Идем в музей виртуальное путешествие по залам искусства древнего мира 5 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Супер физкультминутка для урока.avi

Выбранный для просмотра документ Искусство древнего мира.docx

Учитель изобразительного искусства: Цыганова Ольга Николаевна

Цель урока: Познакомить детей с декоративным искусством народов древнего мира; понятиями культура, архитектура, скульптура, рельеф, иероглифы, клинопись, зодчество; освоить живопись природными красками по камню, высекание по типу контррельефа. Формирование умения стилизовать предметы декоративного искусства.

Задачи урока:

Образовательная: привитие зрительного восприятия обучающихся; научить выполнять декоративные рисунки в нетрадиционной технике; развивать способность классифицировать предметы по форме и росписи;

Развивающая: развивать способность наблюдения, фантазию, творческие способности; умение анализировать и систематизировать;

Воспитательная: воспитывать эстетические и художественные способности, интерес к декоративно-прикладному искусству разных народов.

Оборудование: Мультимедиа , камни, природные краски, кисти, заготовки рельефов, палочки, влажные салфетки.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Планируемые результаты:

- формирование ответственного отношения к обучению на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование особого отношения к декоративно-прикладному искусству - источнику красоты и вдохновения;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Метапредметные:

- Познавательные УУД: Умение смыслового восприятия художественного текста, применять полученные знания в практической декоративной работе и на уроках изобразительного искусства;

- Коммуникативные УУД: Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности, соблюдение морально- этических и психологических принципов общения и сотрудничества;

- Регулятивные УУД: Планирование и осуществление деятельности с целью достижения желаемого результата, коррекция и оценка работы. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; строить речевое высказывание в устной форме;

- понятия культура, архитектура, скульптура, рельеф, иероглифы, клинопись, алфавит, зодчество;

- особенности выполнения декоративного рисунка природными красками по камню;

- особенности построения композиции орнамента на объемных предметах;

- пользоваться языком декоративно-прикладного искусства;

- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;

- различать особенности элементов декора древних народов Востока;

- выполнять несложные изображения на объемном предмете;

- высекать палочкой изображение лотоса;

- грамотно распределять рабочее время для выполнения работы;

- анализировать выполненные творческие задания.

Технологическая карта урока

-Здравствуйте! Я рада вас видеть. Садитесь.

Объявление темы и целей урока.

Помогают сформулировать тему и цели урока.

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной- задачи)

планирование (определение промежуточных целей с учетом конечного результата, составление последовательности действий)

Познавательные:

(формулирование познавательной цели)

Актуализация и проверка изученного материала - 3мин.

Учитель читает стихи, беседует с учащимися, задает вопросы:

- Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Он не умел слепить горшка из глины,

Боялся духов, выдуманных им.

Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней, стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится,

И кровь глотает раненый бизон.

- Показывали ли первобытные художники свои рисунки друзьям?

- Зачем же тогда первобытные люди создавали произведения искусства?

Учащиеся смотрят презентацию, отвечают на вопросы учителя:

- О рисунках первобытных людей.

- Нет, они рисовали их в глубоко в пещерах, далеко от входа.

- Пытались выразить свое представление о мире, верили в волшебную силу искусства.

Регулятивные:

Строить речевое высказывание в устной форме;

Изучение нового материала -5мин.

Учитель объясняет новый материал с привлечением учеников

- Давайте представим себя на месте первобытного художника и попробуем нарисовать похожие картины. Только вот какими же красками мы будем пользоваться? Чем рисовали первобытные люди? И какие цвета они использовали?

- Краску могли смешивать с животным жиром. Я тоже предлагаю вам смешать уголь и сливочное масло, и получившейся краской сделать рисунок на ( идеально на камне).(Как вариант, просто угольком).

Дети анализируют увиденный материал на презентации, делают умозаключения.

- Природными красками, например, уголь или охра. Пальцами или кистями, сделанными из волос животных. Цвета использовались черный, коричневый, желтый и красный

Дети смешивают растолченный уголь со сливочным маслом.

Познавательные:

Общеучебные (выделение информации)

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других;

Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Практическая работа - 10мин

Учитель комментирует выполнение практической работы по ходу выполнения

- Легко ли было рисовать?

Делятся своими впечатлениями.

Познавательные:

Умение представлять результат работы, соответствующий решаемой задачи

Физкультминутка- 2 мин.

Показывает и выполняет упражнения

Изучение нового материала - 5мин

Учитель объясняет новый материал с привлечением учеников

- Наше путешествие в мир искусства продолжается. Послушайте стихотворение и скажите, о какой стране в нем идет речь?

На плите, на саркофаге,

На папирусной бумаге,

И на всем, что видит взгляд,

Рыбы и птицы, точки,

Все знакомое почти,

А попробуй-ка, прочти!

- В гробницах, храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество прекрасных произведений искусства, поражающих тонкостью художественным мастерством.

Для оформления царских храмов и гробниц создавалось большое количество рельефов и росписей.

- Что таков рельеф?

- Дети анализируют увиденный материал на презентации, делают умозаключения.

Цель урока : познакомить учащихся с историей возникновения музея, его видами; воспитывать уважительное отношение к старинным вещам.

Образовательные: дать представление о разновидностях музеев, показать ценностно-смысловую значимость музеев;

Воспитательные: воспитывать интерес к истории предков;

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить; умения задавать и отвечать на вопросы; развивать умения находить нужную информацию и обобщать ее.

Познавательные: находить необходимую информацию в различных источниках, извлекать информацию, представленную в разных формах, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, умение вести диалог с одноклассниками и учителем, осуществлять совместную деятельность, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, заготовки для работы с материалом

Ход урока:

1. Организационный момент

Здравствуйте, дети. Садитесь.

Ребята, сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Куда? Узнаете, отгадав загадку:

Определение темы урока :

Я посетить хочу давно

Местечко чудное одно.

И посмотреть на достиженья-

Искусства или увлеченья.

Там и рисунки и поделки.

И никакой тебе подделки.

Возьму с собой и вас, друзей.

И мы отправимся в… (музей)

Молодцы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по залам музеев. А как вы понимаете, что такое музей?

МУЗЕЙ – (от греч. — дом Муз) — учреждение, занимающееся собиранием, изучением и хранением предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры.

Первый русский музей появился почти 300 лет назад в Петербурге - это Кунсткамера – с немецкого переводится как “кабинет редкостей”. Здание было построено в Санкт-Петербурге на берегу реки Невы по приказу царя Петра 1. Сам царь начинал собирать в нем экспонаты: оружие, инструменты, посуду, чучела птиц и зверей. (Показ портрета Петра, Кунсткамеры).

Работа над темой урока

Итак, мы с вами отправляемся в путешествие.

Первая остановка нашего путешествия - Краеведческий музей. В этом музее мы можем увидеть экспонаты, которые рассказывают о нашем крае (на доске слайды с изображениями экспонатов музея).

Ребята, вы знаете, что у нас в Самаре, есть такой музей? Знаете ли вы его название? (музей им. П. В. Алабина). Подробнее о музее нам расскажет Настя.

Самарский областной историко-краеведческий музей им. П. В. Алабина - один из старейших музеев Поволжья. В 1886 году городской глава Петр Владимирович Алабин предложил Городской думе проект создания в Самаре публичного музея в честь императора Александра II. В 1993 году музею было присвоено имя П. В. Алабина.

Экспозиция Самарского областного историко-краеведческого музея им. П. В. Алабина рассказывает об истории Самарского края - от времен динозавров и мамонтов до наших дней, - а также о его природе и традициях народов Поволжья.

Как вы поняли, наша следующая остановка - зоологический музей. В этом музее мы можем увидеть представителей животного мира. Подробнее об этом музее расскажет Кристина.

Зоологический музей им. Д. Н. Флорова был открыт в 1955 году. На сегодняшний день он является одним из крупнейших в Поволжье. В нем можно увидеть животных не только нашего края, но и обитателей животного мира других стран и континентов, включая 60 видов занесенных в Красные книги России и Международного Союза охраны природы. Гордость музея - богатые коллекции раковин древних и современных моллюсков, кораллов, тропических бабочек, птиц, крупных кошек.

Наше путешествие продолжается. Следующая остановка: художественный музей. В этом музее собраны работы скульпторов и художников. Ребята, вы знаете, что у нас в Самаре, есть такой музей? Знаете ли вы его название? (Самарский областной художественный музей). Подробнее о музее нам расскажет Лена.

Он был открыт в 1897 году естными художниками во главе с К. П. Головкиным как художественный отдел при Публичном музее. Художники не только подарили музею свои работы, но также обратились к известным мастерам с просьбой прислать в дар свои произведения. В 1937 году м из этого отдела был организован художественный музей.

В настоящее время коллекция музея насчитывает более 35 тысяч экспонатов. В нем можно увидеть картины И. К. Айвазовского, К. П. Брюллова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, И. И. Левитана, В. А. Серова, К. А. Коровина, К. С. Малевича, О. В. Розановой.

Наша следующая остановка: Музейно-выставочный центр "Самара космическая". Здесь вы можете увидеть космическую технику и модели ракет. Наряду с ними в экспозиции существуют интерактивные экспонаты, которые рассказывают о том, как эта техника работает. Подробнее о музее расскажет Виктория.

Открытие "МВЦ "Самара Космическая" состоялось в День космонавтики 12 апреля 2007г. Одна из достопримечательностей музея - "Ракета-носитель "Союз", установленная 18 сентября 2001 г. к 40-летию первого полета человека в космос. Высота ракеты вместе со зданием — почти 55 м (16-этажный дом).

Наше путешествие по залам музеев закончилось. Ребята, для закрепления материала предлагаю вам ответить на вопросы викторины и заполнить карточку.

Из каких музеев эти предметы? (соедини стрелочками)

ЧУЧЕЛО ВОЛКА МУЗЕЙ КОСМОНАВТИКИ

КОСМИЧЕСКИЙ АППАРАТ КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

КАРТИНА ЗООЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ

СТАРИННАЯ ФОТОГРАФИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

1. Как назывался первый русский музей?

б) собрание диковинок

3. Кто основал художественный музей?

б) К. С. Петров-Водкин

4. Какой музей был открыт в 1955 году?

а) художественный музей

б) зоологический музей

в) музей им П. В. Алабина

г) зоологический музей

а) 12 апреля 2009 г.

б) 30 апреля 2000 г.

в) 12 апреля 2007 г.

г) 24 апреля 2010 г.

7. Как с немецкого переводится Кунсткамера?

б) "кабинет редкостей"

г) "хранилище редкостей"

Прикреплённые файлы:

Конкурс мини-музеев в ДОУ

Конкурс мини-музеев в ДОУ В детском саду "Аленка" в марте 2017 года прошел конкурс мини-музеев. Основными задачами смотра-конкурса являются: 1. Обогащение предметно.


Цель урока: в ходе изучения нового материала у учащихся должно сложиться представление об уникальности памятников культуры Древнего Египта.

- обучающие: формирование навыков учащихся получать информацию об исторической карте, давать словесное описание местоположения объекта на карте, образование навыков, соотнесения года с веком, формирование умений анализировать визуальные объекты.

-развивать память, мышление, смекалку;

-воспитать познавательный интерес к предмету, пробуждать и поддерживать интерес учащихся к памятникам культуры древних народов, пониманию необходимости сохранять кулшьтурное наследие; расширение кургозора учащихся и формирововние у них эстетического вкуса.

Тип урока изучение нового материала.

Формы работы учащихся фронтальная и групповая.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, использование презентации через программу мультимедийной доски.

Структура и ход урока:

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Организационный момент

Приветствие. Учитель проверяет их готовность к уроку (наличие тетрадей, ручек, линеек, дневников).

Ученики занимают свои места.

Актуализация знаний

Ученики находят правильные ответы, появляющуюся на слайде

Новый материал

Искусство Древнего Египта ( Слайд 1)

Получают информацию и отвечают на вопросы учителя.

Закрепление нового материала

Выполнение заданий. Закрепляют полученные знания

Подведение итогов

Оценивание работы учеников

Домашнее задание

Инструктаж по выполнению домашнего задания

Запись домашнего задания в дневники

1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Садитесь. Проверим нашу готовность к уроку. Запишите в тетрадях число, классная работа.

Актуализация знаний

Прежде чем перейти к изучению нового материала давайте поработаем устно.


3. Изучение нового материала.

Ребята, запишите в тетрадях дату и тему урока. Назовите, пожалуйста, какие виды искусства вы знаете?. Сегодня речь пойдет об архитектуре, скульптуре и живописи.

Задание для учащихся. Прослушайте и просмотрите рассказ о египетских пирамидах. После него вы должны будете ответить на ряд вопросов.

«Величайщая из пирамид – пирамида Хеопса(На слайде фотография пирамиды Хеопса). Она была построена в 28 веке до н.э. Еее создал племянник фараона по имени Хемиун. Высота этой пирамиды 147 метров. Это соотвтетсвует современному зданию высотой около 5 этажей. Длина основания пирамиды 250 м. Пирамида сложена из блоков золотистокго известняка весом от 2,5 до 30 т. Они ничем не скреплены и держатся на месте силой собственной тяжести. Даже в наше время невозможно объяснить ту невероятную точность, с которой древние египтяне обрабатывали и ставили один на другой эти каменные блоки. Зазоры между ними не превышают полмиллиметра.

Неприметный вход на северной стороне пирамиды ведет в тесный коридор. Пройдя по нему, можно попасть в маленькую тесную, скрытую в глубине пирамиды погребальную камеру. Там находится гранитный, давно пустой саркофаг фараона. По вентиляционной системе в комнату поступает сухой воздух пустыни, который долгие годы способствовал сохранению муии фараона.

Древние греки считали пирамиды первым из семи чудес света, так как по сравнению с ними постройки греков и архитектурные строения последующих эпох кажутся карликами рядом с пирамидой Хеопса, основание которой в два раза больше ширины Красной площади в Москве.

По завершению просмотра слайда учитель задает ученикам вопросы:

Почему древние греки считали египетские пирамиды чудом?

Запись в тетради:

Египетские пирамиды – первое из чудес света.

Вопросы учащимся:

- Когда была построена пирамида Хеопса?

- Переведите века в годы. Каким годом начинается 27 век?

- Найдите и покажите на карте район пирамид.

-Определите словами, где находится долина пирамид.

Рассказ учителя.

Ученым постепенно раскрывалась тайна возведения пирамид. Теперь полагают, что пирамиды, вероятнее всего, строились так. На правом берегу Нила в каменоломнях вблизи Мемфиса тысячи людей были заняты добычей тонкозернистого известняка. В окрестностях Асуана и сейчас существуют древние каменоломни.

Обработанные блоки на лодках перевозили на другой берег Нила. Дальше их везли по специально проложенной дороге. У подножья будущей пирамиды лицевую сторону блоков тщательно шлифовали, используя для этого песок и воду.

Чтобы поднять блоки, египтяне строили из кирпича и камня наклонную насыпь с углом подьема около 15 градусов. По мере того как пирамида сооружалась, насыпь удлиняли. По этим насыпям камень тащили вверх на деревянных санях. Для уменьшения трения трассу постоянно смачивали водой, так что полозья скользили по грязи. Затем с помощью деревянных рычагов блоки устанавливались на место.

Пирамида возводилась на известняковом массиве, т.е. все пирамиды стоят не на песке, а на камне. Именно поэтому они не ушли в песок от собственной тяжести.

Рядом с пирамидами находистя знаменитый лежащий большой сфинкс – вырубленное из скалы изображение льва с человеческим лицом.

Рассказ учителя.

Сфинкс , как и пирамида, являетя символом египетской культуры.

Учащиеся делают запись в тетрадь:

Пирамида Хеопса построена около 2600 г. до н.э.

Задания для учащихся:

Подсчитайте, каков приблизительны возраст пирамиды в годах и веках.

Чему могли бы научиться современные строители у древних египтян?

Далее учитель или умеющий хорошо читать учени читает текст учебника (п. 2 Храмы – жилища богов).

Текст учебника:

Учащиеся выполняют задания.

Покажите на рисунке колонны.

Текст учебника

Однако после смерти Эхнатона жрецы вернули себе прежние права. Город Атона был забыт и превратился в развалины. Фараоны вновь стали поклоняться Амону-Ра. Но мы вспоминаем о правлении своенравного фараона, глядя на портрет его прекрасной жены и помощницы – царицы Нефертити.

Вопосы к учащимся:

Найдите на карте Древнего Египта город Ахетатон. Опишите словами его местоположение.

Вспомните, что называется мумией.

Почему из тела умершего фараона или вельможи делали мумию?

Рассказ учителя.

Согласно верованиям египтян, душа умершего время от времени возвращается из царства Осириса и вселяется в мумию. Если душа прилетает в гробницу, не обнаружит мумию, она погибнет и ее загробная жизнь прекратится. Однако мумия недолговечна, поэтому в гробницу ставили каменную или деревянную статую умершего, в точности воспроизводящую его облик. Верили, что душа может вселиться в статую, если мумию не сохранить.

На голове царицы Нефертити высокая синяя корона, украшенная разноцветной лентой. Лицо имеет естественный красновато-желтый цвет, брови и глаза подведены черной краской, а губы – темно-красной. Гениальный скульптор передал красивый овал лица египтянки с нежной кожей, продолговатыми глазами и лебединой шеей.

В гробницах, в храмах, при раскопках древних городов Египта найдено множество произведений искусства. Они собраны в разных музеях мира. Есть такие предметы в Музее изобразительных искусств в Москве, а так же в музеях и даже на улицах Петербурга.

Вы сразу догадаетесь, что вас окружают вещи, привезенные из Египта. В чем же особенность работы древнеегипетских мастеров?

Рассмотрите два изображения: одно выполнено на папирусе ( рисунок), другое вырезано на камне (рельеф).

Отвечают на вопросы:

Предположите, где могли помещаться данные изображения.

Какой сюжет изображен на рельефе? Кто на нем изображен? Свое мнение обоснуйте.

Каковы особенности изображения фараона, вельмож, простых воинов?

Кто изображен на папирусе. Свое мнение обоснуйте.

Каковы особенности изображения богов и фараонов?

Рассмотрим знаменитые статуи египетского вельможи и его жены, фотографии которых есть в учебнике.

можно ли назвать их позы естественными? Почему?

Одинаково ли раскрашена кожа мужчины и женщины? В чем разница?

4. Закрепление нового материала:

Самостоятельно или коллективно, в зависимости от класса, сформулировать и записать в тетрадь правила для художников и скульпторов в Древнем Египте.


5. Подведение итогов

Учитель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет оценки в журнал и дневники.

6. Домашнее задание.

Путешествие по залам музеев Выполнила: Голубова Екатерина

№ слайда 1

Путешествие по залам музеев Выполнила: Голубова Екатерина

Музеи бывают разные

№ слайда 2

Музеи бывают разные

Краеведческий- здесь рассказывают о родном крае

№ слайда 3

Краеведческий- здесь рассказывают о родном крае

Художественный- здесь можно увидеть картины и скульптуры

№ слайда 4

Художественный- здесь можно увидеть картины и скульптуры

В Палеонтологическом- хранят останки динозавров и окаменелые растения

№ слайда 5

В Палеонтологическом- хранят останки динозавров и окаменелые растения

В музеи под открытым небом привозят старинные постройки, военную технику, орудия

№ слайда 6

В музеи под открытым небом привозят старинные постройки, военную технику, орудия труда

В Историческом музее можно познакомиться с историей вещей которые нас окружают

№ слайда 7

В Историческом музее можно познакомиться с историей вещей которые нас окружают

Представьте, что мы попали в музей лампочки. Какую историю мы там услышим?

№ слайда 8

Представьте, что мы попали в музей лампочки. Какую историю мы там услышим?

В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.

№ слайда 9

В давние-давние времена людям по ночам светил лишь огонь КОСТРА.

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и

№ слайда 10

Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился ФАКЕЛ

В доме было опасно пользоваться такой штукой. Поэтому стали использовать щепки,

№ слайда 11

В доме было опасно пользоваться такой штукой. Поэтому стали использовать щепки, ЛУЧИНЫ. Их ставили на специальную подставку, СВЕТЕЦ. Под светец ставили ванночку с водой.

Но лучина быстро сгорала, да и света от нее было мало.

№ слайда 12

Но лучина быстро сгорала, да и света от нее было мало.

Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он

№ слайда 13

Люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда ФИТИЛЬ из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно.

Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которо

№ слайда 14

Со временем МАСЛЯНЫЕ ЛАМПЫ стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал горящий фитиль.

Масляная лампа также давала мало света, да и масло проливалось. Тогда люди приду

№ слайда 15

Масляная лампа также давала мало света, да и масло проливалось. Тогда люди придумали заменить жидкое масло на твердое сало.

В специальную форму положили фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остыв

№ слайда 16

В специальную форму положили фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось.

А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специ

№ слайда 17

А еще позже появились КЕРОСИНОВЫЕ ЛАМПЫ. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин.

Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных

№ слайда 18

Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной.

Пока один очень умный человек не изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ

№ слайда 19

Пока один очень умный человек не изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ

Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди пере

№ слайда 20

Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и газовыми фонарями, и керосиновыми лампами.

Сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится

№ слайда 21

Сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и. загорится свет!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ.

№ слайда 22

Читайте также: