Конспект на тему паника

Обновлено: 06.07.2024

Современное общество, живя в условиях повышенной активности и высоких требований, ежедневно подвергается многочисленным стрессам. Каждый день приходится принимать решения, быть в центре событий и быстро реагировать на изменяющиеся условия. Иногда человек становится участником или свидетелем чрезвычайной ситуации, сталкивается с тяжелыми эмоциональными переживаниями, горем, утратой, разводом и пр. Все это, несомненно, провоцирует внутреннее напряжение, страх и тревогу в ответ на стрессовую ситуацию. Немалую роль в росте эмоционального напряжения играет информация, которую человек ежедневно воспринимает с экранов телевизоров, из газет и журналов, радиопередач. Большое количество эмоционально заряженных новостей о тех или иных событиях, связанных с трагедиями и лишениями, порой могут усугубить и без того непростое эмоциональное состояние человека. Зачастую, следствием таких стрессовых нагрузок является возникновение панических атак, которые блокируют человека, мешают ему полноценно жить и функционировать.

Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления? Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА? Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы? Как себе помочь, если ПА началась? Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы? На все эти вопросы вы сможете получить ответы в данной статье.

Что же такое паническая атака? Каковы ее проявления?

Паническая атака (далее – ПА) представляет собой необъяснимый, мучительный для человека, приступ тяжёлой тревоги, сопровождаемый страхом, в сочетании с различными вегетативными (соматическими) симптомами.

  • Сердцебиение, учащённый пульс
  • Потливость
  • Озноб, тремор, ощущение внутренней дрожи
  • Ощущение нехватки воздуха, одышка
  • Удушье или затруднённое дыхание
  • Боль или дискомфорт в левой половине грудной клетки
  • Тошнота или абдоминальный дискомфорт
  • Ощущение головокружения, неустойчивость, лёгкость в голове или предобморочное состояние
  • Страх сойти с ума или совершить неконтролируемый поступок
  • Страх смерти
  • Ощущение онемения или покалывания в конечностях
  • Спутанность мыслей (снижение произвольности мышления)

Существуют и другие симптомы, не вошедшие в список: боли в животе, расстройство стула, учащённое мочеиспускание, ощущение кома в горле, нарушение походки, нарушение зрения или слуха, судороги в руках или ногах, расстройство двигательных функций.

Какую роль играет семья и близкие в поддержании проблемы?

В этом случае гиперопека близких создает условия для того, чтобы человек не прикладывал максимум усилий в борьбе за своё выздоровление, а перекладывал ответственность на плечи родственников и врачей. Такая позиция семьи затрудняет выздоровление и активное возвращение человека к здоровой жизни. Лишь осознав выгоды от ПА, отказавшись от них, можно избавиться от ее проявлений и влияния.

Возникновение ПА или ее обострение можно проследить у людей, оказавшихся в ситуациях, связанных с реальной или мнимой угрозой жизни. На телефон доверия чаще поступают звонки от граждан, находящихся во власти приступа ПА, особенно после получения информации о терактах, авиакатастрофах, после смерти близких людей и пр.

Синдром панической атаки чаще всего встречаются у людей со слабой системой стрессовой защиты. Как правило, до определенного времени такие люди в силах сохранить психоэмоциональное равновесие, но когда проблемы достигают пика, панические атаки обрушиваются на них, словно снег на голову.

Как меняется жизнь человека находящегося во власти ПА?

Панические атаки могут приводить к психологическим и социальным последствиям. Испытав, приступ ПА, человек может начать опасаться возникновения повторных приступов, внутренне начинает их ждать. Это зачастую оказывает прямое влияние на его жизнь в целом. Такой человек, как правило, старается ограничить свои передвижения, старается как можно реже оставаться в одиночестве, избегает шумных общественных мест. Такие люди стараются избегать любых ситуаций, которые могут спровоцировать приступ паники. Часто он перестает ездить на общественном транспорте, старается не уходить далеко от своего дома. В том случае, если все же существует необходимость в поездке куда-либо, такой человек просит сопроводить его, один он ни за что не выйдет из дома. Такой человек все время прислушивается к своим ощущениям, старается контролировать все, что внутри происходит. А этот контроль еще больше провоцирует возникновение ПА. Затяжные панические атаки порой осложняются депрессиями, утратой интереса к жизни, ощущением безысходности и как следствие, могут стать причиной утраты человеком трудоспособности, осложнений в семейной и личной жизни.

Как себе помочь, если ПА началась?

Стоит отметить, что во время приступа человека охватывает страх смерти, либо страх сойти сума и совершить неконтролируемые действия и поступки. Организм в ответ на панику реагирует стрессовыми симптомами, включая учащенное сердцебиение и дыхание, приток крови, слабость, головокружение.

Человек начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям. А тот, кто ищет, тот находит. И чем больше человек находит у себя признаков нездоровья организма (тахикардия, одышка, дрожь в теле и мышечное напряжение и пр.), тем хуже физически начинает себя чувствовать. Тем больше растет страх. Возникает замкнутый круг. Что же делать?

В этих формулах первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая – продолжительность выдоха, третья – задержку дыхания после выдоха. Такое дыхание поможет быстро восстановить эмоциональное состояние при стрессе или во время паники. Для этого рекомендуется дыхание животом, обращайте внимание, как надувается вас живот во время вдоха и как он втягивается во время выдоха. Дыхание можно сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой. Вначале придерживайтесь ритма – два шага вдох, два шага выдох. Затем увеличивайте продолжительность выдоха – два шага вдох, три шага выдох.

Концентрируя внимание на телесных ощущениях и неприятных мыслях, вы только обостряете приступ паники. Есть несколько методик, которые помогают отвлечь ум от панических ощущений. Возможно, некоторые вам уже известны:

Метод резиновой ленты. Носите вокруг запястья резиновую ленту. Почувствовав приближение панической атаки, оттяните ее, и пусть она с достаточной силой щелкнет вас по руке. Резкое болезненное ощущение отвлечет внимание от подступающих симптомов и даст время применить и другую технику для контроля страха, например, замедленное дыхание. А иногда и самого ощущения бывает достаточно, чтобы остановить приступ.

Счет. Некоторым помогает отвлечься от надвигающегося приступа, если они начинают подсчитывать какие-нибудь предметы. Например, сколько красных машин проехало мимо, или сколько пуговиц на одежде у человека рядом. В крайнем случае, всегда можно просто перемножать числа в уме. Этот метод предоставляет немало возможностей.

"Наоборот". Попробуйте прочесть мысль, которая вас пугает наоборот, при необходимости повторите эту процедуру ровно 10 раз.

Заговорите с незнакомым человеком, попросите его подсказать, как вам пройти до ближайшей остановки или станции метро. Главное – сосредоточьтесь на другой задаче.

Можно завести специальный блокнот, в который во время приступа будете записывать информацию: время, место, где находитесь, кто и что окружает, ситуация в которой находитесь, мысли и чувства, которые возникают, ваша реакция в данном случае).

Чтобы легче справляться с паническими атаками, необходимо научиться расслабляться. Для этого можно освоить любой метод релаксации, например – прогрессивную мышечную релаксацию по Джекобсону. Когда вы научитесь быстро снимать мышечное напряжение, легко сможете снижать уровень тревоги. Дело в том, что тревога и релаксация – прямо противоположные состояния, они не могут быть одновременно, поэтому расслабление мышц в ситуациях, вызывающие напряжение, позволяет снизить уровень тревоги, избавиться от негативных ощущений, проще воспринимать стрессовые ситуации и предотвращать приступы паники.

Главное, не убегать от ситуации: в следующий раз панику будет пережить сложнее. Если приступ застиг вас в торговом центре или метро то, справившись с ним, продолжайте делать что делали, пусть даже вы просто не спеша прохаживались. Поддавшись желанию убежать, вы рискуете закрепить свой страх перед этим местом, и впоследствии возвращаться туда вам будет очень трудно. Вознаградите себя за эту победу чем-нибудь или хотя бы похвалите за то, что поступили правильно и мудро.

Какие методы психологической работы эффективны в решении данной проблемы?

В большинстве случаев наиболее эффективно сочетанное применение медикаментозного лечения и психотерапии. Среди методов психотерапии, применяемых при лечении панического расстройства, уже доказана эффективность методов психологической релаксации, поведенческой и когнитивно-поведенческой психотерапии, нейролингвистического программирования, метода краткосрочной стратегической терапии, Эриксоновский гипноз и другие методы суггестии. Эти формы терапии стремятся помочь людям с паническим расстройством выявить и уменьшить количество обреченных на провал мыслей и действий, которые усиливают панические симптомы. Поведенческие методы, часто используются для уменьшения беспокойства включают релаксацию и постепенное увеличение подверженности панике больного к ситуациям, которые, возможно, ранее вызывали беспокойство. Помощь больному в понимании эмоциональных проблем, которые, возможно, способствовали развитию симптомов, называется психодинамической психотерапией, которая также была признана эффективной. Зачастую, сочетание психотерапии и лекарств дает хорошие результаты. Выбор метода психотерапии зависит от многих переменных (особенностей пациента; причин, характера течения и длительности панического расстройства; наличия сопутствующих заболеваний). Исследования показывают, что психотерапия в одиночку или комбинация лекарств и психотерапии более эффективны, чем просто лекарства в преодолении приступов паники.

Прежде чем попытаться определить сущность паники и объяснить это явление, следует описать и точно установить само явление. Необходимо знать, какое явление в жизни индивида или массы называется паникой, каковы его чисто описательные черты, каковы изменения в психической жизни массы или индивида, имеющие место при панике.

Паника (от греческого panikon – безотчетный ужас), психологическое состояние, вызванное угрожающим воздействием внешних условий, и выраженное в чувстве острого страха, охватывающего человека или группу людей, неудержимого и неконтролируемого стремления избежать опасной ситуации.

Паника – крайний, неудержимый страх, сразу охватывающий человека или многих людей.

Панические состояния очень часто бывают вызваны невротическими страхами, т. е. такими, которые неадекватны объективной опасности и являются, скорее, признаками внутреннего неблагополучия.

Индивидуальная паника. Этот термин не употребляется по отношению к конкретно определенным случаям. В одном случае, согласно старому мифу, им обозначается безотчетный страх в предчувствии неизвестной опасности, который охватывает, скажем, заблудившегося в горах или лесу путника. В другом случае этим термином обозначается страх, вызванный воображаемой причиной; напримёр, когда в ожидании опасности человек принимает шуршание листьев за шум шагов и убегает, т. е. в таких случаях сила страха не оправдывается причиной, вызвавшей его. Этим термином обозначается также сильный ужас - безграничный страх, который овладевает индивидом.

Массовая паника. Под массовой паникой подразумевают панику, которая овладевает большой массой людей (толпой, войсковой частью и т.д.).

Паника массовая - один из видов поведения толпы. Психологически характеризуется состоянием массового, страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность рациональной оценки ситуации, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.

Удалось выявить четыре комплекса факторов (иначе их называют также условиями, или предпосылками) превращения более или менее организованной группы в паническую толпу.

Факторы, способствующие возникновению паники

Возникновению паники способствуют следующие факторы:

1. Социальные факторы - общая напряженность в обществе, вызванная происшедшими или ожидаемыми природными, экономическими, политическими бедствиями. Это могут быть землетрясение, наводнение, резкое изменение валютного курса, государственный переворот, начало или неудачный код войны и т. д. Иногда напряженность обусловлена памятью о трагедии и (или) предчувствием надвигающейся трагедии, приближение которой ощущается по предварительным признакам.

2. Физиологические факторы: усталость, голод, длительная бессонница, алкогольное и наркотическое опьянение снижают уровень индивидуального самоконтроля, что при массовом скоплении людей чревато особенно опасными последствиями. Так, типичными ошибками при организации митингов, манифестаций и массовых зрелищ становятся затягивание процесса, а также безразличное отношение организаторов к фактам продажи и употребления участниками спиртных напитков. В условиях социального напряжения, жары или холода и т. д. это повышает вероятность паники, равно как и прочих нежелательных превращений толпы.

3. Общепсихологические факторы - неожиданность, удивление, испуг, вызванные недостатком информации о возможных опасностях и способах противодействия.

4. Социально-психологические и идеологические факторы: отсутствие ясной и высокозначимой общей цели, эффективных, пользующихся общим доверием лидеров и, соответственно, низкий уровень групповой сплоченности.

Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием возникновения паники становится доля таких людей в большой группе. Известно, что иногда достаточна и 1% паникующих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

Структура и динамика человеческих потребностей таковы, что люди могут, потеряв волю и достоинство, впасть в животное состояние. И те же люди, при появлении высокозначимых целей, способны в буквальном смысле стоять насмерть, ложиться под танки и бросаться в огонь. При этом внешняя оценка их поступков в экстремальной ситуации как героических, преступных или просто глупых сильно зависит от того, насколько собственные ценности наблюдателя согласуются с ценностными координатами наблюдаемого поступка.

Развитие паники

Механизмы развития паники. Наблюдения и описания многочисленных эпизодов коллективной паники позволили вычленить некий "усредненный« сценарий. Шокирующий стимул, очень сильный или повторяющийся, вызывает испуг сначала у одного или нескольких человек. В толпе минимальный порог возбудимости обычно имеют женщины или дети, а в боевой ситуации - молодые и неопытные, не закаленные в сражениях солдаты. Их испуг проявляется криками - односложными фразами ("Пожар!" "Танки!") или междометиями, - выражением лиц и суетливыми телодвижениями.

Эти люди становятся источником, от которого страх передается остальным. Происходит взаимная индукция и нагнетание эмоционального напряжения через механизм циркулярной реакции. Далее, если не приняты своевременные меры, масса окончательно деградирует, люди теряют самоконтроль, и начинается паническое бегство, которое кажется спасительным, хотя в действительности только усугубляет опасность.

Присутствие в толпе женщин и детей (о приоритетном спасении которых при массовой панике уже никто не думает) плохо еще и потому, что звук высокой частоты - женские или детские крики - в стрессовой ситуации оказывает разрушительное влияние на психику. По той же причине, кстати, для противодействия панике, коллективной или индивидуальной, лучше служит низкий мужской голос, чем высокий женский. Напротив, провокации панического настроения среди неприятеля, вероятно, больше способствует визг атакующей калмыцкой конницы, чем мужественное "Ура! ".

Приведу еще ряд дополнительных замечаний, которые вносят коррективы в "усредненный" сценарий.

В очень редких случаях, когда шокирующий стимул необыкновенно силен, массовая паника может возникнуть сразу, без промежуточных, стадий. Т. е. толпа, как бы становится простой суммой насмерть перепуганных индивидов, но здесь уже срабатывает совсем другой механизм. В этих, повторю, редчайших случаях, паника перестает быть "вторичным" явлением и становится непосредственной, почти механической реакцией на стимул. Судя по описаниям, именно так произошло в Хиросиме среди тех, кто находились неподалеку от места ядерного взрыва, но не были сразу накрыты его волной.

Гораздо типичнее и практически важнее обратная ситуация. Когда люди ожидают какого-то страшного события, средства, избежание которого неизвестны, стимулом паники может стать словесное обозначение ожидаемого события. Или какой-либо другой знак, дорисованный воображением до ожидаемого источника страха.

Сразу после шокирующего стимула обычно наступает так называемый психологический момент. Люди оказываются как бы во взвешенном состоянии ("оторопь") и готовы следовать первой реакции. Иногда она оказывается парадоксальной. Например, по Фрейдовскому механизму противоположной реакции, человек может от испуга броситься навстречу опасности, и за ним следуют остальные.

Развиваясь, паника проходит несколько фаз. žПаника начинается с появления шокирующего стимула. Он вызывает потрясение и восприятиё ситуации как кризисной. žВозникает состояние замешательства, т.е. индивидуальные и неупорядоченные попытки интерпретировать событие в рамках личного опыта или путем припоминания аналогичных ситуаций из косвенного опыта. Острая необходимость быстрой интерпретации стимула и немедленных действий часто мешает логическому осмыслению кризисной ситуации и вызывает страх. Начинается циркулярная реакция: страх одних отражается другими и в свою очередь усиливает страх первых. Страх ведет к уменьшению уверенности в способности присутствующих коллективно противодействовать кризисной ситуации и создает ощущение обреченности. Неверие в возможность коллективного организованного спасения вызывает желание спастись индивидуально.

Психологические особенности людей в условиях паники

Возникновение панического состояния оказалось связанным с целым рядом характеристик людей, особенно важным среди которых являются социально-демографические признаки. Высокий уровень образованности, информированности о космических явлениях тормозили развитие панических событий. Обратные характеристики, т.е. низкий уровень образованности и информированности, способствовали паническим настроениям людей. Другим важным признаком оказался имущественный статус: чаще паниковали люди из плохо обеспеченных семей, с низким уровнем материального благосостояния. При этом оказал влияние не сам по себе статус, а общие чувства тревожности, неуверенности, составляющие психологическую готовность такого класса людей к паническому восприятию событий. Важным были также пол и возрастные признаки: женщины и дети испытывали более сильный страх намного легче поддавались панике. Наряду с социально-демографическими характеристиками существенную роль играют психологические свойства личности, особенно такие как: не критичность мышления, выраженная личностная тревожность и повышенная внушаемость - качества, предрасполагающие к возникновению панических состояний.

Меры по предотвращению массовой паники

Меры по предупреждению массовой паники связаны с учетом ее предпосылок (факторов). Если речь идет о сформировавшейся группе, нацеленной на работу в стрессовых ситуациях (политической партии или боевом подразделении, научной экспедиции или отряде спасателей и т. д.), то, прежде всего, следует уделять внимание идейной и организационной подготовке к возможным опасностям, обеспечению эффективного руководства и воспитанию лидеров, пользующихся высоким доверием. Повторю, что при отсутствии духовно-психологических предпосылок паники коллектив способен достойно встретить самые суровые испытания. Но не всегда такая подготовка в принципе возможна, например, при массовых уличных мероприятиях, где участвует множество более или менее случайных людей. В таких ситуациях уже особое значение приобретает учет физиологических и общепсихологических факторов. Ранее указывалось на типичные ошибки, состоящие в затягивании мероприятий и безразличии к физическому состоянию участников (усталость, алкогольное опьянение и проч.). При высокой социальной напряженности, некомфортных климатических условиях или неоднозначном прогнозе синоптиков надо подумать о динамизме митинга или демонстрации, чтобы свести к минимуму утомление людей и связанные с ним неожиданности. Службе охраны рекомендуется препятствовать проникновению в ряды демонстрантов нетрезвых людей и алкогольных напитков, предвидя возможность иррациональных реакций, особенно при вероятных провокациях. Как отмечалось, желательно избегать совпадения по времени с другими зрелищными событиями в городе (футбольный матч, карнавал и т. д.). В противном случае возможно, с одной стороны, переключение внимания, "перетягивание" значительной части толпы и превращение ее в окказиональную или экспрессивную (но не тогда, когда это запланировано организаторами). С другой стороны, вероятное столкновение толп (например, политическая демонстрация столкнется с возбужденными болельщиками, вышедшими со стадиона) чревато трудно предсказуемыми последствиями. Чрезвычайно важен учет общепсихологического фактора паники: прежде всего, своевременное информирование людей о возможных опасностях и имеющихся способах противодействия. Последнее касается предупреждения как коллективной, так и индивидуальной паники. Часто организаторы избегают предупреждать о возможных опасностях, ссылаясь на то, что часть участников демонстрации (митинга и т. д.) покинет ее ряды. Но, во-первых, здесь многое зависит от формы подачи информации - с акцентом на угрозах или на способах противодействия. Во-вторых, вопрос в том, стоит ли в погоне за массовостью повышать вероятность последующей паники, подвергая риску психическое состояние, здоровье, а иногда и жизни людей.

Как правило, реальная опасность обратно пропорциональна осведомленности, а точнее, оперативной готовности к ней. В 1970 году, когда в Чили проходила очень острая и драматичная избирательная кампания, правые боевики придумали эффективный способ разгрома левых демонстраций. Представьте, многотысячная колонна сторонников С. Альенде шествует во главе с популярными политическими лидерами. Когда голова колонны минует очередной перекресток, из-за угла выскакивает группа парней, вооруженных дубинками и кастетами, численностью около сорока человек. Они отсекают руководителей ("голову") от остальной массы и энергично врезаются в толпу, нанося удары. Охрана демонстрации не успевает сориентироваться и своевременно вступить в бой, задние ряды не видят и не понимают; что произошло, но им передается испуг первых рядов - и через пять минут тысячи людей, опрокидывая друг друга, бегут врассыпную. (Обходится без жертв благодаря тому, что, слава богу, улица широка и из нее много выходов). Но не век коту масленица. После двух или трек провалов левые нашли контригру, и она оказалась на удивление простой. С приближением колонны к каждому перекрестку по бокам выстраивались, сцепившись локтями, ребята из охраны. Или параллельно демонстрантам, рядом с передними рядами, двигались два длинных грузовика. Можно было придумать и другие приемы, главное обстоятельство состояло в том, что демонстранты были теперь вооружены знанием о возможной опасности и психологически готовы ей противостоять.

Но не век коту масленица. После двух или трек провалов левые нашли контригру, и она оказалась на удивление простой. С приближением колонны к каждому перекрестку по бокам выстраивались, сцепившись локтями, ребята из охраны. Или параллельно демонстрантам, рядом с передними рядами, двигались два длинных грузовика. Можно было придумать и другие приемы, главное обстоятельство состояло в том, что демонстранты были теперь вооружены знанием о возможной опасности и психологически готовы ей противостоять.

Еще один многократно апробированный прием - коллективное пение хорошо всем известной ритмической песни. Ранее говорилось о том, что действующая толпа аритмична и поэтому ритмический звук стимулирует превращение ее в экспрессивную или, в данном случае, препятствует превращению экспрессивной толпы в действующую (паническую). Но если для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы, то фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна. Такой ритм может сыграть позитивную роль и после того, как паника уже началась. Во всех случаях, конечно, желательно наличие соответствующей музыки и динамиков, но и при отсутствии таковых не следует терять голову.

Вот хрестоматийный случай из предвоенной жизни Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: "Ne-pousse-pas!" (Не-пус-па - Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу. Толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором, и все благополучно покинули трибуны.

В преддверье и на ранней стадии развития паники может быть очень продуктивно использован юмор. Мне известны яркие случаи в разных странах, когда своевременная шутка снимала паническое напряжение, а выступление популярного юмориста решающим образом изменяло настрой массы. Часто это бывает связано с игрой слов и прочими языковыми двусмысленностями, которые трудно пересказывать на другом языке. Поэтому приведу только один пример из недавней российской истории. 20 августа 1991 года, в самый напряженный момент у Белого Дома, когда ожидали штурма, чуть ли не с участием танков, перед собравшимися "живьем" предстал популярнейший сатирик Геннадий Хазанов. Имитируя голос М. С. Горбачева, еще находившегося в Форосе, он медленно произнес: "Политику нельзя делать грязными трясущимися руками. ". Это был парафраз известного мотива, который часто звучал в выступлениях Президента СССР (про грязные руки в политике) - он был дополнен упоминанием о трясущихся руках самозваного председателя ГКЧГI, показанного по телевидению днем ранее. Речь Хазанова - "Горбачева" была встречена общим смехом облегчения и бурными аплодисментами. Многие из участников события считают тот момент психологически переломным в эпопее неудавшегося переворота.

Обсуждая способы ликвидации возникшей паники, полезно вспомнить о том, что ранее говорилось про психологический момент. Известны приемы возвращения этого момента, который, повторю, является наиболее подходящим для начала эффективного руководства.

Например, используется привычное стимулирование. Люди привыкли неподвижно застывать при исполнении национального гимна, и этот условный рефлекс может актуализоваться при громком включении первых же актов.

Другой прием - применение более сильного шокового воздействия. Например, выстрел в закрытом помещении способен произвести новую "оторопь", люди на секунду застывают – и становятся доступны для организующего воздействия.

Во время боя, в шуме канонады, выстрел едва ли произведет желаемый эффект. Его могла бы заменить внезапная стрельба в упор по своим убегающим солдатам. Из литературы, правда, известны удивительные случаи прекращения паники на поле боя неожиданным приказом. Командир дивизии увидел, что один из его полков в ужасе побежал от несуществующего противника. Встав на пути убегающих, он громко крикнул: "Стойте! Снимайте сапоги!". Окрик и вправду возымел действие. Солдаты принялись снимать сапоги, их внимание было переключено с мифической опасности на конкретное действие, после чего удалось привести полк в боеспособное состояние.

Еще более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя, и восстановил состояние боеспособности.

Последний случай чрезвычайно поучителен, психологически интересен и заслуживает специального анализа. Здесь ограничимся коротким комментарием. Анти-волевым действиям солдат было умело, возвращено субъективное качество произвольной планомерности, и это оказалось фактором отрезвления. Такой прием хорошо применим и во "внештатных" ситуациях мирной жизни.

Разумеется, все эти приемы предполагают наличие людей, не поддавшихся общему состоянию и готовых взять руководство на себя, а если таковых нет, то не о чем и говорить. Поэтому при правильной организации массовых мероприятий, кроме службы охраны, работает специально подготовленная команда. Она находится поодаль от массы, не принимая участия в общих действиях, чтобы избежать эмоционального кружения, и вооружена не дубинками, кастетами и прочими орудиями уличного боя, а музыкальными записями, динамиками и мегафонами. И главное, - знаниями, опытом и интуицией, которая есть дочь информации.

Средства борьбы с паникой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Дать основные правила безопасного поведения в толпе, разобрать виды толпы. Дать понятие паники.

Образовательные:

Дать общее представление о толпе.

Разобрать особенности типов толпы

Разобрать особенности поведения индивида в толпе.

Развивающие:

Развивать у учащихся умение анализировать и делать выводы.

формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизни.

Воспитательная:

Помочь почувствовать учащимся собственную индивидуальность

Оборудование: презентация, пректор.

Тип урока: получение новых знаний.

Орг. момент. Проверка готовности учащихся. Приветствие!

Живя в современном городе, человек нередко оказывается в местах массового скопления людей. Много публики часто собирается на парады и шествия, на концерты и выступления звёзд эстрады, на спортивные матчи, во время различных акций и политических выступлений, в клубах, метро, на остановках общественного транспорта. (Слайд 1)

3.Основная часть.

Так что же такое толпа? Попробуйте самостоятельно сформулировать это понятие.

Толпа — временное неорганизованное скопление людей, непосредственно контактирующих между собой на ситуативной основе и идентично реагирующих на определенные воздействия на основе психического заражения. (Слайд 2)

Различают три основных вида толпы. Посмотрите слайды и дайте название каждому виду.

(Слайд3-5) Работа в группах.

Всего социологи, психологи различают три типа массовых скоплений людей. Первый - это пассивная толпа, ещё говорят "стадо". Такой тип толпы может быть образован в месте массового скопления людей: на вокзале, на выставке, в очереди торгового комплекса, на остановке транспорта. Все люди там оказались случайно и толпы, образованная ими, не несёт в себе активных действий. Однако, как у всякого большого скопления людей в нём есть глубоко заложенный активный потенциал. Стоит произойти событию, которые повлияет на определённую часть скопления, и люди, скованные одним стремлением, начнут действовать как единая толпа.

Активный тип массового скопления людей. Отличается от пассивного скопления людей тем, что эта большая группа людей уже несёт в себе заряженные эмоции. То есть люди пришли в это место специально, что бы поддержать кого-либо или выразить своё отношение к идее или происходящему событию в мире. Люди, находясь в скоплении людей активного типа, поддерживают друг друга и готовы на реальные коллективные действия. Они, как им кажется, действуют ради единой цели, сообща. Катализатором к действию может быть внешнее воздействие, например, только что полученная новость или речь человека с трибуны, так и внутренний процесс. К активному типу массового скопления людей относится толпа в момент катастрофы или крушения. Такая реакция людей сильно затрудняет ведение поисково-спасательных работ. Во время опасности и угрозы жизни сознание у человека сужается, способность здраво мыслить уходит на второй план, проявляют себя только рефлексы, автоматизмы, бездумные физические действия.

Третий тип характеристики толпы - агрессивный. Для массового скопления людей агрессивный тип поведения является результатом заранее спланированных действий организаторов мероприятия, либо последствием развития активной толпы. Агрессивным скоплением людей можно назвать толпу мародёров, когда в период общего ослабления самосознания, жажда наживы берет верх над разумом и страхом быть пойманным.

В толпе индивид приобретает ряд специфических психологических особенностей, которые могут быть ему совершенно не свойственны, если он пребывает в изолированном состоянии. Эти особенности оказывают самое непосредственное влияние на его поведение в толпе. (Рассказ учителя) Слайд 6)

Человека в толпе характеризуют следующие черты.

Инстинктивность. В толпе индивид отдает себя во власть таким инстинктам, которым никогда, будучи в иных ситуациях, не дает волю. Этому способствует анонимность и безответственность индивида в толпе. У него уменьшается способность к рациональной переработке воспринимаемой информации. Способность к наблюдению и критике, существующая у изолированных индивидов, полностью исчезает в толпе.

Бессознательность. В толпе исчезает, растворяется сознательная личность. Преобладание личности бессознательной, одинаковое направление чувств и идей, определяемое внушением, и стремление превратить немедленно в действие внушенные идеи характерно для индивида в толпе.

Состояние единения (ассоциации). В толпе индивид чувствует силу человеческой ассоциации, которая влияет на него своим присутствием. Воздействие этой силы выражается либо в поддержке и усилении, либо в сдерживании и подавлении индивидуального поведения человека. Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы.

Безответственность. В толпе у человека полностью утрачивается чувство ответственности, практически всегда являющееся сдерживающим началом для индивида.

Для человека толпы также характерна повышенная эмоциональность восприятия всего, что он видит и слышит вокруг себя.

Для того чтобы вернуться с очередного мероприятия без ушибов или переломов, необходимо знать основные принципы поведения массового скопления людей и безопасного поведения в толпе. Сейчас вы проведете самостоятельную работу. Из параграфа 21 на стр.114 выпишите правила поведения в толпе. Далее мы обсудим эти правила и, может быть, вы добавите какие-то свои правила.

Сверяемся с правилами на слайде (Слайд 7-8), учащиеся добавляют свои правила.

Зачастую в толпе возникает паника. Объясните значение этого слова. Сверяемся со слайдом ( Слайд 9): Паника — это состояние интенсивного страха перед реальной или предполагаемой угрозой. Паника является сильной стрессовой реакцией организма на часто неожиданные и пугающие ситуации и идет вместе с совокупностью разнообразных вегетативных и соматических симптомов. При этом, при известных обстоятельствах, могут ограничиваться базовые человеческие навыки.

Закрепление материала.

Класс разбивается на три группы. Каждой группе выводится слайд с определенным типом толпы.

Необходимо определить тип толпы, рассказать при каких условиях толпа может поменять свой тип. Описать свои действия поведения в толпе.

Рефлексия. Ребята, скажите те вопросы, которые мы рассматривали на сегодняшнем уроке, актуальны в вашей жизни, могут ли они пригодиться?

Маленький тест: «Сейчас прозвенит звонок, и дети седьмого класса превратятся в активную толпу, несущуюся по коридорам. Как должен поступить индивид?

А) нестись впереди толпы, подбадривая ее криками;

Б) идти спокойно сзади толпы на почтительном расстоянии. (Слайд 10)

паника фото

Паника – это безотчетно-инстинктивный ужас, негативно окрашенный аффект, провоцируемый воображаемой или настоящей опасностью, психологическое состояние, характеризуемое чувством сильнейшего страха, непреодолимым стремлением избежать ситуации, кажущейся опасной. Данное состояние может охватывать одного субъекта или одновременно несколько людей.

Состояние паники нередко порождает серьезные осложнения и проблемы, большинство из которых, заканчиваются нелепой смертью паникующего лица. Паническое расстройство опасно тем, что индивид, испытывающий безотчетный страх, стремится к необдуманным действиям, усугубляющим ситуацию. Кроме того, состояние паники распространяется, словно цепная реакция. И тогда вместо одного паникующего человека можно получить неуправляемую, не отдающую отчета в собственных намерениях, толпу. Многие ученые убеждены, что нет страшнее оружия, чем бездумная испуганная толпа.

Причины паники

По сей день не представляется возможным установить точные причины, провоцирующие приступы паники. Однако большинство исследователей убеждено, что склонность к паническим атакам необходимо отыскивать в семейных отношениях и воспитании. Кроме того, возникновение панических приступов связывают:

- с множественными стрессовыми ситуациями, волнениями, которые были вытолкнуты в сферу подсознательного;

- семейными конфликтами и конфронтациями на работе;

- травмами психологического характера, которые были усилием воли подавлены;

- ожиданием возникновения какого-либо стресса;

- нарушением выработки гормонов;

- эмоциональным, умственным перенапряжением;

- резкой болью в теле или ощущением в организме неясной этиологии дискомфорта, что вызывает тревожность и внезапный страх скорой смерти;

- злоупотреблением алкогольными напитками;

- психическими расстройствами, такими как депрессивные состояния и различные фобии.

Кроме того, тревога и паника может быть порождена некоторыми недугами и физическими причинами. Так, например, часто панические атаки могут наблюдаться при следующих недугах: гипогликемии, пролапсе митрального клапана (заболевание, характеризующееся неправильным функционированием одного из сердечных клапонов), гипертиреозе.

Также паника может наблюдаться вследствие приема некоторых стимулирующих веществ, например, кофеина, препаратов амфетаминового ряда, кокаина.

Среди физических факторов выделяют повышенную активность бета-адренергических рецепторов. При отклонениях в функционировании этих рецепторов внезапно выделяется избыточное количество адреналина, что провоцирует сужение сосудов кровеносного русла, вследствие чего учащается пульс, растет кровяное давление и происходит расширение дыхательных путей.

Психоаналитическая теория утверждает, что безотчетное чувство беспокойства зарождается вследствие наличия внутренних причин. Наряду с этим последователи поведенческой терапии убеждены, что беспокойство имеет связь с внешними условиями, например, когда индивид не в состоянии преодолеть некоторые проблемы.

Паника у ребенка может возникать из-за особенностей адаптации в современном социуме. Дети уже с раннего возрастного периода сталкиваются с проблемами конкуренции. Они пытаются быть более привлекательными, чтобы занять определенную позицию в школьной иерархии. Кроме того, паника у ребенка, нередко, может базироваться на страхе быть осмеянным.

Также взрослые должны понимать, что страх и следующая за ним паника у ребенка усиливается при попытках малышей утаить от окружения собственное состояние, скрыть эмоции.

Детские панические атаки сопровождаются различными проявлениями со стороны вегетативной системы. При зарождении чувства паники кроха ощущает собственную незащищенность, ранимость, поэтому он остро нуждается в родительской поддержке.

Психология паники

Паника людей имеет следующие характеристики:

- она возникает, в основном, в большой численности группах (толпе, массовом скоплении людей);

- провоцируется чувством неконтролируемого страха, обусловленного реальной опасностью или основанного на мнимой угрозе (например, паника в самолете);

- паника представляет собой чаще всего явление стихийно зарождающееся, проявляющееся в неорганизованном поведении людей;

- людям, пребывающим в паническом состоянии, свойственна поведенческая неопределенность, заключающаяся в растерянности, хаотичных действиях и неадекватности поведенческого реагирования в целом.

Таким образом, паника людей представляет собой стихийно зарождающееся явление большого скопления людей, которые пребывают в состоянии повышенного эмоционального возбуждения вследствие влияния бесконтрольного чувства страха и ужаса.

Известно, что тревога, паника зарождается не во всяком массовом скоплении людей. Решающим для возникновения такого состояния становится сочетание ряда условий и воздействия различных факторов:

- психологическая атмосфера повышенного беспокойства и неуверенности группы индивидов в ситуациях опасности или вследствие продолжительного переживания негативных эмоций (например, проживание в условиях регулярных бомбежек), подобная атмосфера считается предпанической, то есть предшествующей и способствующей возникновению панического состояния;

- наличие побуждающих и стимулирую­щих паническое состояние слухов, например, разжигающих степень негативных последствий от предполагающейся опасности;

- определенные личностные качества индивидов и наличие склонности к панике.

Виды паники

Панические состояния классифицируются по охвату индивидов и по характеру.
По охвату индивидов паника бывает: массовой, то есть охватывает большое количество индивидов (например, при наводнениях) и индивидуальной (например, женщина непосредственно перед родами).

Виды паники по характеру: аффективное паническое состояние и поведенческая паника.

Первый вид – это групповое реагирование, которое управляется мгновенно охватившим индивидов сильным чувством страха и ужаса (например, паника в самолете). Обычно подобное состояние начинается с паники отдельных высоко внушаемых, истерических лиц (паникеров), заражающих паническим настроем окружение. Для данного вида свойственно состояние острого психоза, массовой истерии, неуправляемое поведение, неотчетливое восприятие окружающего.

Второй вид представляет собой эмоционально продиктованные, обдуманные решения и поступки, которые не всегда соответствуют уровню опасности. Образуется и затухает постепенно. Зарождается не в массовом скоплении индивидов, а среди отдельных групп населения.

Также выделяют различные формы паники:

- массовое бегство, которое представляет собой неосознанное бегство от придуманной или реально существующей угрозы;

- панические настроения, которые являют собой психологические состояния отдельных индивидов либо целых классов, при которых изменяется баланс между направляющими и регулирующими составляющими, эмоциональным и разумным. Вследствие этого поведение становится подверженным случайным побудителям и практически непредсказуемым;

- экономическая паника, прежде всего, наблюдается на банковских биржах и проявляется либо неимоверным наплывом вкладчиков, либо кризисом вследствие инфляции, роста цен или смене экономического устройства в стране.

Признаки паники

Симптомы паники и ее признаки, обычно, развиваться внезапно и достигают своей высшей точки очень быстро (не более десяти минут). Большинство приступов длится около 20-30 минут.

В основном атаки происходят следующем образом: индивид расслаблен, занимается будничными делами, например, смотрит телевизор, внезапно его накрывает волна абсолютно беспричинного сильнейшего страха.

Типичные проявления и симптомы паники: одышка или гипервентиляция легких, удушье, учащение частоты сердечных сокращений, повышение давления, ощущение дискомфорта или боли в грудной области, тремор, ощущение нереальности или изолированности от окружения, кишечное расстройство или тошнота, потоотделение, обморок или головокружение, покалывание или онемение, наплывы холода или жара, спутанность мыслей, страх потери контроля, смерти или сойти с ума.

По окончанию приступа человеку легче не становится, наоборот, у него появляется устойчивый страх повторения подобного состояния. Такой страх лишь увеличивает частоту возникновения следующих приступов.

Кроме того, проявления приступов зависят от формы паники. Выделяют три формы паники в зависимости от степени протекания: легкую, среднюю и крайнюю. Легкие панические симптомы испытывал каждый индивид на протяжении существования. Резкий звук – и человек вздрагивает, однако при этом самообладание сохраняется. Ситуация, при которой происходит полное переоценивание происходящего, провоцирует среднюю форму приступа.

Наиболее опасной формой панического приступа считается крайняя степень, при которой зарождается состояние аффекта, и индивид теряет контроль. Подобное состояние может быть спровоцировано стихийным бедствием, катастрофой, землетрясением.

Лечение паники

В лечении панических приступов достаточно широко применяется медикаментозная терапия. Чаще назначаются транквилизаторы (способны быстро купировать приступ), антидепрессанты (способствуют более стойкому результату, снижают уровень тревожности) и нейролептики (устраняют вегетативные клинические симптомы).

Однако, нередко, даже после прохождения пациентом полного курса терапии могут возникать рецидивы. Это связано, чаще всего, с неумением больных управлять и контролировать собственные мысли и эмоции. Психотерапия помогает обучиться контролю над мыслями и чувствами.

Когнитивно-поведенческие методы психотерапии считаются самыми распространенными в лечении патологий психики, которые проявляются приступами страха. Как правило, лечение при помощи психотерапевтических техник, содержит в себе несколько этапов: дидактический, когнитивный и поведенческий.

На дидактическом этапе происходит осознание пациентом логики и механизма его недуга и сопутствующей ему клиник, а также нахождение пути преодоления.

На поведенческом этапе при помощи терапевта вырабатывается стратегия, которая позволяет сформировать позитивное мышление у пациента.

В ходе лечения больной учится самостоятельно одолевать панические приступы, обучается самоконтролю. С этой целью используются методики релаксации и дыхательные техники, например, медитация.

Сегодня в лечении паники психоанализ менее распространен, нежели когнитивно-поведенческая психотерапия, но в определенных ситуациях он оказывается наиболее результативным. Поскольку очень часто паническое расстройство возникают не в качестве изолированного симптома, а развиваются вследствие какого-либо жизненного неблагополучия. Особенно эффективными техники психоанализа оказываются, когда индивид стремится не просто устранить симптомы панических приступов, но и разобраться в себе, наладить взаимоотношения с окружением и научиться верно расставлять приоритеты.

Читайте также: