего 2,2%. По результатам отчета Международного союза электросвязи в индексе информационно-коммуникационного развития 2017 года Казахстан занимает 52 место среди 176 стран мира. Вместе с тем в регионе СНГ Казахстан входит в тройку лидеров, разместившись на 3 месте после Беларуси (32 место) и России (45 место).

К цифровизации вместе

В октябре 2017 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета главы государств-членов ЕАЭС утвердили основные направления цифровой повестки до 2025 года, а также поддержали инициативу Президента Казахстана о проведении специальной встречи по цифровизации экономики ЕАЭС.

И такая встреча состоялась 2 февраля текущего года в Алматы, где участие приняли премьер-министры стран СНГ, делегации стран-участниц ЕАЭС и более 800 отечественных и иностранных экспертов, для обсуждения наиболее актуальной темы нового времени.

О том, что необходимо совместно развивать цифровизацию экономики, главу казахстанского правительства поддержали премьер-министры Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Узбекистана, а также официальные представители Азербайджана и Таджикистана.

Плюсы цифровизации

По предварительным подсчетам прямой эффект от цифровизации экономики к 2025 году позволит создать добавочную стоимость на 1,7 – 2,2 трлн. тенге, таким образом обеспечив возврат от инвестиций в 4,8 – 6,4 раза к 2025 году к общим объемам инвестиций с учетом частных инвестиций.


Важным результатом реализации Программы также станет ускорение вхождения Казахстана в 30-ку в индексе развития ИКТ ООН.

Успешная реализация влияния цифровизации на рост объемов производства предприятий к 2022 году будет означать наличие следующих достижений:

Повышение уровня производительности труда до уровня ТОП-30 стран мира в каждой из приоритетных отраслей.

Конкурентоспособные экспортные производства в приоритетных отраслях.

Выход капитализации крупнейших компаний на принципиально новый уровень.

Развитая местная электронная торговля.

Снижение доли теневой экономики до уровня, сопоставимого с ТОП-30 странами мира.

Повсеместное внедрение цифровых технологий придаст импульс развитию традиционных базовых отраслей путем обеспечения роста производительности, повышения их конкурентоспособности, в том числе на международном рынке. Таким образом, в результате цифровизации будет обеспечен рост отечественного экспорта на внешние рынки как в сырьевых отраслях, так и агропромышленном комплексе, что, в свою очередь, приведет к росту капитализации крупнейших производственных компаний. Также для роста производительности Программа предусматривает реализацию комплекса мер по технологическому перевооружению базовых отраслей промышленности, где будут применяться элементы Индустрии 4.0.

Казахстан, реализуя комплексный подход к цифровизации, тем не менее остановился на таких базовых элементах, как цифровизация горнодобывающей отрасли и АПК, дальнейшее развитие цифровых госуслуг и ИКТ-инфраструктуры. В сфере особого внимания развитие человеческого капитала и создание инновационной экосистемы.

Цифровизация кадров

Цифровизация значительно опережает существующую систему требований производства к составу профессий, занятых на рынке труда.

Для развития технического и профессионального, высшего и послевузовского образования в целях сближения индустрии и образования предусмотрены мероприятия по созданию ИКТ-кафедр ВУЗов на предприятиях, а также центров компетенций.

Также запланированы мероприятия по актуализации образовательных программ на основе профессиональных стандартов и требований рынка труда по новым востребованным профессиям, таким как Data Science, Robotics, Genomics, Nanoelectronics and Nanomechanics, разработчики высокой квалификации для разработки продуктов с применением технологий: Artificial Intelligence, Iot-решений, Blockchain, Additive technologies, BIM и др.

На сегодняшний день подготовка ИКТ-специалистов для отраслей экономики в Республике Казахстан ведется в 89 высших учебных заведениях по 11 специальностям и в 318 организациях технического и профессионального образования по 5 специальностям.

С 2013 по 2017 годы по ИКТ-специальностям было выпущено 109 557 человек, из них 62 964 человек закончили обучение за счет бюджетных средств.

Цифровая экономика требует наличия у населения цифровых навыков, позволяющих пользоваться ее плодами. При этом в настоящее время уровень компьютерной (цифровой) грамотности населения составляет 76,2%, и необходим его рост в ближайшие годы.

Также на сегодняшний день за период 2014-2016 годов на подготовку специалистов по специальностям ИКТ было выделено 14,5 тысяч образовательных грантов, а выпуск за этот же период составил 94 тысячи человек.

C целью расширения образовательных возможностей для всех желающих получить необходимые навыки будет создана национальная платформа открытого образования, которая будет предоставлять онлайн курсы, в первую очередь, обеспечивающие базовую подготовку по востребованным инженерно-техническим направлениям, с привлечением к их созданию больших коллективов лучших профессоров казахстанских университетов и представителей производства.

Барьеры цифровизации

Основой цифровизации экономики является производства. Понятие цифровое производство – это совокупность инструментов оптимизации рабочего процесса посредством программно-аппаратных решений. Если говорить совсем просто, цифровизация – ничто иное, как переход от аналогового к цифровому. Этот процесс подразумевает не только замену инструментов производства, но и внедрение аналитических систем, позволяющих максимально сделать производство рентабельным. Цифровая экономика основана на этих инструментах. Это просто новый этап становления экономики. Конечно, у каждой страны есть свои барьеры в этом направлении.

Кроме этого, по его словам, проблемы существуют с отсутствием или нехваткой специализированных кадров, инфраструктуры, недостаточным развитием или отсутствием цифровых отечественных решений.

Проблема существует и в банковском секторе, где долгосрочные кредиты необходимые бизнесу практически недоступны из-за своей дороговизны. Еще одним препятствием стала девальвация валюты, в результате которой многие зарубежные технологии для казахстанского бизнеса стали достаточно дорогими.

Он добавил, что такая модернизация доступна не для всех.

Министр информации и коммуникаций РК Даурен Абаев рассказал о планах на 2018 год, определив основные сферы, в которых необходимо проделать намеченные планом работы.

Информационные технологии в наши дни играют одну из ключевых ролей в повседневной жизни. В процесс государственного управления IT вошел настолько гармонично, что без него сложно представить себе функционирование всей системы. Организация цифрового взаимодействия между органами государственной власти и населением в мировой практике осуществляется через систему электронного правительства, так называемую e-Government.

19 июля 2018 года была обнародована ежегодная редакция рейтинга ООН стран с наибольшим уровнем развития электронного правительства. Казахстан в этом списке занял 39-е место из 193 стран и вошел в группу с очень высоким показателем индекса, десять лет назад РК была на 81-й позиции данного рейтинга.

Уровень проникновения интернета в стране растет. Количество пользователей интернета в Казахстане на конец сентября составило 2,5 млн. 5 лет назад количество абонентов всемирной сети составляло 1,5 млн человек. Наибольшее количество абонентов с высокоскоростным доступом в интернет зафиксировано в Астане (675,3 тыс. абонентов). Алматы занимает вторую позицию в рейтинге (354,5 тыс. абонентов), Восточно-Казахстанская область – третью (158,5 тыс. абонентов).

Интернет-охват услуг госсектора также увеличивается. Сегодня портал электронного правительства Казахстана предлагает 237 видов услуг и сервисов. Так, в 2007 году сайт начинал с 20 услуг, к 2010 году их количество утроилось, а в 2011 году портал предоставлял уже 74 вида государственных онлайн-услуг.

Для удобства граждан в мае текущего года в Казахстане был запущен Telegram-бот @EgovKzBot, через который сегодня можно получить 16 видов услуг, в том числе записаться на прием к врачу, получить адресную справку и даже найти работу. На текущий момент на Telegram-бот подписаны более 24 тыс. человек, которые с момента его запуска подали более 27 тыс. запросов.

Популярность портала c каждым годом набирает обороты В 2017 году через инфраструктуру электронного правительства гражданам Казахстана оказано более 34 млн государственных услуг. Для сравнения: в 2012 году их количество составило 10 млн. за 5 лет показатель вырос в 3,4 раза. При этом общее количество оказанных услуг за все годы превысило отметку в 200 млн.

В 2010 году на портале появились первые транзакционные услуги, предполагающие возможность проведения онлайн-платежей. С тех пор казахстанцы по достоинству оценили удобство онлайн-оплаты налогов и штрафов через egov.kz. В 2017 году через платежный шлюз электронного правительства осуществлено платежей на сумму более 17 млрд тенге, при этом по сравнению с предыдущим годом совокупный объем платежей увеличился на 30,8%. А за последние 3 года отмечается рост количества произведенных гражданами транзакций вдвое, с 639,7 тыс. в 2014 году до 1,91 млн транзакций в 2017 году. В целом сумма всех платежей за период работы сервиса на портале составила более 46 млрд тенге.

Ежегодно увеличивается количество выданных электронных цифровых подписей. Так, в 2017 году в Казахстане было выдано 6,49 млн ЭЦП, из них более 1,5 млн ЭЦП были получены на удостоверение личности.

Читайте также: