Конспект уроку розряди прислівників 7 клас

Обновлено: 07.07.2024


Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Здравствуй. Мне очень приятно видеть тебя в этот прекрасный день! Проверь свою готовность к уроку. Открой тетрадь и запишем число.
II. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
Проверка домашнего задания.
Перед тобой лежат листочки. Тебе нужно выполнить следующее задание:
Найти и записать предложение:
1) с кратким прилагательным;
2) с категорией состояния;
3) с наречием.
Обоснуй свой ответ.
1. В этот тихий вечер море грустно. (И. Бунин) краткое прилагательное.
2. В печке грустно насвистывал свою песню сверчок. (А. Чехов) наречие.
3. Мне грустно и легко (А.С. Пушкин) категория состояния.
-какое слово повторялось во всех предложениях?
-как называется такое явление?
-омонимия. Что такое омонимы?
-Молодец. Ты успешно справился с упражнением.
- Скажи, пожалуйста, с какой целью мы выполнили такую работу?
-от каких частей речи мы должны уметь отличать КС?
Формулирование темы и цели урока
III.АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
Начнём с повторенья, потому что повторенье-мать ученья.
Орфографический диктант.
Работать по - новому, делиться по - братски, несмело улыбнёшься, по - осеннему свежо, изъясняться по -английски, упасть навзничь, попросить еще, вглубь, встретиться где -нибудь , уж замуж невтерпёж, влюблён по - юношески, идти не спеша, без устали, давным-давно, вплотную, направо.
Синтаксический разбор.
На улице было пасмурно, и мы остались дома.
-характеристика предложения.
-какой частью речи является слово ПАСМУРНО ?
-что такое категория состояния? Чем интересна эта часть речи?
IV.ОТКРЫТИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ: Морфологический разбор слов категории состояния.
-Как и все части речи, КС обладает морфологическими признаками.
-Какими?
-Скажи, пожалуйста, а где нам могут пригодиться все эти знания: умение находить слова КС, морфологические признаки этих слов, синтаксическая роль в предложении.
Таблица
ПрилагательноеНаречиеКатегория состояния
ВопросКаково? Каков?Как? Где?Каково? Как?
ЗначениеПризнак предметаПризнак действия
Признак признакаСостояние природы, человека, оценку действия
ИзменяемостьПо числам, родам, падежамНе изменяетсяНе изменяется
Синтаксическая рольСказуемоеОбстоятельствоСказуемое в безличном предложении
Морфемный составокончаниесуффикссуффикс
Образование существительногоСуществительного
прилагательногоСуществительного
наречия
Сделай вывод, чем категория состояния отличается от прилагательных и наречий.
- Сформулируй определение категории состояния как части речи.
-Открой учебник на стр.131. Порядок морфологического разбора КС.
-Из скольких пунктов состоит разбор?
V.ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Применение знаний на практике.
1. Самостоятельная работа со стихотворением М.Ю.Лермонтова
а) Обучающийся читает отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова Выхожу один я на дорогу
б) Беседа
-К какому роду произведений относятся стихотворения?
- В чем заключается особенность лирических произведений?
- Кто автор этих строк? (М.Ю.Лермонтов)
- Задание: найди в данном тексте слова категории состояния.
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит:
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чём?
-Есть в данном стихотворении слова КС?
-Состояние чего они обозначают?
-Выпиши КС и выполни морфологический разбор.
VI. ФИЗМИНУТКА
Игра на внимательность.
Если согласен с высказыванием, то хлопай, если нет-топай.
1.СКС не изменяются.
2. СКС отвечают на вопрос что.
3. СКС является в предложении обстоятельством.
4. СКС употребляется в безличном предложении.
5.СКС обозначает предмет.
6.СКС является сказуемым.
VII ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
В два столбика соотнеси предложения с наречиями и со словами категории состояния.
1. Тихо пели девушки, но их голос разносился далеко.
2. Тихо в моей обители.
3. В небесах торжественно и чудно, спит земля в сиянье голубом.
4. Торжественно поздравили и вручили учащимся памятные призы.
5. Капитан протянул мне руку и холодно пожал.
6. К ночи стало сумрачно и холодно.
VIII. КОНТРОЛЬ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА
- Чем отличаются слова категории состояния от других частей речи?
- Расскажи о порядке морфологического разбора слов категории состояния.
IX. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
-Привести примеры стихотворных строчек со словами КС, выполни три морфологических разбора слов КС.
X. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
А я, заканчивая наш урок, хочу поиграть в интересную игру. Необходимо назвать слова, которые передают твое состояние души, эмоции от нашего урока. Сейчас я начну, а ты мне поможешь, продолжи: мне с вами ИНТЕРЕСНО (ХОРОШО, РАДОСТНО, ЛЮБОПЫТНО, УЮТНО, ТЕПЛО, СВЕТЛО, немного ВОЛНИТЕЛЬНО).
Молодец!
Спасибо за урок.


Приложение
Дополнительные задания
Определить значение слов категории состояния:
Слова, обозначающие состояние окружающей среды: На дворе было душно.
Слова, выражающие физическое состояние человека: Было нестерпимо больно.
Слова, выражающие душевное состояние человека: Мне почему - то стало очень обидно.
Слова, выражающие положительную или отрицательную оценку: Верно! Безобразно!
Безлично - предикативные слова, имеющие модальное значение: Можно войти?
Вывод: Слова, сходные с именами существительными, обозначающие состояние.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема . Способи творення прислівників.

Мета: домогтися усвідомлення учнями основних спо-

собів творення прислівників; формувати вмін-

ня визначати спосіб творення прислівників та

утворювати прислівники самостійно, удоскона-

лювати вміння здійснювати морфемний та сло-

вотвірний аналіз прислівників; виховувати лю-

I. Актуалізація опорних знань учнів

1. Перевірка домашнього завдання.

§15,16 правила впр .149(І),150(І)*,

Завдання учням.

Пригадайте способи творення слів. Наведіть власні приклади.

II. Повідомлення теми та мети уроку

III. Мотивація навчальної діяльності школярів

Що таке прислівник і на які питання він відповіда є ? (Прислівник ( Наречие –рус.яз.) - це незмінна частина мови, що виражає ознаку дії, стану або ознаку іншої ознаки ( надто повільний, повернути праворуч). Питання: як?,коли?,де?,куди?,навіщо?,з якою метою?,якою мірою?, тощо.)

Які морфологічні ознаки має прислівник? (Прислівник не змінюється ні за числами, ні за відмінками, не має він також і ознак роду. У реченні прислівник здебільшого вживається в ролі обставини : Зимою (обставина часу) світить сонце,та не гріє.)

- На які розряди за значенням вони розподіляються? (способу дії,місця,часу,причини,мети,міри і ступеня,ознаки)

IV. Опрацювання нового матеріалу

Пояснення вчителя з використанням таблиці

Способи творення прислівників

( С тор. 82)

hello_html_432b5113.jpg

hello_html_m43aff90c.jpg

V. Закріплення вивченого ма т еріалу

Впр . 162 стор.83

З ’ясувати способи творення поданих нижче прислівників (усно)

Угору, вдвоє, наполовину, дбайливо, гаряче, сьогодні, миттю, часто-густо, по-батьківськи, обіруч, внічию, навприсядки.

З амінити словосполучення прислівниками. Скласти 2 речен ння з прислівниками. Визначити спосіб творення прислівників.

З р а з о к: кожного понеділка — щопонеділка. Щопонеділка ми ходимо на екскурсії .

1. З далеких країн

4. українською мовою

6. не зовсім прокинувшись

7. не розміркувавши

8. дуже розсердившись

9. всупереч кому- чому-небудь

10. з певним наміром

Д л я д о в і д о к : 10) навмисно, 9) наперекір, 3) завжди, 1) здалеку, 8) зопалу, 2) повсюду, 7) згарячу, 4) по-українському, 5) втроє, 6) спросоння.

Творче конструювання

За допомогою додавання словотворчих суфіксів і префіксів,( суфікси: -о,-е,-ому,-у,-ки,-і. префікси: -по,-на.-в,-з,-за,-о ), утворити прислівники. Назвати способи їх творення.

Відновити фразеологізми,уставивши з довідки потрібні за змістом прислівники. Пояснити значення. (усно)

Робота з підручником

VI . Підбиття підсумків уроку

У твор ити прислівники префіксальним способом:

в день, в голос, в плав, в низ , пре добре, пре гарно, пре багато, пре весело, пре радісно , від коли, на перед, пре чисто, за ново, на пам’ять .

VII. Домашнє завдання

§17-правила; впр 168.

(тема: прислівник, ступені порівняння прислівників )

До поданих дієслів за зразком дібрати прислівники,різні за значенням.

Зразок: прийти-прийти швидко (спосіб дії);прийти надвечір(час дії);прийти здалеку(місце дії);прийти наперекір(мета дії)

Слухати,міркувати,жити,усміхатися,працювати.

Замінити фразеологізми близькими за значенням прислівниками з довідки. Указати на їх розряд за значенням.

До прислівників дібрати антоніми.

1.Одна нога тут,а друга там.

3.До останньої нитки.

4.Голкою ніде ткнути.

5 Бурмотіти під носа.

7.Знати як облупленого.

9.З першого слова.

10.Слово по слову.

11.Як сніг на голову.

Довідка: раптово,швидко,дуже тісно,тихо,особисто,близько,поступово,відразу,дуже добре,монотонно,наскрізь.

Від поданих слів утворити прислівники вищого й найвищого ступенів (усно).

Скоро (скоріше,якнайскоріше)

Важко (важче,найважче)

Зрозуміло (зрозуміліше, найзрозуміліше)

Погано (гірше,найгірше)

Корисно (корисніше,найкорисніше)

Впевнено (впевненіше,найвпевненіше)

Відновити й записати прислів’я,утворити від прислівників,що в дужках,просту форму вищого ступеня порівняння. Розподілити прислівники вищого ступеня порівняння на 2 гр.:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мета: повторити й поглибити знання учнів про способи творення прислівників, зокрема про префіксальний спосіб; сприяти зміцненню навичок правопису прислівників з частками НЕ, НІ, позначати відповідні орфограми, пояснювати їх;

виховувати сприйнятливість до краси і гармонії світу.

Тема. НЕ і НІ з прислівниками

Мета: повторити й поглибити знання учнів про способи творення прислівників, зокрема про префіксальний спосіб; сприяти зміцненню навичок правопису прислівників з частками НЕ, НІ, позначати відповідні орфограми, пояснювати їх;

виховувати сприйнятливість до краси і гармонії світу.

Оголошення теми та мети уроку

III.Повторення вивченого про прислівник на попередніх уроках.

1 . За допомогою таблиці повторити вивчене про прислівник.

2. Записати на дошці речення, пояснити розлілові знаки. Утворити ступені порівняння прислівника могутньо; виконати розбір за будовою та словотвірний розбір слова вгору.

Старі дуби стоять, простягаючи вгору свої могутні руки, і гріються до сонця.

*Якими ще способами можуть утворюватися прислівники?

IV.Актуалізація знань учнів

1.Згадати про правопис частки НЕ з іменниками, прикметниками, дієсловами.

V.Сприйняття й застосування учнями навчального матеріалу.

*Як ви думаєте, коли НЕ з прислівниками пишеться разом, а коли окрема?

VI. Практичне застосування знань.

Солодко плачуть в садах солов`ї, так, як і завжди, незмінно. А сонце кипіло в небі, а сонце смалило немилосердно. І незабаром дзвоном опівнічним годинник нить шовкову розруба.

2.До поданих слів дібрати синоніми. Пояснити написання прислівників з НЕ.

Невисоко, нешироко, негарно,недавно, нехитро, непомітно, непорушно, недовго, несподівано.

Змоделювати народні вислови, дібравши їхні продовження з іншої колонки. Пояснити правопис ужитих прислівників.

Не страшно женитись, … і (не) туди і (не) сюди

Яблучко від яблуньки … (не) гучно пливе

Без води …та (не) погано горять

Глибока вода …а страшно журитись

Вогонь з водою …ніж (ні) коли

Криві дрова, …(ні) коли не погодиш

Краще пізно …(не) далеко відкотиться.

1.Відновити й записати фразеологізми, поставивши потрібні за змістом прислівники з часткою НІ.

(Ніде) …правди діти; дихнути…(ніколи); пальцем…(нікуди) ткнути; розвернутися…

(ніяк); (нікуди)… не годиться; потрібен як …(ніколи).

Звернути увагу на наголос прислівників та пояснити зізницю в їх значеннях.

Небрежно, немного, недалеко, неудобно, нечаянно, нисколько, неторопливо, нетрудно, никуда, нигде, неглубоко, никогда, неожиданно, невдалеке.

7. Творче завдання

Скласти речення з прислівниками невисоко – не високо, ніколи-ніколи.

8. Дібрати до прислівників антоніми і додати до них НЕ.

Тихо, вузько, ласкаво, слабо, самостійно, помилково, мало, сумно.

VI. Підсумок уроку.

Що нового дізнались на уроці?

Чи виникли якісь трудності?

Навіщо нам ті знання, що отримали на уроці?

Який вид роботи вам сподобався?

VIII .Дом. завдання.

* Виписати з тексту худ. твору 5речень, де були б прислівники з НЕ (або впр.№279).

Цель: познакомить учащихся с новой частью речи – междометием - и ее особенностями;
Задачи:
образовательные:
• показать роль междометий в речи;
• формировать умение находить междометия в текстах, определять роль междометий
• закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
развивающие:
• активизация познавательной деятельности учащихся;
• развитие внимания, памяти, логического мышления;
• развитие коммуникативных способностей учащихся;
воспитывающие:
• воспитание интереса к предмету;
• воспитание умения работать в парах.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование к уроку: учебник русского языка (авторы М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская и др.); раздаточный материал, мультимедиа.

I. Организация класса.
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня у нас открытый урок. Рада встрече с вами! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас.
- Добрый день! - тебе сказали.
- Добрый день! – ответил ты.
Нас две ниточки связали
Доброты и теплоты.
Давайте настроимся на работу, а чтобы она была продуктивной, улыбнёмся друг другу. Запишите дату в тетрадь.

III. Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.
- А знаете ли вы, что существует часть речи, которая помогает выразить множество чувств при помощи только одного слова? Об этой части речи мы поговорим сегодня на уроке.

Чтение стихотворения (раздаточный материал на столах)
Междометие
Разрешите доложить
Всем без исключения,
Что могу я говорить
Только лишь с волнением.
Выражаю поощренья,
Похвалу, упрек, запрет,

- Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Этой части речи и посвящён наш урок. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться?
- О чём стихотворение? (о роли междометий, для чего используют в речи)
- Какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия (поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность, восхищенье, возмущение, приветствие, страх)
- Назовите междометия.
- Попробуйте изменить их. Изменяются ли они?
- Можно ли к этим словам задать вопрос?
- Являются ли эти слова какими-либо членами предложения?
- Какие особенности пунктуации вы можете отметить
- Итак, что же такое междометие? Для чего они нужны? Дайте определение.

IV. Открытие новых знаний. Объяснение нового материала.
- Сегодня мы с вами будем говорить о междометиях, их особенностях, научимся правильно писать междометия и выделять их знаками препинания, употреблять в речи.

- Почему авторы назвали своих персонажей междометиями?
- Ребята, на какого героя мультфильма вы бы хотели быть похожими? Почему?
- Если перенести тип героя мультфильма на образ современного человека, кто бы был успешнее?
- Как вы считаете, какими качествами характера должен обладать современный молодой человек? Какими хотите стать вы?
- Познакомимся поближе с этой частью речи. Откройте учебники на стр.183-185. откройте § 70, стр. 186.
Самостоятельное чтение теоретического материала учебника.


В чём особенность междометия?
- В чем отличие производных междометий от непроизводных?
- Докажите, что междометие может употребляться в значении других частей речи?
- Как междометия выделяются на письме?
- Где чаще всего употребляются?

V. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. С.183, упр.460. (комментированное письмо) .

2. Карточка
На карточке записаны предложения, дополните их междометиями. Сравните записи и сделайте вывод: с какой целью употребляются междометия в речи?
Что за погода сегодня! Есть здесь кто-нибудь? Вот это песня! Подайте книгу. Кто говорит?

4. Нас с вами ждет ещё одно открытие. Отгадайте загадки, ответы запишите в тетрадь, обозначьте орфограммы.
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо).

- Зеленеет старый пень,
Когда услышит… (добрый день).

- Мальчик, вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь, …(здравствуйте).

- Когда нас бранят за шалости,
Говорим …(простите, пожалуйста).

- И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят… (до свидания).

VI. Самостоятельная работа.
Упр. 464
Проверка, выразительное чтение.

VII. Подведение итога урока. Выставление и комментирование оценок.
1. С какой частью речи мы сегодня познакомились?
2. Каковы особенности междометий?
3. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке?
4. Чему новому ты научился на уроке?

IX. Рефлексия.
- Эх, урок подходит к концу. Давайте оценим, как мы прожили эти 45 минут.
Сформулируйте ваши ощущения с помощью междометий.

Читайте также: