Инфраструктурный комплекс россии 9 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

- продолжить формировать умения самостоятельно работать с разными источниками географической информации, вырабатывать навыки читательской грамотности

- воспитывать чувство сопричастности к судьбе своего поселка, своей страны

Формируемые компетенции обучающихся:

Предметные: формирование знаний о предприятиях сферы услуг своего

населенного пункта и качестве услуг, ими предоставляемых.

Метапредметные: осуществление поиска и отбора учебной информации; установление причинно-следственные связи; свободное высказывание своих суждений по интересующей проблеме.

Личностные: формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование:

Для учителя: компьютер, презентация, мультимедийный проектор, магнитная доска, магниты

Для обучающихся: учебник, тетради, раздаточный материал

Организационный момент (учащиеся рассаживаются по 4 группам в соответствии с цветом выбранных карточек).

2. Мотивационный настрой

- Добрый день, ребята! Сегодня формат нашего урока предполагает дискуссию и работу в группах. Поэтому я хотела бы, чтобы вы активно участвовали в обсуждении, проявили доброжелательность и уважение к мнению других, проявили творчество. Надеюсь, что всё у нас получится.

- Как вы считаете, какие факторы определяют место, где лучше жить? ( возможности для нормальной жизни, обучения, творчества, работы и т.д)

- Верно. Другими словами - развитая инфраструктура.

- Сформулируйте тему урока. Как называется инфраструктура, которая облегчает жизнь людей и делает её значительно комфортнее? (социальная)

3.Целеполагание

-Чего вы ждете от этого урока? Давайте вместе сформулируем цель и задачи урока

(Цель - узнать, что такое социальная инфраструктура, чем она представлена; Задачи: выяснить, от чего зависит развитие СИ, чем представлена социальная инфраструктура в нашем населенном пункте, что можно улучшить и т.д.)

4.Получение новых знаний

Из данного определения следует, что главной задачей социальной инфраструктуры является оказание услуг населению .

СИ (социальная инфраструктура) включает в себя порядка 30 отраслей, которые обеспечивают быт населения, заботятся о здоровье, организуют их отдых, подготавливают квалифицированные кадры и т.д. Таким образом, в ней объединяются отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги, что и отличает его от других межотраслевых комплексов.

- Напомните мне, из каких 2 частей состоит инфраструктурный комплекс?

1. Коммуникационная система – которая включает железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный и другие виды транспорта, а также и связь;

2. Сфера обслуживания , в которую входит торговля, образование, здравоохранение, организация отдыха населения, государственное управление, оборона, бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, культура, искусство и т.д.

Верно. Представляете, ребята, статистические данные сообщают, что на данный момент в инфраструктурном комплексе России занято 49 % населения, а это почти половина населения.

-Что это означает? ( дискуссия с выводом: это важный и востребованный комплекс экономики страны)

Сегодня мы подробнее обсудим именно 2-ю составляющую ИК, т.е. сферу обслуживания. Для этого нам предстоит решить поставленые перед уроком задачи:

-Выясним, что собой представляет услуга?

-Какие виды услуг существуют?

-И какие отрасли образуют сферу услуг?

2) Рассмотрим классификацию услуг.

Услуги бывают двух видов. Напомните, каких? (учащиеся называют)

1. Услуги по доведению до потребителя материальных благ и обслуживанию их потребления.

2. Услуги, не существующие отдельно от их использования: услуги врача, учителя, актёра.

- Какие 4 главных направления можно выделить в общей массе услуг?

(Общехозяйственные, деловые, социальные, личные)

5.Работа в группах

З адание 1.

Заполните таблицу на доске, выбрав из предложенных вариантов услуги, относящиеся к конкретному из направлений

(На столах у групп карточки с набором услуг. Каждая группа выбирает те, которые относятся к определенному виду:

1 группа - общехозяйственные

3 группа - социальные

4 группа – личные)

(По 1 представителю от каждой группы одновременно выходят к доске и прикрепляют карточки)

Конспект урока включает в себя разнообразные методы обучения учащихся.

Содержимое разработки

Образовательные:

Сформировать представление о видах связи и уровне ее развития.

Познакомиться с отраслью, которая ничего “материального” не производит, а лишь оказывает разнообразные услуги предприятиям, населению, обществу в целом;

рассмотреть влияние телекоммуникационных сетей на территориальную организацию общества и образ жизни людей;

научить учащихся искать нужную информацию, используятекст учебника.

Развивающие:

развить потребности самообразования;

использовать знания, умения и навыки, полученные на уроках географии.

Воспитательные:

адаптировать учащихся для жизни в информационном обществе;

формирование социокультурной компетенции, предусматривающей овладение навыками и умениями для успешной межкультурной коммуникации;

повышение самомотивации к изучению географии;

Новая географическая номенклатура: информационная инфраструктура; телекоммуникационная сеть; интернет.

Региональный компонент: необходим при выполнении домашнего задание, в котором нужно сравнить образ жизни с интернетом и без него.

Оборудование: политико-административная карта России. Физическая карта России.

Тип урока: урок изучения нового материала

I . Организациооный момент.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок…

Проверка готовности учащихчя к уроку

II . Опрос домашнего задания.

Прежде чем перейти к объяснению нового материала, давайте вспомним тему прошлого урока и какое было дано домашнее задание.

1. Параграф 14 учебника. По материалу текста параграфа и материала урока составить 5 тестовых заданий.

2. Подготовить к проверке контурные карты.

III Изучение нового материала

Необходимым условием существования современного общества является инфраструктура, то есть все то, без чего невозможно современное развитие хозяйства, жизнедеятельность страны и ее населения.

Элементы инфраструктуры представлены на схеме: (схема на доске)

жилищно- коммунальное хозяйство,

связь (телефон, телеграф,

Ребята, как вы думаете в чем состоит значение информации для современного общества?

Ценность информации как важного ресурса отмечена была очень давно, однако по- настоящему особое влияние человечество стало ощущать в 1990-х., в период лавинообразного развития телекоммуникационных сетей, электронных средств связи и появления сети Интернет. Наиболее популярной ее частью стала Всемирная информационная паутина. Информация ресурс нематериальный, а значит, требует особых способов добычи получения, обогащения обработки, транспортировки передачи и использования потребления. А доступ и обладание системами обработки информации и сетями для ее передачи обеспечивают наибольшее влияние в обществе и доходы.

Вспомним определение информации. Назовите пять свойств информации.

Информация – это смысл, содержащийся в объектах окружающей действительности. Для того, чтобы обладать информацией, необходимо извлекать этот смысл, основное содержание объективной действительности для удовлетворения своих информационных потребностей.

Свойства – полезность, актуальность, достоверность, надежность, безопасность.

Что такое Всемирная паутина? Как найти информацию с помощью всемирной паутины “Интернет”?

Интернет – это телекоммуникационная сеть.

Всемирная паутина – часть Интернет, содержащая информацию, размещенную на миллионах компьютеров по всему миру. При подключении к Интернет компьютер имеет доступ к информации. К Началу 1997 года в Интернете работало 40 миллионов пользователей, в 2000 году их стало 100 млн. человек. В России более 3 млн. пользователей сети Интернет. Лидер этой сети – Москва.

В результате интеграции различных типов телекоммуникационных сетей – радио и телевидение, телефонной, мобильной, сотовой связи, компьютерных сетей, передача разных видов информации происходит по одним и тем же каналам .С помощью компьютера появилась возможность воспользоваться услугами всех видов связи.

Какие виды связи вы знаете?

Связь – это отрасль, которая обеспечивает прием и передачу информации. Связь делится на два вида: почтовую и электрическую.





Почтовая Электрическая

Почтовая связь занимается приемом, перевозкой и доставкой почтовых отправлений (писем, посылок, переводов и т.д.). Уровень развития почтовой связи высок: на 10 тысяч жителей приходится 3 предприятия связи.

Электрическая связь состоит из телефонной, телеграфной, космической, электронной почты, телевизионного и радиовещания. Предприятия, обеспечивающие эти виды связи, соединены между собой кабельными, радиорелейными и спутниковыми каналами связи.

К1996 году очередь на установку домашних телефонов в России составила около 10 млн. человек.

Спрос на установку телефона подтолкнул развитие беспроводной связи – сотовой. Ретрансляторы этой связи расположены по углам шестиугольника, похожи на пчелиные соты. Первая система сотовой связи, появилась в России в 1991 году, но темпы ее развития очень высокие.

А теперь предлагаю вам поработать самостоятельно. Открываем учебник на странице 80. И отвечаем на вопрос:

Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества?

Предполагаемый ответ: Они способствуют более свободному размещению, как населения, так и производства. Влияние расстояния и транспортных затрат на себестоимость продукции резко снижается. Стоимость пересылки электронного письма соседу по дому или коллеге в Австралию одинакова и зависит только от размера документа.

Под влиянием телекоммуникационных сетей происходит концентрация человеческой деятельности в ограниченном числе центров. Причина – значительная стоимость новейших систем связи и обслуживающего оборудования. Размещение таких центров обуславливает география телекоммуникационных сетей. Это крупные города – Москва, Санкт-Петербург.

С развитием телекоммуникаций возникает и новый вид “груза”, это информация, перетекающая из страны в страну, из региона в регион.

Место страны на информационном рынке сильно влияет на ее геополитическое положение.

Современное хозяйство немыслимо без развития инфраструктуры, она непосредственно влияет на развитие всех других отраслей (транспорт, банковское дело, рекреационное хозяйство, не говоря уже о промышленности).

Развитая инфраструктура и квалифицированные кадры притягивают, как магнит, современные отрасли промышленности и услуги.

Модернизация и развитие всей инфраструктуры – жизненная задача России, условие успешного развития экономики и необходимая часть нормальной жизни людей.

Подводим итоги урока, благодарим детей за активное участие и хорошую подготовку. Выставляем оценки.

Закрепление

Сегодня на уроке мы с вами работали при помощи географических карт, текста учебника, статистических данных.

1) Как вы думаете, почему информацию считают ценным “ресурсом”?

2) Чем объяснить, что в сельской местности так медленно идет развитие современных средств связи?

3) Влияет ли информационная структура на образ жизни людей?

Продолжите предложение: Развитие информационной инфраструктуры необходимо для…

V. Домашнее задание.

Параграф 15, прочитать и ответить на вопросы.

Используя текст учебника на странице 82 и свой жизненный опыт

делать сравнение образа жизни с интернетом, и без него.

Сравнение образа жизни

Без интернета

С интернетом

Реальное общение между людьми;

Возможность человеку свободно, без ограничений творить;

Человек часть реального социума, и ему для нормальной жизни необходимо общение в обществе.

Возможность работы дома, делать покупки и т.д.

Возможность оперативно получать информацию, и использовать её для бизнеса и т.д

Спасибо за урок! Все свободны!

Список использованной литературы:

География.Программа для общеобразовательных учреждений 6 — 11 классы, С.В. Курчина, М, Дрофа, 2010 год

И.В. Душина Методика преподавания географии, пособие для начинающих учителей и студентов. М: 1996, 192 стр.

Оборудование урока : карточки с домашним заданием, презентация.

Дома вы готовили параграф “Пищевая и легкая промышленность”. Чтобы проверить ваши

зн ания по пищевой промышленности проведем игру “Горячий стул”. В нее б у д у т играть

(Назвать 4 детей). В это время (фамилии 2 детей ) буду т р аботать по карточкам, выполняя

задания по легкой промышленности. Прочитайте задания пока я напоминаю правила игры

Правила игры: я зачитываю утверждение, если оно верное вы соглашаетесь и объясняете ,

что это действительно так, оставаясь на с воем месте. Если же оно не верное, вы

пересаживаетесь, т.е. ваш сту л стал горячим и объясняете, по чему оно неверное.

Класс внимательно слушает ответы и если кто - то ошибается, не может объяснить или

объясняет не полно или не точно, то поднимаете рук у и исправляете или дополняете ответ

– Пищевая промышленность встречается практически всюду, где постоянно проживают

– Отрасли пищевой промышленности по характеру использ уем ого сы рья делятся на 3

– Отрасли: крупяная, чайная, сахарная, рыбная относятся ко 2 группе .

– Отрасли: хлебопекарная, макаронная, кондитерская относятся ко 2 группе.

– Отрасли первой гру п пы ориентируются на потребителя.

– География отраслей 1 группы зависит не только от наличия сырья в тех или ины х

– Россия увеличивает вылов рыбы в зонах иностранных государств, с которыми она имеет

– Большая часть рыбоперераба тывающих предприятий находится на специальных су дах и

– Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителю готовой

продукции и располагаются непосредственно в городах и крупных сельских населенных

– Мясная, молочная, мукомольная отрасли пищевой промышленности ориентиру ются

Краткое описание: Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли хозяйства, производящие разнообразные услуги. Он подразделяется на ком­муникационную систему и сферу обслуживания.Коммуникационная система включает в себя транспорт и связь.Основные виды транспорта — железнодорожный,

Образовательные:

- сформировать представление о значении транспорта для работы хозяйства и жизни населения России;

- сформировать представление о составе инфраструктурного комплекса и его роли в экономике страны.

Развивающие:

- развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, сравнивать;

- развивать познавательный интерес, внося в содержание урока элементы новизны и связи их с жизнью человека.

Воспитательные:

- содействовать формированию основных мировоззренческих идей, причинно-следственных связей;

- содействовать экологическому и эстетическому воспитанию учащихся;

- содействовать физическому воспитанию.

Новые знания: инфраструктура, инфраструктурный комплекс, коммуникационная система, сфера обслуживания, услуга.

Опорные знания: пищевая промышленность, легкая промышленность, текстильная промышленность, технологический цикл.

Форма проведения: комбинированный.

Метод обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

Тип урока: усвоения новых знаний.

Использованная литература: 1) Е.А.Жижина . Поурочные разработки по географии 9 класс;

2) Учебник Население и хозяйство России В.П. Дронов, В.Я.Ром.

Кто сегодня в классе дежурный? Отсутствующие есть?

I. Актуализация опорных знаний.

- Что составляет третье звено АПК?

- Правильно, на какие 2 группы подразделяются отрасли, входящие в состав пищевой промышленности по характеру используемого сырья?

- Верно, какие районы страны являются лидерами в производстве продуктов питания?

- Да, на какие группы подразделяются отрасли легкой промышленности по особенностям размещения?

- Отлично, какая отрасль в легкой промышленности занимает особое место?

- Верно, из каких стадий состоит процесс изготовления тканей?

II. Изучение нового материала.

Что же такое инфраструктура? Инфра структура - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения. Инфраструктурный комплекс состоит из отраслей, производящих услуги.

Услуга - это особый вид продукции. Она потребляется не в виде вещи, а в качестве деятельности. Услуги бывают разными по своему характеру, широте круга потребителей и периодичности потребления.

Жизнь современного общества трудно себе представить без услуг. Они обеспечивают нормальную работу промышленности, сельского хозяйства и других звеньев экономики, определяют качество жизни населения. Однако роль инфраструктурного комплекса определяется не только этим. Освоение и использование любой территории невозможны без соответствующей инфраструктуры: жилых и производственных зданий, дорог, водопроводов, линий электропередачи и пр. При этом чем лучше освоена территория, тем больше на ней разнообразных инфраструктурных сооружений. Например, в наиболее развитом районе страны - Центральном - инфраструктурной занято 10% территории. А на Дальнем Востоке - только 0,5% территории. Затраты на создание инфраструктуры, как правило, очень велики. Например, 1 км современной автомобильной магистрали стоит около 1 млн. долл. Но экономить на этих затратах нельзя, так как это в результате приводит к гораздо большим потерям.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой, 2) сферу обслуживания (торговля, общественное питание, культура, искусство, наука, образование и пр.), именуемую социальной инфраструктурой.

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача - перемещение в пространстве людей, информации, энергии и различных грузов.

Все виды транспорта делятся на две группы. Те из них, которые могут перевозить и различные грузы, и людей, называются универсальными. Специализированные виды транспорта перемещают лишь определенные грузы (нефть, газ, электроэнергию).

Транспортная система состоит из всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами.

- Пользуясь картой атласа, назовите транспортные узлы России.

Работа транспорта оценивается такими показателями, как грузооборот и пассажирооборот.

III. Повторение.

- Что такое инфраструктура?

- Правильно, какие отрасли входят в состав инфраструктурного комплекса?

- Верно, какова роль транспорта?

- Да, что такое транспортная система?

- Отлично, назовите один крупнейший узел в России?

- Что такое грузооборот?

VI. Домашнее задание.

Домашнее задание параграф31, ответить на вопросы, на стр. 153.

Итак, вы теперь знаете состав инфраструктурного комплекса, и роль транспорта. На уроке все хорошо поработали. Молодцы!

- Третье звено АПК составляют пищевая и легкая промышленность.

- 1 группа - это отрасли, использующие необработанное сырье, 2 группа - это отрасли, использующие сырье, прошедшее переработку.

- В производстве продуктов питания лидерами являются Центральный район, Уральский, Поволжский, Северный Кавказ.

- По особенностям размещения все отрасли легкой промышленности можно объединить в три группы: 1) ориентация на сырье; 2) ориентация и на сырье, и на потребителя; 3) ориентация на потребителя.

- Текстильная промышленность - одна из основных отраслей легкой промышленности.

- Процесс изготовления ткани состоит из таких стадий, как: первичная переработка сырья, прядение, ткачество, отделка, раскрой ткани.

Записывают число и тему.

Записывают определение в тетрадь

Зарисовывают схему в тетрадь

Транспортный узел - это пункт, в котором сходятся несколько видов транспорта, и осуществляется обмен грузов между ними.

- Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Владивосток, Красноярск, Архангельск.

Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза на расстояние его перевозки, измеряется в т/км.

Пассажирооборот - количество пассажиров, перевезенных на определенное расстояние.

- Инфраструктура - это совокупность сооружений, зданий, систем и служб, обеспечивающих условия для нормальной работы различных отраслей экономики и жизни населения.

- В состав инфраструктурного комплекса входят транспорт, связь и сфера обслуживания.

- Транспорт перемещает людей в пространстве и грузов.

- Транспортная система - это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными узлами, то есть пунктами, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузов между ними.

- Крупнейший узел в России - Москва.

- Грузооборот - это произведение количества перевезенного груза на дальность его перевозки.

Читайте также: