Конспект урока по биологии 6 класс вегетативное размножение покрытосеменных растений

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока Вегетативное размножение покрытосеменных растений.docx

Предмет : Биология

Автор УМК В.В.Пасечник

Тема урока: Вегетативное размножение покрытосеменных растений

Тип урока : усвоение новых знаний

Цель урока: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений с троить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять и формулировать цель учебной деятельности; формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД –доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи, формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы по алгоритму: - Я; - Мы; - Дело.

Задачи урока:

-способствовать усвоению учащимися способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- выяснение значения вегетативного размножения в природе и жизни человека.

Метапредметные:

-продолжить развитие навыков самостоятельной работы с учебником, таблицами;

-способствовать развитию умения работать в группе, отражать результаты своей деятельности в устной или письменной форме;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

-способствовать формированию у учащихся умения выражать свое мнение, анализировать мнение других в ходе совместной работы;

-возможность связывать новую информацию с уже изученным материалом;

Планируемые результаты:

· сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

· понимание ценностного отношения к окружающей среде;

· овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

· анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

· самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

· овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование: раздаточный материал для учащихся, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: хлорофитум, колеус, сенполия; стаканы с водой, резиновые перчатки, черенки комнатных растений.

Методы: фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология работы в микрогруппе, проблемная технология, технология проекта.

Условные обозначения: личностные УУД (Л); познавательные УУД(П); коммуникативные УУД (К); регулятивные УУД (Р);


Видеоурок рассказывает о способах вегетативного размножения растений в природе и практике человека, и о роли вегетативного размножения. Вводятся новые понятия: вегетативное размножение, черенки и их виды, отводки, корневые отпрыски, прививка почкой, привой, подвой, дичок.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Вегетативное размножение покрытосеменных растений"

Вегетативное размножение – увеличение числа особей растений в результате их развития из корней, стеблей и листьев. Вегетативное размножение происходит в природе самопроизвольно, без вмешательства человека. В практике человек сознательно размножает растения вегетативным способом, как целыми вегетативными органами, так и их частями.

Вегетативное размножение характерно для большинства групп растений, а у некоторых растений (малины, осины, ивы) оно может даже преобладать над половым. Примером растения, которое размножается только вегетативно, является двудомная элодея канадская, завезённая в Европу из северной Америки в форме женских особей, неспособных формировать семена в отсутствии мужских растений.

Можно размножать растения следующими способами: отводками, делением куста, стеблевыми, листовыми и корневыми черенками, а также корневищами, клубнями и луковицами.

Одним из распространённых способов вегетативного размножения многолетних растений является деление куста. При этом способе растение выкапывают и делят на части нужной величины. Важно, чтобы на каждой части корня была хотя бы одна хорошая почка.

Размножение отводками основано на образовании корней на побеге до того, как он будет отделён от материнского растения. Побег пригибают к земле и неглубоко закапывают или прижимают. Над поверхностью почвы оставляют только верхушку побега. Как только образуются корни и побеги из боковых почек, отводок отделяют от материнского растения и пересаживают на новое место. Таким способом легко размножаются смородина и крыжовник.

Размножение черенками. Черенок — это отрезок любого вегетативного органа растения. Различают черенки стеблевые, корневые и листовые. При размножении черенками на их нижней части образуются корни, а на верхней из почек развиваются надземные побеги.

Стеблевой черенок — это отрезок стебля с листьями. Стеблевыми черенками размножают многие комнатные растения, а также смородину, тополь, иву и некоторые другие деревья и кустарники. Для этого весной, до распускания почек, однолетние одревесневшие черенки длинной 25 – 30 см сажают в почву. К осени на черенках вырастают придаточные корни. Тогда черенки выкапывают и сажают на постоянное место.

Корневыми черенками можно размножать те растения, у которых на корнях образуются придаточные почки (вьюнок, пион, одуванчик). Корневой черенок – это отрезок корня длинной 20 – 25 см. На посаженном в почву корневом черенке из прида­точных почек развиваются надземные побеги, от осно­ваний которых отрастают придаточные корни. Разви­вается новое, самостоятельно существующее растение.

У таких растений, как осина, тополь, сирень на корнях из придаточных почек вырастают побеги — корневые отпрыски. Такие растения называются корнеотпрысковыми. Со вре­менем у корнеотпрысковых многолетников старые участки корней разрушаются, и отпрыски становятся самостоятельными растениями.

Листовыми черенками в природе размножаются немногие растения. А вот при размножении декоративных травянистых растений (фиалки, бегонии) этот способ применяется довольно широко. Листья сажают во влажный песок или в воду. После этого у листовых черенков образуются придаточные почки и корни.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица) служат не только для отложения запасных питательных веществ, но и для вегетативного размножения.

Корневищами размножаются, например, ландыш, пырей, ирис. На их корневищах образуются придаточные почки и корни. Пырей – это сорное растение, от которого очень трудно избавиться. Его крепкие корневища пронизывают почву, переплетаясь с корнями культурных растений, что очень затрудняет прополку. Чтобы уничтожить пырей, нужно тщательно выбирать из почвы все его корневища.

Летом возле материнской подземной луковицы тюльпана, нарцисса, лилии образуются дочерние луковички-детки, которые служат для размножения.

Надземные луковички образуются в пазухах листьев (лилия тигровая) или в соцветиях (чеснок). Со временем они опадают и дают начало новым растениям.

Вы уже знаете, что клубни картофеля и топинамбура — это подземные образования. Так как на них образуется много придаточных почек — глазков, растения можно размножать не только целыми клубнями, но и их небольшими частями. При размножении картофеля глазками надо вырезать почки с небольшими кусочками мякоти клубня и высадить в ящик с плодородной почвой. Из посаженных почек разовьются ростки, в нижних частях которых отрастут придаточные корни. Полученную рассаду можно высаживать в поле.

Растения часто размножаются надземными побегами, например земляника. От одного материнского растения летом отрастает несколько ползучих побегов – усов, в узлах которых развиваются вертикальные побеги и придаточные корни. После укоренения нового растения усы разрушаются.

Плодовые деревья (яблони, груши, сливы, вишни) обычно размножают прививкой. Прививка как способ вегетативного размножения используется только при искусственном размножении – размножении, производимом человеком. Прививка всегда связана с отделением части одного растения и приживлением его (прививкой) на другое. При прививке части двух растений срастаются, и в дальнейшем продолжают расти как единый организм. Существуют различные способы прививок: прививают целые веточки (черенки) и отдельные почки.

Почку-глазок или чере­нок культурного растения сращивают со стеблем дичка. Дичок — молодое растение, выращенное из семени пло­дового дерева.

Корневая система дичка обладает боль­шей мощностью, неприхотливостью к почве, морозо­стойкостью и другими качествами, которых нет у приви­ваемого культурного растения. Глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки, называют привоем, а дичок, к которому прививают, — подвоем.

Прививкой также размножают многие сорта роз. Делается это не только для того, чтобы сохранить их сортовые особенности, но и для того, чтобы повысить морозостойкость.

Прививку черенком производят весной, пока не тронулись в рост почки. Срезанный с культурного растения черенок соединяют со стеблевой частью подвоя. Чтобы прививка была удачной, нужно прижать камбий привоя к камбию подвоя. Место прививки туго обвязывают лентой, а срез пенька замазывают специальным веществом. Если прививка сделана правильно, произойдет срастание подвоя с при­воем и почки привоя начнут распускаться.

Для прививки почкой у основания стволика дичка-подвоя ножом делают надрез коры в виде буквы Т. Затем с побега культурного сорта срезают хо­рошо развившуюся почку с тонким слоем древесины длиной около 2 см и вставляют ее под кору дичка в на­дрез. Место прививки туго обвязывают, так, чтобы сама почка оставалась свободной от обвязки. Если прививка сделана правильно, через 2 — 3 недели подвой срастется с привоем, а весной следующего года из привитой почки разовьется побег. После этого стебель надо срезать выше места прививки. Через 2 — 3 года по­бег превратится в деревце культурного сорта, которое можно посадить в саду.

Таким образом, вегетативное размножение растений очень широко распространено в природе. Как и семенное размножение, оно способствует увеличению числа особей и их расселению. При вегетативном размножении растения наследуют признаки материнского растения. Это используется в практике сельского хозяйства для быстрого получения высоких урожаев (например, клубней картофеля) и для сохранения ценных сортов культурных растений (например, плодовых деревьев на прививках).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений.

Цели урока: - познакомить учащихся со способами вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- показать роль вегетативного размножения в природе и сельскохозяйственном производстве.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- значение вегетативного размножения в природе; в сельскохозяйственном производстве;

- способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой тканей;

- растения, которые размножаются вегетативным способом.

I Оргмомент

II Проверка знаний

Домашнего задания о размножении голосеменных растений.

Индивидуально: карточки, тесты.

Фронтально (по вопросам).

какие растения относят к голосеменным? (ответ: растения, у которых семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек).

образуют ли голосеменные растения плоды? (ответ: нет, голосеменные растения плодов не образуют).

где образуется пыльца и семязачатки у сосны? (ответ: у сосны на молодых ветвях образуются шишки двух видов: в зеленовато-желтых, расположенных группами у оснований молодых побегов, развиваются по два пыльцевых мешочка, где и развивается пыльца (развиваются мужские гаметы – сперматозоиды ♂). На вершинах побегов расположены красноватые шишки сосны, в которых на каждой чешуе развивается по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы (яйцеклетки ♀).

какие вегетативные органы имеет цветковое растение? (корень, стебель, листья, почки, цветы, плоды).

Расскажите о размножении голосеменных растений.

Изучение нового материала

(в форме рассказа с элементами беседы и с использованием слайдов на компьютере, таблиц, живых растений и демонстраций приемов вегетативного размножения на комнатных растениях).

Мы с вами ранее изучили, а сегодня повторили, что цветковое растение имеет вегетативные органы: корень, стебель, листья, плоды с семенами. Вы знаете из уроков биологии (да и из жизненной практики – многие помогают родителям в теплице, в огороде при посеве), что растения размножаются семенами. А не подскажите – это единственный способ размножения или может быть имеются еще какие-то способы?

Так вот, на сегодняшнем уроке мы рассмотрим размножение цветковых растений не половым путем (с помощью семян), а вегетативным (с помощью вегетативных органов или их частей). Этот способ широко распространен в природе, но еще чаще его использует человек при размножении сельскохозяйственных и декоративных растений.

1.Размножение черенками

Черенок – это отрезок любого вегетативного органа.

Люди давно заметили, что когда ветер ломает ветки у тополей, или ранней весной отламываются вмерзшие в лед ветви у растущих по берегам рек ивушек, то если они попадают на влажную почву, то дают придаточные корни и укореняются. Так на новом месте вырастает тополь, ива или другие растения.

Эту способность многих растений – легко образовывать придаточные корни, человек использует в садоводстве и цветоводстве.

Существует несколько видов черенков.

Стеблевой черенок – это отрезок побега с почками.

Такими черенками размножают смородину, малину, тополь, розу; комнатные растения: бегонию, традесканцию, герань и другие. Комнатные растения для размножения – черенки ставим в воду до появления корней и высаживаем.

( Демонстрируем файл с черенками; стеблевые черенки комнатных растений).

Если в саду занимаемся размножением растений стеблевыми черенками, то одревесневшие однолетние черенки длиной 25-30 см сажаем в хорошо подготовленную почву. К осени на черенках образуются корни и черенки можно сажать на постоянное место.

В с/х-ве для размножения растений используют корневые черенки.

Корневой черенок – это отрезок корня длиной 15-25 см.

Корневыми черенками размножаются только те растения, у которых на корнях могут формироваться придаточные почки. На посаженном в почву корневом черенке из придаточных почек развиваются надземные побеги, из оснований которых отрастают придаточные корни, развивается новое, самостоятельно существующее растение. Таким образом, можно размножать садовую малину, шиповник, некоторые сорта яблонь и декоративных растений.

У таких растений, как тополь, сирень, рябина, вишня, малина, осот из придаточных почек на корнях вырастают побеги – корневые отпрыски. Эти растения называют корнеотпрысковыми.

Некоторые виды комнатных растений можно размножить листовыми черенками. Это – бегония – рекс, сансевьера, сенполия (узамбарская фиалка). Листья ставят в воду, или сажают во влажный песок и на них развиваются придаточные почки и придаточные корни. В природе так размножается сердечник луговой.

2. Размножение ползучими побегами

Летом от материнского растения земляники отрастает несколько ползучих побегов – усов, в узлах которых развиваются маленькие растеньица с листьями и корешками.

3. Размножение отводками

Весной молодой побег изгибают так, чтобы его средняя часть касалась земли, а верхушка была направлена вверх. На нижней части побега под почкой надо надрезать кору, в месте надреза пришпилить побег к почве и окучить влажной землей, верхушку побега подвязать к палке, воткнутой в землю. К осени в месте надреза придаточные корни. Тогда побег отрезают от куста и сажают на постоянное место. Отводками можно размножать смородину, крыжовник, калину, яблони.

4. Размножение подземными видоизмененными побегами.

Корневищами – размножаются сорняки: пырей, сныть, тысячелистник. Новые побеги, после прополки, появляется из почек, которые остались на кусочках корневищ, оставшихся в почве.

Корневищами размножают многие ценные декоративные растения: ирисы, ландыш, астры многолетние.

Клубнями (а также его частями: глазками, почками ростками, верхушками) размножаются: картофель, топинамбур, георгины.

Луковицами: лук, чеснок, тюльпаны, лилии.

5. Размножение прививкой

Почку – глазок или черенок культурного растения сращивают со стеблем дичка.

Дичок – это молодое растение, выращенное из семени плодового дерева. Дичок – это подвой. Почка – глазок или черенок культурного растения, взятого для прививки – это привой.

Прививку черенком – делают весной, пока не тронулись в рост почки. Необходимое условие – камбий привоя надо плотно прижать к камбию подвоя и туго обвязать мочалом или скотчем, а срез замазать варом.

Прививка почкой – проводиться во второй половине лета.

6. Размножение культурой тканей

– выращивание растений из клеток образовательной ткани, помещенных в питательную среду.

7. Значение вегетативного размножения в природе

Закрепление

1. Перечислите способы размножения надземными побегами?

(ответ: 1. черенками: стеблевыми, корневыми, листовыми; 2. ползучими побегами – усами; 3. отводками).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: создание условий для формирования универсальных учебных действий (УУД) в процессе познавательной деятельности по изучению вегетативного размножения покрытосеменных растений:

Личностных УУД - развитие внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности, воспитание бережного ценностного отношения к растениям, формирование положительных эмоций, самореализация личности подростка в коллективе посредством общения и контакта с природными объектами в условиях учебно-практической деятельности;

Познавательных УУД - формирование умений работать с информацией, развивать познавательную активность, знакомство с основными способами вегетативного размножения покрытосеменных растений, его практическим значением в природе и хозяйственной деятельности человека; формирование умений строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, поиск и использование аналогий, опираться в поиске решений на собственный опыт;

Регулятивных УУД - (продолжение) формирование умений выполнять задание преподавателя, волевая саморегуляция;

Коммуникативных УУД - формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества; самосовершенствование через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.

Планируемые результаты:

- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных способов вегетативного размножения покрытосеменных растений;

- понимание ценностного отношения к окружающей среде;

- овладение умением оценивать с эстетической и практической точки зрения объекты живой природы родного края;

- анализ, сравнение объектов живой природы, умение делать выводы на основе сравнения;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- овладение практическими навыками вегетативного размножения комнатных растений.

Оборудование: раздаточный материал для групп, презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран, цветочные горшки с приготовленной почвой, комнатные растения: традесканция, хлорофитум, фиалка; стаканы с водой,

Методы: фронтальная беседа, проблемно-поисковый, наглядный, практический.

Образовательная технология: технология работы в группах, проблемная технология.

Организационный момент.

Здравствуйте, меня зовут Шипилова Наталья Петровна. Я учитель биологии в школе с. Двуречье. Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему, которая в дальнейшем нам пригодится в жизни. Работать мы будем на основе групповой деятельности, поэтому я вам предлагаю объединиться в группы. Но прежде обратите внимание на парты. На трех партах находятся большие картины растений.

Ответьте, чем они отличаются друг от друга? (имеют разную жизненную форму).

У вас также у каждого, на столе есть изображение растений, которые имеют определенную жизненную форму. Сейчас вам надо выйти сюда вперед и распределиться по группам, найдя друг другу собратьев по жизненной форме растений. Пожалуйста, выходите, ищите и выстраивайтесь в три группы. Кто потерялся, тому помогите. (Дети распределяются по группам).

Ребята, а теперь давайте проверим, вы правильно распределились по группам?

Итак, каждый из вас нашел свою группу, попрошу вас пройти на свои места.

Девизом нашего урока будут слова: Думать, определять, слушать, запоминать, доказывать, применять, оценивать.

Актуализация знаний.

Посмотрите внимательно на свои картинки и ответьте на вопрос:

К какой группе растений можно отнести растения, изображенные на картинках? (цветковые)

Как их еще называют? Почему? (покрытосеменные, т. к. их семена находятся в плодах)

Для чего покрытосеменным растениям семена? (для размножения)

Что такое размножение?

Постановка проблемы.

Мне сегодня на электронную почту пришло письмо от садовода-любителя:

Какую же проблему поставили садоводы-любители перед нами?

Как посадить и вырастить растения без участия семян?

Как называется размножение, которое осуществляется с помощью семян?

А какие виды размножения еще вы знаете? (половое, бесполое)

В чем особенность бесполого размножения?

Следовательно, какое размножение мы должны, сегодня на уроке, более подробно изучить, что бы решить проблему, поставленную садоводами-любителями?

Постановка темы и задач урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Вегетативное размножение покрытосеменных растений). Запишите тему урока в картах урока.

Какие задачи мы будем сегодня с вами решать?

На экране слайд : Что? Как? Зачем?

Что такое вегетативное размножение?

Как осуществляется вегетативное размножение?

Зачем необходимо вегетативное размножение для растений и человека?

Как вы думаете, что нам понадобиться для решения поставленных задач?

Изучение нового материала.

Что такое вегетативное размножение.

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из частей вегетативных органов – корня и побега.

Чьими наследственными свойствами будут обладать растения, появившиеся вегетативным путем? (материнского растения)

Вегетативное размножение – это воспроизведение растений из частей вегетативных органов – корня и побега, при котором дочерние растения полностью воспроизводят наследственные свойства материнского организма.

Как осуществляется вегетативное размножение?

Итак, повторим, с помощью каких органов осуществляется вегетативное размножение?

Корень и побег являются основными вегетативными органами, но есть и видоизмененные побеги и корни. Давайте вспомним их.

Работа с карточками (раздаточный материал) – разложить картинки по группам: видоизмененные побеги, видоизмененные корни. (работа у доски)

Приступаем к работе. Желаю удачи в работе.

1 – ая группа – размножение видоизмененными вегетативными органами (корневищем, луковицами, клубнями, усами, корнеплодами)

2-ая группа – размножение основными вегетативными органами (корень, побег)

3-ая группа – вегетативное размножение, использованное в практике человеком (прививка, культура тканей)

Выступление групп, каждый выходит и высаживает свое растение на приусадебный участок, объясняя каким способом вегетативного размножения можно его размножить.

Физкультминутка

Цветок- орган вегетативного размножения;

При вегетативном размножении растений у потомства не появляется новых наследственных признаков.

Усы – это надземный ползучий побег;

Тюльпан размножается корневищем.

Черенки бывают листовыми, стеблевыми, корневыми;

Черенок – это отделенный от растения укоренившийся боковой побег.

Посадили огород, но, какой же огород без сорняков. Перед вами фотографии известных огородных сорняков. Назовите их.

Как вы думаете, почему мы никак не можем от них избавиться?

С помощью какого вида вегетативного размножения они размножаются в природе? И как от них можно избавиться?

Зачем необходимо вегетативное размножение для растений и человека.

Собрались наши растения на грядках и завели спор. Генеративные органы утверждают, что семенное размножение – это главное размножение. А вегетативные органы говорят, нет, вегетативное размножение главнее семенного размножения. Ребята, давайте поможем им разрешить спор.

На листочки распределите по значению полового размножения и бесполого размножения, используя текст учебника, стр. 91-92

Сохранение признаков растений.

Приобретают признаки только материнского растения.

А теперь сделаем вывод, какой же способ размножения лучше?

А теперь, вам предлагаю применить свои знания на практике и озеленить кабинет биологии, пополнив его новыми растениями (выполнение лабораторной работы).

Как вы думаете, мы смогли помочь садоводам любителям?

Что мне им ответить? Как без участия семян можно размножить растения на своем участке? (проверяем кластеры)

Отметить лучших ребят.

Прикрепить на доску лист ватмана. На нём нарисовано дерево. Каждый учащийся на листочках оценивает свою работу на уроке и отвечает на вопросы и клеит на дерево.

Читайте также: